Список языков программирования. Языки программирования низкого и высокого уровня. Языки программирования высокого и низкого уровня: какие из них вам следует изучать

  • 14.09.2019

Учебник состоит из двух разделов: теоретического и практического. В теоретической части учебника изложены основы современной информатики как комплексной научно-технической дисциплины, включающей изучение структуры и общих свойств информации и информационных процессов, общих принципов построения вычислительных устройств, рассмотрены вопросы организации и функционирования информационно-вычислительных сетей, компьютерной безопасности, представлены ключевые понятия алгоритмизации и программирования, баз данных и СУБД. Для контроля полученных теоретических знаний предлагаются вопросы для самопроверки и тесты. Практическая часть освещает алгоритмы основных действий при работе с текстовым процессором Microsoft Word, табличным редактором Microsoft Excel, программой для создания презентаций Microsoft Power Point, программами-архиваторами и антивирусными программами. В качестве закрепления пройденного практического курса в конце каждого раздела предлагается выполнить самостоятельную работу.

Книга:

Разделы на этой странице:

8.2. Языки программирования

Виды программирований

Прогресс компьютерных технологий определил процесс появления новых разнообразных знаковых систем для записи алгоритмов – языков программирования. Смысл появления такого языка – оснащенный набор вычислительных формул дополнительной информации, что превращает данный набор в алгоритм.

Языки программирования – это искусственно созданные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом «слов» и очень строгими правилами записи команд (операторов). Совокупность подобных требований образует синтаксис языка программирования, а смысл каждой команды и других конструкций языка – его семантику.

Языки программирования – это формальные языки общения человека с ЭВМ, предназначенные для описания совокупности инструкций, выполнение которых обеспечивает правильное решение требуемой задачи. Их основная роль заключается в планировании действий по обработке информации. Любой язык программирования основан на системе понятий, и уже с ее помощью человек может выражать свои соображения.

Связь между языком, на котором мы думаем/программируем, и задачами и решениями, которые мы можем представлять в своем воображении, очень близка. По этой причине ограничивать свойства языка только целями исключения ошибок программиста в лучшем случае опасно. Как и в случае с естественными языками, есть огромная польза быть по крайней мере двуязычным. Язык предоставляет программисту набор концептуальных инструментов, если они не отвечают задаче, то их просто игнорируют. Например, серьезные ограничения концепции указателя заставляют программиста применять вектора и целую арифметику, чтобы реализовать структуры, указатели и т. п. Хорошее проектирование и отсутствие ошибок не может гарантироваться чисто за счет языковых средств.

Может показаться удивительным, но конкретный компьютер способен работать с программами, написанными на его родном машинном языке. Существует почти столько же разных машинных языков, сколько и компьютеров, но все они суть разновидности одной идеи – простые операции производятся со скоростью молнии на двоичных числах.

Машиннозависимые языки программирования

Машиннозависимые языки – это языки, наборы операторов и изобразительные средства которых существенно зависят от особенностей ЭВМ (внутреннего языка, структуры памяти и т. д.). Эти языки называются языками программирования низкого уровня. Они ориентированы на конкретный тип процессора и учитывают его особенности. Операторы такого языка близки к машинному коду и ориентированы на конкретные команды процессора, то есть данный язык является машинно зависимым. Языком низкого уровня является язык Ассемблер. С его помощью создаются очень эффективные и компактные программы, так как разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора. Подобные языки применяются для написания небольших системных приложений, драйверов устройств, библиотек. В тех случаях, когда объем ОЗУ и ПЗУ мал (в районе нескольких килобайт) альтернативы ассемблеру нет. Именно эти языки программирования позволяют получать самый короткий и самый быстродействующий код программы.

Машиннонезависимые языки программирования

Машиннонезависимые языки – это средство описания алгоритмов решения задач и информации, подлежащей обработке. Они удобны в использовании для широкого круга пользователей и не требуют от них знания особенностей организации функционирования ЭВМ и вычислительной системы.

Подобные языки получили название высокоуровневых языков программирования. Программы, составляемые на таких языках, представляют собой последовательности операторов, структурированные согласно правилам рассматривания языка (задачи, сегменты, блоки и т. д.). Операторы языка описывают действия, которые должна выполнять система после трансляции программы на машинный язык.

