Как работать с программой lmms. LMMS для написания музыки в linux. Ключевые особенности и функции

  • 08.03.2020

Интерфейс [ edit ]

Когда вы запускаете LMMS, вы сначала увидите этот экран:

Оговорка: интерфейс может незначительно отличаться в зависимости от того, какая версия программы у вас установлена, и какую операционную систему вы используете.

Различные части экрана (элементы ) пронумерованы жёлтым цветом. Они выполняют следующие функции:

  1. Главное меню предоставляет доступ к файлам проекта, некоторым плагинам, и онлайн-справке.
  2. В левой части Панели инструментов имеются два ряда:
    Кнопки в верхнем ряду связаны с файлами проекта - создать новый проект, открыть существующий, сохранить текущий и экспортировать в звуковой файл.
    Кнопки во втором ряду используются, чтобы показать/скрыть (переключить) различные окна в основной части интерфейса.
  3. В правой части панели инструментов имеются некоторые инструменты управления композицией, такие как темп, тактовый размер, громкость, высота тона и основная панель визуализации.
  4. Боковая панель имеет шесть кнопок. Нажатие на любую из них переводит соответствующую вкладку в положение включено/выключено.
    Каждая вкладка отображает определённый тип информации: Instrument plugins (Инструменты), My projects (Мои проекты), My samples (Мои семплы), My presets (Мои заготовки), My home (Домашняя папка) и My computer (Мой компьютер). Эти ресурсы могут быть использованы в сочинении вашей композиции.

Основная часть интерфейса содержит ряд окон, каждое из которых служит определённой цели.
Вы можете показать/спрятать любое из этих окон нажатием кнопок во втором ряду Панели инструментов .

Когда LMMS запущена, четыре окна открываются по умолчанию:

  • Song-Editor (Финальный секвенсор) . Здесь вы сочиняете композиции.
  • Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) . Здесь создаются ударные (ритм).
    Вывод из этого окна автоматически вставляется в окно Song-Editor (Финальный секвенсор) как ритм/басовая дорожка.
  • FX-Mixer (Микшер FX) . Это звуковой микшер, где отдельно регулируется громкость каждого канала.
    Он также имеет дополнительно окно (Цепь фильтров), где вы можете добавить спецэффекты и связывать их вместе.

Не забывайте сохранять чаще! Сохраняйте свой проект всякий раз, когда вы создали то, что хорошо звучит. Также хорошая стратегия - сохранять различные версии вашей композиции. Это позволит вам возвращаться к предыдущей версии проекта.

Когда вы сохраняете проект первый раз, вам будет предложено выбрать папку и ввести название проекта (имя файла). Последующие сохранения будут перезаписывать этот файл, и LMMS будет показывать вам небольшое сообщение об этом в нижней части экрана. Ждите это сообщение!

Переходим к действию [ edit ]

Проект создаётся путём добавления instruments (инструментов) (вкладка 1 боковой панели), samples (семплов) (вкладка 3 боковой панели) и существующих presets (заготовок) (вкладка 4 боковой панели) в Song Editor (Финальный секвенсор) или в Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор).

Song Editor (Финальный секвенсор) удобен для неповторяющихся звуковых событий, таких как дорожки мелодий, а Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) удобен для повторяющихся звуков, таких как перкуссия.
События, созданные в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) являются "непрерывными" - то есть они могут быть удлиннены перетаскиванием мышью до тех пор, как вам нравится.
События, созданные в Song Editor (Финальном секвенсоре) являются "завершёнными" - то есть они не могут быть удлиннены (но могут быть скопированы, конечно).

Текущая песня всегда строится в Song Editor (Финальном секвенсоре). Здесь все elements (элементы) (блоки), включая события в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре), собраны вместе на шкале времени, и образуют вашу композицию целиком.

Когда вы вставляете инструмент, откроется окно редактора этого инструмента. Вы также можете его увидеть, если нажмёте на серую кнопку "название" инструмента в Song (Финальном) или Beat+Bassline Editors (Пошаговом секвенсоре). Когда вы нажимаете кнопку "название", она станет светло-серой. Теперь этот инструмент - "Active Instrument (Активный инструмент)". Кнопка "название" работает как выключатель для окна редактора инструмента. Окно редактора инструмента имеет пять вкладок: PLUGIN (МОДУЛЬ), ENV/LFO (ОБЛ/LFO), FUNC (АКК/АРП) FX и MIDI. Вкладка "PLUGIN (МОДУЛЬ)" меняется в зависимости от типа инструмента; все другие вкладки стандартны для всех инструментов, однако на вкладке ENV/LFO (ОБЛ/LFO) не будет влиять на плагины VST. Подробно об использовании функций на различных вкладках описано в разделе Working with Instruments (Работа с инструментами) .

Если вы хотите полностью удалить инструмент из вашей композиции, нажмите на его серую иконку "toolkit (Действия)" и выберите "Remove this track (Удалить дорожку)".

Инструменты делятся на предоставленные программой и заданные пользователем. Подпапки в вашей файловой системе могут быть использованы для иерархической организации инструментов и семплов.

