Что такое port mapping? Что означает понятие в общем? Сравнение мэппинга с ВПР()

  • 28.04.2019

В данной статье мы хотели бы систематизировать наш опыт проведения миграции данных в крупных корпоративных проектах, связанных с переходом Заказчиков на работу в конфигурациях «1С:Предприятие 8».

При этом основной акцент в статье будет сделан, прежде всего, на технологическую составляющую процесса миграции. Организационная составляющая также затронута, но в меньшей степени.

Термины и определения

Под миграцией данных принято понимать конечную последовательность работ, проект, направленный на разовое массовое перемещение данных из систем-источников (исторические системы) в систему-приёмник. При этом эксплуатация этих данных в системах-источниках прекращается.

Следует отличать миграцию данных от интеграции данных. Интеграция, в отличие от миграции - это постоянная часть архитектуры IT, и ответственна за потоки данных между различными системами и хранилищами данных - и является процессом, а не деятельностью по осуществлению проекта.

Схема миграции в общем случае выглядит следующим образом:

Рис. 1

Исторические системы - базы данных компании Заказчика, которые планируется полностью или частично заменить при внедрении новой системы.

Система-приёмник - целевая система, произвольная конфигурация «1С:Предприятие 8».

Исходные данные - данные, выгруженные из исторических систем в произвольный формат xls -файлов. В данном случае формат xls представляется, как один из самых удобных, поскольку возможность выгрузки в xls -файл присутствует во многих учетных системах «предыдущих поколений».

Как современную альтернативу в качестве транспорта возможно рассматривать формат xml -файлов.

Также существуют варианты использования промежуточной базы данных.

Трансформация, конвертация - процесс преобразования исходных данных в данные для загрузки. Трансформация данных происходит в соответствии с шаблонами для загрузки. Результатом трансформации являются данные для загрузки.

Данные для загрузки - данные, предназначенные для загрузки в систему-приёмник. В данной статье, так же как и исходные данные, рассматривается xls -формат.

Шаблоны данных для загрузки - описание таблиц данных для загрузки в целевую систему.

Этапы миграции

Рассмотрим поэтапно процесс подготовки и проведения миграции.

К организационным этапам миграции можно отнести следующие пункты:

· Определение стратегии миграции. На данном этапе Исполнитель и Заказчик договариваются о технологии проведения миграционных работ;

· Определение состава рабочей группы по миграции. В рабочую группу должны входить специалисты и Исполнителя и Заказчика, знакомые в достаточной степени с работой исторических систем (со стороны Заказчика) и целевой системы (со стороны Исполнителя);

· Предварительный план миграции. План миграции по ходу проекта будет неоднократно корректироваться;

· Периоды дат выгрузки данных из исторических систем, объемы данных. Периоды среза данных для миграций, даты тестовых и итоговой миграций. Данную информацию можно отнести к плану миграции;

· Состав данных, подлежащих миграции. Справочные данные, классификаторы, транзакционные данные, остатки, обороты и пр.;

· Вопросы проверки качества, корректности и целостности данных в процессе миграции и по итогам;

· Вопросы отката к предыдущему состоянию в случае сбоев.

Остановимся подробнее на технологических этапах миграции.

Рис. 2

1.Подготовка шаблонов загрузки данных

Шаблон загрузки данных содержит технические описания таблиц данных для загрузки, алгоритмы и правила загрузки для текущего шаблона.

Каждый шаблон в общем случае предназначен для одной или нескольких связанных таблиц в целевой системе-приёмнике.

В шаблоне указывается:

· Описание всех полей xls -файла данных для загрузки, включая:

o Имя поля

o Признак обязательности заполнения поля

o Пример заполнения поля

o Примечание

· Описание правил загрузки таблицы целевой системы на основании данных для загрузки (очередность в случае нескольких связанных таблиц, алгоритмы поиска по ключевым полям и т.п.)

· Описание заполнения непосредственно полей таблиц целевой системы в случае, если предусматривается что-либо отличное от переноса данных «один в один» из файла данных для загрузки. Актуально для ссылочных полей, например.

