Когда появилось цветное телевидение. История телевидения в России. Когда телевидение стало цветным

  • 22.06.2019

Человечество очень долго шло к реализации заманчивой идеи передавать зрительную информацию на расстояния посредством технических средств. Принципиальная основа воплощения этого замысла была заложена американским учёным Смитом, открывшим явление фотоэффекта (это произошло в 1873 году). В 1888 году А.Г. Столетов продвинул данную теорию и установил закономерности внешнего фотоэффекта.

Долгий путь к фантастической цели

Свою лепту в развитие данного направления вложил А.С. Попов – известный русский изобретатель радиосвязи. Задаваясь вопросом, кто изобрел телевизор, нельзя не упомянуть профессора Б.Л. Розинга, трудившегося в Петербургском технологическом университете. В 1907 году этот учёный разработал систему «катодной телескопии»: она воспроизводила изображение посредством электронно-лучевой трубки. И лишь в 1911 году в лабораторных условиях удалось осуществить самую первую телевизионную передачу, произведённую по вышеназванному принципу. Для того, чтобы изобретение могло выйти из стен лаборатории и применяться на практике, понадобились долгие годы. Итак, создание первого телевизор в мире совершалось, если можно так сказать, по целому ряду этапов.

Немецкий инженер Нипков

Справедливости ради, нужно отметить и успехи Пауля Нипкова, который ещё в 1884 году оформил патент на «электронный телескоп»: этот инженер из Берлина сумел разложить изображение на элементы (принцип работал в момент передачи и приёма световых сигналов, а само устройство со специальным преобразователем именовалось диском Нипкова). Подобный проекционный прибор мог выполнять механическую развёртку, но со временем он вышел из употребления, поскольку началась эпоха электронного телевидения. Исходя из всего вышесказанного, сложно ответить на вопрос, когда был создан первый телевизор.

Развитие технологий

Последователем Розинга был его эмигрировавший в США ученик – В.К. Зворыкин . Считается, что именно этот человек разработал самый первый телевизор – иконоскоп, которым человечество стало пользоваться в массовом порядке.

Модель была продана за 75 долларов – эта сумма равнялась среднему двухмесячному заработку американского рабочего. Год создания данного образца, демонстрировавшего глазу только игру теней и неясные силуэты, – 1928-й. Между тем, в результате интеллектуальных усилий англичан, в свет вышла уже следующая модель, оборудованная кинескопом (произошло это лишь в 1937 году). Пожалуй, такова вся информация на интересную многим из нас тему «создатель телевизора».


Массивный ящик

Отметим, что модель Зворыкина, называвшаяся RCS TT-5, представляла собой габаритное устройство с весьма миниатюрным экраном, величина которого равнялась всего 5 дюймам по диагонали. Говоря про первый отечественный телевизор, констатируем следующий факт: механические телесистемы просуществовали на просторах СССР дольше, чем за рубежом. На западе электронное направление в производстве подобной техники было внедрено несколько раньше. Итак, теперь вы знаете, какой был первый телевизор, разительно отличающийся от современного.

Советское телевидение начало свою деятельность в 1931 году, именно тогда впервые прошла телевизионная трансляция. Но это было черно-белое телевидение.

Давайте узнаем, в каком году на прилавки был выставлен первый цветной телевизор в СССР, и выясним, какой марки он был. А это Рубин-401. Первый цветной телевизор Советского Союза. Он был выпущен в 1967 году и и работал по французской технологии SECAM.

Хотя экспериментальные разработки начались гораздо раньше, а тестовые телевизоры были продемонстрированы в 1951 году.

Краски были блеклые, и посмотреть трансляцию можно было в затемненном помещении. Но со временем размеры экрана заметно увеличились, а также улучшились показатели четкости и контрастности.

Все началось с производства простых агрегатов. Советские конструкторы завода Комитерн представили тестовый черно-белый вариант Б 2 . Приемник был оборудован специальной пластиковой линзой.

А название цветного телевизора, сконструированного в Штатах, было CBSRX – 40. Он был механическим. Это было компактное изделие, и размер любой из сторон не превышал 14 см. В Америке такая техника не сразу стала популярной. Многое зависело от того сколько стоил телевизор, так как первые разработчики хотели очень дорого продать свое изобретение.


Советский Союз старался ни в чем не уступать Штатам. И поэтому появление новой техники в двух странах происходило практически одновременно. Этапы производства цветных телевизоров:

  1. В 1950 году был придуман кинескоп с электронными пушками, которые располагались под определенным углом по отношению друг к другу. Прибор был оснащен электронной вариацией развертки. Из пушки появлялись три луча и накапливались в маске. Затем они проникали на экран, где и светились разными цветами.
  2. В 1954 году фирма Westinghouse в Америке предложила для продажи Н840СК15. Из 500 аппаратов было продано всего лишь 30, так как цена была достаточно большой – 1295 долларов.
  3. Серийное производство в Штатах запустили в 1954 году. Модель RCA CT-100 была оснащена экраном в 12 дюймов. Было распродано 5 тыс. экземпляров по цене 1 тыс. долларов. Затем появились экраны, 15, 19 и 20 дюймов.
  4. В 1965 году создали модели Темп и Радуга.

