Про что можно говорить в блоге. О чем и как писать в блоге, чтобы он был популярен. Некоторые подсказки для выбора тематики

  • 29.10.2019

Берём за исходное положение природное, «сонное» дыхание человека. Дыхание человека засыпающего, отдыхающего. Проверим по элементам поведение нашего организма. Проверяйте, читая эти строки, все на себе практически. Устройтесь поудобнее в кресле, на стуле у стола или лучше всего лежа в удобной позе утром, перед тем как вставать. Когда носоглотка здорова, нос в порядке, горло не болит, весь наш организм ритмично и спокойно вдыхает и выдыхает. Вдох-выдох. Вдох - через нос и выдох - через нос (пока!).

Что короче - вдох или выдох? Проверьте. Всегда вдох короче выдоха. Воздух при сравнительно коротком вдохе (на счет раз-два), проходя через носовые отверстия, поступает в самую глубокую часть наших легких увлажненным и очищенным, благодаря устройству наших носовых каналов, стенки которых покрыты мерцательной эпителией. Воздух, взятый через нос, принимает температуру нашего тела и отепленным попадает в легкие, что необходимо учесть. Вдыхать надо всегда и только через нос. Сама природа позаботилась об устройстве нашего вдыхательного механизма. Тренировка по воспитанию правильного вдоха через нос имеет большое значение для звукоподачи. Вдох через нос активизирует, тонизирует и нёбную дугу и диафрагму, в чем легко убедиться на практике. Профессионально воспитанный навык постоянно вдыхать через нос не помешает никогда вдохнуть и через рот, если понадобится. Но зато для звукообразования умение легко и свободно взять необходимое количество воздуха через нос чрезвычайно полезно. Практика преподавания и личный длительный сценический опыт убедили меня в том, что только вдох через нос соответствует тем требованиям, которые обычно сопутствуют определению «мастерства звукоподачи» – бесшумный вдох, незаметный выдох и т.д. «Главная задача состоит в том, чтобы приучиться дышать носом»,– говорила Полина Виардо. В то же время, по словам К.С. Станиславского, П. Виардо утверждала, что петь надо кончиками губ.

При вдохе через рот воздух попадает главным образом в верхушки легких и быстро улетучивается. Глоток этот неглубок, сопровождается невольным приподниманием плеч, что очень заметно и с чем трудно бороться в практике занятий.

Итак – вдох через нос, как бы через распахнутые ноздри на счет раз–два. Выдох по времени длиннее, чем вдох. Послушаем, проверим чередование вдоха и выдоха. Нетрудно обнаружить следующее: при вдохе через нос приподнимается верхняя часть живота; при выдохе (пока тоже через нос) опускается, спадает стенка живота. Затем наступает некая пауза – мы можем считать: раз, два, три, четыре, пять, и только после этого снова наши ноздри возьмут воздух, приподнимется вместе с этим вдыхательным движением стенка живота на месте грудобрюшной преграды и снова при выдохе спадет стенка живота, и наступит та же ритмичная пауза, когда нам кажется, что весь наш организм не работает, отдыхает. На самом деле физиологически наш организм весь мобилизован на новое вдыхание кислорода, но мы этой активной работы не ощущаем, поглощенные внимательным наблюдением за работой наших вдыхателей и выдыхателей. А теперь проверим попутно, нет ли в нашем организме где-нибудь мускульного напряжения, мышечного зажима? Обязательно и внимательно проверим. Еще и еще раз проверим: лоб?, затылок?, лицо?, веки?, шея?, плечи?, кисти рук? Все свое тело проверим. Не стиснуты ли зубы? Язык не зажат ли зубами? Первым условием, необходимым для правильной начальной работы над дыханием так же, как впоследствии над звуком, дикцией и т.д., является полное мышечное раскрепощение, свойственное отдыхающему, спящему человеку, не контролирующему себя. Вся работа над дыханием начинается с изучения призы нашего поведения при вдохе и выдохе. И эту природу, это естественное поведение мы должны узнать во всех проявлениях. Научимся подглядывать за собой, изучая весь дыхательный процесс, происходящий в нас. В данной работе имеется в виду самоизучение, работа над самим собой, что особенно сложно и трудно.

До сих пор мы говорили о пассивном – отдыхающем человеческом организме. Вспомнили последовательное чередование вдоха и выдоха, проверили и убедились, что при вдохе верхняя стенка живота приподнимается, при выдохе – спадает и т.д.

Но нас интересует активно действующий человек актер, который в условиях сцены всегда хочет действовать. Мы имеем в виду говорящего или поющего актера. В таком случае вряд ли мы сможем себе представить равномерно чередующийся вдох, выдох и паузу перед новым вдохом.

Говорим мы и поем фактически на выдохе, а не на вдохе. Если короткого вдоха вам достаточно для обмена кислородом в нашем организме, если порция кислорода достаточна, чтобы питать нашу кровь, расширить объем наших легких, то природного, естественного выдоха нам мало при самой незначительной действенной мысли, выраженной словом, не говоря даже о певческой протяженной линии звука. Нам необходимо постепенно развить в себе способность, переходящую в навык, более длительного выдыхания. За счет чего? За счет ненужной в данном понимании «остановки» – паузы перед новым вдохом. Мы сознательно нарушаем порядок в системе дыхательных движений, который станет в результате иным, а именно: он будет состоять из короткого вдоха, приблизительно на счет раз–два (приблизительно потому, что нельзя не учитывать обилия индивидуальных особенностей занимающихся, что чрезвычайно ответственно и о чем все время необходимо помнить). Абсолютной точности в указании длительности не должно быть!

Итак: вдох – раз – два, выдох – три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Будем постепенно развивать в себе способность удлинять свой выдох с таким ощущением, как будто мы хотим удержать вдыхательное положение (как «если бы» мы, выдыхая, продолжали вдыхать). Это важнейшее условие имеет у некоторых педагогов термин «память.вдоха,», так что, начав выдыхание, мы ничего не меняем в позе всего аппарата, ничего не меняем в ощущении. Губы «выдувают» воздух, а диафрагма сохраняет положение, какое она имеет при вдохе (следует все время помнить о мышечной свободе).

Здесь мы обязаны сказать, что речь идет о выработке певческого дыхания. В богатом литературном материале по вокалу, при всей разноречивости в ряде вопросов вопрос о сохранении вдыхательного положения имеет прочное и основательное утверждение. И если вспомнить, что в начале данной главы мы говорили о значении дыхания в звукопроизводстве, то мы лишний раз убедимся в том, насколько К.С. Станиславский ясно понимал природу такого сложного явления, как, например, «опора», основой для которой служит именно стремление сохранить вдыхательное положение при выдохе. Об «опоре» будет говориться в свое время отдельно, а сейчас необходимо ответить на вопрос: зачем драматическому актеру вырабатывать такое же дыхание, какое необходимо певцу с его «удлиненной речью»?

Вспомним еще и еще о «непрерывной линии звучания в разговоре, о звучании тянущихся нот», которое следует развивать на основе «хорошо развитого дыхания».

Невозможно овладеть непрерывной линией в разговоре, не владея певческим дыханием. Приведу следующий пример.

Представим себе тончайшую, очень гибкую проволочку, не толще самого тонкого женского волоса. В какие бы узоры мы ее не сгибали, не скручивали, не завязывали - это все будет та же тоненькая проволочка. Она не ломается, но гнется по нашему желанию в любые рисунки узоры, завязывается узелками и снова выпрямляется. Представим себе, что эта тончайшая блестящая проволочка – наш голос, а следовательно, и дыхание; узоры вверх вниз, узелки – логические ударения, паузы, психологические паузы, речевые такты и т.д. Тон нашего голоса во так же должен гнуться, слушаться нас, пронизывать все слова и фразы, «как нить бусы» и рваться только там, где закончилась мысль. А так как мысль в русском язык обычно выражается фразой, т.е. цепью слов, то как же мы должны владеть мелодией этой мысли, т.е. голосом (а, следовательно, и дыханием), чтобы, по выражению В.И. Немировича-Данченко, отлить в слово все то, что мы называем переживанием.

Короткий, рваный ритм речи, свойственный, например, взволнованному человеку, требует как раз великолепной техники дыхания. В условиях сцены при отсутствии хорошо выработанного дыхания, кроме шумного выдоха и слышимого придыхания, ничего не будет слышно. При овладении профессиональным дыханием голос наш будет все той же тянущейся струей (проволочкой), только расчлененной на необходимые нам ритмические такты, остановки и т.п., подсказанные нашим действием и переживанием, но не дилетантский, непроизвольно рвущийся голос, от которого мы зависим. Нам нужен голос, которым мы владеем – заведуем.

