Какой процессор используется в zx spectrum. Легендарный компьютер ZX Spectrum обретёт новую жизнь. Готовим и вырезаем шаблон для ЛУТ

  • 04.11.2019

Добрый день (опционально вечер/ночь).

Свой 20й обзор я хочу посвятить компьютеру, который покорил мое сердце. Приглашаю посетить сей ламповый пост. Обязательно отмечаются все бывшие и нынешние владельцы этих великолепных аппаратов, делимся идеями, ссылками, гаджетами под наш любимый компьютер. Просьба откинуться на кресло и постепенно погружаться. (Обзор очень большой, содержит инструкции, схемы, мысли по сборке и апгрейду)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике…

Вот этот мужчина, которого Вы видите сверху, не спроста тут. Это сам Клайв Марльз Синклер, бывший владелец компании Sinclair Radionics, выпускавшей компьютеры Spectrum. Это тот самый человек, которых хотел изготовить самый дешевый аппарат для работы и точка. Да, он не любил игры и считал, что это пустая трата времени и неправильное вложение средств. (интересно, что бы он сказал сейчас, глядя на дико развивающуюся игровую индустрию). Да пускай, поправят меня знатоки, сей джентльмен ушел в изобретение электронных велосипедов с головой и похоже, что там и остался, изготавливает что-то в этом роде:

В прочем это совсем другая история. Сегодня пойдет речь о наборе для самостоятельной сборки компьютера, ушедшей эпохи, конца 80х.

Впервые я познакомился со Спектрумом, когда мне было 7 лет, отец собрал его для меня. Тогда я открыл для себя целый удивительный мир игр и программирования.
Как сказал один хороший человек - «Если ты однажды познакомился со Спектрумом, то он глубоко засядет тебе в душу и однажды, когда совсем станет невмоготу, ты будешь бегать по барахолкам и искать его.» И это правда. Только есть одно большое, НО. Купить можно, само-собой, на ибее есть лоты, продающие как 48к, так и 128к модели. Но однажды, когда мне стало «невмоготу» ища информацию о Спектрумах, я наткнулся на данный сайт, который предлагает готовые комплекты для самостоятельной сборки аппарата.

Был очень удивлен, люди продают и изготавливают платы советской копии Ленинград 48к с поправленной схемой. Плюсы и минусы конечно же у этого варианта есть. Но ребята, тут предлагают собрать компьютер своими руками, да что может быть круче чем разобраться в принципах работы компьютера на аппаратных уровнях?! Это же просто сказка. Естественно для таких работ желательно иметь опыт, маломальский, мой опыт сборки компьютеров ограничивается моделью РК-86 из журнала Радио, по сравнению со Спектрумом он песчинка, в плане сложности и придется потрудится, чтобы его отладить.

Как обычно предупреждение:

Вся ответственность, а именно самостоятельное проникновение в корпус готового изделия с последующим нарушением его целостности работоспособности, лежит на человеке совершившим это действие.

В дополнение к выше сказанному, при работе с микросхемами памяти, используйте заземленный, антистатический браслет, дабы не повредить целостность микросхемы, так же не забывайте подключать кабеля Video, RGB, Scart и тому подобные, только на выключенные приборы.

ПОДГОТОВКА К СБОРКЕ

Данный набор поставляется без оперативной памяти, чипы памяти используются и на данный момент времени найти их тяжело, можно так же использовать чипы , но с учетом небольших доработок в схеме.

Где достать? Барахолки отметаем сразу, разборы тоже по причине того, что чипы могут быть испорченными, помимо всего прочего с памятью такого рода есть особенности, а именно она чувствительна к работе одной партией (точнее все чипы, установленные в машину желательно должны быть одной партии, ревизии и даты производства, а также города производства), с этим я столкнулся, собирая РК-86, советская память больно уж капризная, даже новые чипы желательно покупать оптом, мало ли что.

По этому обзвонив все магазины в Екатеринбурге, чипы нашлись только в одном - , по баснословно низкой цене. Оно и понятно, кому в наше время может понадобиться столь маленькая оперативная память, да еще столь медленная.

Специально перед покупкой я попросил принести упаковку чипов, да бы убедиться, что отсыпают именно из этой коробки. Может быть я был излишне мнительным в этом решении, но мало ли что.

И следующими номиналами резисторов:

По мелочи аудио гнездо под Jack - 3.5, дополнительные панельки, если не хотите паять микросхемы. Есть возможность установки SMD корпусов резисторов, диодов, конденсаторов (например, блокировочные конденсаторы можно заменить на SMD).

По инструменту потребуется следующий набор:

1. паяльная станция/паяльник с регулировкой температуры,

2. осциллограф (очень и даже очень желателен),

3. мультиметр,

4. если нет осциллографа используем логический анализатор.

ПОСТАВЛЯЕМЫЙ КОМПЛЕКТ

Я зачастую мало уделяю вниманию упаковки, тк привык к поставкам с Китая, но Российские упаковки поглядеть стоит всегда, уберу под спойлер, кому захочется взглянуть, смотрите.

Упаковка

Микросхемы и запчасти оказались завернуты в пакет и приклеены скотчем:

Сама плата проложена двумя кусками гофрокартона и перетянута в упаковочный полиэтилен:

И так, давайте же взглянем на этот прекрасный набор запчастей

Плата. Вы знаете, эта плата изготовлена на высочайшем уровне, просто невероятно хорошо. Я давно не держал в руках столь качественных кастомных плат. Разводка, шелкография и надписи… Мммм великолепие, давайте просто насладимся:

От одних надписей на плате захватывает дух, уж больно они мне нравятся.

