Альбом «По волне моей памяти»

  • 19.04.2019

В 1995 году во Львове умер и был похоронен Б.Пивоваров. На похоронах были узкий круг его друзей и родственники..

Слава львовского гитариста Бориса Пивоварова в 80-е годы гремела по всему Советскому Союзу. После выхода в свет в 1976 году знаменитой пластинки Давида Тухманова "По волнам моей памяти" особое внимание многих музыкантов было обращено на исполнителей, принимавших участие в записи. Мне, тогда еще молодому гитаристу, особенно было интересно: кто такой этот музыкант Борис Пивоваров, который так ловко справлялся с интереснейшими партиями и лил каскады импровизаций в различных по стилю треках пластинки Д.Тухманова. Многие композиции этого диска мне так понравились, что я их с удовольствием подбирал на гитаре, удивляясь оригинальности найденной гармонической последовательности и восхищаясь изобретательности вдохновленного композитора.

В армии мне пришлось служить в Анапе, я носил форму военного моряка 3 года и за это время мне посчастливилось услышать знаменитого гитариста "наживо" в составе ансамбля "Верные друзья". Концерт проходил в доме культуры "Курортторга" и Пивоваров исполнял в концерте 2 композиции в стиле джаз-рок. Это было захватывающе: его гитара была очень послушной в его руках, он представил удивительные композиции, вмещающие в себе и разнообразные гармонии, переменные ритмы и интересные гитарные мелодические линии. Не стану врать – он меня поразил, но запомнить всего я не смог, встретиться с ним мне тоже не удалось, я ведь был на службе и не располагал полностью своим временем. Но его игра, аура профессионала в области гитары как-то надолго оставила след в моей памяти. Позже с его участием была записана пластинка Д.Тухманова "Памяти поэта" и "Памяти гитариста" и вновь в моей голове проводились параллели между героем песни, стоявшем на "маленькой сцене" и самим Борисом Пивоваровым.

Вот что известно из интернета по работе Б. Пивоварова в ансамбле "Верные друзья" (см. ссылку на сайт ансамбля, котором работал Борис):

"В 1973 году поступило предложение о сотрудничестве от популярного певца Валерия Ободзинского, который в то время был солистом оркестра п/у О.Лундстрема. С этого времени ансамбль меняет название на «Верные друзья» и сотрудничает с Валерием Ободзинским, который, с тех пор, солист и художественный руководитель ансамбля. Музыкальным руководителем «Верных друзей» стал пианист и аранжировщик Юрий Щеглов, пришедший из оркестра п/у О.Лундстрема, вместе с известным гитаристом Борисом Пивоваровым."

Прошло несколько лет. Так случилось, что в 1985-м году я приехал во Львов, поступил в консерваторию по классу гитары, и тут как-то неожиданно имя Пивоварова прозвучало в моем окружении. С 1991 года я начал преподавать во Львовском музыкальном училище им. С. Людкевича и один из моих учеников Саша Рывак сказал, что несколько лет назад слышал Б.Пивоварова в каком-то львовском клубе, что это было сногсшибательно, что в пассаже Пивоваров промахнулся позицией (а может кому-то это и показалось), но пассаж от этого только выиграл, потому что был построен на каком-то "крутом ладе", и что, вроде бы, Пивоваров занимался по школе знаменитого саксофониста Колтрейна.

Музыканты-преподаватели музучилища, в частности преподаватель по классу ударных Иван Господарец рассказывал мне, что много раз слышал Пивоварова в ДК ГАЗ, и что это было всегда ярко и завораживающе. Об это же говорил мне и Роман Прокопенко. Надеюсь еще многое услышать от представителей старшего поколения львовских музыкантов. Думаю, что многое мог бы рассказать и Юрий Варум и Давид Тухманов, и многие другие... Ведь об их совместном творчестве мало что известно...