Сила выдыхания: всегда должна быть мощнее звука. В этом случае звук как бы напоен дыханием, купается в нём и легко летит, всегда слышен, получая как бы опору, поддержку в дыхании... «Если бы в моем распоряжении был этот тянущийся по скрипичному звук, я мог бы. обрабатывать его, т.е. делать звук гуще, глубже, прозрачнее, тоньше, выше, ниже, легато, стакатто, пиано, форте, глиссандо, портементо и проч.» .

Сознательное управление своим вдохом и выдохом тонизирует жизнедеятельность, активность всего нашего психофизического аппарата, и в этом также преимущество профессионального певческого дыхания.

Вернемся к тренировочным занятиям по дыханию.

Мы остановились на тех порядковых изменениях, которые внесены нами в наше природное, «сонное» дыхание. Напомним:

вдох через нос – раз, два,

выдох через нос – два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь.

Повторим:

вдох через нос – раз, два (через рот при тренировочной работе воздух не брать),

выдох через нос – два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь (мера времени – 8 секунд – неточна; она может быть и 6, и 10, и 15, в зависимости от свойств и физических данных занимающегося).

В данном случае важно не перегружать легкие дыханием, беря «понюшку» воздуха – не больше, и не увлекаться сразу же длинным выдыханием. Все в меру. Все естественно. Постепенно развивать свою способность к длинному выдыханию при сохранении вдыхательного положения – такова цель тренировочной работы на этом этапе. Правильно прочувствованное понятие о сохранении вдыхательного положения, типичное для вокальной терминологии, соответствует распространенному термину «задержки дыхания».

Только термин «задержка дыхания» не отвечает существу происходящей в нашем организме работы. Борьба мышц вдыхателей и выдыхателей находится в непрерывном движении при звукопроизводстве и не соответствует статичному термину «задержка дыхания». Давая приказ о «задержке дыхания», наблюдаем у занимающегося некоторую напряженность, некоторое закрепощение – дыхание помологически как бы останавливается. Необходимо (воспитать в себе ощущение непрерывно циркулирующей струи воздуха, что на первых порах уже кажется похожим на понятие «опоры», имеющей, как мы увидим дальше, громадное значение для всего психофизического поведения нашего организма при тренировочной работе над голосом. Важно выработать эластичность диафрагмальной мышцы, которая сама по себе является пассивной, безвольной, не самостоятельной мышцей. Ощущаем мы диафрагму лишь потому, что на нее давят близлежащие брюшные мышцы при вдохе, и, опускаясь под их давлением, она приподнимает стенку живота. Если мы, вдыхая и выдыхая через нос (или рот), будем пытаться «как бы» продолжить вдыхание, мы будем тренировать более экономный, более замедленный выдох; мышцы вдыхатели и мышцы выдыхатели вступят в борьбу. Это и будет действенным процессом выдыхания. Проверим. Попробуем для начальной гимнастики быстрое, легкое чередование вдоха, выдоха через нос! без контроля! быстро! – раз – два! Вдох–раз, выдох–два. А три, четыре, пять, шесть, семь, восемь – пауза, «ничегонеделание».

Повторим несколько раз. Не вдыхайте снова, пока не захочется. Не надо устраивать искусственной одышки. Это вредно и ненужно. Мы тренируем диафрагму – не больше. Вдох активный и выдох такой же активный. Взяли дыхание через нос, вдохнули (активно) и сбросили его так же активно, как бы «сплюнули». Без малейшей паузы перед вдохом и выдохом.

Рука на грудобрюшной преграде. Приподнялась и опустилась... Пока мы тренировали дыхание через нос. И вдох и выдох. Словно разучивали, проверяли практически ощущение, связанное с процессом вдоха и выдоха, привыкли к позе нашего тела, проверяли отсутствие зажимов.

Но наша речь, наше пение – звуковые волны нашего «озвученного дыхания» – устремляются наружу не только через нос, а главным образом через рот. Следует приняться за второе тренировочное положение: вдох – через нос, выдох – через рот.

Сначала оговорим несколько условий. Так же, как мышечная свобода создает правильное условие для работы над дыханием, так же и правильная поза голосообразующего аппарата создает необходимые условия для правильного направления воздушной струи в головные резонаторы.

Какова же правильная поза нашего аппарата?

Не забывая о мышечной свободе, следует приняться за следующее тренировочное упражнение:

1) нижняя челюсть должна свободно опускаться и подниматься. Тренировать медленным опусканием и подниманием. Нижняя челюсть играет большую роль в правильном рождении и направлении звука. Займитесь ею. Но все в меру, без насилия. Не раскрывать насильно, а медленно и свободно опускать и поднимать челюсть, чтобы не было напряжения. Проверьте углубленьице под подбородком, чтобы там не было напряжения. Расстояние между коренными зубами – в два пальца, не больше;

2) язык играет не менее важную роль в образовании всей фонетической гаммы буквообразования. Язык имеет также большое значение для правильного звукообразования. Необходимо всячески развивать гибкость его и способность сокращаться, «как бы» втягиваясь концом в середину (каким он бывает при положении на буквы «е», «и» или «ы»). Посмотрите в ручное зеркальце, проверьте. Кончик языка мягко касается верхних зубов, как на букву «н». Теперь переведите его мысленно быстро на букву «ы» или «е», посмотрите в зеркальце. Очень важно поработать над языком. Все время проверяйте под подбородком углубление-ямочку при втягивании языка на позицию буквы «и» или «ы», чтобы не было напряжения! Если напряжение ощущается – это значит, что корень языка давит; видите, как все напряжено? Начните сначала: вывалите мягкий, расслабленный язык совсем, именно вывалите, а не высуньте. «Ямочка» под подбородком стала мягкой – корень языка освобожден. Осторожно приведите язык снова на позицию буквы «и» или «ы», ту, которая из них вам поможет правильно тренироваться.

Все это очень индивидуально. Видите, в зеркальце язык как бы вобрался, сократился, он не острый и плоский, а как бы удвоился в объеме, и кончик языка не виден, как будто он втянулся в середину. Это нам и надо. Потренируйтесь в этом умении легко и произвольно «вбирать» язык, причем корень языка не должен давить на нижнюю часть глотки, что легко проверить на ощупь, как мы указывали, – под подбородком в ямочке-углубленьице.

Усвоив это упражнение, перейдем к разбору дыхательных упражнений.

Нижняя челюсть опущена, как бы упала на грудь. Язык – на позиции одной из вышеуказанных букв («е» или «ы»). Проделаем дыхательные упражнения:

Вдох – через нос; выдох – через нос я через рот. При описанном выше положении языка и свободной челюсти в момент выдыхания вы услышите чуть ощутимый щелчок у задней стенки глотки (гортани). Этот щелчок вы услышите при условии, если ваше дыхание пойдет правильным путем, а именно: «как бы» будет подниматься по задней стенке глотки, стремясь в череп, но ни в коем случае не в рот. Вообразите, что на месте темени у нас вытяжная труба, в которую и устремится воздушная струя – наш выдох.

Только «как будто» уйдет; на самом деле она устремится частью через рот, частью через нос. Не торопитесь. Все, все по порядку, по нескольку раз. Проделаем еще раз все движения:

1) нижнюю челюсть уронить (опустить);

2) язык привести в положение на «и», «ы», «е».

Проверьте все в ручном зеркальце. Добейтесь правильной позы аппарата. Вдох – через нос. Ноздри широко раскрыты. Выдох глубокий, теплый, «как бы» прогревающий, отепляющий гортань и голову Спокойный, без толчков, плавный. Не выдувайте, а выдыхайте. Много раз делайте это упражнение, но только следите, чтобы не было напряжения. Все, все проверяйте: лоб (морщинки!), веки (моргают излишне!), шея (напряглась!) и т.д. Все спокойно, все пассивно, нехотя, лениво. Овладейте шаг за шагом собой, происходящими в вас процессами, чтобы неудобное стало незаметным и привычным, т.е. рефлекторным.

Само собой разумеется, что эти тренировочные упражнения не исчерпывают собой всех первых упражнений. В них разбираются лишь основные условия для работы по развитию дыхания для организации правильного звука.

При таких условиях включение звука произойдет органично и закономерно на основе природного дыхания, которое является единым и для певца и для драматического актера. При правильно выработанном дыхании, при созданных в нашем аппарате верных условиях звук «незаметно» зарождается в дыхании.