В процессе работ по данному этапу Исполнитель также должен подготовить загрузчик файлов данных для загрузки. В случае работы с файлами xls данная задача не представляет особой сложности.

2.Выявление источников данных

Данный этап может начинаться вместе с предыдущим этапом «1. Подготовка шаблонов загрузки данных».

В рамках данного этапа специалисты Заказчика определяют из каких систем и какие данные могут быть выгружены. Также следует определить какие данные возможно могут понадобиться.

Как правило, в больших проектах миграции выявление полного исчерпывающего списка источников данных может занимать достаточно продолжительное время и происходит по мере работ на последующих этапах.

Нередки ситуации, когда для обеспечения в дальнейшем целостности информации некоторые данные приходится переносить с печатных источников (оцифровывать) или даже заносить в таблицы со слов ключевых сотрудников Заказчика.

Тем не менее, на данном этапе нужно постараться выявить как можно больше необходимых данных.

3.Выгрузка исходных данных

Процесс выгрузки данных из исторических систем может занять достаточное количество времени, особенно, если систем много, они разные и за них ответственны разные подразделения Заказчика. Необходимо учитывать данный момент при тестовых и итоговой миграциях.

Наиболее удобным вариантом представляется выгрузка в xls файлы. Многие старые IT -системы поддерживают такой вариант.

Также могут быть варианты выгрузки в csv формат, dbf , xml форматы и прочие.

Стоит отметить, что по тем или иным причинам (вопросы безопасности, например) Заказчик не всегда может предоставить выгрузки данных в полном объеме на этом этапе! Только структура данных и несколько тестовых позиций. Таким образом, может сложиться такая ситуация, что при тестовых и итоговой загрузках будут обнаруживаться некачественные данные в исходных таблицах, что будет приводить к незапланированным ошибкам.

Для минимизации данной проблемы следует оговорить заранее объемы тестовых выгрузок из исторических систем.

4.Мэппинг данных

Мэппинг (data mapping ) - в общем случае процесс сопоставления данных исторических систем и системы-приемника. То есть, исходных данных и данных для загрузки.

Этап мэппинга - наиболее трудоёмкий этап и может занимать более 50% всех работ по задаче миграции.

На данном этапе в полной мере задействуется вся рабочая группа проекта по миграции.

В процессе мэппинга данных необходимо выделить подэтапы мэппинга таблиц и мэппинга полей.

· Мэппинг таблиц, или мэппинг шаблонов - сопоставление таблиц исходных данных и шаблонов данных для загрузки. Соответствие может быть как 1:1, так и N :N . В результате данной работы составляется и поддерживается реестр мэппинга таблиц. Данный подэтап необходим для следующего подэтапа мэппинга полей и для отслеживания общего состояния дел по мэппингу.

Группа шаблонов 1С

Наименование шаблона 1С

Наименование файла-

источника

Правила формирования файла-источника

Ответственный

Статус

Примечание

НСИ

Шаблон_

Номенклатура

Номенк

латура.xls

В системе N установить отбор
. Сохранить в txt
. Открыть в xls, колонки - текстовые
. Первая строка - шапка
. Кол-во столбцов - 15
. Сверить кол-во строк в txt и xls
. Наименование листа всегда "Лист1"

Иванов И.И.

в работе

· Мэппинг полей - сопоставление полей таблиц в рамках уже определенного мэппинга таблиц. Результатом данной работы является реестр мэппинга полей.

№пп

Кл. поле

Обязательный

Имя поля шаблона 1С «Шаблон_Номенклатура»

Описание

Имя поля «Номенклатура.xls»

Алгоритм заполнения

Код

Код элемента справочника

Код

Наименование

Наименование

Да

Это группа

Содержит одно из значений:
. 1 - для групп
. 0 - для элементов

Если длина кода=11 символов и последние 4 символа <> "0000", то это элемент - "0", иначе группа - "1".