В 70- е годы в Америке начали появляться всевозможные передачи, оформленные в цвете. Это позволило заметно снизить стоимость. А в 1967 году в СССР также можно было посмотреть передачу в цвете стандарта Secam.
После Рубина 401 был произведен Рубин 714. В основе такой техники были лампы. Модель 714 отличалась большим экраном. Значение диагонали достигало 60 см. Этот аппарат не был удобным из – за большого веса.

В СССР были популярны следующие модели:

  1. Модель Б 2 1931 года. Выпуск в больших масштабах продолжался с 1933 до 36 года. Параметры экрана были – 16*12 мм. Изначально это был не обычный прибор, а приставка, которая соединялась со специальным радио, работающим в диапазоне средних волн.
  2. В конце 30 – х годов в СССР применяли и американские технологии. Несколько моделей пытались создать по лицензии Штатов. Но в производство их не запустили, так как помешала война.
  3. Особой любовью народа пользовался легендарный КВН – 49, именно в честь него была названа известнейшая передача. Его разработали в НИИ города Ленинграда. Он приобрел популярность, благодаря нестандартной навесной линзы, увеличивающей картины.
  4. В 1957 году стали делать технику под общим наименованием Рубин. Прибор Рубин 102 мог демонстрировать до 12 телеканалов. В нем были предусмотрены разъемы под магнитофонные устройства. Востребованной моделью стал Рубин 714.
  5. Рассвет 307 известен еще большей популярностью. Всего было реализовано 8 млн. моделей. Черно-белое оборудование начало производится с 1975 года.
  6. К другим известным вариантам стоит отнести Рекорд в 312.
  7. Телевизор Горизонт выпускали на заводе радио оборудования с 80- х годов, в городе Минске. Подобный агрегат был дефицитным товаром.
  8. Превосходную технику предлагал потребителям завод Электрон. В 80- годы на его территории производился Электрон Ц 382, который отличался великолепной четкостью картинок, хорошими техническими показателями и современным оформлением.

Как был изобретен телевизор

Попытки произвести телеприемник начались еще в 19-ом столетии механиком Паулем Нипковым. Возможность передавать картинки на значительные расстояния возникла в 1880 году.

В тот период модели были электромеханического типа. Нипков сконструировал специальный диск, который позволял сканировать картинки.
Затем в 1895 году Карл Браун из Германии создал кинескоп, который известен как – трубка Брауна.

Ученый недооценил свое детище, но в 1906 году другой ученый Макс Дикманн приобрел патент на данную трубку и задействовал ее для трансляции картинки. Через год он создал телевизионный приемник, имеющий экран 30*30 мм и с разверткой – 10 кадров в минуту.

В 1920- х годах Джон Лоугги Брэд из Британии применил диск Нипкова для создания механического устройства, которое могло работать без звуков, но предоставляло полноценную картинку без искажений.

Он смог транслировать кадры с применением светофильтра разного цвета.
Первый опыт телевизионной передачи совершил Розинг Борис Львович. Это было сделано в 1911 году. Данная разработка являлась телеприемником электронного типа.

У него получилось создать картинку на экране кинескопа. Через 17 лет ученик изобретателя Владимир Зворыкин в США придумал агрегат с механическим вариантом развертки.

В 1923 году ему был выдан патент на конструкцию. Это было телевидение, базирующееся на электронной технологии. Выпуск техники, оснащенной электронно – лучевой трубкой был запущен в Америке, в конце 30- х годов.
Интенсивными темпами развивалось телевидение в Союзе. В 1932 году были сделаны экземпляры на пробу -Б 2.

Это был механизм с простейшим строением и с небольшим экраном, размером 3*4 см. Производство телевизионных аппаратов в СССР началось на год ранее, чем в США – в 1938 году.

Была сконструирована модель АТП 1, в корпусе которой находилось 9 электронных ламп. Выпуску более усовершенствованной конструкции помешала война.
Что касается цветных телевизоров. В 1940 году ученые из Америки представили систему Тринископ, в которой картинки от трех кинескопов комбинировались с цветами люминофорного свечения. В СССР такие разработки были начаты в 1951 году.

Как назывался первый телевизор в СССР

Если не касаться тестовых разработок, то первым серийным цветным телевизором был Рубин 401. Но еще до него на заводе Козицкого был создан аппарат Радуга, а на радиозаводе в Москве – Темп 22.

Их было сконструировано примерно 4 тыс. штук, но для продажи их не предоставили.

Первая передача в цветном оформлении для всеобщего просмотра была произведена 7 ноября в 1967 году, благодаря договоренностям, оформленным между Францией и Советским Союзом. Французская технология называлась Segam.
Потребители особенно полюбили марку Рубин 714 с большой диагональю.

Уже к концу 80- х в СССР было реализовано более 50 млн. телевизоров. В это время изобретатели работали над новыми моделями техники.
Вот как были устроен телевизионный аппарат в это время:

  1. Внутри корпуса в левой части располагался основной блок с настройками, канал для радио, трансформатор.
  2. Справа помещались развертки с лампами.

Устройство было рассчитано на метровый диапазон. Для дециметровых каналов была создана специальная приставка. Затем были произведены СКД блоки.

Новым этапом в создании цветных телевизоров стал переход на транзисторы, которые собирались из микросхем.

Интересное видео по теме.