Впоследствии вокалист идет своим путем, сценическая речь – своим. Но начальное воспитание голоса, дыхания и произношения едино и для вокала и для сценической речи. Вряд ли уместно говорить, что возможны самые различные пути для воспитания голоса и что данная методика – не единственное средство вообще. Мы имеем в виду требования и вытекающие из них некоторые приемы работы, указанные К.С. Станиславским. Его положения, несомненно, обогащают методику преподавания основ техники сценической речи. Во всех без исключения методических пособиях по технике речи тренировка Профессионального дыхания главным образом выражается в умении «задерживать дыхание» и затем распределять его в соответствии с объемом речевых упражнении. Ставя звук, педагог стремится к «полетности звука», главным образом используя переднюю часть лица (маску). Станиславский говорит, что «секрет вокального искусства не в одной только маске». Последнее высказывание обращает наше внимание на обилие имеющихся в нашем аппарате резонирующих полостей, «не исключая и затылка», и таким образом «секрет звучания», «тайна голоса» и прежнее понятие «полетности звука» приобретают иное значение при изучении методических данных, найденных в трудах К.С. Станиславского.

Звук не должен выходить изо рта, а должен направляться в резонирующие полости головы по направлению воздушной струи, «как бы» поднимающей наш звук, который вместе со словом неизбежно устремится изо рта. Но при указанном навыке это слово вылетит оформленным, собранным в определенном резонансном фокусе, отточенным всеми частями нашего речевого аппарата. При тренировке наблюдается необходимость иной методической манеры, чем общепринятое громкое звучание для развития силы и объема голоса и его полетности. В разбираемом нами приеме никогда в начале занятий нельзя пользоваться громкостью в упражнениях. Ведь самый тихий звук, верно и полно резонирующий («опертый»), всегда будет слышен и в самом большом помещении, в последнем из его рядов. Таким путем возможно выработать слышимость самой тихой речи, самого интимного человеческого разговора, сохраняя при этом естественное звучание с его динамикой и всей выразительностью живого разговорного языка. Сила голоса не в громкости, как говорит Станиславский. При звуке, отраженном в зубах, или в других резонаторах маски (т.е. передней части лица), звук может быть и звонким, и сильным, и, как краска в звуковой палитре, очень нужен и ярок. Но это будет совсем не тот основной тон голоса («непрерывно тянущаяся линия звука в разговоре»), который описывался нами в примере с проволочкой, – весь настрой голосового механизма иной.

Во всех общепринятых приемах выработки полетности звука резонируют в основном кости лица, зубы. Звук летит как бы по горизонтали (рис. 1).

При приеме, указанном К.С. Станиславским и применяющемся некоторыми из педагогов в последние годы звук как бы взбирается по вертикали с тем, чтобы в результате вылететь стремительно изо рта (рис. 2), но никогда не по прямой горизонтальной линии! Дыхательная струя совершает, примерно такой путь, как указано на рис. 3. Дыхание как бы циркулирует непрерывно, черпая свое питание в самой глубине легких и отправляясь в звуке, рожденном колеблющимися связками, к надставной трубе, поднимаясь по задней стенке глотки вверх – в череп.

#image 0605041532280 center m#

Всеми этими сопоставлениями и рассуждениями мы с осторожностью приближаемся ко второму элементу – включению звука, т.е. к практическому освоению приема постановки голоса, указанному нам К.С.Станиславским.

«Тихое мычание», «еле слышный стон» (какое бы ни было определение этого приема) и есть по существу дыхание, колеблющее наши голосовые связки, соединенное с тем или иным буквенным знаком, как ртуть в градуснике, поднимающееся вверх к резонаторам головы. Это стремление вверх, это ощущение убегающей кверху дыхательной струи, как бы бьющей кверху фонтанчиком, указывают верное направление той воздушной трассы, по которой поднимается и наш перворожденный звук. Нота за нотой по этому направлению, снизу вверх, будем вырабатывать наш голос. Именно на этом настрое будем добиваться «непрерывной линии в разговоре», которая будет пронизывать все наши фонетически разнохарактерные буквы и их сочетания; «Так постепенно я проверял и выравнивал натуральные открытые ноты своего диапазона» (стр. 191).

На этой же дороге снизу вверх будем добиваться выравнивания регистров, что очень важно в деле постановки голоса. Благодаря этому воздушному тракту так называемое «грудное звучание» низких нот ни в коем случае не должно «направляться в грудь». Все ноты – и верхние и нижние – как бы уносятся кверху активной воздушной струей. Но низкие тона неизбежно отразятся и в груди и даже в спине; средние могут отразиться в зубах, в твердом нёбе, даже в затылке; высокие – в головном костяке, в носовых раковинах, в лобной пазухе. Все наше тело звучит.

Так постепенно мы воспитываем в себе способность ощущать, «слышать» весь свой звукообразующий аппарат при правильном направлении воздушного столба от диафрагмы в голову в виде активной, непрерывно циркулирующей струи воздуха, улетающей кверху.

Очень важно для последующего этапа работы над звуком образно понять, запомнить, «увидеть» этот воображаемый тракт, пролагаемый нашим дыханием. Нам, актерам-практикам, очень помогает такое видение, образ того, на что мы направляем наше внимание и волю: «Когда вам нужна будет сила, рисуйте голосом и интонацией сверху и вниз самые разнообразные фонетические линии...» (стр. 222).

Нет необходимости говорить о том, что речь идет о глубоко прочувствованном, насыщенном содержанием слове, так как иного К.С. Станиславский и не признает. В данной цитате нам нужно подчеркнуть лишь «направление голоса», «а которое указывает Константин Сергеевич и которое соответствует полностью тому приему постановки голоса и дыхания, которые разбираются. Всякий иной возможный прием работы над голосом и незнакомое ему в таком случае понятие «по вертикали», часто встречающееся у К.С. Станиславского, привадит к суждению о формальности отдельных его положений, встречающихся в разделе «Речь на сцене». Мне представляется это глубоко порочным.

Немногочисленные пособия и учебники современных авторов по технике речи (проф. Е.М. Саричевой – «Техника сценической речи», А.В. Прянишникова и Е.А. Корсаковой – «Техника речи»), несомненно, являются вкладом в практическое развитие незаконченных работ К.С. Станиславского. Указанные в этих трудах приемы работы над голосом изложены опытными педагогами. Они ценны обилием продуманных, разнообразных упражнений, которые могут быть использованы и в работе над приемом, указанным Константином Сергеевичем. Но надо глубоко понять, что речевая манера как раз и зависит от той или иной манеры постановки голоса. При овладении певческим дыханием меняется, например, как уже говорилось в начале главы, артикуляционная «выразительность»; она словно смягчается; мы не увидим у исполнителя, овладевшего техникой речи в данной манере, беспрерывно двигающегося по всем направлениям рта (е, и, о, у, а, ы), не услышим «ррраскатистого» «р», вязкого «ммм» и т.д. Мы не заметим артикуляции, мы будем лишь видеть и слышать то, что захочет, чтобы мы увидели и услышали, художник слова. Конечно, голос человеческий может быть качаловским, ермоловским – неповторимо прекрасным по тону, по глубине, по тембру и обаянию. Но это редкий природный дар. Имеется в виду ординарный человеческий голос, поддающийся обработке, и пределы возможностей которого у каждодневно тренирующегося артиста поистине неисчерпаемы.

Последнее, что предстоит оказать при переходе к описанию «включения звука», – это о трех формах измерения дыхания, имеющихся в вокальной терминологии. Эта терминология поможет и в дальнейшем при определении характера звучания – мысли во фразе, в слове. Она относится целиком к внешней музыкальной оболочке звука, что нам также необходимо усвоить, как и «слово – действие – мысль – чувство – образ»: «Изучить звуковые формы, чтобы лучше наполнить их содержанием», – говорит К.С. Станиславский.

В вокальной терминологии понятие «дыхание» включает три измерения:

1) глубина (дыхание), «опора»;

2) высота (резонирование, направление вверх воздушного столба);

3) близость (слово).

Хотя о дыхании говорилось достаточно, но перечислим еще раз, что мы знаем о дыхании профессиональном:

Глубина – дыхание костоабдоминальное (смешанное, нижнереберное). Эластичная работа диафрагмы, борьба мышц вдыхателей и выдыхателен (вдыхатель – диафрагма, выдыхатель – брюшные мышцы); вдох – через нос, выдох – как бы в голову – глубокий, а не выдувание губами.

Высота – направление, стремление воздушной струи в теменные кости. Особенно важно в работе над звуком – голосом, «опорой» звука, пользованием резонаторами.

Близость – слово, т.е. то, что нас интересует в основном. Слово, слетающее с кончиков губ, что зависит от работы всех частей речевого аппарата.

Принимаясь за разбор занятий над звуком, можно сказать, что при глубине и высоте звучания будем добиваться безукоризненной близости слова, чтобы оно слетало с кончиков губ! Но терминологию запомним. Она пригодится всегда.