Позже вы можете захотеть создать ваши собственные инструменты с нуля. Первая кнопка на боковой панели открывает инструментальные плагины. Это пустые по умолчанию шаблоны, которые вы можете использовать для своих собственных инструментов. Перетащите их в свой проект и поиграйте со всеми настройками в окне редактора. Некоторые подсказки и советы о том, как создавать инструменты 3-OSC, можно найти в разделе Making Triple-Oscillator Patches (Исправляем звук в трёхполосном осцилляторе) . (Конечно, вы также можете внести изменения в поставляемые с программой инструменты и сохранить их как свои собственные. Перезапись поставляемых инструментов не рекомендуется).

Создаём дорожку [ edit ]

Стандартный способ создания дорожки - добавление ударных инструментов в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) и инструментов для дорожек мелодий в Song Editor (Финальном секвенсоре) . Затем создаются различные ударные "петли" ("лупы"), используя кнопку Add bassline (Добавить ритм/лейтмотив) в Beat + Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) для для каждого ритма, который вам нужен - главной басовой линии, линии хай-хэт (тарелок), дополнительных ритмов и пауз и т.д. Они появляются в Song Editor (Финальном секвенсоре) по мере их создания. Чтобы они зазвучали, нажмите на первый квадратик на временной шкале для создания нового element (элемента) (сегмента). Вы также можете растягивать Beat+Bassline (битовые/басовые) elements (элементы) (blocks (блоки)), чтобы сделать их длящимися несколько квадратиков. Та же технология может быть использована для повторяющихся басовых линий, если вы создаёте их в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре).

keyboard as piano

Для дорожек мелодии, нажмите в Song Editor (Финальном секвенсоре) квадратик, который вы хотите сделать новым сегментом мелодии, и два раза щёлкните этот element (Элемент) , чтобы открыть Piano Roll Editor (Секвенсор) . Поместите ноту в сетке Секвенсора нажатием на линию с делениями (для её создания), а затем растягиванием за её правый край, чтобы сделать её короче или длиннее, как вам нужно. Вы также можете перетаскивать ноты выше и ниже по сетке или вперёд и назад по времени, чтобы поместить их где нужно. Как вариант, вы можете нажать кнопку "record (Записать ноты)" в Piano Roll Editor (Секвенсоре) и сыграть ноты в реальном времени на клавиатуре, где клавиша "Z" проигрывает ноту C (до), "S" проигрывает C# (до-диез), "X" проигрывает D (ре), и "D" на вашей клавиатуре проигрывает ноту D# (ре-диез) (смотрите картинку справа). Чтобы играть ноты октавой выше, перейдите на клавишу "Q", чтобы проиграть C (до), и т.д. LMMS также может использоваться с MIDI-клавиатурой. Список успешно подключенных клавиатур находится в стадии разработки. Yamaha PSR 500m, Yamaha E413 keyboard, Midistart 3 pro keys USB-клавиатура от miditech и Korg Nano - заявлены как работающие на нашем форуме. Но различия в железе и операционной системе немаловажны! Спрашивайте в магазинах инструментов, можете ли вы протестировать клавиатуру, которую вы хотите купить, и берите клавиатуру с обычными по размеру пианино-клавишами. В будущем вы оцените этот выбор.

Теперь я бы порекомендовал вам прочитать и выполнить упражнения в разделе Your First Song with LMMS (Ваша первая композиция с LMMS) . Это очень помогло мне, когда я начал работать с LMMS.

→ Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

Роман Петелин

Виртуальная студия LMMS изначально разрабатывалась под Linux. Само название LMMS является аббревиатурой от Linux MultiMedia Studio. В настоящий момент эта программа доступна и для платформы Windows. LMMS во многом напоминает FL Studio, однако в отличие от именитого аналога является бесплатной и распространяется по лицензии GPL. Данная статья ориентирована на пользователей FL Studio (зачастую, нелегальных), которые желают перейти на свободное программное обеспечение.

Чтобы в дальнейшем не отвлекаться, сразу скажу о недостатках LMMS (по сравнению с FL Studio):

  1. документация недостаточно подробная;
  2. слишком простой микшер, нет возможности формировать посылы;
  3. нет привычных плагинов из поставки FL Studio.

А на другую чашу весов помещу преимущества LMMS:

  1. бесплатность (очень полезное для учебных заведений свойство);
  2. наличие "своих" интересных плагинов, поддержка плагинов VST и LADSPA;
  3. наличие функции замораживания (Freeze) паттернов для освобождения ресурсов процессора.

LADSPA (Linux Audio Developer"s Simple Plugin API) - формат плагинов, который используется на платформе Linux так же широко, как VST на платформе Windows. LADSPA посвящен сайт http://www.ladspa.org .

Скачать LMMS можно на сайте в разделе Download . На момент написания статьи актуальной является версия 0.4.4. Доступны дистрибутивы для Linux и Windows. Пускай вас не смущает номер версии (меньше, чем 1.0.0). Дело в том, что у свободного и коммерческого программного обеспечения (ПО) разные принципы нумерации версий. Коммерческое ПО:

  • группа программистов постоянно работает над написанием нового кода, в котором воплощаются различные задумки в соответствии с планом работы;
  • приближается час х (рождество, какая-нибудь выставка, или же конкуренты выпустили очередную версию своего ПО) и менеджмент компании принимает решение о выпуске новой версии, или даже о переименовании продукта;
  • все существующие наработки собираются "до кучи", наспех проводится тестирование, ПО выпускается на дисках в красивых коробках;
  • пользователи покупают красивые коробки, устанавливают "сырое" ПО, сталкиваются с "глюками", обращаются в службу поддержки, выявленные ошибки устраняются, для ПО выпускаются обновления.