Так же прикладываю фотографии в большом размере платы целиком, да бы оценить полностью качество изготовления, кустарщиной не пахнет:

В комплекте поставляется, кроватки под микросхемы RAM, ROM, CPU:

Рассыпуха, которая идет с платой в комплекте. (Бипер, набор транзисторов BC547, конденсаторы на все нужные номиналы, контактные разъемы 2.54мм, кварц на 14.000 MHz, диоды):

Вся логика, которая потребуется для работы компьютера (включая CPU и ROM). Кстати ROM - память уже прошита Sinclair BASIC:

Для ориентирования в микросхемах времен СССР, нарисовал следующую картинку:

Из всех микросхем ни одной военки, две с пометкой статики - К561ЛН2 и К561ИЕ10А и ворохом различных предприятий.

СБОРКА

Используем две представленных схемы и , мало-ли захочется разобраться плотнее или столкнетесь с трудностями, начинаем потихоньку собирать. Самое важное это точно отслеживать что и куда ставим.

Так же в помощь схема размещения микросхем и прочих элементов:

Главное в этом деле не торопиться, иначе запутаетесь окончательно. Я начинал сборку с мелочи (конденсаторы, резисторы, диоды). Комплектные конденсаторы (блокировочные, номиналом 104) я поменял на свои - Murata Manufacturing. Последним сажайте кварц, связано с тем, что он очень близко расположен к резистору R1 и если паять кварц под корень, резистор придется паять навесным монтажом.

Как делать не надо!

Сначала я решил все посадить на DIP - панельки (и это стало большой ошибкой ), я считал так, что если микросхема выйдет из строя, то я всегда легко смогу ее докупить, но на практике оказалось все иначе, я собрал все глюки. О глюках и их решении можно почитать ниже.

Ближе к окончанию сборки я начал собирать модуль чтения с ленты, основанный на микросхеме К561ЛН2, схема модуля классическая, прилагаю ниже:

Тестовое включение с распаянным кабелем Video с CPU и установленной RAM:

Странно, а должно быть это:

Похоже что-то имеется там. Осмотрев плату нашел пару ошибок:

1. Не распаян резистор C2.
2. Не правильно установлен резистор С1.

Так же оставшиеся конденсаторы (блокировочные), номиналом 104, заменил на Murata. Заменил транзистор К315Б.

Ииии ничего, после произведения всех замен с последующим включением аппарата я получил это:

При этом 5В по кругу имеется, но CPU не запускается. Печально. Начал искать в чем причина, попутно заказав логический анализатор.

Прошло 1.5 месяца так результата и не было, я уже начал расстраиваться, как с почты пришло уведомление о посылке - анализатор пришел.

Анализатор сигналов представляет из себя уст-во, основанное на чипах являющимся периферийным контроллером USB2.0 и 8-ми канальным приемником (я бы даже сказал снифером ), осуществляющий захват с линий данных.

Данное уст-во работает с использованием программного пакета - .

Вроде бы все есть для решения проблемы, но проблема как была, так и осталась.

Долго я мучился, пока не решил снести к черту все кроватки под микросхемы, оставив только RAM, CPU и ROM.

И о чудо, все завелось! (А ведь мой РК-86 был собран на таких же панельках, и все работает)

Так выглядел процесс отладки:

В итоге долго и мучительно перепроверяя все и отрезав ножку 1 от микросхемы DD4 (К555ИЕ7) с сопутствующей запайкой на землю я получил изображение:

Прогресс на лицо. На развертку не обращайте внимания, телевизор старый и имеет проблему в этой области. Далее, если вы приглядитесь, то увидите, что значок - © отображается некорректно, это знаменитая проблема компьютера Ленинград 48К (некорректная прорисовка окружностей), решается так, обрезаем дорожку от ИР9 ->1 и ЛН1->10 и впаиваем следующую схему:

Вообще при использовании разных производителей логики, нужно индивидуально подбирать конденсаторы на развертку у микросхем DD4 -> ИЕ7 и DD6 -> ИЕ7, по сути опытным путем, ставится конденсатор что у первой, что и у второй между землей и 11й ногой.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КЛАВИАТУРЫ

Компьютер - это конечно хорошо, но без возможности ввода, иметь его нет смысла, поэтому мы будем делать клавиатуру!

Распиновка клавиатуры находится в основной схеме на Ленинград 48К:

Для клавиатуры нам понадобится:

1. Текстолит размером 100х160.

(Я решил делать компактную клавиатуру, для того, чтобы засунуть аппарат в компактный корпус, да и в целом люблю компактные клавиатуры).

2. Лазерный принтер для проведения ЛУТ.

3. Кнопки тактовые, по высоте подбираются самостоятельно.

Распаковываем, размечаем и режем:

Готовим и вырезаем шаблон для ЛУТ:

Открываем редактор и рисуем клавиатуру:

В редакторе она нарисована со вторым слоем, но скажем так, травить этот слой не надо, экономьте свое время, не стоит травить ради того, чтобы травить.

Для Вас я подготовил готовый шаблон для распечатки:

Шаблон зеркалить НЕ НАДО !

Затем печатаем его и вырезаем:

Для травления потребуется следующий набор:

1. 100 мл аптечной 3% перекиси водорода

2. 30 г лимонной кислоты

3. 5 г поваренной соли.

4. Емкость.

Для платы моего размера этого хватит с головой, причем я для скорости травления, предусмотрительно нарисовал полигоны, да бы раствор не тратить зря.

Утюгом переносим на заготовку, советую использовать подложку от оракла:

Видно небольшие огрехи я поправил маркером, стойким к хлорному железу и забросил в раствор:

По окончанию получил такой результат. Скажу сразу я накосячил, для того что бы хорошо виднелись надписи я продержал чуть дольше в растворе и кое-где попортил дорожки:

Ну да ладно, это не криминально, берем провод в 0.5 мм и пропаиваем дорожки:

К ЗАПУСКУ ГОТОВ

Ах как он хорош!