Суммирую все вышеизложенное.

Прием постановки голоса, описываемый К.С. Станиславским, неразрывно связан с пониманием мышечной свободы, полного раскрепощения всех мускулов, а также с профессионально воспитанным дыханием. Полное владение дыханием – умение при выдохе сохранить вдыхательное положение – вот те обязательные условия, при которых только и рождается тот звук, который «мерещился» Константину Сергеевичу и который он подслушивал у величайших артистов мира. При этих условиях на первом этапе работы никогда не следует стремиться к тому, чтобы вызвать искусственно звук («скажите громко фразу», «спойте ту или иную ноту»). Необходимо найти, подслушать естественно рождаемый звук, действительно похожий на легкий, еле слышный стон. Этот пойманный тон голоса, последовательно проверяемый вниманием, слухом, сознательным контролем, впоследствии направим по всем свойственным звучанию путям воздушного столба, через все резонаторы, прощупывая их, осознавая, насколько это, конечно, возможно. Именно в эту первую пору работы над освоением правильного естественного звука, окрашиваемого по-разному разными усилителями (резонаторами), мы и приучаемся ощущать звук в себе («тон во рту»). Начинаем понимать, что звук зависит от нашего умения собирать его в определенном, наиболее выгодном для него фокусе («маска», «головные резонаторы», «грудной звук» и т.д. и т.п.). Не надо заботиться о полетности, потому что верно звучащий голос неизбежно полетит вперед, будет искать выход, стремясь через слово передать тот или иной оттенок мысли и чувства. Чем действеннее задача, тем стремительнее полетит вперёд наш голос. Забота наша сводится к наиболее точному использованию резонаторов и ни в коем случае не к усиленному звуку, стремящемуся долететь до цели («полетность»).

«Тайна большого красивого голоса заключается не в механическом и физическом явлении звучания голосовых связок, происходящем от давления на них воздуха, а в том, чтобы уловить этот спетый тон в голове и во рту и с помощью всех данных для этого природой резонансовых и вибрирующих аппаратов сконцентрировать его и оформить».

Самое простое физическое действие уже должно быть связано с умением пользоваться произвольно правильным вдохом и выдохом. Что касается звука, то вся стремительность речевого потока находится в прямой зависимости от правильного способа выдыхания.

Важно добиться «не громкого», а «верного» звучания «...Когда вам на подмостках понадобится подлинная сила речи, забудьте о громкости и вспомните об интонации с ее верхами и низами... Силу речи нужно еще искать в постепенном нарастании от «рiаnо» к «fогte» и их взаимоотношениях» (стр. 223, 224).

Для разговорной речи на сцене чрезвычайно нужны звучный тон голоса, слышимость и музыкальность при тихом звуке. Отсюда понятен совет К.С. Станиславского при тренировке первых упражнений давать лишь половину звука. Практически ценно и его замечание о ролли многообразии резонаторов в нашем голосообразующем аппарате: «...Резонирующие места во всех точках твердого нёба, в области гайморовой полости, (верхней части черепа и даже в затылке») (стр. 192).

Переходим к разбору тренировки звука – «включению звука».

Мы говорили уже, что звук рождается в дыхании. Прослушаем, проверим, повторим дыхательные движения:

1. Челюсть нижняя сброшена на грудь.

2. Язык вобран на буквы «е», «и», «ы».

3. Проверим напряжение мышц. Освободим их. Не торопясь, внимательно. Рука на диафрагме – контролер.

4. Вдох через нос – нёбо как будто тонизируется. Проверьте. Ноздри раскрыты, «как окна в сад». Полно вдыхаем самый любимый вами запах, например «я люблю ландыш». Запомните его, удержите в памяти: один, два, три.

5. Выдох – считайте мысленно! – четыре, пять, шесть, семь, восемь (или десять, но не меньше восьми). Выдыхайте пока через нос. Еще раз вдох, и диафрагма моментально тонизируется. Правда? Вдох и толчок диафрагмы в одно мгновение со вздохам. Проверьте. Все мягко, деликатно, без малейшего усилия. Вдох и выдох через нос при опущенной челюсти. Не забудьте об этом.

6. А теперь вдох через нос, а выдох через рот – теплое наше дыхание как бы посылается нами обогреть верхний этаж головы, все помещение, а оно большое. Вдох через нос – и новая теплая струя воздуха плывет снизу вверх, как бы совсем не выходит изо рта на ладонь. Сильно озябшие руки мы согреваем именно таким «глубинным» выдохом. Вспомните подробно себя на улице зимой, когда хочется согреть застывшие пальцы. Еще вспомните курящего человека: при разговоре дым выходит и через нос и через рот. Курящий человек об этом и не думает. Как бы и нам сосредоточиться на хорошей «понюшке» воздуха и отправить ее наверх! – кажется, и щелчок появился? Не ждите его, иначе обязательно будет подыгран фальшивый щелчок, – не годится! Нам ведь надо только «подслушать» безупречную работу природных процессов. Еще и еще повторяйте эти движения. Щелчок чуть слышный совпадает с началом выдоха, – вот это правильно!

7. Продолжаем дышать, еще поднимем и опустим челюсть, и много раз подряд пусть пощелкает «регулировщик» для того, чтобы вы без помехи сомнения слышали эти сигналы о правильном направлении и распределении по участкам вашего дыхания: часть – через нос, часть – через рот.

Теперь, ничего не меняя в своем вдыхательном и выдыхательном движении, вспомните-ка о сохранении вдыхательного положения. Слишком быстро рассеивается весь воздух выдоха. Проверьте ощущение вдоха. Теперь выдыхайте. Медленнее. Вы ощутили, что значит «сохранение вдыхательного положения»? Проверяйте. А теперь вдох, и, – не произносите, а подумайте, – ой, выдыхая. Как будто не вы, а ваше дыхание вздохнуло. Вдох – и сразу ой. Тише, не произносите вслух, а только подумайте, – это очень важно. Здесь не в «о» или в «и» дело, а в намерении желании «пожаловаться». Не морщите лба, не наигрывайте несуществующей зубной боли. Это – фальшь, ложь. Причем же здесь природное звучание? Еще и еще повторяйте, еле слышно, звук в себе, тон его во рту, в дыхании, не форсируйте, не насилуйте звука! Теперь прибавим в помощь ему сонорный согласный «н».

8. Предварительно проделаем следующее упражнение: кончик языка все так же лениво, мягко коснется верхних зубов; вберите кончик языка, как в предыдущих тренировочных упражнениях над дыханием (поза аппарата); мысленно произносите все гласные и затем произнесите вслух букву «н», даже протяните ее несколько. Повторите несколько раз это упражнение, глядя в ручное зеркальце. Все очень легко, мягко. Смотрите: язык не вас слушается, а собственного отражения в зеркале – на букву «н» кончик языка у верхних зубов, на мысленно произносящиеся гласные кончик языка как бы оттягивается назад; на букве «е» или «ы» кончик языка вбирается в середину, язык как бы сокращается. Видите в зеркальце, как чудесно он взгромоздился, кажется завалил все выходы и входы для дыхания и голоса, но как он самостоятельно действует, лучше чем при вашем назойливом вмешательстве, – вы только прикажите ему точнее – на «н», на «у» и не следите за его работой, только проверьте результат в зеркальце. Теперь скажите «нун», «нон», «нен», «нин», «нын». Сначала проделайте все это беззвучно, как в старом, немом кино. Можете и посмеяться над своим отражением в зеркале, над своим полусонным, довольно бессмысленным лицом. Какое отношение такая бессмыслица имеет к «непрерывной линии звучания», необходимой для глубоко наполненного смыслом и чувством словодействия?! Вот теперь – стоп!! Это уж не веселый смех над своим «щенячьим барахтаньем», а нечто вредное, обывательское, дилетантское. Именно сейчас, когда мы с такой осторожностью подобрались к начальной ноте «непрерывной линии звучания», мы все испортили и надо начинать снова – со вдоха – выдоха, проверки позы аппарата, снова надо вспомнить о глубине, высоте и близости, о нижней челюсти, которая на букву «н» сближается с верхней челюстью, а на гласные «у», «о», «а», «о», «и», «ы» активно опускается. Нижняя челюсть, как свободно двигающаяся педаль рычага, каждое движение вниз которой как бы посылает дыхание и звук вверх. Все повторите сначала. И вот, наконец, снова добрались до «нунноннанненниннын». Не произносите гласных, они сами зазвучат благодаря правильной позе голосообразующего аппарата. Вы только думайте о них. Настраивайтесь на них (глубина + высота), но не произносите! А букву «н» произносите точнее! Язык на каждый гласный оттягивается назад, как в рогатке резинка перед тем, как «пальнуть». Пробуйте, проверяйте.