Это продолжается полгода, год или даже несколько лет.

А примерно так происходит разработка свободного ПО с открытым кодом:

  • группа программистов-энтузиастов неспешно работает над написанием нового кода, постепенно реализуя множество своих задумок;
  • если все задумки были бы воплощены, то данному ПО можно было бы присвоить версию 1, но нет предела совершенству - разработка длится многие годы, выходят промежуточные версии;
  • поскольку ПО и его исходный код открыт для всех желающих, в его разработке и тестировании принимает очень большое количество энтузиастов - программистов и рядовых пользователей, поэтому ПО получается очень надежным, несмотря на странные номера версий.

Дистрибутив LMMS занимает около 15 Мб, установка версии для Windows проходит без осложнений.

Сомнительным преимуществом LMMS является наличие русифицированного интерфейса. Например, паттерны в русском интерфейсе называются не совсем подходящим словом "лейтмотив" (в английском интерфейсе они называются Beat/Bassline ). Плагины в одном месте называются "модулями", а в другом "фильтрами". Редактор отпечатков клавиш лаконично называется "секвенсором" (это при наличии "пошагового секвенсора" и "финального секвенсора"). Редактор автоматизации называется "Редактором временных зависимостей". Одним словом, перевод интерфейса корявый и сбивает с толку. Если использовать LMMS для обучения, то крайне желательно пользоваться английским вариантом интерфейса. В настройках программы нет возможности переключать языки интерфейса. Чтобы "переключиться" на английский интерфейс, нужно зайти в папку C:\Program Files\LMMS\data\locale и удалить (или переместить в другое место) все файлы, кроме en.qm и qt_uk.qm.

В дальнейшем я буду приводить русские названия элементов интерфейса, а рядом в скобках - английские.

Перед изучением LMMS настоятельно рекомендую проделать следующее. В настройках программы (окно настроек открывается командой главного меню Edit > Settings (Правка > Параметры ), на вкладке Paths , которая открывается кнопкой , в поле LMMS WORKING DIRECTORY (РАБОЧИЙ КАТАЛОГ LMMS ) задайте путь к папке C:/Program Files/LMMS /data. После этого программа будет находить все нужные файлы.

После внесения изменений в настройки, закройте программу и запустите ее заново.

В верхней части главного окна программы (рис. 1) расположена панель инструментов, поля, в которых задается темп и музыкальный размер, регуляторы общей громкости и высоты тона, индикатор загрузки процессора (CPU) и "осциллограф", на котором отображается воспроизводимая в данный момент волновая форма.

На панели инструментов расположены кнопки операций с проектами (создание нового проекта, создание нового проекта из шаблона, сохранение проекта и т. п.), а также кнопки, которые открывают/закрывают различные окна программы. У всех кнопок имеются всплывающие подсказки.


Рис. 1. Главное окно LMMS

В левой части главного окна программы располагается браузер. В свернутом виде он выглядит как расположенный вертикально набор кнопок. Каждая кнопка открывает свою вкладку:

, Instrument plugins - плагины виртуальных инструментов;
, My projects - папка с демонстрационными и учебными проектами (туда же в дальнейшем можно сохранять собственные проекты);
, My samples - библиотека сэмплов;
, My presets - папка с пресетами для различных инструментов;
, My home - домашняя папка пользователя Windows;
, My computer - все дисковые ресурсы.

Для начала попробуйте выбирать и загружать готовые проекты. В поставку LMMS входит множество демонстрационных проектов. Многие из них звучат наивно, чувствуется, что созданы не очень опытными энтузиастами. Однако это вовсе не означает, что программа плохая. Все в ваших руках.

В настройках FL Studio можно выбирать различные алгоритмы интерполяции, используемые во встроенных генераторах. Чем более точная интерполяция, тем больше нагрузка на процессор и тем выше качество звучания. В LMMS таких алгоритмов всего два: "высокое качество включено" и "высокое качество выключено". Включение/выключение осуществляется кнопкой , расположенной в верхней части главного окна. Включайте/выключайте эту кнопку во время воспроизведения какого-нибудь проекта - ощутите изменения звука на слух.

Новый проект создается командой главного меню Project > New (Проект > Новый ). Если у вас имеются проекты, созданные средствами FL Studio, или просто MIDI-файлы, то их можно импортировать командой Project > Import (Проект > Импорт ).
Большая часть работы над проектом выполняется в двух окнах: Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор ) - аналог окна Step sequencer в FL Studio и Song-Editor инальный секвенсор ) - аналог окна Playlist в FL Studio.

Чтобы добавить новый инструмент (в FL Studio инструменты называются "генераторами"), нужно захватить его на вкладке Instrument plugins браузера и перетащить на свободное место в окно Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор ). Аналогичным образом можно перетаскивать в это окно пресеты и сэмплы. При этом нужные инструменты будут подключены автоматически.