Ииии стартуем!

Устанавливаем на телефон или планшет приложение PlayZX:

Используя кабель AUX, цепляемся к Спектруму, включаем аппарат и переходим в режим загрузки (на клавиатуре Спектрума нажимаем J -> удерживая SS нажимаем дважды на P, увидите такую запись - LOAD "" и жмем энтер ). После этого выбираем нужный образ игры в телефоне и жмем play. Пойдет загрузка игры.

Процесс загрузки программы выглядит следующим образом:

Загруженный файл игры Saboteur:

И конечно же пример загрузки программы с нуля, проверим того же саботера:

ВЫВОДЫ

И так подытожим. Покупая данный компьютер, Вы не просто покупаете глупый макет для сборки подобный китайским, Вы приобретаете большой пласт опыта сборки подобных компьютеров. Как я уже раньше говорил, в детстве имел подобный компьютер, правда он был 128К и имел флоппи диски 5.2 дюйма, в любом случае я остался доволен результатом.

Если бы не этот компьютер я бы не обзавелся новым инструментом, таким как анализатор сигналов и горячим олово-отсосом, для выпайки микросхем и конечно же опытом.

Нюансы, платформа полностью скопирована с Ленинград 48К, ее можно подстроить под разные кварцы в зависимости от комплектной, логической базы, что очень хорошо.
Работает стабильно, используя приложение PlayZX, Вы откроете для себя мир игр для ZXSpectrum, да я и сам был удивлен такой большой библиотекой.

Очень большое сообщество по всему миру, кстати некоторые люди выпускают новые игры для данных компьютеров, а также портируют старые NES, например, Castlevania.

PS. Отличное начало в микроэлектронике для ребенка и отличное времяпрепровождение за решением той или иной проблемы.

PSS. Обзор получился просто гигантским, а рассказать хочется так много, но придется ограничиться только сутью, в следующем DIY будем изготавливать корпус для этого аппарата и будем прикручивать RGB и SCART, есть идеи сделать его в виде ноутбука.

Информация в помощь сборщикам Ленинград 48К:

1.
2.
3. Обзор понравился +253 +425

ZX Spectrum – это 8-разрядный персональный компьютер, который был разработан специалистами британской компании Sinclair Research Ltd. в далёком 1982 году. В 80-е годы прошлого века он являлся одним из самых популярных компьютеров в Европе, а к 90-м годам многочисленные клоны ZX Spectrum добрались и до нашей страны.

Многие из наших читателей наверняка помнят разнообразные модификации этого компьютера, а также тот факт, что игры в его память приходилось загружать с аудиокассет при помощи кассетного магнитофона, наблюдая на экране монитора (или телевизора) череду вспышек и разноцветных полос, возникающих в процессе загрузки.


Компьютер был разработан на базе популярного в те годы микропроцессора Zilog Z80, который позднее использовался при создании таких известных устройств, как MSX, Commodore 128, Sega Master System, Neo Geo, Game Boy, Game Gear, Game Boy Advance и многих других. Но, несмотря на довольно ограниченные графические возможности, а ZX Spectrum был способен выводить на экран всего 15 различных цветов, этот компьютер в 90 % случаев использовали исключительно для запуска игр.


Британская компания Elite Systems, в которой сейчас работают некоторые из создателей оригинального ZX Spectrum, поставила перед собой цель воскресить некогда популярный компьютер и сделать его гораздо более удобным, чем тот был более тридцати лет назад. Например, чтобы не приходилось загружать игры с устаревших во всех отношениях аудиокассет, вы сможете просто приобрести цифровую копию игры в Google Play, или App Store. Разумеется, для пущего удобства вам понадобятся физические кнопки, а не обыкновенный тачскрин, именно поэтому планируется выпустить специальную Bluetooth-клавиатуру, дизайном один в один повторяющую оригинальный ZX Spectrum.

Эта клавиатура без проблем будет подключаться к вашему планшету, смартфону или даже к Apple TV, если вам захочется комфортно поиграть на экране телевизора. Согласитесь – весьма приятное путешествие в далёкое прошлое можно себе устроить одним из свободных вечеров.


Стоить эта Bluetooth-клавиатура будет в районе 40 фунтов стерлингов (что-то в районе 2000 рублей), не включая доставку. В данный момент инициаторы проекта пытаются набрать 60 000 фунтов на Kickstarter , чтобы начать полномасштабное производство игрового устройства. Вы можете уже сейчас поддержать их рублём, если почувствовали неудержимый приступ ностальгии.

«8 лет я играл в Спектрум в черно-белом цвете и все знаете почему, да потому что наши доблестные телики RGB сигнал вообще не понимали». Хотел бы сказать я, понастольгировать, вспомнить что раньше солнце было ярче а трава зеленее. Но не скажу, в моем детстве слово Спектрум вообще никто никогда не произносил. Все свое детство я играл в денди, позже в сегу, у друзей иногда в супернинтендо. Ни в передаче Денди «Новая Реальность», ни в «От винта», ни в каком либо журнале я не слышал об этом компьютере. Я краем уха слышал о компьютерах, загружающихся с кассет, но никогда их не видел и не знал их названия. Впервые я о нем узнал только когда у меня появился интернет. Почитывал форумы, завидовал тем людям которые в конце 80х начале 90х собирали сами свои компьютеры, а я годноту пропустил. Хотя в те годы я был маленький и при всем желании свой клон спектрума бы не собрал. Много ли я потерял? Вот этот вопрос я не так давно себе стал задавать. Год назад наткнулся на очень хороший видосик где один парень очень подробно рассказал и показал как спаять клон спектрума «Ленинград». Его я пересматривал не раз и в итоге решил «Я соберу свой компьютер с нуля!».

