Панамский канал - связь двух океанов и подвиг человечества. Панамский канал. История и факты

  • 22.08.2019

Каждый из нас знает о , который соединяет Тихий и Атлантический океаны, что позволяет транспортным компаниям экономить огромное количество времени и денежных средств. Но даже самый простой канал – это не просто выкопанный ров между водоемами, а сложная техническая система шлюзов. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Структура Панамского канала

Панамский канал – это совокупность шлюзов, рукотворное судоходное русло, созданное в самом узком месте Панамского перешейка в Центральной Америке. С момента своего открытия в 1920 году Панамский канал до сих пор остается одним из сложнейших инженерных объектов в мире.

Через этот S-образный перешеек может пройти судно любого типа и размера: от скромной яхты до крупного наливного танкера. В настоящее время пропускной размер канала стал стандартом строения судов. В итоге, благодаря шлюзам Панамского канала в сутки по нему проходят до 48 судов, и миллионы людей в мире пользуются этим комфортом.

Так зачем нужны шлюзы в Панамском канале? Вопрос географический, и ответ на него очевиден: поскольку канал состоит из нескольких озер, углубленных рек и рукотворных каналов, и при этом соединяет два огромных океана, то необходимо постоянно выравнивать перепад воды на протяжении всего пути и регулировать течения. А разница уровня воды между каналом и Мировым океаном велика – 25,9 м. В зависимости от размера и тоннажа судна уровень воды в шлюзе повышается или понижается, тем самым создаются необходимые условия для беспрепятственного следования судна по каналу.

Особенности шлюзов Панамского канала

В русле канала функционируют две группы шлюзов. Каждый шлюз – двухниточный, т.е. может одновременно переправлять суда по встречному движению. Хотя практика показывает, что обычно идет пропуск судов в одном направлении. Каждая шлюзовая камера вмещает максимально 101 тыс. куб. м. воды. Размеры камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина – 12,55 м. Крупные суда через шлюзы тянут специальные электрические локомотивы («мулы»). Итак, основные шлюзы Панамского канала – это:

  1. По направлению от Атлантического океана установлен трехкамерный шлюз «Gatun» (Гатун) , соединяющий одноименное с Лимонской бухтой. Здесь шлюзы поднимают суда на 26 м до уровня озера. На шлюзе установлена камера, изображение с которой вы можете смотреть в реальном времени в интернете.
  2. Со стороны Тихого океана работает двухкамерный шлюз «Miraflores» (Мирафлорес) Он соединяет русло основного канала с Панамской бухтой. В его первом шлюзе также установлена видеокамера.
  3. Однокамерный шлюз «Pedro Miguel» (Педро Мигель) функционирует совместно с системой шлюза Мирафлорес.
  4. С 2007 года ведутся работы по расширению канала и установке дополнительных шлюзов для увеличения пропускной способности Панамского канала (третья нитка). Новые параметры третьей нитки: длина 427 м, ширина 55 м, глубина 18,3 метра. Также идут работы по расширению и углублению основного фарватера, чтобы всё-таки выполнять встречное перемещение судов. Предполагается, что с 2017 года канал сможет выполнять двойную нагрузку.

Как посмотреть на шлюзы Панамского канала?

Вдоль всего канала проходит автомагистраль и полотно железной дороги. Вы можете самостоятельно и бесплатно проследовать за любым судном и познакомиться с системой работы канала издалека. Также можно купить туристический тур с той же целью.

Шлюз Мирафлорес считается доступным для туристов. Вы можете доехать до него на такси или купить билет на автобус за 25 центов, и в составе группы проехать максимально близко к шлюзу, чтобы познакомиться с его работой. включает в себя посещение музея ($10) и выход на смотровую площадку, где в реальном времени по громкоговорителю оглашают информацию о работе шлюза.

С древних времен до наших дней в мире создано множество водных путей - искусственных каналов. Главные задачи таких искусственных - облегчение прохождения водного пути и сокращение расстояния. Самые известные каналы - Панамский и Суэцкий.

