Программы x86. Результаты тестирования в PCMark05. x32 или x64? Что выбрать? Что лучше

  • 20.04.2019

Когда-то я очень путался, увидев в описании программ x86 или x64 и не мог понять, почему если для 64-битной указывают x64, то для 32-битной x86, а не x32. Последнее должно быть намного привычнее и логичнее, а x86 не то что бы не запомнить, логике эта цифра не поддаётся: математически 86 больше чем 64, а на деле оказывается меньше в два раза. Из чисел "x86 x64 x32" таким образом можно даже загадку сделать. А ведь на самом деле...

x86 равна x32, а также равна и x64

При всей этой путанице на деле оказывается всё просто и как всегда ошибка идет за теми авторами, кто пишет вместе связку x86 и x64. Это попросту неправильно, несмотря на то, что так пишут практически все.

Дело в том, что x86 - это архитектура микропроцессора и аппаратная платформа, которая применима к тридцати двух битным и к шестидесяти четырех битным программам. Название x86 получено от наименования первого процессора intel i8086 и ряда последующих, в которых в конце всегда приписывалась 86. Через какое-то время цифровые обозначения новых процессоров стали заменяться именами, так публика узнала о Pentium и Celeron, но платформа x86 не изменилась до наших дней.

Значения два, а обозначения три? x86, x32 и x64 - как правильно писать?

И если x86 это архитектура процессора, то x32 и x64 это его разрядность – адресное пространство, а также количество информации, которую процессор в силах обработать за один такт.

Когда же пишут о совместимости программ указывая разрядность x86, подразумевая 32-битную платформу, это неправильно и только вводит в заблуждение. Правильно указывать х86_32bit или х86_64bit. Либо сокращенно интуитивно понятные x32 или x64.

Так что можно подытожить: сейчас x86 указывают по старинке (даже Майкрософт этим грешит), когда эта платформа была в единственном числе и 64-битных еще никто не знал. При появлении платформы x64 её стали указывать как есть, а прежняя 32-битная так и осталась в большинстве случаев как x86. И сейчас это не актуально, ошибочно и сбивает с толку тех, кто не понимает суть. А вы её теперь понимаете. :)

x32 или x64? Что выбрать? Что лучше?

Очень часто возникает вопрос, выбрать операционную систему x32 или x64? То есть тридцати двух битную или шестидесяти четырех битную?
Это вопрос риторический, теоретический и спорный. Очевидно, что x64 лучше, но не всегда и не в случае, если вы пользуетесь Windows. Нет, любая Windows x64 работает чуть шустрее чем Windows x32, но только если есть все программы и все драйвера под 64-битную систему. Очень часто, если компьютер современный, все системные драйвера к комплектующим у него обычно есть. Но проблема кроется тогда в программах и особенно видео и аудио кодеках. Обязательно чего-то да не будет. И если тридцати двух битные программы могут работать в системе x64, то драйвера и кодеки к ней обязательно нужны тоже x64. Год от года эта проблема исчезает, но до сих пор она не развеяна полностью. С системами x32 таких проблем нет и для дома лучше выбирать именно такую.
p.s. до 2010 года действительно существовала дилемма выбора 32-битной или 64-битной операционной системы. Причины описаны абзацем выше. Прошло с тех пор пять лет и такой проблемы уже не наблюдается. Безусловно, лучше поставить 64-битную даже не задумываясь, если, конечно же, не существует каких-то особых важных причин в пользу 32-битности.

Комментарии статьи:

Очень полезная статья

Эта статья сильно устарела и, будем честны, полна недостатков. Скоро ей исполнится 6 лет)) Скоро я её перепишу и актуализирую. Имейте терпение. А пока можете почитать описание технологии в википедии.

Очень хорошо! Мне понравилось.

Спасибо! Всё просто и понятно)

Че за ламер написал эту статью? Верхушек по нахватался и возомнил себя гуру!!! "Почему называется х86, а не х32? Этого почти никто не знает" Изначально процессоры компании Intel имели 86 команд. По этому x86 относится только к процессорам Intel и их клонам имеющим в основе 86 команд. К разрядности это число не имеет никакого отношения поскольку и x64 процессоры содержат эти команды. Все остальное тоже отсебятина и вранье. Windows x32 прекрасно работает с оперативкой больше 4г и даже больше 8г и с 16г тоже. Возмите к примеру windows server x32. Ограничение поставили мелкомягкие чтобы расширить рынок.