Ответить на вопрос о том, кто изобрёл телевизор, с первого взгляда достаточно сложно, так как история телевизора, как технологии, имела две ветви развития, имеющих в основе себя разные принципы – электромеханический телевизор (механический) и электронный. Зачастую в ответ на подобные вопросы всегда втискиваются экономические, политические и идеологические интересы, от чего всё становится ещё более запутанным. Но всё-таки попробуем более детально разобраться в личностях и персоналиях, которые внесли вклад в развитие телевидения и изобретения телевизора.

Как правило, вы можете встретить следующие фамилии, которым приписывают изобретение телевизора: Бэрд, Розинг, Зворыкин, Катаев, Перский, Нипков, Такаянаги, Фарнсворт. Попробуем разобраться в этих фамилиях и какой вклад каждый из них внёс в изобретение телевизора.

Нипков Пауль Юлиус Готлиб

Техник и изобретатель из Германии. Известен прежде всего тем, что 1884 году изобрёл диск, получивший название «диск Нипкова». Диск позволял механически сканировать объекты, чтобы информацию о них можно было в дальнейшем передать на приёмник. Диск представлял из себя обычный вращающийся круг с отверстиями по спирали. Вращаясь, он позволял считывать объект построчно. Нипков не изобрёл телевизора, но изобрёл важную составляющую для механического телевидения.

Схематическое изображение диска Нипкова

Перский Константин Дмитриевич

Был преподавателем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга, имел звание гвардейского капитана артиллерии. В 1900 году выступил на IV Международном электротехническом конгрессе с докладом «Телевидение посредством электричества», где впервые употребил термин «телевидение» («television»). Так как доклад читался на французском, то многие даже не задумываются над тем, что термин по сути придуман русским. Но Перский не имеет никакого отношения непосредственно к разработке телевизора.

Бэрд Джон Лоуги

К 1920-м годам, когда усиление сигнала сделало телевидение более практичным, шотландский изобретатель Джон Лоуги Бэрд использовал диск Нипкова в своих прототипных видеосистемах. 25 марта 1925 года Бэрд дал первую публичную демонстрацию телевизионных изображений силуэта в движении в универмаге Selfridge в Лондоне. Поскольку человеческие лица не имели достаточного контраста, чтобы проявить себя в его примитивной системе, он транслировал изображение головы говорящей куклы чревовещателя, названного «Stooky Bill», чьё окрашенное лицо было более контрастным. К 26 января 1926 года он впервые презентовал передачу изображения человеческого лица в движении, посредством радио, что считается первой телевизионный передачей в мире. В 1927 году осуществляет первую широковещательную передачу в мире, передавая сигнал между Лондоном и Глазго на расстояние 705 км.

Розинг Борис Львович

Розинг был русским учёным-физиком, педагогом и изобретателем. Он понял тупиковость пути развития механического телевидения, поэтому начал свои исследования с того, что ввёл в систему телевидения безынерционный электронный луч, тем самым открыв альтернативный путь для развития телевизионной связи. Его главная заслуга состояла даже не в том, что он предложил новый способ передачи изображений на расстоянии, который был ещё очень несовершенный, а в том, что этот способ передачи задал вектор развития для всех телевизионных систем будущего, в том числе современных. В системе Розинга не было механических частей. Именно из-за этого факта Розинга следует считать главным изобретателем электронного телевизора. Этот приоритет также закреплён патентом в 1907 году, которые были признаны в ряде ведущих европейских держав, таких как Германия, США, Англия. А в 1911 году Розинг создал прототип кинескопа, который принимал простейшие изображения, что стало первой в мире телевизионной передачей электронного телевидения.

Схема телевизионной системы Б. Л. Розинга, разработанной в 1907 г. Вверху — передающее устройство, внизу — приемная электронно-лучевая трубка.

Кэмпбелл-Суинтон Алан Арчибальд

Алан Кэмпбелл-Суинтон был шотландским инженером-электриком, который являлся основным конкурентом Розинга в области разработки теоретических основ для электрического телевидения. Кэмпбелл-Суинтон, как и Розинг, понимал, что механическое телевидение ограничено в своём развитии из-за ограниченного количества линий сканирования, приводящее к плохому качеству изображения и мерцанию картинки. В 1908 году он написал статью для журнала «Nature», где изложил своё взгляд на «электрическое видение». В том же году он пишет ещё одну статью «Дистанционное электрическое зрение», где излагает принципы, по которым предлагает создавать электрическое телевидение. В 1911 году он выступает со речью в Лондоне, где теоретически описывает систему дистанционного электрического зрения при помощи электронно-лучевых трубок, как на приёмном, так и на передающих концах, которая принципиально ничем не отличалась от схемы Розинга. Правда ему так и не удалось провести успешные эксперименты по созданию такой системы в дальнейшем. В 1914 году он провёл ряд не очень успешных экспериментов в сотрудничестве с Г.М. Минчиным и Дж. К. М. Стэнтоном.

Такаянаги Кэндзиро

25 декабря 1925 года японец Кенджиро Такаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался дисковый сканер Нипкова и электронно-лучевая трубка. Этот прототип все ещё демонстрируется в Мемориальном музее Такаянаги в Университете Сидзуока, в кампусе Хамамацу в Японии. К 1927 году Такаянаги улучшил разрешение до 100 линий, что было непревзойдённым до 1931 года. К 1928 году он первым передал человеческие лица в полутонах. Его работа оказала влияние на более позднюю работу Зворыкина Владимира Кузьмича.

