Лирические песни

  • 22.07.2019

1. Определение жанра. Проблема классификации.

2. Основные жанрово-тематические разновидности лирических песен.

3. Поэтика лирических песен. Особенности композиции. Поэтический язык.

Народная лирика – богатейший раздел устного поэтического творчества. Лирические песни – это зеркало духовной жизни народа. Основная структурная особенность лирической песни состоит в единстве трех важных признаков: 1) малый объем – от 8 до 30 стихов. Песня не имеет развернутого сюжета. Её цель – достичь эмоционально впечатлительной передачи ситуаций, мыслей и переживаний. Поэтому изложение отличается краткостью и сжатостью. 2) признак – лирическая форма. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к этим фактам и явлениям, передача тех мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. Прежде всего предметом её изображения является внутренний мир человека, его мысли и душевные состояния. 3) Лирическая песня – это стихотворный жанр. В ней существует внутреннее единство слова и напева, которое выражается в соответствии эмоционального и интонационного характера, синтаксической структуры предложений и структуры музыкальных фраз, словесного и музыкального ритма. В этом жанре велика смысловая и особенно эмоциональная нагрузка слова.

Колпакова выделяет 4 жанровых группы песен: заклинательные, игровые, величальные и лирические (частые и протяжные).

На жанре лирических песен и остановимся подробнее. К частым или «скорым» относятся весёлые и шуточные песни с жизнерадостным содержанием, с изображением мелких бытовых веселых эпизодов, а также песни с элементами социальной и бытовой сатиры.

Рядом с частыми веселыми песнями имелось множество частых шуточных, дававших выход народному остроумию, желанию посмеяться.

Внеобрядовые лирические протяжные песни составляют основной раздел традиционной крестьянской песенной лирики. Это, как правило, песни с элегическим эмоциональным тоном, с раздумьями социального характера. Эти песни отражают общественный и внутрисемейный быт старой русской деревни разных эпох.

Общий эмоциональный тон этих песен обычно выражает грусть, тоску, нередко обиду.

Внутри протяжных песен намечается два способа изложения быта и психологии. Одни песни излагают свое содержание в виде более или менее связного рассказа. Это протяжные песни типа повествования . Они имеют если не четко выраженный сюжет, то хотя бы какой-то завершенный сюжетный эпизод.

Другие лирические песни имеют характер личных высказываний, раздумий, жалоб, воспоминаний. Это песни-раздумья . Сюжетность в них предельно ослаблена, констатируется только факт того или иного лирического настроения. Герои таких песен ничего не делают для избавления от тоски:



^ ПОЭТИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

Русская народная лирика отличается композиционным своеобразием. Рассмотрим композиционные формы лирической песни.

Одна из основных форм изложения – монолог . Это размышление лирического героя, излияние чувств девушки, горький плач крестьянки, выданной замуж за нелюбимого:

Менее распространенной формой композиции является диалог.

Третья форма – повествовательные песни .

Четвертая форма песен – песни-описания . Чаще всего эмоционально-лирическое содержание в них выражается символическими образами.

Часто наблюдается взаимосвязь и взаимопроникновение различных композиционных форм. То есть песня может начинаться повествованием или описанием, а далее следует диалог или монолог.

Каковы же принципы внутренней организации лирических песен, которые определяют их жанровую специфику? Широко применяется в традиционной лирической песне принцип поэтического параллелизма . В песнях, построенных по принципу параллелизма, первая символическая картина является как бы эмоциональным вступлением:

Следующий принцип организации композиции – принцип цепочного построения . Он организован так, что отдельные картины песни связываются между собой цепочно: последний образ первой картины является первым образом второй. Эта связь осуществляется пока песня не дойдет до картины, до образа, выражающих основное содержание песни.

Наиболее распространенным композиционным приемом в народной лирике является ступенчатое сужение образов. С помощью этого приема создается картина, в которой образы следуют друг за другом в направлении пространственного сужения.

Четвертый композиционный прием – изречение , которое является тезисом, доказываемым в песне.

Характерной особенностью лирической песни является зачин. Это своеобразное вступление, которое тематически подготавливает песню. Можно выделить несколько типов зачинов: а) указание времени событий; б) указание места действия; в) обращение (к близким, родным, дереву, птице, ветру, милому); г) распространенный тип зачина – психологический параллелизм.

В лирической песне часто встречается припев. Припев может быть связан с текстом и выполнять смысловую и выразительную функции, а может быть традиционным – делить песню на части, скреплять стихи и вести тему и эмоциональный тон.

^ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Для скрепления частей песни используются различные повторы: слогов, слов, нескольких слов. Это может быть повтор первого слова в строке – анафора, может быть повтор последнего слова – эпифора.

Очень широкое употребление получили в лирической песне символические образы. Символы традиционны, смысл их устойчив Широко распространены в песнях сравнения, которые имеют выразительную функцию Нередко можно встретить эпитеты: чистое поле, сизый голубь. Употребление эпитетов может быть постпозитивным: туча темная.

Жанровая специфика лирических песен выражается также в употреблении обращений. Часто это обращения риторические – к различным предметам и явлениям природы.

Для народной песни характерно употребление синонимов.

В лирических песнях много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В традиционных необрядовых лирических песнях чаще всего встречается двухударный тонический стих.

Все эти компоненты содержания и формы представляют собой единую художественную систему.

Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Э.В.Померанцева, С.И.Минц.-М.,1969.-С.393-438.

  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой.-М.,1987.-С.263-326.

  3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001.-С.510-555, 641-673.

  4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.288-313.

