Обеспечение безопасности здоровья при работе с компьютером. Вредные и опасные факторы при работе с компьютером

  • 13.06.2019

Современное образование невозможно представить без использования компьютеров. Однако работа на компьютере связанна с воздействием негативных факторов. Чтобы уменьшить их отрицательное влияние на здоровье обучающихся, необходимо соблюдать определённые правила и требования.

Правила работы учащихся с компьютером.

За последние годы, как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. До 20% московских старшеклассников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального.

Однако работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, как ребёнка, так и взрослого, целого комплекса негативных факторов.

Первое, на что обратили своё внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Влияние работы с дисплеем в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В то же время все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогично просмотру телепередач. Однако это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану. Мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения, что подтверждают данные о большой утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное - у 8,6%,тогда как после занятий с компьютером – у 24,2 и 38,3% учащихся соответственно.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным возможностям детей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру, который в комплексе с рабочим местом должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Поэтому одно из главных правил безопасного общения с компьютером - это наличие санитарно – эпидемиологического заключения (сертификата) о его соответствии санитарным правилам. Современное санитарное законодательство распространяет это требование не только на вновь приобретаемые компьютеры. Но и на те, которые находятся в эксплуатации. К основным нормируемым параметрам, которые определяют в процессе экспертизы, относятся :

· контрастность;

· неравномерность яркости;

· отношение ширины знака к его высоте для прописных букв;

· размер минимального элемента отображения для монохромного дисплея;

· смещения отклонения;

· временная и пространственная нестабильность изображения;

· отображаемая способность.

К компьютерной технике, которая используется для занятий детей и подростков, врачи-гигиенисты предъявляют повышенные, более строгие требования.

Специальные многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывный занятий для детей и подростков разного возраста. Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 мин . Функциональные возможности детей в этом возрасте ещё очень малы. Для детей 7-12 лет допустимая непрерывная продолжительность компьютерных занятий - 20минут , а для ребят постарше - не более получаса . Уже после не столь продолжительных занятий у детей и подростков появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояние организма индивидуальный характер проявления утомления. Внешние признаки утомления у детей младшего школьного возраста проявляется в склонении головы набок, в опоре на спину стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Это относиться и к выносливости нагрузок, в том числе и занятий за компьютером. Утомительность занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увлечённости, самочувствия и др. Увлечённость, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Дети, особенно младшего возраста, ещё не могут объективно оценить своё самочувствие.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Несомненно, что утомление во многом зависит не только от продолжительности занятий, но и от их характера. Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий, развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становится капризным, перестает интересоваться чем-либо кроме компьютера.

В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Эти игры позволяют почувствовать себя участником острых коллизий. Многие готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в «кнопочные» соревнования, одержанные желанием «победить» компьютер. Однако психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающим влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалалостного ребенка под их воздействием подобно наркотику. Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Это второе важное правило профилактики негативных последствий для здоровья.

Третье правило - это рациональная организация рабочего места. Компьютер должен стоять так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположением рабочего места: в углах комнаты или лицо к стене (расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м), экраном к окну, а также лицом к окну - свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза вовремя занятий на компьютере. Если компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весьма ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.

Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображение на экран резко ухудшаются. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а ещё лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на экрана или немного выше. Не следует, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохраненный естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайне положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90 0 . Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела. При наличии высокого стола и стула необходимо обязательно позаботиться о регулируемой по высоте подставке для ног.

Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений, в которых размещены компьютеры. При низких значениях влажности, как известно, велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным абсорбировать частицы пыли, и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами.

Четвёртое правило , соблюдение которого будет способствовать созданию благоприятных условий для работы за компьютером, - регулярная влажная уборка и обеспечение оптимальных параметров микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнения 1.