Недавно, в конце 2009 года, ко мне по скайпу написал сообщение Иван Солод, который несколько лет работал звукооператором вместе с Борисом. Нам удалось встретиться и поговорить о тех днях их совместной работы. Он принес несколько фотографий. С его разрешения я показываю их на этой странице.

Так выглядел Борис Пивоваров и его знаменитый "Gibson" в апреле 1986 года

Кроме этих фотографий Иван Солод рассказал мне, что они любили экспериментировать со звуком. Роясь в разных схемах, в том числе и из различных журналов, Иван Солод делал для Бориса "примочки", т.е. эффекты для гитары. Когда он приносил их Борису, они включали аппаратуру и Борис их пробовал в сочетании со своей гитарой. У Ивана сохранились редкие записи с одной из таких проб. Мне это было особенно трогательно слушать, ведь это были "чистой воды" импровизации талантливого человека, безвременно ушедшего из мира людей.

Я их публикую с разрешения Ивана Солода.

Судьба гитары.

Особой таинственностью была окутана гитара Б.Пивоварова. Он играл на дорогом инструменте GIBSON Les Paul Gold серии. Со слов Игоря Баларева, бывшего свидетелем как на похоронах вдова Б. Пивоварова говорила, что гитару продавать не будет, лучше отдаст ее какому-нибудь талантливому молодому гитаристу.

Но судьба распорядилась по-своему и сегодня гитара находится в Москве в студии Игоря Бабенко и как гитара-легенда – висит на стене, наподобие одной из гитар Елвиса Пресли в американских студиях.

ЧТО ЕЩЕ ИЗВЕСТНО

Борис научился играть сам. Это самоучка, пожалуй в самом истинном и положительном значении этого слова. Едвард Заяц, также работавший с Пивоваровым звукооператором, рассказал мне, что Борис играл на гитаре с утра и до утра, не выпуская ее из рук. У Пивоварова были довольно толстые пальцы рук, поэтому предметом многих шуток друзей была тема: как это ты умудряешься нажимать эти тонкие струны своими "нескрипичными пальчиками"?.

Музыкального образования в привычном значении этого слова Б. Пивоваров не получил. Однажды после удачного концерта в Дрогобыче (где вместе с ним играли два человека из Дрогобыча, клавишник, оказывается имел "цветной музыкальный слух") им всем предложили учиться в Дрогобыческом пединституте. Их солист Мктрчан воспользовался этим и закончил его, но остальные - нет, их разметала судьба по гастрольным маршрутам Союза. Борис Пивоваров какое-то время работал на корабле на туристической линии Черного моря от одесского проходства.

Вот таким человеком прошел мимо меня этот гитарист, которого я обожествлял в свое время. Конечно, мне было бы очень интересно у знать о нем несколько больше... Но я немного опасаюсь узнать о нем что-то такое, что может разрушить мой лично созданный миф о кумире и о его мире.

А вы?

Как документ, подтверждающий дружеские отношения Бориса Пивоварова с Д.Ф. Тухмановым, хочу впервые опубликовать сканированный конверт диска "Памяти гитариста Памяти поэта" с трогательным автографом композитора со словами благодарности за участие в этом удивительном проекте:

Самое яркое впечатление оставил прилетевший из Новосибирск прот. Борис Пивоваров.
Его подпись (и его причта) стоит под одним из исков.

Иск мне так и не отдали, заметив, что в этом нет нужды, так как он вполне совпадает с тем текстом, что я опубликовал ранее.

Отец Борис рассказал два мемуара про меня.

1. В 1991 году я сопровождал патриарха Алексия в его первом визите в Сибирь. У меня была лекция в местном университете, и когда вместе с о. Борисом мы зашли в кабинет ректора, я первым делом спросил хозяина кабинета - "О, а у вас еще бюст Ленина на столе стоит!".

После этого, по словам о. Бориса, прихожане и новосибирские священники не раз просили его пригласить меня в Академгородок где он настоятельствует) с лекцией, но он отказывал. Из опасения, что вдруг я опять испорчу его отношения с кем-нибудь. Он, мол, скажет и уедет, а нам тут разгребать.

