Основные каналы социальной мобильности. Механизмы и каналы социальной мобильности. Социальная селекция в научно-творческой деятельности

  • 17.04.2019

Каналы мобильности

В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы».

Каналами мобильности являются:

  • общественно-политические организации;
  • органы власти;
  • профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.);
  • церковь;
  • школа;
  • армия;
  • семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.).

Функции каналов социальной мобильности

В современном мире роль одних каналов мобильности усиливается, других уменьшается. В рамках усиливающихся каналов отрабатываются новые формы мобильности.

Традиционные каналы социальной мобильности можно дополнить такими каналами, как:

  • научно-техническая деятельность;
  • финансово-банковские операции;
  • активность в области компьютерных технологий и в области массовой информации;
  • причастность к теневой или криминальной деятельности (в традиционном обществе представлен бандитскими и семейно-клановыми группировками, в развитом обществе представлен транснациональными мафиозными ассоциациями в области распространения наркотиков, оружия и т.д.).

Все каналы социальной мобильности (исключение составляет криминальный канал) тесно между собой взаимосвязаны, они функционируют одновременно, дополняя друг друга или конфронтируя между собой.

Замечание 1

Каналы социальной мобильности формируют систему организационных возможностей, институционально-правовых требований, конкретных правил передвижения людей по социальной лестнице вверх и вниз, образуя сложные механизмы социального отбора людей на определенные статусные роли и социальные позиции.

Механизмы социальной селекции

В некоторых школах роль образования и школы в смене статуса была ограничена, приоритет отдавался религиозной или армейской среде. Личные качества индивида, поддержка окружающих, роль семьи по-прежнему оставались важными.

В современном обществе главный подход в механизмах социальной мобильности ориентирован на образовательно-профессиональную подготовку. Усиливается роль индивидуальных качеств человека.

Социальная селекция в научно-творческой деятельности

Для того, чтобы общество признало молодого человека ученым и начало научной карьеры необходимо, чтобы у него был диплом о высшем образовании.

Профессиональная среда только тогда признает научный статус индивида, когда результаты его личной работы будут квалифицированы как значительные. Эти результаты будут постоянно критиковать и придирчиво анализировать.

Молодой ученый должен овладеть искусством

  • находить сторонников;
  • вести научную полемику;
  • добиваться практического внедрения своих открытий.

В механизмах социальной селекции основную роль играют такие обстоятельства:

  1. Утверждение в профессиональной среде с помощью квалификационного и должностного продвижения. Основным фактором признания будут научные результаты, признанные широкими научными и общественными кругами.
  2. Обретение сторонников в практических сферах (известность среди широкой общественности).
  3. Помощь и поддержка членов семьи.

Проблема социальной мобильности широко представлена в социологической литературе (П.Сорокин, П. Блау, Б. Барбер, Э. Гидденс, Дж. Голдторп, О.Д. Данкен, С.М. Липсет, Р. Бендикс, Р. Эриксон и др.; из российских – З.Т.Голенкова, Т.И. Заславская, В.И. Ильин, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, А.Ф.Филиппов, М.А. Шабанова, О.И. Шкаратан, М.Ф. Черныш и др.).

Работы П. Сорокина были первыми в этой области, но, по признанию Э. Гидденса, Сорокин применял примитивные методики, которые в настоящее время непопулярны в западной социологии, но, по нашему мнению, вполне приемлемы к анализу процессов социальной мобильности в постсоветском российском обществе именно потому, что оно с большим опозданием вступило на путь капитализации.

П. Сорокин определял социальную мобильность очень расширительно – как «любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Более конкретное определение социальной мобильности дал Б. Барбер: «Социальная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, имеет место тогда, когда мужчина – глава семьи (и своих ближайших родственников) занимает более высокое или более низкое положение, чем его отец, в структуре относительных рангов по каким бы то ни было из различных стратификационных измерений».