За основу решил взять оригинальную схему Ленинграда с sblive.narod.ru. Ну и добавить кучу доработок, таких как корректировка прорисовки окружности(непонятно как Зонов смог спроектировать компьютер с таким лютым косяком.Выражается в проблемах шрифтов, косяках графики итп), стабилизации кварцевого генератора, стабилизации кадровой и строчной синхронизации, доработка сигнала INT, введение привязки к уровню черного.

Чтобы этот процесс был еще круче и интереснее я не стал искать готовую плату, заказал себе макетку довольно компактных размеров 12*18. Так же пришлось заказать микросхем и другой мелочевки с алиэкспресса и ЧИПиДИПа. Память и процессор пришлось выпаять из неработающего клона, который я недавно получил от одного спектрумиста. Что это за клон до сих пор не знаю, схемы на него нет, и я просто его выпаял из него микросхемы.

Все микросхемы решил поставить на панельки для быстрой замены если что то пойдет не так. Но ведь Спектрум содержит ПЗУ, а его еще надо прошить, программатора у меня не было, но мир не без добрых людей. Вместо двух EPROM решил поставить одну EEPROM W27C512, в который зашил 48к бейсик, 128к бейсик, ТР-ДОС и тест памяти для 48к, также неплохо иметь возможность переключать банки памяти перемычками. Но вот все мои детали пришли, заранее продумав где какая панелька будет стоять, начал их припаивать. Ну и прилепил наклейки на плату с надписями где какая микросхема и номера ножек, что очень облегчило мне жизнь в дальнейшем.

Уделяя пару-тройку часиков в день за две с половиной недели все таки собрал. Не терпелось сразу его подключить. И после включения я увидел белый экран, что же уже неплохо подумал я. После перепроверки всей платы, убрав пару косяков ситуация лучше не стала. Я долго не мог понять в чем дело но потом узнал что не стоит мешать КМОП и ТТЛ микросхемы. Да, я тот еще радиолюбитель. Пришлось опять заказывать детали и ждать. После замены всех КМОП микросхем на ТТЛ все таки появилась заветная надпись, но изображение плыло.

Обращение на форум zx-pk.ru дало отчасти понять что происходит, но решения у меня не было. В итоге пришлось часами сидеть над схемой. И вуаля, я просто неправильно понял схему доработки формирования сигнала INT, точнее я сначала правильно ее понял, а потом подумал что неправильно и сделал с косяком. Что же, еще одна проблема устранена. Но не все так радужно как хотелось бы, на моем мультимедийном мониторе постоянно бежали кадры. И тут я решился подключить с старому доброму телевизору SHARP, который меня никогда не подводил. Но правда в ч\б, так как RGB-скарта в нем нет. И картинка на нем почти не дергалась. Опять обращение на форум дало дельный совет, сделать фильтр для импульсного блока питания.

И вот наконец то картинка нормальная, никаких подергиваний, запускаем тест памяти.

Но ведь для спектрума нужна еще и клавиатура. Тут я выкрутился довольно оригинально, взял старую клавиатуру, вытащил из нее пленку с контактами, порезал гетинакс на кусочки, напаял на него контакты, обработал их напильником и приклеил термоклеем к клаве, ну и спаял их по схеме. Получилась довольно громоздкая внешняя клава. Ну и порты для синклер джойстиков прямо в клавиатуру встроил. Подходят джойстики от сега мастер систем или атари, ну или как в моем случае перепаяный внутри сеговский джойстик, для которого я вывел клавишу пробел(а именно она почти всегда используется как дополнительная) на кнопку А, ну и при нажатии кнопки С дублируется нажатие вверх, что удобно в платформерах.

С динамиком у меня как то не задалось и я просто вывел бипер на телевизор, так хотя бы громкость можно регулировать. Написав простенькую мелодию в бейсике, потестировав звук решил загрузить какую нибудь игру. И… ничего у меня не получилось. Магнитофонную читалку собирал на К554СА3, перепробовал несколько микросхем, перепроверял всю схему но не завелось, почему, до сих пор не понятно. Пересобрал читалку на 561ЛН2 по схеме от пентагон-48(сначала на макетке перед тем как паять) и все заработало с первого раза. Игры хоть и загружались но большинство висло сразу же, в некоторые вроде DIZZY 5 удавалось немного поиграть.

Один раз как то проснувшись утром я призадумался, а правильные ли я впаял конденсаторы… и ОМГ, вместо 47 нанофарад я впаял 47 пикофарад, а еще хотел чтоб что то работало. Еще раз заказываем недостающие детали, ждем. После глобальной перепайки конденсаторов наконец то можно нормально поиграть, больше ничего не виснет. Приходилось себя успокаивать, что все равно большинство игр на спектруме монохромные и я не так уж много теряю, что в в конце 80х далеко не у всех были цветные телики и многие играли в него с ч\б картинкой. Но как то не шибко помогало, знаете ли.

А на моем LCD мониторе кадры все равно бегали. В итоге я все таки решился впаять дополнительную микросхему для укорочения строчного синхроимпульса, которую я хотел поставить еще в начале сборки но почему то решил сэкономить. В итоге наконец то получил хорошую цветную картинку.