Фарнсуорт Фило Тэйлор

Фарнсуорт является американским изобретателем в области телевидения. Его вклад в заключается в том, что он изобрёл специальное передающее устройство под названием «диссектор изображения», которое делало то же, что и диск Нипкова в механической системе, оно позволяло разбивать изображение на электрические сигналы. Также ему удалось впервые в мире построить полностью электронную телевизионную систему, которую он продемонстрировал в 1928 году в прессе, а в 1934 году он продемонстрировал эту систему общественности.

Диссектор изображения Фарнсуорта

Катаев Семён Исидорович

Катаев был советским изобретателем и учёным, который занимался развитием идей Розинга в практической части. Он был конкурентом другому изобретателю русского происхождения, о котором будет сказано ниже, Зворыкину. Оба изобретателя старались развить идею Розинга о применении ЭЛТ в телевидении. Но трубки бывают разные. Немцы в это время усиленно пытались развивать ЭЛТ с газовой фокусировкой, то есть использовали газ в трубке, чтобы фокусировать катодные лучи. Катаев же пошёл по другому пути и стал разрабатывать ЭЛТ с магнитной фокусировкой. Результатом его работы стал т. н. «радиоглаз» – аналог иконоскопа Зворыкина. Своё изобретение Катаев С.И. протестировал в 1931 году, а в 1933 году получил на него патент в СССР. Позже, когда Зворыкин и Катаев показывали друг другу свои изобретения, Зворыкин отмечал, что радиоглаз по некоторым параметрам превосходит его иконоскоп.

Зворыкин Владимир Козьмич

Зворыкин также был русским изобретателем и учеником Бориса Розинга, правда после революции у него не заладились отношения с новой советской властью, и он эмигрировал в США, где продолжил развивать идеи своего учителя. Зворыкина на Западе считают изобретателем телевизора, но так, конечно, считать нельзя по тем многим причинам, которые мы уже отметили выше, хотя его вклад в развитие телевидения также сложно переоценить. В отличие от Катаева Зворыкин пошёл по пути создания ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Мышление Катаева и Зворыкина было диаметрально противоположным, что и породило такое различие в подходах и изобретениях. Если Катаев, как настоящий теоретик, сначала решил изобрести передающую трубку, а только потом приёмную, то Зворыкин сделал всё наоборот, так как вместо передающей можно было использовать передатчик, построенный по типу диска Нипкова. В 1935 году В.К. Зворыкин получил патент в США на своё изобретение, хотя демонстрации своего изобретения он устраивал ещё в 1926 году. Телевизоры с магнитной фокусировкой до 70-х годов 20-го века были больше распространены, так как долго не удавалось получить не уступающую по качеству ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Но именно с появлением иконоскопа электронное телевидение в полной мере стало реальностью.

ИТОГИ

Как уже писалось выше, следует различать электромеханический и электронный телевизоры. Механический телевизор появился параллельно электронному, поэтому его нельзя считать предшественником, скорее тупиковой ветвью развития. Он был сильно ограничен в увеличении качества и разрешения картинки, в отличие от телевизора с электронно-лучевой трубкой. Поэтому все фамилии, связанные с механическим телевизором, можно исключить из претендентов на изобретение телевизора в том виде, в котором мы его знаем. Таким образом Нипков, Бэрд и остальные не изобретали электронный телевизор.

В интернете часто можно встретить тезис о том, что Катаев подал свою заявку на патент раньше Зворыкина и формально его правильнее считать изобретателем телевизора, однако фактически Зворыкин изобрёл свой иконоскоп раньше, но из-за бюрократической волокиты его патент долго рассматривался. На самом деле это в общем-то неважно, так как оба они были учениками Розинга, а Зворыкин не раз подтверждал приоритет Розинга в изобретении телевидения, поэтому именно Розинг Борис Львович, очевидно, и должен быть назван изобретателем телевизора. Он задолго до всех предвидел будущее электронного телевидения, был активным популяризатором этой идеи.

В течение нескольких десятилетий телевизоры — будь то черно-белые или цветные, ламповые или транзисторные, — использовали катодно-лучевую трубку — кинескоп. А если габариты телевизора нужно было уменьшить, то одновременно уменьшался и размер экрана. До тех пор, пока вместо кинескопов не стали применять плазменные и жидкокристаллические панели, которые позволили сделать телевизоры тонкими и плоскими.

Появление таких телевизоров — больших и плоских — предсказывали некоторые писатели-футуристы. Даже Николай Носов в книге 1958 года «Незнайка в Солнечном городе» писал:

«На другой день Клёпка и Кубик заехали за ними пораньше, и все вместе отправились на фабрику телевизоров и радиоприемников. Самое главное, что они здесь увидели, было изготовление больших плоских настенных широкоэкранных телевизоров».

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей « » сайт вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.

Читайте также предыдущие материалы цикла:

Плазма для огромных и дорогих телевизоров

Принципиальную возможность создания плазменных телевизоров описал венгерский инженер Калман Тиханьи еще в 1936 году. В плазме — ионизованном газе — под действием электрических разрядов возникают ультрафиолетовые лучи, которые заставляют светиться люминофор экрана. Но понадобилось почти сорок лет, чтобы первые плазменные панели пошли в производство.

