Постановление о стратегии развития информационного общества. Обзор стратегии развития информационного общества

  • 22.05.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стратегия развития информационного общества Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день наша жизнь протекает стремительно. Выражается это в том, что с огромной скоростью развиваются промышленность, экономика, новые технологии другие сферы нашей жизни. Огромную роль в успешном развитии страны и общества играют информационные технологии.

Каждый новый этап международных отношений разворачивался на фоне революционных изменений в фундаментальной науке и технике, в методологии научных исследований. Современный этап тектонических изменений в мировой политике сопровождается «четвертой информационной революцией». Именно в недрах этой революции происходит рождение информационного общества. В идеале, капитал уступает место информации, знаниям. А сама революция проходит незаметно, не вызывая социальных катастроф. Корпоративная собственность получает приоритет по сравнению с собственностью капиталистической. Пока информационная революция немногим отличается от любого революционного процесса, ибо также резко изменяет расстановку сил в общественной жизни. Она характеризуется максимальным внедрением мультимедийных технологий и услуг, а. соответственно, появлением новых мультимедийных корпораций. Главным элементом мировой информационной инфраструктуры становится Интернет.

Процессы, происходящие в современном мире, все с большей очевидностью демонстрируют взаимосвязь и взаимозависимость глобализации и роста информационно-коммуникационных технологий. Информационные инновации, наряду с техническими и управленческими, не только значительно расширяют возможности управления государством, развития информационного обмена, оказания государственных услуг, но и существенно повышают ценность информации как стратегического ресурса.

глобализация информационный международный

1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Разберемся с понятием «глобализация». Что означает этот термин и как он связан с информационными технологиями и тенденциями к переходу к информационному обществу.

Глобализацию можно охарактеризовать как макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в мировых системах: экономической, политической, социальной и правовой. В основном применение этого термина связывается с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий, в связи с чем информационные технологии и широкое использование Интернета являются наряду с финансовой, торговой и транспортной деятельностью не только основным объектом глобализации, но и служат определенным катализатором распространения глобализации, в первую очередь на социальную сферу, занимающую в системе правового регулирования государств существенное место .

Вопрос о влиянии процессов глобализации на правовые аспекты обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества России нуждается в тщательном исследовании, учитывая, что резко ускоряющиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации эволюционируют в качественно новое состояние - режим реального времени и возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в соответствующем правовом регулировании.

Очевидное усиление потребностей мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах является одной из важнейших особенностей современного этапа глобализации, широкого применения глобальных информационных систем, поэтому вопросы правового обеспечения информационной безопасности приобретают особое значение, поскольку оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы государств и на процесс построения информационного общества в России.

Проблема доступа населения к информационным технологиям в настоящее время имеет важное социальное значение и обозначена как проблема «цифрового неравенства». Как и социальное неравенство, «цифровое неравенство» способно существенно дестабилизировать нормальное функционирование общественного процесса и государственного управления и влияет на состояние обеспечения информационной безопасности .

Таким образом, происходящие процессы глобализации и международные документы, такие как Окинавская хартия глобального информационного общества 2000 года, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A\RES\65\141 от 20 декабря 2010 года и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2005 года являются катализатором принятия национальной стратегии построения информационного общества, и эта трудная работа в 2008 году подошла в России к определенному итогу - разработан документ - «Стратегия развития информационного общества в России» (далее - Стратегия), которая 7 февраля 2008 года была одобрена на заседании Совета безопасности РФ. В ней определена национальная стратегия в этом направлении, в значительной степени касающаяся и влияющая на развитие нормативного правового регулирования в процессах становления информационного общества. Стратегия представляет собой политический документ, разработанный с учетом международных актов, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.

В то же время Стратегия - это основа для подготовки и уточнения концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в области развития информационного общества в России.

Стратегия подготовлена с учетом международных обязательств Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, федеральных законов, а также нормативных правовых актов правительства Российской Федерации, определяющих направления социально-экономического развития, повышения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации.

В Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

Согласно настоящей Стратегии целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

Повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

Противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

Свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

Поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

Разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

Определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

Обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

Создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

Обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

Создает условия для равного доступа граждан к информации;

Использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

На сегодняшний день, мы видим, как далеко вперед шагнула наша страна на пути достижения перечисленных выше целей. Все эти способы решения задач реализуются не только на бумаге, но и успешно применяются в жизни. Все в больших сферах нашей жизни преобладающее место начинают занимать информационные технологии. Мы уже не можем себе представить нашу жизнь без выхода в глобальную сеть Интернет. При помощи компьютеров и прочих электронных устройств, мы совершаем платежи, покупки. Сегодня успешно реализуются программы по внедрению информационных технологий в сфере государственных услуг, в образование, досуг и в прочих сферах жизни общества.