Различаются следующие формы социальной мобильности:

- горизонтальная (переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) и вертикальная (перемещения из одного социального пласта в другой); она может быть как восходящей (социальный подъем), так и нисходящей (социальный спуск»): восходящая более характерна для выходцев из средних классов, нисходящая и иммобильность - для низших слоев (Д. Глас, Б. Барбер);

- интрагенерационная , или внутрипоколенческая (продвижение в карьере в течение всей трудовой жизни отдельного человека) и интергенерационная , или межпоколенческая мобильность (изменения социального статуса при переходе к следующему поколению);

- структурная (перемещения в связи с фундаментальными изменениями в структуре занятости) и неструктурная мобильность (для любых перемещения, не предполагающие подобных изменений);

- абсолютный (соотношение мобильных и иммобильных индивидов в пределах статусной позиции, например, фермеров и крестьян) и относительный (наличие неравенства жизненных шансов выходцев из различных слоев общества) типы мобильности.

В послеоктябрьский (1917 г.) период произошла кардинальная трансформация социальной структуры, в результате чего социальная мобильность стала чрезвычайно динамичной. Просоветская интеллигенция, придя на смену «буржуазным специалистам», пополнила свои ряды людьми менее образованными и менее компетентными, но лояльными новой власти. В данном случае мобильность вниз ранее позитивно привилегированных социальных групп была компенсирована восходящей мобильностью прежде негативно привилегированных групп. В 1917-1928 гг. путь от рабочих до ответственных работников прошли около 260 тысяч человек при общей численности рабочих в 1,7 млн. человек. Пополнение рабочего класса (среднегодовая численность рабочих возросла с 8,5 млн. человек в 1928 г. до 23,6 млн. человек в 1940 г.) происходило в основном за счет выходцев из села. «Новые рабочие» промышленных предприятий не обладали качествами, предъявляемыми производством индустриального типа. Оказавшись в непривычной для себя городской среде, отчужденные и от традиционной для них, и от новой городской культуры, они заполняли маргинальные социальные ниши.



В советском обществе социальные перемещения официально регулировались («ленинские призывы» в 1920-е гг., расширение «дружественной» рабочим и крестьянам «прослойки» - интеллигенции в 1930-е гг., подбор кадров определенных категорий согласно номенклатурным спискам, квотирование социального состава представительных органов власти всех уровней). К 1939 г. 950 тысяч рабочих и крестьян, вступив в партию, восполнили ряды новой советской интеллигенции (только за их счет численность последней выросла на 11%). В этот же период были созданы военные учебные заведения, рабфаки, различные краткосрочные курсы по подготовке руководящих партийных и советских кадров. В итоге к 1938 г. в стране уже насчитывалось около 13 млн. занятых умственным трудом. Численность студентов в советских вузах к 1940г. увеличилось до 812 тысяч человек. Советское общество было открытым для социального восхождения ранее негативно привилегированных групп. По данным социологических исследований, проведенных в интервале между 1924 и 1928 гг., из 5 тысяч ленинградских партийных «выдвиженцев» почти все были выходцами из рабочих (98%), две трети (68%) были членами большевистской партии, а половина из них до руководящей работы являлись неквалифицированными рабочими в возрасте от 30 до 40 лет, проработавшими на производстве более 10 лет.



По собранным нами материалам историй семейных династий, студентов ряда татарстанских вузов и средних специальных учебных заведений (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Елабужский государственный педагогический институт, Нижнекамский муниципальный институт, Казанское педагогическое училище), в 1930-е гг. подвергались различным видам репрессий (раскулачены, высланы, расстреляны) близкие родственники у 10% студентов педагогического училища, у 11% студентов Нижнекамского муниципального института, у 19% студентов Казанского технического университета. По тем же данным, именно в советский период были реализованы практики восходящей мобильности, которые могли и не состояться, если бы не было послеоктябрьских (1917 г.) преобразований: у 25% студентов педагогического училища, 23% студентов Нижнекамского муниципального института, 24% студентов Елабужского педагогического института, 14,5% студентов технического университета близкие родственники выдвинулись на руководящие должности именно в годы советской власти (были руководителями предприятий, председателями колхозов, директорами совхозов, ответственными работниками или секретарями парткомов, райкомов, обкомов партии, сделали военную карьеру).

Все социальные преобразования и события истории страны так или иначе сказались на жизненных стратегиях людей. Для одних революционные (1917г.) преобразования предоставили большие возможности восходящей социальной мобильности, для других оказались решающими для социального снижения. Соответственно судьбы последующих поколений складывались либо достаточно удачно (получение высшего образования, успешная профессиональная карьера), либо, напротив, имела место нисходящая в сравнении с родителями социальная мобильность (семья была зажиточной – стала бедной; родители ориентировались на получение их детьми образования – у последних не было возможности учиться. Складывались и другие жизненные ситуации с противоположными характеристиками).