Панели были небольшие, стоили дорого (2500 долларов за матрицу разрешением 512×512 пикселей) и показывали информацию оранжевым цветом. В семидесятых их уже устанавливали в компьютеры. В 1983-м компания IBM представила плазменную панель большого размера — 48 сантиметров по диагонали, тоже оранжево-монохромную. Но плазменные панели в компьютерах проиграли конкуренцию LCD-дисплеям.

Компьютер Plato V с монохромным плазменным экраном. Фото: Википедия.

Спустя еще десять лет у «плазмы» наступает второе рождение: в 1992 году японская компания Fujitsu представляет первую цветную плазменную панель диагональю 21 дюйм (53 см).

К гонке за «плазму» подключается Panasonic. Поначалу эта гонка была совместной, японо-американской: Fujitsu сотрудничала с Иллинойсским университетом в Урбане-Шампейне, а Panasonic — с американской фирмой Plasmaco.

В 1995 году Fujitsu, а два года спустя Philips представляют плазменные телевизоры диагональю 42 дюйма (107 см). В США телевизоры поступают в продажу по цене в 14 999 долларов вместе с установкой.

Пожалуй, впервые с далеких пятидесятых годов телевизор должен устанавливать мастер. И, пожалуй, впервые в быту телевизор надо крепить на стену. До этого из электроники на стену вешали разве что колонки, светомузыку да некоторые модели проигрывателей пластинок. Впрочем, в середине двухтысячных телевизоры станут в несколько раз тоньше и на рынок выйдут настольные модели.

Фото с сайта HighlandTitles.com

Первые плоские телевизоры в Беларуси

В конце девяностых — начале «нулевых» плазменные телевизоры появляются в России и Беларуси. Они немного подешевели, и для описания такой техники кое-где используют формулу «восемь на восемь»: восемь сантиметров толщины и восемь тысяч долларов цены.

Любопытно, что в пересчете на квадратный сантиметр площади плазменные панели оказывались дешевле жидкокристаллических, которые к тому времени начали набирать ход. Но по экономическим соображениям делать «плазму» малого размера невыгодно, и постепенно начинается гонка диагоналей, которая длилась все «нулевые».

Смерть «плазмы»

Плазменные панели выпускают два десятка производителей по всему миру, в «диагональной войне» все новые завоевания: 71, 76, 80, 103, 145, 150 дюймов… В итоге побеждает Panasonic: в 2010-м на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе фирма представляет модель TH-152UX1. Почти все ее показатели умопомрачительны: диагональ — 152 дюйма (386 см), масса — 580 кг, цена — 500 тысяч долларов. Панель выдает разрешение 4096×2160 пикселей и умеет показывать 3D-контент.

Рекордная модель является одновременно и лебединой песней технологии: несмотря на радужные прогнозы маркетологов, крупнейшие производители начинают сворачивать выпуск плазменных панелей.

В 2013—2014 годах производство прекращают Samsung, Panasonic и LG. Последним изготовителем плазменных телевизоров в мире был китайский концерн Changhong Electric в провинции Сычуань, но и он «перекрыл газ» (ионизованный, конечно же) вскоре после 2014-го.

Одной из причин упадка стали еще и некоторые особенности самой технологии.

Плазменные панели выдавали картинку с искажением в местностях выше 2000 метров над уровнем моря, потребляли несколько сот ватт электроэнергии (по сравнению с примерно 60 Вт у кинескопных), давали наводки на радиоприемники.

Кроме того, среди потребителей бытовала легенда, что если на каком-то участке экрана постоянно демонстрируется одно и то же яркое изображение (например, логотип телеканала), то в этом месте экран выгорает.

На самом деле, запас живучести у плазменных телевизоров был более чем достаточным: яркость снижалась наполовину лишь после 100 тысяч часов работы. Работая по пять часов в сутки, плазменный телевизор достигнет этой половинной яркостной деградации лишь через полсотни лет.

Плазменные телевизоры перестали выпускать почти два года назад, но до сих пор иногда в разговорной речи телевизор большого размера называют словом «плазма», даже если он выполнен совсем по другой технологии.

Жидкие кристаллы для маленьких и больших

Первые разработки жидких кристаллов начал австрийский ученый Фридрих Райницер еще в 1888 году. Но лишь в начале семидесятых годов нашего века жидкие кристаллы воплотились в первых устройствах — экранах для наручных часов и калькуляторов.

Со временем стало возможным использовать ЖК-матрицы и в ноутбуках и телевизорах, но первые такие матрицы были выполнены по «пассивной» технологии, и даже при простой прокрутке текстового документа на экране был виден почти один лишь шум. С 1972 года начали выпускать матрицы по «активной» технологии, и движущееся изображение на экране стало более стабильным.

В июне 1983 года компания Casio представляет первый в мире телевизор на жидких кристаллах — модель TV-10. У него экран диагональю всего 2,7 дюйма (6,8 см), работает аппарат от трех батареек размера АА, а стоит он 299 долларов 95 центов. Обозреватели электроники отмечали низкую яркость и контрастность телевизора.


Изображение: YouTube

А два года спустя та же Casio выпускает и первый цветной телевизор на жидких кристаллах — TV-1000. В 1988 она же выпускает и 14-дюймовый ЖК-телевизор на тонкопленочных транзисторах (TFT). Наконец-то телевизоры можно делать если не совсем плоскими, то хотя бы тонкими, но при этом не жертвовать размером экрана. Появляются и совсем плоские модели: так, Casio TV-70 (1986) имеет толщину всего в 13 мм.