Командные последовательности (процедуры, подпрограммы), часто используемые в машинных программах, представлены в высокоуровневых языках отдельными операторами. Программист получил возможность не расписывать в деталях вычислительный процесс на уровне машинных команд, а сосредоточиться на основных особенностях алгоритма.

Языки программирования высокого уровня значительно ближе и понятнее человеку. В них не учитываются особенности конкретных компьютерных архитектур, то есть данные языки являются машиннонезависимыми. Это позволяет использовать однажды записанную на таком языке программу на различных ЭВМ.

Можно писать программы непосредственно на машинном языке, хотя это и сложно. На заре компьютеризации (в начале 1950-х гг.) машинный язык был единственным языком, большего человек к тому времени не придумал. Для спасения программистов от сурового машинного языка программирования были созданы языки высокого уровня (т. е. немашинные языки), которые стали своеобразным связующим мостом между человеком и машинным языком компьютера. Языки высокого уровня работают через трансляционные программы, которые вводят «исходный код» (гибрид английских слов и математических выражений, который считывает машина) и в конечном итоге заставляют компьютер выполнять соответствующие команды, которые даются на машинном языке.

К языкам программирования высокого уровня можно отнести следующие: Fortran, Cobol, Algol, Pascal, Basic, C, C++, Java, HTML, Perl и другие.

С помощью языка программирования создается не готовая программа, а только ее текст, описывающий ранее разработанный алгоритм. Чтобы получить работающую программу, надо либо автоматически перевести этот текст в машинный код и затем использовать отдельно от исходного текста, либо сразу выполнять команды языка, указанные в тексте программы. Для этого используются программы-трансляторы.

Существует два основных вида трансляторов (рис. 8.4): интерпретаторы, которые сканируют и проверяют исходный код в один шаг, и компиляторы, сканирующие исходный код для производства текста программы на машинном языке, которая затем выполняется отдельно.


Рисунок 8.4. Виды трансляторов

При использовании компиляторов весь исходный текст программы преобразуется в машинные коды, и именно эти коды записываются в память микропроцессора. При использовании интерпретатора в память микропроцессора записывается исходный текст программы, а трансляция производится при считывании очередного оператора. Естественно, что быстродействие интерпретаторов намного ниже по сравнению с компиляторами, т. к. при использовании оператора в цикле он транслируется многократно. Однако при программировании на языке высокого уровня объем кода, который нужно хранить во внутренней памяти, может быть значительно меньше по сравнению с исполняемым кодом. Еще одним преимуществом применения интерпретаторов является легкая переносимость программ с одного процессора на другой.

Одно, часто упоминаемое преимущество интерпретаторной реализации состоит в том, что она допускает «непосредственный режим». Непосредственный режим позволяет вам задавать компьютеру задачу и возвращает вам ответ, как только вы нажмете клавишу ENTER. Кроме того, интерпретаторы имеют специальные атрибуты, которые упрощают отладку. Можно, например, прервать обработку интерпретаторной программы, отобразить содержимое определенных переменных, бегло просмотреть программу, а затем продолжить исполнение. Однако интерпретаторные языки имеют недостатки. Необходимо, например, иметь копию интерпретатора в памяти все время, тогда как многие возможности интерпретатора, а следовательно, и его возможности могут не быть необходимыми для исполнения конкретной программы. При исполнении программных операторов интерпретатор должен сначала сканировать каждый оператор с целью прочтения его содержимого (что этот человек просит меня сделать?), а затем выполнить запрошенную операцию. Операторы в циклах сканируются излишне много.

Компилятор – это транслятор текста на машинный язык, который считывает исходный текст. Он оценивает его в соответствии с синтаксической конструкцией языка и переводит на машинный язык. Другими словами, компилятор не исполняет программы, он их строит. Интерпретаторы невозможно отделить от программ, которые ими прогоняются, компиляторы делают свое дело и уходят со сцены. При работе с компилирующим языком, таким, как Турбо-Бейсик, вы придете к необходимости мыслить о ваших программах в признаках двух главных фаз их жизни: периода компилирования и периода прогона. Большинство программ будут прогоняться в четыре – десять раз быстрее их интерпретаторных эквивалентов. Если вы поработаете над улучшением, то сможете достичь 100-кратного повышения быстродействия. Оборотная сторона монеты состоит в том, что программы, расходующие большую часть времени на возню с файлами на дисках или ожидание ввода, не смогут продемонстрировать какое-то впечатляющее увеличение скорости.