2. В 2010 году "православный Новосибирск был возмущен выходкой о. Андрея" на лекции в местном Университете путей сообщения. "Лекция была про 8 марта и 23 февраля... Нормальная лекция про всякие жидовские козни и их праздники... Но отвечая на вопросы он рассказал про древнегреческого философа, который публично занимался мастурбацией".

Отца Бориса на той лекции не было, так что он, вероятно, узнав тему лекции, просто отождествил ее с моей статьей из книги "Как делают антисемитом".

Культура античного псогоса во всей красе... И почему в университете нельзя об этом упомянуть - мне понять не дано.

Но что же сказать о степени сексуальной озабоченности взрослых церковных людей, которые из двухчасовой лекции в состоянии запомнить и потом с аппетитом пересказывать лишь эту цитату! "Доктор, где вы берете такие картинки?"

***
Запомнилось также, что дважды о. Борис сказал, что мои придирки к митр. Тихону "мелки". Кхм... Коли так - то зачем было писать Патриарху и лететь в Москву?

Еще памятно: "все, что он выкладывает в своем блоге каждый день это вещдоки на него".

От о. Бориса я также узнал, что однажды в этом самом блоге я написал "мне дозволено все, и мне за это ничего не будет". Что, увы, говорит о том, что к анализу поступающей информации сибирского доктора богословия и оперного эксперта ну совсем не приучили.

Но кроме этого откровенной напраслины в его словах все же не было. Так, о. Борис правильно понял: "на митинге в Новосибирске Кураев выступил в роли кота Леопольда: давайте жить дружно. И хотя организаторы ожидали, что он озвучит то, что писал про нашу епархию в своем блоге, он не переступил эту черту".
Да, смысл своей поездки в Новисибирск я видел в миротворчестве. И, кстати, в тех интервью, что я дал в те дни в Новосибирске, я ни слова не сказал негативного о клириках и митрополите этой епархии.

На Комиссии я несколько раз повторил то, что говорил и в тех интервью:

"Я думаю, это тот случай, когда стоит жертвовать личными интересами, репутацией для того, чтобы помочь людям не потерять тот фал - канатик, страховочный тросик, который с корабля может сбрасываться для утопающих. Если удастся помочь хотя бы немногим людям ценой жертвы своей репутации, для христианина, по-моему, это совершенно естественно. Честно говоря, мотив моей встречи с вами и приезда сюда именно такой. Действительно, хочется показать людям, что мир церкви сложнее, чем та картинка, которая, к сожалению, в результате некоторых наших же усилий создалась в головах у некоторых людей. Что идет какая-то непримиримая священно-гражданская война между миром культуры и миром церкви. Это не так. Мир церкви разнообразен. Поэтому я вновь и вновь говорю: не путайте какого-то человека из мира церкви или из мира театра, из мира прессы, из мира политики с тем огромным миром, который стоит за этим человеком. Разрешите себе быть разными. И разрешите это разнствование в людях. Даже если мы одеты в одинаковую одежду, скажем, в черную. Мы, люди в черном…".

Примечательно: что же считают "нормой" в кураевской секте. Наверное зарвавшийся диакон искренне удивляется, что какой-то попик смеет критически воспринимать риторику диакона всея Руси, да ещё и кто-то вправе, даже имеет наглость избегать приглашать его в Новосибирск. Оригинал взят у diak_kuraev в

Самое яркое впечатление оставил прилетевший из Новосибирск прот. Борис Пивоваров.
Его подпись (и его причта) стоит под одним из исков.

Иск мне так и не отдали, заметив, что в этом нет нужды, так как он вполне совпадает с тем текстом, что я опубликовал ранее.
http://diak-kuraev.livejournal.com/996434.html

Отец Борис рассказал два мемуара про меня.

