Примеры портфолио архитектора мархи pdf. Советы по оформлению резюме от редакции ArchDaily. Порядок расположения работ

  • 30.10.2019

Для успешного поступления на программы архитектуры, требуется предоставить портфолио с работами для оценки способностей и креативных навыков студента.

Сегодня профессия архитектора является востребованной во многих странах. Специальность сочетает в себе различные области знания – искусство, науку и технологию. Студенты за время обучения осваивают широкий диапазон учебных программ: от математики и логики до изобразительного искусства и дисциплин, связанных с креативной индустрией. Такая диверсификация процесса образования позволяет выпускникам быстро делать карьеру не только в сфере архитектуры, но и в различных смежных направлениях – бизнесе, индустрии и технологии.

После окончания вуза многие архитекторы работают индивидуально или объединяются в ассоциации, как это принято в юридической практике, но есть и те, кто устраиваются в крупные корпорации на фиксированные оклады. Выпускники имеют возможность специализироваться в разных направлениях – например, в архитектуре жилых домов или в дизайне коммерческих и офисных центров.

Хотя для поступления на архитекторские программы требуются высокие баллы по математике и научным дисциплинам, всё же решающим фактором является наличие креативного и правильно составленного портфолио , позволяющего членам приёмной комиссии оценить потенциал будущего архитектора.

Как создать успешное портфолио?

1. Представление работ

Независимо от того, собираетесь ли вы презентовать работы в бумажном виде или использовать одну из многочисленных цифровых платформ, доступных сегодня в интернете, следует избегать чрезмерного применения эффектных и ярких шаблонов оформления. Работы лучше представлять в простом и лаконичном формате , с удобной навигацией по портфолио. Основной упор стоит делать на содержание, а не на дизайн цифровой платформы, сайта или папки с работами.

2. Достаточное количество работ и разнообразие стилей

Хорошее портфолио должно демонстрировать разные грани вашего творчества и стиля исполнения проектов. Идеальным вариантом является включение в него работ, в равной степени отражающих основные этапы вашего творческого пути:

  • 1/3 работ, выполненных в период учёбы, если вы уже проходили какие-либо курсы по архитектуре,
  • 1/3 работ, выполненных в период работы или стажировки (пусть даже краткосрочной),
  • 1/3 работ, выполненных в личное время, демонстрирующих вашу увлеченность архитектурой.

Большинство университетов советуют иметь в портфолио от 9 до 12 работ .

3. Описания

Работы должны иметь короткие и понятные описания: тип проекта, год, техника исполнения, где и по какому случаю делался проект.

4. Наличие эскизов и рисунков от руки

Большинство архитекторов считают, что в их профессии совершенно необходимо умение делать быстрые наброски от руки. Поэтому следует обязательно включать такие эскизы в портфолио. Кроме того, подобные рисунки показывают ход ваших мыслей во время работы над проектом.

5. Наличие определённой системы в портфолио

Удачное портфолио не является сборником разрозненных работ, а представляет собой связанную и логичную историю вашего творческого развития. Постарайтесь сформировать систему, по которой вы расположите работы. Начинайте с сильных образцов и ими же заканчивайте, но в середине портфолио обязательно должны быть и менее удачные проекты – так преподаватели университета смогут сформировать объективное мнение о ваших способностях.

— я описывала «скелет» технологии поиска работы, самые основы, а сегодня начну нанизывать «мясо» — развернуто рассуждать о нюансах. Советую начать с , если вы ее еще не читали.

Сегодня тема очень важная — оформление портфолио! Портфолио — квинтэссенция квалификации архитектора, но зачастую оказывается, что работ накопилось много, но собрать их в презентационный вид так и не дошли руки.

Так уж получилось, что информации о том, как составлять портфолио, ничтожно мало в интернете и в информационной среде вообще. А уж найти чье-нибудь в качестве примера вообще практически невозможно, потому что все архитекторы их хранят как зеницу ока, опасаясь за авторские права. Когда я верстала свое - подсматривать было некуда, приходилось придумывать свой собственный канон и на практике проверять — что работает, а что — нет. В результате у меня получилось несколько правил, от базовых - которые влияют на общее впечатление от опыта и квалификации, до очень специфических - которым можно и не следовать, но в итоге они очень хорошо «шлифуют» портфолио.

1 Порядок расположения работ

Есть два основных способа — оба работают. И оба имеют свои плюсы и минусы.