Процесс создания программы называется программированием.

Выделяют несколько разновидностей программирования.

Алгоритмическое или модульное

Основная идея алгоритмического программирования – разбиение программы на последовательность модулей, каждый из которых выполняет одно или несколько действий. Единственное требование к модулю – чтобы его выполнение всегда начиналось с первой команды и всегда заканчивалось на самой последней (то есть чтобы нельзя было попасть на команды модуля извне и передать управление из модуля на другие команды в обход заключительной).

Алгоритм на выбранном языке программирования записывается с помощью команд описания данных, вычисления значений и управления последовательностью выполнения программы.

Текст программы представляет собой линейную последовательность операторов присваивания, цикла и условных операторов. Таким способом можно решать не очень сложные задачи и составлять программы, содержащие несколько сот строк кода. После этого понятность исходного текста резко падает из-за того, что общая структура алгоритма теряется за конкретными операторами языка, выполняющими слишком детальные, элементарные действия. Возникают многочисленные вложенные условные операторы и операторы циклов, логика становится совсем запутанной, при попытке исправить один ошибочный оператор вносится несколько новых ошибок, связанных с особенностями работы этого оператора, результаты выполнения которого нередко учитываются в самых разных местах программы.

Структурное программирование

При создании средних по размеру приложений (несколько тысяч строк исходного кода) используется структурное программирование, идея которого заключается в том, что структура программы должна отражать структуру решаемой задачи, чтобы алгоритм решения был ясно виден из исходного текста. Для этого надо иметь средства для создания программы не только с помощью трех простых операторов, но и с помощью средств, более точно отражающих конкретную структуру алгоритма. С этой целью в программирование введено понятие подпрограммы – набора операторов, выполняющих нужное действие и не зависящих от других частей исходного кода. Программа разбивается на множество мелких подпрограмм (занимающих до 50 операторов – критический порог для быстрого понимания цели подпрограммы), каждая из которых выполняет одно из действий, предусмотренных исходным заданием. Комбинируя эти подпрограммы, удается формировать итоговый алгоритм уже не из простых операторов, а из законченных блоков кода, имеющих определенную смысловую нагрузку, причем обращаться к таким блокам можно по названиям. Получается, что подпрограммы – это новые операторы или операции языка, определяемые программистом.

Возможность применения подпрограмм относит язык программирования к классу процедурных языков.

Наличие подпрограмм позволяет вести проектирование и разработку приложения сверху вниз – такой подход называется нисходящим проектированием. Сначала выде ляется несколько подпрограмм, решающих самые глобальные задачи (например, инициализация данных, главная часть и завершение), потом каждый из этих модулей детализируется на более низком уровне, разбиваясь, в свою очередь, на небольшое число других подпрограмм, и так происходит до тех пор, пока вся задача не окажется реализованной.

Такой подход удобен тем, что позволяет человеку постоянно мыслить на предметном уровне, не опускаясь до конкретных операторов и переменных. Кроме того, появляется возможность некоторые не реализовывать сразу подпрограммы, а временно откладывать, пока не будут закончены другие части. Например, если имеется необходимость вычисления сложной математической функции, то выделяется отдельная подпрограмма такого вычисления, но реализуется она временно одним оператором, который просто присваивает заранее выбранное значение. Когда все приложение будет написано и отлажено, тогда можно приступить к реализации этой функции.

Немаловажно, что небольшие подпрограммы значительно проще отлаживать, что существенно повышает общую надежность всей программы.

Очень важная характеристика подпрограмм – это возможность их повторного использования. С интегрированными системами программирования поставляются большие библиотеки стандартных подпрограмм, которые позволяют значительно повысить производительность труда за счет использования чужой работы по созданию часто применяемых подпрограмм.