Факторами таких практик социальной мобильности стали революция, гражданская война, В историях семейных династий указывались обстоятельства, когда одни воевали на стороне Красной армии, другие были белогвардейцами; одни были батраками, другие - кулаками и репрессированными). Во всех историях семейных династий образование выступает одним из определяющих факторов социальной (как восходящей, так и нисходящей) мобильности в советский период). При этом для деревенских жителей старшего поколения была характерна преимущественно нисходящая социальная мобильность.

В российском обществе постсоветского периода прежние институты социальной мобильности перестали действовать, потоки социальных групп устремились вниз по общественной лестнице; утратили свое значение старые критерии социального продвижения; образование перестало играть значимую роль; возникли новые субъекты либерализирующейся экономики. Восходящую социальную мобильность по такому индикатору, как имущественное положение, совершил верхний слой общества, к которому Т.И. Заславская относит правящую политическую элиту (руководители основных ветвей федеральной власти, распорядители государственных финансовых и материальных ресурсов, губернаторы, мэры больших городов, руководители крупнейших акционерных предприятий с участием государства, высокопоставленные военные), олигархические слои (собственники крупного и сверхкрупного капитала), противоправные группы (субъекты экономической преступности).

Социальная мобильность российских экономических элит определялась их предшествующей позицией в социально-профессиональной структуре этакратического общества. Рабочие стали массовой непривилегированной частью общества, закрепив за собой статус самовоспроизводящейся социальной группы, для которой высшее образование, один из важнейших социальных лифтов, оказалось недоступным. Экономические реформы «спустили» на нижние ступени социальной иерархии и «владельцев знаний», поскольку идеологами либерализации экономики делалась ставка на «владельцев капитала, собственности».

Ни одна социальная группа не претерпела такой спонтанной мобильности в начальный период социально-экономических преобразований, как лица интеллектуальных профессий: часть интеллигенции внедрилась в элиту (сначала выступив в качестве обличителя номенклатуры и ее привилегий, в последующем определенная ее часть успешно освоила образ и стиль жизни этой привилегированной страты, достигнув ее уровня жизни); другая ее часть перешла в сферу предпринимательства (в ее лице экономика получила наиболее активных «рыночников», способных профессионально вести бизнес); многие представители интеллектуальных профессий занялись несвойственной им деятельностью, уходя из профессии; массовая же часть данной социальной группы занята низкооплачиваемой работой на предприятиях и в учреждениях с бюджетным финансированием.

Наиболее готовой к восходящей социальной мобильности в трансформирующемся обществе оказалась новая социальная группы - предприниматели. Сильное влияние гедонистических ценностей на мотивацию их действий (демонстрация потребительской практики) способствовало стигматизации предпринимателей в качестве «новых русских»; социальное восхождение данной группы в 1990-е гг. было недостаточно легитимно.

Вертикальная (как восходящая, так и нисходящая) мобильность проходит по различным каналам социальной циркуляции. Термин «социальная циркуляция» введен в научный оборот П. Сорокиными и, на наш взгляд, незаслуженно выпал из научного оборота. При вертикальной мобильности между слоями должны присутствовать «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты», «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой.

П. Сорокин называл семь главных каналов социальной циркуляции – армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные группы, семья .

1) Армия. Служба в армии в советский период обеспечивала определенные льготы при поступлении в вуз, при профессиональном переобучении после армии, для миграций, связанных с организованным набором рабочей силы. Это был мощный институционализированный канал социальной циркуляции для тех, кто не мог иначе повысить свой социальный статус (поступление в военное училище и пополнение офицерского корпуса было престижно; получение военного образования являлось предпосылкой для дальнейшей восходящей социальной мобильности молодых военнослужащих).

В настоящее время армия еще не стала каналом восходящей социальной мобильности, что находит и эмпирическое подтверждение (по расчетам социологов, только 6% молодежи готова служить в армии).