Изображение правда немного двоит. Проверил на LCD телевизоре, двоения не видно. Картинка отличная. Супер! Но на моей плате еще есть свободное место и глупо было бы его не использовать. Сделать расширение памяти до 128к и поиграть в кастлванию 2015 года было бы здорово. Для этого поменяем наши К565РУ5 на К565РУ7 или аналог MN41256-08, который без проблем можно купить на алиэкспресс. Добавив еще 7 микросхем, включая звуковой чип YM2149F плату заполнил полностью. Проблем никаких с апгрейдом памяти не возникло. Расширял память до 256к по этой схеме, но все же использую ее в режиме 128к.

В итоге получилось вот это

Изначально юзать плату на столе я не собирался и для этого подобрал корпус от старой ТВ-приставки, теоретически туда можно поставить и дополнительную плату контроллера дисковода вторым этажом, но я пока не хочу этим заморачиваться.

Игры на спекки оказались лютым хардкором, мне удалось пройти только недавно вышедший Mighty Final Fight.

Так много ли я потерял из за отсутствия этого компьютера в детстве? В плане игр вряд ли, хотя возможность переписывать игры с кассеты на кассету могла бы мне очень прийтись по душе. В плане программирования на бейсике, вряд ли бы в то время меня это заинтересовало.


Сегодня, когда у каждого в кармане лежит телефон, по своим возможностям мало уступающим компьютеру, сложно представить, что в 80-е годы компьютером называлась 8-битная система с 48 килобайтами оперативной памяти и 3.5-мегагерцевым процессором. Для работы с ним требовался телевизор, но разрешение картинки составляло смешные по нынешним меркам даже для телефонов 256х192 пикселя. Тем не менее, это были очень захватывающие игры, где отсутствие зрелищной графики с лихвой компенсировалось воображением игроков. Размеры файлов с играми колебались от 6 до 40 килобайт, а программистам приходилось в буквальном смысле слова экономить каждый байт. Предлагаем всем, кто помнит те времена, вернуться к ним на минуту и отдать должное играм той, уже навсегда ушедшей, эпохи.

Игры тогда распространялись с помощью магнитофонных кассет, легальных способов купить игру в СССР просто не было. Для работы с компьютером был необходим телевизор и кассетный магнитофон. Конечно же, фирменных компьютеров ZX Spectrum в стране были единицы и только у тех, кто имел возможность купить их за границей. Все остальные покупали (или собирали сами - в зависимости от умений) компьютеры, собранные из аналогичной компонентной базы. По рукам ходили принципиальные схемы под названиями «Ленинград» или «Пентагон», созданные умельцами.

Отдельного слова стоит процесс освоения игр. Никаких локализаций поначалу не было вовсе. Документации к играм, разумеется, тоже. Все, начиная от жанра игры до управления, приходилось осваивать «методом тыка». К слову, большинство жанров игр именно тогда и создавались. Никаких мышей или тачпадов в те времена тоже не было. Для управления играми использовалась или клавиатура, или джойстик. Иногда очень достойная игра забрасывалась просто из-за того, что было невозможно понять что конкретно нужно делать по ее сценарию.

Elite

Открывает десятку легендарных игр, конечно же, Elite. Игра была придумана студентами Кэмбриджского университета Дэвидом Брэбеном и Яном Беллом в 1982 году, а в 1984 уже вышли ее первые версии. Портирование для ZX Spectrum произошло в 1985-м. По жанру это был космический симулятор с элементами экономической стратегии. В игре была полная свобода действий игрока в мире с 8 галактиками, в каждой из которых находилось по 256 звездных систем. В игре впервые была использована трехмерная каркасная графика. Это значит, что объекты были трехмерными, но изображались в виде прозрачных фигур-многоугольников. Игрок мог путешествовать между звездными системами, сражаясь с пиратами и перепродавая товары с выгодой для себя. Полученные ресурсы можно тратить на улучшение систем корабля: защиту, вооружение и различные приспособления, например, докинговый компьютер или устройство гипердрайва для путешествия между галактиками. Считается, что целью игры было достижения статуса Elite, к которому можно пройти начиная с Harmless и пройдя через Mostly Harmless, Poor, Average, Above Average, Competent, Dangerous, Deadly. При этом в игре было ветвление, в зависимости от поведения игрока: если он начинал грабить встречных торговцев, к нему менялось отношение в звездных системах и, соответственно, менялся его статус. Управление подразумевало полностью трехмерный мир, поэтому было довольно сложным. Оценить перелет от одной орбитальной станции к другой, вы сможете по этому видео:

SimCity

В это сложно поверить, но известнейший симулятор городского управления SimCity существовал и для ZX Spectrum, где появился в 1989 году. Карта была очень маленькой, из всех городских коммуникаций были доступны только дороги и линии электропередач, но в игре даже были элементы аналитики с уровнями преступности, загрязнений окружающей среды и так далее. Рельеф отсутствовал как класс - вся карта представляла собой гладкую, как стол, поверхность, на которой усложняли жизнь пользователю лишь озера. Но в это можно было играть и получать огромное удовольствие от экономических успехов!

Nether Earth

Возможно, вы удивитесь, но Nether Earth является стратегией в режиме реального времени. Она появилась в 1987 году за 5 лет до Dune II, считающейся родоначальницей жанра. Сюжет игры прост - на Земле высаживается десант расы роботов инсигнианцев, которые создают свои базы и заводы по производству компонентов для роботов. Игроку дается оригинальный инструмент - неуязвимый, но невооруженный летающий модуль, с помощью которого и управляется игра. Можно создавать новых роботов и управлять ими вручную. Захват баз или заводов может выполняться только роботами. Им можно дать задание для автономных действий, связанное с патрулированием, военными действиями или захватом заводов и баз. В игре есть тактические ядерные заряды, способные уничтожать базы и заводы. Из-за отсутвия игрового баланса и очень маленькой карты (4 базы с комплектами заводов) выигрышная стратегия просчитывается довольно быстро и заключается в марш-броске с максимально вооруженным роботом. Выглядит это так:

Barbarian

Во что рубилось все прогрессивное человечество до выхода Mortal Kombat в 1992 году? Правильный ответ - в игры типа Barbarian образца 1987 года. В нее можно было играть как одному (с компьютерным персонажем), так и вдвоем (желательно с джойстиками). Битва шла на трех уровнях: голова, грудь, ноги. Можно было использовать подкаты, блоки и удары ногой. Фирменным был удар с разворота, в котором можно было при удачном стечении обстоятельств, закончить бой одним ударом, сносящим противнику голову. В этом случае карлик, оттаскивавший в финале битвы тело, еще и смешно пинал ногами упавшую голову.