Статья очень информативная, спасибо.

Спасибо за работу!!! Очень информативная и полезная статья!!!+++

Спасибо большое всё стало понятно! Очень полезная статья!

Понятно что всё не понятно!

А вот если я скачиваю программу, а мне пишут, что та только для 64-битных систем. Что это значит и что делать?

какую устанавливать винду х86 или х64 надо смотреть на железо.процессор и материнская плата и соответственно операционная система.все должно поддерживать только одну архитектуру.или х86 или х64 ибо они между собой НЕ СОВМЕСТИМЫ...

У меня раньше была Windows7 32бит,установил другую win8 когда устанавливал понечайности выбрал 64бит и нормально работает)

Х86 как таковой не существует, есть х32, есть х64, есть i860 - номер первого совместимого процессора. Вообще номиналом (Х) в элетронике обозначаются контакты на разъёмах, соответственно х32 - 32 входных контакта, 64 - 64 контакта. Но мы живём в России полюбопытствуйте в какое понятие превратилось знаменитое ИМХО. Привыкайте!

уточнение к строке текста "И наоборот, если установить х64 на 32-битный компьютер, то всё тоже будет работать нормально." - или компьютер откажется запускаться на стадии первой перезагрузки при установке Windows

Артем спасибо все конкретно изложено и понятно

Спасибо за статью.

Неплохой обзор. Вообще, с поддержкой 32-битных приложений на 64-разрядных есть ряд специфики. Например, wow64 хоть и позволяет запускать 32-бита, но не позволяет инъекции кода. Именно по этой причине большинство программ модифицирующих проводник Windows, не запускаются.

Приветствую, дорогие друзья. Сегодня поговорим, как Вы поняли из заголовка, про разрядность Windows .

Не столь многие пользователи компьютера слышали, что Windows имеет некую разрядность - x32, x64 и x86 и еще меньше пользователей реально знают что это, где это взять\сменить и зачем оно надо. С этими разрядностями связано даже некоторое число мифов.

Пройдясь на днях по интернету я заметил интересную вещь - хоть сколько-нибудь внятной информации по этому вопросу довольно мало, что собственно и подтолкнуло меня к написанию этой статьи.

Вводная про разрядность Windows

Начну, пожалуй, с того, что разрядностей у Windows на сегодняшний день пока две: 32 -бит и 64 -бит, т.е. дистрибутивы делятся на x32 и x64 соответственно. Что же до x86 - это не более чем обозначение 32 -х битной версии (т.е. если Вы увидите x86 , то знайте что речь идет о x32 ). Зачем два названия решительно не понятно, но знайте, что если Вы не устанавливали специально 64 -битную операционную систему, то Ваша Windows имеет 32 -х битную разрядность.

Однако, на всякий случай, посмотреть разрядность в системе можно простейшим способом: находим ярлык"Мой компьютер ", жмем по нему правой кнопкой мышки и выбираем пункт свойства (скриншот ниже актуален для Windows 7 , в случае с Windows XP окно будет немного другим, но смысл тот же):

Давайте разберемся, чем же отличаются дистрибутивы и разрядность Windows x32 от Windows x64 и стоит ли вообще переходить на 64 -бита.

Примечание : не только система, но и программы (и драйвера) имеют разрядность, т.е, бывают 32 -битные и 64 -битные, а посему, следуя тексту ниже, могут видеть и использовать либо ограниченное количество памяти, либо всю.

Стоит ли менять шило на мыло и наоборот?

Основное и едва ли не единственное отличие x64 от x32 в том, что версия x64 может работать с памятью вплоть до 32 Гбайт и запускать одновременно и 64 -битные, и 32 -битные приложения, тогда как традиционная x32 способна адресовать лишь до 4 Гбайт памяти, запускать только 32 -битные программы для которых доступно только 3 Гбайт (говоря проще, даже если в компьютере 4 Гбайт (и более) памяти, то 32 -битная система будет отображать и работать лишь с 3 -мя, а остальная память будет попросту простаивать, ибо ни система, ни программы, попросту её не увидят).

У версии x64 ситуация иная: для 32 -битных приложений доступны все 4 (и более) Гбайт , а для 64 -битных приложений вообще вся оперативная память, которая физически установлена в компьютере. Повторюсь, что 64 -битная система может запускать и те и другие приложения, но не наоборот.

