Цель информационной технологии в государственном управлении. Роль информационных технологии в государственном и муниципальном управлении

  • 22.07.2019

Информационные технологии играют все более заметную роль в современном мире без них невозможно принятие надежных обоснованных решений в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни как государства в целом, так и отдельных людей. Информационные технологии позволяют обеспечить информационные потребности государственного управления основных ветвей власти на функциональном, отраслевом и территориальном уровнях. Информационные технологии управленческого процесса это средства организации управленческого труда, направленные на упорядочивание системы процессов и действий должностных лиц по получению, переработке, использованию и распространению информации.


ИТ позволяют учесть проблемы каждого отдельного гражданина, повысить качество взаимодействия органов гос. управления с населением, не оставить человека на краю жизни и поставить его нужды и потребности на вершину пирамиды существования государства это и есть та роль, которую могут сыграть технологии в государственном управлении Информационные технологии управленческого процесса представляют собой автоматизированную поддержку технологии управления и включают в себя информационные потоки, базы данных, алгоритм поиска, оценку и принятие решения.


Информационные технологии способствуют переходу органов гос. управления на более качественный уровень работы с населением. Возможности и преимущества использования информационных технологий в гос. управлении следующие: 1) определение рейтинга проблем граждан по каждому региону и т.д. (граждане выбирают проблему из списка приведенных); 2) определение рейтинга качества работы власти с населением (местной, областной, региональной…); 3) улучшение качества работы чиновников с населением (своевременность и объективность); 4) борьба с коррупцией за счет автоматического контроля системы за процессом решения проблемы каждого отдельного гражданина (необоснованное решение будет отменено вышестоящей инстанцией и в зависимости от ошибки виновные несут наказание автоматически);


5) оплата труда чиновников зависит от их рейтинга; 6) независимо от размеров страны можно осуществлять оперативный контроль и принимать своевременные решения на основании информации и рейтингов Единого информационного центра; 7) высшие должностные лица государства смогут получать рейтинг любого чиновника, органа гос. управления, статистическую информацию по заявкам граждан, число ответов, отказов и т.д. в любой момент времени и эта информация будет самой полной и актуальной за счет постоянного автоматического обновления. За всеми процессами можно наблюдать на мониторе компьютера.


Применение информационных технологий в государственном управлении делает политическую систему более стабильной, без каких-либо потрясений, благодаря: I. постоянному детальному контролю за процессами в соответствующей сфере в режиме реального времени; II. получению объективной, полной, своевременной информации о проблемах населения, работе органов государственной власти; III. оперативному устранению возможных негативных тенденций во взаимодействии органов гос. управления с населением.


Использование информационных технологий в системе государственного управления существенно экономит время на решение различных проблем, способствует динамичному развитию государства, что помогает двигаться вперед, и как когда-то говорили, в светлое будущее. Использование информационных технологий на уровне федерации и других ступеней организации управленческого процесса (в республиках, краях (областях), городах, районах) связано с решением проблем информатизации и компьютеризации, организацией прямых и обратных связей, обеспечением доступа деловых кругов и населения к государственной информации. Развитие информационных технологий создает уникальные возможности для активизации и эффективного развития демократии, экономики, политики, государства и гражданского общества. В частности, реальностью становится виртуальная жизнь в сети (коммерческие сделки, реклама, развлечение и отдых, поиск и получение оперативной информации из информационных источников различных стран мира).



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный Педагогический университет»

Реферат

по предмету: Информационные технологии управления

на тему: «Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении»

Выполнили:

студентки 3к, гр Э-31

специальность: менеджмент организации

факультет: Э и У

Ланкина Н.Ю

Никленко А.В

Проверила:

ст.препод Филиппова Е.М

Волгоград, 2010

Введение 3

1. Характеристика информационных технологий в государственном и муниципальном управлении. 4

2. Использование информационных технологий 5

3. Основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране 6

Заключение 10

Список используемых источников и литературы 11

Введение

Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности экономики и повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому информатизация органов государственной и муниципальной власти сегодня является одной из приоритетных задач руководства нашей страны.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время информационно-управляющие системы бизнес - структур и государственных органов являются одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений информатизации. Подобные системы ориентируются, прежде всего, на решение задач реагирования, прогнозирования и предупреждения кризисных и других нештатных ситуаций. Однако на практике сфера применения таких систем гораздо шире и позволяет рассматривать их в качестве центров стратегического и оперативного управления для высших должностных лиц. В последнее время проявляется тенденция создания информационно-управленческих систем, обеспечивающих процессы подготовки и принятия сложных решений. Эти системы функционируют как центры: мониторинга и принятия стратегических решений с отслеживанием в реальном масштабе времени большого количества показателей и параметров экономических, политических, социальных и других сложных объектов.

1. Характеристика информационных технологий в государственном и муниципальном управлении.

Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Департамент городского хозяйства, являясь структурным органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. Поэтому информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функциональных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслуживания населения для нормальной жизнедеятельности горожан содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего санитарного состояния города.

Применительно к каждому из перечисленных направлений примами управления соответствующих организаций создаются локальные, открытые вычислительные сети, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодействие с общесистемными данными муниципальной ИС, решать все необходимые функциональные задачи.

В Департамент образования, культуры и спорта является структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные связи с другими структурными подразделениями мэрии, областной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями и гражданами.

2. Использование информационных технологий

Стратегическое использование информационных технологий может помочь организациям в осуществлении следующего:
- предоставить возможность сотрудникам легко и оперативно получать, создавать и предоставлять коллегам информацию, управлять ею и действовать на ее основе в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства. Служащие должны получать мгновенный доступ к инструментам анализа и совместной работы, а в их распоряжении должны находиться базы данных и средства анализа данных на настольных ПК и мобильных устройствах, а также единое средство для работы с календарем и электронной почтой, синхронизации и управления делами, доступное с любого устройства;

Оказывать услуги, ориентированные на граждан, дав возможность служащим более оперативно и эффективно отвечать на запросы клиентов. Для этого необходимо предоставить доступ к базам данных и средствам анализа данных с помощью различных каналов;

Повысить коэффициент интеллекта ведомства в целом путем взаимодействия и интеграции систем управления контентом, мониторинга и анализа. Это требует наличия простых в использовании и управлении инструментальных средств, интеграции с серверными и существующими системами, а также высокого уровня безопасности и удостоверения личности для защиты ведомственной информации.