Исходное положение (далее и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 сделать два рывка согнутыми руками назад (выдох); 3-4 – два рывка назад прямыми руками (вдох); 5-6 – руки опустить (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо (вдох); 2 – прийти в исходное положение (выдох); 3 – повернуть туловище налево (вдох); - вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза

Упражнения 4 («рубка дров»).

И.п. – стоя, руки вниз, ноги широко расставлены. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову; 3 – резко опустить руки вниз; 4 – вернуться в и.п. На счёт 1-2 делается вдох, на счет 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

Все упражнения выполняются в среднем темпе.

Компьютерная техника в настоящее время используется практически во всех организациях. Применение работниками данного оборудования способно оказывать негативное влияние на их здоровье и даже привести к чрезвычайным ситуациям и несчастным случаям на производстве. Для того, чтобы этого избежать, работники должны соблюдать технику безопасности при работе с компьютером.

Негативные факторы при работе за компьютером

Работник, использующий в своей трудовой деятельности компьютер, может испытывать на себе влияние следующих негативных факторов:

  • электромагнитное и инфракрасное излучения;
  • шум работающего компьютера (или нескольких компьютеров);
  • риск поражения электрическим током в случае замыкания;
  • возможность возникновения возгорания.

Правила работы за компьютером

Обязывает работодателя разработать и утвердить инструкции по охране труда и обеспечить ознакомление с ними работников. Таким образом, в организации может быть утвержден специальный документ, предусматривающий правила выполнения трудовых операций с компьютерной техникой, который может называться, например, инструкцией по технике безопасности при работе за компьютером. Отдельные положения по данному вопросу могут содержаться в инструкции по охране труда для офисных работников.

В некоторых отраслях хозяйственной деятельности утверждаются типовые инструкции по охране труда. Например, Приказом Минсвязи РФ от 02.07.2001 N 162 утверждена Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01.

Рассмотрим правила безопасности по каждому этапу работы с компьютером.

1. До начала работы: проверить исправность электропроводки, розеток и вилок компьютера, заземление ПК.

2. Во время работы:

  • необходимо аккуратно обращаться с проводами;
  • запрещается работать с неисправным компьютером;
  • нельзя заниматься очисткой компьютера, когда он находится под напряжением;
  • недопустимо самостоятельно проводить ремонт оборудования при отсутствии специальных навыков;
  • нельзя располагать рядом с компьютером жидкости, а также работать с мокрыми руками;
  • нельзя в процессе работы с ПК прикасаться к другим металлическим конструкциям (например, батареям);
  • не допускается курение и употребление пищи в непосредственной близости с ПК и др.

3. В аварийных ситуациях:

  • при любых неполадках необходимо сразу отсоединить ПК от сети;
  • в случае обнаружения оголенного провода незамедлительно оповестить всех работников и исключить контакт с проводом;
  • в случае возникновения пожара принять меры по его тушению с использованием огнетушителей (работники должны знать, где они находятся);
  • в случае поражения человека током оказать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь.

4. По окончании работы:

  • выключить компьютер;
  • желательно провести влажную уборку рабочего места;
  • отключить электропитание.

Организация рабочего места

Постоянная работа за компьютером вызывает отклонения в здоровье работника, в частности:

  • нагрузка на зрение приводит к его ухудшению, покраснениям глаз, возникновению «синдрома сухого глаза»;
  • несоблюдение нормативов организации рабочего места может привести к искривлению позвоночника, заболеваниям суставов и болям различного характера;
  • длительная концентрация внимания на экране вызывает переутомление.

Порядок организации работы с компьютером определяется СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 , введенными в действие с 30.06.2003.

Приведем некоторые требования, предъявляемые СанПиН к рабочему месту пользователя ПК:

  • расстояние от монитора до глаз должно составлять от 600 до 700 мм, но не меньше 500;
  • стул работника должен быть регулируемым по высоте и обеспечивать возможность поворота и изменения позы во время работы;
  • высота стола - от 680 до 800 мм;
  • поверхность стола должна позволять оптимально разместить на ней все необходимое для работы и др.