1. В 1991 году я сопровождал патриарха Алексия в его первом визите в Сибирь. У меня была лекция в местном университете, и когда вместе с о. Борисом мы зашли в кабинет ректора, я первым делом спросил хозяина кабинета - "О, а у вас еще бюст Ленина на столе стоит!".

После этого, по словам о. Бориса, прихожане и новосибирские священники не раз просили его пригласить меня в Академгородок где он настоятельствует) с лекцией, но он отказывал. Из опасения, что вдруг я опять испорчу его отношения с кем-нибудь. Он, мол, скажет и уедет, а нам тут разгребать.

2. В 2010 году "православный Новосибирск был возмущен выходкой о. Андрея" на лекции в местном Университете путей сообщения. "Лекция была про 8 марта и 23 февраля... Нормальная лекция про всякие жидовские козни и их праздники... Но отвечая на вопросы он рассказал про древнегреческого философа, который публично занимался мастурбацией".

Отца Бориса на той лекции не было, так что он, вероятно, узнав тему лекции, просто отождествил ее с моей статьей из книги "Как делают антисемитом".

Культура античного псогоса во всей красе... И почему в университете нельзя об этом упомянуть - мне понять не дано.

Но что же сказать о степени сексуальной озабоченности взрослых церковных людей, которые из двухчасовой лекции в состоянии запомнить и потом с аппетитом пересказывать лишь эту цитату! "Доктор, где вы берете такие картинки?"

***
Запомнилось также, что дважды о. Борис сказал, что мои придирки к митр. Тихону "мелки". Кхм... Коли так - то зачем было писать Патриарху и лететь в Москву?

Еще памятно: "все, что он выкладывает в своем блоге каждый день это вещдоки на него". Это слова человека с крестом доктора богословия на груди...

От о. Бориса я также узнал, что однажды в этом самом блоге я написал "мне дозволено все, и мне за это ничего не будет".

Но кроме этого откровенной напраслины в его словах все же не было. Так, о. Борис правильно понял: "на митинге в Новосибирске Кураев выступил в роли кота Леопольда: давайте жить дружно. И хотя организаторы ожидали, что он озвучит то, что писал про нашу епархию в своем блоге, он не переступил эту черту".
Да, смысл своей поездки в Новисибирск я видел в миротворчестве. И, кстати, в тех интервью, что я дал в те дни в Новосибирске, я ни слова не сказал негативного о клириках и митрополите этой епархии.

На Комиссии я несколько раз повторил то, что говорил и в тех интервью:

"Я думаю, это тот случай, когда стоит жертвовать личными интересами, репутацией для того, чтобы помочь людям не потерять тот фал - канатик, страховочный тросик, который с корабля может сбрасываться для утопающих. Если удастся помочь хотя бы немногим людям ценой жертвы своей репутации, для христианина, по-моему, это совершенно естественно. Честно говоря, мотив моей встречи с вами и приезда сюда именно такой. Действительно, хочется показать людям, что мир церкви сложнее, чем та картинка, которая, к сожалению, в результате некоторых наших же усилий создалась в головах у некоторых людей. Что идет какая-то непримиримая священно-гражданская война между миром культуры и миром церкви. Это не так. Мир церкви разнообразен. Поэтому я вновь и вновь говорю: не путайте какого-то человека из мира церкви или из мира театра, из мира прессы, из мира политики с тем огромным миром, который стоит за этим человеком. Разрешите себе быть разными. И разрешите это разнствование в людях. Даже если мы одеты в одинаковую одежду, скажем, в черную. Мы, люди в черном…".