Полное наименование

Наименование элемента справочника

Наименование

Если ЭтоГруппа =1 , То "", ИначеЕсли ЭтоГруппа=0, то Наименование.

В рамках данного этапа также следует провести возможные работы по нормализации данных.

5.Подготовка правил трансформации

В отличие от предыдущих этапов, данный этап - технический и предполагает работу разработчика Исполнителя.

На основании согласованных реестров мэппинга полей специалисты Исполнителя разрабатывают правила трансформации данных.

Для оперативной работы в процессе подготовительных миграционных этапов и дальше, в ходе тестовых и итоговых миграций важно, чтобы существовала удобная среда разработки правил (скриптов) трансформации данных и среда конвертации исходных данных в данные для загрузки.

При этом требования к данной среде включают в себя:

· Удобство и быстрота разработки правил трансформации;

· Скорость конвертации данных. Файлы на входе и на выходе могут быть и в сотни тысяч строк!

· Возможность работать с несколькими входными файлами одновременно;

· Возможность сохранения правил трансформации в отдельные файлы.

Для своих проектов миграции мы разработали специализированное АРМ разработчика, взяв за основу стандартную обработку «Консоль запросов» 1С.

Обработка «Консоль запросов» была доработана для возможности делать прямые запросы к файлам xls .

Приведем пример объединения двух исходных xls -файлов Сотрудники. xls


Код сотрудника

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

2423

Иванов

Иван

Иванович

17.11.1992

1523

Петров

Василий

Александрович

04.02.1991

4363

Сидоров

Кирилл

Николаевич

01.05.1995

Денисов

Денис

Денисович

01.01.1990

и Операции. xls со страницами:

Списания

Код сотрудника

Дата

Сумма

2423

01.02.2014

1523

02.02.2014

4363

03.02.2014

04.02.2014

100000

2423

05.02.2014

1523

06.02.2014

4363

07.02.2014

2356

08.02.2014

140000

2423

09.02.2014

1523

10.02.2014

4363

11.02.2014

23523

12.02.2014

80000

и Поступления :

Код сотрудника

Дата

Сумма

01.05.2004

02.05.2004

03.05.2004

04.05.2004

2423Дата рождения

Сумма поступление

Сумма списание

Иванов Иван Иванович

2423

17.11.1992

1341234

1010

Петров Василий Александрович

1523

04.02.1991

245245

Денисов Денис Денисович

01.01.1990

380000

320000

Сидоров Кирилл Николаевич

4363

01.05.1995

613382

26336

ИТОГО:

2579861

347842

Отметим, что пример является искусственным, специально подобранным для демонстрации всех возможных стадий трансформации источников данных.

Технологическая последовательность операций трансформации здесь выглядит следующим образом:

С помощью языка запросов Access SQL (дающего существенные дополнительные возможности, по сравнению с языком запросов 1С) создается первоначальный запрос, извлекающий данные из файла xls в среду 1С. При этом уже на данном этапе возможны различные проверки и нормализации данных.

Технология доступа к данным ADO обеспечивает высокую скорость работы.

Рис. 3

2.Запрос на языке 1С - основной запрос, реализующий алгоритм мэппинга полей. А также: обогащение загружаемых данных данными из базы 1С, перегруппирование, объединение с результатами запросов к другим исходным xls -файлам и пр.

3.Постобработка результата запроса 1С при необходимости. Реализуется с помощью скрипта на языке 1С.

Для примера здесь реализуется добавление строки «ИТОГО» по колонкам сумм.

4.Запись итогового набора данных в xls -файл.

В общем случае на выходе мы получаем итоговые файлы для загрузки в целевую базу данных 1С.

Также данный инструмент позволяет сохранять правила конвертации данных в отдельный xml файл:

Кроме того, реализована возможность работать в пакетном режиме , что особенно актуально при большом количестве разнородных мигрирующих данных.