Доступны следующие инструменты:

  • AudioFileProcessor - аналог встроенного сэмплера FL Studio;
  • BitInvader - осциллятор, форму волны которого можно редактировать в графическом виде;
  • Kicker - синтезатор звука большого бараабна;
  • LB302 - синтезатор, подобный Roland TB303;
  • Mallets - синтезатор перкуссионных звуков;
  • Organic - аддитивный синтезатор;
  • FreeBoy - эмулятор звучания игровой приставки GameBoy;
  • PatMan - эмулятор синтезатора некогда популярных звуковых карт Gravis UltraSound;
  • Sf2 Player - синтезатор-плеер файлов SoundFont;
  • SID - эмулятор звуковой системы компьютера Commodore;
  • TripleOscillator - качественный псевдоаналоговый синтезатор с тремя осцилляторами;
  • VeSTige - программный адаптер для подключения VSTi;
  • Vibed - синтезатор звучания струнных;
  • ZynAddSubFX - мощный синтезатор со сложной архитектурой.


Рис. 2. Пошаговый секвенсор, контекстное меню

Пошаговый секвенсор (рис. 2) содержит матрицу кнопок. Каждая строка матрицы соответствует одному инструменту, каждая кнопка в строке - определенному шагу секвенсора. Слева от каждого ряда кнопок имеется поле с логотипом инструмента и названием пресета или звукового файла. На рис. 2 эти поля называются kick_harg01.ogg, kick04.ogg и т. д. Если щелкнуть на таком поле, откроется панель соответствующего инструмента. Кнопкой открывается меню, с помощью которого можно копировать/удалять строки, матрицы, сопоставлять инструменты с входными/выходными MIDI-портами. Чуть правее этой кнопки расположены пары кнопок-индикаторов, которые позволяют включать/выключать инструменты, включать для них режим солирования. Регуляторы ГРМК , БАЛ (VOL , PAN ) - громкость, панорама.

Для каждого ряда матрицы доступно контекстное меню, которое показано на рис. 2. Команда Открыть в секвенсоре (Open in piano-roll ) на самом деле открывает редактор отпечатков клавиш (рис. 3).

В LMMS реализована функция Freeze ("замораживание" инструмента), когда прозрачно для пользователя происходит расчет (рендеринг) звуковых файлов партии инструмента с учетом подключенных к нему эффектов. В процессе "замораживания" пользователь наблюдает прогресс-индикатор. В результате "замораживания" ресурсы процессора не расходуются на синтез звука инструмента, т. к. его звучание воспроизводится из аудиофайла. К функции Freeze относятся следующие команды контекстного меню пошагового секвенсора:

  • Заморозить (Freeze ) - "заморозить" партию инструмента;
  • Переморозить (Refreee ) - повторно "заморозить" партию инструмента с учетом внесенных в нее изменений;
  • Разморозить (Unfreeze ) - разморозить партию инструмента.

Единовременно в пошаговом секвенсоре можно редактировать только один паттерн. Выбор текущего паттерна осуществляется с помощью раскрывающегося списка в верхней части окна. Кнопкой добавляется новый паттерн.

Кнопкой добавляется трек автоматизации. По умолчанию новый трек автоматизации не сопоставлен ни с одним из параметров. Чтобы сопоставить трек параметру, нужно проделать следующее:

  • нажмите и удерживайте нажатой клавишу;
  • левой кнопкой мыши захватите регулятор нужного параметра в окне пошагового секвенсора или на панели нужного инструмента;
  • перетащите указатель мыши на трек автоматизации, отпустите кнопку мыши и.


Рис. 3. Редактор отпечатков клавиш

Двойным щелчком на треке автоматизации открывается редактор автоматизации (рис. 4), который называется Редактор временных зависимостей (Automation editor ).


Рис. 4. Редактор автоматизации

Панели некоторых инструментов показаны на рис. 5. У пользователей FL Studio не должно возникнуть никаких проблем при работе с ними. На каждой панели доступно несколько вкладок. На вкладке МОДУЛЬ (PLUGIN ) расположены основные параметры инструмента: громкость, панорама, смещение высоты тона и номер канала микшера (КАНАЛ FX ), на который будет отправляться сигнал инструмента. Остальные параметры являются уникальными для каждого конкретного инструмента. Другие вкладки являются общими для всех инструментов:

  • ОБЛ/LFO (ENV/LFO ) - параметры генераторов огибающих, LFO, встроенного фильтра;
  • АКК/АРП (FUNC ) - параметры встроенного гармонизатора и арпеджиатора;
  • FX - "корзина" для подключении цепочки эффектов, которыми будет обрабатываться сигнал инструмента;
  • MIDI - настройка интерфейса MIDI для конкретного инструмента.

а б в
Рис. 5. Панели некоторых инструментов

Финальный секвенсор (Song-editor ), возможный вид которого показан на рис. 6, позволяет формировать композицию из паттернов. Каждый трек секвенсора соответствует отдельному паттерну. Прямоугольники на треках означают, что на соответствующих временных отрезках композиции будут звучать соответствующие паттерны.


Рис. 6. Финальный секвенсор

Кнопкой можно добавить в композицию аудиотрек, кнопкой - трек автоматизации. Аудиотреки предназначены для размещения на них звуковых файлов (например, с вокалом). При необходимости нужный файл можно перетащить непосредственно из браузера. Для воспроизведения звуковых файлов используется встроенный сэмплер.