Основные направления реализации Стратегии:

Создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;

Модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;

Создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации.

Расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;

Внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;

Предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Российской Федерации с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

Привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;

Создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;

Стимулирование создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

Повышение экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;

Развитие системы региональной информатизации.

Обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена;

Интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

Увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;

Совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг;

Совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

Развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

Создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией;

Создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;

Повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;

Поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации;

Формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;

Поддержка деятельности государственных и негосударственных организаций по сохранению культурных и нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма в обществе;

Пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа;

Сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.

Важным направлением Стратегии является информационная безопасность, которая заключается

В обеспечении безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

В обеспечении безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры Российской Федерации, в том числе критических объектов и объектов повышенной опасности;

В повышении уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем;

В создании единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

В совершенствовании правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования информационных и телекоммуникационных технологий во враждебных целях;

В обеспечении неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

В противодействии распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия .

В качестве примера реализации указанных выше целей, задач, направлений и принципов, можем рассмотреть электронные очереди. Электронная очередь - программно-аппаратный комплекс, позволяющий формализовать и оптимизировать управление потоком посетителей. Электронные очереди в детские сады, школы, больницы, земельные палаты, в паспортные столы уже давно не редкость. Электронные очереди позволяют изменить и повысить качество обслуживания. Следствием применения электронных очередей является улучшение общего климата обслуживания и более высокий коэффициент работы персонала учреждения.

Граждане отмечают, что посещение муниципальных учреждений уже не такая мучительная процедура. И в самом деле, факт того, что оплатить коммунальные услуги, счета, налоги и так далее теперь можно и из дома, как мне кажется, способствует тому, что данные платежи осуществляются вовремя.

Внедрение информационных технологий в сферу образования - огромный шаг вперед. Ведь это открывает огромные возможности для людей с ограниченными возможностями. Они теперь могут обучаться дистанционно. Получать среднее и высшее образование. Таким образом, люди из разных классов общества, разных социальных групп и просто люди разных убеждений становятся равными в своих правах не только на бумаге. Таким образом, осуществляется некоторое выравнивание людей в их возможностях. Введение электронных учебников, дневников также упрощает жизнь как ученикам школ и их родителям, а также учащимся вузов.

Разработка концепций единого преподавания тех или иных предметов, разработка единых учебных пособий, возможно, поможет наладить несколько ухудшившуюся за последние 15-20 систему образования.

Если брать сферу здравоохранения, также стоит отметить, что внедрение информационных технологий способствует улучшению качества обслуживания населения. Внедрение практики консультации врачей с ведущими специалистами страны в режиме он-лайн конференций прямо при проведении операций, лечении пациентов спасает многие жизни. Ведение электронных баз данных помогает быстро и эффективно найти решение сложнейших медицинских задач, таких как поиск доноров, например.

Список наших возможностей сегодня можно продолжать еще долго: это возможность совершать покупки и продавать товары через интернет, возможность следить за новостями в нашей стране и в мире, работа на дому, возможность посещать музеи, галереи не выходя из дома, получать консультации различных специалистов и так далее.

На мой взгляд, согласно данной стратегии уже очень многое было сделано для нашей страны и нашего общества. Я считаю, но на данный момент мы на верном пути нашего развития.

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В связи с возрастающими процессами глобализации важное значение в Стратегии уделено вопросам международного сотрудничества в области развития информационного общества. Основными направлениями реализации Стратегии в рамках международного сотрудничества в этой области развития информационного общества являются участие:

В разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью Интернет;

В международном информационном обмене;

В формировании системы международной информационной безопасности, совершенствовании взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях;

В международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

В разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, гармонизации национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой .

Глобальные информационные процессы нуждаются в правовом регулировании, и принципиальное значение в данной сфере имеет международное информационное право, предметом регулирования которого являются международные информационные отношения. При определении воздействия глобализации в правовой сфере наиболее распространено употребление термина «интернационализация», означающего прежде всего сближение политических и правовых систем государств, углубление их взаимовлияния и взаимодействия. Общая оценка этого процесса в основном положительна, и это вытекает из ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Однако открытость и вовлеченность в международное правовое пространство может иметь и негативное воздействие и даже навязывание идей, моделей, представлений.