И вот в одно из повторений, когда особенно мягко язык коснется верхних зубов и мгновенно оттянется назад на буквы «у, о, а, е, и, ы», а нижняя челюсть одновременно с оформлением гласного опустится вниз, вы, делая непрерывно упражнения раза три–четыре подряд «нунно-ннанненнинныннунноннанненниннын» и т.д. услышите незнакомый, точно ветер в проводах, звук, который как будто родился «неведомо как». Не вздумайте, повторяя упражнение, его искать. Он пуглив и не любит лишнего внимания. Создавайте все условия для его рождения, и он сам появится на свет, рожденный правильно работающим, организованным дыханием и правильной позой голосообразующего аппарата.

Конечно, трудно заниматься без «уха» педагога, но искания, верно направленные, всегда дадут верный результат.

Вы читаете эту статью и это значит, что Вы уже построили свой блог или информационный сайт. От всей души поздравляю Вас! Теперь начинается самое интересное — написание статей. Изсериипредыдущих статей Вы узнали, но у Вас появился новый вопрос. Как писать статьи для блога или сайта?

Предположим, что раньше Вам никогда не приходилось писали статьи — не страшно! После прочтения этой публикации, Вы напишите свою 1-ю статью. Причём, правильно. Так, чтобы она нравилась и читателям, и поисковым системам. Вы узнаете, как писать сео статьи. Это архи важно для продвижения Вашего сайта или блога.

Seo — это продвижение сайта в поисковых системах, в значительной степени, за счёт правильного написания статей с использованием ключевых слов.

Итак, обратимся к важным теоретическим знаниям, основанным на опыте известных блогеров, копирайтеров и интернет-маркетологов.

Эта статья посвящена больше вопросам теоретическим, но без этих знаний невозможно начать писать статьи для сайта правильно. В следующей мы перейдём к практике и при помощи пошаговой инструкции, используя простую методику профессиональных сеошников и специальные программы, Вы напишите свою 1-ю правильную, сео оптимизированную статью.

Когда я написала свою 1-ю статью для блога, она полностью не соответствовала секретам копирайтеров и требованиям поисковых систем. В результате, мою интересную и полезную статью поисковые роботы не могли найти в море информации в интернете, чтобы показать моим потенциальным читателям.

Интуитивно я это понимала, и начала пересматривать множество статей, книг и видео от авторитетных интернет-маркетологов, инфобизнесменов и блогеров, чтобы разобраться с этим, казалось бы, банальным вопросом — как правильно писать статьи для сайта.

Разобралась сама и теперь делюсь с Вами своими знаниями, как правильно писать статьи. Итак, запоминаем «железные копирайтерские» правила — Ваше будущее конкурентное преимущество автора.

  • Не писать длинные предложения
  • Делать для статьи «цепляющий» заголовок
  • Приветствовать читателя (если это блог)
  • Предлагать читателю содержание в начале статьи (желательно, но не обязательно)
  • Привлекать читателя вступлением – убедить в важности прочтения статьи. Использовать для этого триггеры интереса или страха
  • Делать подзаголовки. Подзаголовок должен пояснять, о чем дальше пойдёт речь
  • Разбивать текст по абзацам
  • Разбавлять текст нумерованными и маркированными списками, цитатами
  • В конце статьи – Заключение: напомнить о триггерах, креативных идеях, советах, которые были использованы в статье, побудить читателя действовать

Теперь несколько слов по каждому пункту, приведенному выше:

  • Старайтесь формулировать простые и короткие предложения (до 15 слов), не использовать сложные обороты.
  • Как научиться писать цепляющий заголовок ? Честно говоря, это целая наука. Этим мастерством вы овладеете постепенно. А пока вот небольшая шпаргалка — теория от гуру копирайтинга 10 приёмов для написания цепляющего заголовка плюс примеры . Я сама всегда пользуюсь этой полезной статьёй.
  • О важности приветствия для блога более детально – в следующем разделе.
  • Во вступлении необходимо сказать, о чем будет рассказано в статье и почему важно дочитать ее до конца (это триггер интереса). Триггер страха (что будет, если не воспользоваться советами статьи) я не использую, но копирайтеры говорят, что действует он безотказно. Важно в самом начале статьи сделать описание проблемы и обозначить пути ее решения .
  • Абзацы. Обязательно разбиваем текст на абзацы . Текст не должен выглядеть общей «простыней». В блоге (на сайте) текст должен выглядеть так: не больше 4-5 строк в каждом абзаце.
  • Важно разбавлять текст маркироваными списками (при перечислениях) или нумероваными списками .
  • Чтобы «оживить» текст можно использовать цитаты . При публикации на сайте, они выделяются при помощи специального форматирования (публикуются в кавычках и курсивом).

2. Как писать статьи для блога? Концепция блогинга

Стиль написания статей для блога очень отличается от стиля написания статей для информационного сайта.

Ваше конкурентное преимущество по сравнению с другими блогерами: не забывать, что блог – это живой дневник и он предполагает живое общение с посетителями блога.

Статьи – контент блога – это самая большая ценность блогера. Думаю, Вам приходилось замечать, что мало кто из блогеров начинает статью с приветствия. Часто статья сразу начинается с преподнесения запрашиваемой информации. Именно поэтому на большинстве блогов статьи выглядят сухими, не живыми. Это серьезная ошибка блогеров.

Это ещё одно Ваше будущее конкурентное преимущество .

Вам очень повезло — в самом начале создания своего блога или информационного сайта Вы получите знание, как правильно писать статьи для своего сайта. В дальнейшем это поможет Вам в продвижении сайта или блога. Вы получите много посетителей на Вашем ресурсе. Соответственно, сможете получать от него хороший доход.

Вы не поверите, но большинство блогеров и владельцев информационных сайтов пишут статьи на темы, которые в данный момент пришли им в голову . И даже если это полезные статьи, их никогда не смогут найти роботы поисковых систем, потому что они «выдают» статьи пользователям, анализируя так называемые поисковые запросы.

Вывод: для увеличения посетителей на сайте, статьи надо писать не по той теме, которая сейчас пришла в голову, а под поисковые запросы.

Что такое поисковые запросы? Это фразы, которые люди вводят в поисковую строку поисковых систем Яндекс, Google и др.


В свои статьи по специальным правилам мы будем вставлять эти запросы — ключевые слова и фразы. Забегая вперед, можно сказать, что оптимальная плотность ключевых фраз в тексте должна составлять 2-4%. Но не переусердствуйте. Оказывается, поисковые роботы слишком много «ключевиков» тоже «не любят». Как вычислять эту плотность, какими сервисами для этого пользоваться мы детально разберем в следующей практической .

В ней же мы познакомимся с понятием Семантического ядра для блога/сайта . Если в 2-х словах, то Cемантическое ядро — это список ключевых фраз, по которым Вас будут находить в интернете. Благодаря этому списку фраз у Вас отпадет вопрос «Какую следующую статью и по какой теме написать в блог?».

Семантическое ядро сайта — это готовый список-план статей на полгода-год вперед. Именно такие статьи будут востребованы читателями. И гарантированно приведут посетителей на Ваш блог или сайт.

4. Только уникальные картинки в статье!

Кстати, это очень важное Ваше конкурентное преимущество. Мало кто его использует! Большинство блогеров и владельцев сайтов вставляют в свои статьи просто понравившиеся картинки из интернета.

ВНИМАНИЕ! Важно. Если Вы будете публиковать не уникальные картинки в Ваши статьи – это убьет продвижение Вашего блога. Сейчас поисковые системы – мягко сказать – очень плохо относятся к не уникальным картинкам на блогах, сайтах. Быстро вычисляют такие блоги и продвижение их очень замедляется.

Известный факт в интернет-маркетинге, что кулинарные блоги продвигаются очень быстро, хотя на них очень мало контента. Секрет прост. Их владельцы делают уникальные фото своих кулинарных творений.

Хотите, чтобы Ваш блог быстро продвигался?

  • Не копируйте картинки из интернета!
  • Также не желательно покупать картинки в фотобанках – на них могут продаваться не уникальные фото
  • Делайте свои фото, качественные и красивые
  • Либо создавайте коллажи и изображения
  • Либо найдите художника на фриланс бирже. Молодых и талантливых художников, которые работают за невысокую плату, очень много. И заказывайте рисованную картинку – это сейчас очень модно и может стать фишкой Вашего блога.

Если Вы хотите серьезно заниматься блогингом, надо будет освоить новую профессию фотографа и овладеть парочкой приложений для обработки фото. Это не сложно и очень интересно! Идеи для сюжета фото можно брать на тех же фотобанках. Как найти? Наберите в поисковой строке Вашего браузера слово «фотобанк» и увидите множество таких ресурсов.