Renegade

Классическая игра в жанре Street Fighting для ZX Spectrum, вышла в 1987 году. Можно играть одному и в паре. Как гласит Wikipedia, эта игра ввела основные законы жанра beat "em up: 4-хстороннее движение, система «рука-нога-захват-прыжок», разная степень выносливости противников. В игре есть возможность добивания лежачего противника.

Commando

Не обошлось на ZX Spectrum и без тактического симулятора. Во времена, когда еще не было всяких Counter Strike, Metal Gear Solid и Call of Duty, мы играли в Commando. Уже тогда было понятно, что ключ к победе - это маневр и огневая поддержка. Поэтому персонаж должен был непрерывно двигаться и стрелять, обильно засыпая все гранатами. Динамика в игре очень высокая даже на первых уровнях, заминка в 1-2 секунды приводит в неминуемой гибели персонажа. Убедитесь сами:

Combat Lynx

Наверное, список легендарных игр для ZX Spectrum был бы неполным без игры Combat Lynx, представляющий яркий пример того насколько сложными по сценарию и выполняемым функциям могли быть такие игры. Даже не знаю каким чудом мы с друзьями смогли освоить ее безо всякой документации. Речь идет об управлении боевым вертолетом, который способен нести добрый десяток видов вооружения, включая устанавливаемые мины. Подвозить к базам подкрепление и эвакуировать раненых. Игра имела трехмерный рельеф, что усложняло не только пилотирование вертолета (можно легко вляпаться в холм), но и стрельбу по наземным целям. Прицеливание выполнялось по крестику прицела, спроецированного на поверхность, которая также менялась в зависимости от рельефа. И если на начальных уровнях все было относительно легко, то дальше поддерживать 4 базы, доставляя туда новых бойцов и расстреливая снующие там и тут танки, становится все сложнее. Видео игры под ZX Spectrum не нашел, это видео игры для компьютеров Amstrad. Здесь несколько отличается игровая графика, она чуть зрелищнее, но игровой процесс выглядит точно так же.

Saboteur

Даже не знаю что больше повлияло на популярность этой игры - сложность задачи для диверсанта или то, что лазутчиком создатель игры Клайв Таунсенд выбрал воина-ниндзя. В 80-е годы прошлого века мир переживал очередной всплеск интереса к японским диверсантам, затянутым во все черное и лихо метавшим сюрикены. Итак, задача игрока в Saboteur - проникнуть на территорию охраняемого объекта, украсть дискету с данными, заложить бомбу и успеть эвакуироваться на вертолете. И все это за ограниченный промежуток времени. Насколько «легкой» является эта задача можете увидеть в 30-минутном ролике прохождения на самом высоком уровне сложности.

Robocop

Фильм «Робокоп» был одним из самых ярких фантастических кинокартин 80х годов, поэтому игра с этим персонажем была заведомо обречена на успех. Помнится, мы находили ее графику очень эффектной, анимацию персонажа очень близкой к тому, что было увидено в фильме, а дополнительную сложность придавало то, что патроны имели склонность заканчиваться и их стоило беречь. Внутри игры был пазл-задание с фотороботом, что также вносило разнообразие в обычный street fighting. Все-таки как мало нам нужно было в те годы для счастья...

Lode Runner

В заключении хотелось бы вспомнить что-нибудь крайне простое и увлекательное. И в голову в первую очередь приходит игра Lode Runner. В эпоху аркадных игр вроде Pacman, Arkanoid или Space Invaders, именно эта игра выглядела легкой и сложной одновременно. И играть в нее можно было часами в отличие от половины игр этого списка. Можете в этом убедиться, просмотрев полностью видео ниже:

Знаете ли вы, каким был первый массовый персональный компьютер? С чего началась эра персональных компьютеров? Некоторые могут даже помнить свой самый первый компьютер, которым являлся ZX Spectrum. Именно он является прародителем всех современных компьютеров. ZX Spectrum продержался на рынке более 10 лет, что в компьютерном мире считается большим достижением. Жизнь Спектрума была насыщенной, с множеством интересных фактов, мифов и заблуждений.

Для начала, познакомимся с человеком, который считается создателем ZX Spectrum. Его имя Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair).

Клайв Марльз Синклер родился в городе Суррей (Surrey), под Ричмондом, 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Сам Клайв последовал по тем же стопам. Уже в 1962 году Синклер создаёт Sinclair Radionics, производит комплекты деталей для сборки радиоприёмников и усилителей звука. У компании стремительно растет репутация пионера в бытовой электронике.

С 1972 года компания производит электронные часы, портативные телевизоры и инструменты. В июле 1979 года Клайв Синклер уходит в отставку из Sinclair Radionics и учереждает новую компанию Sinclair Research Ltd. Отсюда и начинается история нашего ZX Spectrum.


Первый продукт Sinclair ZX80 произведен в феврале 1980 года, это был первый компьютер в мире стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. Его размеры были 218 × 170 × 50mm и весил он 340 грамм. ZX 80 нельзя было назвать очень удачным, тем не менее он начал довольно хорошо продаваться.