Основное назначение микшера (рис. 7) заключается в том, чтобы обрабатывать сигналы разных каналов разными цепочками, составленными из плагинов. Также можно регулировать громкости каналов. Ничего другого с помощью микшера делать нельзя. Всего имеется 64 канала, модули которых доступны на четырех вкладках A , B , C , D . В правой части микшера имеется секция ЦЕПЬ ФИЛЬТРОВ (EFFECT CHAIN ), которая относится к выбранному в данный момент модулю микшера. Данная секция предназначена для формирования цепочки из плагинов для обработки сигнала выбранного модуля микшера.


Рис. 7. Микшер

Экспортировать проект в аудиофайл можно с помощью команды главного меню Проект > Экспорт . Откроется окно, в котором вы сможете задать имя файла и формат аудиофайла: WAV или OGG (открытый стандарт мультимедийных файлов). После нажатия кнопки Сохранить откроется еще одно окно (рис. 8), в котором можно задать параметры экспорта.


Рис. 8. Экспорт проекта в аудиофайл

В группе Output задается формат аудиофайла. В группе Quality settings задаются параметры, влияющие на субъективное качество звучания: Interpolation - алгоритм интерполяции, используемый во встроенных инструментах (от наименее качественного Zero Order Hold до самого качественного Sinc Best ); Oversampling - оверсэмплинг (внутреннее повышение частоты дискретизации для более качественной обработки); Sample-exact controllers - расчет автоматизации с точностью до сэмпла; Alias-free oscillators - подавление элайсинга осцилляторов встроенных инструментов.

Как видите, LMMS является достаточно развитой бесплатной виртуальной студией, которая по своим возможностям практически эквивалентна FL Studio.

Для обычного пользователя программы ОС Linux - тёмный лес. Тем более музыкальный софт. Да и вообще, это отдельная платформа и одинаковые продукты для Windows и Linux можно сосчитать по пальцам. Однако, встречются такие экземплярчики как секвенсор LMMS, изначально созданный для Linux. Первый плюс в сторону этой программы - то, что она бесплатная, как и другой софт для Linux. Об остальных возможностях речь пойдет ниже.

Первый запуск

При первом запуске, как и при всех последующих, запускается окно настроек (рис. 1).

Рисунок 1. Настройки программы.

Настроек довольно мало. В общих настройках (General settings) устанавливается буфер для звуковой платы, хотя сами настройки выхода звука выведены в отдельную подгруппу. Также удивляют настройки как аудио (значок динамика), так и миди (значок синтезатора). В них присутствуют не стандартные windows - устройства и не , а какие-то свои собственные драйвера. Хотя в работе были успешно проверены несколько звуковых плат. Был выбран интерфейс SDL, т.к. он один был доступен. Возможно, из-за этого не получалось записывать звуковые дорожки. После настроек переходим к интерфейсу.

Интерфейс

Интерфейс очень напоминает (рис. 2).


Рисунок 2. Фрагмент интерфейса LMMS.

Да и не удивительно, ведь разработчики включили возможность импорта файлов из Fruity loops. Цветовая гамма тоже схожая с Fruity loops, как и окна, и осциллоскоп, и панель управления, и даже микшер. Хотя до Fruity loops она явно не дотягивает. Если окинуть взглядом всё рабочее пространство, то видно что оно состоит из следующих окон: Song editor, Beat+Bassline editor, Fx Mixer и Controller rack. Остальные инструменты припрятаны с глаз. Каждый в отдельности разбирать не имеет смысла, но всё же.

Song editor

Это и есть основное окно программы. Его можно сравнить с Playlist в Fruity loops (рис. 3).


Рисунок 3. Окно Song editor.

Как и в большинстве секвенсоров по левую сторону - типы треков, по правую - область редактирования с событиями (или «кубиками» в народе). Существует несколько типов треков - инструменты (со значком клавиатуры синтезатора), семпл - треки (sample track), треки - паттерны (beat/bassline) и треки автоматизации (automation track). О них поговорим чуть позже. В верхней части - транспортная панель с небогатым набором (play, stop и два типа record, хотя в моём случае ни один не заработал) и панель инструментов. На панели инструментов можно добавлять треки в проект (кнопочки со значками «+»). Правее стоят режимы редактирования - карандашик (для создания новых событий) и рамка - для выделения и перемещения событий. Также есть масштаб и три кнопки для режима скроллинга, зацикливания и возврата в начало после стопа. Также возле значка лупы отображается текущий масштаб, который меняется не плавно, а имеет фиксированные значения.

Как же здесь писать музыку?

Создали мы новый проект, смотрим на Song editor. Но что делать дальше? Это зависит от того что мы хотим. Например, мы хотим создать синтезаторную партию. Для этого нужно вставить какой-то синтезатор, допустим, один из встроенных. Для этого просто выберем карандашик и создадим новое событие в треке Triple oscillator (он и будет в нашем случае синтезатором) (рис. 4).


Рисунок 4. Создаем новое событие для инструмента Triple oscillator.

Пока наше событие занимает только один такт. Теперь кликаем по нему 2 раза и открывается знакомое по другим секвенсорам окно piano roll для этого события (рис.5)


Рисунок 5. Окно Piano roll.

Теперь можно «рисовать» в нём наши ноты, пользуясь различными стандартными инструментами (ластик, карандаш, ножницы). Для тех, кто обладает миди-клавиатурой и хочет записать партию вживую, нужно нажать кнопочку записи (красный кружочек в белом), но сначала сделать вот что. Перейти к окну Song editor и выбрать своё миди-устройство. Для этого нажимаем на кнопке в левой части дорожки, выбираем midi и своё устройство (рис. 6).