Само использование информационных технологий способствует переменам в культуре работы. Если доступ к информации осуществляется очень просто, то вероятность того, что человек захочет посмотреть те или иные данные, будет намного больше. Если взаимодействие с коллегами тоже осуществляется просто, то человек наверняка захочет воспользоваться их опытом. Аналогично человек будет придерживаться правильных процедур, если их легко выполнять. Онлайновый обмен информацией порождает ощущение неотложности задачи и действует для государственных служащих как катализатор, заставляющий их непосредственно заниматься вопросами граждан, отвечать на их запросы и рассматривать их в большей степени как клиентов, нежели как бремя.

3. Основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране

Основной задачей информатизации в деятельности департамента здравоохранения и социальной защиты является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения.

Подсистема "Социальная защита" кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создаются БД "Ветераны", "Инвалиды", "Слепые", "Многодетные", "Матери-одиночки", "Блокадники", "Репрессированные", "Военные узники", "Военные пенсионеры" и др. Создаются АРМ, которые оснащаются программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате пенсий. Такое программное обеспечение устанавливается на рабочих местах специалистов не только в департаменте муниципалитета города, но и в территориальных отделах соцзащиты населения.

Программный комплекс "Расчет пенсий" позволяет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный вариант расчета, оперативно формировать выплатные документы для почтовых отделений связи или банков, создавать сводные и статистические отчеты для Пенсионного фонда" Информация из баз данных этого комплекса предоставляется в городскую налоговую инспекцию, используется при корректировке данных медицинских страховых компаний.

Пополнение баз данных производится ежедневно в территориальных отделах социальной защиты населения города. ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государственным информационным ресурсам России.

Территориальная информационная система (ТИС) представляет собой комплексную интегрированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для информационно-аналитической поддержки органов государственного и муниципального управления. 1

В зависимости от охватываемой территории выделяют следующие ТИС:

    местные (в пределах города, городского района);

    региональные (в пределах области, края, республики, автоном­ного округа);

    государственные (АСУ государственного масштаба, например «Государственный регистр населения»).

При создании ТИС очень важным является проведение мероприятий, которые включают исследование состава и основных характеристик объекта информатизации, целей каждого его элемента, взаимосвязей между ними, связей с внешней средой.

Открываются возможности для формирования тематических Web-страниц, составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать все имеющиеся муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с резким увеличением объемов изучаемой и анализируемой специалистами и руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на основе принципиально новой программной и технологической среды, например Oracle и ОLАР-технологий. OLAP-технологии для муниципального управления - новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа в режиме реального времени. Создание и ввод в действие таких технологий являются перспективной за-дачей, которая создаст для руководства качественно новые возможности в управлении социально-экономическими процессами.

К настоящему времени автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. Основным результатом внедрения информационных технологий в практику работы библиотек является создание электронных каталогов и других библиографических и реферативных баз данных. Самые значительные по объему базы данных сформированы в библиотеке Института информации по общественным наукам, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке, Государственной публичной научно-технической библиотеке России и других центральных библиотеках.

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

В настоящее время основу государственной системы правовой информации составляют информационные ресурсы организаций Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) и Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России). В рамках ФАПСИ работы в области формирования и организации использования ресурсов правовой информации проводятся Научно-техническим центром правовой информации "Система" (НТЦ "Система").

База данных действующего российского законодательства "Эталон". Это полнотекстовая база данных по действующему российскому законодательству, разработанная в НЦПИ. "Эталон" содержит около 50 000 текстов действующих нормативных актов. Среди них - федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также приказы и инструкции министерств и ведомств, судебная, нотариальная, арбитражная практика.

Говоря о государственной системе правовой информации, нельзя не упомянуть сервер Министерства юстиции РФ www.scli.ru. На сервере можно найти самые разнообразные сведения о правовых информационных ресурсах, в том числе описания баз данных НЦПИ, сведения о работах НЦПИ и ЦПИ, познакомиться с новыми документами и др.

Кроме информации об организациях-разработчиках и предлагаемых информационных правовых системах на этих серверах в свободном доступе имеется информация о новых нормативных актах и текущие обзоры законодательства по различным направлениям (мониторинг законодательства). На ряде серверов можно подписаться на данные по мониторингу законодательства и бесплатно получать их по электронной почте, а также просматривать содержание баз данных по законодательству и сформировать запрос на поиск нужного документа. В результате просмотра можно получить не только название документа, содержащегося в базе, но и доступ к текстам документов в основных базах данных, как правило, платный.

Заключение

Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.

Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, Интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям - законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут лучше следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени. В конечном итоге люди должны иметь возможность настроить портал государственных служб согласно собственным потребностям, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.

Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.

Список используемых источников и литературы

1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2004, 551 с.

3. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении. - М.: КноРус, 2005, 266 с.

4. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2005, 158 с.

5. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2004, 416 с.

6. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. - М.: Высшее образование, 2006, 480 с.

7. Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000

1 Акатова Н.А. Система государственного управления. Кн.5. Информационные технологии: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000

Технологии государственного ...

  • Государственное и муниципальное управление (5)

    Реферат >> Менеджмент

    ... государственный аппарат. Различия государственной и муниципальной публичной власти находят свое продолжение в различиях государственного и муниципального управления . Современная сущность государственного и муниципального управления ...

  • Государственное и муниципальное управление как специальность высшего профессионального образован

    Курсовая работа >> Государство и право

    3 1.Государственное устройство и управление ……………………………………. 5 1.1 Государственное устройство современной России…………………………. 5 1.2Функции государства, задачи и методы государственного управления … 7 2. Государственное и муниципальное управление : о настоящем...

  • Проблемы и перспективы государственного и муниципального управления

    Реферат >> Государство и право

    ... государственного и муниципального управления являются: реформирование органов власти, реализация целевых государственных программ, управления государственной и муниципальной собственностью, особенности региональной и муниципальной ...

