Что такое режим dts. Что такое DTS:X, или Перестаньте считать колонки. Итак, куда же приводит нас эта баталия

  • 06.11.2019

В мире звука и видео есть такое понятие, как звук в DTS-формате. Частенько такой аудиодорожкой снабжают фильмы в HD и Full HD-качестве. Однако мало кто понимает на самом деле, какой смысл кроется в аббревиатуре DTS. Это не только название формата, но и имя фирмы-разработчика. Пора уже разъяснить основные понятия о DTS. Что это за штука и зачем она нужна пользователям? Об этом и поговорим в данном материале. Но сначала немного информации о создании DTS и смысле, который разработчики изначально вкладывали в эту аббревиатуру.

DTS. История создания

В 2004 году одна малоизвестная американская компания представила миру новую разработку. Ребята решили назвать ее DTS. многоканальный аудиотракт высокого качества, который можно было бы успешно использовать для озвучки фильмов вместо привычного Dolby Atmos. Главное отличие от последнего в том, что ДТС совершенно все равно, сколько каналов в акустической системе пользователя. Аудиодорожка основывается не на количестве каналов, а на местоположении предмета в пространстве. Поэтому ДТС вполне может прекрасно работать как с акустикой формата 7.1, так и с обычной АС формата стерео. Это действительно прорыв.

ДТС в современных реалиях

В наше время ДТС полностью вытеснил "Атмос" с пользовательских компьютеров. Произошло это потому, что "Атмос" был жестко привязан к конфигурации акустической системы и расположению ее отдельных компонентов. ДТС же лишен этого недостатка. Поэтому его использование предпочтительнее для обычного юзера. Да и звук DTS в наше время куда качественнее, чем тот же "Долби Атмос". Хоть последний до сих пор и используется в кинотеатрах и других увеселительных заведениях похожего типа.

В наше время расклад выглядит таким образом: ДТС куда популярнее устаревшего и весьма требовательного "Долби Атмос". Поэтому даже владельцы развлекательных центров всерьез задумываются о возможности полного перехода на новый стандарт. Что касается пользователей ПК и ноутбуков, то им стоит учесть, что полную поддержку данного формата обеспечивают только операционные системы от "Майкрософт" (начиная с "Виндовс 7") и ОС от Apple - "МакОс". К сожалению, пользователи "Линукс", "Убунту" и прочих "линуксоподобных" систем остаются не у дел. Эти ОС не умеют даже правильно преобразовывать многоканальный ДТС в стерео.

Стоит ли использовать DTS вместо Atmos?

Это неоднозначный вопрос. Теоретически звуковой тракт в ДТС должен быть намного качественнее, так как используется совсем другая степень сжатия. Также не совсем понятно, как быть, если у вас акустическая система, заточенная под "Атмос". Разработчики ДТС заявляют, что их кодеку совершенно все равно, какие колонки у пользователя. Звук DTS способен конвертировать на столько каналов, на сколько необходимо. Поэтому стоит присмотреться к этому формату и кодеку. Куда удобнее и проще использовать его, а не устаревший и технически очень требовательный "Атмос".

Конечно, эти утверждения справедливы для индивидуальных пользователей. А что делать владельцам кинотеатров, которые приобретали акустические системы специально для "Атмос"? Им тоже спокойно можно использовать ДТС, так как он адаптируется к АС. Да и качество звука должно вырасти, так как ДТС использует меньшую степень сжатия аудиотракта. Так что владельцы кинотеатров тоже не останутся внакладе при переходе полностью на этот формат.

Режим ДТС в телефонах

Иногда в современных смартфонах можно найти такую опцию, как "Режим DTS". Что это за штука? Оправдано ли ее использование в мобильных девайсах? В смартфонах недавнего производства громким именем ДТС обзывается обычная "улучшалка" звука, которая способна создавать псевдомногоканальный звук. Однако при использовании наушников такой режим никак не улучшает звук, а наоборот, ухудшает его. Добиться качественного звука в обычном мобильном телефоне технически невозможно (если только аппарат не снабжен выделенным ЦАПом). Поэтому не стоит верить громким названиям. Лучше использовать обычный стереорежим. Звук будет куда качественнее.