Японские корпорации бросаются в гонку миниатюризации: LCD-телевизоры сначала настольные, потом носимые за ручку или ремешок и, наконец, карманные. Появляется анекдот:

Встречаются два японских инженера. Один другого спрашивает:

— Угадай, в какой руке у меня телевизор.

— В левой.

— Правильно. А сколько их там?

Летом 1982 года компания Seiko, известный производитель часов, выпускает модель TV-Watch — телевизор в корпусе наручных часов. Правда, в наручные часы встроен лишь монитор — а сам приемник заключен в корпус размером с кассетный плейер, который соединен с часами кабелем. Предполагается, что кабель пропущен у вас внутри рукава, приемник лежит в кармане, а звук вы слушаете через наушники.

Фото с сайта guenthoer.de

Экран диагональю 1,2 дюйма (25,2×16,8 мм) отображал 10 оттенков серого, на одном комплекте батарей телевизор мог продержаться до 5 часов. Часовизор стоил 108 тысяч иен, или примерно 450 долларов; в США рекомендованная цена составляла 495 долларов. Модель засветилась в фильмах «Сети зла» с Томом Хэнксом и в серии про Джеймса Бонда «Осьминожка», где ей пририсовали цветной экран.


Фото с сайта TheLegendOfQ.co.uk

А в начале-середине девяностых компании развивают и усовершенствуют технологию плоскостного переключения IPS. Так, Fujitsu представляет систему MVA (мультизональное вертикальное выравнивание), Samsung представляет собственное видение этой же системы — PVA.

Матрицы отображают полную глубину цвета (до 8 бит на канал), у них большие углы обзора (до 178 градусов), — теперь можно делать и полноценные, комнатные телевизоры.

IPS- и PVA-экраны начинают доминировать на рынке ЖК-телевизоров, «жидкие кристаллы» уверенно идут в рост и потихоньку догоняют «плазму». Правда, LCD-телевизоры считаются маленькими, чуть ли не кухонными, а если хочешь в гостиную — то только плазменный.

Плазменные телевизоры привлекают покупателей большим размером экрана, жидкокристаллические телевизоры пока на диагональ свыше 42 дюймов не замахиваются (дорого очень), но к середине «нулевых» начинают перетягивать потребителей большим разрешением. В результате складывается интересная картина: LCD-телевизоры имеют меньшую диагональ, чем плазменные, но цена тех и других сопоставима.

Первый ЖК-телевизор «Горизонта»

ЖК-телевизоры воюют на два фронта: и с плазменными панелями, и с кинескопными моделями. В конце 2007-го кинескопные телевизоры по уровню мировых продаж проигрывают жидкокристаллическим моделям. Корпорации начинают сокращать или вовсе сворачивать производство кинескопных моделей.

Например, Sony в марте 2008-го закрывает последний завод, выпускавший известную линейку телевизоров Trinitron. Минский завод «Горизонт» свой первый ЖК-телевизор выпустил в 2004 году, а от кинескопных моделей решил отказаться только осенью 2012-го.

В ходе войны с «плазмой» телевизоры на жидких кристаллах тоже втягиваются в «гонку диагоналей». В октябре 2004-го Sharp анонсирует 65-дюймовую панель, в марте 2005-го Samsung представляет телевизор диагональю 82 дюйма, в августе 2006-го LG достигает отметки в 100 дюймов, в январе 2007-го Sharp демонстрирует телевизор LB-1085 диагональю в 108 дюймов (2,73 м).

Летом 2008-го этот «ящик» поступил в продажу по цене в 11 миллионов японских иен (на тот момент — примерно 103 тысячи долларов). В том же 2008-м «Горизонт» выпускает самый большой LCD-телевизор в Беларуси — диагональю 42 дюйма; в 2012-м на предприятии собирают 70-дюймовый телевизор ценой в 13 тысяч долларов. Впрочем, сегодня в каталоге «Горизонта» и «Витязя» самый большой ЖК-телевизор имеет диагональ лишь в 50 дюймов.


Фото с сайта TheFutureOfThings.com

Светодиоды для изогнутых телевизоров

Еще одна перспективная технология создания телевизионных экранов — органические светодиоды (OLED). Правда, частенько OLED путают с маркетинговым термином LED TV (или просто LED).

Последний обозначает, что для подсветки экрана используется матрица из светодиодов, а не более привычные люминесцентные лампы, размещенные по краям монитора. Органические же светодиоды — это элементы, которым не нужна подсветка, потому что источником света выступают они сами.

OLED-экраны уже давно используются в сотовых телефонах и фотоаппаратах, но вот телевизионную панель из органических светодиодов долго изготовить не могли. Дело в том, что синие светодиоды имеют намного меньший срок жизни, чем красный и зеленый.

Поэтому срок службы всего экрана зависел фактически от одних лишь синих диодов. Началось их выгорание (а такое могло случиться уже через три года работы) — и дорогой телевизор, считай, испорчен. На преодоление этих сложностей ушло время, и в начале «нулевых» компании начали соревноваться за первенство в выводе OLED-телевизора на рынок и за наибольшую диагональ экрана.

В мае 2003-го на выставке Society for Information Display в Балтиморе компания International Display Technology представила 20-дюймовый OLED-дисплей, а Sony — 24-дюймовый, годом позже Epson показывает 40-дюймовый монитор. В 2005-м Samsung демонстрирует 21- и 40-дюймовую панели, предназначенные специально для телевизоров, но еще почти два года сами телевизоры ни от одной фирмы так и не будут предъявлены общественности.