  • Лекция 14. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Лекция 14. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
    Рубрика (тематическая категория) Технологии

    Литература

    Контрольные вопросы

    1. Сформулируйте крайне важно сть создания информационной технологии управления фирмой.
    2. Каковы основные функции и функциональные задачи управления фирмой?
    3. Назовите важнейшие задачи, реализуемые автоматизированной системы документооборота на автоматизированном рабочем месте руководителя, автоматизированном рабочем месте менеджера.
    4. Какие функциональные задачи реализует информационная технология управления снабжением и сбытом?
    5. Сформулируйте требования к техническому обеспечению информационной технологии управления фирмой.
    6. Охарактеризуйте особенности информационной технологии, построенной на базе архитектуры "клиент-сервер".
    7. Рассмотрите особенности функционирования корпоративной вычислительной сети управления фирмой.
    8. Назовите важнейшие требования, которые предъявляются к программному обеспечению в информационной технологии фирмой?
    9. Какие пакеты прикладных программ наиболее часто используются в информационной технологии управления фирмой.
    10. Охарактеризуйте функции программных комплексов для автоматизации управления фирмой.
    11. Каков состав информационной базы информационной технологии управления фирмой?
    1. Автоматизированные информационные технологии в экономике : Учебник / Под ред. Г.А. Титаренко. - М.: ЮНИТИ, 1998.
    2. Бригхеэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс: В 2-х т. - СПб.: Экономическая школа, 1997.
    3. Гуров В.В. Интернет для бизнеса. - М.: Электроинформ, 1997.
    4. Математическое моделирование социально-экономических процессов. - М.: Изограф, 1997.
    5. Мишинин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1999.

    Концепция информатизации при использовании структурного моделирования объектов региона с отображением на модель коллектива вычислителœей в виде единой распределœенной системы автоматизированных рабочих мест (АРМ) исполнителœей позволяет решать всœе типы простых и сложных задач регионального и муниципального управления при минимальных затратах на разработку методов решения задач, алгоритмов и программных средств. Создаваемые при этом информационная, техническая, программная и технологическая базы информатизации способны обеспечить потребности региона (города) в решении необходимых задач управления.

    В отличие от обычных информационных и информационно-вычислительных центров ситуационные центры оснащаются современными аудио- и видеосредствами, технологиями для проведения телœеконференций, совещании, залами и лабораториями со специализированными АРМ для формирования групповых, кооперативных и коллегиальных решений. Сегодня на федеральном уровне управления действуют СЦ Президента России, Совета Безопасности, в центральных органах федеральной исполнительной власти.

    Учитывая зависимость отскладывающейся обстановки СЦ МЧС может вести работу в трех режимах:

    режиме повсœедневной деятельности;

    режиме повышенной готовности;

    чрезвычайном режиме.

    Для реализации работы в чрезвычайном режиме в составе автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС включаются в работу мобильные ситуационные центры, которые могут базироваться на различных транспортных средствах (автомобиле, вертолете, самолете), оснащенных вычислительной техникой, средствами мобильной связи и способных оперативно получать, обрабатывать и передавать информацию о сложившейся в регионе чрезвычайной ситуации, осуществлять поддержку решений, принимаемых соответствующими органами управления.

    В быстроразвивающейся информатизации городов опорными пунктами и поставщиками крайне важно й для нужд городской администрации информации являются создаваемые в городах и уже функционирующие ИС комитетов по чрезвычайным ситуациям, налоговых служб, казначейства, пенсионного фонда, банков, крупных промышленных корпораций, фирм, предприятий. На базе кооперации ведомственных и административных органов создаются ИС городов в Центральном, Приволжском, Южном и других федеральных округах, а также в Башкортостане, Татарстане, ряде других субъектов Федерации.

    В интересах обеспечения эффективного функционирования системы административных органов управления, их дальнейшего развития, а также для информационного обслуживания населœения в городах функционируют отделы информатики, которые могут создаваться в структуре мэрии либо быть подразделœением муниципального ВЦ.

    Распределœение по функциональным подсистемам определяет основу структуры ИС города, так как информация в них легко структурируется по предметному признаку, обеспечивая необходимую унификацию для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, накопления в банках данных и использования информации в пределах подсистемы. В интересах совместно решаемых задач между подсистемами осуществляется автоматизированный обмен информацией, что обеспечивает функционирование системы в целом.

    Административное управление мэрии основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специализированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:

    работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией;

    ведение учета и отчетности технических, материальных, финансовых и других ресурсов;

    осуществление планирования и контроля выполнения планов;

    применение в процессе деятельности должностных лиц расчетных задач и моделирования ситуаций;

    осуществление проектирования и макетирования документации;

    статистическую обработку данных;

    ведение служебной переписки;

    оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации.

    Автоматизированные рабочие места (АРМ) юристов, экономистов, бухгалтеров, руководителœей и специалистов органов власти и управления оснащаются справочной правовой системой (СПС) "Консультант плюс", которая содержит документы органов государственной власти и при условии, в случае если она создана в ходе сотрудничества регионального представительства сети "Консультант Плюс" с местными органами власти и управления, включает и документы местного самоуправления конкретного субъекта Российской Федерации. Система позволяет оперативно осуществлять поиск необходимых документов по разным критериям:

    тематике,

    виду документа͵

    принявшему его органу,

    названию документа͵

    его номеру,

    дате принятия,

    ключевым словам.

    Департамент муниципального имущества является одним из важнейших структурных подразделœений мэрии. Информатизация деятельности этого департамента должна охватывать функции управления, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, а также отражать в БД факты государственной регистрации юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Департамент городского хозяйства, являясь структурным органом управления, несет полную ответственность за состояние дел в отрасли. По этой причине информатизация управленческих процессов имеет целью реализовать информационное обеспечение решения функциональных задач в областях энергетического, дорожно-транспортного, жилищно-коммунального хозяйства, средств связи и бытового обслуживания населœения для нормальной жизнедеятельности горожан содержания объектов внешнего благоустройства и надлежащего санитарного состояния города.

    Применительно к каждому из перечисленных направлений примами управления соответствующих организаций создаются локальные, открытые вычислительные сети, информационные технологии, которые позволяют специалистам этих организаций, используя АРМ и информационное взаимодействие с общесистемными данными муниципальной ИС, решать всœе необходимые функциональные задачи.

    В Департамент образования, культуры и спорта является структурным органом мэрии и в процессе своей деятельности имеет информационные связи с другими структурными подразделœениями мэрии, областной администрации, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединœениями и гражданами.