Аппараты компании "Хуавей" (начиная с "Хонор 2") часто оснащаются такой "улучшалкой". Как правило, звук в наушниках с включенной опцией ДТС становится объемнее. Но при этом полностью теряется детализированность. Поэтому многие пользователи предпочитают не использовать режим DTS. Что это за улучшение, если звук становится только хуже? Можно, конечно, приобрести наушники с выделенным ЦАПом, но звук от этого вряд ли станет лучше. Мобильные девайсы не созданы для качественного воспроизведения музыки.

Ресиверы с поддержкой ДТС

В наше время почти все компании, выпускающие домашние кинотеатры, отдельные ресиверы и даже многоканальные усилители, снабжают свои устройства не только кодеком "Долби Атмос". DTS-декодер в этих гаджетах тоже присутствует. И это обязательное условие. Более того, большинство брендов уже поняли весь потенциал новой технологии и отдают предпочтение поддержке именно ДТС-формата. Такие мэтры, как Denon, Yamaha, Marantz, Panasonic, Sony, Pioneer и другие, уже поняли прелесть этой технологии. Но это вовсе не значит, что их устройства перестали поддерживать "Долби Атмос". Просто ДТС приоритетнее.

Сейчас даже самый плохонький и дешевый ресивер поддерживает DTS Sound. Что это, если не доказательство популярности формата и декодера? Тем не менее, "Атмос" не собирается сдавать позиции. Его поддержку производители еще пока не отменяли. Хотя такое вполне возможно в недалеком будущем.

Эффекты ДТС

Многие пользователи ПК, ноутбуков и мобильных гаджетов часто замечали в каком-нибудь "продвинутом" плеере такую штуку, как "Эффекты DTS". Что же это такое? Это специальные настройки, которые применяются при воспроизведении того или иного файла. Теоретически они должны правильно интерпретировать многоканальный звук в формате ДТС и преобразовывать его для воспроизведения на акустических системах типа 2.0. Однако на деле это просто настройки программного эквалайзера, которые немного добавляют ясности и объема. И более ничего. Использовать их, конечно, можно. Но злоупотребление такими настройками приведет к искажению звукового тракта. И вместо качественной дорожки получится невменяемая каша.

Использование ДТС в домашних условиях

DTS-декодер умеет подстраивать звук под ту акустическую систему, которая используется конкретным пользователем. Поэтому сей формат более подходит для использования в домашних условиях. "Атмос" жестко привязан к каналам. Но в наших квартирах не всегда есть возможность правильно разместить многоканальную акустику. Чаще всего наши соотечественники используют обычную АС-формата стерео. И кодек ДТС прекрасно справляется с преобразованием многоканального звука в два потока. Для полноценного и высококачественного ДТС достаточно иметь современный ресивер и какие-нибудь качественные колонки формата 2.0. Вовсе не обязательно тратиться на многоканальную акустику.

В заключение

Итак, мы только что разобрали формат звука DTS. Что это высококачественный аудиотракт, который может подстраиваться под конкретную акустическую систему, - понятно. Но это также название компании, которая придумала этот формат и ввела его в обиход, название декодера, использующегося в современных ресиверах, и обозначение кодека, который используется в плеерах видео на компьютерах. ДТС пришел в нашу жизнь для того, чтобы заменить устаревший "Долби Атмос". И у него есть все данные для этого. Многие уже поняли всю прелесть нового формата. Да и HD-контент на торрентах представлен уже только с дорожкой в этом формате. Революция свершилась.

Звук на Blu-ray и HD DVD

Говоря о Blu-ray и HD DVD, все восхищаются качеством изображения, кардинально превосходящим DVD-Video. Меж тем, оба «синих»* формата примечательны еще и более совершенным звучанием. В первую очередь - за счет применения новых аудиоформатов, таких как Dolby TrueHD и DTS-HD. Их внедрение стало возможным благодаря существенно возросшему потенциалу оптических носителей с точки зрения как информационной емкости, так и скорости считывания данных. В то же время, наряду с прогрессивным звуковым сопровождением в Blu-ray и HD DVD используется и традиционное - основанное на привычных алгоритмах Dolby Digital и DTS, и число релизов с такими аудиодорожками по-прежнему велико. В некоторых случаях их ставят в дополнение к аналогичным по содержанию, но в высоком разрешении, дабы обеспечить максимальную совместимость.

Но стоить отметить, что индустрия High Definition пока что находится на этапе становления, поэтому выход на рынок не доведенных до ума решений был предсказуем: по аналогичному сценарию «купи новую модель, а потом поменяй на полнофункциональную через полгода» развивался и рынок оборудования для воспроизведения DVD-Video.

