Эссе на тему компьютер за и против. Компьютерные игры: за и против. Нагрузка на зрение

  • 07.03.2020

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии. В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера....


Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная. Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации. Существует множество специальных разработок для школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети при помощи компьютера намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает.
Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром». Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни.

Кто подвержен игромании?

Подростки, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям. Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных. Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию. Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению. В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным. Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене. С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером. Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время.

Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир.
Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить.

Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности.

Компьютер детям не игрушка.

А учебник и тренажер - примерно так можно продолжить написанную в заголовке фразу. В самом деле – не собираетесь же вы, уважаемые мамы и папы, китайской стеной отгородить свое чадо от достижений современной цивилизации, к коим относится и компьютер. Только использовать это достижение надо исключительно в педагогических целях, то есть с умом и под строгим родительским контролем. Иначе компьютер ребенку будет во вред.

Речь, кстати, идет и о компьютерных играх . Ребенок познает окружающий его мир в игре. Потому нет ничего удивительного и страшного в том, что его так и тянет поиграть на компьютере. Задача родителей – использовать эту тягу во благо интеллектуальному развитию своего чада и не при этом не нанести непоправимый вред его здоровью и психике. Так давайте же взвесим все «за» и «против».

Аргументы против компьютерных игр просты . Во-первых , они отнимают драгоценное время, которое лучше провести с книжкой в руках или на свежем воздухе. Во-вторых, разные стрелялки и пугалки развивают агрессивность. Увлекшийся ими подросток часто проявляет немотивированную жестокость, перестает различать грань добра и зла, ну, а уж о психологической зависимости от компьютера, когда за ним проводят день и ночь – сутки прочь – писано-переписано, а число таких зависимых не уменьшается. В-третьих, сидение за компьютером прибавляет работы офтальмологам. И не только им – о вреде компьютерных бдений твердят педиатры, психиатры и невропатологи.

Аргументы за . Вред получается, если не соблюдать меру. Если же работать за компьютером по правилам, польза будет громадная. Компьютерные «игрушки» развивают логику, находчивость, нестандартное мышление. Благодаря компьютеру ребенок открывает в себе новые качества, учится творчески мыслить. Компьютер сейчас все активнее используется для подготовки ребенка к школе. Он развивает способность к анализу, внимание, зрительную память, с его помощью можно научить ребенка читать и писать, рисовать, считать и т.д.

Компьютерные игры и программы устроены так, что ребенок поневоле вынужден корректировать свои действия в зависимости от ситуации . Благодаря компьютерным играм ребенок получает обобщенное представление о похожих ситуациях или предметах. Таким образом, он учится обобщать и классифицировать, начинает мыслить без опоры на внешние предметы. А это уже умение читать «про себя» и считать в уме. Достижения же детей в компьютерных играх тут же оцениваются сверстниками, что повышает самооценку и прибавляет уверенности.

И, наконец, упражняясь с клавиатурой и мышкой, ребенок развивают мелкую моторику и координирует деятельность глаз и рук. Одновременно развивается усидчивость. На компьютере малыш занимается с удовольствием, ведь компьютерные игры ни один ребенок не будет воспринимать как занятие.

Но, как мы уже сказали, здесь важно не переборщить . Прислушайтесь к советам врачей, и вы сразу поймете, как играть на компьютере. 5-6-летний малыш может провести за компьютером не более 10-15 минут. После чего надо отдохнуть. Если у ребенка проблемы со зрением, работать на компьютере он должен только в очках. Позаботьтесь о хорошем освещении рабочего места. Свет не должен падать на экран и светить прямо в глаза. Расстояние от детских глаз до монитора должно составлять не менее 50-70 см.

Кисти рук должны быть на уровне локтей, а запястья – на краю стола (на опорной планке). Не забывайте о прогулках, занятиях спортом. Ни в коем случае не разрешайте ребенку есть и пить за компьютером. После занятий умойте ребенка прохладной водой или протрите ему лицо влажной салфеткой.

Во что играть. Игры надо выбирать с поправкой на детское восприятие. Легче всего дети воспринимают крупное цветное неподвижное изображение со звуком. С самыми маленькими можно спокойно рассматривать на компьютере фотографии и картинки в сопровождении дикторского текста. При рисовании на компьютере ребенок очень сильно напрягает зрение. А значит, напрягается и сам. То же самое можно сказать и о чтении с экрана текста. Вредны: движущееся на высокой скорости изображение и мелкие детали.

Ну, а чтобы не попасть впросак, правильно выбрать игру и не ударить перед детьми в грязь лицом , родителям не худо бы разбираться в том, какие бывают компьютерные игры и что обозначает название их жанра. Адвентурные (приключенческие) обычно оформляются как мультфильм, сидящий за компьютером может управлять действием. Возникающие проблемы решаются при помощи находок – предметов, которые находит персонаж, преодолевая разные уровни игры. Здесь важен баланс между сложностью возникающих задач и возможностями ребенка. Если задачи будут слишком простыми – игра слишком быстро закончится, ребенок не получит удовлетворения от преодоления препятствий. Если, наоборот, все слишком сложно – малыш потеряет к игре интерес.