    Основной задачей информатизации в деятельности департамента здравоохранения и социальной защиты является организация информационного сопровождения движения бюджетных и других финансовых средств, которые предназначены для охраны здоровья и гарантированной доступной медицинской помощи населœению города, выделяются бюджетом на гарантированную поддержку семьи, пожилых граждан, инвалидов, а также на развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения.

    Подсистема "Социальная защита" кроме общесистемных баз данных предусматривает использование большого разнообразия специализированных БД, необходимых для ведения в электронном виде документации по денежному содержанию пенсионеров различных групп. Так, создаются БД "Ветераны", "Инвалиды", "Слепые", "Многодетные", "Матери-одиночки", "Блокадники", "Репрессированные", "Военные узники", "Военные пенсионеры" и др.
    Размещено на реф.рф
    Создаются АРМ, которые оснащаются программным обеспечением для комплексного решения задач по начислению и выплате пенсий. Такое программное обеспечение устанавливается на рабочих местах специалистов не только в департаменте муниципалитета города, но и в территориальных отделах соцзащиты населœения.

    Программный комплекс "Расчет пенсий" позволяет производить начисление пенсий, просчитывать более выгодный вариант расчета͵ оперативно формировать выплатные документы для почтовых отделœений связи или банков, создавать сводные и статистические отчеты для Пенсионного фонда" Информация из баз данных этого комплекса предоставляется в городскую налоговую инспекцию, используется при корректировке данных медицинских страховых компаний.

    Пополнение баз данных производится ежедневно в территориальных отделах социальной защиты населœения города. ИС муниципального управления в рамках корпоративной среды позволяет активно осваивать Интернет, использовать его чрезвычайно широкие возможности доступа специалистов со своих АРМ к различным информационным ресурсам, в частности, и к Государственным информационным ресурсам России.

    Открываются возможности для формирования тематических Web-страниц, составляющих основу Web-сервера мэрии, разработки Web-броузеров, способных охватывать всœе имеющиеся муниципальные ресурсы. Безусловно, любое дальнейшее развитие сети связано с резким увеличением объёмов изучаемой и анализируемой специалистами и руководителями информации, что требует дальнейшего развития сети на базе принципиально новой программной и технологической среды, к примеру Oracle и ОLАР-технологий. OLAP-технологии для муниципального управления - новый класс информационных систем, обеспечивающий ведение процесса анализа в режиме реального времени. Создание и ввод в действие таких технологий являются перспективной за-дачей, которая создаст для руководства качественно новые возможности в управлении социально-экономическими процессами.

    К настоящему времени автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Почти во всœех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. Основным результатом внедрения информационных технологий в практику работы библиотек является создание электронных каталогов и других библиографических и реферативных баз данных. Самые значительные по объёму базы данных сформированы в библиотеке Института информации по общественным наукам, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке, Государственной публичной научно-технической библиотеке России и других центральных библиотеках.

    Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

    Сегодня основу государственной системы правовой информации составляют информационные ресурсы организаций Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) и Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России). В рамках ФАПСИ работы в области формирования и организации использования ресурсов правовой информации проводятся Научно-техническим центром правовой информации "Система" (НТЦ "Система").

    База данных действующего российского законодательства "Эталон". Это полнотекстовая база данных по действующему российскому законодательству, разработанная в НЦПИ. "Эталон" содержит около 50 000 текстов действующих нормативных актов. Среди них - федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также приказы и инструкции министерств и ведомств, судебная, нотариальная, арбитражная практика.

    Говоря о государственной системе правовой информации, нельзя не упомянуть сервер Министерства юстиции РФ www.scli.ru. На сервере можно найти самые разнообразные сведения о правовых информационных ресурсах, в т.ч. описания баз данных НЦПИ, сведения о работах НЦПИ и ЦПИ, познакомиться с новыми документами и др.

    Кроме информации об организациях-разработчиках и предлагаемых информационных правовых системах на этих серверах в свободном доступе имеется информация о новых нормативных актах и текущие обзоры законодательства по различным направлениям (мониторинг законодательства). На ряде серверов можно подписаться на данные по мониторингу законодательства и бес-платно получать их по электронной почте, а также просматривать содержание баз данных по законодательству и сформировать запрос на поиск нужного документа. В результате просмотра можно получить не только название документа͵ содержащегося в базе, но и доступ к текстам документов в базовых базах данных, как правило, платный.

    Представительство Банка России расположено в Интернет по адресу www.cbr.ru. На страницах этого сервера размещена как общая информация о Банке России (исторический очерк, правовой статус, функции, организационная структура и др.), так и информация о его текущей деятельности. В частности, в разделœе "Ежедневная информация" можно познакомиться с последними новостями.

    Справочно-информационный сервер Государственного таможенного комитета Российской Федерации расположен в Интернет по адресу www.gtk.ru. Информация на сервере предназначена для различных категорий участников внешнеэкономической деятельности и сгруппирована по тематическим разделам.

    Большое число серверов коммерческих организаций, распространяющих финансово-экономическую информацию, можно найти в каталогах ресурсов Интернет, к примеру, в каталоге деловых серверов и ресурсов АО "МБИТ" cata-log.mbt.ru.

    Лекция 14. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 14. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ" 2017, 2018.

    В истории общественного строя и государственного управления всегда значилась не только информация как совокупность знаний, но и включающая ее глобальная информационная система, где, помимо первостепенной информации числятся элементами разнообразные способы ее обработки, а также носители информации - как живые, так и искусственные. Сюда же входит техника, помогающая взаимодействующая непосредственно с информацией. Понятие информационной системы крайне широко в государственном управлении, и не ограничивается одними компьютерными механизмами. Это раньше (во времена 60х годов прошлого столетия) все проблемы информатизации государства сводились к созданию нужного количества машин ЭВМ и сопутствующих локальных сетей - тогда ученые не могли представить, что спустя полсотни лет прогресс настолько разовьет их изобретения. Теперь информационная система со всеми микро-механизмами и нано-технологиями способствует внедрению ее повсеместно на всех уровнях государственного управления, что в корне меняет всю сложившуюся управленческую ситуацию - прогресс позволяет автоматизировать то, что ранее исполнялось только на бумаге.

    Известный советский философ Г.Л. Смолян описывал автоматизацию как «новую интеллектуальную технологию», которая способна охватить всевозможные управленческие объекты, а сам по себе переход к компьютерным технологиям как часть прогресса намного значительнее, чем даже переход к мануфактурному производству или изобретению конвейера. Он называл автоматизацию самой важной революцией современного человечества.