  5. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня.-М.-Л., 1965.

  6. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.-М., 1989. Статьи: Композиция протяжной лирической песни. Композиция игровых, хороводных и плясовых песен. Поэтическая символика русских народных лирических песен. Эпитеты в былинах, исторических, лирических песнях и частушках.

  7. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Круглова Ю.Г. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни.

^ Дополнительная литература


  1. Лазутин С.Г. Русские народные песни.-М., 1965.

Лирические народные песни принято разделять на обрядовые и необрядовые .

Все важные события в жизни человека в давние времена сопровождались обрядами, которые соответствовали временам года и главным календарным датам: Рождеству, Новому году, Ивану Купале, праздникам: Пасхе, Троице, Масленице, а также семейным и народным событиям: свадьбе, жатве.

Песни, которые исполнялись при совершении обрядов, получили название обрядовых . Например, обряд встречи весны, лета, осени сопровождался песнями с просьбами к природе о хорошем урожае, благодатном лете, богатой осени.

В таких песнях отразилась вера людей и возможность прямого общения с природой, вера в её помощь:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Необрядовые (бытовые) лирические песни возникли как самостоятельный жанр в XV XVI вв. Их пели на посиделках, вечеринках и просто для удовольствия. Главное их назначение — передать переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха, домашнего семейного досуга или путешествия...

За века народом создано очень много необрядовых песен. Исходя из содержания, песни подразделяют на бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, «удалые», солдатские) и отходнические (бурлацкие, ямщицкие, чумацкие).

Особенности лирических народных песен

Независимо от темы все лирические народные песни создавались по одним правилам. Обычно их исполняли от первого лица. Главное в лирической песне — мысли и чувства ее героя. Поэтому она имела форму монолога или диалога героев.

Для того, чтобы полнее выразить душевный мир героя, лирическая народная песня обращалась к природе. Картины природы оттеняли или выражали состояние человеческой души. Установление аналогии между миром природы и внутренним миром человека называется параллелизмом .

Параллелизм, или «искание человека в природе», позволял в малой форме и в немногих словах выразить всю полноту чувств человека в разные моменты его жизни. Грусть молодого рекрута в солдатской песне выражена так:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зелёном саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами...

Ощущение тоски и одиночества героя здесь усиливается образом кукушки. Кукушка в фольклорной лирической песне — это символ одиночества.

В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень», «соловей», «ясный месяц», «сизый орёл». Выразительность лирической песни усиливают напевная мелодия, повторы, лирические обращения («Я скажу тебе...»), постоянные эпитеты («добрый конь», «тугой лук»). Обычно песня слагалась фольклорным стихом, не имеющим, как правило, рифмы. В литературе нерифмованный стих называется белым стихом. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются незаполненными («белыми»).

Основные черты лирических песен :

  • словесно-музыкальный жанр фольклора;
  • разделение на обрядовые и необрядовые;
  • стихотворная форма, обычно без рифмы;
  • форма: монолог, реже диалог;
  • разговорный язык;
  • использование тропов, символов, параллелизмов и т. п.;
  • мелодичность и напевность;
  • выражение внутреннего состояния лирического героя;
  • сольное и хоровое исполнение.

​ ​

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1 изд., 1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал оные произведением искусных музыкальных сочинителей». В наше время Рубинштейн, сильно опасавшийся за будущность европейской музыки, единственный залог возможного ее развития видел в том полном самобытных красот музыкальном фоне, какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково нравится людям образованным и необразованным, музыкантам и не музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного исполнения, а также присущим ей в известной степени юмором, который выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной мелодией и т. п.

I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

А. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

Мелодические особенности русской песни обуславливаются тем, что мелодии ее, по своему строению, относятся к более ранним эпохам музыкального развития человечества, чем та, какую представляет современная европейская музыка, с ее октавной системой.

Современные европейские мелодии представляют части, видоизменения октавного звукоряда, в котором последовательные тоны непрерывно стремятся вверх от известного основного тона (тоники) к его октаве и заканчиваются седьмым вводным тоном, отстоящим на полутон от октавы. Выработка существенных черт современной музыкальной системы считает не более 200 лет практики; теоретически она впервые была выражена французом Рамо, в начале XVIII века. Основным принципом этой музыкальной системы является требование, чтобы вся масса тонов и гармонических сочетаний могла быть поставлена в тесную, постоянную, явную связь сродства к одному свободно избранному тону (тонике), так, чтобы из него развивалась тональная масса всего произведения и к нему же возвращалась. Этот принцип не вытекает из естественной необходимости; он является свободно избранным и может быть заменен другим, способным создать другую музыкальную систему.

И действительно, в более ранних исторических фазисах развития музыки позднейшие исследователи (Сокальский) устанавливают наличность других музыкальных систем - тетрахордов (четверохзвучий), по которым строилась мелодия. В этих более древних системах мелодия строилась и вращалась не в пределах октавы , а в пределах кварт и квинт ; все напевы основаны были на родстве кварты и квинты, на тетрахордах. Мелодия дальше квинты и, самое большее, дальше сексты от известного тона (тоники) не удалялась и никогда не впадала в седьмой вводный тон нашего октавного звукоряда. Например, если считать ноту си вводным тоном к октавному звукоряду от до , то по правилам нашей современной музыкальной теории вполне допустимы такие движения мелодий

тогда как в более древних музыкальных системах подобные движения, с появлением седьмого, вводного тона, никогда не встречались и видоизменялись приблизительно таким образом:

(т. е. на месте нашего вводного в октаву полутона являлись интервалы в1½ тона). К музыкальным системам тетрахордов принадлежит значительная часть русских народных мелодий. В основе таких древнейших мелодий человечества лежит особая пятизвучная гамма, называемая китайской или шотландской , с пропуском терции и септимы от основного тона

составленная из двух трихордов , т. е. двух кварт с одним промежуточным тоном в каждой. Гамма эта имеет несколько видоизменений. Чем древнее песня, тем скорее можно найти в ней следы древней гаммы, т. е. присутствие, как основы, трихорда (кварты), с пропущенным интервалом. Пример - песня № 1 из сборника песен Балакирева:

Для этих древнейших мелодий характерен скачок мелодии в 1½ тона. Другие песенные мелодии представляют квинтовое устройство, т. е. в основе их строения лежит звукоряд квинты . В то время, как в предыдущей песне звукоряд представлял невыполненную кварту (трихорд), в песнях дальнейшего фазиса развития появляется выполненная кварта (тетрахорд); этот фазис развития Сокальский называет эпохой квинты, потому что в ней уже чувствовалась квинтовая связь тонов. В мелодиях этого периода творчества встречается полутон (благодаря пополнению прежних трихордов) и нет скачков в 1½ тона. Пример песни с квинтовым звукорядом:

В звукоряде две выполненные квинты: a′-e″ и d′-a′. Тональность песни не ясна, и эта неясность характерна для народной музыки: она объясняется тем, что народные мелодии имеют квинтовое строение и в них входят нередко более одной квинты, в каждой из которых есть своя тоника; в силу этого в мелодии появляется несколько тоник , из которых каждая переводит ее в свой строй. Это последнее явление, т. е. перемещение тоники на новый тон, называется мелодической модуляцией.

Тоника, лад песни не всегда могут определяться последней нотой; если не чаще, то во всяком случае очень часто народная песня оканчивается тоном, соответствующим нашей доминанте (пятый тон от тоники). Напев песни, достигнув квинты или кварты от основного тона (центра), большей частью стремится обратно в центр или же, достигнув его, еще удаляется на кварту ниже центра, т. е. переходит в доминанту, от которой особенно удобно, при частых повторениях напева, возвращаться к началу его.

Эту особенность песен - кончаться квартой от главного тона - подметил еще в XVIII столетии Штелин. Крупную особенность русских народных мелодий составляет их диатонизм, т. е. следование в них интервалов главным образом по целым тонам, с отсутствием окрашивающих интервалов (в полутон и в 1½ тона), выражающих большую степень страстности и чувства (что свойственно больше малороссийским мелодиям).

Первым высказал мнение о диатонизме великорусских песен Серов, который утверждает, что напев, которого нельзя сыграть на одних белых клавишах фортепиано (т. е. в чистом диатонизме) - или не русского происхождения, или является «музыкой, сочиненной в кабинете по немецко-итальянским образцам». Но такого абсолютного диатонизма нельзя принимать для великорусских песен: в проходящих нотах и вводных тонах они допускают хроматизмы. Тем не менее диатонизм является характерной особенностью великорусских и более древних малорусских и белорусских песен.

Преобладающее движение русских народных напевов - нисходящее, причем наиболее употребительны ходы:

а) последовательные , гаммообразные, в пределах кварты или квинты,
б) квартами и квинтами , пустыми и заполненными терцией, например:

Наиболее развито последовательное движение по ступеням диатонической гаммы . Употребительны также: терции , большие и малые, с помощью которых определяется мажор или минор отдельных частей мелодии; входя в состав квинты, они образуют трезвучия, но не одновременно звучащие, гармонические, а мелодические, последовательные, т. е.

пустые кварты и квинты , служащие обыкновенно для разграничения отделов напева; сексты вверх и вниз , являющиеся как бы добавочным тоном к квинте, подходом к ней, и употребляемые довольно редко. Ходы на октаву имеют более частое применение, особенно в заключениях напевов.

Ходы на септиму встречаются, но только на малую; большой септимы, как вводного тона в тонику, для эпохи тетрахордов не существовало.

В. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

Гармония в нашем смысле, т. е. последовательность аккордов, чужда русской песне, как результат новой музыкальной системы, вырабатывавшейся постепенно в течение последних четырех веков и характеризуемой введением терцового устройства аккордов и вводного в октаву тона, более точным обозначением тоники и темперированным (уравненным) устройством интервалов, поведшим к преобразованию многочисленных средневековых церковных ладов в два главных: мажор и минор.

О гармонии народных песен можно говорить только в смысле полифонического (многоголосного) или контрапунктического хорового пения, основанного не на аккордах, а на голосоведении. Значительная часть русских песен принадлежит к области одноголосного (гомофонного) пения, другая часть - к области многоголосного (полифонического).

Первый опыт выяснения основ и свойств народного многоголосного пения, до сих пор почти единственный и самый значительный, принадлежит Мельгунову. Он первый высказал, что народ поет полифонически, контрапунктически, с помощью системы так называемых подголосков, сущность которой состоит в том, что все голоса самостоятельны (а не связаны чередованием аккордов), все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно взятая, красива сама по себе

Большинство хоровых народных песен начинаются с запева, к которому присоединяется хор. Запев или бывает один раз для всей песни, или все время чередуется с хором. Существенную особенность хорового пения составляют подголоски. Запевало, начав песню, ведет в хоре обыкновенно главную мелодию, занимающую по высоте среднее место. Остальные певцы уклоняются от главной мелодии вверх или вниз, смотря по роду голоса, видоизменяют ее, украшают, или же поют ее же лишь с небольшими уклонениями - одним словом образуют, говоря обычным музыкальным языком, сопровождение мелодии, но своеобразное.