Подпрограммы бывают двух видов – процедуры и функции. Отличаются они тем, что процедура просто выполняет группу операторов, а функция вдобавок вычисляет некоторое значение и передает его обратно в главную программу (возвращает значение). Это значение имеет определенный тип (говорят, что функция имеет такой-то тип).

Подпрограммы решают три важные задачи:

Избавляют от необходимости многократно повторять в тексте программы аналогичные фрагменты;

Улучшают структуру программы, облегчая ее понимание;

Повышают устойчивость к ошибкам программирования и непредвидимым последствиям при модификациях программы.

Объектно-ориентированное программирование

В середине 80-х годов в программировании возникло новое направление, основанное на понятии объекта. До того времени основные ограничения на возможность создания больших систем накладывала разобщенность в программе данных и методов их обработки.

Реальные объекты окружающего мира обладают тремя базовыми характеристиками: они имеют набор свойств, способны разными методами изменять эти свойства и реагировать на события, возникающие как в окружающем мире, так и внутри самого объекта. Именно в таком виде в языках программирования и реализовано понятие объекта как совокупности свойств (структур данных, характерных для этого объекта), методов их обработки (подпрограмм изменения свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать и которые приводят, как правило, к изменению свойств объекта.

Появление возможности создания объектов в программах качественно повлияло на производительность труда программистов. Максимальный объем приложений, которые стали доступны для создания группой программистов из 10 человек, за несколько лет увеличился до миллионов строк кода, при этом одновременно удалось добиться высокой надежности программ и, что немаловажно, повторно использовать ранее созданные объекты в других задачах.

Объекты могут иметь идентичную структуру и отличаться только значениями свойств. В таких случаях в программе создается новый тип, основанный на единой структуре объекта. Он называется классом, а каждый конкретный объект, имеющий структуру этого класса, называется экземпляром класса.

Объектно-ориентированный язык программирования характеризуется тремя основными свойствами.

От начинающих программистов звучит так: «С какого языка мне начать?» Для ответа мы привлекли наших экспертов.

Все зависит от того, какую область вы выберете. Если вы хотите работать непосредственно с железом, писать драйверы и различные приложения, для которых требуется максимальная производительность, - тогда подойдут только C или C++. Если ваша цель - приложения для мобильников, стоит изучить Java или Objective C, C#. Для веб-серверов необходимы go, python и php; для веб-приложений - JavaScript.

Если же вы пока не определились с областью, можно смело выбирать C/C++, поскольку, зная этот язык, вы без труда выучите любой другой. Есть только одна вещь, которую важно помнить: как и разговорный язык, язык программирования забывается, если его постоянно не использовать, поэтому лучше владеть одним или двумя языками в совершенстве, чем поверхностно знать большое количество.

На мой взгляд, настоящий программист никогда не ограничивается знанием только одного языка. И даже если в будущем вы собираетесь писать драйвера и системные приложения, вам всё равно пригодится какой-нибудь из скриптовых языков, таких как perl или python. Более того, знание скриптовых языков сейчас просто необходимо для любого программиста, несмотря на его специализацию.

Повысить Понизить

Python вполне подойдет для изучения общих концепций программирования. Это очень популярный язык, у него много библиотек, синтаксис легко читаемый и довольно аккуратный код. Основными преимуществами Python для новичков является то, что он довольно распространен и его легко выучить. Вы с легкостью сможете на нем писать как web-приложения, так и обычные десктопные. В зависимости от предметной области, необходимо выбрать объектно-ориентированный язык. Например, если вы занимаемся системным программированием, то лучше всего подойдет С++. Если вы разрабатываете корпоративное приложение (информационные системы предприятий), то это С# или Java.

Повысить Понизить

Я в своё время начинал с Фортрана и Паскаля, так как они были у меня в институте. Потом был С/C++, Visual Basic Script, PHP и Visual Basic, потом C#, потом немного F#.

Если опираться на свой опыт и иметь возможность выбирать, наиболее комфортно мне было разрабатывать на С#, и с него бы я и начал. Больше всего в плане понимания алгоритмов и механизмов работы ОС, под которые я писал, дал мне C++.