2) Конфессиональные институты. В советский период духовный сан в качестве социального статуса не был привлекателен для молодежи и наиболее образованной части общества ввиду осуществлявшейся идеологической травли религии, поэтому конфессиональные институты не были каналом восходящей мобильности. В российском обществе указанные институты испытывают интеллектуальное омоложение и обновление (например, редактор газеты «Церковный вестник» С. Чапнин - бывший хиппи, выпускник факультета журналистики МГУ, 1968 г. рождения; протоиерей В. Чаплин, выходец из профессорской семьи, 1968 г. рождения; архиепископ Иоанн, бывший преподаватель Новосибирского университета, 1960 г. рождения; диакон, бывший преподаватель МГУ А. Кураев, 1963 г. рождения; о. Иоанн, бывший актер и сценарист И. Охлобыстин, 1966 г. рождения; редактор православного журнала С. Легойда - преподаватель МГИМО, кандидат политических наук, 1973 г. рождения). В настоящее время пятая часть московских священников являются выпускниками МГУ, а около половины духовенства Московской области - достаточно образованными людьми 1970-1980 гг. рождения.

С повышением уровня религиозной культуры общества конфессиональные институты превращаются в престижную сферу профессиональный деятельности.

3) Образование . Институт образования и в советском обществе был «лифтом, идущим вверх». В советский период жестко действовал закон о всеобщем среднем образовании. Широкая сеть СПТУ, ПТУ обеспечивала и получение конкретной рабочей специальности, которая помогала в выборе жизненных перспектив, при устройстве на работу. В настоящее время численность профессионально-технических специалистов сильно сокращена, а возможности восходящей мобильности у массовой части общества ограничены. Социальная среда обучения в российских школах все более дифференцируется, что позволяет констатировать усиление стратифицирующей роли школы. В этом отношении был прав П. Сорокин, утверждавший, что всеобщее образование не только не устраняет умственных и социальных различий, а лишь усиливает их, и что школа, даже самая демократическая («если она правильно выполняет свою задачу») является механизмом «аристократизации» и стратификации общества, а не «выравнивания» и эгалитаризации. П. Сорокин называл школу «социальным элеватором», первичным тестирующим, селекционирующим институтом.

4) Политика . Этот канал социальной циркуляции действовал безотказно в советский период - путь в руководящие должности пролегал через членство в КПСС. Работа в партийно-советских органах более низшего уровня также давала шансы продвижения вверх, обеспечивала нужными общественными связями. Дети руководителей партийно-советских органов имели повышенные шансы восходящей мобильности - политическое участие обеспечивало продвижение по социальной иерархии не только одному поколению данной семьи. Важным фактором социальной мобильности являлось занятие руководящих должностей в исполнительных органах власти. Роль представительных органов власти была девальвирована; депутатство в сельском, районном или областном советах лишь в незначительной мере способствовало восходящей социальной мобильности. В жизни животновода, сельского механизатора или рабочего завода, являвшихся депутатами соответствующих советов ничего не менялось, хотя общественный статус формально за период депутатской деятельности повышался.

Альтернативность выборов в представительные органы власти, начиная с 1990-х гг., открыла шлюзы вышеназванного канала социальной циркуляции, через которые устремилась к власти как к средству достижения успеха и самореализации самая амбициозная часть столичного населения и в некоторой мере – населения других крупнейших городов.

Для населения малых городов и села этот канал циркуляции почти закрыт.

5) Экономика. «Обогащающиеся» организации – коммерция, землевладение, добыча нефти, газа, производство автомобилей, бандитизм и т.п., как писал П. Сорокин, всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной социальной лестнице («накопление богатства – один из самых простых и действенных способов социального продвижения»). Богатство независимо от социального происхождения и источников его приобретения и в настоящее время является «простым и действенным способом социального продвижения». Однако у массовой части общества масштабы наследуемого богатства и стартового капитала незначительны. Имущественная дистанция между столичным и провинциальным населением в этом направлении имеет тенденцию к удлинению. Вероятность открыть свой бизнес, обеспечить своих детей стартовым капиталом для социального восхождения выше в столичных и других крупных городах, чем в малых городах и селе.

Для основной части жителей села, поселков городского типа практически закрыты не только традиционные каналы социального восхождения, но и предпринимательская деятельность. Фермерство в селе развивается с большими трудностями; доходы населения малых городов и села от продажи на рынках выращенной домохозяйством сельскохозяйственной продукции носят ситуативный, сезонный характер.