Народные певцы обнаруживают иногда замечательную способность сочинять сопровождающие мелодии. Эти-то сопровождающие или украшающие главную мелодию голоса и называются подголосками .

Народному пению, народному, так сказать, контрапункту свойственны приблизительно следующие гармонические сочетания: квинты , даже параллельные, которые в пении не производят неприятного впечатления; параллельные терции , которые заканчиваются в кадансе или полукадансе октавой или пустой квинтой , например:

Унисоны или октавы также принадлежат к обычным гармоническим сочетаниям народного пения.

Голоса певцов время от времени (обыкновенно - в начале или конце всей песни или ее отдельных частей) сливаются в унисон или октаву, производя определенное впечатление успокоения или остановки. Октавы народного пения не мирятся с какими-либо добавочными к себе гармоническими тонами, терцией или квинтой: от прибавления таких тонов немедленно теряется ясность и своеобразность впечатления, какое производит октава народного пения. Отсюда можно заключить, что народное пение чуждается аккордового построения или ведения голосов, что ему несвойственны основания обычной западноевропейской гармонии.

Встречаются в народном сочетании голосов также кварты , редко параллельные. В нем можно встретить всякого рода параллелизмы: терций, квинт, кварт, октав и даже унисонов. Собственно аккордов полифоническое пение не знает; они попадаются в нем в виде случайных намеков.

Вопрос о гармонизации народных песен для пользования ими в образованном классе общества до сих пор еще окончательно не разрешен. Первым, кто занялся им с достаточной подготовкой, был Мельгунов; раньше Серов утверждал, что русская народная песня не знает ни мажора, ни минора и никогда не модулирует, что совершенно не согласно с действительностью.

Мельгунов установил, что русские народные песни относятся главным образом к двум диатоническим гаммам:

1) к натуральной мажорной и
2) к натуральной минорной ,
из которых последняя является точным обращением мажорной, а именно:

Он признает, что наши песни модулируют, т. е. меняют строй; модуляции песен Мельгунов предлагает делать с помощью так называемых обращенных аккордов (выведенных им из соотношения вышеприведенных гамм), а не обычно, при посредстве доминантсептаккордов. Под обращенными аккордами Мельгунов разумеет те, которые по построению и месту в минорной натуральной гамме точно соответствуют, но в обратном отношении, аккордам мажорной гаммы. Например, если мы возьмем в натуральной мажорной гамме один из главных аккордов, так называемый доминантаккорд, построенный на пятой ступени от тоники вверх

то соответствующий аккорд натуральной минорной гаммы, по Мельгунову, также должен строиться на пятой ступени от (верхней) тоники, но вниз.

Важнейшее из диссонирующих сочетаний - доминантсептаккорд мажора

соответствует септаккорду в миноре

Его обращение

(разрешенное в тонических аккордах минорной гаммы ля) Мельгунов называет настоящим септаккордом русской народной песни минорного строя. Этот последний септаккорд, по словам Мельгунова, служит, в натуральном миноре, могущественным средством для модуляций и заключений.

Нельзя не заметить, однако, что он не может претендовать на роль единственного, так сказать, «настоящего» септаккорда русской минорной песни. Мельгунов совершенно произвольно приурочивает к русским песенным мелодиям только два октавных звукоряда, от до до до и от ми до ми; с одинаковым основанием можно применять к ним и другие звукоряды, построенные на каждой ноте хотя бы мажорной гаммы до - а таких звукорядов оказывается не менее семи, если не брать во внимание других возможных построений. Зачем же лишать народные песни, при их обработке гармонических эффектов и богатства, какие могут дать эти пренебрегаемые Мельгуновым звукоряды?

С. РИТМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Ритму, как принципу порядка, организации движения по известной системе или плану, подчиняется и сложение русских песен, но живой материал языка не всегда поддается требованиям ритма; возникает борьба, вследствие которой музыкально-вокальный материал песен не распределяется так правильно, на равномерные части, как того требует организация музыкального движения по ритмическому принципу и достигает инструментальная музыка.

Когда, по образцу западноевропейской музыки, в русскую песенную мелодию вносится разделение на такты, это встречает большие затруднения. Они уменьшаются при применении смешанного такта, т. е. тактовых разделений не с одинаковым количеством единиц времени.

Наиболее естественное тактовое разделение народной песенной мелодии - по полустишиям; чем древнее текст песен, тем легче разделяется он на правильные, равномерные полустишия. В составе песенных мелодий четность тактов встречается чаще, чем нечетность. Великорусским песням свойственны иногда такты в 5 / 4 и 7 / 4 , в соединении с другими; в малорусских нередко встречается такт в 6 / 8 ; мелодии с однородными тактами преобладают над мелодиями со смешанными.

Мельгунов находит в ритме русских народных песен отражение древнегреческих законов стихосложения и утверждает, что нет музыки, которая так точно соответствовала бы законам древнегреческой ритмики, как русская народная песня. Это мнение не имеет научных оснований: русскому стихосложению не свойственны долгота и краткость слогов.

Капитальное исследование о ритмическом строении русской народной песни принадлежит П. П. Сокальскому (см. 2 часть его «Русской народной музыки»).

Специфика жанра. Жизненная и поэтическая функции. Принципы классификации лирических песен. Основные типы. Композиционные принципы. Традиционные художественные средства изобразительности. Средства внутреннего раскрытия образа человека. Символика, ее основные тематические виды. Художественный параллелизм, метафора, эпитеты, звукопись.