Не удивительно, что «синие» плееры первого поколения обладали целым рядом ограничений. Это касалось не только поддержки различных мультимедийных сервисов, заложенных в Blu-ray и HD DVD, но и параметров аудиотракта. Точнее - преимущественно параметров аудиотракта. Те аппараты не умели декодировать Dolby TrueHD и DTS-HD. И это было реальной проблемой, поскольку использовавшаяся в них версия HDMI не позволяла передавать нужные потоки в цифровом виде. А даже если бы и позволяла - декодировать все равно было нечем: AV-ресиверы с HDMI v1.3 и поддержкой Dolby TrueHD и DTS-HD появились в продаже после новогодних праздников на стыке 2007 и 2008 года. Поступившие в продажу проигрыватели прежнего поколения (многие из них в России продаются до сих пор) «научились» самостоятельно обрабатывать аудиодорожки высокого разрешения, но делали это, как правило, в режиме Core. Данный режим обеспечивает лишь формальную совместимость: плеер будет выдавать многоканальный звук, но с качеством традиционных Dolby Digital и DTS. К счастью, подавляющее большинство новых проигрывателей, появившихся в продаже в начале 2008 года, оснащены и HDMI v 1.3, и нужными декодерами. Впрочем, в любом случае лучше отправлять аудиосигнал «в цифре» на AV-ресивер нового поколения. У него настроек больше и поддержка 7.1 осуществляется в полной мере.

Новые форматы многоканального звука были введены ради возможности создания более эффектного, детального и богатого звукового сопровождения, они позволяют реализовать весь потенциал аппаратуры и колонок. Однако стоит помнить, что и на слух отличия аудиоформатов высокого разрешения от привычных заметны лишь при использовании достаточно дорогого оборудования, установленного в помещении с надлежащей акустической обработкой.

* Blu-ray и HD DVD называют «синими» форматами, поскольку для работы с оптическими носителями этих типов применяется сине-фиолетовый лазер, в отличии от красного для DVD и CD.

Сводная таблица многоканальных аудиоформатов, используемых в Blu-ray и HD DVD

Кликните на картинку для ее увеличения

Также стоит отметить, что посредством HDMI версии 1.2 и 1.3 можно передавать многоканальный аудиопоток DSD (Super Audio CD, SACD). Разумеется, в этом случае диски SACD должен уметь воспроизводить источник и декодировать AV-ресивер (декодер).

Dolby Digital

Dolby Digital, нередко называемый AC3 или просто DD, является наиболее популярным форматом многоканального звука, поскольку в свое время стал основным для формата DVD-Video. А первый фильм со звуковой дорожкой Dolby Digital мир увидел в 1992 года. Название Dolby есть ни что иное, как фамилия создателя исследовательской лаборатории - Рэя Долби. Спецификация Dolby Digital подразумевает максимальное число каналов, равное шести. Из них пять - полнодиапазонные, для основных колонок, а один - вспомогательный низкочастотный. Это канал сабвуфера. Для сжатия аудиоинформации применяется эффективный алгоритм кодирования АС3, однако ввиду невысокого битрейта (объема цифровых аудиоданных, передаваемых за определенный промежуток времени, в данном случае - за одну секунду) пригодным такой формат можно назвать лишь для кинофильмов. И то - воспроизводимых на недорогих системах. На музыкальных программах в формате Dolby Digital слишком заметны огрехи в звучании высоких частот, потеря мелких звуковых деталей и обертонов голосов/инструментов. Но это если смотреть с колокольни современной цифровой аппаратуры. Для своего времени Dolby Digital был откровением. Уже хотя бы потому, что имел полностью независимые аудиоканалы.

Dolby Digital Surround EX

Является улучшенной версией Dolby Digital. Параметры аудиопотока и качество звучания не изменились, зато появилась поддержка 6.1. Получение дополнительного канала (тылового центра) происходит матричным путем - примерно как в Dolby Pro Logic. То есть, «бонусный» аудиоканал изначально отсутствует в фонограмме как независимый, но на стадии декодирования вычленяется из двух тыловых. В домашнем кинотеатре 7.1 «синтезированный» тыловой канал подается на тыловую пару АС в монорежиме. При этом боковые колонки окружающего звука воспроизводят отдельные дорожки, для них предназначенные.