Украина Украина

Профессии гитарист Годы активности 1969-1995 Инструменты электрогитара Жанры джаз , рок-музыка , поп-музыка Коллективы «»,
,
«»,
«Смеричка »,
«» Лейблы «Мелодия »

Пивова́ров Бори́с Иванович (укр. Борис Пивоваров ; 10.06.1951 - 30.09.1995, Львов) - советский и украинский гитарист . Будучи самоучкой, знал нотною грамоту, считался одним из лучших гитаристов (электрогитара) в СССР, особенно после выхода концептуального альбома Давида Тухманова «По волне моей памяти » (), на котором сыграл все гитарные партии. В очень молодом возрасте начал играть в аккомпанирующем ансамбле певца Валерия Ободзинского «» в Донецке а затем в Москве. В 1973 году перешёл в следующий аккомпанирующий состав Ободзинского - вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) «». Ни одной видеозаписи Пивоварова в публичном пространстве не сохранилось. Известность гитариста практически не выходила за пределы СССР, хотя на Западе его, по некоторым сведениям, называли «советским Клэптоном ». Работавшие с ним музыканты сравнивали его игру на гитаре с игрой Джими Хендрикса . Умер от последствий алкоголизма и наркомании .

Биография [ | ]

Детство и юность [ | ]

Борис Пивоваров родился 10 июня 1951 года, детство и юность провёл в г.Львов на Западной Украине . Игре на гитаре, Борис Пивоваров начал заниматься самостоятельно. Борис Пивоваров брал уроки у преподавателей Львовской консерватории, закончил музыкальное училище в г.Дрогобыч,Львовской области. .

ВИА «Золотая карета», оркестр Олега Лундстрема [ | ]

Основная статья:

Вокально-инструментальный ансамбль «Верные друзья» [ | ]

Основная статья:

Внешние изображения
ВИА «Верные друзья», 1974 или 1975. Слева направо: Борис Пивоваров, Владимир Плоткин, Игорь Капитанников, Валерий Дурандин, Виктор Нездийковский, Ефим Дымов, Геннадий Киселёв, Юрий Гринёв, Георгий Мамиконов

Через год, в 1978 году, после конфликта с новым руководителем «Верных друзей» Ефимом Дымовым , Пивоваров ушёл из ансамбля и, уехав из Москвы, вернулся во Львов . Другой участник «Верных друзей», комментировал это следующим образом: «С ним расстались понятно по какой причине» .

В 2011 году на прямой вопрос интервьюера, курил ли Пивоваров травку , бас-гитарист и вокалист «Верных друзей» Валерий Дурандин ответил так же прямо: «Да, это было» . Георгий Мамиконов говорил, что Борис Пивоваров был «без царя в голове». С Пивоваровым в ансамбле сошёлся Александр Бырыкин , «но у Саши хватило ума себя сдерживать» . Иногда Борис Пивоваров становился буйным. Ефим Дымов рассказывал: «Помню, когда внезапно между концертами напился гитарист Пивоваров, в костюмерную никто не решался зайти, потому что в руках у него был нож. Валера [Ободзинский] без раздумья вошёл в комнату и треснул его по лицу, после чего тот успокоился» . Своеобразной легендой стал рассказ о том, как Борис Пивоваров неоднократно, будучи в невменяемом состоянии, сидя на стуле за кулисами, «на автомате» играл всю концертную программу Ободзинского и «Верных друзей» .

Альбом «По волне моей памяти» [ | ]

1975 год по количеству аншлаговых концертов был, предположительно, пиком популярности Валерия Ободзинского . При этом из-за продолжавшего действовать запрета ему удавалось записываться лишь на миньонах и сборниках разных авторов, а единственный собственный его гигант был записан им ещё в 1970 году. Сами пластинки существенных денег не приносили, но напрямую влияли на увеличение концертных доходов. В этой ситуации Ободзинскому поступило предложение от председателя художественного совета фирмы-монополиста «Мелодия », композитора Никиты Богословского , контролировавшего выпуск всех пластинок, кроме гибких, о совместной записи его, Богословского, песен. Условием Богословского были сотрудничество Ободзинского с согласованными авторами и отказ от работы с Давидом Тухмановым и Леонидом Дербенёвым . Ободзинский согласился, записав в сопровождении «» сначала миньон с четырьмя песнями Богословского, затем, в 1976 году, - гигант «», на который, в качестве прощального жеста, попала лишь одна песня Дербенёва («» на музыку Александра Зацепина) и одна - Тухманова («» на слова Владимира Харитонова), причём тухмановская песня уже дважды в 1974 году выходила на других пластинках .