Повысить Понизить

Полагаю, лучше всего начать обучение с JavaScript. Благодаря веб браузерам, этот язык программирования является стандартом де-факто при создании веб приложений, одной из самых быстрорастущих областей разработки. Также по нему есть великолепная бесплатная книга, «Eloquent JavaScript» , переведенная на русский.

Повысить Понизить

Все зависит от задачи, которую вы хотите решить. Однако если это ваш первый язык, я бы порекомендовал язык со строгой типизацией общего назначения (C++, Java, .NET): с ними в любом случае не пропадете и будет легко перейти на любой другой. Ещё интересный способ понять, какой язык взять для изучения – зайти на GitHub , ввести в поиск интересующую тему и посмотреть, на чем пишут другие разработчики.

Повысить Понизить

, технологический евангелист Microsoft, доцент МФТИ, МАИ, преподаватель детского лагеря JUNIO-R

Здесь всё зависит от возраста. Если вы решили действительно смолоду учиться программировать, и вам еще нет 12 лет – лучше начинать с простых графических языков, типа Kodu Game Lab или Scratch . Считается, что традиционные языки программирования стоит осваивать после 12-ти. Из традиционных языков мне всегда был близок C # — для него есть хорошая среда разработки, а программировать можно всё: от игр в Unity , до веб-сайтов на ASP .NET или электроники. Для обучения можно посмотреть видеоуроки , или почитать книжку C# для школьников .

Повысить Понизить

Новичкам я бы рекомендовал для начала понять, что язык - это всего лишь инструмент в работе программиста. Да, конечно, важно владеть им уверенно, чтобы создавать хорошие программы, но на первом месте должно быть именно мастерство разработчика, а не язык, на котором он пишет.

Но так как начинать всё равно с чего-то надо, да и изучать те же алгоритмы и структуры данных в вакууме не очень удобно, то могу порекомендовать использовать для этого язык Си. Он достаточно низкого уровня, чтобы не приучать к тоннам синтаксического сахара и дать общее понимание того, как устроен компьютер, который исполняет программу. Но вместе с тем это и не язык ассемблера, что даёт возможность сосредоточиться на общих вещах, не тратя бо льшую часть умственных усилий на запоминание всех названий jump’ов и значений регистров. В качестве литературы рекомендую классическую

    Списки языков программирования По категориям Хронологический Генеалогический Приведён список языков программирования, сгруппированных по категориям. Некоторые языки попали в несколько категорий. Содержание … Википедия

    Списки языков программирования По категориям Хронологический Генеалогический Приведён генеалогический список языков программирования. Языки классифицируются в соответствии с предшествующими языками, которые оказали сильное влияние на формирование … Википедия

    Содержание 1 По производителю или платформе 1.1 Flash 1.2 Java 1.3 Microsof … Википедия

    Списки языков программирования По категориям Хронологический Генеалогический Хронология языков программирования упорядоченный в хронологическом порядке список языков программирования. Содержание … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Условные обозначения … Википедия

    Эта страница информационный список. Языки программирования.NET (Языки с поддержкой CLI или CLI языки) компьютерные языки программирования, используемые для создания библиотек и программ, удовлетворяющих требованиям Comm … Википедия

    Основная статья: Текстовый редактор Список текстовых редакторов Windows и таблица сравнения. Содержание 1 Таблица сравнения известных текстовых редакторов … Википедия

    Язык программирования C# один из наиболее популярных языков программирования на сегодняшний день. Paint.NET открытое программное обеспечение для обработки растровой графики SharpDevelop открытая IDE для языков C#, Visual Basic .NET (VB.NET), Boo … Википедия

    Это список программного обеспечения, разрабатываемого Free Software Foundation как часть проекта GNU UNIX подобной операционной системы состоящей целиком из свободного программного обеспечения. Большая часть из этих пакетов также… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Книги

  • Python для детей. Самоучитель по программированию , Бриггс Джейсон. О книге Эта книга - самоучитель по одному из самых востребованных на сегодняшний день языков программирования - Python. Начиная с самых простых действий, шаг за шагом вы будете писать свои…
  • JavaScript для детей. Самоучитель по программированию , Морган Ник. О книге Эта книга позволит вам погрузиться в программирование и с легкостью освоить JavaScipt. Вы напишете несколько настоящих игр - поиск сокровищ на карте, "Виселицу" и"Змейку" . На каждом…