Панамский канал - искусственный водный путь на территории Панамы в , пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и . Это один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Панамский канал считается настоящим чудом инженерного искусства. Один из его протоков отличается самой высокой пропускной способностью в мире.

Протянулся канал на 50 миль от Панамы (на побережье Тихого Океана) до Колона (на побережье Атлантического Океана). Он обеспечивает прохождение свыше 12 000 океанских судов в год.

История Панамского канала

Открывателем Панамы, сделавшим первый шаг по ее земле, был испанец Родриго де Бастидас. Он оказался тут в 1501 году. На том же корабле приплыл Васко Нуньес де Бальбоа с группой поселенцев, оставшихся в Панаме.

О возможности построить канал через Центральную Америку упоминал уже в 1550 году Антонио Гальвао. Он доказывал, что этот канал существенно облегчит преодоление пути между атлантическим и тихоокеанским побережьем. Подходящим для этого местом он считал Дарьенский перешеек - узкую, 48-километровую полоску между Центральной и . , владевшая в ту пору американскими колониями, сочла это предложение невыгодным, так как это могло подорвать монополию страны на сухопутные пути в этих районах.

Наибольший интерес к этой идее возник во времена калифорнийской золотой лихорадки (1848 год). В 1850 году и (обе страны претендовали на владение каналом) заключили договор Клейтона - Булвера, согласно которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязывались гарантировать его нейтралитет. Согласно этому договору, обе страны на время прекращали захват новых территорий вокруг Панамы. Будущий канал объявлялся открытым для всех , которые пожелали бы присоединиться к его строительству.

Однако, несмотря на все приготовления, канал так и начал строиться, так как США и Великобритания не были заинтересованы в сотрудничестве, каждая из этих стран рассчитывала только на личное владение. Этим воспользовалась .

В 1878 году Франция получила от , куда до 1903 входила , концессию на 99 лет для строительства канала.

В 1879 году была создана «Всеобщая компания межокеановского канала» под руководством Фердинанда де Лессепса, строителем Суэцкого водного пути. Спустя два года начались работы по его сооружению.

Церемония закладки канала состоялась 1 января 1880 года в устье . Проходила она под французским флагом. Однако в 1886 году работы были остановлены. Трудности казались непреодолимыми. Скальный грунт был невероятно тверд, к тому же рабочие стали гибнуть один за другим. Стройка приобрела дурную славу, вплоть до того, что некоторые группы рабочих привозили с собой из Франции собственные гробы. В районе строительства бушевали эпидемии малярии и чумы. Есть сведения, что там погибло около 20 000 человек.

В 1887 году компания обанкротилась из-за высоких цен, финансовых афер и высокой смертности рабочих. Кроме того, во Франции тысячи держателей акций были полностью разорены. В мае 1891 года состоялось судебное дело над владельцами компании. Выяснилось, что многие должностные лица систематически подкупались. Разгорелся грандиозный скандал. Руководитель компании Фернанд де Лоссепса получил 5 лет тюремного заключения.

Работы над строительством канала были приостановлены до 1905 года. За 3 года до этого, в 1902 году, был заключен новый договор Хея - Паунсфорта, аннулировавший предыдущее соглашение. Французская компания опасалась потерять все капиталовложения в случае строительства канала через и продала США все права и свою собственность в Панаме за 40 млн. долларов. Таким образом, США фактически получили монополию на строительство канала.

3 ноября 1903 Панама объявила о выходе из состава Колумбии и провозгласила свою независимость. В этом же году было подписано соглашение между США и Панамой, по которому все права по пользованию будущим каналом переходили к Штатам на «неопределенный срок», взамен американцы передавали Панаме , находящихся в зоне канала (Перико, Наос, Кулебра, Фламенко)

В 1905 назначенный президентом Рузвельтом экспертный совет рекомендовал строить бесшлюзовый канал, однако конгресс, учитывая ошибки французского строительства, принял проект со шлюзами. Работа над постройкой канала включала в себя множество элементов. Нужно было не только проложить сам водный путь, но еще и построить порты на обоих его концах, а также соорудить волнорезы, плотины, шлюзы и . Большую часть дороги между Колоном и Панама-Сити пришлось тоже прокладывать заново.