    Заметим, что само по себе определение «информационного общества», введенное в 1960-х годах австрийским экономистом Фрицем Махлупом, а позднее вынесенным на широкое обозрение японским ученым Юджиро Хаяси, определяет таким обществом то, которое компьютизировано и минимизирует монотонный ручной и умственный труд; а также расширяет возможности доступа к нужной информации, что делает знания более распространенными. Так и информация в таком обществе становится предметом экономических отношений ровно так же, как и, например, продукты питания.

    В современном мире, наблюдая происходящий вокруг прогресс, мы можем смело заявить о так называемой информационной экономике - когда на уровне конкурентоспособности рассматриваются те экономические агенты, которые способны вырабатывать и управлять информацией, основанной на полезных знаниях. Этот тип нового рынка, рынка информации, рождает за собой как раз то информационное общество, о котором говорили ученые.

    Без четкого понимания этого термина разговор об информационной системе управления государством не представляется серьезным и научно обоснованным.

    При этом мы настоятельно советуем различать обычное внедрение информационных технологий к уже сложившейся системе бюрократического аппарата, и создание настоящей информационной системы. Последнее требует не просто приращивания нового к старому, а принципиальное новое построение системы управления государством; где общество само регулирует себя, где изжили себя бумажные схемы и многоступенчатый механизм канцелярии. При правильной системе управления возникает настоящее понятие демократических ценностей, которое не просто декларируется как пустой призыв, но при этом соблюдается по всем законам.

    Нельзя также и ограничиваться частичным созданием этой системы - отдельно муниципальным, региональным или даже районным; нельзя и допускать создания нескольких систем на территории одного государства. Только единая созданная информационная система позволит качественно управлять государством: созданная на данный момент техника - мобильная связь, gps-навигаторы, спутниковые сети и поисковые системы сети Интернет позволяют охватить всю страну и создать современный, сплоченный, рациональный аппарат управления.

    В российском законодательстве в 1995 году был принят федеральный закон, регулирующий информационные процессы в стране и направленный на создание определенных органов и подразделений, отвечающих за информационную систему государственного управления. Этот закон - «Об информации, информатизации и защите информации» определяет термин информатизации, где она означает одновременно социальное, экономическое и научное явление, благодаря которому возникают такие условия, которые способствуют потаканию правам и потребностям граждан или органов государственного и муниципального управления, связанных с информационными процессами.

    Все основные информационно-технологические новинки в аппарате информатизированного управления государством носят целостный характер и несут в себе и за собой одновременно взаимодействующие факторы, связанные с информацией, организацией управления, правовым обеспечением, социально-психологическим портретом общества, структурой рабочих кадров, техническим оснащением. Совокупность этих факторов подразумевает единую, слаженно работающую систему, качественно новую для уровня развития нашего общества, и связанную с ней совокупность управленческих процессов.

    Отдельно важным нам кажется укрепление в общественном строю особой системы информационно содержания: она позволит принимать в процессе государственного управления взвешенные и точные решения. Среди информационных единиц мы особенно выделяем следующие:

    1) всё, что относится к технологической, материальной стороне процессов - технические данные о механизмах и алгоритмах управления этими технологиями.

    2) сведения о стандартах и мотивационных стимулах, которые отвечают за социальную и духовную деятельность; а также философию потребления.

    3) документальный оборот, описывающий деятельность управления государственных и муниципальных структур, включающий в себя законодательные и правовые основы управления

    4) данные о качестве и количестве рабочего компонента, об образовательном и профессиональном уровне коллектива организаций государственного и муниципального управления - все, что можно отнести к человеческому фактору рабочего процесса.

    Все вышеназванные части информационного содержания предстают перед нами как звенья цепочки управляющей системы: все они составляют нужную для организации управления информацию. При этом нельзя оставлять в стороне соответствующий уровень прогресса и технологических изменений в мире, научных открытий России и ее соседей.

    Помимо всех этих факторов построения информационной системы государственного управления, огромную роль в ней несет уровень развития технического оснащения в мире. Невозможно теперь представить современную информационную систему, построенную чисто на компьютерной составляющей: по мимо механических средств она должна включать в себя и продукты человеческих умственных изысканий, и технику ЭВМ.

    Однако в современном мире существует несколько движений, по которым осуществляется развитие информационных систем. Первое движение отвечает за вышеназванный технический прогресс: программисты, кибернетики и инженеры создают необходимую материальную базу для осуществления информатизации. Второе движение (наиболее важное для нашей работы) заключается в создании единого стандарта для управленческой информации. Оно развивается медленнее, чем техническая составляющая вопроса, и поэтому это отставание порождает возникновение неувязки между двумя движениями.

    Сначала возникает управленческая информация, которая требует быстрой и мобильной передачи, но она осуществляется при этом по большей части не через возникающие технические новинки, а через обычные средства связи - почтовую службу или телефон. Без создания единых форм передачи данных при этом страдает содержание передаваемой информации: ее окрашивает субъективное отношение и свободное объяснение, превращающее передачу информации в детскую игру «испорченный телефон». Также, из-за подобных издержек зачастую страдает и время передачи информации: сроки неоправданно затягиваются, и даже важные проблемы находят свое решение позднее нужного. Таким образом, к сожалению, информационные технологии хоть и развиваются, но при этом не адаптируются в должных объемах под управленческие нужды. Безусловно, создаются сервисы вроде «электронного правительства» или сайтов оказания государственных услуг; однако пока что развитие в этом направлении протекает очень медленно в силу определенного фактора.

    Фактором этим является скорость подготовки кадрового резерва и чиновничьего аппарата. В своем профессиональном развитии в силу психологических особенностей зачастую служащие не успевают за стремительно развивающимися информационными технологиями, и государство при этом обязано обратить внимание на их обучение, создать курсы и программы повышения квалификации, способствующие комфортному вхождению государственного служащего в цифровой информатизированный мир. На этот процесс уходит львиная доля ресурсов денег и времени.