Dolby Digital Plus

Существенно более поздняя разработка, обеспечивающая полноценное звучание 7.1, где все каналы независимы. Благодаря увеличению битрейта и разрядности потока качество звука заметно повысилось, позволяя удовлетворить киноманов даже с хорошим слухом. Именно Dolby Digital Plus можно считать базовым для Blu-ray и HD DVD.

Dolby TrueHD

Наиболее совершенный аудиофромат лаборатории Dolby, который стал доступен лишь с появлением «синих» форматов - Blu-ray и HD DVD. Внушительный битрейт, высокие частота дискретизации и разрядность потока, а также алгоритм кодирования без потерь, позволили довести качественную составляющую такой звуковой дорожки до уровня студийной фонограммы. Многоканальные записи в Dolby TrueHD сравнимы с аналогичными записями в формате DVD-Audio и, разумеется, звучат существенно лучше, нежели Audio CD.

DTS

Конкурирующий с Dolby Digital формат, представленный компанией Digital Theater System. Структура распределения каналов здесь аналогичная (5.1), а вот качество звука заметно выше за счет более высокого битрейта и другого алгоритма кодирования аудиоданных. Тем не менее, DTS хоть и является более предпочтительным для хранения многоканальной музыки, с современными аудиоформатами высокого разрешения конкурировать не может. А для кинотеатральных нужд его вполне хватает.

DTS-ES

Аналогичен Dolby Digital Surround EX. В версии DTS-ES Matrix тоже применяется технология аналогового (матричного) кодирования сигнала дополнительного тылового центра в двух основных тыловых каналах. Версия DTS-ES Discrete подразумевает семь (6.1) независимых потоков. По качеству звучания оба алгоритма не отличаются от обычного DTS и, соответственно, несколько превосходят по звуку фонограммы в Dolby Digital Surround EX.

DTS-HD High Resolution Audio (HRA)

Этот алгоритм кодирования уместно соотносить с Dolby Digital Plus. В сравнении с традиционными DTS и DTS-ES новый DTS-HD обладает существенно большим потенциалом по части передачи звуковых нюансов. Такого качества звука достаточно для озвучивания подавляющего большинства кинофильмов, даже если говорить об использовании аппаратуры самого высокого класса. Вполне комфортно слушать и многоканальную музыку. Впрочем, для хранения последней идеальным является следующий формат.

DTS-HD Master Audio (MA)

LPCM

Несжатые аудиопотоки. В основе LPCM - импульсно-кодовая модуляция. Грубо говоря, по структуре этот поток такой же, как и Audio CD, только значительно более высокого разрешения. По качеству звучания такая фонограмма мало отличается от фонограмм в форматах Dolby TrueHD и DTS Master Audio. В восьмиканальном варианте на «синем» диске может размещаться звуковая дорожка LPCM с максимальными параметрами потока 24 бит / 192 кГц, хотя в многоканальном режиме чаще используется 24 бит / 96 кГц. Ограничение вызвано предельно допустимыми значениями битрейта, достигаемого при считывании данных с оптического носителя, даже если это Blu-ray или HD DVD. У несжатых данных LPCM он просто зашкаливает: если включить 8 каналов в режиме 24/192, то для видеосигнала попросту не останется места. Зачем нужен LPCM, если есть более компактные (в плане занимаемого информационного пространства) Dolby TrueHD и DTS-HD MA, не уступающие в качестве звука? Все просто: поток LPCM может декодировать любой BD- или HD DVD плеер. Его также может декодировать практически любой AV-ресивер, оснащенный входом HDMI. Вероятно, когда HDMI v1.3 и декодеры Dolby TrueHD и DTS-HD будут буквально во всех кинотеатральных компонентах, надобность в LPCM отпадет.

НАСТРОЙКА РЕЖИМА DOLBY (DOLBY SETUP)

В этом меню регулируется динамический диапазон режима Dolby Digital, а
также изменяются настройки режима Dolby Digital Pro Logic IIx Music.
Вы можете выбрать

эффективный динамический диапазон (субъективный диапазон от самого
низкого до самого высокого уровня громкости) для воспроизведения
звуковых дорожек в формате Dolby Digital. Для обеспечения полного эф-
фекта присутствия в кинотеатре выбирайте 100 (значение по умолчанию).
При выборе значений 75, 50 и 25 динамический диапазон соответственно
уменьшается, т.е. тихие звуки начинают звучать сравнительно громко, а
громкие звуки будут ограничиваться по уровню громкости.
Значение 25дает наименьший динамический диапазон и подходит
для поздних сеансов прослушивания или других ситуаций, где нуж-
но сохранить максимальную различимость речи при минимальном
общем уровне громкости.