Сначала работы велись под руководством гражданских инженеров, но с 1907 строительство взяло на себя военное министерство. Французы, начинавшие строительство, осуществили выемку 23 миллионов кубических метров земли по маршруту канала; североамериканцам оставалось вынуть еще 208 миллионов.

Строительство, с перерывами, продолжалось почти 40 лет. Первое судно прошло через панамский перешеек 15 августа 1914 года, но открытие осталось незамеченным для всего мира, так как шла Первая мировая война. В полную силу канал начал функционировать после официального открытия 12 июня 1920. Согласно сведениям правительственных источников, сооружение канала обошлось в 380 млн. долларов.

В 1935 объем был увеличен за счет строительства плотины Мадден в верхнем течении Чагреса, что привело к появлению озера.

На протяжении многих лет Панама продолжала добиваться у США отмены некоторых пунктов договора. В конце концов, Штаты уступили. Администрация США перестала управлять Панамским каналом, это произошло 31 декабря 1999 года, руководство перешло к панамской администрации Autoridad del Canal de Panama (АСР).

Особенности Панамского канала

Длина канала - 82,4 километра. Вопреки общему впечатлению, он не идет по прямой линии с востока на запад, а изгибается. Это связано с географией Панамского перешейка. Канал направляется на юго-восток от Колона на , завершается возле Панама-Сити в Тихом океане.

От огромных волнорезов в бухте Лимон суда отправляются к трем Гатунским шлюзам, где их поднимают на высоту 26 метров до искусственного озера Гатун. За этим озером на канале шириной 150 метров стоят уже другие шлюзы. Там суда опускаются сначала на 9, а потом на 16,5 метра до уровня моря и входят в тихоокеанский порт, защищенный гигантскими волнорезами.

Длина Панамского канала - 81, 6 км, в том числе - 65,2 км по суше и 16,4 км - по дну Панамской и Лимонской бухт.

Все шлюзы двусторонние. Их высота 305 метров, а ширина 34 метра, и они устроены так, что корабли, пришедшие с противоположных сторон, могут плыть, минуя друг друга. Толщина огромных стальных ворот этих шлюзов - 2,1 метра, а высота - до 25 метров. Маленькие дизели, двигаясь вдоль стен, медленно проводят судно через шлюз. Обычно на одно судно требуется шесть таких машин.

Время прохождения судов через Панамский канал - 7-8 , минимальное - 4 часа. Средняя пропускная способность - 36 судов, максимальная - 48 судов в сутки.

Панамский канал сейчас

Совершенствование канала происходит постоянно. Для этого в штате Autoridad del Canal de Panama (АСР) на сегодняшний день числится более чем 9 000 работников.

Существует инвестиционная программа, которая предусматривает более миллиарда долларов вложений на реконструкцию и обновление канала. Запланировано приобретение дополнительных локомотивов для буксировки судов через шлюзы, а также замена старых ворот шлюзов на более современные, со встроенной системой контроля над состоянием заслонов.

В 2004 году завершены работы по расширению Панамского канала. Самый узкий участок - 13 км, называемый Gaillard Cut, увеличился приблизительно на 40 метров. Теперь одновременно в этом месте могут пройти два судна. В результате, как ожидается, пропускная способность канала увеличится на 20%. В скором времени намечается строительство трех новых дамб для новых озер, благодаря которым в канале увеличится количество воды, а также появится новый источник питьевой воды и гидроэлектрической энергии для страны.

Место нахождения: Панама
Открытие: 12 июня 1920 года
Длина: 81,6 м
Пропускная способность: 48 судов в сутки
Координаты: 9°06"09.5"N 79°41"14.1"W

На сегодняшний день Панамский канал, который соединяет Карибское море, Атлантический и Тихий океаны, до сих пор считается одной из самых величайших и, несомненно, самых сложных строек за всю историю существования человечества.

Мост двух Америк

Его длина относительно невелика: всего 81 километр и 600 метров. 65 километров проходят еще и по суше, а 16,5 километров по дну Лимонской и Панамской бухт . Все эти цифры интересны социологам, геологам, ихтиологам и, в какой-то мере, историкам. Однако Панамский канал - это настоящий переворот в экономике и судоходстве на всей нашей огромной планете. Стоит только представить себе, насколько сократился путь для судов, которые следуют из крупнейшего мегаполиса в мире Нью-Йорка до Сан-Франциско. До сдачи в эксплуатацию жизненно необходимого канала судам приходилось преодолевать расстояние почти в 23 000 километров между двумя городами. Благодаря построенному человечеством каналу этот отрезок пути сократился всего до 9 500 километров.

Канал расположен в Панаме , что в переводе с индейского языка на русский звучит, как «место, где водится много рыбы». Панама удивительное по своей красоте государство, а Панамский канал - одна из ее главных достопримечательностей, своеобразный памятник упорству и героизму людей, принимавших участие в его строительстве. В 2012 году на страницах популярнейшей не только в США , но и во всем мире газеты The New York Times, появился список мест, которые рекомендуется в обязательном порядке посетить людям, увлекающимся путешествиями и туризмом. Интересно то, что этот небольшой, к слову, список возглавляла Панама.

Строительство Панамского канала

Как уже говорилось выше, канал, который соединяет в удобном для судоходства месте два великих океана, был необходим. Это прекрасно понимали не только наши современники, но и люди, жившие еще в далеком 16 веке. Именно тогда Алессандро Маласпина был предложен, уникальный в своем роде, проект строительства Панамского канала. Такая идея вызвала прилив ярости короля Испании Филиппа II, который был ревностным католиком. «То, что создал на Земле Бог, то, что он посчитал нужным соединить, мы просто не имеем права разрывать!», - сказал король и в специальном документе утвердил запрет не только на строительство, но даже и на разработки любых подобных проектов.

Документы, которые дошли до наших дней, позволяют историкам сделать определенный вывод: первое строительство Панамского канала стартовало в 1879 году и… обернулось страшной катастрофой . Катастрофой для человечества и катастрофой для экономики. Кошмаром, получившим название в конце 19-го века «строительство Панамского канала», руководил Фердинанд Лессепс, который уже успел прославиться на строительстве Суэцкого канала.

Громкое имя руководителя строительства не вызывало у общества и влиятельных бизнесменов того времени даже малейших сомнений в успехе предприятия. В Париже была официально зарегистрирована компания, получившая название «Всеобщая компания межокеанского канала». Ее акции пользовались стабильно высоким спросом и стоили, даже по современным меркам, чрезвычайно дорого, что не помешало их приобрести более чем 800 000 человек. В этом не было ничего удивительного, все свято верили в успех грандиозного строительства. Кстати, в одном из журналов Forbes, богатый инвестор дал короткое интервью, в котором признался, что если бы он жил в то время, изучив все возможные риски, он бы без единого сомнения вложил бы большую часть средств в строительство Панамского канала.

Прошло девять долгих лет с начала строительства, было затрачено более чем 300 000 000 долларов, что для того периода времени считалось просто-таки колоссальной суммой, а работы не были закончены даже на треть. Бюджет был превышен, проект Фердинанда Лессепса был в корне неправильным. Его неточные расчеты привели не только к банкротству компании, но и унесли жизни более 20 000 человек. «Люди умирают один за другим, их поражает желтая лихорадка и малярия, врачи не могут справиться с эпидемией, рабочие бегут со строительства, как от проклятого Богом места», - писал в своих донесениях один из главных инженеров. Фердинанд Лессепс был обвинен в крупнейшей афере и арестован. Естественно, этот гениальный архитектор, допустивший массу недочетов, не желал обогатиться таким образом, поэтому, не выдержав такого удара судьбы, лишился рассудка.

Эта история первого строительства Панамского канала навсегда останется в истории темным пятном. Теперь крупнейшие финансовые махинации, «пирамиды», часто называют «панамой» , что напоминает о самой крупнейшей афере конца 19-го века, которая не должна была ею стать.

Все же, Панамский канал, как уже писалось выше, был необходим. И это прекрасно понимали власти Соединенных Штатов Америки. Они проанализировали все ошибки в расчетах автора предыдущего проекта и задумались над тем, как уберечь рабочих от эпидемий. К слову, именно благодаря новому строительству Панамского канала, два научных сотрудника сделали открытие: желтой лихорадкой человек заболевает при укусе комара, который является носителем возбудителя этой страшной болезни. Комаров нужно было уничтожить любой ценой: недалеко от строительства выжигались целые леса, с корнем вырывали даже мелкие кустарники, выкашивали траву и осушались болота, в которых размножались комары. Результат был достигнут: 1500 человек свели практически на «нет» популяцию комаров и рабочим больше не угрожали малярия и желтая лихорадка.

Новый проект был разработан в кратчайшие сроки Джоном Фрэнком Стивенсом, предложившим использовать для канала искусственные озера и специальные шлюзы, которые бы регулировали уровень воды. Уже в 1904 году стартовало новое строительство Панамского канала, которое длилось почти 10 лет. Обошлось оно США в 400 миллионов долларов. Правда, и это строительство стоило жизни почти 6 000 рабочих. Однако грандиозный проект был воплощен в жизнь, и 13 октября 1913 года в Белом Доме президент нажал на специальную кнопку, после чего произошел колоссальный взрыв: за 4 000 километров от резиденции Томаса Вудро Вильсона 20 тонн динамита разнесли последнюю преграду, расположенную у города Гамбоа. Воды Тихого и Атлантического океанов были наконец-то соединены Панамским каналом.

Говоря об истории строительства Панамского канала невозможно не упомянуть о том, что США, вложившие огромные деньги в реализацию грандиозного проекта, решили подстраховаться. Панама была благодаря усилиям Соединенных Штатов отделена от Колумбии и получила независимость. За такую помощь власти страны, несущей в мир демократию, попросили совсем «немного»: вечное владение землей, водным пространством и дном Панамского канала. Что, собственно, они и получили.

Панамский канал - это водная артерия, по которой ежедневно проходят роскошные яхты и грузовые корабли. К слову, его размеры позволяют пройти судну в Атлантический океан из Тихого или в обратном направлении, шириной до 32,3 метра. Максимальная длина судна не должна превышать 294 метра . Над каналом высятся три моста, а наблюдать за передвижением по нему судов можно из окна автомобиля или поезда: вдоль всего канала проходит железная дорога и автомобильная трасса.

Казалось бы, Панамский канал открывает практически безграничные возможности, однако количество судов, планирующих проплыть по нему, невероятно велико. Зачастую бывает, что дожидаться своей очереди приходится больше недели. Рекордное количество кораблей, которые за сутки прошли по Панамскому каналу, составляет «всего» 65. Судно, будь это даже небольшая яхта, не имеет права двигаться по каналу самостоятельно, его тянут специально предназначенные для этого поезда, получившие прозвище среди моряков «мулы».

Естественно, за такую роскошь, как переход из одного океана в другой всего за 9 (!) часов, приходится платить. И платить, надо сказать, немало. Для каждого судна, в зависимости от его размеров и тоннажа, установлена специальная «такса». Кроме этого, есть люди, которые ценят время дороже купюр: для них существуют специальные аукционы. Тот, кто заплатит наибольшую сумму, сможет, миную очередь, пройти по каналу. Например, в 2006 году перед входом в Панамский канал выстроилась огромная очередь из 90 судов. Состоялся аукцион, на котором победил танкер под названием Erikoussa. Видимо, он очень спешил перевезти свой груз, так как не пожалел заплатить за внеочередной проход по Панамскому каналу почти 220 400 долларов США, хотя, подожди он неделю-другую, ему пришлось бы выложить всего 13 400 долларов.