1) Располагать работы в порядке роста их значимости (от более ранних к более поздним)
2) Располагать работы от самых последних и крутых к более ранним

Плюсы первого варианта:
Когда потенциальный работодатель пролистает ваше портфолио, у него останется впечатление не только от самих работ, но и от прогресса - будет видно, что с каждой новой работой вы растете, и проекты становятся глубже, проработаннее и масштабнее. Идеально, если такой порядок расположения совпадает с хронологическим. Но если не совпадает - все равно лучше располагать работы в порядке роста их качества. Однозначно, я бы избегала, например, после интересной конкурсной работы следом ставить какой-нибудь не самый выразительный коттедж, это будет выглядеть как шаг назад. Ну и конечно, очевидный вывод - заканчиваться все должно на самой яркой и классной работе.

Плюсы второго варианта:
Если бюро большое, и туда поступают десятки заявок в месяц, у работодателя мало времени на первичный просмотр и сортировку входящих писем — поэтому лучше все козыри выложить вперед. Если портфолио не зацепит HR в самом начале — он может закрыть его не дойдя до самого интересного.

В своем я верстала по первому варианту — от учебных работ к практическим. Но в следующий раз, пожалуй, буду делать наоборот.

2 Год проекта

Очень важное правило, которое преследует цель — показать непрерывный профессиональный рост. Прикинув в голове, за какой срок вы собрали портфолио, работодатель сделает вывод - быстро вы растете или не очень.

3 Навигация

Я видела такие портфолио, где даже не всегда указан не то что год, но даже название проекта. Так быть не должно, портфолио должно быть прозрачным по структуре. Джентльменский набор информации: номер проекта, название, год, статус (учебный, дипломный, конкурсный, в составе авторского коллектива, реализованный и т.д.), краткая аннотация (пояснение).
Я указывала номер/всего_проектов для удобства ориентирования. Например 5/9 — пятый по счету, а всего проектов в портфолио девять.

4 Количество проектов

Обычно, чем крупнее компания, и значит, чем больше заявок она постоянно получает, тем больше краткости потребуется, чтобы успеть произвести впечатление. Обычное число работ - от 5 до 10.

5 В проекте должна быть понятна его задача

Этот пункт появился, потому что я видела работы, где он не соблюдался.
Я имею ввиду, если например, у вас проект района с детальной разработкой какого-то узла (например, общественного комплекса). Иногда смотришь на такие проекты и непонятно - то ли уже был район, а вы разрабатывали только общественный комплекс, то ли район тоже запроектирован вами. Обязательно должно быть краткое (в пару абзацев) пояснение для проекта - что это, в чем, собственно, заключается проект, какая была задача перед проектировщиком, как вы ее решили.

6 В крупных проектах должна быть указана ваша роль

Понятно, когда проект огромный, он делался не в одиночку. Вы могли участвовать в нем как:
1) член авторского коллектива, то есть делать от концепции, от принципиальных решений и до компоновки, но просто не в одиночку.
2) как член рабочей (технической) группы, то есть не участвовать в принятии принципиальных решений, но делать какую-то техническую часть (визуализации, подготовка чертежей и т.д.)

Указывать роль надо обязательно. Если работодатель так и не понял, что вы делали в этом проекте, потому что вы это не уточнили, он подумает худшее — «носили кофе». В любом случае, к вам появится недоверие, потому что вы недоговариваете. Поэтому лучше уточняйте. И будьте честны в этом вопросе, тем более, любой опытный архитектор сможет легко проверить ваши слова.

7 «Заточенность» портфолио

Если вы делаете портфолио для себя — это одно дело, и тут не существует никаких правил. Если же это портфолио для подачи заявки на работу — то оно должно быть «заточено» под специализацию конкретной компании.
Ни одно бюро в мире не делает одновременно интерьеры однокомнатных квартир и региональные транспортные хабы. Соответственно, включать оба проекта, если они у вас есть, в целевое портфолио (для рассылки, не для себя) нет смысла, часть из них будет по адресу, а часть — совсем мимо.

Вот пример компоновки: это кусок из моего портфолио, учебный проект 2012 года. Сразу примечание — шрифт аннотаций красивый, но абсолютно нечитаемый здесь, потом я заменила на Helvetica. Удобство восприятия важнее)


И самый главный вывод, к чему мы все стремимся: портфолио должно быть настолько понятным и исчерпывающим, чтобы у работодателя вообще не осталось ни одного вопроса. Если вам это удалось - это выдает в вас хорошего селф-менеджера, который смог решить поставленную задачу (самопрезентацию в данном случае) максимально эффективно. В этом случае ваше собеседование сведется просто к ответной самопрезентации вашего работодателя.