Благодаря уникальным картинкам Вы получите резкий рост посещаемости! Проверено!

P.S. Предположим, в данный момент у Вас еще нет фотоаппарата и Вы решили купить фото в фотобанке. Например, в известном DepositPhotos . Как проверить уникальность фото или картинки? Вот ссылка на сервис картинок Google , в поисковой строке надо кликнуть на картинку «фотика» и загрузить картинку. Если она не уникальна, Гугл покажет сайты, на которых она опубликована.

5. Видео в каждой статье!

Это также Ваше конкурентное преимущество. Не все его используют.

В конце каждой статьи обязательно вставляйте видео по теме статьи. Это задержит посетителя на Вашем сайте. Что положительно повлияет на показатель поведенческих факторов на Вашем сайте, а значит – на продвижение Вашего сайта. Что такое поведенческие факторы и как они влияют на продвижение блога или сайта описано кратно и понятно в статье «Поведенческие факторы» .

Как вставить видео в Вашу статью читайте в статье Публикация статьи на сайт Wordpres.

6. Уникальный текст статьи. Это не преимущество, а стандарт

Думаю, Вам хорошо известно, что ни в коем случае нельзя копировать текст статьи с другого сайта. Текст Вашей статьи должен быть уникальным.

Вы, конечно, можете пользоваться для примера текстом похожей статьи, перефразировав ее и изложив своими словами. Это называется рерайт текста. Но не забывайте о рекомендациях, предложенных в начале этой статьи: в тексте должны быть Ваши мысли и живое общение с читателем.

7. Как проверить Вашу статью на уникальность?

Проверка на уникальность – обязательное требование перед публикацией статьи на блог. За наличие статей с не уникальным контентом можно получить фильтр от поисковых систем. Если это случится, то лучше уж начать вести новый блог, чем пытаться выходить из-под фильтра. Даже если показать Гуглу и Яндексу, что Вы исправились и через год примерно или чуть меньше выйти из-под фильтра, то все-равно продвижения хорошего уже можно не ждать.

Итак, есть несколько сервисов для проверки уникальности статьи. Я попробовала работать в нескольких из них и в итоге выбрала и Вам рекомендую 2 эти самые известные, удобные и бесплатные сервиса для проверки уникальности текста статьи :

  • eTXT Антиплагиат — есть и онлайн проверка на сайте и версия для скачивания на бирже контента eTXT.ru
  • Адвего Плагиатус можно скачать программу на бирже контента Advego . Вот ссылка на страницу скачивания

Вот как выглядит программа Адвего Плагиатус:

Принцип работы в программе прост:

  • вставить текст статьи в окно для текста,
  • нажать на значок Глубокая проверка (значок «Инь-янь»),
  • ввести капчу пару раз (проверка, что не робот)
  • посмотреть каков процент уникальности (должен быть не меньше 95%).

После проверки — желтым цветом будет выделен не уникальный текст, его надо перефразировать, можно прямо в этом окошке и проверить уникальность опять (нажать на значок Инь-янь).

Итак, для начала работы программу надо скачать. В этом видео — инструкция по скачиваниюпрограммы Адвего Плагиатус. Скачивание занимает пару минут.

Важно запомнить, что уникальность по Адвего и по Etxt Антиплагиат должна быть не ниже 95%.

P.S. Кстати, на этих же ресурсах Адвего и eTXT , в будущем Вы сможете покупать контент для своего блога — заказывать статьи или покупать готовые. Дело в том, что для продвижения Вам необходимо публиковать статьи на блог ежедневно. По крайней мере, не реже, чем через день. Но у Вас может это не получаться, поэтому Вам, как и большинству блогеров, придется прибегнуть к услугам авторов (копирайтеров).

Не пугайтесь. Их услуги стоят не дорого. 1000 символов без пробелов стоит ориентировочно около 30-50 руб. Т.е. за статью в 4000 знаков Вы отдадите всего 120 руб. Если Вы будете сами писать 10 статей в месяц и еще 10 статей отдадите копирайтеру, то Вам надо будет заплатить ему 1200 руб. за месяц. Имейте в виду, что по такой цене можно найти исполнителя только на этих биржах и еще на бирже Work-zilla .

Кстати, если Вам понравилась какая-то статья, Вы можете либо сами сделать её рерайт (пересказ) так, чтобы уникальность текста стала не менее 95%. Либо можете заказать рерайт этой статьи на биржах контента eTXT , Адвего или на бирже фриланса Work-zilla . Заказать рерайт готовой статьи стоит дешевле , чем заказать писать статью с нуля по тех заданию. А ещё дешевле купить готовую статью на бирже контента Textsale .

Как заказать статью у копирайтера и что указывать в техзадании, смотри в этом видео:

8. Как проверить, что в статье нет ошибок?

Думаю, что Вы понимаете, что абсолютно недопустимо наличие ошибок в статье. Причины понятны. Этим Вы будете высказывать неуважение к Вашим читателям. Думаю, Вам тоже не доверяете сайту, если замечаете ошибки в тексте.

Еще одна важная причина – это негативное влияние текста с ошибками на продвижение Вашего блога. Поисковые роботы за этим четко следят.

Проверить текст на ошибки можно онлайн на том же сайте Адвего. Вот ссылка на страницу сайта для проверки текста . Делается все просто вставляете текст в поле для текста и нажимаете кнопку проверить. Мгновенно получаете результат. Вот скрин:

9. Как проверить текст на «тошноту»?

В тех задании копирайтеру Вы будете указывать, что «тошнота» текста не должна превышать определенного значения. Для своих статей Вам также надо будет ее проверять. Что такое «тошнота текста» и как ее определить?

«Тошнота текста» — это частота употребления в тексте одних и тех же слов. Говоря другими словами – наличие «воды» в тексте. «Классическая тошнота» — это употребление в тексте одного тошнотного слова. «Академическая тошнота» — это употребление разных повторяющихся слов. Академическая тошнота должна быть не больше 7,5%, Классическая тошнота (по слову) — не больше 2.5%.

Не пугайтесь, сразу скажу, что практически никто из блогеров не придерживается этого правила при написании статей для блога. Но копирайтерам, которые знают, как писать статьи для сайта, лучше это требование выставлять.

Вычислить «Тошноту текста» можно при помощи сервиса Адвего. Для этого заходите на страницу сайта Семантический анализ по этой ссылке . Вставляете текст в окошко, нажимаете Проверить и находите в разделе «Статистика текста» значение для Классической и Академической тошноты. Вот пример результата проверки текста: Классическая тошнота – 3,61%, Академическая частота – 8,4 %.

10. Ссылки в статье на другие сайты

Сейчас это всем известный стандарт, но не все придерживаются его. Используйте его для получения преимущества.

Для улучшения поведенческих факторов на сайте, обязательно нужно вставлять в статью 1-2 ссылки на полезные статьи на других сайтах. При этом сайты должны быть трастовыми — с хорошей посещаемостью, большим количеством статей. Эту информацию о сайте Вы можете узнать при помощи плагинов LiveInternet и RDS Bar . Как установить и как пользоваться см в этом видео. Если у тебя свой блог или сайт, то плагин RDS Bar тебе обязательно нужен (он бесплатный) :

Поисковые системы сейчас анализируют, так называемые поведенческие факторы сайта. Т.е. анализирует, как читатель ведет себя на Вашем сайте. Это отражается на продвижении сайта. Поисковым системам «нравится», если Вы предоставляете читателю полезную информацию и на других ресурсах. Если читатель находился на Вашем ресурсе и нажал «крестик» — Закрыть сайт, то вам минус. А если читатель перешел по Вашей ссылке на статью по схожей тематике и задержался там, то Вам за это плюс. И Ваш сайт начинает лучше продвигаться в поисковых системах.

Именно поэтому важно размещать несколько ссылок в Вашей статье на статьи схожей тематики. При этом не забывайте призывать клиента кликать по этой ссылке . Например: «здесь найдешь больше информации». Потому что если ссылка будет размещена в статье, но по ней не будут кликать, то поисковая система «подумает», что это не интересные читателю ссылки. Или что это покупные исходящие ссылки.

11. Перелинковка. Ссылки на другие свои статьи

Этот метод также улучшает поведенческие факторы сайта, потому что задерживает читателя на сайте. Читатель с одной Вашей статьи переходит на другую. Время пребывания на сайте – очень важно для продвижения сайта .

В этом смысле полезно писать длинные статьи и разбивать из на 2-3 части . Тогда читатели будут переходить с одной статьи на другую.