Стратегия предполагает управление . Войсками, заводами, полезными ископаемыми – не так важно, важно, что одновременно надо что-то планировать и следить за текущей ситуацией. Цель – набрать очки или что-то завоевать. Эти достаточно сложные игры развивают усидчивость, тренируют мышление на перспективу.

Аркадные игры дробятся по уровням , наградой и целью является переход к следующему эпизоду или миссии. Здесь игрок набирает очки и бонусы (например, жизни) за нахождение секретных дверей, быстроту прохождения и т.д. В подобных играх тренируется глазомер, внимание, скорость реакции. Но дошкольникам их можно порекомендовать только в том случае, если родители будут следить за временем. Ролевые игры предполагают множество персонажей, у каждого из которых – своя роль. Совместными усилиями герои должны отыскать клад, сокровище или узнать заклинание. А по пути к цели надо одолеть вредителей и преодолеть массу препятствий. Ребенок должен научиться правильно использовать персонажей.

3D-Action – это затюканные и заигранные всеми вопилки-стрелялки-убивалки . Спецэффекты, трехмерная графика создают эффект присутствия, что в принципе для неокрепшей детской психики опасно. Ничего нового ребенок из них не узнает, разве что разовьет моторику рук. Но, честное слово, развивать моторику можно и менее затратными для психики и здоровья методами. В общем, пользы от них немного, зато вред очевиден. В том числе и с точки зрения морали.

Логические игры – это головоломки . Главное, чтобы они были доступны для ребенка. Здесь вам и задачки на перестановку фигур, и составление рисунка, и решение каких-то несложных головоломок по типу «найди лишнего». С их помощью и обучают детей счету, чтению, письму и другим премудростям. А заодно и тренируют логическое мышление, память, моторику и прочие качества, необходимые в этой жизни.

Симуляторы обычно поясняют , что же такое они симулируют, или имитируют. Это могут быть имитаторы парусных или современных кораблей, машин, космических кораблей, самолетов, вертолетов, да чего пожелаете. Желание ребенка самому посидеть за рулем и поуправлять сложным механизмом компании-производители научились учитывать на «отлично». Что хорошо, ответные реакции получаются практически такими же, как и в реальности. Соблюдаются даже мельчайшие детали. И ребенок мало-помалу начинает понимать: резко крутанул руль – машина завертелась на месте, если хочешь повернуть вправо, то туда же и руль крути, но не забудь вовремя его вернуть в прежнее положение. Быстрота реакции – вот что такие игры воспитывают. Неплохо, правда?

Выводы? Простые . Жанр игры надо выбирать в соответствии с темпераментом и возможностями ребенка. Кому-то подходят спокойные игры, кому-то – динамические. Делайте упор на исследовательское содержание, развивающую составляющую. В ходе игры малыш должен проявлять инициативу, пытаться разрешить возникающие проблемы, анализировать ситуацию, делать выводы. Строго следите за временем. Регламент прежде всего! И учтите: чем активней и напряженней ритм игры, тем меньше времени она должна длиться. Но нельзя прерывать игру до того, как ребенок завершит эпизод. Пословицу «кончил дело – гуляй смело» еще никто не отменял. Кроме того, ребенок должен встать из-за компьютера с сознанием успешно выполненного задания.

Ненавязчиво, но упорно доводите до сведения и сознания малыша: компьютер – это хорошо, но не в ущерб другим занятиям: сну, еде, прогулкам, спорту , чтению книг и т.д. Чем тверже это будет усвоено, тем спокойнее вы будете, когда ребенок вырастет и взрослые уже не смогут его контролировать от и до. И – самое главное: компьютер и общение с его помощью играют только вспомогательную роль. Реальный мир куда сложнее виртуальной реальности. Поэтому не забывайте знакомить малыша с реальным миром, пусть малыш активно общается со сверстниками, а компьютер будет лишь одним из его увлечений.

Родительское собрание

"Компьютер - за и против"

Здравствуйте, уважаемые родители – «здравствуйте» мы ежедневно повторяем это приветствие. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!

2. Всероссийская диспансеризация, в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% - имеют отклонения в здоровье, у 16% - хронические патологии.

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияют многие факторы: образ жизни, наследственность, а также и многие достижения цивилизации, в том числе и всеобщая компьютеризация.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией, стал востребованным специалистом на рынке труда.

Но, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом.

Так что же должен делать заботливый родитель:

разрешать или запрещать проводить время за компьютером?