В ходе предыдущих этапов подготовительная часть работы в целом заканчивается - выявлены все источники данных, сделана выгрузка исходных данных из источников, подготовлены шаблоны загрузки в целевую базу, подготовлен мэппинг данных и, наконец, разработаны скрипты трансформации данных.

Следует отметить, что перед итоговой миграцией обязательно следует провести несколько тестовых. В ходе тестовых миграций Исполнитель совместно с Заказчиков выявляют:

· ошибки конвертации, ошибки загрузки данных

· проводят предварительную оценку качества загружаемых в целевую систему данных

· по итогам тестовых миграций составляют/актуализируют план итоговой миграции

7.Выверка данных

Проверка качества загруженных данных должна производиться как после тестовых миграций, так и по окончанию итоговой миграции. В ходе выверки могут проверяться следующие показатели:

· Совпадения итоговых сумм по остаткам, по документам;

· Количественные совпадения, например количество ОС;

· Корректность заполнения отдельных выборочных сущностей;

Обращаем внимание, что те или иные проверки мигрирующих данных, вопросы нормализации данных необходимо решать на протяжении всех миграционных процессов. Необходимо всегда задаваться вопросом, что нужно сделать на текущем этапе, чтобы избежать ошибок на последующих этапах.

Например:

· Проверка на дубли по ключевым полям. Можно и нужно проводить еще на исходных данных;

· Приведение типов полей;

· Ссылочная целостность;

· Математические нестыковки. Например, проверка на незаполненные численные поля, на которые запланировано деление при трансформации;

· В целом, проверки обязательной заполненности полей;

· Замена некорректных символов. Например, английские символы в кириллических полях («о», «а», «е» и т.п.) Особенно актуально это для ключевых полей!

· Проверка значений строковых полей на соответствие типов системы-приемника (Ограничения по длине)

После завершения итоговой миграции согласно заранее определенной стратегии миграции и плану миграции принимается решение о дальнейшей эксплуатации исторических систем.

Часто эксплуатация завершается сразу после финальных сверок данных и фиксирования успешности проведенной миграции - пользователи новой системы уже не ведут учет параллельно в двух системах, а полностью переходят в новую систему. При этом доступ к старой системе сохраняется в режиме чтения.

В некоторых случаях может происходить параллельная работа двух систем на время опытной эксплуатации (ОЭ) и даже более этого периода. Вопрос параллельной работы пользователей в двух системах тесно связан с вопросом возможности отката к старой системе, в случае если миграция (или же, в целом, работа новой системы!) будет признана неудовлетворительной.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что когда речь идёт о миграции больших транзакционных систем, к которым относятся и многие конфигурации «1С:Предприятия», переход на новую систему может быть весьма трудоёмким.

Поэтому следует помнить, что любой подобный проект требует тщательной подготовки и должен сопровождаться индивидуальным планом. Однако независимо от типа мигрируемых систем, объемов баз данных и пр. общая схема миграции выглядит практически идентично.

Десятки слов ежегодно приходят в русский язык, поселяются в нём и режут нам слух. Англицизмы используются не к месту и невпопад, термины теряют своё первоначальное значение и переселяются в новые области, а давно знакомые слова вдруг появляются в незнакомом контексте — запутаться проще простого. Журнал «Стрелка» наводит порядок в рубрике «Словарный запас».

Откуда пришло

Слово образовано от английского «map» и присоединённого к нему суффикса -ing. Дословный перевод — нанесение на карту, картографирование и топографическая съёмка. В последнее время «мэппинг» используется в более широком значении, выходя за рамки исключительно топографической тематики.