РЕЗЮМЕ. Из статьи Вы узнали:

  1. Правила и секреты копирайтеров в написании текста для статей?
  2. Чем отличаются статьи для блога от статей для информационного сайта?
  3. Почему надо писать статьи под ключевые слова?
  4. Почему картинки в статье должны быть уникальными?
  5. Зачем видео в каждой статье?
  6. Почему текст должен быть уникальным и как проверить уникальность, орфографию, тошноту текста?
  7. Зачем нужна перелинковка и ссылки на другие сайты?

Я старалась писать коротко, но все равно получилось много букв. Потому что это теория . Не волнуйтесь, сейчас перейдем от теории к практике и все пазлы встанут на свои места. Этим мы займемся в 2-й части публикации – технической и практической части . Из неё Вы узнаете о простом методе продвинутых сеошников, В статье — пошаговая инструкция работы в специальных программах для сео оптимизации текста.

Думаю, Вы подустали читать всю эту копирайтерскую и сеошную теорию, предлагаю отвлечься на минутку и посмотреть это мимимишечное видео, как смелый детёныш бегемотик защитил свою маму от льва:

До встречи на страничках блога!

Коллеги, пишите свои вопросы или делитесь своим опытом и знаниями в комментариях.

И не забывайте о подписке — форма подписки под статьёй!

5 голосов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Start-Luck. У вас есть отличное желание писать, делиться мыслями с общественностью, продвигать свои идеи и становиться популярным. Это просто замечательно. Ваше желание может положительно отразиться на вашем благосостоянии или просто приносить моральное удовлетворение. На что вы с большей охотой согласитесь?

Я предлагаю вам остановить свое внимание на первом варианте, тем более, что он не отнимет много сил или времени. Конечно, если вы знаете что делать и куда обращаться. В этой статье я расскажу где вести свой блог в интернете, чтобы потратить минимум усилий на изучение, но получать максимум, который способна дать вам Сеть (относительно денег и известности).

Не ограничивайте себя. Даже если сейчас вы не думаете о прибыли, а просто хотите поскорее начать публиковаться и получать просмотры, оставьте за собой возможность все-таки заработать на своем блоге. Не обязательно сейчас. Когда будете готовы к этому.

Живые журналы

Существуют сайты, на которых вы просто можете зарегистрироваться и начать прямо сейчас, бесплатно публиковать свои мысли. От вас не потребуются совершенно никаких знаний в области программирования. Элементарная регистрация и вы уже блоггер. Приведу несколько ссылок:

  • www.livejournal.com – это самый популярный сервис живых журналов. Здесь можно найти сотни и тысячи блогов простых людей, которые совершенно бесплатно рассказывают о своей жизни, делятся тем, что их волнует, высказывают свое мнение.
  • www.liveinternet.ru – не менее известный ресурс, нежели предыдущий, в котором любой желающий может заиметь собственный блог, не заплатив за это ни копейки. Этой возможностью пользуется на данный момент около 4 миллионов человек – можно копировать чужие понравившиеся посты из Сети, описывать свои уникальные идеи и вообще делать все что угодно.

Основной недостаток заключается в том, что ваш мало кто увидит. Смотрите, когда вы создаете свое сайт – вы пользуетесь всем интернетом, если вы работаете с одним электронным сервисом, как в случае с livejournal или liveinternet, то получаете только тех, кто является его приверженцем. Максимум на что вы можете рассчитывать – случайный человек, зашедший в эту сеть зацепит глазом несколько ваших публикаций. Ни о какой широкой известности здесь и речи не идет.

Вы никогда не увлечете посетителя красивым или просто оригинальным дизайном. Весь акцент идет на людей, которым уже нравится посещать данные порталы. К сожалению, не могу сказать что их так уж много. Сейчас население более осторожно относится к информации и ценит свое время. Существуют крутые СМИ, сайты, которым доверяет читатель, так что используя этот метод правильнее будет сказать, что вы ведете блог или дневник для себя и не думаете о будущем.

На своем сайте можно сделать много денег. Пусть об этом сейчас рано говорить, ведь у вас его еще нет, но вы можете узнать про различные прямо сейчас, нужная статья уже опубликована. К сожалению, многие из них будут не столь актуальны, если вы пользуетесь живым журналом, да и деньги будут не такие уж большие, так как посетителей у вашего «сайта» не слишком много. Все сливки снимают сами разработчики, а вам остаются лишь остатки, да и то, в том случае, если вы проявите активность.

Как же лучше поступить? У меня есть для вас парочка идей получше.

Tilda

Если бы эта статья предназначалась для людей, которые хотят сделать первые шаги в сайтостроении, я бы назвал конструктор Tilda – лучшим вариантом. Учитывая целевую аудиторию данной статьи, я поставлю сервис в этом своеобразном рейтинге лишь на второе место, но для начала о преимуществах.

Тильда позволит вам завладеть своим собственным сайтом, который ни от кого особенно не зависит. Первое время, конечно же, вам не будут нужны все возможности и ништяки конструкторы, вы будете пользоваться бесплатными функциями. Создать свой проект будет не так уж сложно. Буквально за час у вас появится свой собственный блог, сформированный из различных блоков – «Статьи», «Отзывы», «Обо мне» и так далее.


Самое важное преимущество заключается в том, что ничто не помешает вашему появлению в поисковых системах. Тильда будет способствовать этому. Не думайте, что для завоевания первых мест обязательно нужны какие-то знания. Некоторые ваши статьи будут появляться в Google и Яндексе вопреки всему. Такое часто происходит среди новичков. Лишь позже они начинают узнавать как им удалось захватить нужное место и обрести своего читателя.

Недостатки тоже имеются. В бесплатном тарифе вы сможете создать лишь 50 статей (страниц). Дальше придется платить по 750 рублей в месяц или по 500 рублей помесячно при оплате за год, чтобы расширить собственные возможности и увеличить количество страниц до 500.

Однако, есть и альтернатива. Как только порог достигнут, вы оплачиваете 1250, находите специалиста (если не хотите заморачиваться сами) и уходите с Тильды в свободное плавание. Забираете свой блог и переносите его на другой хостинг (о том, я уже писал).

Вы уже не платите сервису, а отдаете деньги лишь за домен (около 100 рублей в год) и собственно хостеру (около 1500 рублей в год). Траты на специалиста могут составить 500 рублей единоразово. В результате, бюджет составит около 1600 рублей. Существуют , но в них тоже есть свои подводные камни. На первый год или даже парочку вам хватит их возможностей, а переезд, если функции потребуются, опять же, при содействии специалиста и отнимут 500 рублей из бюджета.

С одной стороны, это отличный вариант – вы экономите на дизайне, позволяете своему проекту стать прибыльным в перспективе, можете получить посторонних читателей просто из поисковой системы. Так что обязательно обратите внимание на него и лишний раз подумайте, может выбрать этот вариант? Так можно бесплатно протестировать собственные возможности и проверить хватит ли у вас желания публиковаться хотя бы раз в неделю.

Kwork

Зачем вам нужны посредники на пути к мечте, когда вы можете найти помощников для реализации своей идеи? Сейчас я говорю о бирже интернет-услуг kwork.ru . Здесь, в разделе «Разработка и IT» вы можете выбрать категорию «Сайт под ключ» и найти человека, который сразу поможет вам подобрать шаблонный дизайн и установит сайт на хостинг.


Давайте посмотрим одно из предложений на этой бирже? За 500 рублей исполнитель предлагает вам найти тему (дизайн для сайта) и установить ее на хостинг. Естественно, он должен будет подключить вам еще и домен. Это стандартная услуга. Уже на следующий день у вас будет свой собственный интернет-проект, который останется только наполнять. Что еще нужно для счастья?

Вас могли смутить другие цены: 4 и даже 9 000, так что я чуть подробнее расскажу вам о функциях, которые столько стоят, и вы сможете понять нужны ли они вам в действительности на данном этапе. я уже рассказывал в своем блоге. Это термин означает, что ресурс подстраивается под расширение мобильного телефона. Конечно, это хорошая штука, но так уж она необходима новичку? Не думаю.

По сути, вы не мечтаете о баснословных деньгах и славе, так что на адаптивном дизайне спокойно можно сэкономить. Если уж впоследствии захотите, то всегда сможете обратиться к тому же исполнителю и опять же, рублей за 500 докупить функцию.

Landing Page – это . Эта тема вообще не про вас, так как вам нужен свой собственный блог.

Уникальный дизайн. Опять же, штука неплохая, но на данном этапе вы все равно ничего не понимаете ни в коде, ни в веб-дизайне. Я имею ввиду не то, что вы не можете отличить плохую работу от хорошей в визуальном плане, речь идет о технических характеристиках понятия «сделано на славу». По сути, вам могут тот же шаблон впарить под видом уникального дизайна, вы даже ничего не поймете.