Перерывы в работе за компьютером

С целью избежать переутомления работника СанПиН рекомендуют делать перерывы длительностью от 10 до 15 минут после 45 — 60 минут работы. Во время перерыва работнику следует выполнять гимнастику для глаз и физические упражнения, предусмотренные приложениями 8 - 10 к СанПиН.

Соблюдение правил работы за компьютером позволит снизить негативное воздействие компьютера на здоровье работника. Однако чаще всего именно работники пренебрегают данными правилами, и задача работодателя в данном случае - постоянно доводить до сведения своих сотрудников информацию о последствиях несоблюдения вышеизложенных требований и своими распоряжениями организовывать обязательные перерывы в работе.

Невозможно представить современную медицинскую организацию без компьютеров. Медицинский и административно-хозяйственный персонал проводит за мониторами все большую часть своего рабочего времени, поэтому правильная организация работы с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) и видеодисплеями является важнейшей обязанностью руководителей учреждений здравоохранения и специалистов по охране труда.

Развитие современных технологий приводит к тому, что компьютер становится все более и более безопасным для человека. В первую очередь это касается их мониторов. В настоящее время негативное влияние на здоровье при работе на ПЭВМ связано не столько с "вредностью" компьютера как такового, а с незнанием правил работы с ним и неправильной организацией рабочего места.

Условия труда работающих за компьютером должны соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (далее по тексту – СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Указанный документ содержит требования к:

ПЭВМ и помещениям для работы с ними, микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе, уровням шума и вибрации, освещению, уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ;

Организации рабочих мест пользователей ПЭВМ;

Организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ.

Действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 также распространяется на видеодисплейные терминалы всех типов медицинского и иного оборудования.

К работе на персональном компьютере допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам труда, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте.

В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.

Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

При эксплуатации персонального компьютера на работника могут воздействовать следующие вредные производственные факторы:

Повышенный уровень электромагнитных излучений;

Повышенный уровень статического электричества;

Пониженная ионизация воздуха;

Статические физические перегрузки;

Перенапряжение зрительных анализаторов.

Компьютер относится к электрооборудованию, поэтому при работе с ним необходимо соблюдать требования электробезопасности. В соответствии с действующими правилами работающим на ПЭВМ должна быть присвоена в установленном порядке первая группа по электробезопасности.

Наиболее распространенными последствиями длительной работы за компьютером являются головные боли, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, нарушение зрения, боли различной интенсивности в позвоночнике, плечевом, локтевом суставах и суставах кисти. Сидящая работа сама по себе провоцирует развитие и осложнения остеохондроза. Использование «мышки» и неудобная поза может привести к хроническому спазму (повышенной напряженности) мышц руки, невралгии, плекситу, обострению шейного и грудного радикулита и ряду других неврологических заболеваний.

Профилактика указанных осложнений основана на строгом соблюдении требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и включает в себя научную организацию рабочего места, соблюдение режима труда и отдыха, соблюдение правильной рабочей позы, выполнение комплекса упражнений для глаз и комплексов упражнений физкультурных минуток и пауз.

Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ

1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с мониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов – не менее 1,2 м.

2. Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.

3. Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 – 2,0 м.

4. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 – 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 – 0,7.

6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Врезка 1

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 – 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 – 4 вверх, на счет 1 – 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 – 6. Повторить 3 – 4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года. Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010).

План

Введение

1. ИТ-факторы, влияющие на здоровье

Заключение

Список литературы


Введение

Среди множества проблем применения компьютера (как олицетворения новых информационных технологий) следует особо выделить одну - проблему влияния компьютера на здоровье человека. Ее значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИТ во все сферы жизни и деятельности современного общества. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях наступления новой информационной эры.