Что написано в словаре

«Мэппинг — графическое представление процедуры, процесса, структуры или системы, которое отражает расположение или отношения компонентов, а также документирует потоки, например денежные, энергетические, товарные, информационные, миграционные». (businessdictionary.com)

«Видеомэппинг — также используется значение 3D-мэппинг — направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учётом его геометрии и местоположения в пространстве». (projection-mapping.org)

В значении «визуализация» — «метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.). Очень эффективно используется для представления изначально не зрительной информации (например, температуры, плотности населения, распределения уровней электромагнитных полей и т. д.)» (Словарь бизнес-терминов. «Академик.ру». 2001)

«Майндмэппинг — графическая техника, в основе которой лежит использование природной склонности мозга мыслить ассоциативно, от центра к периферии». (mind-mapping.co.uk)

Что говорят эксперты

Куба Снопек, преподаватель института «Стрелка», — о мэппинге как инструменте изучения города

«Я не называю мэппинг картографией потому, что картография — это признанная научная дисциплина, и она подразумевает очень чёткий метод. Если кратко: человек идёт в новое место и наносит всё, что видит.

Мэппинг, который мы используем как инструмент изучения города на „Стрелке“, отличается и подразумевает отражение процессов, происходящих в городе. Мы создаём карту поверх существующей и проверяем, что изменилось с момента создания геодезической основы. И у каждого исследователя может получиться своя карта одного и того же пространства. Это самая интересная часть: один может смотреть только на архитектуру, другой — на поведение людей, третий — на поведение животных или на световую гамму.

У меня любой проект начинается с карты. Без этого невозможно двигаться дальше. Сейчас я делаю проект, связанный с польскими церквями. Там карта из четырёх тысяч объектов, и анализ этой карты — самая главная часть проекта, она основной его документ».

Алексей Розов, сооснователь компании «Сила света», — о 3D-мэппинге

«Смысл 3D-мэппинга заключается в том, что мы создаём картинку, которая накладывается на физический объект в соответствии с его формами и архитектурой. Именно это даёт возможность видоизменять здание с помощью 3D-трансформации или изменения текстур.

Сначала инженеры делают 3D-модель здания. Если конструкция не очень сложная, то модель можно сделать, съездив на территорию и сняв размеры. Если это, например, Большой театр, в таком случае делается лазерное сканирование, и модель создают по получившемуся в результате облаку точек.

Наземное лазерное 3D сканирование фасадов / фото: severnpartnership.com

Затем аниматоры-художники в программах 3D-моделирования создают контент. Пока они рисуют, инженеры делают расчёты того, сколько нужно проекторов и какой мощности, чтобы покрыть поверхность здания. Например, на Большой театр нужно 12 проекторов, на Манеж — восемь, на МГУ — 86. Также делаются расчёты по яркости и разрешению картинки. Затем виртуальный set-up — настройка всех проекторов, чтобы они составляли единую картину. Когда контент готов, все выезжают непосредственно на площадку. На месте собирается башня для проекторов, устанавливаются необходимые сервера, и инженеры начинают сводить изображение, чтобы оно ровно попадало на здание. Включается компьютер с загруженным контентом, и шоу начинается. Ошибок быть не должно. Если только совсем мелкие, незаметные обычному зрителю. Я видел неудачные примеры того, когда люди хотели сделать 3D-мэппинг, но у них получилась некрасивая графика, не очень точно проекция попадала на объект, неправильно рассчитан свет, исходящий из проектора, — и получается, что всё выглядит тускло, изображение пиксельное, и это не украшает, а, наоборот, только портит.

Время, потраченное на один проект, зависит от масштаба здания и протяжённости ролика. Если вы, например, делаете шоу для МГУ на полчаса, то вам, по-хорошему, нужен год на его создание, а если для Большого театра продолжительностью три минуты, вам достаточно месяца-двух.

Трудно сказать, насколько это развито в России по сравнению с другими странами, но, например, в Москве проходит мощный ежегодный фестиваль „Круг света“. Сегодня появилась тенденция использовать 3D-мэппинг как интерьерный дизайн: на постоянной основе в музее или торговом центре несколько раз в день включают шоу для гостей».