Особенно велика роль международного информационного права в международном обмене научной, научно-технической, экономической и иными видами информации; при определении правового режима международных баз банков данных компьютерных систем военного и космического характера; при определении правового статуса информации как международного ресурса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XX век вошел в историю как период колоссальных изменений, связанных, прежде всего, с быстрым научно-техническим и информационным развитием. Неотвратимо проявляется мультипликативный эффект открытий и изобретений в области обработки информации и коммуникации. И каждый этап нового информационно-технологического прорыва оказывается все более глобальным, изменяющим не только стиль и качество жизни, но и облик цивилизации и системы международных" отношений. Однако действие этих информационных импульсов неодинаково в разных частях планеты. И все же можно утверждать, что изменение мирового информационного пространства стало ключевым фактором развития современной цивилизации и определения основных направлений общественного развития. К наиболее важным из них относятся:

Ускорение научного, научно-технического, экономического, социального, культурного и других направлений развития за счет увеличения объема и скорости информационного обмена вне зависимости от расстояния, возможности распространения новых идей и знаний, быстрого распространения научных и технологических достижений;

Создание базы для разработки и распространения новой научной и философской парадигмы XXI столетия, основанной на понимании единства многообразия мира и осознании общих глобальных проблем человечества;

Усиление мировых интеграционных тенденций, особенно в экономической, политической, информационной, научно-технической, образовательной, культурно и других сферах;

Создание условий для разработки и внедрения новых форм и методов обеспечения глобальной, региональной и национальной безопасности; прогресс в области политического, экономического, производственного и военного управления и международных отношений. I

Информатизация, как глобальный фактор мирового развития, оказывает существенное влияние на международно-политическое положение каждой страны, которое во многом определяется уровнем развития информационной и технологической инфраструктуры. Развитие мира после холодной войны противоречиво. С одной стороны, углубляется глобальная экономическая и технологическая взаимозависимость, чему способствует информатизация. С другой стороны межгосударственные противоречия, источники международной нестабильности и конфликтов, многие из которых, особенно в зоне мировой периферии, обостряются и становятся все более масштабными. В быстро развивающемся и приобретающем принципиально новые качества информационном обществе традиционные методы межгосударственного противоборства трансформируются под воздействием новых информационных технологий и становятся все более опасными.

Развитие информатизации порождает комплекс негативных международно-политических последствий. К ним относятся: ускорение поляризации мира; увеличение разрыва между богатыми и бедными, технологически отсталыми и передовыми странами во всех областях; увеличение стран-маргиналов. Все это становится новым источником нестабильности, провоцирует сегодняшние и будущие конфликты, в том числе те, которые способны вырасти до глобальных масштабов. Резко увеличивается военный потенциал передовых в научно-техническом отношении стран, приводящий к изменению глобального и регионального балансов сил, в которых информационные технологии начинают играть все более заметную роль. Иными словами, информатизация не только ускоряет развитие цивилизации, но и порождает новые угрозы национальной, региональной и глобальной безопасности.

В этих условиях Россия должна рассматривать стратегию перехода к информационному обществу как адекватно отвечающий международным реалиям внешнеполитический ресурс, позволяющий не только позиционировать страну на международной арене в наиболее выгодном для нее свете, но и оперативно противодействовать угрозам безопасности, проявляющимся в информационной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глобализация и информационное общество / Н.Н. Понарина // Политика. - 2012. - №1. - С.19-24.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. - от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность информационного общества. Возникновение и основные этапы развития информационного общества. Информатизация общества в настоящее время. Влияние информационных технологий на мировую экономику. Проблемы информационного общества.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Понятие и признаки информационного общества. Анализ роли государства при построении информационного общества. Экономическая, правовая, технологическая и социальная основа, системы индикаторов и индексов в сфере развития информационного общества.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Анализ мировых тенденций и государственных программ информационного развития в странах-лидерах в области информационных технологий и в России. Направления государственной политики, финансовое обеспечение науки. Концепция "электронного правительства".

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Политические аспекты глобализации. Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития. Синтез теорий глобализации и информационного общества в работах М. Кастельса. Направления совершенствования интеграционных процессов в условиях глобализации.

    реферат , добавлен 02.09.2012

    Человечество на пороге всеобщего информационного пространства. Тенденции становления глобального информационного пространства, ожидаемые последствия. Формирование новой информационной культуры общества и информационного образа жизни, проблемы личности.

    реферат , добавлен 04.02.2011

    Понятие, характер генезиса и последствия глобализации. Роль развития мировой транспортной сети, международного разделения труда, роста коммуникационного и информационного общества в глобализационных процессах. Основные стадии технического прогресса.