95 лет назад (1914 г.) был открыт Панамский канал.

К 1882 г. фактически была сделана подготовительная работа по постройке канала открытого нешлюзованного типа. Но компания Лессепса разорилась и в 1889 г. было назначено конкурсное управление.

В 1894 г. образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала, а в 1904 г. предприятие было продано правительству США за 40 млн. долларов. В 1903 г. Республика Панама стала независимой от Колумбии и в 1904 г. США договорились с правительством Панамы о вечной аренде зоны канала, составляющей полосу в 16 км шириной, за сумму в 10 млн. долларов и ежегодную плату в 250 тысяч долларов.

Эта сумма впоследствии несколько раз увеличивалась, достигнув 110 млн долларов в 1998 г .

Строительство Панамского канала продолжалось 11 лет. Стоимость его сооружения составила 220 млн долларов. При строительстве канала применялись уникальные для того времени технические решения. Канал был построен в виде шестиступенчатого шлюзового перехода через гористый Панамский перешеек и шел в направлении с северо-запада на юго-восток от атлантического порта Кристобаль и г. Колон к порту Бальбоаи г. Панама на Тихоокеанском побережье.

Высота шлюзового подъема - 26 метров, длина канала - 80 км, в том числе искусственного русла вместе со шлюзами - 42 км. Длина шлюзовых камер - 305 метров, ширина - 33,5 метра, что позволяет пропуск каналом примерно 85 % находящихся сейчас в эксплуатации судов мирового торгового флота (до 290 метров длиной, до 32,5 м шириной и осадкой до 12 метров).

Первое судно прошло через Панамский канал 15 августа 1914 г. , но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 г. , после чего канал фактически вступил в строй.

Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США и Канады, расстояние между которыми сократилось в 2,5-3 раза, между восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.

В 20-е гг. ХХ в. панамское правительство поставило вопрос о переходе канала под юрисдикцию Панамы. Однако взаимоприемлемое соглашение было достигнуто только в 1977 г. 7 сентября 1977 г. президент США Джимми Картер и президент Панамы Омар Торрихос подписали договоры "О Панамском канале" и "О постоянном нейтралитете Панамского канала и его управлении". Согласно договору, предусматривалось, что контроль над каналом, включающий вопросы управления им, охраны и обороны, будет передаваться Панаме постепенно и полностью перейдет к ней до 31 декабря 1999 г. - дня окончания действия договора.

23 октября 1977 г. договоры были одобрены на национальном плебисците в Панаме, после чего ратифицированы панамской стороной. При ратификации договора о нейтралитете Панамского канала (16 марта 1978 г.) и договора о канале (19 апреля 1978 г.) были внесены оговорки, резервирующие за США право военного вмешательства в целях "поддержания канала открытым для судоходства".

В зоне Панамского канала находилось 14 американских военных баз. Крупнейшие из них ‑ базы стратегической авиации Альбрук-Филд и Рио-Ато, военно-морские базы в Бальбоа, Колоне и Коко-Соло. В Форт-Гулике действовало военное училище по подготовке групп специального назначения для латиноамериканских стран.

Процесс передачи канала от США Панаме продолжался почти 20 лет начиная с 1980 г.
В январе 1998 г. состоялась передача под юрисдикцию Панамы территории, известной как "Керри-Хейтс", где располагался штаб Южного командования США.

1 ноября 1999 г. прошла церемония передачи в полное распоряжение панамского правительства территорий последних военных баз США зоне канала Ховард и Кобе. 14 декабря 1999 г. состоялась официальная церемония передачи канала под юрисдикцию Панамы, но реальный суверенитет над каналом Панама обрела только 31 декабря 1999 г.

С момента открытия Панамского канала в 1914 г. по 2007 г. включительно через него прошло более 922 тысч судов. В среднем ежегодно через канал проходят более 14 тысяч судов (38 в день). Их грузооборот измеряется в специальных единицах - "тоннах Панамского канала" (PCUMS ). 1 PCUMS = 1 тысяч кубических футов (28,3 кубометров). Средний грузооборот составляет 203 млн PCUMS .