В 1981 последовал логичный выпуск новой версии – Sinclair ZX81. Он был гораздо дешевле предшественника и стоил 69 фунтов. За два года было произведено более миллиона ZX81 и Синклер заработал более 400 миллионов фунтов стерлингов. После продажи 10 % акции компании и раздачи 5 % акций своим служащим, он сохранил 85 % акций, что давало ему возможность принимать амбициозные и непрофессиональные решения.

ZX Spectrum 48


На волне успеха Sinclair Research выпускает свой самый популярный компьютер. Происходит это в 1982 году. «ZX Spectrum 48» имел 16 КБ ПЗУ , в которые был прошит диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC . Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс.

С выпуском ZX Spectrum были огромные проблемы. На компанию Синклера посыпалось огромное количество заказов, до 40 тысяч. Реальная возможность была производить лишь 5000 ZX Spectrum в месяц. Синклер постоянно врал в интервью, анонсировал выпуск MicroDrive, который должен был добавить дополнительные килобайты к модели Spectrum с ОЗУ в 16 килобайт. Заводы не справлялись с огромным количеством заказов, появились огромные очереди: 40 000 человек ждало от 4 до 5 месяцев свой ZX Spectrum, а Синклер периодически публично выступал, заверяя что ситуация исправлена и проблемы позади.

Вскоре правда всплывала. Репутация Синклера была сильно испорчена. Вопреки всеобщему заблуждению, Синклер сам практически ничего не понимал в архитектуре компьютеров, но зато принял участие в разработке клавиатуры для ZX Spectrum. В результате получилась ужаснейшая и неудобная резиновая клавиатура, от которой вскоре все отказались. Купить дополнительную клавиатуру можно было за 40 фунтов.


Несмотря на неудачи с ZX Spectrum, Клайв Синклер остается чрезвычайно популярным человеком в Великобритании. В основном за счет распространенности ZX81, продажи которого составляют 40% от количества всех продаваемых в Англии компьютеров. Компания вынуждена была выпустить новую версию Spectrum, чтобы не утратить доверие пользователей к этой платформе. С июня 1984 года разработчики готовили ZX Spectrum+, который был выпущен в октябре того же года.

Это был «Spectrum» c 48 КБ памяти, обновлённым корпусом и клавиатурой; на корпусе появилась кнопка сброса. Довольно быстро новая модель стала продаваться вдвое лучше предыдущей; тем не менее, некоторые продавцы говорили про высокий процент поломок. В добавок ко всему, ZX Spectrum+ поставлялся все с той же ужасной клавиатурой.


«Investronica» помогла адаптировать «ZX Spectrum+» к испанскому рынку после того, как испанское правительство обложило особым налогом все компьютеры с памятью в 64 КБ и ниже, не поддерживающие испанский язык.

Новая модель содержала 128 КБ ОЗУ , трёхканальный звук через AY-3-8912, совместимость с MIDI , порт RS-232, RGB -выход на монитор, а также 32 КБ ПЗУ с улучшенным Бейсик-редактором.

Машина была впервые представлена и запущена в продажу в сентябре 1985 года в Испании. В Великобритании, из-за наличия большого числа нераспроданных «Spectrum+», продажи были отложены до февраля 1986 года; начальная цена была установлена в 179,95 фунтов.

Процессор Z80 имеет 16-разрядную шину адреса, что означает что он может напрямую адресовать только 64 КБ памяти. Для доступа к дополнительным 80 КБ ОЗУ использовалась техника переключения банков памяти, таким образом, оперативная память была доступна в виде восьми страниц, подключаемых в верхнюю часть адресного пространства. Подобным образом выполнялось переключение между новыми 16 КБ ПЗУ и оригинальными 16 КБ ПЗУ в нижней части адресного пространства.

Для использования новых звуковых возможностей в «Sinclair BASIC » появилась инструкция PLAY , для переключения в режим «Spectrum 48K» - SPECTRUM . Новые инструкции заняли место двух существующих «символов определяемых пользователем», что вызвало проблемы совместимости с некоторыми старыми BASIC -программами.

На выпуске модели ZX Spectrum128 и заканчивается история Sinclair Research. Заканчивается довольно неожиданно. В 82-м и в 83-м годах, прибыль компании Клайва Синклера составила 13,5 миллионов фунтов стерлингов, при том что ему принадлежало 85 % акций компании. Однако в 83-85 годах амбициозный Сэр, уверенный в своей гениальности, спонсировал разнообразные проекты, такие как электромобиль, плоский телевизор и новую модель компьютера (Sinclair QL).

Конструкцию автомобиля он доверил компании, которая специализировалась в сборке стиральных машин. Автомобили никто не купил. С плоским телевизором тоже ничего не вышло. Новый компьютер отставал по качеству, по мощности и по цене от своих конкурентов. В 85-м году, чтобы избежать банкротства, Клайву удалось уговорить торговую марку Dixons заключить с ним сделку на 10 миллионов фунтов стерлингов.

Примерно в это же время от него уходит жена. Причина: банальная измена, которая длилась уже несколько месяцев. Видимо здесь Синклер и прочувствовал, что пора уходить из компьютерного бизнеса. Бытует мнение, что Синклер обанкротился, на самом деле это не так. Уйти Синклеру удалось довольно красиво и с выгодой для себя. В 86-м году, ситуация улучшается и кажется что компания вот-вот снова встанет на ноги. Однако 7-го апреля, сэр Клайв Синклер неожиданно уходит из компьютерной индустрии. При продаже компании, Клайв получает 5 миллионов фунтов стерлингов наличными.