Dolby Pro Logic IIx Music: См. то же описание Pro Logic IIx в разде-

ле НАСТРОЙКА РЕЖИМОВ ПРОСЛУШИВАНИЯ описания ЭКСПЛУАТА-
ЦИЯ РЕСИВЕРА Т 785 – ГЛАВНОЕ МЕНЮ.

НАСТРОЙКА РЕЖИМА DTS (DTS SETUP)

В этом меню регулируется динамический диапазон режима DTS Digital
Surround, а также изменяются настройки режима DTS Neo: 6 Music.
Dyn Range Ctrl (Динамический диапазон): Конфигурируется так

же, как в режиме Dolby, см. описание выше. Разница только в том,
что звуковая дорожка записана в формате DTS.

DTS Neo: 6 Music . См. то же описание NEO:6 Music в разделе НА-

СТРОЙКА РЕЖИМОВ ПРОСЛУШИВАНИЯ описания ЭКСПЛУАТАЦИЯ
РЕСИВЕРА Т 785 – ГЛАВНОЕ МЕНЮ.

РЕЖИМЫ DTS

Ниже приведены описания различных режимов DTS.

ТЕХНОЛОГИЯ DTS-HD MASTER AUDIO
Технология DTS-HD Master Audio позволяет воспроизводить студийные
мастер-записи без потери данных с полным сохранением качества звука.
Технология DTS-HD Master Audio поддерживает разнообразные скорости
передачи данных, составляющие до 24,5 Мбит/с для формата Blu-ray и до
18,0 Мбит/с для формата HD-DVD, что намного превышает возможности
стандарта DVD. Такая высокая скорость передачи данных позволяет
воспроизводить 7.1-канальный звук в качестве 96 кГц/24 бит без потерь и
ухудшения качества по сравнению с исходным материалом. DTS-HD Master
Audio – незаменимая технология, способная воспроизводить звук точно
так, как этого хотел создатель музыки или фильма.

DTS - ES EXTENDED SURROUND ™ (DTS ES)
Представляет собой новый многоканальный формат цифрового сиг-
нала, значительно улучшающий эффект объемного звучания и нюансы
звуковой сцены. Это достигается благодаря дальнейшему расширению
динамического диапазона сигналов объемного звука, вследствие чего
обеспечивается высокий уровень совмести мости со стандартным
форматом DTS.
В дополнение к имеющимся 5.1 каналам, DTS-ES Extended Surround также
предлагает т.н. тыловой задний канал (иногда называемый “тыловым
центральным каналом”), обеспечивая воспроизведение объемного звука
в 6.1-канальном формате. Система “DTS-ES Extended Surround” включает
в себя 2 формата сигналов, основанных на разных способах записи сигна-
лов объемного звука.

DTS-ES™ DISCRETE 6.1
Благодаря тому, что все сигналы 6.1-канального формата (в т.ч. тылового
заднего канала) независимы друг от друга, создается впечатление
практически свободного перемещения звукового образа в пределах
звуковой сцены, окружающей слушателя.
Максимальный эффект достигается при воспроизведении звуковых доро-
жек, записанных в данном формате, с использованием DTS-ES процессора.
Однако даже при воспроизведении с использованием обычного DTS про-
цессора сигналы тылового заднего канала автоматически “подмешиваются”
к сигналам левого и правого тыловых каналов таким образом, что ни одна
из составляющих этого сигнала не теряется.

DTS - ES™ MATRIX 6.1
В этом случае сигналы дополнительного тылового заднего канала пре-
образовываются в матричную форму и заранее подаются на вход левого
и правого тыловых каналов.
Во время воспроизведения они декодируются в сигналы левого, правого и
заднего тылового каналов.
Так как формат потока битов полностью совместим с сигналами стандарт-
ного формата DTS, эффект формата DTS-ES Matrix 6.1 можно обеспечить
даже при использовании источников сигналов 5.1-канального формата
DTS. Таким образом, вы можете воспроизводить источники сигналов
6.1-канального формата DTS-ES Matrix 6.1 при помощи 5.1-канального
процессора формата DTS.
При преобразовании источников программ, записанных в формате DTS-
ES Discrete 6.1 или Matrix 6.1, с помощью DTS-ES процессора, формат
записи распознается автоматически и выбирается оптимальный режим
объемного звука. Однако в отдельных случаях некоторые источники
формата DTS-ES Matrix 6.1 могут распознаваться как источники формата
DTS. В этих случаях для воспроизведения этих источников программ
режим DTS-ES Matrix необходимо выбрать вручную.