На новом гиганте Ободзинского «Любовь моя - песня» не оказалось ни одного шлягера. Через полгода после его выхода Ободзинский, понявший свой промах, пришёл к Дербенёву с предложением возобновить сотрудничество. Но ни Дербенёв, ни Тухманов Ободзинского не простили - они не написали для него больше ни одной песни . Одновременно с разворачиванием этого конфликта Тухманов начал работу над альбомом «По волне моей памяти » и выбрал в качестве инструменталистов нового проекта ритм-секцию «Верных друзей» - Бориса Пивоварова (гитара), (бас-гитара) и (ударные), оставив себе клавишные . По свидетельству другого музыканта «Верных друзей», Тухманов выбрал этих троих «по слухам. Раньше только так было. Стало известно среди музыкантов, что у нас очень хорошая ритм-секция. Тухманов послушал и пригласил» .

На время записи инструментальной части тухмановского альбома у Валерия Ободзинского и «Верных друзей» были заморожены все поездки, что очень не нравилось Ободзинскому. Дополнительное время тратилось и на то, что Тухманову пришлось учить и разбирать ноты вместе с Борисом Пивоваровым, который не знал нотной грамоты. В этом Тухманову помогал Аркадий Фельдбарг .

К моменту выхода альбома «По волне моей памяти» в сентябре 1976 года разрыв между Тухмановым и Ободзинским уже давно произошёл, и Тухманов, не без основания считавший «Верных друзей» ансамблем Ободзинского, убрал с обложки альбома все упоминания о них - при том, что принадлежность всех других музыкантов проекта к каким-либо музыкальным коллективам была не без ошибок, но явно обозначена .

Миньон «Памяти гитариста. Памяти поэта» [ | ]

Внешние изображения
Обложка миньона «Памяти гитариста. Памяти поэта» с инскриптом Давида Тухманова Борису Пивоварову

Сохранилась обложка миньона «Памяти гитариста. Памяти поэта», который Тухманов подарил Пивоварову со следующим инскриптом : «Дорогому Боре Пивоварову на добрую память с горячей благодарностью за эту пластинку» .

По некоторым сведениям, Борис Пивоваров встречался с Давидом Тухмановым в 1980-е годы в Крыму вместе с другими музыкантами львовского вокально-инструментального ансамбля «», в котором он тогда играл .

Вокально-инструментальный ансамбль «Смеричка» [ | ]

Внешние изображения
Борис Пивоваров в ВИА «Смеричка»

С 1980 года Борис Пивоваров непродолжительное время играл в украинском вокально-инструментальном ансамбле «Смеричка » . На временную работу в «Смеричку» его пригласил музыкальный руководитель ансамбля - вместо сдававшего экзамены в консерваторию гитариста. Соколов, по его словам, ещё до «Смерички» давно и хорошо знал Пивоварова и говорил, что тот мог играть на гитаре целый день. Спустя несколько десятилетий он называл Бориса Пивоварова «выдающимся гитаристом и замечательным человеком», но, не конкретизируя, говорил, что «были у него и свои минусы» .

Вокально-инструментальный ансамбль «Пiд Левом» [ | ]

Основная статья:

Внешние изображения
Борис Пивоваров в ВИА «Пiд Левом»

С 1982 года Борис Пивоваров играл во львовском вокально-инструментальном ансамбле «» («Подо Львом»), выступавшем в одноимённом ресторане. Выиграв конкурс Львовского объединения музыкальных ансамблей, ансамбль получил возможность поменять площадку для выступлений и, вернув себе старое название «Джерело», перешёл в ресторан «Молодёжный» .