Сегодня вы узнаете о пользе и вреде занятий за компьютером, информацию по профилактике компьютерной зависимости, а также как уберечь здоровье своего ребенка.

Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее.

Вы не можете не заметить огромное количество положительных моментов общения вашего ребенка с компьютером:

1. Он помогает выявить и развить способности ребенка.

2. Является великолепным способом самообучения.

3. Развивает самостоятельное мышление.

4. Усиливает концентрацию внимания.

5. Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

Существует множество компьютерных учебных программ, которые помогут вашим детям учиться с увлечением.

А ЧТО ЖЕ ТОГДА ПЛОХО?

Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Какие же основные, вредные факторы воздействуют на человека при длительном общении с компьютером?

Сидячее положение в течение длительного времени;

Электромагнитное излучение;

Перегрузка суставов кистей рук;

Стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности

Сидячее положение

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.

Электромагнитное излучение

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.

Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой. Необходимо каждый полчаса делать гимнастику для глаз.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. И в результате стресс, вызванный потерей важной информации.

Я провела анкетирование среди учащихся, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья, в анкетировании приняло 82 ученика.

Результаты анкетирования учащихся школы.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 96% учащихся имеют дома компьютер.

  1. Есть ли у вас дома компьютер?
  2. Да – 96 % (79 чел.)
  3. Нет - 4 % (3 чел)

Нормой считается, если учащийся проводит за компьютером 3 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером:

  1. Сколько времени в день в среднем вы проводите за компьютером?
  2. Не более часа- 14%
  3. От 1 до 3 часов- 32%
  4. Более 3 часов- 41 %
  5. Все свободное от учебных занятий время- 13 %
  1. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?
  2. Пользуюсь по мере необходимости (для выполнения конкретных заданий)- 24 %
  3. Люблю «гулять» по страницам Интернета, когда отдыхаю- 25 %
  4. Часто ищу информацию и общаюсь- 39 %
  5. Не представляю жизни без него- 12 %
  1. Что вас больше интересует (чему вы отдадите предпочтение
  2. Компьютер- 22 %
  3. Чтение книги- 10 %
  4. Прогулка на свежем воздухе- 39 %
  5. Непосредственное «живое» общение с другом- 29 %
  1. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
  2. Нет- 74 %
  3. Да- 26 %
  4. Слайд 8. Какова рода деятельностью вы занимаетесь за компьютером? Из предложенных вариантов выберите один или несколько вариантов, на которые приходится большая часть времени, проводимого за компьютером.
  5. Готовитесь к урокам, ищете «учебную» информацию (материал к докладам, рефератам, презентациям и т.п.)- 63 %
  6. Ищете в Интернете «внеучебную» информацию (музыку, изображения, интересные ролики, гороскопы, прогнозы погоды и т.д.)- 42 %
  7. Общаетесь (в режиме on-line, по электронной почте, на форумах и т.д.)- 40 %
  8. Смотрите фильмы, читаете электронные книги, слушаете музыку- 32 %
  9. Играете в компьютерные игры- 40 %

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, слишком много времени. Что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире.

Давайте посмотрим, какие зависимости от компьютера бывают.

Начнем с компьютерных игр.

Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

  1. игры типа «убей их всех»;
  2. игры – приключения;
  3. игры стратегические, в которых требуется принимать решения;
  4. развивающие игры;
  5. обучающие игры;
  6. игры диагностические;
  7. графические, связанные с рисованием, конструированием.

Давайте рассмотрим недостатки компьютерных игр. Вы их видите на экране.

  • Остеохондроз
  • Затруднённое дыхание
  • Заболевания суставов кистей рук.
  • Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр, которая влияет на его физическое и психическое здоровье.

    Так почему детей так привлекают компьютерные игры? Могут ли они быть полезны?

    Давайте рассмотрим причины увлечения компьютерными играми.

    1. Ребёнок, лишённый родительского внимания

    2. Неумение справляться с трудностями самостоятельно

    3. Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления
    4. Низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих

    5. Привлекает придуманный мир

    6. Ошибки всегда можно исправить, перезагрузив компьютер

    7. Отождествление с главными героями

    8. Все происходит по желанию подростка («Я – властелин»)

    9. Компьютер – партнер по общению

    Существуют синдромы игровой зависимости. Если вы заметили такие действия со стороны вашего ребенка, значит, он зависим от компьютера. (Родители читают текст со слайда)

    1. Большую часть времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером
    2. У него практически нет реальных друзей
    3. Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным
    4. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.

    Если вы не обнаружили таких признаков – это хорошо, но любая профилактика лучше лечения. Поэтому, необходимо соблюдать некоторые правила:

    1. Общайтесь со своим ребенком "на одной волне".

    С раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

    Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить его проблемы.

    Помните, что для подростка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки.

    2. Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером.

    Врачи-офтальмологи считают, что ребенок в возрасте 7-12 лет ребенку можно сидеть за компьютером 2-3 часа, но не ночью.