И лишь в 2007 году на выставке Consumer Electronics Show компания Sony показала первый в мире OLED-телевизор. Он обладал скромной диагональю всего в 11 дюймов (28 см) и разрешением 960×540 пикселей. Зато толщина матрицы составила всего 3 мм, так что в ее рамке негде было разместить разъемы.

Поэтому экран укрепили на подставке, где и находятся органы управления, порты и динамик. Телевизор, получивший индекс XEL-1, поступил в продажу в декабре 2007 года по цене примерно в 1700 долларов.


Фото с сайта Biglobe.ne.jp

Не можем не упомянуть и о «войне диагоналей». Правда, в случае с OLED-телевизорами завоевания были не такими уж громкими, как в случае с плазменными и жидкокристаллическими телевизорами.

Осенью 2008-го Samsung демонстрирует 40-дюймовый телевизор с разрешением 1920×1080 пикселей, в январе 2012-го Samsung и LG практически одновременно интригуют публику 55-дюймовой моделью (аппарат от LG оценен в 7900 долларов, и он объявлен самым большим коммерчески доступным телевизором).


Samsung ES9000. Фото: geeky-gadgets.com

Летом того же года Samsung показывает модель ES9000 с матрицей диагональю в 75 дюймов и стоимостью в 17500 долларов, а осенью 2013-го на выставке IFA в Берлине компания LG отвечает изогнутым телевизором с диагональю экрана в 77 дюймов (196 см). Похоже, что гонка остановилась, но, вероятно, лишь временно.

И пусть итоговый показатель почти в полтора раза меньше максимальной диагонали LCD-телевизора и в два раза меньше рекордной диагонали «плазмы», все же и этот аппарат разрешением 3840×2160 пикселей стоит немалых денег. На сайте LG модель 77EG9700 помечен ярлыком «предполагаемая цена — 24 999 долларов 99 центов».

Другая 77-дюймовая модель — LG 77EC980V — продается и в Минске, магазин выставил ценник в 69 908 рублей и 98 копеек (или примерно 35 760 долларов). Ставшие плоскими телевизоры требуют очень пухлых кошельков.

Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении различимы при любом освещении.

Сегодня телевизором не удивить никого. Это ящик или даже маленькая панелька, которая позволяет демонстрировать движимые картинки. Сложно представить, что всего чуть больше столетия назад такой технологии не было в принципе. Лишь благодаря огромному количеству исследований мы имеем возможность наслаждаться телевидением.

О людях, которые подарили нам возможность передачи изображений на расстоянии, и пойдет речь в этой статье.

У истоков

Кто изобрел телевидение и в каком году? Множество людей задавались этим вопросом, но далеко не каждый мог дать на него точный ответ.

До сих пор открыт и вопрос о том, где было изобретено телевидение. Ответы не могут быть однозначными. Все потому, что не один человек изобрел первое телевидение. Это кропотливый труд многих людей.

Где было изобретено телевидение? За это право борются множество стран мира, в каждой из которых над этим вопросом трудилась целая армия ученых. Но обо всем по порядку.

С чего все началось

Самым первым, кто изобрел телевидение, можно считать шведского химика, которого звали Йенс Берцелиус. Ученый поставил множество опытов в своей лаборатории, вследствие чего им был открыт ранее неизвестный химический элемент, который получил название "селен".

Важность этого события невозможно переоценить. Было отмечено, что этот элемент проводит электрический ток в зависимости от воздействующего на него количества света.

Без него передача изображения была бы невозможна.

От теории - к практике

Борис Львович Розинг - вот кто изобрел телевидение, - будут утверждать историки. И будут недалеки от истины.

Биографию этого физика и изобретателя, фактически подарившего нам возможность проводить вечера у голубого экрана, стоит изучить глубже.

Борис Львович Розинг родился в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году в Петербурге.

Почти всю свою жизнь он посвятил работе в институте. Это и Петербургский технологический, и Архангельский лесотехнический, и многие другие, куда он приглашался в качестве почетного лектора. Ученый защитил кандидатскую диссертацию.

Его работы были посвящены исследованиям магнетизма, радиотехники, электричества, молекулярного поля, ферромагнетиков, квантовой физике, динамике.

Идея передать изображение на расстояние пришла к Борису Львовичу в тысяча восемьсот девяносто седьмом году. Свои опыты он не мог представить без электронно-лучевой трубки, которая только-только была изобретена, а также исследований Александра Григорьевича Столетова.

Его успехи в изучении вопроса были велики. Уже в тысяча девятьсот седьмом году миру была представлена технология создания изображения при помощи электронно-лучевой трубки с флюоресцирующим экраном и вращающимися зеркалами. Изобретения физика были запатентованы и признаны в Великобритании, Германии. Опыт представлял собой отображение серых полос на черном экране. Кажется, все так просто. Но для того времени это был грандиозный прорыв. О талантливом ученом заговорили во всем мире.

Всего через четыре года физик сумел передать изображение на расстояние. Скорее всего, ни у кого из читателей уже не осталось сомнений, кто изобрел телевидение.

В этом же тысяча девятьсот одиннадцатом году Розинг произвел переход от механических к электронным системам.