Каждую весну архитектурные бюро получают огромное количество портфолио от студентов, желающих обеспечить себе стажировку. Эти портфолио демонстрируют широкий спектр навыков молодых архитекторов и разнообразие их взглядов. И хотя разнообразие бесконечно радует, это все-таки не то, на что следует обращать внимание в первую очередь. Самое смешное, что чем необычней начинают выглядеть портфолио, тем больше хочется увидеть нечто простое, понятное, сделанное по каким-то принципам. По принципам, которые существуют вне времени и вне места, которые уравнивают шансы материала, написанного от руки или присланного в цифровом виде, настолько универсальные, что ими могут пользоваться абсолютно все.

02.04.2014, 13:55 |

5 принципов оформления портфолио, изложенные ниже, являются продуктом личного опыта и носят, скорее, рекомендательный характер. И конечно, вовсе необязательно наступать на горло собственной индивидуальности после ознакомления с ними. Но хотя бы один из них стоит учесть.

1. Не думайте долго над обложкой портфолио! Это касается и обычных папок, и шаблонов презентаций. Простота производит больший эффект, чем чрезмерное творчество. Если у вас есть умная мысль, используйте ее подобающим образом, а не тратьте время на украшательство. Главное находится внутри портфолио, а не снаружи.

Например, посмотрите на папку Prat Paris 112 Rod Binder . Все просто и ясно. Красивый рабочий материал. Такое потом можно будет найти в Библиотеке Конгресса. Если повезет...

2. Правило трех. Портфолио подводит определенный итог вашим достижениям. Оно должно показать вас с лучшей стороны в трех аспектах:

Студенческие работы. Вдохновенные эскизы, показывающие первые шаги в архитектуре, есть у всех. Если они вас самих не устраивают, то надо (или надо было) сменить учебное заведение.

Профессиональные работы. Даже недельная стажировка в архитектурном бюро дает большой опыт, потому что вы так или иначе включаетесь в реальную жизнь архитектора, можете хотя бы отчасти примерить ее на себя. В общем, это стоит подробно задокументировать.

Личные работы. Обложку незачем было разрисовывать, зато здесь можно отвести душу, а заодно показать, что вы личность со своими интересами и убеждениями и являетесь архитектором не с 10.00 до 19.00, а каждую минуту своей жизни.

3. Больше изображений, меньше текста. Вы знали об этом! Никто не будет читать ваше портфолио, это не «Анна Каренина». Сопроводительный текст должен содержать только факты: тип проекта, название студии или имя вашего руководителя, год, размеры, материалы, техника исполнения.

4. Рисунки и чертежи от руки всегда будут предпочтительней. Цифровые технологии вознесли уровень визуализации на небывалую высоту. Но! Ничто так хорошо не продемонстрирует, что вы компетентный специалист, как эскиз, набросанный карандашом. Он не только покажет, что вы умеете держать в руках карандаш, но и ваши социальные и коммуникативные навыки. Эскиз от руки показывает, как вы думаете.

5. Единый формат. Портфолио должно быть сродни рассказу, в котором лучшие проекты намеренно выстраиваются в четкую, стройную презентацию. Все должно быть подчинено единой визуальной системе, плавно перетекающей с одной страницы на другую. Любые разрозненные проекты из отдельных периодов вашей творческой жизни можно выстроить в сюжетную линию. И не надо бояться временных пробелов - это наоборот показывает вашу уверенность в том, что проекты, которые вы выбираете, действительно для вас важны.

И последнее. Когда работа над составлением портфолио будет закончена, вам на мгновение покажется, что это самый важный документ на всей планете, это Святой Грааль, в котором ваши пот, кровь и слезы. Но мгновение пройдет, и вы обнаружите выстраданное портфолио под пыльной грудой архитектурных журналов и папок с новыми проектами. И тогда, если вы следовали пяти простым правилам, ностальгия не будет мучить вас, и вы поймете, что сделали все правильно.

Текст по материалам Build Blog .

Фото: Build Blog.

Они актуальны и сегодня, однако, как показывает практика, лучше всего получается учиться на ошибках. Чтобы свести их к минимуму, приводим десять популярных заблуждений, которые часто встречаются в .

1. Не пытайтесь включить в портфолио все работы

Перед составлением портфолио задумайтесь, сколько времени действительно сможет уделить просматривающий его человек, чтобы оценить ваши работы. Максимум удастся получить 5 минут внимания, которых точно не хватит для вдумчивого изучения 50 страниц, исписанных мелким текстом.

Американский архитектор Брендан Хаббард для ознакомительного портфолио, отправляемого по электронной почте, и вовсе предлагает ограничиться двумя страницами. Может быть, это совсем радикальный метод, но он заведомо имеет больше шансов на успех, нежели многостраничные издания.