    Также не следует оставлять без внимания то, что играющая важную роль в процессе государственного управления информация зачастую несет в себе правовую подоплеку, и зачастую становится основанием юридического характера для принятия тех или иных решений. Теперь становится возможным не только составлять нужные подзаконные акты, хранить и сортировать их с помощью компьютерных средств, но и осуществлять моделирование проблемных ситуаций, прогнозировать развитие событий и анализировать с помощью информатики пути решения проблем; а также осуществлять отчетную деятельность, значительно облегчая все вышеназванные процессы. Однако для этого нужно окончательно разрешить все вопросы, касательные допуска и доступа государственных служащих до тех или иных файлов, непосредственно затрагивающих важную для информационного управления информацию.

    Таким образом, система государственного управления как взаимодействие сложных системных организаций, должна одновременно и успешно быть хранителем и переносчиком важной в принятии решений информации, организовывать круговорот этой информации между сотрудниками и начальниками, а так же помогать выбирать и осуществлять нужные модели решения проблем; а также доносить нужные решения до главных исполнителей.

    Также стремительное развитие компьютерных технологий способствуют созданию новых информационных систем в государственном управлении, что обязует государство своевременно строить высокотехнологичные центры, чтобы не отставать, во-первых, от передовых разработок ведущих стран мира, а во-вторых, использовать максимально эффективно все возникающие возможности для рационального правления и государственного регулирования.

    Словом, важнейшим аспектом в обеспечении государственного управления информационными технологиями стоит считать соединение науки и кибернетики, а также человеческого фактора и компьютерных возможностей. Мы видим, что это позволит человеку в последствии принимать более взвешенные и минимально субъективные решения; которые, в свою очередь, позволят правдоподобно смотреть и рассчитывать варианты сложившихся в государстве проблемных или обыденных ситуаций.

    управленческий государство информационный аналитический

    ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»

    И.В. Зайцева

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

    Учебное пособие

    для студентов специальности

    080504.65 «Государственное муниципальное управление»

    Ставрополь 2011

    Предисловие ………………………………………………………………………………………....5

    ГЛАВА 1. Организация и средства информационных

    технологий обеспечения управленческой деятельности

      Задачи управления……………………………………………………………………………….8

      Структура системы управления……………………………………………………………...…9

      Понятие управленческой информации ………………………………..11

      Общая характеристика информационных технологий управления. . . . ……………...……15

      Автоматизированные информационные системы:

    основные компоненты ………………………………..19

      Классификация автоматизированных информационных систем…………………………...32

    Контрольные вопросы и задания ………………………………..34

    ГЛАВА 2. Информатизация государственного и муниципального управления

      Из истории информатизации государственного управления …………………......................36

      Направления информатизации ………………………………..44

      Системное представление управляемой территории и основные

    принципы создания территориальных автоматизированных

    информационных систем ………………………………..46

    Контрольные вопросы и задания ……………………………… 51

    ГЛАВА 3. Компьютерные технологии в управлении организацией

      Технологии баз данных ………………………………..52

      Технологии текстового поиска ………………………………..79

      Web-технологии ………………………………..92

      Технологии электронной почты и телеконференций ………………………………. 100

      Технологии электронного документооборота ………………………………..107

      Технологии машинного перевода текстов ………………………………..113

      Технологии интеллектуального анализа данных…………………………………………....115

      Геоинформационные технологии ………………………………..120

    ГЛАВА 4. Экспертные системы и базы знаний

      Экспертные системы ………………………………..130

      Базы знаний ……………………………… 137

      Системы поддержки принятия решений………………………………………......................141

      Ситуационные центры ………………………………..145

    ГЛАВА 5. Основы построения инструментальных средств информационных технологий

      Автоматизированные рабочие места специалистов в области

    информационных технологий ………………………………159

      Информационные технологии на разных уровнях управления

    в организации ………………………………………… 160

      Масштабы применения автоматизированных информационных

    систем ……………………………………………180

      Особенности применения информационных технологий и автоматизированных информационных систем в организациях………………………………………167
      Контрольные вопросы и задания……………………………………………………………….....168

    ГЛАВА 6. Технологии телекоммуникаций

      Коммуникационные сети ………………………………………...170

      Телеобработка данных ………………………………..174

      Региональные и локальные сети ………………………………………..179

    ГЛАВА 7. Создание компьютерных информационных систем управления

      Подходы к построению автоматизированного управления ………………………………..193

      Принципы и стадии создания автоматизированных

    информационных систем ………………………………………….195

      Инструментальные средства проектирования автоматизированных

    информационных систем ………………………………………….203

    Контрольные вопросы и задания ……………………………………... 207

    ГЛАВА 8. Экономическая эффективность территориальных информационных систем управления

      Автоматизированные информационные системы

    в государственном управлении ……………………………………… 209

      Автоматизированные информационные системы муниципального

    управления …………………………………………………214

      Электронное правительство …………………………………………….. 227

    Контрольные вопросы и задания ……………………………………………..229

    Глоссарий ………………………………………………… 230

    Список литературы …………………………………………………243

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Современные информационные технологии, позволяющие соз-давать, хранить, обрабатывать информацию и обеспечивать эффек-тивные способы ее представления потребителю, являются важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности.

    Развитие информационных технологий, используемых в управ-лении, всегда шло параллельно с совершенствованием средств вычислительной техники, история которых пережила резкий взлет в 1950-х гг., и до сих пор темпы роста и обновления техни-ческой, технологической и инструментальной базы высоки. Пер-воначально интерес разработчиков был прикован к техническим устройствам, системы автоматического управления были остро востребованы авиа-, энерго-, машиностроением, оборонным ком-плексом. Дальнейшее развитие теории автоматического управле-ния позволило перейти от управления устройством к управлению технологическим процессом, а затем выделить два уровня управ-ления производством - технологический (управление техноло-гическими процессами) и организационно-экономический. На организационно-экономическом уровне управления объектом рас-смотрения оказался процесс принятия решений, выполняемый чело-веком - руководителем производства. Информационные техноло-гии организационно-экономического уровня управления являются предметом изучения дисциплины «Информационные технологии управления» будущими специалистами в области государственного и муниципального управления.

    Процесс принятия решений плохо поддается формализации, однако привлечение информационных технологий и опора на средства вычислительной техники позволяют разработать набор типовых решений, из которых руководитель может выбрать опти-мальное. Информатизация в сфере государственного управления зародилась в годы создания Единой статистической информацион-ной системы СССР в начале 1920-х гг. и пережила второе рожде-ние в 1970-1980 гг., когда стали широко внедряться автоматизи-рованные системы управления на предприятиях, организовываться территориальные вычислительные центры и была создана Общего-сударственная сеть передачи данных. Бурное развитие информаци-онных технологий в мире, а также накопление опыта создания ин-формационных систем в органах государственной власти в России позволили расширять практику внедрения в управление элементов автоматизированного принятия решений.