– это тоже пока не для вас. Не обязательно ее изучать, чтобы занимать достойные места в выдаче. Конечно, знания откроют широкие возможности и позволят каждой статьей собирать человек по 100, а значит уже через месяц статистика посещений вырастет в геометрической прогрессии. Однако, за это не обязательно платить. Чуть позже вы сможете узнать все самостоятельно, к примеру, из этого блога.

Кстати, советую почитать о том, чтобы следить за тем, сколько людей к вам заходят. Это единственное, что действительно вам понадобится на данном этапе. Когда силы заканчиваются и нет никакого желания продолжать вести свой сайт, достаточно просто посмотреть сколько народу вас читает и работа начинается вновь.

Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на группу Start-Luck Вконтакте или рассылку моего блога, чтобы всегда быть в курсе как создать и вести сайт с выгодой. До новых встреч.

Блога. Не темы вообще, а конкретного постоянного контента.

Где брать идеи для новых публикаций? О чем писать в блоге? Как понять, что тема, волнующая нас, будет интересна и большинству читателей? Вопросы не праздные. Постараюсь на них ответить.

В одной из песен Окуджавы были образно описаны «муки творчества»: «Каждый пишет, что он слышит…» Проблема в том, что мы порой не слышим не только окружающих, но и самих себя. О чем-то бурно дискутируем с родными, соседями, коллегами. Но почему-то считаем, что подобные темы совершенно не годятся для обсуждения в блоге. Не факт!

Ведь чаще всего, именно это, злободневное для вас, способно заинтересовать и ваших читателей. Мелких тем, по большому счету, нет. Все, что существенно для человека в данный момент, полезно ему, может и должно стать темой для разговора.

Сомневаются в выборе тем для очередных статей не только новички. Часто и блогеры со стажем впадают в ступор: «не о чем писать!» Будем считать, что это временный кризис, который случается у всех творческих людей.

Литературоведы рассказывают, что Пушкин, когда его покидала Муза, рвал на себе волосы от раздражения. Нет, это не метафора, не фигура речи. Именно рвал свои кудряшки, и клочки летали по закоулочкам комнат. Зато когда приходило озарение, а часто это случалось ночью, он хватал карандаш, привязанный на веревочке у окошка, и фиксировал гениальные строки прямо на обоях.

Речь не об уровне талантливости, от нас и не требуется сыпать афоризмами. А о том, что темы буквально витают в воздухе, они вокруг нас, надо просто увидеть их, услышать.

Разумеется, в идеале стоит писать о том, что вам самим интересно и в чем вы неплохо разбираетесь. Хотя можно взяться и за малознакомую тему, изучать ее вместе с читателями «по ходу пьесы».

Но и тут есть риск «перегореть» или выбрать тематику слишком узкую либо слишком широкую. В обоих случаях трудно поддерживать разговор на высоком «градусе» интереса достаточно долго.

Статьи в тему:

Дойти до сути, то бишь, до семантического ядра

Чтобы не разбрасываться, работать целенаправленно, обязательно надо составить семантическое ядро вашего блога, то есть, выяснить, какие целевые запросы по вашей основной теме пользователи чаще всего вводят в поисковые строки Гугла, Яндекса и аналогов этих ресурсов.

Допустим, вы ведете блог по теме «Комнатные растения». Яндекс, анализируя интересы пользователей, считает, что, помимо статей по этой общей теме, читатели часто ищут информацию о таких растениях как алоэ, фикус, бегония, диффенбахия и ряд других. Так может, именно с них и стоит начать? Раз их так любят наши уважаемые подписчики?

Кто или что может помочь составить список таких запросов? Есть специальные ресурсы, в том числе, бесплатные, например, Яндекс.Вордстат или аналогичные сервисы. С их помощью несложно составить список популярных запросов и постараться охватить, в первую очередь, эту информацию.

Составьте на основе полученных данных своеобразный «рейтинг» важных вопросов, а значит, и тем статей на неделю, месяц. Этот же список запросов станет и вашим главным инструментом в продвижении блога, в узнавании его поисковыми системами.

Такой список тем для будущих постов называется контент-план. О нем я подробно писала в статье. Настоятельно рекомендую не полениться, а перейти по ссылке и прочитать этот интересный и полезный пост. Я уверена после его прочтения у вас не возникнет вопрос о чем писать в блог, когда писать не о чем 🙂

Изучайте форумы и сайты, блоги аналогичной тематики

Учиться никогда не поздно, не вредно и не лишне! Наверняка основная идея вашего ресурса интересна и другим авторам сайтов, блогов, существуют и форумы подобной тематики.

Не надо внедрять на конкурирующие территории инсайдеров, достаточно самим внимательно проштудировать, о чем пишут друзья-соперники, какие фишки используют, что можно позаимствовать. Естественно, не «под копирку», а творчески переработав здравые идеи конкурирующих креативщиков.

По меньшей мере, вы увидите, что реально волнует читателей того же форума, сайта, какие вопросы задают посетители. Вот и постарайтесь дать ответы на самые актуальные из этих вопросов, желательно, полнее и точнее, чем это делают другие.

Опросы читателей и анализ комментариев

Многие сомнения можно развеять, откровенно поговорив с посетителями. Гости блога, особенно потенциальные постоянные читатели, обязательно подскажут, чтобы хотели увидеть на ваших страничках.

Даже критические замечания в комментариях - дело полезное. На ошибках реально учатся, правда, лишь те, кто готовы учиться.

Тем более полезны целенаправленные опросы, анкеты, может быть, даже конкурсы на лучшее предложение по усовершенствованию блога. Предусмотрите какие-то небольшие, но приятные бонусы, призы за лучшие пожелания. Это ведь очень быстро окупится ростом посещаемости, популярности вашего ресурса.

Да и просто интересно делать то, что действительно нужно людям, что им будет полезно.

Идеи - из воздуха, от окружающих, отовсюду

Великий российский мыслитель Владимир Вернадский пришел к мысли о существовании ноосферы - особого хранилища ценной информации всей планеты. Оттуда черпают вдохновение поэты, а ученым шлются сигналы о новых открытиях. И обычные люди порой открывают в себе странные способности, начинают «с лету» получать требуемую информацию.

Если вам никогда не удавалось «попасть на волну» и получить долгожданные ответы откуда-то свыше, не стоит по этому поводу комплексовать. Шпаргалки, на самом деле, можно найти и гораздо ближе. Что вы уж точно за собой замечали, так это неожиданно осенившие вас идеи. Вдруг что-то свежее, оригинальное приходит в душе, в поездке на автобусе, в очереди в кассу магазина и т.д.

И, о ужас, под руками нет ни ручки, ни клочка бумаги. А надо бы иметь! Раз уж мы с вами занимаемся интеллектуальным трудом, то и соответствующие орудия труда надо всегда иметь при себе.

Заведите за правило: пусть листки бумаги или небольшие записные книжки лежат в разных комнатах, сопровождают вас в пути, прячутся в карманах, в сумочке, портмоне. А рядом - небольшие авторучки или хотя бы карандашики. Тогда ни одна стоящая мысль не ускользнет, как это нередко бывает, когда мы «не вооружены».

Да, надо быть начеку. Порой на полезную идею натолкнет случайно услышанный в транспорте разговор, увиденный по телевизору эпизод фильма или передачи, реплика ребенка, страничка учебника (пока вместе делаем уроки), вопрос соседки и т.д., и т.п.

Есть способы и более современные, например, программа Evernote. Но суть та же - идеи надо «отлавливать», фиксировать, не давать им уходить в ноосферу. А то вашими креативными мыслями быстро воспользуются конкуренты, которые просто лучше умеют слушать окружающий мир.

Память, увы, несовершенна. Кстати, привычка записывать, очень полезна и с этой точки зрения, так как мы включаем моторику, а она помогает закреплять в памяти нужные нам данные. Это организует, дисциплинирует.

В итоге вы научитесь цепко схватывать пришедшие к вам или окружающим ценные мысли и «перековывать» их в новые увлекательные темы, посты, статьи и всегда будете знать о чем писать в блоге, чтобы было интересно читать.

Статьи в тему:

Дорогие читатели Blog-Bridge!

Очень интересно было бы узнать ваше мнение: как находить актуальные темы для интернет-страничек? Что вы делаете, чтобы всегда оставаться востребованным и полезным читателям?

А если вы сами только пользуетесь информацией, поделитесь своими соображениями, чтобы хотели разузнать поподробнее, какие вопросы вас волнуют?

Я жду ваших откликов и всегда готова к открытому диалогу.