    После 12 лет наступает менее опасный период.

    Но необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но главное - не позволяйте своему ребенку играть в компьютер за 1,5-2 часа до сна и ночью.

    3. Компьютер - во благо!

    Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, запретите ему пользоваться компьютером!

    Если вы обнаружили признаки игровой зависимости у своего ребенка, то следует обратиться к психологу.

    Следует сказать, что наряду с недостатками у компьютерных игр есть и достоинства. Итак, давайте посмотрим. (Родители читают текст со слайда )

    Компьютерные игры учат:

    1. добиваться своей цели;
    2. совершенствовать интеллектуальные навыки;
    3. классифицировать и обобщать;
    4. аналитически мыслить

    «Хорошие» игры выполняют ряд функций, которые положительно влияют на ученика.

    1. Среди современных игровых программ очень много развивающих.

    2. Обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра.

    3.Самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации.

    4. Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей.

    А сейчас мы разберем понятие «Сетеголизм»

    У некоторых дома на компьютере установлен Интернет, практически у каждого ребенка он есть на мобильном телефоне.

    Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

    Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

    Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

    Предвкушение следующего сеанса он-лайн;

    Увеличение времени, проводимого он-лайн;

    Увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

    По статистике, сетеголиков не более 3-5% от общего числа пользователей Интернет.

    Памятка родителям

    Родители должны сами хотя бы на элементарном уровне уметь пользоваться компьютером, чтобы контролировать ребенка.

    Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;

    Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, что бы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.

    Приобщайте к домашним обязанностям;

    Культивируйте семейное чтение;

    Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно;

    Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.

    Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" использования компьютера, наверное, понятно, что компьютер из "механического врага" превращается в друга, помогающего решать различные задачи образования, воспитания, развития нашего ребенка, но при условии соблюдения всех рекомендаций о которых я говорила.

    Широкие возможности

    Ребенок может научиться читать и считать, получить навыки в изучении иностранных языков, просматривая развивающие мультфильмы и программы. Если есть реальные способности к рисованию, музыке или еще чему-либо, то найти им применение в компьютерном мире гораздо проще.

    Компьютерные игры

    Помогают в развитии памяти и внимания, логического мышления, учат ребенка анализировать свои действия, развивают фантазию и творческие способности. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта , но и для развития их моторики.



    Организация рабочего места

    Порядку на столе способствует его правильное наполнение необходимыми атрибутами. Никаких безделушек и ненужных использованных бумажек в виде «оригами» на столе не должно быть. И, наконец, самый главный враг – пыль. Ее не должно быть ни на столе, ни на экране монитора.


    Но есть масса аргументов ПРОТИВ

    Нагрузка на зрение

    Страх, что ребенок испортит себе зрение, пожалуй, является самым главным страхом всех родителей. Недаром офтальмологи забили тревогу в связи с глобальной компьютеризацией и даже придумали специальный термин - «компьютерный зрительный синдром», который встречается практически у всех пользователей, как маленьких, так и взрослых.


    Испорченная осанка

    Работа за компьютером заставляет ребенка длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате долго приходится сидеть в неподвижном состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей, нарушением осанки.


    Психическая нагрузка

    Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического развития детей. У многих хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Также имеются большие трудности в общении, появляется неуверенность в себе. Одновременно дети культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким.


    Компьютерная зависимость (игромания)

    Проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные игры, посещают интернет-кафе, игровые клубы. Производство игр для компьютеров – это мощная индустрия, и, к сожалению, дети неизбежно попадают в ее сети. Игромания – это психологическая зависимость человека от компьютерных игр, которая влияет на его физическое и психическое здоровье.


    Симптомы, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости

    1. Большую часть свободного времени (6–10 часов в день) ребенок проводит за компьютером. У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.


    2. На родительский запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.


    3. Ребенок обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.


    4. Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более агрессивным.


    5. Ребенок, увлеченный игрой или общением в интернете, забывает про еду и личную гигиену.


    6. Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер


    Как же поступить - оградить ребенка от современного чуда техники или нет? Вопрос, конечно, сложный, но вполне решаемый. Компьютер, как всякий предмет обихода, может быть и полезным, и вредным для ребенка. Просто во всем нужно знать меру, а также следовать нехитрым, но действенным рекомендациям.


    И самое главное: компьютер в жизни ребенка не должен играть главенствующую роль по сравнению с другими видами деятельности и тем более наносить ущерб здоровью.

    Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
    При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий.

    С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
    Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

    У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

    Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного и младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого -появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.
    Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

    А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:
    1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
    2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
    3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
    4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
    5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
    6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. (Родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)

    Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:
    . на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;
    . проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;
    . достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;
    . посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;
    . важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
    . для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;
    . хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;
    . длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;
    . в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.