Внедрение ЭВМ во все сферы человеческой деятельности требует от специалистов разного профиля овладения навыками использования вычислительной техники. Повышается уровень подготовки студентов вузов, которые уже с первых курсов приобщаются к использованию ЭВМ и простейших численных методов, не говоря уже о том, что при выполнении курсовых и дипломных проектов применение вычислительной техники становится нормой в подавляющем большинстве вузов.

Вычислительная техника используется сейчас не только в инженерных расчетах и экономических науках, но и таких традиционно нематематических специальностях, как медицина, лингвистика, психология. В связи с этим можно констатировать, что применение ЭВМ приобрело массовый характер. Возникла многочисленная категория специалистов - пользователей ЭВМ, которым необходимы знания по применению ЭВМ в своей отрасли - навыки работы с уже имеющимся программным обеспечением, а так же создания своего собственного ПО, приспособленного для решения конкретной задачи. И здесь на помощь пользователю приходят описания языков программирования.

2. Что такое язык программирования

Язык программирования - формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими при различных обстоятельствах.

Со времени создания первых программируемых машин человечество придумало уже более двух с половиной тысяч языков программирования. Каждый год их число пополняется новыми. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные программисты иногда применяют в своей работе более десятка разнообразных языков программирования.

Создатели языков по-разному толкуют понятие язык программирования . Среди общиx мест, признаваемых большинством разработчиков, находятся следующие:

· Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.

· Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека компьютеру, в то время как естественные языки используются лишь для общения людей между собой. В принципе, можно обобщить определение "языков программирования" - это способ передачи команд, приказов, чёткого руководства к действию; тогда как человеческие языки служат также для обмена информацией.

· Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.

3. Этапы решения задачи на ЭВМ.

Наиболее эффективное применение ВТ нашла при проведении трудоемких расчетов в научных исследованиях и инженерных расчетах. При решении задачи на ЭВМ основная роль все-таки принадлежит человеку. Машина лишь выполняет его задания по разработанной программе. роль человека и машины легко уяснить, если процесс решения задачи разбить на перечисленные ниже этапы.

Постановка задачи. Этот этап заключается в содержательной (физической) постановке задачи и определении конечных решений.

Построение математической модели. Модель должна правильно (адекватно) описывать основные законы физического процесса. Построение или выбор математической модели из существующих требует глубокого понимания проблемы и знания соответствующих разделов математики.

Разработка ЧМ. Поскольку ЭВМ может выполнять лишь простейшие операции, она «не понимает» постановки задачи, даже в математической формулировке. Для ее решения должен быть найден численный метод, позволяющий свести задачу к некоторому вычислительному алгоритму. В каждом конкретном случае необходимо выбрать подходящее решение из уже разработанных стандартных.

Разработка алгоритма. Процесс решения задачи(вычислительный процесс) записывается в виде последовательности элементарных арифметических и логических операций, приводящей к конечному результату и называемой алгоритмом решения задачи.

Программирование. Алгоритм решения задачи записывается на понятном машине языке в виде точно определенной последовательности операций - программы. Процесс обычно производится с помощью некоторого промежуточного языка, а ее трансляция осуществляется самой машиной и ее системой.

Оладка программы. Составленная программа содержит разного рода ошибки, неточности, описки. Отладка включает контроль программы, диагностику (поиск и определение содержания) ошибок, и их устранение. Программа испытывается на решении контрольных (тестовых) задач для получения уверенности в достоверности результатов.

Проведение расчетов. На этом этапе готовятся исходные данные для расчетов и проводится расчет по отлаженной программе. при этом для уменьшения ручного труда по обработке результатов можно широко использовать удобные формы выдачи результатов в виде текстовой и графической информации, в понятном для человека виде.

Анализ результатов. Результаты расчетов тщательно анализируются, оформляется научно-техническая документация.