Рисунок 6. Выбор миди-устройства для дорожки.

Добавляем динамику

Ну, с piano roll-ом всё понятно. Теперь посмотрим что такое дорожка автоматизации. Как и в других редакторах, это - дорожка для изменения какого-то параметра во времени. Допустим, мы хотим сделать изменение высоты (pitch) нашего инструмента TripleOscillator во время проигрывания. Для этого у нас в основном окне редактора должен быть установлен хотя бы один трек автоматизации (automation track, со значком жёлтой «горки»). Потом открываем наш инструмент нажатием на нём один раз и зажав ctrl «тянем» этот контроллер на дорожку автоматизации (рис. 7)


Рисунок 7. «Перетягиваем» контроллер.

После этого у нас появляется новое событие на дорожке автоматизации. Кликнув по нему 2 раза у нас открывается редактор автоматизации (automation editor), в котором мы «рисуем» изменения высоты (pitch).

Кроме основного окна есть Beat+Bassline editor. Принцип в чём-то схож с Fruity loops, но возможностей явно меньше. Например, невозможно изменять высоту ноты. Он скорее больше подходит для ударных. Итак, мы рисуем в нём пошагово ноты (рис. 8).


Рисунок 8. Пошаговый редактор Beat+Bassline.

Как видно из рисунка, мы «рисуем» ноты для инструмента TripleOscillator, при этом выбран нулевой паттерн (beat/bassline 0). Нажимая на кнопочку Add beat/bassline (зелёный квадратик с плюсиком), мы создаем следующий чистый паттерн (beat/bassline 1, 2 и т.д.). Последовательность их проигрывания мы выстраиваем в основном редакторе (рис. 9).


Рисунок 9. Паттерны в аранжировке.

На рисунке 9 у нас 4 такта играет нулевой паттерн, 3 и 4 такты - первый и нулевой паттерн, а 5 и 6 такты - второй паттерн.

Встроенные плагины и семплы

С левого края совсем неприметно притаилась ещё одна панель с кнопочками. Здесь хранятся встроенные инструменты и семплы (рис. 10).


Рисунок 10. Панель встроенных инструментов.

Первая кнопочка открывает самое интересное - браузер инструментов (Instrument plugins). Здесь расположены все встроенные инструменты (рис. 11).


Рисунок 11. Браузер инструментов.

Всего доступно 13 инструментов. Помимо синтезаторов здесь есть и плагины другого типа. Например, Audio file processor - это семплер, хотя и довольно примитивный. К слову, все семплы «перетянутые» из браузера семплов, автоматически открываются в Audio file processor-е, то есть носят характер инструмента. Кроме того, есть пару инструментов для загрузки банков некоторых звуковых плат (SF2 Player для SB-совместимых, PatMan - для GUS).

Обратите внимание:

LMMS – программа, позволяющая создавать собственные музыкальные композиции с использованием электронных синтезаторов, семплов и всевозможных эмуляторов. Встроенный редактор дает возможность создавать шаблоны, которые можно сохранять и использовать в дальнейшем, комбинируя уже созданные паттерны или добавляя к ним новые. Помимо редактора, в состав LMMS входит продвинутый микшер, позволяющий разделять звуковые дорожки по разным каналам. Это необходимо для того, чтобы на каждый канал можно было наложить свой эффект.

Кстати эффектов в этом приложении тоже достаточно много, что позволяет задавать разное настроение и тон создаваемой музыке. Утилита поддерживает несколько видов синтезаторов, среди которых стоит отдельно похвалить те, которые предназначены для ударных и струнных инструментов, речи, имитации звука органа и так далее. Каждый из синтезаторов обладает своим набором настроек. Ближайшим аналогом LMMS является известная программа . В целом, функционал этих приложений достаточно схож, но в отличие от Fruity Loops, представленное средство является совершенно бесплатным.

Ключевые особенности и функции

  • возможность работы с midi-клавиатуры;
  • поддержка синтезаторов, семплов и эмуляторов;
  • набор синтезаторов, для симуляции всех распространенных инструментов;
  • удобный пользовательский интерфейс;
  • наличие микшера, для распределения звуковых дорожек по каналам;
  • кроссплатформенность приложения.

Рис. 7. Главное окно LMMS

Своим названием LMMS подобен знаменитому плейеру XMMS, поэтому человек, впервые услышав про LMMS , может решить, что это еще один плейер. На самом же деле «LMMS » расшифровывается как «Linux MultiMedia Studio». Это программа для создания музыки, а не только барабанных партий. Я помню LMMS с первой версии, когда разработчик сообщал, что-де LMMS – это «наш ответ Cubase ». Однако, на Cubase он вовсе не похож, ни внешним видом, ни функциональностью. Скорее, это свободный аналог Fruity Loops . LMMS – одна из самых красивых музыкальных программ под Linux.
Итак, что же такое LMMS ? Что он дает вам как музыканту, начинающему или профи? Дорожки, на которых можно записывать музыку. Мелодия пишется либо в пианоролле (эдакая таблица, где вы прямоугольниками рисуете ноты), либо в том, что в русском переводе названо редактором ритма/лейтмотива , а в оригинале – beat+bassline editor , то есть «редактор ударных и басов». Этот последний, практически, повторяет редактор паттернов в драм-машине, то есть каждая нота инструмента/дорожки может находиться лишь в одном состоянии – включена или выключена.
Так же, как каждая квартира начинается с двери, всякая программа начинается с установки. LMMS – частый гость в дистрибутивах Linux, куда он входит в уже собранном, бинарном виде. А для установки из исходников вам понадобится Qt3 . Чтобы собрать LMMS на 64-битном дистрибутиве, возможно придется немного подправить скрипт configure, дабы заменить подстроку «$QTDIR/lib» на «$QTDIR/lib64» .

Скорая помощь

LMMS способен использовать VST-инструменты, но такой сборки LMMS вы, пожалуй, не найдете – по лицензионным соображениям. К счастью, собрать LMMS с поддержкой VST можно и самостоятельно. Для этого надо проделать несколько шагов – установить заголовочные файлы libwine , установить Steinberg VST SDK (версий 2.3 либо 2.4 – http://www.steinberg.de/331+M52087573ab0.html), скопировать файлы aeffect.h и aeffectx.h в каталог «lmms-0.2.x/include » и наконец, запустить настройку исходных текстов:

./configure --with-vst

Кроме того, вам понадобятся заголовочные файлы библиотек вывода звука, хотя бы одной из следующих: ALSA, Jack, SDL, OSS. Также нужны библиотеки Ogg Vorbis (большинство сэмплов из комплекта LMMS идут в этом формате), libsamplerate и libsndfile . Для поддержки плагинов LADSPA исходные тексты нужно сконфигурировать с ключом --with-ladspa .
Примечательно, что в исходные тексты LMMS (и в пакетные сборки) включены сэмплы и примеры композиций, причем все это не свалено в одну кучу, а кропотливо отсортировано по тематическим папкам, которые доступны во встроенном в LMMS браузере. Кроме сэмплера, в LMMS включены также пять программных синтезаторов. Пресеты к ним в найдете в том же браузере, в папке Мои предустановки . Звучания этих синтезаторов будет более чем достаточно, если вы пишете музыку в стилях techno, trance или hip-hop, грубо говоря, все то, что можно написать в коммерческом продукте Fruity Loops , который, увы, не выпускается в Linux-версии.
Рис. 8. Вкладка сэмплов. Список «встроенных» звуков.

Тематические папки с сэмплами и пресетами доступны как вкладка эдакой панели управления, которая находится в левой части главного окна LMMS . На вкладках этой панели расположены программные синтезаторы, сэмплы, файловый браузер Мои проекты (отображающий как входящие в состав LMMS песни-примеры, так и сохраненные вами проекты) и файловый браузер общего назначения, просто отображающий вашу файловую систему (Рис. 8 ).
Впрочем, не обошлось и без недочетов. Нигде в LMMS вы не найдете индикатора уровня выходной громкости. Есть индикатор загрузки процессора, а над ним – осциллятор текущей волновой формы. Индикатора же громкости нет. Общей громкостью можно управлять одним-единственным ползунком, причем громкость в нем измеряется в процентах. Иными словами, правильное управление выходной громкостью сигнала отсутствует. LMMS дает возможность включить лимитер, опять-таки общий, который будет гасить перегрузку сигнала, однако никаких опций у этого лимитера нет, присутствует только кнопка в двух состояниях: включено – выключено.
Нет микшера. Громкость дорожки настраивается регулятором рядом с каждой дорожкой. Панорама дорожки доступна только в окне соответствующего дорожке сэмплера или синтезатора, причем в виде двумерного поля с надписью Surround .
Поговорим об инструментах. Любой инструмент в LMMS , будь то сэмплер или синтезатор – это плагин. Когда вы хотите сыграть определенную партию сэмплом, то это осуществляется с помощью инструмента-сэмплера Audiofile Processor (Рис. 9 ).
Который, к слову, обладает возможность зацикливать загруженный сэмпл, то есть создавать из него петлю. Кроме того, одним нажатием кнопки устанавливается режим обратного воспроизведения сэмпла, то есть реверс. Прочие инструменты являются синтезаторами разного назначения. Например, Plucked! Stringsynthesis предназначен для эмулирования звучания струнных. Вот как он красиво выглядит (Рис. 10 ).
Синтезатор Organic позволяет создавать не только звуки электро-органа, но и жесткие техно-клавиши – надо только не забывать о наличии кноба Dist (от distortion – искажение) (Рис. 11 ).
Еще один синтезатор – Triple Oscillator – не специализируется ни в чем, поэтому область его применения очень широка (Рис. 12 ).

Каждый синтезатор появляется с стандартном окне с несколькими вкладками и клавиатурой внизу, на которой можно сразу же опробовать инструмент. На первой вкладке (plugin ) доступен интерфейс синтезатора. Вторая вкладка – управление фильтрами обработки сигнала, поступающего от синтезатора, а также такими его параметрами, как атака, затухание и тому подобное. Третья вкладка дает возможность включить воспроизведение аккордами и арпеджио – здесь радует огромное количество пресетов. Наконец, на вкладке MIDI можно настроить взаимодействие инструмента с MIDI-устройствами.
Рис. 13. Automation editor.