Все права на компьютеры Spectrum переданы компании «Amstrad», которая успешно продолжает развивать линейку Spectrum. Наконец-то была создана новая удобная клавиатура, которая пришла на замену мутанту от Синклера. Компания «Amstrad» выпустила ZX Spectrum +2. Машина имела серый корпус с пружинной клавиатурой, двумя портами джойстиков, а также встроенным кассетным магнитофоном, именуемым «Datacorder» (как в «Amstrad CPC 464»), но в остальном машина была полностью идентична «ZX Spectrum 128».

Цена производства была снижена, в результате чего розничные цены упали до 139-149 фунтов. Новая клавиатура не имела надписей с ключевыми словами BASIC , за исключением LOAD , CODE и RUN , которые были нужны для запуска программ, но это не было большой проблемой, поскольку в «+2» имелась система меню, подобная меню в «ZX Spectrum 128», где можно было переключаться между старым BASIC 48K и BASIC 128K с набором ключевых слов побуквенно.

ZX Spectrum +3


ZX Spectrum +3 выглядел подобно модели «+2», но вместо магнитофона содержал привод 3-дюймовых гибких дисков. Корпус был чёрного цвета. Модель была выпущена в 1987 году с начальной ценой в 249 фунтов, которая позже упала до 199 фунтов.

Это был первый «Spectrum», способный запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. В «+3» появилось ещё 2 по 16 КБ ПЗУ , в виде одного чипа на 32 КБ. Половину этого объёма заняла вторая часть реорганизованного 128 ROM , вторую половину - дисковая операционная система +3DOS, которая по сути являлась изменённой версией AMSDOS .

Для возможности использования других операционных систем механизм переключения банков памяти был изменён таким образом, что ОЗУ могло отображаться на все 64 КБ адресного пространства. Такие коренные изменения привели к ряду несовместимостей, некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K перестали работать на новой машине.

«ZX Spectrum +3» стал последней официальной моделью «Spectrum», которая пошла в серию; производство модели продолжалось до декабря 1990 года. Хотя в то время продажи «Spectrum» составляли треть продаж всех домашних компьютеров, «Amstrad» прекратила производство в попытке перевести потребителей на линейку «CPC».


В 1987 году был выпущен ZX Spectrum +2A. Он был сделан для того, чтобы линейка машин стала более однородной. На корпусе по-прежнему была надпись «ZX Spectrum +2», но цвет корпуса вновь стал чёрным, как у первых моделей.

«+2A» был сделан на основе «+3», с моделью ПЗУ 4.1 и с материнской платой, на которой было значительно уменьшено количество чипов - большинство из них было интегрировано в ASIC -микросхему.

Привод диска и оборудование для него из модели «+3» был заменён на кассетный привод, как в оригинальном «+2». Первоначально «Amstrad» планировала вывести интерфейс для диска, но это так и не было сделано. Как и в случае с «ZX Spectrum +3», некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K были несовместимы с этой моделью.

Девайсы для компьютеров ZX Spectrum


ZX Printer - печатающее устройство, разработанное компанией Sinclair Research Ltd для использования с компьютерами Sinclair ZX81 и ZX Spectrum, и выпущенное в ноябре 1981 года. В США устройство выпускалось компанией Timex Corporation под названием TS 2040 Personal Printer, в Португалии - под названием Timex Printer.


ZX Microdrive - высокоскоростное устройство хранения данных, выпущенное в 1983 году компанией Sinclair Research для компьютера ZX Spectrum. Также использовалось для компьютеров Sinclair QL и One Per Desk.

Устройство представляет собой сменный картридж с закольцованной, «бесконечной» магнитной лентой. При работе с данным устройством, создаётся впечатление, что работаешь с дисководом. Одновременно допускается подключение до восьми микродрайвов. Емкость одного микродрайва примерно 100 Килобайт.

Kempston Interface


Kempston Interface - внешнее устройство для компьютера ZX Spectrum, разработанное Kempston Micro Electronics и выпущенное в 1983 году - интерфейс для подключения джойстика. Интерфейс подключался к системному разъёму ZX Spectrum и позволял использовать ставшие стандартом де-факто Atari-совместимые джойстики с разъёмом DE-9. Устройство продавалось по цене в 15,00 фунтов.

Времена Рыцарских Забав сэра Синклера

А чем же занимался Клайв Синклер после своего ухода из бизнеса? 5 миллионов ему хватило с лихвой для того чтоб вести разгульную жизнь. Конец 90-ых для сэра Синклера можно назвать Временем Рыцарских Забав. Его неоднократно (примерно 10 раз) заставали в компании молодых актрис, моделей и стриптизерш 20-22 лет. Однако все отношения заканчивались очень быстро, ни о какой любви и речи быть не могло.

В 2004 году Синклер отличился изобретением велосипеда. Он демонстрирует миру раскладной велосипед собственной конструкции A-bike. Уникальность велосипеда в том, что он легко складывается и помещается в рюкзак. Стоит отметить, что это изобретение не принесло никаких дивидентов.

Таковы были начало и конец историй изобретений легендарного Клайва Синклера. В последнее время Синклер был увлечен покером. Пару раз его игры показывали по телевизору, его выигрыши составляли 25 000 фунтов стерлингов.

В завершение, приведем основные мифы и заблуждения, касающиеся Клайва Синклера и ZX Spectrum:

– Синклер не изобретал Spectrum, он вообще мало понимал архитектуру ПК.

– дичайщее заблуждение, Синклер заработал на Spectrum миллионы.

– еще одно заблуждение, были более совершенные компьютеры IBM , но они стоили гораздо дороже.

– каждые два года выпускалась улучшенная модификация Spectrum.

– Синклер не разорился, он продал Sinclair Research за 5 миллионов и ушел из бизнеса.