4. Для чего нужны языки программирования

Процесс работы компьютера заключается в выполнении программы, то есть набора вполне определённых команд во вполне определённом порядке. Машинный вид команды, состоящий из нулей и единиц, указывает, какое именно действие должен выполнить центральный процессор. Значит, чтобы задать компьютеру последовательность действий, которые он должен выполнить, нужно задать последовательность двоичных кодов соответствующих команд. Программы в машинных кодах состоят из тысячи команд. Писать такие программы – занятие сложное и утомительное. Программист должен помнить комбинацию нулей и единиц двоичного кода каждой программы, а также двоичные коды адресов данных, используемых при её выполнении. Гораздо проще написать программу на каком-нибудь языке, более близком к естественному человеческому языку, а работу по переводу этой программы в машинные коды поручить компьютеру. Так возникли языки, предназначенные специально для написания программ, - языки программирования.

Имеется много различных языков программирования. Вообще-то для решения большинства задач можно использовать любой из них. Опытные программисты знают, какой язык лучше использовать для решения каждой конкретной задачи, так как каждый из языков имеет свои возможности, ориентацию на определённые типы задач, свой способ описания понятий и объектов, используемых при решении задач.

Всё множество языков программирования можно разделить на две группы: языки низкого уровня и языки высокого уровня.

К языкам низкого уровня относятся языки ассемблера (от англ. toassemble – собирать, компоновать). В языке ассемблера используются символьные обозначения команд, которые легко понятны и быстро запоминаются. Вместо последовательности двоичных кодов команд записываются их символьные обозначения, а вместо двоичных адресов данных, используемых при выполнении команды, - символьные имена этих данных, выбранные программистом. Иногда язык ассемблера называют мнемокодом или автокодом.

Большинство программистов пользуются для составления программ языками высокого уровня. Как и обычный человеческий язык, такой язык имеет свой алфавит – множество символов, используемых в языке. Из этих символов составляются так называемые ключевые слова языка. Каждое из ключевых слов выполняет свою функцию, так же как в привычном нам языке нам языке слова, составленные из букв алфавита данного языка, могут выполнять функции разных частей речи. Ключевые слова связываются друг с другом в предложения по определённым синтаксическим правилам языка. Каждое предложение определяет некоторую последовательность действий, которые должен выполнить компьютер.

Язык высокого уровня выполняет роль посредника между человеком и компьютером, позволяя человеку общаться с компьютером более привычным для человека способом. Часто такой язык помогает выбрать правильный метод решения задачи.

Перед тем как писать программу на языке высокого уровня, программист должен составить алгоритм решения задачи, то есть пошаговый план действий, который нужно выполнить для решения этой задачи. Поэтому языки, требующие предварительного составления алгоритма, часто называют алгоритмическими языками.

Ни для кого не секрет что программисты одни из самых высокооплачиваемых специалистов по всему миру. Россия не является исключением. Хорошие программисты здесь тоже ценятся. И если вы заинтересованы в быстро растущей и прибыльной карьере, вы, возможно, захотите, выучится и стать программистом.

Для того, чтобы помочь вам с этим выбором, я собрал данные с различных сайтов по поиску работы. Хотя это не полный список, но он дает понимание самых востребованных языков программирования (востребованных работодателями).

9 самых востребованных языков программирования 2016 года

Не удивительно что SQL возглавляет список, так как он применяется практически везде и в широком диапазоне. Технологии баз данных, такие как MySQL, PostgreSQL и Microsoft SQL используются на серверах больших и малых предприятий, больниц, банков, университетов и т.д. Действительно, почти каждый компьютер и человек с доступом к базе данных в конечном счете, касается SQL. Например, все Android телефоны и айфоны имеют доступ к базе данных SQL называемой SQLite и многие мобильные приложения, разработанные в Google, Skype и Dropbox используют ее напрямую.

  1. Java

Техническое сообщество не так давно отпраздновало 20-летний юбилей Java. Это один из наиболее широко принятых языков программирования, используемый около 9 миллионами разработчиков, и работает на 7 млрд устройств по всему миру. Это язык программирования, используемый для разработки всех родных приложений Android. Популярность Java-разработчиков исходит из того, что этот язык имеет долгосрочную совместимость, которая гарантирует, что старые приложения продолжат работать и сейчас и в будущем. Единственная сложность заключается в том, что этот язык достаточно сложен в освоении особенно для новичков.