    Информационные технологии, используемые для автомати-зации управленческой деятельности в органах государственного управления всех уровней (федерального, регионального, муници-пального) и принятия решений, за прошедшие десятилетия пре-терпели изменения как по методам и средствам обработки (в ши-роком смысле) данных, так и по своему составу. Технологии баз данных, технологии текстового поиска, Web-технологии составля-ют основу современных информационных систем, используемых на организационно-экономическом уровне управления. Кроме того, автоматизация управленческой функции требует применения та-ких информационных технологий, как технология электронного документооборота, представление учрежденческих документов, машинный перевод текстов на иностранные языки, интеллектуаль-ный анализ данных, анализ ситуаций, геоинформационные, сете-вые технологии, технологии баз знаний. Специалист в области го-сударственного и муниципального управления должен быть готов к использованию этих технологий в своей деятельности. В настоя-щее время в рамках информатизации государственного и муници-пального управления России реализуется несколько федеральных целевых программ: «Электронная Россия», «Электронное прави-тельство», «Социальная карта» и др., нацеленных на модернизацию информационных основ государственного управления, разработан и внедряется в органы муниципального управления проект типовой информационной системы.

    Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с тре-бованиями Государственного стандарта образования к содержанию дисциплины «Информационные технологии управления» для сту-дентов специальности «Государственное и муниципальное управле-нии». Принимая во внимание, что информационные технологии как научная дисциплина находятся в стадии развития и формирования, при разработке концепции содержания учебного материала исполь-зовались подходы и наработки многих коллективов, исследующих вопросы теории и практики применения информационных техно-логий и систем на организационно-экономическом уровне управ-ления и информатизации государственного управления. Следует особо отметить труды преподавателей экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, представивших богатейший материал по экономической информатике : ГА. Титоренко , А.С. Грин-берга, Н.Н. Горбачева, А.С. Бондаренко , Б.Я. Советова, В.В. Це-хановского, В.Д. Чертовского , В.И. Рыжкова , В.А. Никито-ва , во многом определивших понимание предмета дисциплины у составителя данного учебного пособия. В предлагаемом учебном пособии сделана попытка формирования целостного представления об информационных технологиях и системах, применяемых в сфе-ре государственного и муниципального управления, на основе объ-единения сведений и знаний, накопленных теорией и практикой информатизации данной сферы.

    ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Задачи управления

    Информационные технологии (ИТ) на различных уровнях управ-ления социально-экономическим объектом (уровне предприятия, кор-порации, города, региона, страны в целом) являются одним из направ-лений развития современной экономической и управленческой мысли. В основе ИТ лежат экономическая кибернетика, теория принятия ре-шений, теория экономико-математического моделирования, теория управления организационными системами. Современный уровень развития технологий в целях реализации экономических проектов по-зволяет разрабатывать и внедрять интегрированные информационные системы. Но в большей степени это относится к производственной сфере, в том числе и к практике управления деятельностью предпри-ятий. Уровень автоматизации деятельности органов государственного управления таков, что потребовал в конце XX в. создания специальных правительственных программ по информатизации государственного и муниципального управления. Качество управленческой деятельно-сти на территории, зависящее от использования ИТ, оказывает на по-требителя не меньшее влияние, чем качество производства.

    Управление социально-экономическим развитием территории включает в себя решение двух основных относительно самостоятель-ных, но взаимосвязанных задач :

      перспективного планирования и управления;

      оперативного управления жизнедеятельностью территории.

    В основе решения задач перспективного планирования развития территории лежит обобщенная информация об объектах и процессах, интегрированная на достаточно длительном временном интервале пла-нирования (один год и более). Источниками информации в основном являются функциональные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ и обработка информации проводятся информационно-аналитическими подразделениями тер-риториальных администраций и органами государственной статисти-ки. Однако состав и структура социально-экономических показателей для управления территориальным образованием еще окончательно не определены. Разработка перечня показателей - достаточно сложная задача, требующая участия экономистов, специалистов функциональ-ных подразделений администраций территориальных образований, а также первых лиц органов местного самоуправления.

    Задачи оперативного управления базируются в основном на теку-щей информации о состоянии объектов и процессов, источником кото-рой являются функционально ориентированные системы сбора и об-работки информации, т.е. информационные системы ведомственного, отраслевого характера. Однако сбор и обработка такой информации затруднены в силу ведомственной разобщенности органов управле-ния, находящихся и осуществляющих свою деятельность на террито-рии района (города).

    Общей основой информационного обеспечения задач управления территориальным образованием являются первичные информаци-онные ресурсы территории, характеризующие территорию как объ-ект управления со всеми ее природно-географическими, социально-демографическими, экономическими, инфраструктурными и иными характеристиками и особенностями. Информационное обеспечение органов управления формируется на основе создания системы мони-торинга и анализа социально-экономических процессов на террито-рии.

        Структура системы управления

    Система управления территорией представляет собой совокуп-ность двух взаимодействующих компонентов: объекта управления и управляющей части. Объектами управления являются:

      хозяйствующие субъекты различных ведомств и форм собственно-сти, в том числе те, имущество которых принадлежит территории;

      территориальные ресурсы: финансовые, трудовые, товарные, при-родные;

      население территории.

    К управляющей части системы управления территорией, в задачи которой входит выработка управленческих решений, относят руково-дящий состав всех уровней иерархии территориального образования: администрации территориальных образований, подразделений орга-нов государственного управления (бюро технической инвентаризации, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС), департаменты здравоохранения и социальной защиты населения и пр.), а также ор-ганов управления предприятиями территориальной принадлежности. Для предприятий управляющая часть представлена руководящими работниками всех уровней организационной иерархии. Простейшая структура системы управления приведена на рис. 1.1 .

    Ресурс, поступающий на вход в объект управления, и продукт на выходе могут иметь различную природу. Например, ресурсом могут быть технологии, кадры, договоры, законодательные акты и пр.; про-дуктом - новые строительные, транспортные, социальные объекты, продукция предприятий, обученные кадры, научно-технические раз-работки и пр. Под возмущением понимается нежелательное для си-стемы управления действие, например природные и технические ката-клизмы, изменения на финансовых и фондовых рынках и др.