Песни ансамбля, записанные на репетициях звукорежиссёром Маркияном Дрибнюком, в начале 2000-х годов были отреставрированы им на собственной студии MD и в 2003 году изданы на компакт-диске, посвящённом двум умершим к тому времени участникам ансамбля - Борису Пивоварову и Александру Балаяну .

Последние годы [ | ]

Борис Пивоваров умер от последствий алкоголизма и наркомании в возрасте сорока с небольшим лет в 1995 году во Львове ; похоронен там же . По той же причине умер переживший Бориса Пивоварова лишь на два года Валерий Ободзинский , в аккомпанирующих составах которого «» и «» гитарист работал несколько лет.

Электрогитара Gibson Les Paul 54 Custom [ | ]

Гитара Бориса Пивоварова завершала образ легендарного советского гитариста, о котором на протяжении десятилетий почти ничего не было известно. О «знаменитом Gibson ’е» Пивоварова говорили, что гитара была «окутана особой таинственностью» .

По свидетельству одного из присутствовавших на похоронах Бориса Пивоварова в 1995 году во Львове , вдова гитариста говорила, что не будет продавать гитару, а отдаст её какому-нибудь талантливому молодому гитаристу. Но в итоге пивоваровская гитара оказалась на хранении в студии в Москве (в здании бывшего кинотеатра «» на Литовском бульваре , 7), где висит на стене подобно одной из гитар Элвиса Пресли в аналогичной американской студии .

Рецепция личности и творчества [ | ]

Предметом шуток друзей Бориса Пивоварова были его довольно толстые пальцы рук: «как это ты умудряешься нажимать эти тонкие струны своими „нескрипичными пальчиками“?»

В 1972 году Борис Пивоваров был назван ведущим одной из западных радиостанций «советским Клэптоном » .

Украинский гитарист, которому в год выхода альбома «По волне моей памяти » в 1976 году было 17 лет, спустя десятилетия писал об игре Бориса Пивоварова, что тот «ловко справлялся с интереснейшими партиями и лил каскады импровизаций в различных по стилю треках пластинки Д. Тухманова» . В 1978 году Гурин побывал в Анапе на концерте вокально-инструментального ансамбля «», где Пивоваров исполнил две джаз-роковые композиции:

По свидетельству Сергея Гурина, «слава <…> Бориса Пивоварова <…> гремела по всему Советскому Союзу». Сам Гурин через много лет после смерти Пивоварова говорил, что в своё время «обожествлял» этого гитариста и опасается «узнать о нём что-то такое, что может разрушить» его «лично созданный миф о кумире» .

Саксофонист Ефим Дымов , который после разрыва «Верных друзей» в 1977 году с Валерием Ободзинским возглавил ансамбль, уже после смерти Бориса Пивоварова характеризовал его как человека «простого и приятного», но «слабого на выпивку и травку » . Вокалист «Верных друзей» говорил о Пивоварове: «Он ведь знал ноты, и гитарист был от Бога! Боря Пивоваров мог быть никаким, вдребезги пьяным, но отыграть концерт божественно. Его просто сажали на стул за кулисами, и он играл. Талантливый человек! Но, часто выпивал. Хотя, кто в той гастрольной нашей жизни не выпивал…» Скрипач, также работавший вместе с Пивоваровым в ВИА «Верные друзья», вспоминал:

Закладывал Боря очень сильно, к сожаленью. Да и не только алкоголь, и наркота была. Насколько талантлив был, настолько и неуправляем. Но я считаю, что и его жена сыграла здесь отрицательную роль. Если мы гастролировали по Украине, то она зачастую сопровождала Борю, и обязательно присутствовало спиртное. Скажем, работаем в Виннице. От Львова доехать совсем недалеко. И она сопровождала Борю так очень часто. Тамара - бывшая гимнастка, которая стала домохозяйкой. Времени у неё было много…