2. Расскажите историю вместо набора проектов

Контента в интернете становится так много, что пользователи за секунды пролистывают ленты и архитектурные блоги в поисках интересных решений. Чтобы избежать подобной участи и захватить внимание потенциального работодателя, не собирайте портфолио из идущих друг за другом однотипных страниц с изображениями проектов. Вместо этого постарайтесь связать их в одну повествовательную цепочку с несколькими ключевыми понятиями.

3. Посвятите рассказ не работам, а собственной персоне

Важно понимать, что портфолио — это прежде всего отображение индивидуальности, способа мышления и творческого мировоззрения. При изучении портфолио вас хотят узнать прежде всего как личность, а не прочитать о владении нужными программами, для чего было бы достаточно выдать типовое задание или запросить рабочие файлы.

4. Проекты и реализации — действительно не самое важное

Если третий пункт вас не убедил, то повторимся еще раз: важно не то, что вы делали за последние годы, а как вы это делали. Возможно, отдельный проект лучше проиллюстрировать отвлеченной фотографией или текстом, раскрывающим ваш подход. Например, мы уже о системе архитектурной школы МАРШ и, в частности, публиковали архитектурный дневник Надежды Чадович, где в емких заметках на полях к проекту вырисовывается и личность автора, и суть проекта.

На эту же тему рассуждал и американский архитектор Боб Борсон, автор популярного блога Life of an Architect. В одной из своих заметок Боб пишет , что за всю жизнь больше всего ему запомнилось портфолио, где архитектор рассказывала подробно о реставрации машины. Казалось бы, тема совсем не связана с архитектурой, но все работники офиса запомнили это портфолио и отметили любовь автора к деталям, преданность делу и хорошую работу с поставщиками.

5. Не публикуйте то, чем не захотите заниматься

Составив портфолио из одних рендеров, будьте готовы, что вас примут на работу, прежде всего, как умелого 3D-визуализатора. Чтобы не попасть в ситуацию, когда ожидания от работы не совпадут с реалиями, покажите ваши приоритеты сразу и используйте в портфолио только те форматы и проекты, которыми вы хотите заниматься в дальнейшем.

6. Совместные проекты не запрещены

Часто возникают сомнения: стоит ли использовать в портфолио проекты, разработанные в авторском коллективе. Можно ли использовать общие изображения для контекста? Или только публиковать лично выполненные детали и узлы? Адекватным будет любой вариант, который лучшего всего вписывается в общую канву вашего рассказа. Главное, честно указать авторство, не забыв упомянуть коллег.

7. Обойдитесь без экспериментов в типографике

Типографика — консервативная область с множеством нюансов, каждый из которых прошел долгую историю формирования. Поэтому лучше не изобретать причудливый велосипед, а следовать устоявшимся базовым правилам . Пусть внимание привлекают ваши проекты, а не цвет и разнообразие странных шрифтов.

8. Единого формата не существует

Нет никаких стандартов в выборе формата, цвета, материала либо состава портфолио архитектора. Подойдет любое решение, которое лучше расскажет об авторе. Например, первокурсник МАРШа Денис Гаврилин при поступлении в школу составил портфолио из 10 открыток-проектов. На лицевую сторону каждой открытки студент вынес заглавный вопрос проекта, на который он пытался ответить конкретной работой. Кстати, Денис ведет , рассказывая о процессе архитектурного образования.

9. Не забывайте про видео

Собственно, блог сам по себе может стать заменой традиционному портфолио. Так, Андрей Елбаев из бюро «Остоженка» ведет канал на Youtube . В этих видео архитектор как рассказывает о текущих проектах, так и размышляет на отвлеченные темы, позволяя зрителю лучше понять свое авторское видение архитектуры.

Тем же путем пошел и молодой архитектор Этьен Дюваль. Мечтая работать в студии Бьярке Ингельса, Этьен решил записать видеоверсию портфолио, которое сразу разошлось по интернету подобно вирусу. Несмотря на шуточный характер, ролик наглядно демонстрирует все перечисленные выше пункты, подтверждая важность каждого из них. Ведь в итоге Дювалю удалось добиться цели — получить приглашение на собеседование в датское бюро.

10. Не бойтесь переспросить

Но представьте, если бы письмо с этим видео попало в спам или по ошибке было бы удалено, так и оставшись непрочтенным. Автор бы подумал, что идея не сработала, хотя его письмо просто не дошло до адресата. Поэтому никогда не будет лишним запросить ответа или переспросить, особенно если от этого шага может зависеть весь ваш дальнейший путь в архитектуре.