Вплоть до своей смерти в тысяча девятьсот тридцать третьем году физик не переставал создавать и совершенствовать свои приборы, разрабатывал новые способы модуляции, конструкции трубок и схем.

Первые опыты с картинкой

Кто изобрел телевидение первым, так это известный американский изобретатель, господин Керри, считают многие исследователи. Результатами его опытов стала первая рабочая система, с помощью которой он смог передавать неясное, но все же изображение.

Насчет того, кто изобрел телевидение, могут вступить в спор потомки изобретателя Пола Нипкоу. Его опыты были намного более совершенными, хотя принцип работы устройства был идентичен оборудованию господина Керри. Пол дал своему изобретению название «развернутое изображение». На дворе стоял тысяча восемьсот восемьдесят четвертый год.

Новый термин

Сам термин «телевидение» приписывают русскому инженеру Константину Дмитриевичу Перскому.

До этого ученые употребляли сложные выражения вроде «дальновидение» или «электрическая телескопия».

Считается, что он первым ввел его в обиход в августе 1900 года. Сделано это было в рамках Международного электротехнического съезда в Париже. Слово очень понравилось участникам, и они быстро распространили его в своем кругу общения по возвращении домой.

Доклад «о видении на расстоянии» проводился на французском языке.

Годом ранее Константин Перский получил патент на один из способов передачи изображения. Вдохновленный своим успехом, инженер с упоением рассказывал европейским коллегам о тех колоссальных возможностях, которые могла подарить человечеству его технология.

О самом ученом известно немало. Константин Дмитриевич был выходцем из дворянского рода, предки его служили самому великому князю Дмитрию Донскому.

До того как посвятить свою жизнь изобретениям, Перский успел закончить Михайловскую артиллерийскую академию, после чего применил полученные знания во время Русско-турецкой войны, где даже был награжден орденом «За храбрость».

После возвращения с поле битвы Константин Дмитриевич предпочел соединить военную дорожку с наукой и одновременно стать активным членом Петербургского технического и электрического сообществ.

Самым ярким достижением в его работе стал обширный доклад под названием «Современное состояние вопроса об электровидении на расстояние», который он успешно представлял в различных учебных заведениях внутри страны и за рубежом.

Хотя занятие физикой не мешало ученому совершенствоваться и на военном поприще. В частности, он получил медаль Чикагской Всемирной выставки за предупредительный прибор от попыток тайного проникновения в помещение.

Не стало изобретателя в 1906 году.

Оптимистичные результаты

На вопрос о том, когда Джон Логи Бэрд изобрел телевидение, найдутся поклонники его таланта, которые уверенно скажут, что это тысяча девятьсот двадцать третий год. Именно тогда ученый смог передать изображение по проложенному кабелю своему коллеге, Чарльзу Дженкинсу, в Соединенные Штаты Америки.

Но телевидение - это не только передача электрических импульсов по проводам. Для того чтобы запустить их, в первую очередь необходима телевизионная камера.

Знатоки с уверенностью скажут: изобрел телевидение русский ученый, которого звали Владимир Зворыкин, в 1931 году на мощностях своего предприятия Radiocorporations of America. Но это спорный вопрос, ведь практически в то же время другой изобретатель, Фил Фарнсуорт, конструирует аналогичное устройство.

В истории сохранилось имя спонсора русского ученого, который поверил в его очень футуристическую и невероятную идею - это Дэвид Абрамович Сарнов, американский связист и бизнесмен. Именно благодаря его финансовой поддержке мир увидели большинство изобретений Владимира Зворыкина.

Первые видеокамеры

Первые камеры получили названия «инкоскоп» и «изобразительно-передающая трубка».

За следующие четырнадцать лет устройства подвергнутся серьезным доработкам и будут иметь строение, аналогичное тому, что используется в современных приборах.

В их основу заложена катодно-лучевая трубка, благодаря которой, собственно, и передается изображение зрителю.

Цветное телевидение

Многие считают, что цветное телевидение изобретено советским инженером Ованесом Адамяном.

В далеком тысяча девятьсот восьмом году изобретатель получил патент на созданный им прибор передачи сигналов. Изобретение могло передавать на тот момент лишь два цвета.

Но все же правильнее будет Джона Лоуги Брэда считать тем, кто изобрел телевидение в цвете. Именно этот человек соединил зеленый, синий и красный светофильтры таким образом, чтобы они могли транслировать различные комбинации.

Дикторы черно-белого телевидения использовали зеленую помаду. Красный цвет на экране выглядел очень светлым и блеклым. После долгих опытов и проб пришли к выводу, что именно зеленый наиболее гармоничен для цветопередачи.

По поводу того, где и какая именно передача в цвете вышла на экраны первой, идут споры. Чаще всего встречается мнение, что это был футбольный матч английской лиги.

Полноценная постоянная трансляция началась в тысяча девятьсот сороковом году на территории США.

Первая коммерческая программа увидела свет в 1951 в США. Это было развлекательное шоу с участием знаменитостей на канале CBS.

Подытожим данные

В статье встречаются имена многих великих людей, которые работали в разное время в лабораториях разных стран и континентов. Каждый из них внес свой весомый вклад в развитие телевидения. Без трудов этих замечательных, целеустремленных людей передача картинки невозможна.

Не стоит выделять кого-то одного. Благодаря всем этим исследованиям, сегодня мы имеем возможность пользоваться таким обыденным явлением, как телевидение.