DTS NEO: 6™ SURROUND
В данном режиме стандартные 2-канальные сигналы, например,
цифровые РСМ или аналоговые стерео сигналы, подаются на сверх-
точный цифровой матричный процессор, используемый для обработки
сигналов формата DTS-ES Matrix 6.1. Благодаря этому на выходе воспро-
изводится 6.1-канальный объемный звук. Формат DTS NEO: 6 surround
включает в себя 2 режима с целью выбора оптимального режима
обработки источника сигнала.

DTS NEO: 6 CINEMA
Данный режим оптимален при воспроизведении звуковых дорожек
кинофильмов. Процесс декодирования обеспечивает усиление эффекта
разделения каналов для воссоздания той же звуковой сцены, что и при
воспроизведении 6.1-канальных источников программ.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕСИВЕРА T 748 – МЕНЮ НАСТРОЙКИ

ESP
AÑOL

Dolby Stereo - система звука для кинотеатра, использует 4 аудио канала и систему подавления шума Dolby для улучшения качества звука. Некоторые кинотеатры все еще используют Dolby Stereo сегодня, в то время как оригинал - четырёхканальное звуковое сопровождение обрело новый вид аналоговой системы Dolby Surround, схожей по принципу декодирования матричного сигнала и позиционирующийся, как система домашнего кинотеатра. Разница заключается лишь в том, что в главных каналах здесь не используется система шумоподавления.

Одна из первых систем объемного звучания, разработанных инженерами фирмы Dolby Laboratories. На носителях сохраняется информация тыловых каналов в закодированном виде, для ее воспроизведения необходимо дальнейшее декодирование сигнала. Система Dolby Surround существует в двух вариантах: упрощенном - Dolby Surround и более совершенном - Dolby Surround Pro-Logic .

Dolby Digital (AC-3) может содержать 6 дискретных (независимых) звуковых каналов, является стандартом для DVD-Video. 5 каналов способны воспроизвести полный частотный диапазон, слышимый человеческим ухом, 6-ой канал - LFE (low frequency effects) воспроизводит только басс 3-120 Гц. Дорожка Dolby Digital может состоять меньше чем из 5.1 каналов. К примеру - Digital 1.0 (mono), Dolby Digital 2.0 (stereo). Формат не является идеальным, и подвержен компрессии (звук. дорожка закодирована в 448 кбс или в 384 кбс), дабы уместить все многоканальные прелести на диск.

Последняя версия формата Dolby Digital - это Dolby Digital Surround EX содержит 5.1 каналов плюс дополнительный матрично закодированный (сигнал берётся с правого и левого тыловых каналов) задний-тыловой канал. Формат совместим со всеми системами воспроизведения Dolby Digital и обеспечивает расширенный "surround effect" только при использовании соответствующей системы - Surround EX.

Аналоговый формат записи, процессорDolby Pro-Logic осуществляет декодирование 4-х каналов (при проигрывании соответствующе закодированного материала из двух каналов (правый, левый) выделяет еще два - центральный и тыловой). Центральный канал предназначен для воспроизведения диалогов. Для тылового канала используются две колонки, на которые подается моно сигнал (в ограниченном частотном и динамическом диапазоне).

Dolby Pro-Logic II - формат для разложения любой стерео дорожки на 5.1 каналов. Имеет преимущество по сравнению с 1-ым DP - сигнал на тыловые АС подаётся в стерео и имеют полный частотный диапазон. Присутствуют вариации для музыки и фильмов.

DTS Digital Surround - это система кодирования-декодирования, предоставляющая шесть (5.1) 20-разрядных звуковых каналов мастер-качества. Самая точная из технологий окружающего звука 5.1, присутствующих сегодня на рынке. В процессе кодирования алгоритм DTS записывает 6 каналов 20-битной цифровой звуковой информации с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс. Все DTS звуковые дорожки закодированы со значительно меньшим сжатием данных, чем Dolby Digital, чтобы получить 6 каналов превосходного звука, тем не менее, потери при декодировании никто не в силах обойти.

DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - 24-разрядный звук с частотой дискретизации 96 кГц, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах. Декодер DTS Neo:6 позволяет извлекать до 6 раздельных каналов с полным диапазоном воспроизводимых частот из любого 2-канального источника, аналогового или цифрового.

DTS-ES - звуковой формат для кинотеатров, который включает, помимо 6 каналов обыкновенного DTS, дополнительный центральный тыловой канал, осуществляющий более точное распространение звука на тыловой сцене. DTS Extended Surround Matrix фактически формат с 5.1 каналами записи, так как данные центрального тылового канала реализуются матричным кодированием правого и левого тыловых каналов. Иными словами дополнительный канал не является дискретным и поэтому DTS-ES (DTS-ES Matrix) не является истинным 6.1 форматом.

DTS-ES Discrete 6.1 - первый полноценный 6.1 канальный формат, включающий в себя независимый центральный тыловой канал, воспроизведение которого может осуществить декодер DTS-ES Discrete 6.1, в случае его отсутствия, звуковая дорожка воспринимается как обыкновенный шестиканальный DTS звук.

DTS - это цифровая система, созданная компанией Digital Theater Systems Inc. При том же количестве каналов, что и у системы Dolby Digital, она отличается меньшим коэффициентом сжатия, поэтому ей требуется в 3-4 раза меньше данных для достижения более высокого качества звука.

DTS - (Digital Theater Systems, или Цифровые Театральные Системы) - это проприетарный многоканальный формат, разработанный и реализуемый на рынке компанией Digital Theater Systems (официальное название фирмы - DTS Coherent Accoustics).

DTS стандартный аудиоформат для DVD, также как AC3 и LPCM. У DTS битрейт значительно выше - для многоканальных программ диапазон 760-1500kbps, поэтому некоторые люди уверены в лучшем качестве DTS по сравнению с AC3 (у которого битрейт 640kbps). Однако, компания Dolby возражает таким утверждениям о DTS, поскольку считает столь высокие битрейты следствием применения примитивных и неэффективных технологий. Консенус в полемике по поиску лучшего из этих двух форматов так и не был найден.

Существует Open Source DTS декодер libdca (часть проекта VideoLAN), но он закрыт для публичного доступа, поскольку нарушает патент DTS.

THX звуковая спецификация - это не формат такой как Dolby Digital или Dolby Stereo. Это набор требований, формирующих спецификацию, которая может быть применена на аппаратные средства, программное обеспечение и даже некоторые театры. Разработанная Lucasfilm спецификация создана для максимальной передачи информации, записанной звукорежесёром. Существуют спецификации THX Select, Ultra и Ultra2. THX Surround EX - является форматом, который имеет дополнительные левый и правый каналы тылового окружающего звучания на базе 5.1-канального Dolby Digital звука и воспроизводит звук через 7.1 каналов.

Super Audio CD появились в сентябре 1999 года. Форма и размер SACD совпадает с обычным CD, цвет рабочей поверхности - золотистый. Емкость SACD - в 6 раз больше обычного CD, кроме звука на них можно записывать текст и изображения. Частота воспроизведения звука достигла 100 кГц, а четкость сигнала увеличилась в 64 раза. Большинство SACD являются гибридными (HYBRID) или двуслойными дисками, которые можно слушать, как на CD проигрывателях (стерео), так и на SACD проигрывателях. На SACD проигрывателях по умолчанию включается многоканальный режим. Для записи дисков используется новейшая технология прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital), которая позволяет воспроизвести натуральный и естественный звук, при данной технологии максимальная частота сэмплирования равна 2,8 МГц в секунду (предел восприятия человеческого уха, за которым разницы уже не чувствуется, находится на уровне 64 000 сэмплов в секунду - 64 кГц). На SACD может быть записано 1, 2, 2.1, 3, 4 (3.1, 4.0), 5 или 6 (5.1) каналов. Максимально возможное время записи: до 110 минут. Принцип размещения колонок не отличается от стандартной схемы 5.1 для DVD-Video. SACD 6+1 не существует.