Песня – это произведение словесно-музыкального искусства, в котором текст и мелодия выступают в единстве, причем один и тот же текст может иметь разное музыкальное оформление, и на одну и ту же мелодию могут исполняться разные песенные тексты. Народные лирические песни относятся к лирическому роду поэзии, так как в них рассказывается не столько о самих событиях, сколько выражается отношение к разным жизненным ситуациям.

Былина – тоже песня, но песня эпическая, там изображается ряд последовательных событий, составляющих сюжет. Герои былины постоянно совершают какие-то действия, подвиги. В лирической песне действующие лица могут не совершать никаких действий и поступков, события не играют важной роли, они лишь помогают раскрыть внутренний мир человека, являются средством передачи его чувств, мыслей и переживаний.

В науке нет пока определенного ответа на вопрос о времени возникновения народных лирических песен. Можно предположить, что они достаточно древние, могли появиться уже к IX-X вв., так как для них характерна та же поэтическая стилистика, что и для песен обрядовых. Есть другое предположение: что лирические песни как фольклорный жанр сформировались к XVI в.

Среди народных лирических песен можно увидеть несколько исторических слоев. Наиболее древними и многочисленными являются песни, возникшие в крестьянской среде, которые в науке принято называть традиционными народными лирическими песнями. С развитием капитализма появляются рабочие песни, отразившие жизнь, труд и быт рабочих.

Рост городов и возникновение в них таких социальных прослоек как мещанство, ремесленники, прислуга, привело к созданию городских песен. В XVIII – XX вв. на основе стихотворений известных и малоизвестных поэтов в фольклоре появился новый слой – песни литературного происхождения.

После революции возникают советские песни. Каждый из перечисленных песенных слоев имеет свои особенности содержания и поэтической формы, и в то же время сохраняет традиции предшествующих периодов. Традиционные народные лирические песни как самые древние представляют наибольший интерес и с точки зрения поэтики, поэтому мы остановимся на их анализе.

В лирических песнях очень широко используется символика, в основе которой лежат образы из мира природы, обладающие устойчивым иносказательным значением. Символом молодца в песнях являются сокол, голубок, зеленый дубочек, хмель, виноград. Символом девицы – белая лебедушка, сизая голубушка, белая березонька, сладкая вишенка.

Символом мужа и жены – селезень с уточкой, одинокой женщины – кукушечка, лютой свекрови – полынь горькая. Хмель, виноград, сладкие ягоды, чистые быстрые воды, яркое солнце, цветущие растения являются символами радости и веселья. А полынь, осина, рябина, высокие непроходимые горы, мутные стоячие воды, засыхающие деревья и травы означают печаль, горе, разлуку.

Совместная работа, собирание ягод, купание, качание на качелях, угощение, касание означают любовное единение, переход с одного берега на другой – преодоление препятствий в любви. «Машечка орешечки щелкала, шелушиночки в жменечку сбирала, Ванечке в кудерцы бросала» – эти слова надо понимать не в прямом смысле: Маня бросила в Ваню ореховой шелухой и попала ему в голову. Смысл песни: Манечка любит Ванечку и дает ему понять это. Символы помогают образно выразить человеческие чувства и переживания.

В отличие от былин, где гипербола употребляется для изображения физической силы богатыря, в лирических песнях она служит для раскрытия силы чувств и переживаний лирического героя. Например, в песне «По шелковой по муравушке» на могиле любимого девушка «земляничку со клубничкою поливает все слезой своей», и ягоды от этого быстро растут.

В песнях широко используются эпитеты, метафоры и сравнения, а также часто встречаются уменьшительно – ласкательные суффиксы, которые служат эмоциональным средством для выражения любви, ласки и нежности. В основе языка традиционных песен лежит живая разговорная речь народа, лексика носит бытовой характер.

Народная лирическая песня выработала множество выразительных средств композиции, помогающих глубже и ярче передать мысли и чувства лирического героя. Различаются три композиционные формы: монолог, диалог и описание. Песня- монолог прямо выражает чувства лирического героя от первого лица. Песня- диалог передает содержание в форме разговора персонажей. Чаще всего диалог строится в форме вопроса-ответа. Но большинство лирических песен чаще бывает построено по следующей схеме: описание – повествование + монолог или диалог. При этом основное содержание выражается в монологе или диалоге, а описательно-повествовательное вступление показывает те обстоятельства, которые вызвали переживания героев.

В песнях часто используются следующие композиционные приемы внутренней организации материала. Художественный параллелизм- это прием, который заключается в том, что сначала дается картина из мира природы, а затем – соответствующая ей картина из жизни человека. Вместе взятые эти две картины представляют собой одно художественное целое. Реже используется прием цепочного построения. Сущность его заключается в том, что отдельные картины песни связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в две рядом стоящие картины. С последнего образа предыдущей картины начинается последующая картина.

Характерен также прием ступенчатого сужения образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания. Последний, самый «суженный» образ, является наиболее важным, с точки зрения художественного задания песни. На нем и фиксируется внимание. Этот прием обычно используется в начале песни.

Например, в начале песни «Долина, долина да ты зеленая» дается экспозиция – эмоционально- лирическая развернутая пейзажная зарисовка, представляющая собой классическое сужение образа:

Долина, долина, да ты зеленая!

По тебе, долина, – дорожка широкая,

Дорожка широкая, реченька быстрая,

Реченька быстрая, круты бережочки.

На них желтые песочки.

На желтеньких песочках стоят три садочка.