В общих чертах вот так. Остальное - куча технических и не очень подробностей, которые в общем-то не очень то нужно знать, а посему я попросту приведу некоторые итоги, которые объяснят почему стоит\не стоит (решать всё равно Вам) переходить на x64 .

Какую разрядность Windows выбрать и почему

Поехали. Все "за" и "против" перехода на разрядность Windows x64 :

  • 64 -битная версия Windows , формально выглядит и ощущается точно так же, как и обычная 32 -битная, т.е. никаких особенных новшеств и бонусов в ней нет, однако, люди с многоядерными процессорами могут ощутить прирост производительности при использовании такой системы и 64 -битных приложений в ней (что, впрочем, актуально далеко не для всех и не всегда);
  • x64 способна видеть и работать с оперативной памятью 4 и более Гбайт . А вот x32 видит только 3 Гбайта , даже если физически планок оперативной памяти стоит больше. Т.е, люди, которые имеют в компьютере большой запас памяти получат больше производительности на 64 -битной системе и меньше проблем с недостатком оперативной памяти;
  • Не для всех компьютеров и железа в нем, производители выпустили 64 -разрядные версии драйверов, что может стать проблемой при переходе на такую систему. Проверяйте наличие драйверов на сайте производителей мат.платы, видеокарты и тп, возможно, что Вы просто не сможете мигрировать с 32 -разрядной системы;
  • Большинство x32 приложений прекрасно работают в x64 системах, но не наоборот;
  • Формально смысл перехода, в основном, заключается в количестве памяти на борту компьютера. Если меньше 4 Гбайт , то переходить смысла почти нет. Если больше (или хочется поставить больше), то стоит. Естественно, что для большинства систем, приложений и игр актуально правило "Чем больше памяти - тем лучше". Почему? Читайте в моей статье " "
  • Моё мнение - однозначно x64 , ибо большое количество памяти и, бывает, улучшенная производительность для многоядерников, определенно рулит.

Кратенько как-то так.

Хотите знать и уметь, больше и сами?

Мы предлагаем Вам обучение по направлениям: компьютеры, программы, администрирование, сервера, сети, сайтостроение, SEO и другое. Узнайте подробности сейчас!

Как узнать разрядность Windows

Я уже выше говорил как глянуть разрядность, однако, на всякий случай, скажу еще один способ (актуален для Windows XP ):

  1. Нажмите "Пуск - Выполнить ."
  2. Наберите в открывшемся окне: winmsd.exe и нажмите кнопку .
  3. В области сведений в столбце "Элемент " найдите пункт "Тип ". Если система 32-разрядная, то пункт "Тип " будет иметь значение "Компьютер на базе X86 ". Если система 64 -разрядная, то пункт "Тип " будет иметь значение "Компьютер на базе Itanium ".

Это был вариант для тех, у кого способом выше, разрядность не определяется или не указана.

Послесловие

Как-то так. Надеюсь, что теперь Вы знаете про разрядность Windows , если не всё, то куда больше, чем раньше.

Вообще я сторонник прогресса, а все явно идет к полному переходу на x64 системы и приложения. И это хорошо, ибо чем больше памяти и чем она шустрее, наряду с процессором, тем выше производительность и комфортней работать.

Пожалуй, вот так. Если есть еще вопросы пишите в комментариях;)

PS : Мои статьи на тему шустрости x64 -системы вот: " " и вот: " ".

Прежде чем приступать к непосредственному сравнению 32- и 64-битных версий Windows, стоит разобраться в чем отличие между 32- и 64-битными процессорами, операционными системами и программами. Начнем с процессора.

Современные процессоры состоят из большого числа блоков. Непосредственно целочисленными вычислениями занимаются блоки ALU. Естественно, что для хранения входных данных, промежуточных значений и результатов им нужна память. Этой памятью являются регистры. В 32-битных процессоров 8 регистров общего назначения размером в 32 бита. Отсюда и говорят, что процессор 32-битный. В 64-битных процессорах регистров общего назначения в два раза больше и они имеют размер 64-бита. Поэтому и говорят, что процессор 64-битный. Подавляющее большинство современных процессоров являются 64-битными.