Основные перевозимые грузы - зерно, железо и сталь, уголь, нефтепродукты, удобрения, автомобили.

Главные страны-пользователи - США, Китай, Япония, Чили, Южная Корея, Перу, Канада, Эквадор, Колумбия, Мексика.

Через канал проходит 4% мировых торговых грузоперевозок и 16% торговых грузоперевозок США. 68% судов следуют через канал в порты США или из них.

Канал управляется государственным агентством Панамы Autoridad del Canal de Panama (ACP ).

По данным администрации канала, доходы от эксплуатации Панамского канала в 2008 финансовом году составили более 2 млрд долларов, по сравнению с 2007 годом прибыль увеличилась на 17%.

Тарифы за проход по Панамскому каналу сравнительно невысоки: 2,57 доллара за тонну-нетто для груженого судна и 0,86 доллара - для порожнего.

Средняя стоимость прохода одного судна - 54 тысяч долларов.

Сейчас Панамский канал способен пропускать корабли водоизмещением не более 65 тысяч тонн и осадкой не более 12 метров. Это делает невозможным его использование нефтяными супертанкерами (их водоизмещение достигает 650 тысяч тонн, осадка - 26 метров), а также авианосцами ВМФ США класса Nimitz .

В 2007 г. Панамское правительство объявило тендер на модернизацию канала.

Его выиграл консорциум фирм, который возглавляет испанская строительная компания Sacyr Vallehermoso . В консорциум также входят итальянская фирма Impregilo , бельгийская Juan de Nul и панамская Constructora Urbana .

Работы по модернизации Панамского канала должнызавершиться в 2014 г. - к 100-летней годовщине его открытия.

Проект стоимостью 3,118 млрд долларов предусматривает углубление дна и сооружение третьего каскада более широких шлюзов.

Ожидается, что в результате модернизации канала его максимальная пропускная способность возрастет до 18,8 тысяч судов в год, грузооборот - до 600 млн PCUMS .Бюджет Панамы к 2015 г. будет ежегодно получать 1,5 млрд долларов доходов от канала, а к 2025 г. доходы возрастут до 4,3 млрд долларов.

Картинка кликабельна

Когда суда шли из Атлантики в Тихий океан через мыс Горн, что на самом дальнем краю Южной Америки, им приходилось проделывать крюк в 7800 миль. Поэтому через перешеек Дарьей, затратив огромные средства, прорыли Панамский канал. Работы по его строительству шли с 1881 по 1914 год.

Канал пересек Американский континент в самом узком месте примерно посередине между южной и северной его частями и дал возможность судам проходить из Карибского моря в Тихий океан. На канале используется система затворов, или шлюзовых камер, которые поочередно наполняются водой и осушаются, чтобы дать возможность судам подняться и преодолеть гористый перешеек. Для этого задействованы еще и электровозы, которые с помощью носовых и кормовых линий протаскивают суда через каждый затвор.

Танкер входит в Панамский канал, где организовано двустороннее движение.

Шлюзовые камеры канала имеют бетонные стены толщиной 50 футов и массивные двустворчатые ворота V-образной формы. Вода поступает в камеру и откачивается из нее по системе труб и клапанов. Когда уровень воды в одном затворе сравняется с уровнем воды в другом, открываются стальные ворота и корабль переходит из камеры в камеру.

Экономия расстояния

Сокращение на 7800 миль. Канал протяженностью 51 миля начинается от Карибского моря и пересекает Панаму в юго-восточном направлении.

Шлюзовые камеры озера Гатун

Если корабль направляется в Тихий океан, то из Карибского моря по трем шлюзовым камерам Панамского канала он должен подняться в озеро Гатун. Перед этим насосы последовательно наполняют водой каждую из трех камер длиной 1000 футов и шириной 110 футов. Перед заходом в затворы Педро-Мигеля и Мирафлорес весь процесс будет повторен, но в обратном порядке. И тогда судно вновь окажется на уровне моря.