Большая энциклопедия нефти и газа. Информация и информационная сфера

  • 22.07.2019

Информационная сфера- сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.

Доктрина информационной безопасности от 9.09.2000: информационная сфера- совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение, использование информации, системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ.

Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, может быть разделена на две части - основную часть или часть собственно обращения информации и часть, обеспечивающую обращение информации, каждая из которых в свою очередь подразделяется на области. Основная часть включает три области, обеспечивающая - две.

Две главные:

Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения; Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

Три обеспечивающие:

Область производства и распространения исходной и производной информации; Область поиска, получения и потребления информации; Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг.

Сегодня деятельность в информационной сфере немыслима без применения автоматизированных информационных систем и банков данных, их сетей, других информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций. Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания и, по сути дела, совершило революцию в информационной коммуникации. Были созданы новые материальные носители информации, существенно отличающиеся от традиционных, новые механизмы ее тиражирования и распространения. Появилась дополнительная область, обеспечивающая основные области возможностями программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций - область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения.



Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникаций, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (вернее, безопасности в информационной сфере). Основным назначением информационной безопасности можно считать выявление yгроз и защиту: информации от несанкционированного доступа; информационных прав и свобод личности; личности, общества, государства от воздействия ложной, вредной информации, дезинформации. В этой связи появляется еще одна обеспечивающая область - создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения возникла и развивается в связи с потребностями всех остальных областей. В то же время ни одна из основных областей немыслима без применения программно-технических и телекоммуникационных средств.

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности обеспечивает реализацию информационных процессов исходя из требований безопасности личности, общества, государства в информационной сфере. Она возникла и развивается в связи с потребностями всех четырех перечисленных выше областей и обеспечивает их безопасное функционирование.

Разделение информационной сферы на области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создается под воздействием окружающей среды, а также на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается на основе как исходной информации, гак и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информации, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, наконец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, замыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

Один и тот же человек (физическое лицо) может выступать в качестве разных субъектов в разных областях. Например, автор научного произведения может работать администратором банка данных в области информационных ресурсов, выступать потребителем информации в области поиска, получения и потребления информации, выступать в качестве специалиста, эксплуатирующего информационную систему, а также участвовать в рамках области информационной безопасности при решении вопросов защиты информации.

Для выявления субъектов, участвующих в информационных процессах, установления разновидностей информации, циркулирующей в информационной сфере, рассмотрим более подробно каждую из указанных выше областей на протяжении «жизненного цикла» обращения информации.

Производство (создание) информации

Поиск, получение и потребление информации

Обработка, хранение, тиражирование, передача и распространение информации

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА


1. Понятие информации

В современном мире, построенном на повсеместном использовании компьютерной техники, совершенно изменился подход к пониманию информации. С появлением вычислительных машин информация начала восприниматься как одна из неотъемлемых составляющих жизни любого человека. Одновременно отношение к информации изменилось от восторженного до обыденного.

Необходимо обратить внимание, что компьютерная техника, которая еще называется электронно-вычислительной техникой, на самом деле очень мало чего вычисляет. Время, затрачиваемое на вычисления современной компьютерной техникой, составляет не более 10% от всего времени ее работы. Все остальное время компьютерная техника занимается обработкой информации. Причем подобная пропорция касается не только техники, но и людей, организаций и т.д.

Что же такое информация? Почему ей необходима обработка и, тем более, правовая защита? На такой вопрос коротко ответить очень трудно. И чем короче будет ответ, тем он будет ошибочнее.

Одним из таких «ответов» может служить следующее: информация - это то, что каждый из нас интуитивно понимает под этим словом, а переработка - что-то из области технологии, где в качестве исходного материала выступает не металл, дерево или что-либо еще, а сама информация. Слов нет, функция вычислений и поныне остается одной из важнейших не только в науке, но и в хозяйстве, и, тем не менее, не вычислениями едиными живо человечество. Его потребности в переработке информации значительно больше. Дело в том, что вычисления являются лишь одним частным случаем переработки информации, но никак не наоборот. Вычислять - значит перерабатывать информацию. Но перерабатывать информацию - это вовсе не только вычислять. К переработке информации относятся, например, ее передача от одного абонента к другому, преобразование из одной формы в другую, запоминание, поиск определенных данных в большом информационном массиве, моделирование процессов и многое другое. При выполнении каждой из этих функций могут использоваться вычисления, но это лишь их вспомогательная роль и применяются эти вычисления потому, что машина вычислительная.

Понятие информации является одним из фундаментальных в современной науке . Информацию, наряду с веществом и энергией, рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако если задаться целью формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно. Аналогичными «неопределяемыми» понятиями, например, в математике является «точка»или«прямая». Так, можно сделать некоторые утверждения, связанные с этими математическими понятиями, но сами они не могут быть определены с помощью более элементарных понятий.

Однозначного ответа на вопрос, что такое информация, дать нельзя, поскольку в зависимости от подхода и области применения меняются и определения. В первую очередь нас интересует юридический подход, основы которого приведены во введении, однако большинство человечества воспринимает понятие информации не так, как юридическая наука.

Об информации до сих пор много говорят, пишут, спорят и до сих пор не приходят к единой точке зрения, приемлемой для всех. Одни видят в информации одно, другие - совсем иное. Наличие разных мнений по одному и тому же поводу чаще всего говорит о том, что мы имеем дело с плохо изученным явлением. Причин этому может быть много. Среди них основной является сложность этого явления. Именно таким сложным объектом является информация.

В качестве примера можно привести несколько определений информации, которые встречаются в различной литературе:

информация - это несистематизированные, неупорядоченные и не устоявшиеся сведения;

информация - сведения, не прошедшие проверку на истинность и достоверность, т.е. «сырой» материал;

информация - фактические данные;

информация - сведения, не относящиеся к области науки и техники, а используемые в обыденной жизни (донаучные сведения). Впрочем, некоторые считают наоборот;

информация - это сведения, снимающие неопределенность системы;

информация - сведения, обладающие новизной;

информация - сведения о том, где находятся эти сведения, т.е. сведения о сведениях (в современной терминологии - метаинформация);

информация - все то, что, так или иначе, зафиксировано в знаковой форме в виде документов;

информация - текущие поступления в документальные фонды;

информация - это то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах, и, взаимодействуя там, образуют нашу структуру знания;

информация - это единственный и универсальный способ передачи знаний, эмоциональных переживаний и волевых усилий между людьми.

Перечень таких «определений» можно продолжать долго, но с тем же самым эффектом. Некоторые ученые считают, что информацией вообще можно называть только новые знания, а то, что давно известно – информацией не является. Причем не уточняется, кому известно и насколько давно.

Совершенно особый подход к понятию информации применил Норберт Винер, который определил, что информация является одной из философских категорий: «Информация есть информация, а не материя и не энергия...». Подобный подход также имеет право на существование, однако не дает полного и конечного ответа на вопрос о том, что же такое информация.

Различные точки зрения на информацию составляют основу для многочисленных теорий информации, выражающих аспекты этого сложного явления. Рассмотрим некоторые из них. Начнем с простейшей ситуации - выясним, дома или нет наш приятель? Будет ли при этом получена информация и какая? Естественно считать, что информация будет получена: раньше не знали, позвонили - узнали. Это и есть информация, точнее, информация есть прирост знания.

Следующий вопрос: сколько информации мы получаем? Естественно связывать объем получаемой информации со степенью неожиданности. Чем более неожиданно сообщение, тем больше оно содержит информации. Если приятеля не обнаружим дома в рабочее время, то информация, полученная при этом, не будет большой. А вот если ночью? Таким образом, объем информации связывается с вероятностью события: чем менее вероятное событие произошло, тем больше информации содержит сообщение о том, что оно совершилось. Но и этого мало. На объем информации влияет не только вероятность события, но и заинтересованность в нем человека, получающего это сообщение. Так, узнав, что Анны Ивановны, незнакомой вам, не оказалось ночью дома, вы останетесь равнодушны, так как полученная при этом информация не будет велика (малая заинтересованность здесь разве что заставит вежливо спросить, а кто эта Анна Ивановна). Если же ей окажется ваша жена, то эта информация будет огромной.

Другой аспект измерения количества информации связан с ее последствиями для вашего поведения. Если эти последствия не требуют изменения поведения, то информации мало или вообще нет. Но если, получив сообщение, вам придется, сломя голову, бежать куда-то, чтобы срочно что-то сделать, то можно смело сказать, что полученная информация велика.

А теперь обратимся к вычислительным машинам, перерабатывающим информацию. Переработка информации машиной позволяет получить на ее выходе нечто такое, что не подавалось на вход компьютера. Так, при решении задачи 2x2=? на вход машины подается две двойки и операция умножения. Они не содержат искомой четверки, которая является результатом работы машины по решению указанной задачи. Поэтому можно сказать, что компьютер вырабатывает информацию, т.е. создает новую информацию.

На основе приведенных примеров видно, что человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность и т.д. В этом смысле одно и то же сообщение, передаваемое от источника к получателю, может передавать информацию в разной степени. Так, например, вы хотите сообщить о неисправности компьютера. Для инженера из группы технического обслуживания сообщение «компьютер сломался» явно содержит больше информации, чем для вахтера. Но, в свою очередь, для инженера сообщение «не включается дисплей» содержит информации больше, чем первое, поскольку в большей степени снимает неопределенность, связанную с причиной неисправности компьютера. Как видно, одно и то же сообщение для различных пользователей несет различную информацию.

Использование терминов «больше информации» или «меньше информации» подразумевает некую возможность ее измерения (или количественного соотнесения). При субъективном восприятии измерение информации возможно лишь в виде установления некоторой порядковой шкалы для оценки «больше» - «меньше», да и то субъективной, поскольку на свете немало людей, для которых, например, оба сообщения, использованных выше в качестве примера, вообще не несут никакой информации. Такое становится невозможным при введении объективных характеристик, из которых для информации важнейшей является количество. Однако при объективном измерении количества информации следует заведомо отрешиться от восприятия ее с точки зрения субъективных свойств, примеры которых перечислены выше. Более того, не исключено, что не всякая информация будет иметь объективно измеряемое количество - все зависит от того, как будут введены единицы измерения. Не исключено и то, что при разных способах введения единиц измерения информация, содержащаяся в двух допускающих измерение сообщениях, будет по-разному соотноситься.

Понятие информации нельзя считать лишь техническим, междисциплинарным и даже наддисциплинарным термином. Информация - это фундаментальная философская категория. Дискуссии ученых о философских аспектах информации надежно показали несводимость информации ни к одной из этих категорий. Концепции и толкования, возникающие на пути догматических подходов, оказываются слишком частными, односторонними, не охватывающими всего объема этого понятия.

Cтраница 1


Информационная сфера - это сфера частотно-резонансных (и) волновых микро - и макродинамических процессов, которые можно аналитически описать синусоидой и трансцендентными (гармоническими) функциями. Информация - понятие безальтернативной глубинной сушности мироздания, явления и процессы которого осуществляются на основе поликорреляционных микро - и макродинамических взаимоотношений материализованных и дематериализованных сред, полей и их следов. Фундаментальными проявлениями информационных процессов являются электромагнитные, гравитационные (информационно-материальные), сильные и слабые ядерные поля. Все поля внутри однородной и изотропной среды обладают близкодействием. Электромагнитные и гравитационные (материальные) поля - дальнодействующие, так как распространяются на большие расстояния.  

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.  

Информационная сфера представляется понятиями, с помощью которых можно формально описать и проанализировать информацию об объектной системе.  

Направленность современной информационной сферы характеризуется рядом особенностей, как-то: формирование информационных коммуникаций, глобальных информационных систем, единого мирового информационного поля. Эти особенности существенно изменяют концепцию организации информационной отрасли.  

Вспомогательные отрасли информационной сферы включают сферы деятельности и виды производств по обслуживанию основных информационных отраслей первичного информационного сектора и информационной деятельности отраслей вторичного информационного сектора. Это прежде всего отрасли, обслуживающие информационные технику, технологии и системы, а также их компоненты.  

Такое положение информационной сферы современного постиндустриального информационного общества обусловливает целый ряд его специфических черт.  

Модель построена наложением ограничений информационная сфера деятельности и диагностика творческих способностей с помощью эвристических игр на модель формирования мировоззрения личности.  

К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.  

Очевидно, чтобы превратить информационную сферу в целостность, необходимо создать эти недостающие органы управления.  

Анализируется текущая ситуации в информационной сфере Республики Беларусь, рассматривается организационная структура формирования и реализации государственной политики развития информатизации и системы научно-технической информации, определяются основные направления развития систем информатизации в рамках государственной программы Электронная Беларусь, механизмы управления реализацией программы.  

В результате требуется ужесточение управления информационной сферы, что выразилось как в создании информационного монстра в виде соответствующего министерства, так и назначения на пост его главы.  

При принятии разработанной выше концепции информационной сферы народного хозяйства не представляет труда вычислить ее вес в экономике СССР, который представляет собой сумму весов отдельных отраслей, входящих в ее состав. По моим ориентировочным подсчетам, он превышает 50 % ВНП, что соотносится с показателями развитых капиталистических стран. Следовательно, и внимание к этой сфере со стороны нашего государства и правительства должно соотноситься с вниманием, которое оказывается ей в этих странах.  

Новые составляющие организационной структуры в информационной сфере народного хозяйства имеют двойственную природу. Во-первых, это - отражение того факта, что применение средств информатики вносит изменения в традиционные информационные виды деятельности и виды производства. Эти изменения выражаются в том, что информационная деятельность в них осуществляется в рамках новых информационных технологий и автоматизированных информационных систем. Во-вторых, появляются новые, нетрадиционные сферы деятельности и виды производств.  

Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит к формированию информационного общества.

Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х гг. прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин «социальная информатика». В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.

В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):

1. Информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов.

2. Потоки создаваемой и потребляемой информации.

3. Информационная инфраструктура.

Информационная инфраструктура включает в себя:

1) информационные ресурсы общества;

2) информационную индустрию производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе средства вычислительной техники, связи, массовой информации; производства информационно-коммуникационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;

Рис. 1.34. Информационная сфера общества


3) системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.

Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.

Рассмотрим подробнее тенденции развития каждого из компонентов информационной сферы.

Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х гг. прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно- политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой - превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.

Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.

Как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы. Ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения), согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой - налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.

Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, согласно Федеральному закону «Об участии в международном информационном обмене», являются информационными услугами.

Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также:

Консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);

Услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);

Услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);

Услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).

Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.

Анализ информационной сферы позволяет выделить в ней три основных вида информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:

1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;

2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;

3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.

Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.

Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:

Органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;

Органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;

Информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;

Когнитивные структуры общества - научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;

Предприятия и организации различных сфер деятельности;

Средства массовой информации.

В качестве примеров субъектов - производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов «Эталон», Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).

Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.

Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-govemment), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 г. в Москве прошел фестиваль медиаискусства «Программное обеспечение как произведение искусства, или Художественные игры с софтом», ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио- и видеорядом, а также артистическое программное обеспечение, являющееся само по себе художественным продуктом.

Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую начиная с 80-х гг. прошлого века все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:

1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;

2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, т. е. сектор средств производства информационной техносферы.

В информационную техносферу включают:

Средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;

Средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающие передачу данных по каналам связи;

Телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонную, телеграфную и радиосвязь;

Сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;

Полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и тиражирования информационных продуктов;

Средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).

Уровень и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1000 человек населения).

В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 г. 1 (верхнее число) и на 2001 г. 2 К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.

Таблица 1.7

Показатели развития информационной техносферы (на 1000 человек)

Показатель Япония США Финляндия Германия Россия
Количество 1118 612 120
телефонов 2020 1960 1373 1187 240,5
в том числе 570 159
мобильных 1020 980 726 586 22,2
Количество 323
компьютеров 1200 886 396 336 43-80
Количество
пользователей 137 5
Интернета 483 345 101
Количество 511 560
телевизоров 790 640 580 420

1 См.: Юсупов Р.М., Заболотский В.П.

Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Сетевой журнал. 2002. № 11. С. 76 и др.

2 См.: Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации: Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-трендз, 2002.


Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции:

Развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);

Происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;

В ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;

Доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 г. она составляла лишь 20%.

В 2003 г. темпы развития связи и информационных технологий значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно). Объем рынка информационных технологий в 2003 г. - 6,9 млрд долл., в том числе доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг - в 25%, программного обеспечения - в 11%.

Об успешном развитии сектора средств производства информационной техносферы говорит тот факт, что общее количество ЭВМ превысило в 2003 г. 213 млн штук, а плотность ПК составила 9,0 единицы на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г. В то же время начиная с 2002 г. отчетливо прослеживается не только значительное вытеснение отечественными производителями западных, но и насыщение спроса на вычислительную технику.

Объем услуг Интернета (без доступа) вырос в 2003 г. на 25% и составил 220 млн долл. Количество пользователей Интернета оценивается в 12-14 млн человек, а среднегодовой прирост числа пользователей - не менее 40% (в 2001 г. было 4,3 млн пользователей). Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% замыкается внутри России.

Темпы роста российского рынка легального программного обеспечения сохраняются в пределах 20-40%. В 2004 г. его объем вырос до 760 млн долл, (в 2002 г. - 500 млн долл.).

В 2003 г. в России было установлено 1,8 млн новых телефонов. Число абонентов сотовой связи выросло более чем вдвое и составило 36,4 млн человек. В 2004 г. планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55-60 млн .

Согласно эмпирическому закону Мура, вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресур

сов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит каждые 10-13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.

Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:

Органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;

Научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования по определению эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, созданию новых средств реализации информационных процессов и разработке перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;

Учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;

Организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.

Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.

В 1993 г. правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:

Обеспечение универсального интерактивного доступа;

Обеспечение доступа к государственной информации;

Защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;

Защита прав интеллектуальной собственности;

Координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.

В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.

Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество». В 1995 г. Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума - проследить этот процесс в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998-2002 гг. усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе «Технологии информационного общества», которая будет продолжена и в 2002-2006 гг. В качестве основных были определены следующие направления исследований:

Системы и услуги для граждан;

Новые методы работы и электронная коммерция;

Мультимедийное содержание и средства;

Технологии и инфраструктура общего пользования;

Перспективные и вновь возникающие технологии.

Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.

В июле 2000 г. «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества:

1. Революционное воздействие И КТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI в., касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.

2. Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран «Большой восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.

4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.

5. Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторе ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.

В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:

Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;

Рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

Разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;

Развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области И КТ во многих секторах экономики;

Активное использование И КТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:

Содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;

Защита права интеллектуальной собственности на информационные технологии;

Обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;

Развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;

Продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;

Развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем, как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.

Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:

Содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;

Обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;

Совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

Уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;

Содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего «Большая восьмерка» берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.

Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся, международных общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.

Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так, переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 г., Япония и страны Западной Европы - к 2030-2040 гг., Россия - к 2050 г.

Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа «Электронная Россия» на 2002-2010 гг., реализация которой позволит:

Эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере И КТ;

Обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

Преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития И КТ;

Обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Для достижения целей программы предусматривается решение следующих задач:

Формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере И КТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных И КТ;

Обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования И КТ в экономической и социальной сфере;

Повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе И КТ;

Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения И КТ в их деятельность;

Содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;

Формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;

Формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

  • Функции журналистики. Понятие функцию Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики.
  • Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
  • Сколько стоит написать твою работу?

    Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

    Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

    Хотите промокод на скидку 15% ?

    Получить смс
    с промокодом

    Успешно!

    ?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
    Промокод можно применить один раз при первом заказе.
    Тип работы промокода - "дипломная работа ".

    Информация и информационная сфера

    Похожие рефераты:

    Государственная политика в области информационных технологий. Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций, использование информационных систем с архитектурой "электронного правительства".

    Сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования. Виды информации, которые включены в перечень сведений конфиденциального характера. Специфика информации как объекта гражданских прав.

    Понятие и классификация информации. Сущность, предмет, источники и принципы информационного права, направления его научного исследования. Описание императивных и диспозитивных методов правового регулирования. Характеристика информационных правоотношений.

    Особенности правовой защиты информации как ресурса. Основные требования информационной безопасности и структура правовых актов. Сущность специального законодательства в области безопасности информационной деятельности, положения Федерального закона.

    Нормативное регулирование правоотношений и государственной политики в области сети Интернет как базы информационных массивов, регулируемых в законодательстве Республики Беларусь. Задачи регулирования распространения вредной и незаконной информации в сети.

    Рассмотрение особенностей режимов свободного и ограниченного доступа, документированной информации как основных разновидностей законодательного регулирования интеллектуальной продукции. Понятие коммерческой, банковской, служебной и государственной тайны.

    Информационные отношения как основной предмет правового регулирования информационного права. Основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации". Оценка защиты сведений, составляющих государственную и коммерческую тайны.

    Специфические особенности и юридические свойства информации. Субъекты информационных отношений и правовое регулирование отношений информационной собственности: Конституция РФ, патентное законодательство, законодательство о ноу-хау, авторское право.

    Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

    Задача информационно-правового обеспечения государственной тайны - сохранение сведений, составляющих государственную тайну при соблюдении информационных прав и интересов личности и общества. Информационно-правовое обеспечение государственной тайны в РФ.

    Особенность, виды, состав и классификация информационно-правовых норм. Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил с помощью санкций. Примеры диспозитивных и императивных информационно-правовых норм. Понятие гипотезы, диспозиции и санкции.

    Дискуссионным продолжает оставаться вопрос об отнесении сетевых информационных ресурсов (сайтов) к разновидности средств массовой информации. Освобождение от регистрации средства массовой информации.

    Порядок поиска, получения и передачи информации, реализация права на них при обороте документированной и массовой информации согласно Конституции РФ. Ответственность за отказ в предоставлении информации и принципы правового регулирования отношений.

    Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.

    Анализ имущества, работы, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ как объектов гражданских прав. Характеристика свойств (физическая неотчуждаемость, обособляемость, тиражируемость, релевантность) информации.

    Незаконное распространение информации – то есть распространение информации, обращение которой ограничено законом. Поиск, сбор и накопление информации. Незаконное изменение информации и ее последующее распространение и иные нарушения порядка обращения.

    Информационное пространство и его эффективность. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. Принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности. Нормативно-правовые акты об информационной безопасности в РФ.

    Сущность понятия "информационное право". Принцип приоритетности прав личности. Принцип свободного производства и распространения любой информации. Основные субъекты информационного права. Система информационного права, структура общей и особенной части.

    Информация, как важнейшая часть современной коммуникативной системы. Правовое регулирование в области безопасности информации. Нормативно-правовые документы, регулирующие защиту информации. Организационно-правовые формы защиты государственной тайны.