Примеры употребления

«Мэппинг раскрывает экономическую, культурную и политическую ценность информации, которую даёт пространство. Метод позволяет объединить всю эту информацию и привязать её к конкретному месту». (Strelka Magazine)

«К 125-летию чешская Академия наук подготовила визуальное шоу — видеомэппинг на своём историческом здании в Праге». (420on.cz)

«На русский язык майндмэппинг переводится как „карта мышления“, „карта ума“, „карта памяти“, „ментальные карты“. Метод визуализации можно применять для создания новых идей, анализа и упорядочивания информации, конспектирования, принятия решений и много другого». («Наука и жизнь»)

Проблема

Вы выгрузили бухгалтерский отчет о затратах и хотите продемонстрировать его руководству. Для этого вам необходимо скомпоновать данные статей бухгалтерского учета - по статьям управленечского учета. Вы знаете, как соотносятся между собой статьи БУ и УУ, но каждый раз подготовка такого отчета вручную у вас занимает слишком много времени.

Решение

Будем рассматривать данный кейс как продолжение предыдущего. Представим себе, что вы создали в Excel такой справочник:

Рис.2.1. Справочник: мэппинг статей БУ и УУ


Слева - статья затрат (БУ), справа статья управленческого учета (УУ). Важно при этом, чтобы в первом колонке статья затрат встречалась только один раз, иначе механизм мэппинга будет работать не корректно.

(Кстати, английское слово mapping переводится как отображение или соответствие, поэтому справочник в данном случае - это некое общее правило того, как статьи БУ находят свое отображение в статья УУ).

Рис.2.2. Плоская таблица: отчет о затратах (из "Оборотов счета 20")


Обратим внимание, что в 7-м столбце появилась графа "Статья УУ". Напротив каждой статьи затрат мы проставили статью управленческого учета. Это можно сделать вручную, но гораздо удобнее воспользоваться таким инструментом:

Рис.2.3. Плоская таблица: отчет о затратах (из "Оборотов счета 20")


В нижней части формы указаны наименования страниц: "Главная" - это плоская таблица, в которой содержатся данные о затратах (рис.2.2), "спр" - это справочник (рис.2.1).

В верхней части формы указаны номер столбцов. Так, в данном случае, если данные в столбцах 1 справочника и 3 главной страницы совпадают, то данные из 2-го столбца справочника копируются в 7-й столбец главной страницы.

В этой форме также мнржество дополнительных опций. Например, можно включить галочки "Признак #2" и "Признак #3", и тогда перенесение данных из столбца 2 справочника в столбец 7 главной страницы будет возможно, если справочник и главная страница будуь совпадать сразу по двум или даже трем реквизитам.

В результате такой несложной операции с помощью сводной таблицы можно построить целый ряд различных аналитических отчетов, в которых одним из разрезов будет фигурироватл аналитика "Стаьья УУ". Например, такой:

Рис.2.4. Отчет по затратам арматурного цеха


Сравнение мэппинга с ВПР()

Многие пользователи хорошо знакомы и пользуются функцией ВПР() в такого рода ситуациях. Однако функция ВПР() хорошо работает только на небольших объемах данны, в то время как данная форма отлично справляется с обработкой таблтц Excel, даже если у вас в справочнике, скажем, 5000 строк, а на гоавной странице - 300 000 строк. Попробуйте проверить, и вы убедитесь, что на таких объемах ВПР() дает сбои. Кроме того, функция ВПР() создает значительную нагрузку на Excel, вынуждая его проводить большие объесы калькуляций. Форма мэппинга позволяет избежать этого недостатка: она запускается один раз, действует несколько секунд (при больших объемах минут) и после этого никаких дополнительных нагрузок на файл Excel уже не создается.

Слышали ли вы о mapping? В русской транскрипции это мэппинг, маппинг. Понятие имеет несколько значений, которые не связаны друг с другом. Рассмотрим каждое из них в контексте области, где они актуальны.

Что означает понятие в общем?

Мэппинг, маппинг, маппирование, мапирование - это определение соответствия информации между двумя разными семантиками как одного объекта, так и нескольких. Иными словами, так называется преобразование данных из одной формы в другую.