Как во первом во садочке кукушка кукует,

А во третьем во садочке мать с сыном гуляет.

Представленная в песне картина напоминает кинематографический прием, когда камера от панорамы постепенно переходит к крупному плану, останавливаясь на главном. Попутно обратим внимание на то, что пейзаж дан в цвете, размере при помощи изобразительных эпитетов.

Тематика русских народных лирических песен довольно разнообразна. Самую большую группу составляют любовные песни. В песнях о счастливой любви (их меньше) содержится признание в любви, которое высказывается не прямо, а иносказательно, или рассказ о том, как хорош милый или милая. Красивая девушка, по народным понятиям, – круглолица, белолица, «щечки алы, как цветочек, брови черны – во шнурочек».

Красота и моральные качества стоят в этих песнях на первом месте, соображения выгоды и богатства не играют роли. В песнях часто подчеркивается, что возлюбленный беден, но весел, любимая бедна, но красива, мила сердцу. Песни о несчастливой любви (их больше) рассказывают о разлуке девушки с милым. В одной из песен говорится о том, что, проводив любимого, она не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах». Много песен об измене, о женитьбе на другой.

Семейно – бытовые песни чаще всего грустны, унылы. В них обычно рассказывается о несчастливой семейной жизни. Большинство семейных песен – женские. В них часто противопоставляются дом родительский и дом мужа, «девичья воля и бабья неволя». В песнях рассказывается о бедности, с которой подчас женщина сталкивалась в семье мужа: ее посылают за водой «и разутую, и раздетую, и холодную, и голодную». Многие песни повествуют о трудных отношениях со свекровью или о варварском обращении мужа с женой.

Во многих семейно-бытовых песнях говорится о возрастном неравенстве. Женщина мечтала даже не о том, чтобы выйти замуж за любимого, а о том, чтобы иметь мужем «ровнюшку», то есть одних с ней лет, но не старого и не «недоростка». В жизни бывало и так, ибо сын или дочь были в полном подчинении у родителей и не могли пойти против их воли. Чувства молодых в расчет не брались, так как родители по-своему понимали счастье своих детей и стремились обеспечить дочери или сыну жизнь в достатке и благополучии. Поэтому так характерны для семейных песен жалобы на постылого мужа, нелюбимую или любящую другого жену.

Лирические песни создавали не только крестьяне-земледельцы, но и те слои деревенского люда, которые на короткое или длительное время уходили из дома, жили вне деревни. Бытовые рекрутские и солдатские песни рисуют картины тяжелой многолетней службы, надолго отрывавшей молодых крестьян от родных мест. Солдат вспоминает о доме, жене и детях, тоскует о родных. Он живет в холодных казармах, плохо питается.

Песни рассказывают также о гибели солдата, о его безымянной могиле и верном друге, вороном коне. Солдатские песни очень метафоричны. Поле боя называется «пашней», вспаханной не сохами, а «лошадиными копытами». Засеяно поле не зернами, а «головами казацкими». В солдатских песнях преобладают грустные мотивы, хотя нельзя сказать, что русские солдаты не пели веселых песен. Отвага и чувство юмора, бодрость и стремление преодолеть все невзгоды военной жизни звучат в песне «Солдатушки, бравы ребятушки».

Песни разбойничьи рассказывают об удалых разбойниках, беглых вольных людях, объединившихся в шайки и занимающихся разбоем. Разбойничество было уродливой, порой жестокой формой народного бунта против социального неравенства. Разбойник терял семью, отрывался от родного дома, становился одиноким, так как рано или поздно шайки распадались, разбойников ловили и наказывали как опасных преступников. Во многих песнях звучат жалобы «добра молодца, удала разбойничка» на то, что, родив, мать не дала ему счастья. Однако эмоциональный тон многих разбойничьих песен – удалой и светлый, человек упивается обретенной волей: «они веслами гребли да пели песенки», любуется природой, которая в песнях соответствует настроению лирического героя.

Интересны ямщицкие песни, созданные ямщиками, – крестьянами, занимавшимися нелегким трудом – перевозом почты и пассажиров. Иногда им приходилось надолго покидать родное село, подолгу не видеть жену, детей и близких, поэтому так печальны протяжные ямщицкие песни. В пути их ожидали опасности и лишения, они нередко заболевали, особенно зимой, и без медицинской помощи умирали, не доходя до родного дома. Об этом сложена знаменитая песня «Степь да степь кругом».

Среди традиционных лирических песен большинство – протяжные, грустные, но есть так называемые частые, исполняющиеся быстро, энергично, веселые и жизнерадостные песни. Тематика в них та же, что и в протяжных, но подход к изображаемым событиям иной. Обычно частые песни подразделяют на плясовые, шуточные и сатирические. В плясовых песнях, под которые обычно плясали на гуляниях, главную роль играет музыкальный плясовой ритм, в них нет особой глубины в содержании и обрисовке персонажей. В шуточных и сатирических песнях, напротив, важно содержание. Многие из них связаны с любовной тематикой, с жизнью крестьян, их нравами и семейными отношениями. В них много юмора и иронии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Влияние народной лирической

песни на творчество русских

композиторов

ученик 6 класса «МОУ СОШ№1»


Научный руководитель: Кукулава Лиана Джимшериевна,

учитель музыки, «МОУ СОШ №1»

г. Александровск

2010 г.
Оглавление


Введение………………………………………………………………………….3

Особенности жанра народной лирической песни……………………………... 5

Лирика и народная лирическая песня в творчестве русских

композиторов…………………………………………………………………….8

Уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов…………………………………………………………………… ..9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Доброй протяжной песней отогреваю душу…

Б. Викторов

Существуют разные предположения о возникновении русских лирических протяжных песен, но сходство в одном: они не оставляют равнодушным никого - ни гения, ни простого человека. «Протяжные песни очень современны. Они захватывают и певца и слушателей потрясающе ясным, органичным и выразительным согласием мелодии и слова» .