Охрана здоровья пользователя ПК - проблема многогранная, которая может быть решена на основе сбалансированного комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, их работа до сих пор еще малоэффективна. Акцент в освещении проблемы здоровой работы с компьютером должен быть перенесен в педагогической деятельности с технических характеристик вычислительной техники (важность которых никто не подвергает сомнению) на биологические и социальные особенности пользователя. Проблема охраны здоровья - это не изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, слабых электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера. Это вопросы формирования адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности.

Цель реферата – определить влияние информационных технологий на здоровье человека.


1. ИТ-факторы, влияющие на здоровье

Блага, предоставляемые информационными технологиями, настолько значимы, ощутимы и зримы в буквальном смысле, что практически полностью затмевают присущие ИТ недостатки. Например, уже создан пусть немного комичный, но все же образ среднестатистического «бойца» новых технологий - программиста, который представляет собой худосочного мужчину средних лет с многодиоптрийными очками и спиной колесом. Не исключено, что эта картина через некоторое время будет дополнена, и, возможно, не самыми светлыми красками.

Проблемы, связанные с «ИТ-революцией», определяются набором факторов. Например, исследования, проведенные в ряде стран, установили, что пользователи ПК и мониторов имеют широкий спектр заболеваний, которые теперь относятся к профессиональным. Это болезни глаз и зрительный дискомфорт, изменения костно-мышечной системы, стресс и его последствия, кожные заболевания, отрицательное влияние на исход беременности, расстройства нервной системы и др. Как отмечают специалисты, Европейским экономическим сообществом была выпущена Директива № 90/270, предписывающая информировать оператора, работающего с монитором, о мерах безопасности и сохранения здоровья, а также способах уменьшения или устранения риска. В некоторых государствах, например в Германии, работа с ПК и монитором относится к числу наиболее вредных и опасных профессий. Однако до сих пор не только многие соискатели, но и их работодатели считают, что трудиться целый день, а если «повезет», то и часть ночи в офисе, не сходя с места, да еще тет-а-тет с компьютером за неплохие деньги, - предел мечтаний каждого цивилизованного человека.

Теперь известно, что даже самая современная техника оказывает, пусть незаметное сразу, тем не менее неблагоприятное влияние на здоровье сотрудников ИТ-подразделений. Выделяются две группы вредных факторов. Первая включает физические факторы, в том числе электромагнитные и электростатические поля, температурно-влажностные и иные параметры систем кондиционирования и др. Вторая группа охватывает аспекты организации труда, эргономики рабочих мест и психологические факторы. Так, измерение физических факторов показало, что в помещениях с электронно-вычислительной техникой в наибольшей степени от нормативных уровней обычно отличаются температура воздуха, электромагнитные поля, концентрация ионов, освещенность рабочего места, включая экраны мониторов.

Некоторые данные о соответствии фактических условий труда по физическим факторам на 298 рабочих местах пользователей ПК, выполненные специалистами Центра электромагнитной безопасности и Центра Госсанэпиднадзора Медицинского центра Управления делами Президента РФ, приведены в таблице 1. Эта статистическая выборка позволяет получить предварительные оценки возможных нарушений требований нормативных документов на конкретных рабочих местах.

Следует отметить, что с 30 июня 2003 года был введен СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, который отменил СанПиН 2.2.2.542-96, а также уточнил требования к ПК и организации работ. В частности, требования к нормализации аэроинного состава воздуха являются теперь не обязательными, а рекомендуемыми. Поэтому таблица 1 в настоящее время должна рассматриваться с точки зрения СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Специалисты по охране здоровья считают, что окружающее человека электромагнитное излучение, исходящее от средств мобильной связи и компьютеров, оказывает негативное влияние на здоровье человека.