Что такое мэппинг? В общем значении термин достаточно широк - это может быть как скрупулезное преобразование одной последовательности элементов в иную, так и обычная конвертация валюты, файлов. Таким образом, все то, что скрывается под разбираемым термином, лучше всего выразить англоязычным понятием data mapping.

Примеры мэппинга

Разберем, что это - мэппинг, на следующих примерах:

  • Составление документа соответствий бухгалтерских счетов из различных их планов. Например, российского, МСФО, управленческого учета и проч.
  • Перевод кодов базы данных одной системы в другую. К примеру, нам надо преобразовать обозначения 0 и 1 в "нет" и "да".
  • Перевод долларов в евро - это мэппинг в каком-то роде.
  • Изменение формата изображения.png в.jpg, фильма из.avi в.mp4, проводимое в графическом, видеоредакторе, в каком-то роде будет относиться к предмету нашего разговора.

Разработка компьютерных игр

Мэппинг (от англ. map - "карта местности") также может выступать в значении дизайна уровней. Такое наименование имеет дисциплина в разработке видеоигр. Это прежде всего создание различной сложности уровней - проработка миссии игрока, дизайн локации, составление заданий и проч. Практически такая деятельность ведется в редакторе "левелов".

Технологии мэппинга здесь неоднородны - все зависит от бюджета разработчиков, характера, жанра создаваемой игры. Рассмотрим классический пример, чтобы иметь большее представление о понятии:

  • Создание карты территории и ее разбиение на зоны - города, горный массив, подземные туннели, леса и проч.
  • Определение регионов, связанных с какой-то специфической деятельностью игрока, - поле боя, магазин дополнительных атрибутов, добыча ресурсов, укрепления, место отдыха, доска почета и проч.
  • Проработка нестатических объектов. Ими могут быть ключи, двери, секретные кнопки и ходы, исчезающие тайные проходы и проч.
  • Определение важных локаций организаций - это точка восстановления, клады, сокровища, тайники с секретным оружием и проч.
  • Установление места начала и финиша перемещений для каждого из игроков.
  • Оживление карты рядом деталей: добавление таких элементов, как текстуры, звуки, аудиосопровождение, зрительные эффекты, иллюзии, анимации и проч.
  • Вставка необходимых триггеров (механизмов, которые проверяют наличие какого-либо объекта в создаваемом игровом пространстве) и скриптов (сценариев, кратких алгоритмов действий).
  • Создание определенных скриптов передвижения мобов (нестатичных объектов, персонажей): зоны, где они могут перемещаться, их взаимодействие, диалог с игроком и проч.
  • Иногда включает создание кат-сцен - красивой заставки, мини-фильма, своеобразного трейлера игры или уровня, группы "левелов", которую геймер может только просмотреть, но никак не повлиять на то, что в ней происходит.

Видео-мэппинг

Что такое видео-мэппинг (3D-мэппинг)? Это удивительная технология, которая позволяет проецировать изображения, специально созданные фильмы на масштабные неровные поверхности, например, на фасады строений.

Уникальность этого в том, что оно позволяет "оживлять" дома, иные предметы интерьера тем, что придает им визуальную подвижность. А достигается все лишь установленными по определенному плану проекторами. "Магия" движущихся объемных изображений состоит в суперточном соответствии элементов, на которые отсвечивается картинка, и самой видеопроекции.

Хоть для многих из нас мэппинг - это достаточно новое направление, родился он еще в шестидесятых годах прошлого века. Его появлением мы обязаны Уолту Диснею и студии Disney. Тогда рабочим названием мэппинга были "затеняющие лампы", "пространство виртуальной реальности". Первым шоу считается аттракцион "Призрачное поместье" в Диснейленде. Для него были созданы искусственные отрубленные головы, на которые проецировалось изображение, "оживляющее" их.

Каким может быть видео-мэппинг?