    презентация , добавлен 07.12.2010

    Научно-технический потенциал Японии. Образование центра ключевых технологий в 1986 году. План построения информационного общества до 2000 года. Перспективы развития и концепция технологической революции в машиностроении. Понятие об искусстве инемури.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Сущность и основные этапы формирования мировой экономики. Влияние глобализации на выбор стратегии развития экономики Российской Федерации. Анализ и оценка конкурентоспособности государства в 2008-2011 гг. Перспективы экономического развития страны.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2012

    История разработки и развития концепции о создании социалистического гармоничного общества, сформированной Коммунистической партией Китая. Анализ "китайского чуда" как одного с последствий развития гармоничного общества в КНР, оценка его последствий.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2015

    Экономические, межгосударственные и межнациональные отношения, производственно-технологическое сотрудничество Украины и Российской Федерации. Отношения между государствами на современном этапе, анализ украинской политики в отношении Российской Федерации.

Утвержденная Президентом России Стратегия развития информационного общества предполагает серьезные ограничения для иностранных игроков в российской цифровой экономике. Все данные следует хранить на российских серверах, все платежи необходимо проводить через российские платежные системы, трансграничные платежи должны быть прозрачными, должны быть защищены права национальных логистических операторов и т.д.

Новая Стратегия развития информационного общества

Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития информационного общества до 2030 г. Документ, подготовленный Советом безопасности, придет на смену предыдущему варианту Стратегии, утвержденному в 2008 г.

В прежнем варианте Стратегии говорилось о необходимости поддерживать отечественные информационные технологии, обеспечивать доступность ИКТ-услуг для населения, осуществлять защиту информации и т.д.

Нынешний документ говорит о необходимости серьезно защищать национальные интересы в киберпространстве и цифровой экономике.

Проблема «клипового мышления»

Основными проблемами в документе обозначены отсутствие у России собственных технологий обработки «больших данных» и отсутствие международных механизмов, позволяющих государствам отстаивать свои права на регулирование интернета. Также говорится о проблеме «клипового мышления» - массовом поверхностном освоении информации, которое сложилось из-за бурного развития интернета и информационных технологий.

Ограничения для иностранцев и прозрачность трангсграничных платежей

В области электронной торговли для иностранных участников на российском рынке должны быть введены ряд ограничений. Зарубежные поставщики товаров, ПО и услуг должны выполнять требования российского законодательства, в противном случае доступ к ним будет заблокирован. В то же время будут обеспечены условия для создания иностранцами своих представительств в России и совместных предприятий с российскими партнерами.

При взаимодействии российских организаций с иностранными в сфере цифровой экономики все данные должны храниться и обрабатываться исключительно на российских серверах, а платежи осуществляться через российские платежные системы. Не допускается оказание иностранцами финансовых услуг российским гражданам.

Для дистанционной торговли планируется создать платежную и логистическую инфраструктуру. При этом национальная платежная система должна будет обеспечивать прозрачность трансграничных платежей, то есть проводить идентификацию плательщика, получателя и назначения платежа.

Сертификация приобретенных в интернет товаров

При деятельности на территории России зарубежные организации, занимающиеся электронной торговлей, должны создавать режим наибольшего благоприятствования для российских потребителей и поставщиков товаров. Также должны соблюдаться интересы национальных логистических операторов.

Антимонопольное законодательство следует отрегулировать с учетом особенностей электронной торговли. Для товаров и услуги, доставляемых в России из-за рубежа через интернет, должна быть разработана система сертификации. Россиян следует защитить от распространения контрафактных товаров через интернет. Также должны быть разработаны меры таможенного контроля для интернет-торговли (Владимир Путин еще в 2013 г. говорил о снижении порога беспошлинного ввоза товаров).

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) поддерживают положения Стратегии. «В 2016 г. объем трансграничных покупок составил более 300 млрд руб., эти денежные средства были выведены за пределы РФ, - говорит председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов. - Мы считаем, что осуществление расчетов между иностранными и российскими компаниями должно происходить через российскую платежную систему. Сейчас, к примеру, Visa и MasterCard не предоставляют никаких данных о том, какая сумма денег и кем была переведена для совершения того или иного платежа. Пользуясь же российскими платежными системами, мы сможем доказать, кем был осуществлен платеж, а также будем уверены, что под видом покупок не спонсируются террористические организации».

Президент Национальной ассоциации участников электронной торговли Александр Иванов предупреждает, что ограничения на использование иностранных сервисов отрицательно скажутся на конкуренции и в конечном итоге ухудшат положения потребителей. «Авторам таких предложений надо порекомендовать прочитать экономиста Адама Смита», - говорит Иванов.

Централизованное управление телекоммуникационными сетями

При электронном взаимодействии лиц, находящихся на территории России, информация должна обрабатываться на российских серверах и передаваться через сети российских операторов связи. Обработка данных о гражданах должна происходить с соблюдением законности и принципа разумной достаточности. Планируется проводить мероприятия по пресечению незаконного сбора персональных данных граждан.