Изучая лирические песни лирические песни на уроках музыки, мы замечали, что они нашли отражение в творчестве русских композиторов. «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека» .

Цель нашей работы – выявление жанровых особенностей народных песен, их влияния на творчество русских композиторов. Мы постараемся найти ответ на вопрос, за что так любили русские композиторы народную лирическую песню.

Основные задачи работы - дать определение понятия «музыкальный жанр», «жанровый анализ»;

выявить жанровые особенности народных лирических песен;

раскрыть значимость лирической народной песни для творчества русских композиторов;

определить уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов;

создать презентацию к уроку «Один день в русском селе» для 4класса.

Выполняя работу, мы слушали произведения русских композиторов: М.И. Глинки (опера «Иван Сусанин»), Н.А. Римского - Корсакого (опера «Садко»), А.П. Бородина (опера «Князь Игорь»), П.И Чайковского (романс «Я ли в поле да не травушка была…»), С.В. Рахманинова (концерт №3для фортепиано с оркестром).

При написании работы мы использовали литературу деятелей культуры, и искусствоведов, затрагивающих вопросы музыкального жанра, народной лирической песни и творчества русских композиторов. Например, в словарях Н.Л. Шестерниной, М. C. Друскина и музыкальной энциклопедии

Дж. Тэтчелл раскрыты значения понятий «жанр» и «музыкальный жанр». Особенностям народной лирической песни посвящены работы Н.П. Колпаковой и Б.В. Асафьева, Г.Я. Левашевой. Некоторые моменты творчества русских композиторов освещены в учебниках Е.Э. Смирновой «Русская музыкальная литература», Е.Д. Критской «Музыка», книге Д.Б. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое».

Наша работа может быть полезна работающим педагогам и учащимся, занимающимся не только в общеобразовательных школах, но и школах с углублённым изучением предметов художественно - эстетического цикла.

Особенности жанра народной лирической песни

Прежде, чем раскрыть особенности жанра лирической народной песни, нужно объяснить, что такое «жанр» и «музыкальный жанр».

В переводе с французского, жанр (genre) означает "род", или "вид". В разнообразных видах искусства жанр отличается особыми свойствами. Например, в литературе мы можем отличить рассказ от поэмы, в живописи – портрет от пейзажа, в музыке – песню от марша и танца. Говоря о музыке, мы коснулись простейших жанров, хотя в мире музыки присутствуют и сложные: опера, симфония, фуга, кантата, ноктюрн и т.д.

Исследователи считают, что музыкальный жанр – это вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики, природе сюжета, обстоятельствам исполнения, особенностям формы (законов построения произведения), составу исполнителей.

Все эти признаки, попутно коснувшись истории возникновения, мы постараемся найти в лирической протяжной песне.

Вопрос о возникновении лирических народных песен до сих пор остаётся закрытым. Исследователи предполагают, что лирические песни складываются в 16веке. История рождения лирических протяжных песен была связана с обрядами, трудовым процессом, душевными переживаниями человека. Поэтому возникают обрядовые и необрядовые лирические песни.

В обрядовой лирической песне обязательно присутствовали невидимые помощники – духи. Многое из того, что происходило у человека на глазах, нельзя было объяснить. Люди верили в силы природы, просили помощи у невидимых духов. И поэтому мелодия обрядовых лирических песен была молящая.

Позже появляются необрядовые лирические песни с разнообразной тематикой. Бывают песни о тяжелой крестьянской доле, о безответной любви и о скромном счастье. «Идёт человек по полю, медленно, не торопясь зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает его по вспаханной земле. Одна песня…Зима настала – и тут, в долгие зимние вечера, за веретеном или прялкой, не обойтись без песни.…Другая…».

Любовные переживания занимают в лирических песнях особое место. Очень часто девушка или парень поют о несчастной любви:

«…Как напала на меня грусть жестокая,

Изменила видно мне черноокая.

Я другую изберу себе милую,

Сарафан я ей сошью, ала бархата…»

В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц » - молодец, «лебёдушка » - девица, «ясны звёздочки» - дети и т.д.

Нередко девица или молодец сравнивает свою беду с явлениями природы:

«Что ж ты, ноченька,

Притуманилась,

Что ж, осенняя,

Принахмурилась?...
Что ж ты, девица,

Притуманилась,

Что ж ты, красная,

Припечалилась?»

Почти всегда события в песне развиваются следующим образом: главный персонаж обращается к природе, затем природа наделяется человеческими качествами, и завершаются события трагедией, в редких случаях счастливыми моментами:

«Что стоишь, качаясь,

Тонкая рябина

Головой склоняясь

До самого тына?
А через дорогу

За рекой широкой

Также одиноко

Дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине,

К дубу перебраться,

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться….
Но нельзя рябине

К дубу перебраться,

Знать, судьба такая, –

Век одной качаться.

Мелодия лирических песен выразительна, широка и протяжна. Вот что писала Е.Э. Линёва об исполнении песни простой крестьянской женщиной: «…несмотря на широкую протяжную мелодию, выразительность была так велика, что она как будто в одно и то же время пела и сказывала песню…».