Таблица 1. Доля рабочих мест пользователей, соответствующих требованиям СанПиН 2.2.2.542-96 по состоянию физических факторов

Физический фактор Доля рабочих мест, соответствующих требованиям, %
1 Шум 100
2 Рентгеновское излучение 100
3 Относительная влажность воздуха 100
4 Напряженность электрического поля, 2-400 кГц 99,7
5 Плотность потока магнитной индукции, 2-400 кГц 83,4
6 Плотность потока магнитной индукции, 5-2000 Гц 79,1
7 Эквивалентный электростатический потенциал 62,2
8 Температура воздуха 61,0
9 Напряженность электрического поля, 5-2000 Гц 59,5
10 Освещенность 50,7
11 Легкие положительные ионы 14,5
12 Легкие отрицательные ионы 0

Вышедший в декабре 2005 года рапорт Всемирной организации здравоохранения (WHO) обращает внимание на увеличение негативного влияния электромагнитного излучения на человека. В рапорте говорится, что такое влияние существует в реальности, и при длительном воздействии на человека, чувствительного к излучению, может привести к его инвалидности.

Сообщения о негативном влиянии электромагнитного излучения участились после появления персональных компьютеров, ещё больше проблемы возросли в связи с распространением WiFi и мобильной связи.

Существует и скептическое отношение к этому вопросу, которое основывается на том, что в рапорте WHO научно не доказана связь участившихся проблем со здоровьем человека и воздействием электромагнитного излучения. Высказываются предположения, что многие жалобы обусловлены скорее неудобным расположением и неправильной организацией рабочего места, плохим освещением или другими какими-либо неудобствами во время работы.

Сама по себе эта проблема очень сложная, и считается, что основная причина негативного влияния состоит в том, что окружающее нас электромагнитное излучение становится всё более нестабильным, что переносится человеческим организмом тяжелее, чем постоянное воздействие.

Каждый разъём, в котором есть напряжение, создаёт вокруг себя различные электромагнитные волны, в результате чего все живые организмы получают электроимпульсы. Нетрудно представить, что, например, работающий рядом мобильный телефон может воздействовать на человека так же, как он воздействует на электронную систему - при звонках мобильного телефона в работе музыкального центра возникают помехи.


2. Нормативное регулирование

Многообразие опасных и вредных факторов, присутствующих в ИТ, предопределило появление ряда нормативных документов. В них к факторам рисков, присущим оборудованию ИТ, отнесены поражение электрическим током, воспламеняемость, излучения, а также энергетическая, тепловая, механическая и химическая опасности. Их причины, а также некоторые меры по их уменьшению приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные риски ИТ и меры по их снижению

Факторы рисков Причины рисков Меры по уменьшению рисков
Поражение электрическим током Высокие токи (более 0,5 мА); высокое напряжение (более 42 В переменного тока или более 60 В постоянного тока); пробой изоляции; недостаточное защитное заземление Защитные кожухи; защитные блокировки; двойная изоляция; механическая и электрическая прочность изоляции; эффективное защитное заземление
Энергетическая опасность Короткое замыкание в электрических цепях Разделение электрических цепей; защитная блокировка
Огнеопасность Пробой изоляции; нарушение контакта в электрических соединениях; повышение температуры компонентов Защита от перегрузки по току; применение соответствующих материалов; огнестойкие преграды
Тепловая опасность Высокая температура; воспламенение Ограничение рабочих температур; маркировка опасных мест
Механическая опасность Неустойчивое положение; осколки, возникающие при разрушении Фиксация; взрывобезопасные компоненты
Опасность излучения Ограничение энергетических уровней источников излучений; экранирование излучения; маркировка опасных мест
Химическая опасность Нормальная или нештатная работа оборудования Применение соответствующих материалов; ограничение рабочих температур; маркировка опасных мест

Важнейшим аспектом, определяющим условия работы с ИТ, является напряженность трудовых процессов. Это связано со значительными умственными, эмоциональными и творческими усилиями, особенно при создании новых ИТ. Для работы операторов характерно общее нервно-эмоциональное напряжение, изменение кровяного давления, учащение пульса, повышение сахара в крови. Необходимо отмстить, что первый класс условий труда считается оптимальным, при этом работники, выполняя профессиональные обязанности, сохраняют свое здоровье и имеют предпосылки для поддержания высокого уровня трудоспособности. Второму классу соответствуют допустимые условия труда, при которых факторы не превышают установленных гигиенических норм, а функциональное состояние организма работника восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного влияния на его здоровье. Вредные условия труда относятся к третьему классу. В этих случаях производственные факторы превышают гигиенические нормы. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются па четыре степени вредности, среди которых есть вызывающие обратимые функциональные изменения организма, а также приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости.