В телекоммуникационной сфере должна быть создана система централизованного мониторинга и управлению единой сетью электросвязи. Услуги связи должны предоставляться в сельской местности и труднодоступных районах. Необходимо обеспечить использование телекоммуникационного оборудования и ПО, исключающих несанкционированное управление и не содержащее элементов, чьи ремонт и замена не могут производиться на территории России в ходе всего срока гарантированного обслуживания.

Регулирование новых медиа и поддержка традиционных каналов распространения информации

Власти должны будут обеспечить устойчивое функционирование российского сегмента сети интернет и взять под управление его инфраструктуру. На международном уровне необходимо отстоять права государств на суверенную политику в отношении национальных сегментов интернета, обеспечить равноправное участие государств в управлении интернетом и не допустить использования интернета в военных целях.

В медиа-среде необходимо насытить рынок отечественными продуктами и сервисами, а также обеспечить регулирование механизмов распространения информации, не зарегистрированным как СМИ, но выполняющим схожие функции: новостные агрегаторы (в 2016 г. был принят соответствующий закон), социальные сети (закон о блогерах был принят в 2014 г.), мессенджеры (соответствующий законопроект разрабатывает Роскомнадзор) и интернет-ТВ.

Стратегия предполагает обеспечение прав граждан на доступ к информации и право выбора способа получения информации. В связи с этим в документе говорится о необходимости поддержки традиционных услуг связи: почты, электросвязи, а также традиционных медиа-сред: радио, ТВ, библиотек, печатных изданий.

Какие технологии следует развивать в России

В технологической сфере говорится о необходимости использования госорганами и компаниями с госучастием отечественного ПО, оборудования и компонентной базы. Органы власти и местного самоуправления также должны переходить на использование инфраструктуры электронного правительства. При электронном взаимодействии госорганов должны использовать российские криптоалгоритмы и средства защиты информации. Также должна быть налажена система мониторинга отражения атак на информационные сети.

В России должно быть налажено производство общесистемного и прикладного ПО, телекоммуникационного оборудования и пользовательских устройств для широкого применения гражданами, организациями и госорганами. Также необходимо создать встроенные средства защиты информации.

Согласно Стратегии, основными направлениями разработки отечественных ИКТ-технологий должны стать конвергенция сетей связи и сотовые сети пятого поколения (5G), обработка больших объемов данных, искусственный интеллект, доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, облачные и туманные вычисления, интернет вещей и промышленный интернет, робототехника и биотехнологии, радиотехника и электронная компонентная база, информационная безопасность.

Определены и основные сферы применения отечественных технологий ИКТ: доступность медицины, совершенствование механизмов предоставления финансовых услуг в электронной форме, дистанционное обучение, дистанционная занятость, технологи электронного взаимодействия граждан, повышение качества госуправления, электронная демократия, проведение опросов и переписи населения, системы управления и мониторинга во всех сферах жизни.

«Поддержка традиционных медиа плохо согласуется с развитием цифровой экономики»

Эксперт ПИР-Центра Олег Демидов отмечает, что в новой Стратегии четко прописаны требования к безопасности в ИКТ-среде, в том числе относительно критической инфраструктуры интернета (соответствующий законопроект уже разработан Минкомсвязи) и систем предотвращения кибер-атак (такая система создана ФСБ).

«Также документ отражает последние тренды в цифровой среде: большие данные, интернет вещей и т.д., - говорит Демидов. В то же время в документ вошли положения о пропаганде духовно-нравственных ценностей и необходимо защиты традиционных источников информации, что плохо сочетается с развитием цифровой экономики и поддержанием конкуренции».

Директор по стратегическому маркетингу Института проблем интернета Ирина Левова считает, что по сравнению с черновиком Стратегии развития информационного общества, представленной в конце 2016 г., финальная версия документа оказалась в значительной степени сглаженной от жестких мер: «Надо понимать, что сама по себе стратегия - лишь ориентир, - добавляет Левова. - Надо ожидать появления документа более высокого уровня и надеяться на понимание того обстоятельства, что цифровая экономика может быть только глобальной».

РосКомСвобода:

Указ №203, утвердив новую Стратегию развития информационного общества до 2030-го года. Прежняя была реализована неполностью и вот новая попытка. Сложно говорить о том, насколько она будет успешной (все-таки срок стратегического планирования отодвинут до 2030 года, а это значит, что как в притче про Ходжу Насредина - "либо ишак, либо эмир, либо Ходжа". Поэтому дистанцируясь от реалий, поделюсь тезисно тем, что мне запомнилось из этого документа применительно к теме ИБ:

  • Вводится достаточно много новых терминов, имеющих более привычные нам английские аналоги - Big Data, Fog computing, Industrial Internet, Internet of Things, Cyberspace и др.
  • В отличие от прошлой стратегии в нынешней много говорят (местами завуалированно) о безопасности, включая и безопасность критической информационной инфраструктуры.
  • Вводится понятие "безопасного ПО и сервиса", под которым понимается сертифицированное по требованиям ФСБ и ФСТЭК ПО и сервис. Умолчим о том, где у нас требования по сертификации сервисов, но движение в этом направлении понятно и предсказуемо. Правда зачем нужно это понятие по тексту Стратегии непонято - оно нигде не упоминается.
  • Вводится понятие "технологически независимого ПО и сервиса", то есть такого, которое обслуживается и поддерживается в Крыму, не обновляется принудительно из-за рубежа (даже в случае наличия в нем критических уязвимостей), не управляется из-за рубежа, а также которые не передают ничего несанкционированно за пределы РФ (укол в сторону Windows 10?). Вообще про защиту от несанкционированной и незаконной трансграничной передачи информации говорится в нескольких местах. Как и в случае с понятием "безопасного ПО" термин "технологически независимое ПО" тоже непонятно зачем введен в Стратегии - он нигде не упомянут.
  • Терминология в части КИИ совпадает с законопроектом по безопасности КИИ, а значит, что упомянутые мной в декабре проблемы со списком отраслей, где могут быть критические инфраструктуры остались нерешенными и, видимо, их и оставят нерешенными (а то получится, что в законе по КИИ у нас одни отрасли, а в указе Президента - другие).
  • Иностранные технологии официальны признаны угрозой национальной безопасности и мешающими защите граждан и государства в информационной сфере.
  • Официально объявленный курс на изоляционизм и протекционизм как-то сочетается с желанием вывести отечественные технологии на мировой рынок и сделать их конкурентноспособными. То, почему это будет сделать сложно, хорошо написал Александр Чачава в своей недавней статье.
  • В очередной раз заявлено о необходимости создавать и развивать нормативную базу под ГосСОПКУ. Я про это писал пару лет назад, но с тех пор нормативки по ГосСОПКЕ у нас почти не появилось (кроме методички по созданию центров ГосСОПКИ - часть , и ).
  • Интернет-сайты, соцсети и мессенджеры будут регулировать еще больше.
  • Информационная инфраструктура РФ (читай, Рунет) должен централизованно мониториться и управляться. Как это сделать применительно к изначально децентрализованному Интернету не совсем понятно, но отдельные идеи в прессу просачиваются . Вполне допускаю, что Минкомсвязь вытащит из под полы проект приказа по использованию для управления магистральным оборудованием только сертифицированных по требованиям ИБ средств управления.
  • Также требуется обеспечить устойчивость, безопасность и независимость функционирования российского сегмента Интернет. Про это уже не раз Минкомсвязь выпускал нормативку, но как обычно забивал болт на контрол ее исполнения (по крайней мере РКН, который уполномочен это делать, занимается совсем другими вещами).
  • В очередной раз требуется перейти на использование отечественной криптографии при обмене не только между госорганами и муниципалами, но и с гражданами и предприятиями. Видимо прошлое поручение Президента пока не спешат реализовывать.
  • В информационной инфраструктуре необходимо заменить все импортное на свое родное, а также защитить ее с помощью ГосСОПКИ (раньше ГосСОПКУ распространяли только на критическую информационную инфраструктуру). Требование про непрерывный мониторинг и анализ угроз при наличии ГосСОПКИ, которая это и делает, не совсем понятно. Видимо, разные люди писали. На свои технологии надо также перейти в госорганах, органах местного самоуправления и компаниях с госучастием. В сетях связи должно использоваться оборудование и ПО, производство и ремонт которых (а также запчастей) должно производиться на территории России (и процессоры?).
  • В очередной раз требуется создать сугубо отечественное системное и прикладное ПО, железо и пользовательские устройства (очередной Йотафон?) и чтобы там непременно были встроенные российские средства защиты информации.
  • 31-й пункт вроде посвящен защите данных (не информации), но что хотели сказать авторы не до конца понятно, кроме общих фраз по защиту прав субъектов персданных и контроль трансграничной передачи ПДн.
  • Постулируется необходимость одновременно обеспечивать конфиденциальность пользователей и исключать их анонимность.
  • Предлагается усилить участие России в международных организациях по стандартизации.
  • Технологии ИБ должны стать одним из направлений развития отечественных ИТ. Это позитивно, но хотелось бы увидеть конкретные шаги для этого (пока ни один из регуляторов не сделал ничего для развития отрасли средств защиты информации). Про это в Стратегии написано много, но пока на уровне хотелок.
  • Говорится о трансфере иностранных технологий и применение лучшего зарубежного опыта в сфере ИТ. Интересная идея, но вот как она будет реализовываться на фоне существенного сокращения применения иностранных технологий и по сути постепенного запрета работы иностранных ИТ-компаний в России?
  • Развитие технологий удаленной идентификации и аутентификации пользователей, а также формирование трансграничного пространства доверия к электронной подписи.
  • В НПС рекомендуется применять сертифицированные средства защиты информации. Про это я уже писал в контексте новых требований ЦБ по ИБ.
  • Локализация не только ПДн, но и всей информации, которая создается и обрабатывается иностранными организациями в рамках цифровой экономики России. Это требование будет покруче ФЗ-242 по локализации ПДн россиян.

В целом Стратегия выглядит немного странновато - очень много повторов и пересечений между разделами. Такое впечатление, что документ писался разными экспертами (так оно и было на самом деле), но потом кто-то не очень сведущий в предмете регулирования свел все предложения воедино, не сильно задумываясь над конечным результатом. Главное, чтобы документ читался и в нем были правильные слова. Вот эта задача была выполнена на 100%. Подождем конкретных НПА, которые должны реализовать все указанные в Стратегии положения. В течение полугода они, как минимум, основные, должны быть приняты Правительством и ФОИВами.

Помимо правительства и Администрации президента РФ , реализацию стратегии будет обеспечивать целый ряд организаций. В их числе – Совет безопасности РФ, федеральные органы власти, Центральный банк РФ , региональные госорганы и органы местного самоуправления, государственные и внебюджетные фонды, госкорпорации и др.

Разнообразными будут и источники финансирования мероприятий стратегии – от федеральных средств до внебюджетных источников.

2008: Утверждена первая стратегия до 2015 года

В феврале 2008 года была утверждена стратегия развития информационного общества в РФ . Основной ее целью являлось:

  • повышение качества жизни граждан,
  • обеспечение конкурентоспособности России ,
  • развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества,
  • совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Направления развития стратегии были сформированы вокруг формирования современной ИКТ-инфраструктуры и предоставления на ее основе услуг для населения, повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИКТ, повышение эффективности госуправления и др.

Основные показатели, которых планировалось достигнуть в результате реализации стратегии, были обозначены сроком до 2015 года.

В среду, 10 мая, президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы. Соответствующий указ главы государства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. ТАСС ознакомился с документом и сравнил его с предыдущей Стратегией , появившейся в России почти десять лет назад.

Сроки больше, задумки масштабнее

Первая Стратегия развития информационного общества РФ была утверждена на исходе второго срока Владимира Путина в феврале 2008 года (Совет безопасности одобрил ее в июле 2007 года) и действовала до 2015 года. Нынешняя Стратегия будет реализовываться в период с 2017 по 2030 год и, таким образом, охватит на шесть лет больше, чем предыдущий документ.

Согласно тексту документа, Стратегия акцентируется на вопросах развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов. Основными принципами подписанного указа являются обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора при получении данных, а также "сохранение традиционных и привычных (в отличии от цифровых)" для россиян "форм получения товаров и услуг".

Отдельное внимание в документе уделено "критической информационной инфраструктуре" России. К ней, в частности, относятся информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, которые используются государственными органами, а также в сферах обороны, здравоохранения, транспорта, связи, финансов, энергетики и в различных отраслях промышленности. Эту инфраструктуру, как отмечается в Стратегии, необходимо защищать "с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы".

Известно, что над новой Стратегией работали на протяжении всего 2016 года, подготовлена она была при участии рабочей группы помощника президента РФ Игоря Щеголева "Интернет + экономика". В документ вошли предложения, которые обсуждались на самом высоком уровне, в том числе на встречах президента РФ Владимира Путина с представителями IT-индустрии, а также положения Посланий главы государства Федеральному собранию и Доктрины информационной безопасности России. Кроме того, новая стратегия резонирует с недавним поручением премьер-министра России Дмитрия Медведева разработать к маю 2017 года программу "Цифровая экономика".

Предыдущая редакция утратила актуальность

Создатели новой Стратегии уверены: предыдущая редакция уже устарела и нуждается в переработке. По словам источника ТАСС в администрации президента России, в отличие от ранее действовавшей редакции, где в основном решались технические вопросы, позволившие, например, запустить механизм "Электронного правительства", в новом документе упор сделан на создание системы, обеспечивающей эффективную и оперативную передачу достоверной информации между элементами информационного общества - гражданами, организациями и госструктурами.

Стратегию-2017 года от Стратегии-2008 отличает то, что в новом документе пока не обозначен KPI (ключевые показатели эффективности). Согласно указу президента, правительству необходимо до 1 октября 2017 года утвердить перечень показателей реализации Стратегии, а также план ее реализации.