В зависимости от объекта, на который отражается изображение, технология разделяется на несколько направлений:

  • Архитектурное. Объемная проекция на сложный объект - фасад здания, мост, башню, а также на самолет, корабль и проч.
  • Интерьерное. Создание интересных иллюзорных решений внутри помещения путем проецирования картинки на стены, потолок, пол.
  • Для малых объектов. Используются как небольшие формы, так и элементы чего-то более масштабного. Например, колеса авто, торт, платье невесты и проч.
  • Ландшафтное. Основой выступают лесные массивы, горы и прочие природные объекты.
  • Интерактивное. Самое новое направление, отличное тем, что здесь героем становится человек. Технология оживляет предметы вокруг артиста, помогая ему создать незабываемое шоу.

Где применяется 3D-мэппинг?

Давайте посмотрим, где может оказаться актуальной такая технология:

  • создание объемной на различных поверхностях;
  • городские праздники, массовые мероприятия;
  • крупные корпоративные события;
  • открытия торговых центров, развлекательных комплексов;
  • детские праздники;
  • культурные, исторические, познавательные мероприятия.

Эффектнее всего такое шоу смотрится в темное время суток. Чтобы придать более поражающий эффект, организаторы сочетают его с подходящим объемным звуковым звучанием, живой музыкой, фейерверками.

Если вы хотите познакомиться с отзывами о технологии, то просто послушайте тех, кто хоть раз посещал московский "Круг света". С недавних пор каждый год осенью в столице проходит этот собирающий тысячи зрителей фестиваль. Дизайнеры из разных стран создают видеопроекции, которые показываются на фасаде Большого театра, главном павильоне ВДНХ, основном корпусе МГУ и пр.

Мэппинг - многозначное понятие. Это и сложная конвертация данных, и создание локаций в компьютерных играх, и шоу, основанное на проецировании изображений на масштабные и малые предметы.

Мэппинг — технология, с помощью которой возможна проекция видео или изображений на различного рода поверхности: здания, автомобили и так далее. Она позволяет устраивать развлекательные и завораживающие шоу-программы, как на улицах, так и в помещениях. Такие шоу всегда приковывают взгляд зрителей, оставляя огромное впечатление. При этом зрителю не требуется надевать очки или другие приспособления.

Технология также позволяет рекламировать что угодно на твёрдых поверхностях. Шоу, созданные с использованием данной технологии, отлично вписываются в крупные мероприятия, городские праздники, торжественные открытия магазинов, торговых центров, различных развлекательных объектов. При этом наибольшего эффекта можно добиться, проводя маппинг-шоу в ночное время суток. Особенно если оно сопровождается яркими фейерверками и живой музыкой.

Одна из разновидностей мэппинга — 3d мэппинг. Благодаря технологии 3d мэппинг можно делать здания, автомобили и различные элементы интерьера живыми, создавая у зрителя ощущение подвижности этих объектов. Основной закон технологии 3d мэппинга довольно прост: объекты проецирования изображений должны максимально точно соответствовать изображению проекции. Заказать такую услугу можно на сайте www.3dday.ru .

Как это работает?

При проецировании изображений на окружающие предметы обязательно учитываются геометрические параметры последнего. Технология 3d мэппинг предполагает использование специализированного оборудования, которое проектирует изображение таким образом, что зритель видит его объёмным с любого ракурса. В случае с видео мэппингом, визуальный эффект объёмного изображения заметен лишь с определённого положения. В этом и заключается разница между обычным мэппингом и технологией 3d мэппинг.

Для создания оптической иллюзии, в первую очередь, воспроизводят изображение проецируемого объекта на компьютере в виде 3d модели. Далее, эта модель корректируется согласно требованиям сценария шоу. Завершающим этапом является само проецирование созданной модели на реальный объект, по которому и была спроектирована модель.

Таким образом, несложная на первый взгляд технология 3d мэппинг создаёт мощнейшую оптическую иллюзию: зрителю кажется, будто меняется сам объект, когда как на самом деле изменяется лишь проекция. Впечатление от такой оптической иллюзии поистине ни с чем не сравнимо. И легко себе представить возможный эффект от рекламной кампании, проведенной с помощью мэппинга!

Другие статьи автора: