Таблица вид информации по способу восприятия. Виды информации по способу восприятия и по форме представления

  • 22.07.2019

Понятие информации

В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.).

В литературе можно найти большое число определений термина «информация» , которые отражают различные подходы к его толкованию:

Определение 1

  • Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от $27.07.2006$ г. № $149$-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).

Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Определение 2

Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Одно и то же информационное сообщение (статья в журнале, объявление, рассказ, письмо, справка, фотография, телепередача и т. п.) может нести разное количество и содержание информации для различных людей в зависимости от накопленных ими знаниями, от уровня доступности этого сообщения и от уровня интереса к нему. Например, новость, составленная на китайском языке, не несет никакой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть полезной для человека со знанием китайского. Никакой новой информации не будет содержать и новость, изложенная на знакомом языке, если ее содержание непонятно или уже известно.

Информацию рассматривают как характеристику не сообщения, а соотношения между сообщением и его получателем.

Виды информации

Информация может существовать в различных видах :

  • текст, рисунки, чертежи, фотографии;
  • световые или звуковые сигналы;
  • радиоволны;
  • электрические и нервные импульсы;
  • магнитные записи;
  • жесты и мимика;
  • запахи и вкусовые ощущения;
  • хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Различают основные виды информации , которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:

  • графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
  • звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в $1877$ г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
  • текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
  • числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
  • видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.

Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.

Замечание 1

Основателем общей теории информации считают Клода Шеннона, который также положил основу цифровой связи, написав книгу «Математическая теория связи» в $1948$ г., в которой впервые обосновал возможность использования двоичного кода для передачи информации.

Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).

Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.

Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:

  • создание;
  • прием;
  • комбинирование;
  • хранение;
  • передача;
  • копирование;
  • обработка;
  • поиск;
  • воспринятие;
  • формализация;
  • деление на части;
  • измерение;
  • использование;
  • распространение;
  • упрощение;
  • разрушение;
  • запоминание;
  • преобразование;

Свойства информации

Информация, как и любой объект, обладает свойствами , наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:

  • Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
  • Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.
  • Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
  • Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  • Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
  • Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.
  • Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.
  • Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза.
  • Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Если рассматривать информацию в широком смысле исходя из подхода к ней как отображению разнообразия мира, то можно выделить три вида информации: непроявленную, проявленную, творящую.

Непроявленная информация – информация в "потенциале", в закодированном виде, как бы "до востребования", смысл которой скрыт от человеческого сознания. Она не может быть воспринята непосредственно сознанием человека или его органами чувств (мнимая информация). Непроявленной информацией считается, например, мысленный образ будущей картины художника или инженерного проекта, информация, хранящаяся на магнитных и оптических дисках компьютера. В компьютере – это совокупность данных и программ на носителе информации.

Проявленная информация может восприниматься сознанием человека и через его органы чувств. Проявленная информация присуща всем формам материального существования: высказывание человека, картина художника, книга, изображение на мониторе, звук в наушниках и т.д. Проявленная в вещественном мире информация может быть отраженной (без изменений) или отображенной – с изменением структуры и смысла в результате информационных преобразований и взаимодействий. Посредством компьютерных устройств объект восприятия (адресат) преобразует (получает) отображенную информацию в виде печатной, видео-, аудио- и другой информации.

Творящая информация рассматривается как сознание, характерна только для живых систем и включает способность стимулировать развитие (творение) систем.

В информатике информация – связанные между собой сведения об объектах и явлениях окружающего мира. В процессе своей деятельности человек постоянно сталкивается и работает с той или иной информацией. Такую информацию можно рассматривать с точки зрения способа ее представления, места возникновения, стадии обработки и т.д. По способу представления можно выделить следующие виды информации:

  • текстовую (совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых информация отображается на бумажном носителе или экране монитора);
  • графическую (графики, диаграммы, схемы и рисунки);
  • звуковую (звуковые сигналы и радиоволны, применяемые в радиовещании, телефонии);
  • видеоинформацию (световые сигналы, воспринимаемые зрением);
  • мультимедиаинформацию (текстовая, графическая, звуковая и видеоинформация, представляемая с помощью компьютерных средств).

По месту возникновения в организации выделяют: входную и выходную, внутреннюю и внешнюю информацию. По стадиям обработки информация может быть первичной, вторичной и результатной.

Человек воспринимает и передает информацию в образной и знаковой форме. Образное восприятие информации происходит в основном через органы чувств путем контакта с природой и объектами внешнего мира.

Элементами коммуникации (общения) людей являются знаки. Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, служащие для обозначения другого предмета, свойства или отношения; для переработки и передачи информации. Любой знак обладает двумя качествами: "обозначением" (формой представления) и "значением" – смыслом. Значение может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки. Обмен информацией с помощью знаков возможен, если обозначение знака ассоциируется у человека или устройства со значением. Совокупность знаков, для которых между источником и приемником информации существует соглашение о смысловом значении, называется знаковой системой . Последовательность знаков представляет информацию на материальном носителе – бумаге, магнитном и оптическом диске, магнитной ленте.

Знак может выглядеть как символ (буква, цифра, знак препинания, математический знак, специальный дорожный знак) или как графическое изображение (крест для христиан, полумесяц для мусульман, геральдический знак и двуглавый орел на гербе), а также их сочетание.

Для обработки информации компьютерными устройствами необходим точный перечень знаков. Информация проходит ряд преобразователей (кодирующие и декодирующие устройства) и обрабатывающую вычислительную машину. На стадиях преобразования и движения смысловые свойства знаков отступают на второй план, поэтому понятие "информация" заменяется общим понятием "данные".

Одни и те же знаки в зависимости от контекста несут разную информацию и расцениваются по-разному. В формулах цифры используются как числа: запись 20:15 в математике воспринимается как "20 делить на 15", а в расписании поездов – как время отправления. В номерах квартир, телефонов, автомашин цифры воспринимаются как обозначения, их никто не станет перемножать или возводить в куб. К числам календарных дат (01.09.2013) применяют вычитание и сложение, но не умножение и деление.

Совокупность графических образов (символов, знаков, рисунков, движущихся изображений); звуков; сигналов, воспринимаемых органами осязания и обоняния, можно назвать языком общения в природе.

Языки разговорный, деловой, литературный, устный и письменный называются естественными, их построение отражает исторические и культурные традиции общества, психологические и образовательные особенности личности. Сообщения могут содержать информацию о фактах (лат. factum – сделанное, деяние, действие, поступок) или интерпретацию фактов (лат. interpretatio – истолкование, перевод). По знакам, свойственным обычному языку, формируется сообщение, разновидность знаков языка составляет долговременную, хранимую основу национальной культуры.

Искусственный язык использует формальные знаковые системы (математические и логические выражения, символы, ноты, дорожные знаки, знаки отличия, знаки морского флота), которые выполняют важную задачу замещения многословных и не всегда однозначных повествовательных высказываний естественного языка более строгими и компактными символическими построениями.

Естественный и искусственный языки передают информацию знаками посредством сообщения.

Работать с информацией в электронных устройствах можно в одной из двух форм: аналоговой или цифровой.

Аналоговая форма кодирует информацию непрерывными сигналами, которые меняются пропорционально тому, что они представляют. Микрофоны и обычные видеокамеры представляют голос и видео аналоговыми сигналами. Телефонная сеть передает голос по кабелю в виде аналоговых сигналов: переменный ток (его называют "синусоидальный несущий сигнал") непрерывно изменяется по частоте и амплитуде пропорционально (аналогично) звуковым колебаниям голоса говорящего.

Аналоговые сигналы как изменение несущего сигнала при передаче информации применяются в телефонной связи, радио- и телевещании. Вычислительные машины, использующие аналоговую форму обработки данных, называются аналоговыми. Простым аналоговым вычислителем является электрический счетчик потребляемой электроэнергии в зависимости от напряжения и силы тока. Однако на передачу аналоговых данных сильно влияют помехи, поэтому трудно управлять большим числом данных.

Цифровая обработка информации использует фиксированный, строго определенный набор знаков. Цифровые отображения текста, изображений, звука, видео хранятся в памяти компьютера, а также передаются с помощью сигналов между устройствами компьютера, от компьютера к компьютеру (по локальной сети или через глобальную сеть Интернет), от устройства к компьютеру (от модема, со сканера, цифровой фото- и видеокамеры), от компьютера к устройству (принтеру, модему, монитору). Формы представления информации различны: компьютерные программы и документы в цифровых кодах, символах, массивах чисел, записанные на различных носителях данных. Данные даются не в непрерывно меняющихся значениях, а в дискретных, которые можно описать цифрами, например 0 и 1. Вычислительные машины, использующие цифровую форму представления данных, называются цифровыми. В основе работы цифровой ЭВМ лежит двоичная система счисления.

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный . Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

еУМЙ ОЕФ РПОЙНБОЙС НЕЦДХ МАДШНЙ... (ФЙРЩ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ)

рПОСФШ ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЪБЮБУФХА ВЩЧБЕФ ПЮЕОШ УМПЦОП, ДБЦЕ ЕУМЙ НЩ ЗПЧПТЙН У ОЙН ОБ ПДОПН СЪЩЛЕ.чУЕ МАДЙ РП УЧПЕК РТЙТПДЕ ПУПВЕООЩЕ, Х ЛБЦДПЗП ЕУФШ УЧПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ Й УЧПЕ ПФОПЫЕОЙС Л ЬФПК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ.пДОП Й ФПЦЕ УПВЩФЙЕ НЩ ЧПУРТЙОЙНБЕН РП-ТБЪОПНХ, ПВТБЭБЕН ЧОЙНБОЙЕ ОБ ТБЪОЩЕ ЧЕЭЙ Й ОБЫБ ПФЧЕФОБС ТЕБЛГЙС ФБЛ ЦЕ ТБЪМЙЮОБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЙЪ-ЪБ ТБЪОПЗП ЧПУРТЙСФЙС ЧПЪОЙЛБАФ ЛПОЖМЙЛФОЩЕ УЙФХБГЙЙ. иПТПЫП ЕУМЙ МАДСН ИЧБФБЕФ ФЕТРЕОЙС Й ЦЕМБОЙС ТБЪПВТБФШУС Ч ЧПЪОЙЛЫЕН ЛПОЖМЙЛФЕ, ОП ПВЩЮОП МЕЗЮЕ РТПУФП ПВЙДЕФШУС Й ПУФБЧЙФШ ЧУЕ ЛБЛ ЕУФШ. оП ЪДЕУШ ОБДП РПНОЙФШ П ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ЙЪОБЮБМШОП ПФУФБЙЧБЕФ УЧПЙ ЙОФЕТЕУЩ Й РТБЧБ, Б РТЕДОБНЕТЕООП ЛПЗП-ФП ПВЙДЕФШ УФТЕНЙФУС ПЮЕОШ НБМП МАДЕК.

йЪ-ЪБ ЮЕЗП ФБЛПЕ РТПЙУИПДЙФ? чУА ЙОЖПТНБГЙА, ЛПФПТХА ЮЕМПЧЕЛ РПМХЮБЕФ ЙЪЧОЕ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ УМЕДХАЭЙЕ ЧЙДЩ:

1. чЙЪХБМШОБС

2. чЛХУПЧБС

3. пВПОСФЕМШОБС

4. бХДЙБМШОБС

5. фБЛФЙМШОБС

ъБ ЧПУРТЙСФЙЕ ФПК ЙМЙ ЙОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, Х ЮЕМПЧЕЛБ ПФЧЕЮБЕФ ПРТЕДЕМЕООЩК ПТЗБО. фБЛ ОБРТЙНЕТ РТЙ ЧПУРТЙСФЙЙ ЧЙЪХБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ ЪБДЕКУФЧПЧБОЩ ЗМБЪБ, РТЙ ЧЛХУПЧПК СЪЩЛ, РТЙ ПВПОСФЕМШОПК ОПУ, РТЙ ЧПУРТЙСФЙЙ БХДЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ - ХЫЙ, Б РТЙ ФБЛФЙМШОПК - ЛПЦБ. лБЛ РТБЧЙМП Х ЮЕМПЧЕЛБ Ч УЙМХ ЕЗП ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛПК ПУПВЕООПУФЙ, ЛБЛПК-ФП ПТЗБО ТБЪЧЙФ ВПМШЫЕ, Б ЛБЛПК-ФП НЕОШЫЕ. й ФБЛ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ ПУОПЧОЩЕ ФЙРЩ МАДЕК РП УРПУПВХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ:

1. чЙЪХБМЩ

2. бХДЙБМЩ

3. лЙОЕУФЕФЙЛЙ

4. дЙЗЙФБМЩ.

лБЦДЩК ЙЪ ЬФЙИ РПДФЙРПЧ ЙНЕЕФ УЧПЙ ПУПВЕООПУФЙ Ч ЧПУРТЙСФЙЙ НЙТБ Ч ГЕМПН. чЙЪХБМЩ Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ НЙТ ЮЕТЕЪ ЪТЕОЙЕ. йН ОТБЧСФУС ЧУЕ ФП, ЮФП ТБДХЕФ ЗМБЪ, МХЮЫЕ ЪБРПНЙОБЕФУС ХЧЙДЕООБС ЙОЖПТНБГЙС, ЮЕН ОБРТЙНЕТ ХУМЩЫБООБС. чЙЪХБМЩ МАВСФ ЛТБУЙЧП ПДЕЧБФШУС, Б РТЙ ЪОБЛПНУФЧЕ У ЮЕМПЧЕЛПН Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ПВТБЭБАФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ПДЕЦДХ Й ЧОЕЫОЙК ЧЙД.

бХДЙБМЩ ОБПВПТПФ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЙОЖПТНБГЙА ЮЕТЕЪ ЪЧХЛЙ. мАВСФ УМХЫБФШ НХЪЩЛХ Й БХДЙПЛОЙЗЙ, ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ ЮЕН ЮЙФБФШ ЙМЙ УНПФТЕФШ ЛЙОП. бХДЙБМЩ ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ПВЭЙФЕМШОЩ, ЮЕН ЧЙЪХБМЩ, ЧЕДШ ВПМШЫЙК ПВЯЕН ЙОЖПТНБГЙЙ РПУФХРБЕФ Л ОЙН ЮЕТЕЪ ЪЧХЛЙ. у МЕЗЛПУФША НПЗХФ ХВЕДЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УЧПЕК РТБЧПФЕ Й ЛБЛ РТБЧЙМП ХНЕАФ ИПТПЫП ЙЪМБЗБФШ УЧПЙ НЩУМЙ.

дМС ЛЙОЕОУФЕФЙЛПЧ НЙТ - ЬФП ЙИ ПЭХЭЕОЙС. пОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЙОЖПТНБГЙА ЮЕТЕЪ РТЙЛПУОПЧЕОЙС Й ЮХЧУФЧБ. ьФП МАДЙ ДЕКУФЧЙС, Б ОЕ УМПЧБ. дМС ОЙИ ЧБЦОП ЧУЕ РПЮХЧУФЧПЧБФШ, ПОЙ ПЮЕОШ РПДЧЙЦОЩ Й УФТЕНСФУС ПВЯСФШ ОЕПВЯСФОПЕ. йОЖПТНБГЙА ЙЪ ЧОЕЫОЕЗП НЙТБ, ПОЙ ЛБЛ ВЩ РТПРХУЛБАФ ЮЕТЕЪ УЕВС.

дЙЗЙФБМЩ ЧУФТЕЮБАФУС ПЮЕОШ ТЕДЛП, НЙТ ПОЙ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЮЕТЕЪ МПЗЙЮЕУЛПЕ ПУНЩУМЕОЙЕ. йН ЧБЦОЩ ЧЕЭЙ, ЛБЛЙНЙ ПОЙ ЕУФШ РП УХФЙ, Б ОЕ ФЕ ЛБЛЙНЙ ПОЙ ЛБЦХФУС У ФПК ЙМЙ ЙОПК РПЪЙГЙЙ. пОЙ ЧУЕ РПДЧЕТЗБАФ ФЭБФЕМШОПНХ БОБМЙЪХ ЮЕТЕЪ УМПЧБ. рТЙ ЬФПН НПЗХФ ВЩФШ ЪБЛТЩФЩНЙ ПФ ЧОЕЫОЕЗП НЙТБ.

лПОЕЮОП, УМПЦОП ОБКФЙ ЮЕМПЧЕЛБ У ПРТЕДЕМЕООЩН СТЛП ЧЩТБЦЕООЩН ФЙРПН ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ, ЪБЮБУФХА Ч ЛБЦДПН ЙЪ ОБУ РТЙУХФУФЧХЕФ ОЕРПЧФПТЙНПЕ УПЮЕФБОЙЕ УРПУПВПЧ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. оП ЛБЛПК-ФП ЙЪ ОЙИ ВХДЕФ ЧЩТБЦЕО ВПМЕЕ СТЛП. дМС ФПЗП, ЮФП ВЩ РПОСФШ ЮЕМПЧЕЛБ ЙМЙ ЮФП ВЩ ПО ВПМЕЕ ЛПТТЕЛФОП РПОСМ ЧБУ, ОЕПВИПДЙНП ПРТЕДЕМЙФШ Л ЛБЛПНХ ФЙРХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ ПО ПФОПУЙФУС? й ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ЧБУ ОЕ РПОЙНБЕФ, НПЦЕФ ЕНХ ОБДП РТПУФП ВПМЕЕ РПДТПВОП ЧУЕ ТБУУЛБЪБФШ, РПЛБЪБФШ ОБЗМСДОП, ДБФШ РТПЮХЧУФЧПЧБФШ ЙМЙ РТПУФП ТБЪМПЦЙФШ ЧУЕ РП РПМПЮЛБН? й ФПЗДБ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ ВХДЕФ ДПУФЙЗОХФП.

рТЙНЕТОЩЕ ЖТБЪЩ ДМС РТЙЧМЕЮЕОЙС ЧОЙНБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ Й ДПУФЙЦЕОЙС ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС РП ФЙРХ ЧПУРТЙСФЙС ЙОЖПТНБГЙЙ:

  • бХДЙБМ
    • рПУМХЫБК, ЛБЛ ЪЧХЮЙФ
    • ъЧХЮЙФ ЪБНБОЮЙЧП
    • ъЧХЛЙ, ТБДХАЭЙЕ УМХИ
  • чЙЪХБМ
    • рПУНПФТЙ, ЛБЛ РТЕЛТБУОП
    • чУЕ ЧЩЗМСДЙФ РТПУФП ЪБНЕЮБФЕМШОП
    • фП, ЮФП С ЧЙЦХ ЧЩЗМСДЙФ ЧРЕЮБФМСАЭЕ
  • лЙОЕУФЕФЙЛ
    • ч ЬФПН ЮХЧУФЧХЕФУС ТХЛБ РТПЖЕУУЙПОБМБ
    • ьФП ЧЩЪЩЧБЕФ УБНЩЕ СТЛЙЕ ЬНПГЙЙ
    • зПЧПТСФ, ЬФП РПФТСУБАЭЕ
  • дЙЗЙФБМ
    • тБУУХЦДБС ЪДТБЧП, НПЦОП РТЙКФЙ Л ЧЩЧПДХ
    • уМЕДХС МПЗЙЛЕ, ЬФП ЮЕФЛП ЧЙДОП
    • аМЙС рП

      [email protected]

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике?

Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Краткий экскурс в историю психологии.

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия?

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Практическая польза знаний о своем типе восприятия.

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

.

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день. Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.