При широкой развитой мелодии текст бывает протяжнее напева, поэтому певец повторяет мелодию с разными словами.

Часто в русской народной песне участвуют несколько голосов – основную мелодию поёт запевала, другие дополняют этот напев подголосками.

Песни передавались от одного исполнителя к другому, от прошлого века в век настоящий. Конечно, мелодия, содержание песен изменялось, потому что меняются люди. И хотя не каждый человек может сразу назвать характерные признаки лирической песни - широту мелодии, душевность и красивое созвучие голосов - многие из людей современного мира просто скажут, что лирические песни нравятся им. У кого - то народная лирическая песня остаётся любимою.

Лирика и народная лирическая песня

в творчестве русских композиторов

На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную.

Считается, что история русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. «… Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке» . Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем» . Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца …»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря »).

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…») .

А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов» . Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка » из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Ели кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».

Необходимо вспомнить о творчестве С.В. Рахманинова. Очень красив и технически сложен концерт №3 b-moll. Просто и тихо запевает свою мелодию фортепиано, как солист. Оркестр аккуратно подхватывает мелодию, как хор. «Я хотел, - писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы» .

Творчество указанных композиторов изучалось в 4 - 6классах. Это только некоторые композиторы, чьё творчество было связано лирической музыкой.

Но мы узнаем о них позднее.
Уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов

Исторические и научные источники свидетельствуют о том, что русские композиторы оставили огромное культурное наследство, но находит ли отклик в душах современных людей творчество композиторов? Чтобы проверить это, мы провели анонимное анкетирование среди учащихся 6-7 классов и педагогов ближайших школ.

Вниманию участников анкеты были предложены следующие вопросы:


  1. Можно ли сказать, что вы знакомы с историей народной и профессиональной русской музыкой?

  2. С жизнью и творчеством каких русских композиторов вы знакомы?

  3. Какие произведения русских композиторов вы знаете?

  4. Считаете ли вы, что в музыке русских композиторов преобладает лиричность, протяжность?

  5. Считаете ли вы, что историю русской музыки достаточно изучать на уроках музыки в общеобразовательной школе?

  6. Хотите ли вы самостоятельно изучать музыку своей Родины (посещать концертный зал, смотреть передачи, связанные с русской музыкой и т.д.)?
Анкетирование показало, что среди опрошенных учеников с историей народной и профессиональной русской музыкой учащиеся, отвечая на первый вопрос, не задумались над его сутью.

Вопрос «какие произведения русских композиторов вы знаете?» не вызвал ни у кого затруднений. Только ученики, в отличие от учителей, называли много произведений Чайковского и Римского-Корсакова. В ответах учителей было огромное количество самых разнообразных произведений Стравинского, Скрябина, Мусоргского и т.д.


Приятно, что большинство участников считает, что историю русской музыки не достаточно изучать на уроках музыки.


Анкетирование показало, что мы чувствуем и слышим певучесть русской музыки, но не все увлечены историей русской музыки. Мы не знаем, как она развивалась, и кто оказывал сильное влияние на её развитие.


Заключение

Почему композиторы так любили народные лирические песни и почему их произведения напоминали народную музыку?

Прежде, чем мы ответили на эти вопросы, нам пришлось раскрыть особенности жанра лирической народной песни, попутно выделяя и объясняя понятия «жанр», «музыкальный жанр».

Мы выяснили, что жанровые черты лирической протяжной песни – широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота музыкального языка. Об этом упоминают в своих работах Н.П. Колпакова, Б.В. Асафьев, Г.Я. Левашева.

Те же черты - выразительность, распевность, созвучие голосов и инструментальных мелодий - присутствуют в музыке русских композиторов.

Творчество каждого композитора индивидуально, но мы выяснили, что композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.

Проведение анкетирования учащихся и педагогов показало, что некоторые из опрошенных плохо знакомы с историей русской музыки, имеют небольшие знания о творчестве русских композиторов. Но высокий процент участников чувствует и слышит певучесть русской музыки.

Мы должны учиться слушать и понимать лирическую музыку не только на уроках музыки в школе, но и вне стенах школы – в концертном зале и в звуках природы.

Список литературы


  1. Асафьев Б.В. О народной музыке / сост. и комм. Земцовский И.И. – Л.; Музыка, 1987.

  2. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М; Издательство: Детская литература, 1972.

  3. Колпакова Н.П. Песни и люди. О русской народной песне. Л.; Наука, 1977.

  4. Краткий словарь музыкальных терминов / сост. М. C. Друскин. - М.; 1970.

  5. Критская Е.Д. Музыка: учебник 4 кл. М.; Издательство: Просвещение, 2006.

  6. Левашева Г.Я. Музыкальные вечера. Л.; Издательство: Детская литература, 1963.

  7. Смирнова Э. В. Русская музыкальная литература: учебник для VI - VII класса ДМШ.М.; Музыка, 2002.

  8. Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М.; Издательство: Академия, 2007.

  9. Тэтчелл Дж. Детская музыкальная энциклопедия. М; Издательство: АСТ / Астрель, 2002.

  10. Шедевры мировой классической музыки. М.; Мир книги, 2003.

  11. Шестернина Н.Л. Толковый словарь иностранных слов. М.; Издательство: Кучково поле, 1998.

  12. Эпиро де П., Пинкович М.Д. 100000 вопросов и ответов: Что такое семь чудес света / пер. с англ. Е.Я. Мигуновой. – М.; РИПОЛ классик, 2006.

  13. Этносфера. М.; Музыкальное издательство «Изба рекордс», 2008.