DVD-Audio - это стандарт хранения аудио данных (в шести каналах в формате MLP - Meridian Lossless Packing) на дисках формата DVD. Данные хранятся с параметрами 16 - 24 бит и частотой дискретизации 96 - 192 кГц (96 кГц - возможен 5.1-канальный звук, 192 кГц - только стерео). DVD-A диск имеет объем 4.7 Гб. В стандарте DVD-A предусмотрено использование специальной техники lossless - сжатия аудио - MLP (Meridian Lossless Packing). Для обеспечения совместимости, многие диски DVD-A специально оснащены треками в формате Dolby Digital и DTS, которые легко распознаются проигрывателями DVD-Video.

Sony Dynamic Digital Sound Не очень распространённый цифровой формат, как Dolby Digital или DTS, тем не менее имеющий свою изюминку - 8 независимых каналов (7.1). Система Sony добавила 2 фронтальных канала - центральный левый/правый. SDDS использует более высокий уровень цифрового кодирования или коррекции ошибок, а также оригинальную технологию снижения шумов, известную как ATRAC.

HDCD (High-Definition Compatible Digital) компакт-диски, по качеству превосходящие обычные CD. Они кодируются 20 битами реальной музыкальной информации, по сравнению с 16 битами для всех остальных компакт-дисков. HDCD обеспечивает более динамический диапазон, более сосредоточенную трехмерную звуковую сцену, и чрезвычайно естественный вокальный и музыкальный тембр. В случае отсутствия HDCD декодера без труда воспроизводятся на обыкновенных аудио проигрывателях

Free Lossless Audio Codec - свободный аудио-кодек без потерь) - популярный свободный кодек для сжатия аудио. В отличие от кодеков с потерями Ogg Vorbis, MP3 и AAC, не удаляет никакой информации из аудиопотока и подходит как для прослушивания музыки на высокачественной звуковоспроизводящей аппаратуре, так и для архивирования аудиоколлекции. На сегодня формат FLAC поддерживается многими аудиоприложениями.

Формат хранения цифрового звука. Основным отличием DTS от CD является поддержка многоканальности. Они используется для хранения звука на DVD с фильмами и музыкой/концертами, как одна из звуковых дорожек для совместимости на , в DTS-CD. DTS-CD не требуют наличия специального плеера для воспроизведения, нужен только обычный цифровой выход.
Конкурентом Dolby Laboratories в создании многоканальных форматов стала компания Digital Theater Systems, предложившая свой способ создания многоканальных саундтреков.
DTS, как и Dolby Digital, является системой 5.1, отличаясь от нее меньшей компрессией сигнала (4:1 против 11:1). Кинолюбители всего мира включились в конкурентную борьбу двух форматов, разделив между ними свои пристрастия. До сих пор неясно, кто победит в этой борьбе, однако большинство любителей музыкальных программ, записанных на DVD, предпочитают те из них, что имеют звуковое сопровождение в DTS.

Digital Theater Systems (цифровые системы для кинотеатров) - его официальное название DTS Digital Surround обычно сокращают до DTS. Подобно Dolby Digital, система DTS позволяет получить в домашних условиях 5.1-канальный окружающий звук. (DTS может также использовать схему каналов 7.1, которая отличается от предыдущей использованием двух дополнительных тыловых акустических систем.)

В формате DTS используется скорость цифрового потока 1"536"000 бит в секунду, что обеспечивает более высокое качество шестиканального звукового сигнала.

DTS ES
DTS ES - формат с центральным дополнительным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным - DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом - DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).

Расширение форматов позволяет добиться большей реалистичности при воспроизведении звуковых эффектов, однако пока большинство фильмов доходит до зрителя в формате 5.1.

DTS NEO: 6

DTS NEO: 6 - своего рода "ответ" на Dolby Pro Logic II, отличающийся от последнего возможностью выделения центрального дополнительного тылового канала из материалов, записанных в формате 5.1.

DTS 96/24
DTS 96/24 обеспечивает кодирование звука с частотой 96КГц и разрядностью 24 бит, сохраняя совместимость с DTS. Этот формат позволил помещать на DVD диски 6-канальные аудио дорожки 96/24 (в несжатом видео можно только стерео).

DTS Connect
DTS Connect - система кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток DTS и вывод его через S/PDIF.

DTS NEO:PC
DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначается для создания виртуального объемного 6-канального звука из стерео-источников. Используется только в персональных компьютерах.

DTS Interactive - компонент DTS Connect, кодирующий аудио-потоки в реальном времени; используется в аппаратных проигрывателях и кодерах.

DTS Surround Sensation (DTS Virtual) - система кодирования многоканального звука для воспроизведения через стерео-наушники.