6) Профессиональные группы. Профессиональная принадлежность в любом обществе является одним из важнейших факторов социальной мобильности. Чем выше социальный статус индивида в социально-профессиональной структуре, тем выше его статус во всех остальных измерениях неравенства. В советском обществе профессиональные достижения для социального восхождения играли меньшую роль, более значимой была принадлежность к партийно-номенклатурным позициям; профессиональная мобильность была ограничена; существовали определенные квоты для выходцев из семей рабочих и крестьян, «допускающие» в достаточно престижную профессию, сейчас эти квоты сняты. «Допуск» в престижную профессию блокируется другими (финансовыми) механизмами. Усилились хаотические перемещения людей из одной профессиональной сферы в другую (из-за неудовлетворенности материальным вознаграждением труда, сокращений рабочих мест). Однако если в западных обществах эти перемещения преимущественно связаны с личным выбором индивида (смена прежней профессии на другую соответственно способностям и призванию), то в период становления новых экономических отношений у значительной части людей профессиональная мобильность была связана с материальным фактором.

Значимость социально-профессионального статуса в настоящее время усиливается (чем выше социально-профессиональный статус, тем выше вероятность попадания в среднедоходные социальные группы).

Что касается пространственной специфики, то наибольшими жизненными шансами стать представителями высокодоходных и престижных социальных позиций обладают жители столичных и других крупных, а также промышленно развитых средних городов. Вероятность остальных (жителей малых городов, поселков городского типа и села) пополнить средний слой социальной иерархии мала. Эмпирически подтверждается опредляющее влияние социально-территориальной структуры на жизненные шансы людей и социальную мобильность.

7) Семья. Она обеспечивает жизненный старт ребенка – его путь в образование и через него – на занятие соответствующих ступеней в социальной иерархии. «Семейный фон» в школьном образовании, как пишет Дж. Коулман, не является единым целым, он аналитически делится на три компонента – финансовый капитал, человеческий капитал, социальный капитал. Финансовый капитал приблизительно измеряется семейным богатством или доходом. Человеческий капитал, измеряемый приблизительно годами обучения, или образованием родителей, «представляет собой потенциал когнитивной среды ребенка, способствующий обучению, но он « может быть малоэффективным, если общение с детьми не является важной частью жизни детей, если человеческий капитал родителей используется исключительно на работе или в любом другом месте за пределами дома». Социальный капитал внутри семьи (отношения между детьми и родителями, а если имеются другие члены семьи, то и отношения между ними) отличается от каждого из них: « Если человеческий капитал, которым обладают родители, не дополняется социальным капиталом, воплощенным в отношениях в семье, то это не имеет большого значения для образовательного роста ребенка». При этом социальный капитал семьи функционирует не только в рамках семьи, но и за ее пределами, являясь «социальным товаром».

Э. Гидденс придерживается мнения, что даже в самых динамичных обществах «равенства возможностей» высшие позиции удается занимать немногим. Большинство достигших социальной вершины принадлежат к тем, кто имел стартовые преимущества: почти никто из богатых не начинал с нуля, значительная часть их использовала получение наследства или имела первоначальный капитал, который потом она увеличивала. В Великобритании, как отмечает Э. Гидденс, самый надежный способ разбогатеть – это родиться богатым .

Жизненные шансы детей в российском обществе зависят и от финансового, и от человеческого, и от социального капитала семьи и сужаются соответственно степени владения семьи указанными капиталами. Родители, обладающие высоким социальным статусом, в российских условиях обеспечивают широкие возможности своим детям достичь высших ступеней социальной лестницы – и своим состоянием, и самой семейной обстановкой, и эмоционально насыщенной установкой на социальное благополучие и успех, и инвестированием учебы своих детей в престижных учебных заведениях, и своими связями, способствующими успеху их детей в деловой карьере, и сознательным регулированием выбора друзей, брачных партнеров своими детьми, и созданием всех условий, увеличивающих свободное время матери для эмоционального общения со своими детьми (предоставляя ей роль домохозяйки или нанимая домработницу, репетиторов).

Семьи, где родители занимают нижние ступени социальной лестницы, уже способствуют тому, что и у их детей перспективы восходящей социальной мобильности будут ограничены. Такие семьи не имеют доступа к обучению своих детей в престижной школе, при низком уровне потребления не располагают соответствующими жилищными условиями для домашних учебных занятий, оплачивать услуги художественной, хореографической, музыкальной студий, спортивных секцийх, репетиторов по углубленному изучению иностранного языка или других учебных предметов. Дети из таких семей в основной своей массе могут рассчитывать лишь на иммобильность.

Как главную перемену социальной роли семьи в российском обществе постсоветского периода следует рассматривать тот факт, что семья стала действенным каналом распределения индивидов по стратам и внутри страт, их послешкольной селекции по социальным нишам.

Новые процессы в социальной мобильности населения в российском обществе имеют выраженную поселенческую специфику:

Прослеживается неравенство жизненных шансов провинциального населения в перспективах и стратегиях социальной мобильности; в депривированном положении по возможностям восходящей социальной мобильности находится сельское население:

Провинция в течение длительного времени будет нуждаться в «адресной» социальной политике - в расширении государственного инвестирования образовательной сферы в малых провинциальных городах и селе, в усиленной государственной поддержке образовательных потребностей провинциального населения:

Укрупнение малокомплектных сельских школ может привести к свертыванию образовательных практик в селе, если малоимущие семьи не будут иметь материального поощрения обучения своих детей с отрывом от семьи в базовой средней школе;

Есть необходимость вернуться к советской практике приема на бюджетной основе и по дифференцированному конкурсу в вузы из сельских школ и школ, находящихся в малых городах и селе, с последующим возвращением туда на работу выпускников вуза, а также приема в вузы вне конкурса и за счет госбюджета отслуживших в армии, призывавшихся из малых городов и села;

В существенной перестройке нуждается семейная политика. По имеющимся данным, каждая пятая российская семья в настоящее время не способна социализировать своих детей. Это значит, бремя социализации нового поколения будут нести общество, школа. Демографическая политика, ориентированная, из-за сокращения естественного прироста населения, на повышение рождаемости, если не будет подкрепляться дорогостоящими проектами материальной поддержки малоимущих семей, будет недостаточно эффективна для обновления интеллектуальных ресурсов провинции;

Важным фактором сокращения социальной этой дистанции между столичным и провинциальным населением является образование: «утечка мозгов», девальвация профессионализма, образования в период экономических реформ обеднила провинцию; почти прекратился туда приток талантливой молодежи; та часть молодежи, у которой имеются материальные или творческие шансы, предпочитает жить и работать либо в городах-административных центрах субъектов РФ, либо устремляется в столичные города; обучение в провинциальных филиалах вузов часто предполагает лишь получение диплома, а не требуемых для успешной профессиональной деятельности знаний;

Нужны национальные проекты, способствующие ослаблению территориального фактора социальной мобильности и в целом – социокультурной дистанции между «центром» и «периферией» страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему людей издревле волнует вопрос о равенстве? Возможно ли полное социальное равенство? В чем разница между неравенством, стратификацией и классовым делением? Выделите основные типы социального неравенства и теории, по-разному их трактующие.

2. Что такое социальная стратификация, социальная страта и социальный статус? Какие разновидности статуса Вы знаете? Что такое статусная несовместимость и статусная кристаллизация? Как соотносятся понятия социальной группы и страты, а также понятия социального неравенства и стратификации?

3. Раскройте понятие "социальная мобильность" и основные типы такой мобильности. Охарактеризуйте стратификацию в закрытом и открытом обществе.

4. Разберите понятия "социальная структура", "класс", "социальный слой". Какие препятствия для социальной мобильности существуют в открытом обществе? Что такое стартовые возможности и диспозиции личности? Рассмотрите их соотношение на примере фильмов «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Интердевочка», «Лимита» или иного художественного произведения.

5. Проанализируйте различия между теориями классовой стратификации Маркса и Вебера, а также общность и отличия их подхода к бюрократии. Чем отличаются друг от друга ленинская и сталинско-брежневская концепции, а также западные (субъективные и объективные) трактовки стратификации? Объясните, в чем заключается практическая ценность теорий стратификации, влияет ли классовая принадлежность человека на его мировоззрение, убеждения и стиль жизни.

6. Сравните социальную структуру различных современных обществ. Раскройте тенденции развития структуры общества в РФ. Каковы каналы социальной мобильности являются основными в России. Чем различаются восходящая и нисходящая мобильность в советском обществе, с одной стороны, и в современном российском, с другой. Обоснуйте свою позицию по вопросу о том, какой социальный слой играет господствующую роль в российском обществе: буржуазия, чиновники или интеллигенция, – и почему решающие позиции в бизнес-слое занимают выходцы из номенклатуры и криминалитет. Кого можно отнести к российской и региональной элите?

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социальное неравенство, эйджеизм, сексизм и депривация. Социальная стратификация, страта, предписанный и достижимый статус, статусная несовместимость и кристаллизация, закрытое и открытое общество, социальное закрытие. Каста, сословие, рабство, варна, класс. Стартовые возможности и личные диспозиции. Типология социальных структур, бюрократия, власть, высший, средний и низший классы. Виды социальной мобильности.

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность . Впервые теория социальной мобильности была разработана и введена в научный оборот П.А.Сорокиным.

Социальная мобильность определяется как изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная , и два основных типа - вертикальная и горизонтальная . Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д.

Вертикальная мобильность - это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Если при этом происходит подъем по социальной лестнице, имеет место восходящая мобильность, если же социальный спуск, скольжение вниз - нисходящая мобильность. Повышение в должности - пример восходящей, а разжалование - нисходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность - переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Примером может быть переход из одной профессии в другую, при котором не происходит существенное изменение социального положения.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию .

Кроме того, различают индивидуальную и групповую мобильность . Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А.Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные и гражданские войны; военные перевороты и смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи.

Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других .

Каналы социальной мобильности . Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникают проблемы вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. все должно соответствовать новому, более высокому статусу.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть.

4.Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя.

Такие социальные институты как армия, церковь, школа, семья, собственность используются в качестве каналов вертикальной мобильности.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, все знают, что получение высшего образования -достаточно верный канал, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, изо всех сил стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах может являться каналом мобильности, потому что позволяет (хотя и не всегда) быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои (очень тесные) каналы мобильности. Например, судьбы Золушки из сказки или крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), ставшей графиней Шереметевой, показывают что изредка были возможны головокружительные «прыжки» благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию.

Чтобы принадлежать к доминирующему классу, чрезвычайно важно располагать семейным капиталом. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в те же административные советы на предприятиях. Именно эти три основных элемента, т.е. значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка, обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Так, во Франции все исследователи признают наличие финансовой олигархии - ограниченного числа семей, которые владеют и управляют фантастическими богатствами; они имеют неслыханную власть в обществе. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Они не только стоят во главе экономики, но и удерживают бразды политического правления. Специалисты отмечают, что во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота 1799 г., приведшего к власти Наполеона Бонапарта... Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

В российском обществе специфика и важное значение социального капитала проявляются при анализе социального капитала российской молодежи, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества. Сравнительный анализ данных за последние 10 лет в области овладения различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о практически двукратном росте компьютерной грамотности. Однако за прошедшее время незначительно расширилась практика вождения автомобиля или общения на иностранных языках - важных компетенциях в современном мире.

Уверенность современной молодежи и ее оптимизм проявляются в оценках жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем кто-либо из их родителей. В целом в 2007 г. 76% (в 1997 г. - 68%) российской молодежи уверены в том, что они способны, как минимум, воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считанные проценты (2%) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (схема 2.4).

Схема 2.4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

Это одна сторона медали, окрашенная молодежным оптимизмом, который радует. А вот другая сторона, выявленная в ходе исследования по проблеме малообеспеченных слоев российского населения в 2008 г. В современной ситуации бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха. А нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут позволить себе отдать детей в платные кружки или посещать платные курсы для взрослых. Основными же потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения.

Можно услышать обвинения в подобной ситуации в адрес самих малообеспеченных, которые просто не стремятся получить качественное образование и сделать для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения (схема 2.5).


Схема 2.5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % от работающих их представителей

Источник: Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся? Аналитический доклад. М., 2008. http//www.isras.ru.

Как видно на диаграмме, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Только шансов на это по сравнению с благополучными у них гораздо меньше.

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с высокой степенью чувства несправедливости, которое люди испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Ученые выявили, что это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившихся в стране порядков, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90%) граждан, при этом 38% испытывают его часто. Если вспомнить о роли понятия «справедливость-несправедливость происходящего» в национальной российской культуре, то это очень серьезный «звонок». Шире всего устойчивое ощущение несправедливости всего происходящего вокруг наблюдается среди представителей возрастных групп старше 40 лет (свыше 40%) и сельских жителей (48%)".

Таким образом, доступ в высшие сферы социальной иерархии - вещь нелегкая. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста), а также структура общества. Ответ на вопросы о мобильности содержится по большей части в анализе социальной организации. В таких обществах, как традиционная Индия, принадлежность к тому или иному классу определялась фактом рождения в этом классе и из него невозможно было выйти. В таких случаях речь шла скорее о касте: в рамках касты рождались, заключали браки и умирали. В кастовых обществах социальные классы наглухо закрыты для людей из других классов. Какими бы достоинствами ни обладали индивиды в этой закрытой социальной структуре, социальная мобильность в них невозможна.

В обществах, подобных нашему, классы более открыты. По социальной лестнице можно подниматься или опускаться; в этих случаях и говорят либо о восходящей, либо о нисходящей мобильности. Мобильность можно рассматривать в рамках жизни одного человека. Если разнорабочий стал крупным специалистом в области информатики, то это интрагенерационная мобильность (мобильность в пределах одного поколения).

Однако на мобильность можно смотреть под иным углом зрения. Это, например, случай преподавателя университета, отец которого - столяр. Здесь налицо интергенерационная мобильность (мобильность, связывающая два поколения). Но можно ли считать, что мы живем в настолько открытом обществе, что возможны все социальные траектории? Является ли социальная мобильность актом волевого решения? Каково влияние социального класса наших родителей на наш собственный класс и на возможность достичь вершины социальной пирамиды?

Конечно, некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершин социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности. Следовательно, такие индивидуальные факторы, как воля, энергия, талант, семейная среда, удача играют свою роль. Однако данные факторы вступают в действие в обстановке, при которых индивиды из низших классов должны проявлять свои лучшие качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев общества. И это понятно: ведь первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала, чем вторые.

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание № 10052

Назовите любые три канала социальной мобильности, не упомянутых в тексте, и проиллюстрируйте применительно к современному обществу возможность перемещения индивида посредством каждого из них (сначала укажите канал, затем приведите соответствующий пример).


Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты... Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются... профессиональные организации... Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций. Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу... В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды. Здесь должна быть упомянута печать, особенно газеты, как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в этом отношении значительно увеличилась. Она может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет громадную роль «социального лифта». «Известность» - это то, без чего сейчас быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может «преобразовать» средние способности в гениальные, может она и задушить истинного гения. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу, играют большую роль в социальной циркуляции, ибо она представляет собой один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.

(П. А. Сорокин )

Пояснение

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие каналы социальной мобильности:

1) бизнес: начинающий дизайнер Н., открыв индивидуальное предприятие, занимающееся изготовлением печатной продукции, за несколько лет расширил производство, стал руководителем фирмы «Полиграф» и достиг более высокого экономического положения;

2) образование: сотрудница банка Л., успешно завершив обучение

в магистратуре, была переведена на более высокую должность;

3) армия: гражданин В., начавший службу по контракту, был рекомендован командованием части к обучению в военном училище, после окончания которого В. получил офицерское звание и возможность дальнейшего продвижения по службе.

Могут быть названы другие каналы, приведены другие примеры.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно на­зва­ны три ре­зуль­та­та социализации, к каж­до­му при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры. 3
Правильно на­зва­ны два-три ре­зуль­та­та социализации, к двум из них при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры. 2
Правильно на­зва­ны один–три ре­зуль­та­та социализации, к од­но­му из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы). 1
Правильно на­зва­ны толь­ко один–три ре­зуль­та­та социализации.

Приведены толь­ко один–три примера.

Приведены рас­суж­де­ния об­ще­го характера, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию задания.

Ответ неправильный.

0
Максимальный балл 3

Пример 1.

Правильно названы и проиллюстрированы три канала, не упомянутые в тексте.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Правильно названы и проиллюстрированы два канала, не упомянутые в тексте.