На практике это значит, что 64-битный процессор в нормальном 64-битном режиме может работать с 64-битными числами. Что это дает? Это позволяет выполнять различные операции над 64-битными числами без различных ухищрений, а также объединять две простые операции над 32-битными числами в одну сложную, что на практике дает прирост производительности. Также 64-битные процессоры поддерживают режим совместимости. В этом случае они ведут себя как обычные 32-битные процессоры.

Важное замечание: прирост можно получить только при использовании 64-битного набора инструкций х86-64. Кроме блока целочисленных вычислений в процессоре есть еще и блок вычислений с плавающей точкой. Он имеет 80-битные регистры и использует свой набор инструкций х87. Он еще называется математическим сопроцессором. Многие приложения активно его используют. Смена типа операционной системы с 32- на 64-битную никак не повлияют на его работу.

Для того чтобы процессор работал в 64-битном режиме, необходима 64-битная операционная система. Если же установлена 32-битная ОС, то процессор будет работать в режиме совместимости.

С разрядностью регистров также связан максимальный объем памяти, с которой может работать процессор. Это связано с тем, что указатели адресов в памяти тоже могут храниться в регистрах. Если используется 32-битный процессор или 64-битный в режиме совместимости, то длинна адреса памяти ограничена 32 битами. Вот и получается, что адресное пространство ограничено примерно 4 Гб. Поскольку каждое устройство резервирует под себя определенный диапазон адресов, то получается, что система может работать не со всеми 4 Гб оперативной памяти, а с 2.75-3.25 Гб. Иными словами, 32-битные операционные системы могут работать с объемами оперативной памяти до 2.75-3.25 Гб. Существуют, конечно, различные способы обхода этого ограничения, но в настольных системах они не используются.

Ну вот с процессорами разобрались. А как же быть с запуском 32-битных программ в 64-битной системе? Для этого в операционной системе есть два набора системных библиотек: для 32- и для 64-битных приложений. Подобная схема применялась в Windows 95 для работы с 16- и 32-битными программами.

Вот и вся теория в очень упрощенном виде. Теперь перейдем к практической части.

В этой статье тестирование проводилось на ноутбуке Asus N61Vn с процессором Intel Core 2 Quad Q9000, с видеокартой nVidia GeForce GT 240M и с 4 Гб оперативной памяти DDR3-1066. Для сравнения использовались 32- и 64-битные версии Windows Vista SP2 с последними обновлениями. Версии драйверов использовались те же (с поправкой на битность. Для 32-битной системы - 32-битная версия драйвера, для 64-битной - 64-битная версия видеодрайвера). На 32-битной Windows Vista было доступно около 3Гб оперативной памяти, на 64-битной - 4 Гб. Причины указаны выше.

Это тестирование условно можно разделить на две части:

  1. Сравнение производительности обычных 32-битных программ на 32- и 64-битной Windows;
  2. Сравнение производительности 32- и 64-битной версий программ на соответствующей версии Windows.

Сравнение производительности обычных 32-битных программ

В этой части будет рассмотрено какой же прирост даст переход на 64-битную Windows. На данный момент большинство игр и программ не имеют специальных 64-битных версий, которые оптимизированы для использования на 64-битных версиях Windows. Иными словами, в этой части будет показана разница в производительности большинства программ и игр, которые доступны на данный момент. Также стоит учесть что 32-битная система работает с 3 Гб памяти, а 64-битная - с 4 Гб.

Для этой части тестирования использовались такие приложения:

  1. 3DMark03 3.6;
  2. 3DMark05 1.3;
  3. 3DMark06 1.1;
  4. PCMark05 1.2.

Настройки по-умолчанию. Разрешение экрана 1024х768:


Результаты тестирования в 3DMark05

Настройки по-умолчанию. Разрешение экрана 1280х720:


Результаты тестирования в 3DMark06

3. Результаты тестирования в PCMark05

Поскольку этот тест включает несколько отдельных тестов, то имеет смысл подать их по-отдельности.


Общий результат в PCMark05


Производительность процессора в PCMark05


Производительность памяти в PCMark05

Дополнительный гигабайт оперативной памяти у 64-битной системы делает свое дело.


Производительность графики в PCMark05


Производительность винчестера в PCMark05

Итоги этой части тестирования

Все вполне ожидаемо. 64-битная система в большинстве чуть медленней за счет использования режима совместимости с 32-битными программами. Дополнительный гигабайт памяти не спасает ситуацию. Перейдем ко второй части тестирования.