JavaScript – это еще один из самых популярных и мощных языков программирования, и используется, чтобы оживлять веб-страницы, делая их интерактивными. Например, JavaScript может быть использован для добавления эффектов на веб-страницы, отображения всплывающих сообщений или создания игр с базовым функционалом. Стоит также отметить, что JavaScript - это скриптовый язык Всемирной паутины, который по умолчанию встроен во все основные веб-браузеры, включая Internet Explorer, FireFox и Safari. Почти каждый сайт включает в себя некоторые элементы JavaScript, что добавляет спрос на JavaScript-разработчиков. В последние годы JavaScript также начал использоваться в качестве основы Node.js, серверной технологии, которая помимо всего прочего позволяет осуществлять связь в режиме реального времени.

C# (произносится как Си-Шарп) - это относительно новый язык программирования, разработанный компанией Microsoft для широкого спектра корпоративных приложений, которые работают на.NET Framework. Эволюция C и C++, язык C# простой, современный, безопасный и объектно-ориентированный.

С++ (произносится как Си-плюс-плюс) - это объектно-ориентированный язык программирования общего назначения, основанный на языке "С". Разработан Бьерном Страуструпом в лабораториях Белла, C++ был впервые выпущен в 1983 году. Страуструп поддерживает обширный список приложений, написанных на C++. Список включает в себя Adobe и Microsoft приложения, базы данных MongoDB, большую часть Mac OS/X и это лучший язык для изучения производительности критически важных приложений, таких как «twitch» разработка игр или аудио/видео обработка.

Python - это язык программирования общего назначения, который был назван в честь "Монти Пайтона". Python является простым и легко читаемым (для тех, кто знает английский язык). Это отличный язык для начинающих, и опытных профессионалов. Для Python существует множество курсов программирования, 8 из 10 факультетов информатики обучают кодированию с помощью Python. Из-за использования языка Python в сфере образования, есть много библиотек, созданных для Python, относящиеся к математике, физике, естественной переработки и т.д.

Созданный датско-канадским программистом Расмусом Лердорфом в 1994 году, PHP не был предназначен, чтобы быть новым языком программирования. Вместо этого он был создан, чтобы служить набором инструментов, помогающим своему создателю поддерживать его личную страницу в интернете (на PHP). Сегодня РНР – это скриптовый язык программирования, выполняемый на сервере, который может быть использован для создания веб-страниц, написанных в HTML формате. РНР очень популярный язык, поскольку его легко использовать начинающим программистам, но он также предлагает множество передовых функций для более опытных.

Подобно Java или языку Си, Ruby является языком программирования общего назначения. Ruby on Rails используется для написания веб-приложений, а также обеспечивает их интеграцию с веб-сервером и базой данных. Ruby on Rails имеет много положительных качеств, в том числе быстрое развитие и широкий выбор библиотек. Он используется многими компаниями, начиная от небольших стартапов до крупных предприятий. Hulu, Twitter, Github и Living Social используют Ruby on Rails по крайней мере для одного из своих веб-приложений.

В 2014 году Apple решили изобрести свой собственный язык программирования. Результатом стал Swift – это новый язык программирования для iOS и OS X для разработчиков. Разработчики утверждают, что многие части Swift знакомы им по опыту работы на C ++ и Objective-C. Многие компании на западе, в том числе American Airlines, LinkedIn и Duolingo, перешли на Swift, и в ближайшие годы этот язык будет набирать все больше популярности.

Любой мастер имеет полный набор инструментов, каждый из которых подходит для определенной задачи. Также и с программированием, никогда не будет только одного языка, и каждый язык будет развиваться и улучшаться с течением времени, чтобы идти в ногу с инновациями.

Именно поэтому, если вы заинтересованы в том, чтобы стать разработчиком, важно хорошо разбираться в нескольких языках программирования, так что бы вы могли быть универсальным и быстро адаптируемым, и продолжали, изучить языки на протяжении всей вашей карьеры.