В документе от 2008 года эти показатели были таковы: ожидалось, что к 2015 году доля государственных услуг, доступных населению с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, будет доведена до 100%, а доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - до 70%. Кроме того, предполагалось обеспечить 75% семей интернетом, однако и эта задача выполнены не была (судя по недавним опросам , доля активной аудитории – это выходящие в Сеть хотя бы раз за сутки - сейчас составляет 57% взрослых россиян).

Предыдущая Стратегия также предполагала вхождение России в двадцатку международных рейтингов в области развития информационного общества. Однако на сегодняшний день в Рейтинге развития электронного правительства ООН (E-government Development Rank) Россия занимает 35-е место, в Индексе развития ИКТ (ICT Development Index - IDI) - 45-е место, в Индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index - NRI) - 41-е место. В новой Стратегии вопрос рейтингов не поднимается.

Новые цели, старые приоритеты

В качестве главной цели указано создание в России "общества знаний", то есть такого общества, "в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ".

Предыдущая Стратегия своей первостепенной целью ставила повышение качества жизни (в частности, образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения) на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Впрочем, эти же задачи нашли отражение и в новой Стратегии - для их выполнения предлагается создать новую технологическую основу в экономике и социальной сфере.

Такие приоритеты, как обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, перекочевали из старой Стратегии в новую практически без изменений. Стратегия-2008 предполагала обеспечение 100%-го уровня доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг и технологий на всей территории страны, в новой Стратегии эта цель дополняется задачами по "интенсификации использования самих технологий".

Цифровая экономика без дискриминации

В новом документе подчеркивается, что для нового этапа развития страны характерно возникновение цифровой экономики, ключевыми факторами производства в которой являются данные, представленные в цифровом виде. Технологии обработки таких данных становятся главными способами повышения эффективности современной экономики. "Такие технологии, как и зарождающаяся цифровая экономика, используются активно в России, но основаны на зарубежных разработках, - говорится в Стратегии - [Это] усложняет решение задач защиты граждан и обеспечения информационной независимости государства".

Для решения данных проблем документ предлагает приоритетный сценарий развития информационного общества в России, который заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в сфере IT. Российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство - обеспечивать и защищать их интересы. В свою очередь, граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов и товаров и иметь к ним недискриминационный доступ (то есть независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги).

Предыдущая Стратегия также предполагала создание выгодных условий для развития "конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий", причем к 2015 году доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка IT должна была составить более 50% (в действительности отечественная IT-отрасль удовлетворяет потребности российского рынка только на четверть). Обе стратегии подразумевают привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности.

Традиционные ценности и импортозамещение

К числу принципов, на которых основана новая Стратегия, в частности, относится приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на них социальных норм при использовании технологий. Для этого в России должна быть сформирована безопасная информационная среда на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Предыдущая Стратегия также акцентировала внимание на традиционных ценностях, хоть и с другой формулировкой ("пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа").

Как следует из положений Стратегии, государство должно обеспечить формирование национальной электронной библиотеки и иных государственных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ. Кроме того, необходимо "создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов".

В соответствии с новой Стратегией, компании, оказывающие услуги на территории России, должны создавать свои российские представительства в партнерстве с крупными отечественными организациями на паритетных условиях. При этом какое-либо сотрудничество в электронной сфере с иностранными компаниями предполагает хранение информации обо всех операциях и обработку данных исключительно на серверах, расположенных в России. Расчеты между сторонами должны осуществляться только через российскую платежную систему. Ничего подобного в предыдущей Стратегии прописано не было.

Наконец, в новом документе появляется приоритет на замещение импортного оборудования программного обеспечения и электронной компонентной базы, когда как в старом документе говорилось лишь о "стимулировании создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования". В Стратегии-2017 также говорится о поддержке экспорта российских информационных технологий за рубеж и поддержке уже существующих отечественных компаний в области IT.

Защита от врагов

Для предотвращения подмены, искажения или блокирования информации новая Стратегия предполагает использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при взаимодействии органов власти между собой, а также с гражданами и организациями. Предполагается, что для предоставления безопасных услуг и программного обеспечения в отечественных информационных и коммуникационных технологиях будут использоваться встроенные средств защиты информации.

Еще одна "новинка" - намерение государства развивать механизмы блокировки и удаления запрещенной информации, а также интернет-ресурсов, нарушающих российское законодательство. Отдельным пунктом прописано "осуществление противодействия использованию интернета в военных целях", чего также не было в предыдущей Стратегии. Кроме того, в новом документе определяется вектор на правовое регулирование деятельности соцсетей, мессенджеров, интернет-телевидения и СМИ.

Президентский указ, состоящий из 29 страниц, вступил в силу с момента подписания. В шестимесячный срок правительство РФ должно обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в соответствии с новой Стратегией.

Артур Громов