Теперь о важном касательно синтезаторов – почти каждый их параметр может быть автоматизирован, для чего служит редактор автоматизации. Чтобы вызвать его, надо нажать правую кнопку мыши на элементе управления и выбрать в контекстном меню пункт Open in automation editor (в момент написания этих строк он еще не был переведен на русский).
В этом редакторе вы можете карандашиком рисовать изменения выбранного элемента управления на временной шкале. Таким образом можно динамически изменять, допустим, громкость инструмента на протяжении нужного вам отрезка времени, либо влиять на звучание синтезируемого звука. Наличие автоматизации такого уровня говорит о высоком классе LMMS среди прочего звукового ПО, будь то для Linux, Windows или MacOS.
LMMS вообще производит хорошее впечатление уже с самого начала. Редкая программа в первых версиях имеет такой цельный и, я бы сказал, модный графический интерфейс. Разработчикам пришлось для него много рисовать и программировать, ведь в LMMS используется большое количество нестандартных виджетов, которых в Qt просто нет – взять хотя бы фортепианную клавиатуру.
Интерфейс LMMS на первый взгляд кажется сыроватым – вероятно, из-за большого размера кнопок и некоторых других элементов управления, но потом взгляд привыкает. Кроме того, нельзя отрицать простоту использования LMMS – если, конечно, вы сталкивались ранее с подобными программами, той же Fruity Loops . Дружественность интерфейса LMMS играет очень важную роль – программу можно освоить методом «тыка». Научный «тык» необходим, поскольку за два года существования LMMS никто не удосужился написать к нему документацию. Некоторые элементы интерфейса снабжены контекстной подсказкой, но она не может заменить полноценное руководство. На сайте LMMS есть Wiki с информацией по LMMS , однако, она тоже не может претендовать на звание документации. Плохо освещены даже основные рабочие характеристики LMMS . Непонятно, какова разрядность внутреннего микширования – 16, 32, 64 бита? Как действует встроенный лимитер? Что за кнопка «высокое качество» , на что именно она влияет? Где доступ к плагинам LADSPA, если я собрал LMMS с поддержкой этой технологии?
В LMMS есть импорт песен от Fruity Loops . В Wiki такая возможность заявлена как планируемая. Я нашел у себя в закромах собственные, древние композиции, написанные во Fruity Loops , и попробовал их импортировать. В самом деле, импорт некоторым образом работает – загружаются дорожки с нотами, но все дорожки (и с сэмплами, и синтезаторные) трактуются LMMS как дорожки для инструмента Audio File Processor . Кроме того, после импорта вам придется заново назначать инструментам сэмплы, но это уж не вина LMMS – ведь у Fruity Loops свои инструменты, сэмплы. А в файлах Fruity Loops хранятся, грубо говоря, только мелодии.
Еще в LMMS есть импорт MIDI, он тоже работает – сходным образом с импортом Fruity Loops , то есть после импорта вы получаете дорожки с партиями, а уж забота по распределению для них инструментов ложится на ваши плечи.

Сэмпл или образец?

Пользуясь случаем, немного покритикую русский перевод LMMS . Вкладку «Мои образцы» , где находятся сэмплы, можно было бы перевести как «Мои сэмплы» – так понятнее, ибо слово «сэмпл» уже прижилось в околомузыкальной среде, и никто не говорит про сэмплы – «образцы».
Я сам противник вливания в язык иностранных слов, но слово «сэмпл» так же привычно, как, например, слово «джинсы». И хотя «jean» переводится просто – «плотная хлопчатобумажная ткань», мы говорим «надел джинсы», а не «надел плотную хлопчатобумажную ткань». На худой конец, можно использовать вместо «сэмплы» слово «звуки», однако не «образцы». Образцы выставляют в витрине или привозят на выставку.

Впечатления от LMMS следующие. Разработчики мало внимания уделяют общему, однако много – частному. Частное – допустим, есть окно «Заметки» с текстовым редактором, куда вы можете добавлять какие-то свои заметки к проекту. При этом текст не простой, а с оформлением – доступно меню для его форматирования и раскраски разными цветами. Это очень здорово, но почему такая, в принципе, второстепенная для музыки штука реализована, а индикатор громкости – нет? Я понимаю, что при микшировании LMMS все равно рубит громкость на нуле децибел, но мне нужно видеть уровни громкости и иметь возможность наглядно ими управлять. Однако должен признать, что программ такого класса и возможностей, как LMMS , довольно мало. Более того, под Windows у LMMS есть только коммерческие аналоги – FruityLoops и Orion .
Что до аналогов Hydrogen под Windows, то я давно не видел в этой системе драм-машин, которые не сделаны в виде плагинов. Помню, Steinberg одно время выпускала «отдельную» программную драм-машину BBox со славным набором сэмплов. Вот Hydrogen по ощущению работы больше всего похожа на этот BoomBox , хотя возможностей у Hydrogen больше.
Остается прибавить, что следуя добрым традициям Linux, Hydrogen и LMMS распространяются под лицензией GPL, и денег за свои продукты разработчики не берут. И в какой-нибудь другой стране, где пиратства, условно говоря, нет, музыкант-любитель вполне может позволить себе работать под Linux с хорошим набором софта, не тратя на это ни одной заграничной копейки (кроме как на скачивание из Сети).