    Решения управляющая часть генерирует в виде распорядительной документации различного вида. Для принятия решений крайне важна информация о состоянии объекта управления. Информация должна быть полной, непротиворечивой и актуальной. Учитывая, что приня-тие решений часто происходит в условиях неопределенности, важно иметь возможность анализа информации и проигрывания нескольких сценариев развития событий.

    1.3. Понятие управленческой информации

    Для автоматизированного управления информация имеет ключе-вое значение.

    Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    В целом информацию подразделяют по областям получения или использования: на политическую, экономическую, техническую, био-логическую, химическую, физическую и т.д.; по назначению - на мас-совую и специальную. Часть информации, которая занесена на бумаж-ный носитель, получила название документированной.

    Документированная информация (документ) - зафиксирован-ная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяю-щими ее идентифицировать.

    Отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем) называются информационными ресурсами. К информационным ресурсам относят рукописные, печатные и элек-тронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фак-тографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законода-тельство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

    Как итог теоретической и практической деятельности, анализа окружающих физических, химических, социально-экономических и прочих процессов и явлений, синтеза новых процессов на основе об-работки информации возникают знания.

    На основе структуризации информации формируется информаци-онная модель объекта.

    Информационная модель - совокупность информации, характе-ризующая свойства и состояние объекта, процесса или явления.

    В сфере государственного управления объекты управления пред-ставлены информационными моделями хозяйствующих субъектов, региональных ресурсов (финансовых, трудовых, товарных, природ-ных), населения территории. Информационная модель отождест-вляется с базой данных (БД) либо с базой знаний (БЗ) (см. главы 3, 4). Единицами хранения БД являются информационные объекты и их свойства как характеристики реальных объектов управления. Значения свойств информационных объектов являются определяю-щими для принятия решений. Все множество объектов управления разбивается на множество объектов разных типов, каждый из кото-рых характеризуется одним и тем же набором признаков, причем состав признаков может быть различен, как и природа самих объ-ектов. Структура объектов, определяемая набором признаков, со-ответствует используемым классификаторам, например Общерос-сийскому классификатору услуг населению (ОКУН). Показатель объекта (по сути - социально-экономический показатель развития территории) представляет собой контролируемый параметр объек-та управления. Показатель состоит из основания (наименования) и значения.

    1.3.1. Источники информации

    В сфере территориального управления основными источниками информации являются:

      органы государственной власти и местного самоуправления, пред-приятия и организации;

      библиотеки;

      архивные учреждения;

      учреждения государственной статистики;

      центры научно-технической информации;

      промышленно функционирующие базы данных коммерческих ор-ганизаций;

      Интернет.

    Информационные ресурсы органов государственной власти и мест-ного самоуправления, предприятий и организаций содержат огромную по объему разнообразную и динамичную информацию. Информация организована в виде архивов документов, оперативных документов, баз данных и может представлять собой как первичные данные, так и обработанные данные. Большое значение как массивы первичных дан-ных имеют информационные ресурсы, хранящиеся в виде кадастров.

    Кадастр (регистр) - систематизированный свод регламентиро-ванных учетных сведений об определенном объекте (субъекте), со-ставляемый на основе периодических или непрерывных наблюдений над объектом (субъектом) и включающий его основные регистрацион-ные характеристики, которые редко изменяются и используются для описания этих объектов в различных базах данных.

    К важнейшим кадастрам принадлежат:

      государственные кадастры недвижимости, включающие в себя дан-ные регистрации и учета земельных участков, связанных с ними объектов недвижимости и прав на них;

      государственный регистр юридических лиц, содержащий реги-страционные сведения и показатели деятельности хозяйствующих субъектов;

      государственный регистр населения, включающий в себя основные регистрационные сведения о проживающем населении. Учреждения Федеральной службы государственной статистики

    (Росстат) обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, физические лица ста-тистическими материалами: бюллетенями, докладами, экспресс-информацией, обзорами, сборниками и пр. (/).

    Территориальные центры научно-технической информации (ЦНТИ) и их филиалы обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, физические лица государственными стандартами, патентами и другой научно-технической информацией. Многие учреждения, предприятия и организации имеют собственные библиотеки стан-дартов, сформированные с помощью ЦНТИ по их профилю дея-тельности.

    Промышленно функционирующие БД коммерческих органи-заций содержат информацию по различным видам деятельности и организованы в виде автоматизированных систем: правовых си-стем, систем поддержки принятия решений, экспертных систем и т.п. Системы устанавливаются на коммерческой основе в ло-кальных вычислительных сетях (ЛВС) пользователей или доступ-ны через региональные, федеральные и международные сети пере-дачи данных.

    Сеть Интернет обеспечивает доступ к огромному объему социально-экономической, научной, технической, нормативной и справочной информации.

    Информация в органах государственного управления передает-ся различными видами электросвязи (по телеграфу, телетайпу, те-лексу, телефону, электронной почте, факсимильной связи), а также на машинных носителях и машинограммах, при этом используются сети как общего назначения, так и ведомственные (см. главы 6, 8).

    И муниципального управления ...

  • Государственное регулирование экономики д ля студентов обучающихся по специальности 080504 65 «государственное и муниципальное управление»

    Рабочая учебная программа

    Доп.- М.: ЮНИТИ, 2008. Система государственного и муниципального управления .- Учебное пособие /под ред. Г.В.Атаманчук. 2-е изд., ... ГРЭ) зарегистрирована в ФГНУ Государственном координационном центре информационных технологий «Отраслевой Фонд алгоритмов и...

  • Народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации (4)

    Учебно-тематический план

    В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : Учебное пособие / В.И. Рыжков.– Хабаровск: ДВАГС, 2004.–220 с.; 3.Рыжков, В.И., Полина Г.Н., Практикум по информационным технологиям : Учебное пособие / В.И. Рыжков...

  • Фгбоу впо народного хозяйства и государственной службы при президенте

    Документ

    1.5 УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1.Абрамов, А. А. Информационный менеджмент: учебное пособие / А. А. Абрамов. – Н. Новгород: ННГУ, 2004. – 185 с. 2.Рыжков, В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : Учебное пособие ...