Введение

Процесс информатизации образовательных учреждений набирает обороты. Компьютеры, локальные сети, доступ к ресурсам сети Интернет имеются во всех образовательных учреждениях, практически у каждого преподавателя и учащегося есть личный компьютер. Применение средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития учащихся целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков, на психическое здоровье. Поэтому минимизация вредного воздействия компьютеров и других аппаратно-программных средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на детский организм и психику становится одной из важных задач, стоящих перед современными образовательными учреждениями.


1. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Входить в верхней одежде строго запрещается.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6кв.м. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. ПК лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном месте. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими ПК. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300лк, а экрана не более 200лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21ºС, относительная влажность - 55-62 %. Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно. Помещение должно обязательно оборудоваться системой кондиционирования воздуха.

Помещение должно быть оснащено аптечкой первой помощи и огнетушителем.


2. Требования к организации режима детей для занятий с компьютерами

Время работы детей за компьютером:

  • для учащихся 1 классов - 10 минут;
  • для учащихся 2-5 классов - 15 минут;
  • для учащихся 6-7 классов - 20 минут;
  • для учащихся 8-9классов - 25 минут;
  • для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.

Работа с компьютером должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе. После установленной длительности работы с компьютером должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса.

Занятия творческой и досуговой деятельностью в кружках с использованием информационных технологий должны организовываться не раньше, чем через час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием информационных технологий должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) - не более 60 минут;
  • для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.

После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Запрещается использование одного компьютера для двух и более детей независимо от возраста.


3. Гимнастика для глаз

  1. Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно считая до 5. Повтори 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурь глаза (досчитай до 3), открой их и посмотри вдаль (досчитай до 5). Повтори 4 - 5 раз.
  3. Вытяни правую руку вперед. Следи глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повтори 4 - 5 раз.
  4. Посмотри на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенеси взор вдаль на счет 1 - 6. Повтори 4 - 5 раз.
  5. В среднем темпе проделай 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабь глаза, посмотри вдаль на счет 1 - 6. Повтори 1 - 2 раза.
  6. Расслабься. Медленно двигай глазами слева направо, затем справа налево. Повтори 3 раза в каждую сторону.
  7. Медленно переведи взгляд вверх - вниз, затем наоборот. Повтори 3 раза.


4. Правила поведения в кабинете информатики

Правила организации учебной деятельности учащихся на занятиях информатики (для учителя):

  1. Вход в кабинет в верхней одежде и без сменной обуви (в грязные периоды) воспрещен.
  2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
  3. Не допускать свободного перемещения учащихся в компьютерном классе.
  4. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
  5. Включать и выключать компьютеры, а также устанавливать программы может только учитель и лаборант.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Правила поведения учащихся в компьютерном классе:

  1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
  2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
  3. Включать и выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
  4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.


Список литературы

Агабабян Н.В., Любимова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по информатике с детьми. Тамбов, 2008.

Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. Спб, 2008.

Евтеев Л. Безопасность ребёнка в интернете. Инновационная образовательная сеть "Эврика" - Пермь, 2009. [Электронный ресурс]. - URL: http://|www.diaghilev.perm.ru/class/sobr4-2.htm

Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М., 2007.

Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473с.

Расторгуев С.П. Основы информационной безопасности // Информатика и образование. - 2007. - №8.

СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

Сидорова А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков //Воспитание школьников. 2007. №7.

Силаев А.А, Кузнецова Л.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Попова Л.Н. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером //Практика педиатра. Гигиена. // 2009, октябрь.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб