Тестирование удобства пользования или Usability Testing. Юзабилити-тестирование по шагам или оценка дизайна HCD

  • 11.09.2019

Дизайн продукта, сайта или приложения — весьма длительный процесс, требующий терпения, проницательности и наличия ряда инструментов. Чтобы понять, что в действительности работает, а что нет, важно знать мнение пользователей. Здесь-то и приходит на помощь пользовательское тестирование (user testing).

Объединив усилия, UXPin, UserTesting и Optimal Workshop решили описать UX-процесс, которому они следовали для гипотетического Yelp:

Весь процесс скорее напоминал дизайн-спринт, состоящий из 1-3 недельных проектов, сфокусированных на решении конкретных задач.

Краткий обзор процесса UX-дизайна

1. Определение продукта

На начальном этапе специалисты определили ценностное предложение (value proposition), незаслуженное преимущество (unfair advantage) и общую бизнес-модель. Поскольку Yelp уже добился значительного успеха в привлечении посетителей, они решили, что было бы интересно понять, как можно повысить частоту использования (frequency of use). Далее был разработан общий план тестирования.

2. Тестирование и анализ

На этапе исследования команда рассмотрела в деталях план тестирования и перешла к немодерируемым сессиям. Была определена демография пользователей и детализированы конкретные задачи. В ходе работы использовались различные методы тестирования, начиная от анализа записей взаимодействий пользователей с сайтом, удаленной карточной сортировки (card sorting) и тестирования первого клика (first-click testing).

По мнению UserTesting, одним из основных принципов юзабилити-тестирования является использование общих и конкретных заданий. Первые позволяют узнать о том, что думают пользователи, в то время как последние выявляют причины разочарования.

Во время всех тестирований разработчики придерживались следующих принципов:

  • Переработка текста. В целях извлечения максимальной пользы специалисты несколько раз корректировали инструкции, чтобы язык был как можно более лаконичным и побуждал к конкретным действиям. Это непременное условие для удаленных немодерируемых тестирований, поскольку письменные инструкции являются единственными директивами для участников.
  • Проведение (pilot test). Как только инструкции были готовы, было проведено немодерируемое удаленное тестирование с одним пользователем из группы тестирования. Он также оставил отзыв касательно самих инструкций, чтобы команда могла исправить мелкие недочеты и обеспечить полную ясность.
  • Обеспечение задач релевантными вопросами. По каждому заданию участник тестирования должен был ответить на вопрос «Была ли выполнена задача?», а также «Оцените уровень ее легкости/сложности». Ответ на первый вопрос давал понять, осуществима ли задача; в то время как второй — позволял углубиться в возможные улучшения дизайна.
  • Избегание наводящих вопросов. При тестировании использовался такой, к примеру, вопрос, как «Насколько легко или трудно было вам выполнить эту задачу?» вместо «Насколько трудно было выполнить эту задачу?», что предотвращает вероятность необъективного ответа.

Для сбора качественных и количественных данных специалисты провели три удаленных юзабилити-тестирования, в каждом из которых участвовало минимум 5 человек. Выявив болевые точки, они разработали потоки задач (task flows), имитируя шаги каждого пользователя на основе текущего дизайна. Проанализировав их и выявив недостатки юзабилити, они улучшили потоки, котоорые и послужили в качестве функциональных принципов редизайна.

3. Дизайн и итерация

Глен Липка (Glen Lipka), вице-президент User Experience, считает, что последовательный (UI, user interface) лучше, чем совершенный пользовательский интерфейс. Последовательность порождает узнаваемость, которая в свою очередь способствует более частому обращению. Ниже приводятся несколько руководящих принципов:

  • Дизайн для информации. Люди используют веб-сайты не для того, чтобы восхищаться красивыми дизайнами, но потому что им нужен контент. В описываемом случае, учитывая, что Yelp — это сайт для поиска на местном рынке услуг, редизайн нуждался в лучшей доставке нужной информации нужным людям, и тестирование информационной архитектуры при помощи карточной сортировки было неотъемлемой частью этого процесса.
  • Следование принципу MAYA (Most Advanced Yet Acceptable) , «наиболее передовой и в то же время воспринимаемый». В то время как команда хотела обеспечить лучший опыт для изредка заходящих на сайт Yelp пользователей, они не хотели создать нечто настолько чужеродное, что могло бы оттолкнуть опытных пользователей или запутать новых.
  • Изучение паттернов пользовательских интерфейсов. Были изучены существующие модели пользовательского интерфейса на других известных сайтах и найдено то, что можно было перенять у них.
  • Сделать сайт приятным и удобным для использования (usable). Опыт для изредка заходящих на сайт Yelp пользователей должен был быть более понятным. В то же время, специалисты хотели сохранить приятный внешний вид сайта.

Конечная цель состояла в достижении локального максимума (local maximum). Проект был завершен как только затраты превысили выгоды дополнительной итерации. С учетом ограниченности по времени дизайн-спринта, разработчики не зацикливались на получении глобального максимума (global maximum).

Понимание вашего бизнеса перед проведением тестирования

Прежде чем начать работу над UX, вы должны сперва понять свой бизнес. Какие проблемы он решает, каким образом приносит деньги? В чем он успешен, а в чем его можно улучшить?

Таким образом, на первом этапе редизайна вы анализируете бизнес-модель, выявляете необходимые улучшения UX, а затем определяетесь с гипотезами и планом тестирования.

Для первого шага специалисты выбрали , поскольку это легкая и вместе с тем всесторонняя визуализация бизнеса:

Не будем утомлять вас всей документацией, поэтому просто посмотрим на то, как вы можете сделать это в целях UX на примере Yelp:

  • Самая главная проблема: Люди в определенном городе хотят получить [лучший / быстрый / самый дешевый / самый простой] [продукт / услугу].
  • 3 самые основные функции: Отзывы пользователей, лента активности (activity stream), поиск по городу / категории.
  • Уникальное ценностное предложение: Возможность вносить компании в список, добавлять отзывы и видеть компании, рекомендованные друзьями и другими пользователями.
  • «Несправедливое преимущество» (то, что не может быть скопировано или куплено): Сетевые эффекты (network effects) наличия большой базы пользователей.

Наиболее важными моментами являются функция поиска и информационная архитектура. Если люди не могут найти то, что им надо, они не будут писать отзывы. Редизайн должен наилучшим образом организовывать и направлять людей к необходимой им информации.

2. Определение объектов пользовательского тестирования

Учитывая уже имеющуюся у сайта огромную базу пользователей, было решено, что наиболее интересными областями исследования станут частота обращений и удержание пользователей. По мнению Нила Патела (Neil Patel), генерального директора QuickSprout, добавление или удаление функций может добавить ценности продукту. Исходя из этих соображений, мы определись с нужными вопросами:

  • Какие функции используют люди при выборе ресторана? (например, фотографии, рейтинг и т.д.)
  • Могут ли пользователи выбрать ресторан на основе нескольких конкретных критериев?
  • Знают ли пользователи, как сохранять варианты?
  • Могут ли они узнать, открыто ли конкретное место в данный момент?

3. Выбор методов тестирования

Поскольку описываемый проект основывался на дизайн-спринтах, разработчики хотели, чтобы он был всеобъемлющим, но также рентабельным. Выбор был сделан в пользу немодерируемого удаленного тестирования, включавшего анализ заснятых карточных сортировок, древовидную сортировку (tree sorting) и тестирование первого клика. С помощью этих тестирований специалисты смогли узнать, как участники испытаний используют продукт в жизни, какой информации они отдают приоритет и какие действия являются наиболее популярными.

Планирование и сбор качественных данных (qualitative data)

Удаленное юзабилити-тестирование с использованием специального ПО (например, UserTesting) для записи экрана и голоса участника позволяет увидеть действия пользователя и услышать его мысли во время выполнения им определенной задачи.

Чтобы провести пользовательское тестирование, для начала следует определить, какая аудитория соответствует целям вашего исследования.

В нашем случае это были текущие пользователи Yelp, посещавшие этот сайт изредка.

Такие критерии отбора как возраст, пол, уровень дохода или уровень владения интернетом были не важны. Поскольку это исследование проводилось исключительно с целью качественного анализа, специлаисты не нуждались в (statistical significance) для подтверждения полученных данных. Они последовали лучшим отраслевым практикам и провели свое исследование с участием 5 пользователей. И, наконец, для простоты дизайн-спринта они тестировали сайт Yelp только на стационарном компьютере.

Целью тестирования было выяснить, как эти пользователи справляются с несколькими заданиями общего характера (для определения наиболее важных функций) и, по крайней мере, с одной менее распространенной задачей (чтобы выяснить, умеют ли они пользоваться более продвинутыми функциями).

Задания общего характера включали в себя:

  • Сфокусированное задание — найти компанию на основании конкретных параметров
  • Открытое задание — найти компанию при наличии очень малого количества директив
  • Очень конкретное задание — найти определенное место и узнать конкретную информацию о нем

Разработчикам было интересно выяснить, как пользователи взаимодействуют с фильтрами и на основании чего выбирают ту или иную компанию.

Что касается менее распространенных заданий, они предусмотрели различные варианты для каждой группы пользователей. Так как поступило несколько жалоб от зарегистрированных пользователей Yelp касательно функций «Закладка» и «Списки», специалисты попросили зарегистрированных пользователей (группа 1) сохранить компанию для последующего к ней обращения. Для пользователей без учетных записей (группа 2) задачей было найти мероприятие. Важно было увидеть, воспользуются ли они функцией поиска или нет при выполнении этого задания и как они будут принимать решение о том, какое событие посетить.

В конце каждого задания участников попросили написать, удалось ли им выполнить поставленную задачу и оценить уровень сложности или легкости ее выполнения.

После отбора испытуемых и подготовки тестовых вопросов было проведено собственно само пользовательское тестирование, и спустя час получены видеозаписи для дальнейшего их анализа.

Качественный анализ пользовательского исследования

После того как исследование было завершено, настало время проанализировать результаты и определить основные проблемы, с которыми сталкивались пользователи на сайте Yelp. И вот что удалось выяснить:

1. Функция поиска была основной отправной точкой для любой задачи.

Все пять участников воспользовались панелью поиска (search bar) даже в тех заданиях, где можно было легко обойтись и без нее.

4 из 5 участников сразу же обратились к функции поиска для того, чтобы найти ресторан. Только один пользователь начал просматривать категории, что сразу же показалось ему чересчур неудобным, и в конечном счете он также прибегнул к строке поиска.

2. Вкладка «События» не была достаточно заметной.

В одном из заданий участников, не имеющих учетных записей Yelp, попросили найти интересное событие в их городе в ближайшие выходные. Специалисты хотели узнать, будут ли они использовать вкладку «События» в верхней части страницы:

Как ни странно, никто не воспользовался вкладкой «События». Один из участников теста обратился к панели поиска, а другой перешел в категорию «Искусство и Развлечения».

3. Функция закладок оказалось непонятной, а также никто не использовал списки.

Разработчики хотели выяснить, какой способ выберут пользователи, чтобы сохранить место для последующего обращения к нему. В Yelp это можно сделать двумя способами: добавить место в закладки, либо создать список.

Из трех участников:

  • Один воспользовался закладками для сохранения компаний, но посетовал на то, что процесс занял много времени.
  • Один начал сохранять компании с помощью закладок, но перестал по той же самой причине, что и пользователь выше.
  • Один пользователь вовсе не понял, как сохранять компании на сайте и отказался от задачи.

Двое участников, воспользовавшиеся закладками, сказали, что было бы хорошо иметь возможность делать это также со страницы результатов поиска вместо того,
чтобы переходить на страницу каждой компании для этой цели.

4. Поиск конкретного места оказалось очень быстрым и легким заданием.

Все пять пользователей, имевших задание найти конкретное место и узнать, открыто ли оно в данный момент, успешно справились с ним и оценили его как очень легкое.

5. Пользователи руководствовались фотографиями для определения атмосферы ресторана.

В ответ на просьбу найти ресторан с определенной атмосферой ни один из пяти участников не попытался воспользоваться панелью поиска. Вместо этого трое просмотрели фотографии ресторана на Yelp, один посетил сайт ресторана, а последний посчитал, что символы стоимости ($,$$,$$$,$$$$) — достаточный показатель того, обладает ли ресторан нужной атмосферой.

6. Фильтры использовались участниками, но могут быть улучшены.

В задании, где нужно было найти ресторан для компании из 15 человек, трое из пяти участников воспользовались фильтром «Подходит для большой компании», другой задействовал функцию «Забронировать» и затем прокрутил страницу с результатами вниз, пока не нашел подходящий под требование ресторан.

Последний пользователь попытался выбрать две категории, чтобы отфильтровать результаты, однако когда он кликнул по одному из вариантов, второй в этот момент исчез.

Когда участники искали ресторан по определенным параметрам, одним из требований было найти ресторан в пределах $ 20/чел. Двое из пяти пользователей были сбиты с толку, в какую категорию следует отнести ресторан с таким бюджетом: $, $$, или $$$ категорию. Один из них заявил, что не знает, что означают эти символы, а другой выбрал неверную категорию. Остальные трое пользователей верно выбрали $$ категорию.

Значения символов отображаются не во время выбора фильтра, а только тогда, когда человек переходит на страницу конкретного ресторана. Так как ценовые ожидания весьма субъективны, участникам было неясно, какую категории они должны выбрать.

Сбор количественных данных о поведении пользователя

Следующей целью стал более подробный анализ . Для этого специалисты провели тестирование первого клика и тестирование с закрытыми картами.

1. Сортировка закрытыми картами с помощью инструмента OptimalSort.

Сортировка закрытыми картами предполагает выдачу участникам карт, содержащих названия, которые затем участники должны сопоставить с имеющимися категориями (в отличие от сортировки с открытыми картами, где пользователи должны сами создать категории). При назывании карт следует придерживаться принципа «чем проще, тем лучше». Несколько рекомендаций, применимых к сортировке как закрытыми, так и открытыми картами:

  • Не следует смешивать родительские и дочерние категории. Другими словами, используйте категории одного уровня, иначе вы запутаете участников.
  • Обеспечьте наличие открытых форм для дополнительной обратной связи после тестирования.
  • Имейте в виду, что иногда пользователи не группируют данные. Отсутствие группировки может быть столь же информативным, как и ее наличие. В этом случае, непременно, узнайте у участника причину этого.

Применяемая в описываемом тесте сортировка картами имела три простые цели:

  • Определить, как часто люди используют поисковые фильтры на сайте Yelp
  • Определить, какие фильтры являются наиболее важными
  • Определить, какие фильтры являются наименее важными

В общей сложности у разработчиков было 47 карт, отображающих все 47 фильтров поиска Yelp (цена, расстояние и т.д.). Затем участников попросили рассортировать их по категориям важности: «очень важный», «довольно важный», «не важный», и «я не знаю, для чего нужен этот фильтр»:

2. Тестирование первого клика с помощью инструмента Chalkmark

Это тестирование фиксирует участок сайта, на котором кликает пользователь, чтобы выполнить определенное задание. Вот некоторые советы относительно его проведения:

  1. Пропишите четко задачи. Убедитесь, что участник думает о том, как решить проблему, а не просто о том, где кликнуть.
  2. Определите лучшие пути для выполнения задачи. Начиная с домашней страницы, постройте все возможные пути для достижения каждой цели.
  3. Отведите определенное время на выполнение задач.

Данное тестирование должно было:

  • Определить, дает ли информационная архитектура возможность быстрого выполнения задачи
  • Определить, ясны ли навигационные ярлыки

Специалисты попросили пользователей выполнить определенные задачи, снабдив их скриншотами страниц Yelp. Затем они проанализировали результаты (heatmap) и скорость выполнения этих задач участниками.

Количественный анализ пользовательского исследования

После проведения качественного анализа были проанализированы данные двух дистанционных исследований с помощью инструмента Optimal Workshop.

1. Результаты тестирования фильтров поиска на сайте Yelp с помощью сортировки закрытыми картами

92,5% участников сказали, что регулярно используют фильтры поиска на этом сайте.

Наиболее важными фильтрами для пользователей оказались «Отрыто сейчас», «Принимают кредитные карты» и «Специальные предложения».

Более 88% участников решили, что 7 фильтров вовсе не важны.

В результате этого исследования были определены три ключевых задачи редизайна домашней страницы Yelp:

  • Сделать наиболее популярные фильтры поиска более заметными.
  • Убрать неиспользуемые фильтры поиска или перепроектировать их таким образом, чтобы приоритет имели более общие фильтры, а менее распространенные фильтры были легко доступны.
  • Провести сортировку закрытыми картами по уже имеющимся категориям, чтобы установить, какие фильтры должны идти в каждую из категорий по мнению пользователей. Если обнаружатся большие разногласия между участниками, необходимо будет перестроить информационную архитектуру.

Результаты тестирования первого клика на домашней странице Yelp

2. 30% участников посчитали сайт «перенасыщенным» или «сбивающим с толку».

Тепловая карта продемонстрировала значительные различия того, где именно кликали пользователи. Участников попросили найти ресторан с умеренными ценами, который мог бы вместить компанию до 20 человек. Выполнение задания заняло в среднем 15 секунд — что в условиях интернета много. На изображении ниже вы видите, что 55% кликнули по пункту меню «Рестораны» в верхнем правом углу. Остальные 45% кликнули в совершенно разных местах. Наличие потенциальных ответов в нескольких местах на странице увеличивает когнитивную нагрузку пользователей и вероятность неверного первого клика:

24% участников использовали панель поиска, когда искали механика из их города (одно из заданий). Большинство участников перешли к категориям услуг, расположенных в левой части сайта. Но вторым по популярности действием все же стало использование панели поиска.

Вкладка «События» ввела пользователей в заблуждение, когда их попросили узнать больше о предстоящем фестивале в их городе. Вкладка «События» в верхней панели навигации ведет людей на страницу с главными событиями (не к тем, что они выбрали). Чтобы увидеть события, которые они планируют посетить, они должны нажать на нижнюю вкладку «События».

В результате 37% людей проигнорировали обе эти вкладки и перешли сразу же к строке поиска. 37% людей кликнули по нужной вкладке «События». 18% нажали на вкладку, находящуюся в главной панели навигации.

На основе полученных количественных данных были определены следующие задачи для редизайна:

  • Уменьшить хаос на страницах, чтобы пользователям было легче воспринимать информацию и действовать.
  • Создать ясные, однозначные наименования вкладок и удалить двусмысленные, ведущие пользователей неправильными путями.
  • Провести сортировку открытыми картами основного содержания, чтобы установить, каким образом, по мнению пользователей, должна быть организована информация, и узнать, как они будут именовать категории.
  • Сделать вкладку «События» более заметной.
  • Перепроектировать вид «Аккаунта» таким образом, чтобы не было путаницы между основным меню сайта и меню учетной записи.

Дизайн, ориентированный на пользователя, и Итерация

После завершения анализа пользовательских данных можно начинать создавать и перерабатывать дизайн.

Якоб Нильсен (Jakob Nielsen), соучредитель Nielsen Norman Group, классифицирует большинство процессов проектирования, включающих юзабилити-тестирование, по двум категориям: итерационное проектирование (iterative design) и параллельное проектирование (parallel design).

В ходе итерационного процесса мы просто переходим от одной версии дизайна к другой, основываясь на открытиях юзабилити-тестирования. Каждая стрелка в графике ниже представляет раунд тестирования и анализа:

1 схематично изображенный каркас, несколько итераций → бумажный / интерактивный каркас, несколько итераций → визуальные дизайны, несколько итераций

При таком процессе рекомендуется минимум две итерации для каждого эскиза, каркаса и макета. Конечно же, этот процесс может быть расширен в зависимости от размера и сложности, и вы можете легко создавать 5-10 итераций для каждой стадии.

Этот процесс проектирования придает особое значение творческому мышлению на ранней стадии. Несколько версий дизайна, немного отличающихся друг от друга с точки зрения макета, предпочтительнее итераций.

3 разных одновременно сделанных дизайна → Пользовательское тестирование (соединяются лучшие идеи дизайна) → 1 дизайн → Итерационый процесс проектирования

Один большой раунд пользовательского тестирования приводит к одному унифицированному дизайну. Для дальнейшего его усовершенствования лучше использовать итерационный процесс, при котором небольшие изменения тестируются небольшими группами по 5-10 пользователей до тех пор, пока дизайн не станет окончательным.

Описанный процесс редизайна Yelp был по существу параллельным процессом совместно с UX-тестированием, проведенного в самом начале. Так как это был лишь гипотетический редизайн, разработчики остановились после шага «1 дизайн». Если бы это был настоящий редизайн, следующим шагом стало бы проведение дальнейшего тестирования для улучшения прототипа.

Составление эскиза

В целях редизайна Yelp составление эскиза было первым шагом на пути к изменению структуры домашней страницы и страницы результатов поиска Yelp.

Для составления эскиза домашней страницы Yelp потребовалось две итерации, и команда фокусировалась исключительно на структуре.

Эскиз был выполнен с учетом некоторых основных проблем юзабилити, выявленных в ходе тестирования домашней страницы:

  • Повышение видимости панели поиска
  • Сделать вкладку «События» более заметной
  • Оптимизировать категории

Кроме того, был добавлен футер и «Отзыв дня» перемещен с правой части страницы в низ.

2. Страница результатов поиска Yelp

Поскольку страница результатов содержит меньше разнообразной информации по сравнению с домашней страницей, понадобилась лишь одна итерация, чтобы составить эскиз нового дизайна.

В этом эскизе были учтены следующие моменты:

  • Фотографии должны быть более заметными
  • Обозначить категории цен

Создание каркаса

Существует довольно много споров относительно каркасов с низкой и высокой точностью. Разработчики отдали предпочтением первым, поскольку хотели сосредоточиться исключительно на структуре на данном этапе.

Учитывая сложность текущей домашней страницы Yelp, специалистам потребовалось 4 итерации. В добавок к устранению проблем юзабилити, они также хотели сохранить
SEO-аспекты (например, список других городов). Ниже мы сосредоточимся на последней итерации.

  • Улучшение панели поиска

Текущий дизайн:

Панель поиска находится в верхней части страницы.

Измененный каркас:

Разработчики добавили больше точности, а также обеспечили свободное пространство вокруг панели для большего ее выделения. Поскольку написание отзывов является ключевым взаимодействием для Yelp, они также добавили кнопку «Написать отзыв» в верхнем левом углу.

  • Оптимизировать перечень категорий

Текущий дизайн:

Измененный каркас:

Новая конструкция является более визуальной и представляет только 8 категорий одновременно. Чтобы увидеть больше, пользователям надо просто нажать на кнопку «Другие компании», которая была перемещена ближе к верхней ⅓ страницы для более сильного визуального акцента.

  • Облегчить нахождение вкладки «События»

Текущий дизайн:

«События» либо скрыты в дальнем правом углу в верхней панели навигации (не показано здесь), либо отодвинуты на боковую панель в середине прокрутки.

Измененный каркас:

Измененный макет помещает «События» в центр прокрутки. Можно либо вставить функцию «Фото» слева от текста, либо добавить видео, проигрывающееся в фоновом режиме.

  • Уменьшение общего хаоса

Текущий дизайн:

Измененный каркас:

Любые вторичные элементы, такие как «Популярные события» или «Списки» (которые по результатам юзабилити-тестирования ни разу не были даже использованы) были перенесены в футер.

2. Страницы результатов поиска Yelp

Поскольку страницы результатов поиска были менее сложными, редизайн потребовал только две итерации. Ниже мы сосредоточимся на последней итерации.

Текущий дизайн:

Фильтры и сортировка Yelp испытывают недостаток иерархии.

Измененный каркас:

Новый каркас выделяет наиболее важные фильтры и перестраивает всю область на квадраты. Каждая категория фильтра включает в себя только четыре варианта, что дает визуальную упорядоченность.Так как 90% пользователей посчитали фильтр «Открыто сейчас» важным, разработчики выделили его как отдельный элемент. Цены прояснены диапазонами доллара, а 7 неважных фильтров скрыты.

  • Улучшение макета результатов поиска

Текущий дизайн:

Большинство пользователей опирались на фотографии для определения атмосферы места, но иконки изображений в списках слишком малы. Также нет возможности сохранить компанию в закладки .

Измененный каркас:

Специалисты увеличили миниатюры и переместили кнопку «Сохранить для дальнейшего применения» в верхнюю часть для легкой установки закладок. Также был изменен макет и обособлен адрес и номер телефона.

Прототипирование: низкая и высокая точность

В то время как создание каркаса касается структуры, прототипирование целиком относится к опыту. Прототипирование также может иметь либо низкую, либо высокую точность.

1. Прототипирование с низкой точностью

Поскольку такие прототипы являются по своей сути незавершенными, люди дают более объективную обратную связь по основным функциям и общему дизайну.

Разработчики из UXPin, UserTesting и Optimal Workshop хотели, чтобы просмотр категорий, выбор фильтров, и переключение между главной страницей и страницей с результатами поиска было беспроблемным опытом для участников. Если бы это был настоящий редизайн, их следующим шагом было бы пользовательское тестирование этого прототипа, а затем повторная итерация.

2. Прототипирование с высокой точностью

Прототипирование с высокой точностью идеально на более поздних стадиях дизайна, и итерация затрагивает уже такие моменты как внешний вид, брендинг, и другие детали.

Специалисты добавили точности, задействовав свою библиотеку элементов пользовательского интерфейса. Что нельзя было сделать в браузере, было создано в Photoshop или Sketch, а затем импортировано непосредственно в UXPin с помощью функции drag & drop. Слои были сохранены, так что надо было только нажимать на элементы и добавлять взаимодействия.

Опять же, если бы это был настоящий редизайн, команда протестировала бы новый прототип на те же самые задачи и по мере необходимости сделала итерацию.

Заключение

Самая сложная задача, с которой сталкиваются дизайнеры и менеджеры по продукту, — это не то, как работают рынок или различные технологии, а то, как ведет себя человек. Что пользователи говорят и что они делают— две совершенно разные вещи, и единственный способ проверить это — провести тестирование.

Юзабилити-тестирование — это больше, чем галочка в списке требований. Это наиболее убедительное основание для ваших проектных решений. В конце концов, если вы не проектируете для пользователей, то вы проектируете исключительно для себя.

К слову, дизайн сайта Yelp, описанный в данной статье, все же претерпел некоторые изменения и теперь выглядит так:

Не исключено, что его разработчики использовали перечисленные выше принципы, чтобы добиться результата, отчасти напоминающего тот, к которому пришли специалисты из UXPin, UserTesting и Optimal Workshop

) есть этап оценки дизайна, именно в нем может проводится качественное юзабилити-тестирование.

Написать данную статью меня заставили проблемы, которые возникали при проведении мною юзабилити-тестирования. Надеюсь, я помогу кому-нибудь более точно определить, когда применять юзабилити-тестирование и как избежать некоторых вопросов при его проведении.

Перепроектирование сайта

Когда стоит проводить юзабилити-тестирование и что ему предшествует?

В случае уже разработанного сайта вопрос о проведении юзабилити-тестирования возникает, когда вы почувствовали или обнаружили, что с сайтом что-то не так. В любом случае необходимо установить Google analytics (книга: Google Analytics. Профессиональный анализ посещаемости веб-сайтов) или другой сервис для аналитики посещения сайта. О том, почему следует устанавливать такой сервис, я рассказывать не буду, так как тема уже давно исчерпана и не рекомендует устанавливать подобные сервисы только ленивый. После установки Google analytics у вас уже появляются конкретные данные о статистике посещений, местах входа и выхода посетителей сайта и другая информация.

Следующим шагом должно быть определение KPI (Wikipedia: Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности). Необходимо проанализировать, что важно для бизнеса, определить цели, которые должны быть достигнуты сайтам.

Пример: для кого-то это могут быть заказы товара, для кого-то обращения через форму обратной связи с какими-либо вопросами и т.д.

Если до этого момента рекомендации носили обязательный характер, то есть в любом случае данные шаги помогут в развитии и продвижении сайта, то далее уже идут рекомендации, в случае если вы действительно поняли, что сайт не эффективен.

Третьим шагом является уже непосредственное определение проблемных страниц и функций. Просто проводить юзабилити-тестирование неэффективно, необходимо понять, где возникают проблемы, на какой странице, с какой функцией, а потом уже проводить тестирование для определения, что именно не так на странице и как это решить. Опять же поможет Google analytics, тут можно определить, с каких страниц уходят пользователи, какие страницы игнорируются, и какие функции не используются.

Подготовка к юзабилити-тестированию

Итак, на данный момент уже определено, что сайту требуется перепроектирование, нашли страницы и функции, с которыми возникают проблемы у пользователей. Осталось дело за малым - понять, почему у пользователей возникают проблемы и как их исправить.

Четвертым шагом должно стать формирование гипотез по поводу того, что не так со страницей, и исходя из этого, необходимо определить метрики (Wikipedia: ISO 9126 - Оценка программного продукта), по которым будут тестироваться функции (есть метод экспертной оценки, при котором эксперт выдвигает гипотезы по улучшению интерфейса сайта и, исходя из них, происходит перепроектирование сайта, однако проверить, действительно ли эта гипотеза верна, можно только по итогу внедрения изменений, что влечет за собой большую цену ошибки).

Пример: с помощью Google analytics мы определили, что пользователи заходят на страницу регистрации, однако ее не проходят. Возможно, пользователи не могут понять, какую информацию вводить в поля или не знают, что делать дальше, после заполнения полей. Значит, нам необходимо протестировать данную страницу по метрикам понятности системных сообщений и эксплуатационной последовательности.

После определения метрик, по которым будем тестировать проблемные зоны на сайте, необходимо определить персонаж и сценарий работы (книга: Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия), по которому будет проводиться юзабилити-тестирование. Данный шаг необходим для привлечения нужных респондентов и выбора задания для юзабилити-тестирования. Если упустить этот момент, то респондент, который не является целевым пользователем, может с успехом пройти проблемную зону, а у пользователя, который действительно использует данную страницу, возникнут действительно большие проблемы. Итогом будет перепроектирование интерфейса без учета данных, а проблема останется. Точное определение сценария поможет дать респонденту правильное задание. То есть, если задание будет купить мобильный телефон, а респондент и вовсе не будет регистрироваться (а мы тестируем именно регистрацию), то юзабилити-тестирование бесполезно.

Примечание: подбирайте сценарий так, чтобы как можно больше было протестировано проблемных зон.

Далее идет подбор респондентов исходя из выбранного персонажа. Чем больше респондент соответствует портрету персонажа, тем лучше. Достаточное количество респондентов – 5-8 человек. В выборе количества я основываюсь на рекомендации Якоба Нильсена и собственный опыт.

Непосредственно перед самим юзабилити-тестированием дайте респонденту заполнить анкету, чтобы проверить на соответствие необходимых характеристик у выделенного персонажа и респондента. Проведите вводный инструктаж, в ходе которого опишите контекст использования сайта и задание (книги: Веб-дизайн: книга Стива Круга, или «не заставляйте меня думать!»).

Пример задания: в поисках нового мобильного телефона вы, через поисковую систему, зашли на данный сайт. Найдите телефон, который вам необходимо (также попросите респондента описать телефон, который он будет искать).

Проведение самого юзабилити-тестирования (программа: Usability Studio) не такая, как кажется, сложная задача. Вам необходим ноутбук с камерой и несколько программ для записи движения пользователей и записи действий с экрана. Попросите респондента комментировать все его действия и эмоции. Как практика показывает, он и так это будет делать (и в этом нет ничего удивительного, ведь даже в домашней обстановке пользователи зачастую очень любят ругать или наоборот холить различные формы и другие элементы на сайтах).

После завершения тестирования опросите респондента о его впечатлении, с какими он трудностями сталкивался и что ему показалось неудобным. Данные опроса не рекомендую использовать как закон для изменения всего, что ему не нравится. К пользователям нужно прислушиваться, однако очень недоверчиво относиться к его субъективному мнению. Лучше, если по результату опроса появилась гипотеза о необходимости изменения интерфейсов, внесите еще один пункт в список проблемных зон и протестируйте ее в следующей итерации.

Обработка данных юзабилити-тестирования

Далее необходимо просмотреть собранные видео материалы, проанализировать результаты юзабилит-тестирования и определить требования к интерфейсу для перепроектирования (книга: Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов). Изменения, которые будут внесены, исходя из определенных требований, стоит проверить при следующем юзабилити-тестировании. Количество таких итераций во многом должно зависеть от целей и бюджета, выделенного на перепроектирование сайта.

Примеры: добавить подсказки в форму регистрации, выделить кнопку покупки, добавить поле “платформа” в форму подбора телефона по параметрам и т.д.

Проектирование сайта

Если проектирование проводилось по стандарту ISO 9241-210, то проведение юзабилити-тестирования не должно быть затратным и трудоемким процессом в связи с подготовленной аналитической базой. Основные этапы юзабилити-тестирования при проектирования сайта с нуля остаются такими же, как описаны выше, за исключением некоторых аспектов:
  1. Формирование гипотез
  2. Определение метрик для тестирования
  3. Определение персонажей и сценариев
  4. Подбор респондентов
  5. Заполнение анкеты
  6. Вводный инструктаж
  7. Проведение юзабилити-тестирования
  8. Опрос респондентов
  9. Анализ результатов
  10. Определение требований для проектирования сайта
Основной проблемой, с которой я столкнулся при юзабилити-тестировании в данном случае, это тестирование статического дизайна, а не полноценного сайта. В действительности лучше протестировать сверстанный и даже запрограммированный сайт, однако цена итерации в дизайн будет уже высока. Чем раньше найдена проблема в интерфейсе, тем меньше затрат на ее устранение. Как провести полноценное юзабилити-тестирование статической картинки? Решением данной проблемы явилась программа Axure. Самым дешевым и удачным способом было искусственно расставить ссылки на статической картинке дизайна сайта и сгенерировать его в HTML страницы. Данный способ дает возможность протестировать сайт, не затрачивая ресурсов даже на верстку. Конечно, в сгенерированных страницах почти нет функционала, он отображается только в определенном виде, однако для определения большего количества проблем этого достаточно.

Вариант количественного юзабилити-тестирования я не рассматриваю, так как оно позволяет определить общую эргономичность интерфейса, но не позволяет определить какие проблемы возникают, почему и как их исправить.

P.S. Жду конструктивной критики по поводу предложенного решения качественного юзабилити-тестирования дизайна, так как подобного решения я нигде не видел. Если есть предложения, как дешево и сердито провести полноценное качественное юзабилити-тестирование, то буду рад ознакомиться.

Проводится для нахождения проблемных мест на сайте или в продукте. Главной его целью является последующее внесение правок в сайт и выдвижение новых гипотез для A/B – тестирований.

Вам необходимо повысить конверсию на сайте? Запускаете новый сайт или продукт и вам нужен фидбэк от потенциальных клиентов? Тогда эта статья для вас. Сегодня мы поговорим о том, из каких этапов состоит процесс тестирования и как его правильно проводить.

6 шагов юзабилити-тестирования

Шаг 1. Определите ключевые цели исследования

От того, насколько правильно и точно вы сформулируете цели исследования, будет зависеть качество и конечный результат юзабилити-тестирования. Не стоит исследовать все сразу за одно тестирование. Мы рекомендуем для каждого тестирования выбирать одну цель, это поможет правильно составить задачи для пользователей и получить больше данных для анализа.

Плохой пример:

  • Цель исследования – выявить все проблемы сайта.

Хороший пример:

  • Цель исследования – узнать, насколько легко пользователю найти нужный товар и оформить заказ.

Шаг 2. Подберите целевую аудиторию

Проводить юзабилити-тестирование нужно на реальных людях, максимально приближенных к вашей целевой аудитории. Причем, они должны первый раз пользоваться вашим сайтом (или первый раз тестировать новое обновление). Если человек уже научился пользоваться сайтом, он будет испытывать гораздо меньше сложностей, чем новый покупатель, и найдет меньше ошибок и проблем.

Где искать тестировщиков?

Если у вас b2c-компания и вы продаете товары или услуги для широкой аудитории (обувь, товары для дома и т.д.), рекомендуем использовать наш интернет-сервис юзабилити-тестирования Userpoint . ru , где есть большая база тестировщиков, среди которых можно подобрать свою целевую аудиторию по возрасту, полу и любым другим параметрам:

Конечно, если у вас очень узкая аудитория (например, если у вас интернет-магазин для чукотских лесорубов), то нужно по старинке провести фокус-группу, организовать процесс тестирования самостоятельно, в удобном помещении, или же воспользоваться услугами агентств. Разумеется, традиционное тестирование гораздо дороже и займет в десятки раз больше времени.

Сколько пользователей нужно привлечь для тестирования?

В научных кругах – это старая тема для споров. По данным исследований Якоба Нильсена и Томаса Ландауэра 5 пользователей находят 85% проблем в юзабилити, 15 пользователей – находят 100% проблем. На рисунке математическая модель нахождения юзабилити-проблем, представленная Нильсеном.

Более поздние и основательные исследования показывают необходимость привлечения большего числа участников. Доктор Гитте Линдгаарт из Карлтонского университета доказала большую зависимость процента найденных проблем от качества составленных задач для тестирования, нежели от выборки. Группы из 5-6 пользователей в ее исследованиях находят 30-50% проблем в юзабилити при разных подходах к формулированию задач. Ознакомиться с хронологией исследований и споров можно по ссылке – История магического числа 5 в юзабилити-тестировании .

Мы рекомендуем проводить юзабилити-тестирование с привлечением как минимум 10 человек , причем нужно помнить, что не менее важным показателем помимо выборки является качество поставленных задач и вопросов.

Если вы планируете проводить несколько итераций в процессе разработки сайта, вам нужно будет набирать новую группу для каждого теста. Это важно при расчете бюджета.

Шаг 3. Создайте сценарий и задачи

Сценарий – путь, который проходит пользователь от начала и до конца для достижения цели исследования. На каждом шаге сценария нужно создать задачи, в процессе выполнения которых люди будут размышлять вслух, взаимодействуя с вашим сайтом или продуктом.

Как мы уже говорили, не стоит исследовать все сразу за одно тестирование. Идеальный вариант – проводить для каждой цели свое исследование, создавая для него определенный сценарий с набором задач. Помните, что для качественного тестирования 15-20 минут – оптимальное время выполнения одного сценария пользователем. Также мы не рекомендуем делать более 4-5 задач в одном сценарии.

Используйте разные типы задач в сценариях

Широкие задачи полезны при исследовании удобства и содержания сайта, для наблюдения за естественным поведением пользователя.

Примеры широких задач:

  • Найдите сумку, которая вам понравится.
  • Найдите отель, который подходит для вашего отпуска в Сочи в следующем месяце. Поделитесь своими рассуждениями.

Конкретные задачи помогут определить, с какими инструментами у пользователей возникают проблемы и трудности.

Примеры конкретных задач:

  • Найдите красную сумку по цене до 10 тыс. рублей.
  • При оформлении заказа подарка, укажите, что хотите забрать его в ближайшем к вам пункте выдачи. Посмотрите страницу результатов. Отсортируйте пункты по лучшим отзывам.

Не делайте сложные составные задачи

Плохой пример:

  • Добавьте товар в корзину. Теперь выберите еще один товар и добавьте его тоже. Затем увеличьте количество первого товара в корзине. Теперь оформите заказ и выберите доставку.

Лучше сделайте 4 разные задачи:

  • Добавить товар в корзину.
  • Найти другой товар и добавить в корзину.
  • Увеличить количество первого товара в корзине.
  • Оформить заказ с доставкой.

Ставьте задачи для сравнения с конкурентами

Конечно, цена и условия доставки – важнейшие факторы выбора магазина. Но вы уверены, что клиент купил товар у конкурента, потому что у него он стоит на 1% дешевле? Может быть, ваш сайт просто внушает меньше доверия? А может быть не хватает онлайн-чата? Или дело в условиях доставки? Если есть подозрение, что причина именно в условиях доставки, можно сделать задачу «сравнить условия доставки и оплаты с конкурентом Х» или даже «с конкурентами из топ-3 выдачи Яндекса». Может быть очень много причин для выбора компании, и юзабилити-тестирование – отличная возможность узнать, почему клиенты предпочитают покупать товары на сайтах ваших конкурентов.

Ставьте правильные вопросы к задачам

Задачи в юзибилити-тестировании нужны, чтобы посмотреть предпринятые тестировщиками действия, а вопросы к задачам – чтобы собирать обратную связь. В зависимости от типа вопроса (простой вопрос, вопрос с выбором вариантов, шкала оценок, отзыв) можно получить разные результаты. К каждой задаче нужно ставить правильные вопросы, чтобы максимально полно собирать данные для последующего качественного анализа и выдвижения гипотез.

Пример задачи:

  • Подберите подарок для друга в ценовом диапазоне от 5 до 10 тыс. рублей на сайтах xxx.ru и yyy.ru.

Пример вопроса:

  • На каком сайте удобнее пользоваться фильтрами товаров?

Совсем скоро у нас выйдет новая статья о том, как правильно составлять сценарий, задачи и вопросы к ним. Подписывайтесь на обновления блога и не пропустите полезную информацию.

Шаг 4. Протестируйте свой тест

Конечно, с первого раза практически невозможно составить идеальный сценарий, поэтому запустите пилотное тестирование для 1-2 пользователей. Это позволит обнаружить и устранить большинство недостатков в составлении задач и вопросов.

Основная цель – убедиться, что тестировщики правильно понимают ваши задачи и вопросы, что они не вызывают у них раздумий и дополнительных вопросов.

Можно поступить следующим образом:

  • Попросите кого-нибудь из знакомых пройти тестирование (кто не очень хорошо знаком с вашим проектом).
  • Посмотрите, как человек работает с каждой задачей и вопросом, обратите внимание на любые трудности, которые у него возникают.
  • Внесите правки в задачи и проведите тестирование на еще одном пользователе.

Юзабилити-тестирование с использованием позволяет легко и быстро запустить тест на 1-2 пользователях из вашей целевой аудитории. В течение 1-2 дней вы получите видеоролики, сможете отредактировать задачи и запустить новый тест на большее количество пользователей.

Пилотное тестирование делает исследование более качественным и значительно экономит ваше время в долгосрочной перспективе.

Шаг 5. Проведите тест

Если вы работаете с UserPoint, то весь процесс (обеспечение тестировщиков необходимым софтом, запись видеороликов с фиксацией всех рассуждений человека в процессе выполнения заданий) делается автоматически без вашего участия. Поэтому не будем останавливаться на этом шаге подробно.

Если же вы решили проводить традиционное тестирование, рекомендуем ознакомиться с материалами одних из первопроходцев традиционного тестирования Nielsen Norman Group.

Шаг 6. Анализируйте результаты и выдвигайте гипотезы для A / B — тестирований

После проведения тестирования, необходимо выписать и структурировать количественные (число успешно выполненных задач, время тестирования, число найденных ошибок и проблем) и качественные данные (какие именно проблемы и сложности возникли у тестировщиков, комментарии и рекомендации пользователей, ответы на ваши вопросы к задачам). Помните, что конечная цель юзабилити-тестирования – выявить очевидные проблемы для внесения правок на сайт или в продукт и подготовка гипотез для новых A/B-тестирований.

Зафиксируйте все проблемы

Точно и лаконично выписывайте все проблемы и трудности, которые возникали у тестировщиков в процессе выполнения задач.

Плохие примеры:

  • Путался в навигации.
  • Нажал на неправильную ссылку.

Хороший пример:

  • На этапе покупки нажал на ссылку «Вход», вместо ссылки «Оформить заказ».

Отмечайте степень важности проблем.

  • Критическая – если ее не исправить, пользователи не смогут завершить выполнение задачи.
  • Серьезная – большинство пользователей будет разочаровано, если мы не исправим проблему.
  • Незначительная – люди раздражены, но это не мешает им без особых затруднений выполнить задачу.

Формулируйте выводы, вносите правки, выдвигайте гипотезы для следующих A / B -тестирований

Каждый вывод должен основываться на полученных данных и содержать в себе рекомендации о том, что нужно делать дальше. Если проблема критическая, необходимо сразу вносить правки в сайт или продукт. На основе большинства проблем потребуется выдвигать гипотезы для запуска A/B – тестирований.

Не забывайте, что вы не сможете выполнить все рекомендации тестировщиков и сделать сайт или продукт максимально удобным для всех без исключения. Сфокусируйтесь в первую очередь на самых серьезных проблемах, которые непосредственно влияют на конверсию на вашем сайте.

От автора: не будем кривить душой: любой сайт создается для получения прибыли. Владельцы интернет-магазина «спят и видят», как бы продать побольше товаров. Разум блоггеров постоянно занят поисками . Даже сайты благотворительных организаций - и те создаются с целью извлечения выгоды, в частности, для привлечения внимания спонсоров и общества к проблеме. Однако, максимальную отдачу можно получить только если сайтом удобно пользоваться. Как лучше проверить юзабилити сайта? Об этом и поговорим сегодня.

Согласитесь, на сайт с удобной навигацией, красивым дизайном, качественной информацией и хорошей функциональностью хочется возвращаться снова и снова. Чего не скажешь о неудобных веб-ресурсах, которых совсем не заботит комфорт пользователей. А те, в свою очередь, чувствуя неуважение к себе и своим потребностям, быстренько ретируются с такого сайта, так ничего и не купив. Чтобы этого не произошло, нужно обязательно проверять юзабилити сайта.

Юзабилити сайта (от англ. Usability) - это удобство в его использовании. Чем выше юзабилити, тем выше качество сайта, тем проще и быстрее посетитель может достичь свой цели - например, сделать заказ или найти какую-то информацию.

Основными проблемами, которые можно выявить при проверке юзабилити сайта, являются:

Наличие даже одной из вышеупомянутых проблем может довольно плачевно повлиять на место сайта в поисковой выдаче, его посещаемость потенциальными клиентами и в целом, на их лояльность к ресурсу.

Что такое юзабилити-тестирование?

Это исследование, направленное на определение степени удобства и соответствия веб-страницы или пользовательского интерфейса их предполагаемому применению. Этот процесс, называемый также проверкой эргономичности, предполагает привлечение пользователей в качестве тестировщиков, чтобы на выходе получились объективные данные.

Как проходит процесс тестирования в «лабораторных условиях»?

Пример тестирования юзабилити: пользователю предлагают решить некоторые задачи, для выполнения которых создавался данный веб-ресурс, и в процессе выполнения теста фиксировать свои замечания. Фиксация замечаний осуществляется обычно с помощью видео- или аудиозаписи, чтобы затем их можно было детально проанализировать.

В процессе могут участвовать наблюдатели, которые следят за ситуацией и делают свои заметки о ходе тестирования. Возможен такой вариант проверки юзабилити и функциональности сайта: разрабатывается «идеальный» сценарий поведения пользователя и его «путешествия» по сайту, а затем фиксируются отклонения от этого маршрута и выполняются соответствующие правки.

После нескольких кругов ада итераций «тест/доработка» можно получить интерфейс, приемлемый для решения той или иной задачи, удобный клиенту и приносящий прибыль владельцу сайта.

Использование фокус-группы

Одна из разновидностей описанного выше способа - тестирование продукта с помощью фокус-группы. Его суть состоит в том, что реальные пользователи заходят на сайт и осуществляют различные действия вплоть до совершения конверсии.

В результате вы получите обратную связь «со стороны», список вопросов и возникших трудностей и, возможно даже, предложений по доработке. В таком исследовании должны участвовать представители целевой аудитории, которые отличаются между собой уровнем владения компьютером, профессией, социально-демографическими и другими характеристиками.

Данный вид проверки юзабилити сайта онлайн позволит проанализировать продукт с позиции конечного пользователя и получить ответы на следующие вопросы:

отвечает ли структура и дизайн интерфейса целям бизнеса;

на какие элементы пользователь обращает больше всего внимания;

удобная ли навигация;

быстро ли пользователь может адаптироваться к интерфейсу и его функционалу;

нормально ли работает механизм обратной связи;

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

производит ли продукт правильное впечатление;

имеются ли различия в реальных и конверсионных пользовательских маршрутах.

Где взять эти самые фокус-группы? Для этого существует множество сервисов для тестирования юзабилити с помощью фокус-групп (askusers.ru, usabilla.com, sitepolice.ru и др.); можно также воспользоваться помощью специализированных компаний.

Минусом данного метода является его платность. Для получения нормальной выборки (не из 2-х человек) вам потребуется немалый бюджет. Кроме этого, привлекая к исследованию фокус-группы, вы, скорее всего, получите только перечень проблем, решение которых вам придется искать либо самостоятельно, либо с помощью специалистов.

Инструменты для оценки юзабилити

Как еще можно проверить юзабилити сайта онлайн? В интернете существует огромное количество различных инструментов, как платных, так и бесплатных. Приведу самые полезные, на мой взгляд:

Google Analytics Content Experiments. Это бесплатный и доступный всем инструмент, с помощью которого вы можете тестировать практически любые изменения на веб-сайте, чтобы понять, способствуют ли они снижению показателя отказов или увеличению конверсии.

Для подключения инструмента перейдите в Google Analytics и найдите вкладку «Поведение» - «Эксперименты». Чтобы настроить эксперимент, нужно произвести несколько действий:

задать название и цель эксперимента. Целью может быть посещение веб-страницы, покупка товара, присутствие пользователя определенное время. Цель можно создать свою или выбрать из предложенных Google Analytics;

выбрать процент распределения трафика. Это количество посетителей, которые будут видеть тот или иной целевой вариант;

задать минимальное время эксперимента. Обычно это недели две;

настроить порог достоверности. Чем он выше, тем точнее будет определен выигрышный вариант, однако, это увеличит время эксперимента.

К недостаткам использования данного инструмента можно отнести невозможность проверки сразу нескольких задач, отсутствие поливариантности тестирования и сегментации трафика.

Visual Website Optimizer. Он позволяет эффективно повысить конверсию, обладает простым онлайн-редактором для настройки множества вариантов своей посадочной страницы, создает уникальные связки таргетинга. К примеру, вы можете указать ему: если посетитель пришел к нам с Вконтакте и пользуется OS Windows, то, будь добр, покажи ему эту веб-страницу, а если он заходит с MacBook, то вот эту…Также Visual Website Optimizer может похвастаться удобной системой отчетности и еще кучей разных фишек.

Qualaroo. Бесплатный опросник пользователей, позволяющий узнать непредвзятое мнение о веб-ресурсе. С его помощью вы сможете определить проблемы и увеличить вашу прибыль. Этот инструмент обратной связи существенно облегчает работу юзабилити-аналитикам.

Яндекс.Метрика. Позволяет проанализировать этапы заполнения формы и выяснить, какие из них вызвали наибольшие затруднения у посетителей, какие пользователи не стали заполнять тот или иной пункт и т. д.

Тепловые карты. К ним можно отнести «Карту кликов» Яндекс.Метрики, статистику веб-страниц Google Analytics, usabilitytools.com, feng-gui.com и т. д. Эти инструменты позволяет оценить суммарное поведение пользователей на сайте. С помощью тепловых карт вы сможете увидеть, куда кликает большинство людей, а куда - нет. В зависимости от результата вносятся соответствующие корректировки.

Чек-лист для проверки

Быстро ли загружаются веб-страницы? Перегруженность анимациями, тяжеловесными картинками и флеш-заставками могут повлиять на рейтинг вашего сайта в поисковой выдаче и, конечно же, на лояльность пользователей.

Есть ли логотип на каждой странице? На нем должна присутствовать ссылка на главный ресурс.

Как оформлен контент? В тексте должна быть хорошая структура: заголовок, подзаголовки, списки и т. д. И не должно быть ошибок. Недооформленный текст с ошибками плохо читается и воспринимается как людьми, так и роботами поисковых систем. Заголовки и подзаголовки должны быть емкие и краткие, соответствовать той рекламе, что размещается в сети.

Надеюсь, данная статья была вам полезна в оценке юзабилити сайта. Подписывайтесь на обновления нашего блога и узнайте еще много чего полезного о юзабилити, веб-дизайне, и других областях . До скорых встреч!

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

Большинство владельцев сайтов создают их для того, чтобы либо продвигать свою продукцию на рынок товаров, либо получать прибыль непосредственно при помощи монетизации своего сайта. То есть на нем размещают рекламу, а за ее просмотры пользователями владелец сайта получает определенную прибыль.

Именно поэтому администраторы заинтересованы в большой посещаемости. Чем она больше, тем больше будет прибыль с рекламы. Полновесный график обеспечивается за счет высокого уровня "юзабилити"-страниц. Так что же такое "юзабилити"? Какими способами можно сделать свой сайт наиболее привлекательным для пользователей и потенциальных клиентов?

Введение в понятие

"Юзабилити" - это, по сути, показатель того, в какой степени посетителю сайта удобно взаимодействовать с его интерфейсом. Методы, позволяющие улучшить сайт на стадии его разработки, также называются данным термином.

Допустим, что пользователь открывает ту или иную веб-страницу. Что он ожидает увидеть? Конечно же, в первую очередь, понятное меню. А вместе с ним - четкую структуру. Сюда также относится и читабельный контент. Однако сейчас можно встретить множество ресурсов, на которых имеется путаница из гиперссылок, картинок и кнопок. Казалось бы, что все необходимые элементы есть. Однако для их правильного использования может потребоваться время.

Вряд ли какой-то клиент захочет тратить свое драгоценное время, чтобы сделать это. "Юзабилити" - это достаточно серьезное в наше время. Forrester Research провели исследование, посвященное этой теме. Оно показало, что практически половина покупателей покидает интернет-магазин, если не может быстро найти в его разделах тот или иной товар. Кроме того, после такого опыта работы с ресурсом половина покупателей отказалась вновь вернуться на него.

Исследования и имеющие отношение к "юзабилити"

Социологи также отмечают тот факт, что в наше время люди уже слишком нетерпеливы. Особенно пользователи Интернет-аудитории. Еще одно исследование было проведено Nielsen Norman Group. Оно показало, что обычный среднестатистический пользователь находится на странице всего лишь около полминуты. Отмечалось, что в большинстве случаев пользователи даже не досматривают веб-страницу до конца.

Якоб Нильсен считает, что причина подобного поведения кроется в большом количестве действительно бесполезной информации. Так, людям постоянно необходимо фильтровать широкий информационный поток, чтобы выбрать из него только те фрагменты, которые их интересуют на самом деле.

Разумеется, на подробное изучение сайта может уйти столько времени, что ни на что другое его попросту не останется. Клиенты не хотят, и не будут ждать, если сайт медленно загружается, а также не будут им пользоваться, если он имеет сложный интерфейс. Вот тут-то в дело и вступает "юзабилити". Это помогает расправиться со многими проблемами.

Множество специалистов в данной области высказываются примерно так же. Например, говорят о том, что между простым, понятным для любого пользователя, веб-сайтом и хорошо освещенной магазинной витриной можно провести вполне ясную параллель. "Юзабилити" - это "степень освещенности" в данном случае. Разработчик должен ясно понимать, что он имеет только несколько секунд для того чтобы заинтересовать посетителя и ненавязчиво дать понять, что его сайт лучше, чем другие.

Сделать это можно за счет использования продуманного интерфейса. За короткий промежуток времени он должен дать понять пользователю на интуитивном уровне, что и как можно делать дальше. Человек должен быть заинтересован в сайте, почувствовать, что здесь он найдет то, что ему нужно. Если этого не произойдет, клиент покинет сайт.

Проведение тестирования

Этот процесс в любом случае является обязательным этапом при разработке "юзабилити". Его суть, в принципе, незамысловата: несколько респондентов решают набор тех или иных задач, используя только прототип системы. Специалист, который при этом находится рядом, все действия и слова фиксирует. Когда сбор данных будет закончен, они анализируются. При необходимости корректировки вносятся в проект.

Тестирование "юзабилити" проводится с целью обнаружения недочетов или проблем. Они вполне могут возникать у респондентов во время работы с сайтом, и бояться этого не стоит. Главное - внести правильные корректировки.

Что включает в себя анализ сайта?

Анализ "юзабилити" позволяет получить комплексную картину всего сайта. Сюда обычно включают выводы по дизайну, результаты тестирования, сравнение прототипов анализируемых страниц, а также выдачу разного рода рекомендаций, которые помогут устранить имеющиеся проблемы.

Заключение по дизайну определяет так называемое "юзабилити" интерфейса. То есть насколько удобно и одновременно комфортно пользователю будет работать с данным веб-сайтом. "Юзабилити"-примеры предоставляются многими сервисами, которые всегда готовы предоставить свои услуги в этом плане.

Различия уровней ресурсов

Если расходы на рекламу одинаковы, то сайт, имеющий более высокий уровень "юзабилити", примет большее количество потенциальных клиентов. Они будут также более лояльны к компании. А это немаловажно, поскольку клиенты станут посещать сайт и делать покупки на постоянной основе.

Вполне возможен вариант с разгрузкой менеджеров компании, поскольку при высоком уровне "юзабилити" клиенты могут найти ответы на интересующие их вопросы сами, на страницах ресурса. Следовательно, руководство может снизить затраты, необходимые на содержание менеджеров, что положительно скажется на бизнесе.

Что изучается для получения "юзабилити"?

Это целый комплекс факторов. К ним можно отнести следующие критерии:

  1. Эффективность использования. С какой скоростью клиент сможет решать свои вопросы, если научится пользоваться ресурсом?
  2. Простота обучения. Насколько быстро впервые зашедший на ресурс посетитель научится использовать интерфейс?
  3. Запоминаемость. Сможет ли клиент воспроизвести схему использования, выученную впервые, при повторном открытии страниц?
  4. Ошибки. С какой частотой посетитель допускает ошибки, находясь на сайте? Как можно исправить эти ошибки, и в какой степени они серьезны?
  5. Удовлетворение от проделанной работы. Понравился ли ресурс пользователю? Если понравился, то насколько?

Заключение и выводы

Статистика показывает, что из 10 пользователей больше половины (а если быть точнее, то 6) не могут найти в международной сети необходимую информацию сразу же. Причина этого кроется в неправильном построении "юзабилити". Интернет был создан для обмена тотальным потоком информации, однако множество сайтов не соблюдают обыкновенные правила подобного обмена. Это приводит к тому, что поиск полезной информации занимает гораздо большее количество времени. Коэффициент полезности же работы пропорционально падает.

Проходить тестирование рекомендуется всем владельцам сайтов. Это выгодно им в первую очередь, поскольку за счет правильной постановки "юзабилити" можно увеличить постоянную аудиторию сайта. А следовательно, удачно его монетизировать.