Заработной платы.
Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Синонимы :Смотреть что такое "ТАРИФИКАЦИЯ" в других словарях:
ТАРИФИКАЦИЯ, тарификации, мн. нет, жен. (спец.). Определение тарифа на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты. Тарификация строительных работ. Тарификация заработной платы. Тарификация железнодорожных перевозок. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
Установление тарифов на услуги. См. также: Тарифы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
тарификация - и, ж. tarification f. Определение на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты. Тарификация заработной платы. Система тарификации. БАС 1. Лекс. СИС 1937: тарифика/ция … Исторический словарь галлицизмов русского языка
тарификация - Установление тарифа на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты, например, тарификация заработной платы. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
Установление тарифа на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
- (франц. tarification) установление тарифов на услуги и ставок оплаты труда. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
ТАРИФИ ИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что (спец.). Устанавливать тариф, а также ставки обложения или размеры оплаты в зависимости от квалификации, от характера работы. Т. должностные оклады. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова
Сущ., кол во синонимов: 3 биллинг (1) грейдирование (2) расценивание (13) … Словарь синонимов
ТАРИФИКАЦИЯ - (от франц. tarification) определение тарифа чего л. на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты (Т. заработной платы, Т. должностных окладов, Т. различных видов работ). См. также Единый тарифно квалификационный справочник… … Российская энциклопедия по охране труда
Тарификация - (англ. tariffication, rating; фр. tarification) установление тарифа на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты, напр., Т. страховых взносов, Т. работников для определения размеров должностных окладов и месячных окладов и… … Энциклопедия права
Книги
- Страхование: финансовые аспекты. (Бакалавриат и магистратура). Учебное пособие , Черных Марина Николаевна, Каячев Геннадий Федорович, Каячева Людмила Викторовна. Рассмотрены финансовые аспекты страховой деятельности: структура финансов страховой организации; актуарные расчеты и тарификация страховых услуг; страховые резервы; инвестиционная и…
Тарифное регулирование заработной платы
Тарифные сетки, их назначение и построение
Тарифные ставки
Расчёт средних тарифных величин
Доплаты и надбавки к тарифной заработной плате
Сущность, назначение и основные элементы тарифной системы
Тарифное регулирование - способ управления организацией оплаты труда с помощью установления абсолютных размеров и количественных соотношений оплаты труда различного качества. Инструментом тарифного регулирования заработной платы выступает тарифная система.
Тарифная система представляет собой совокупность нормативных материалов, предназначенных для регулирования и дифференциации оплаты труда работников в соответствии с его качеством . Под качеством труда понимается его сложность, значимость, производственно-технические, природно-климатические и экономические условия его осуществления, квалификация работников. Эти характеристики труда и условий его выполнения называют тарифообразующими факторами (рис. 1).
Рис. 1. Качество труда (тарифообразующие факторы)
Труд разного качества должен по-разному оплачиваться. Установление количественных различий в оплате труда разного качества составляет сущность дифференциации заработной платы. Средством дифференциации выступает редукция труда.
Применительно к труду понятие редукции используется в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова редукция труда представляет собой сведение сложного труда к простому или выражение количества сложного труда в единицах простого, принятого за эталон. В широком смысле слова под редукцией труда понимается сведение всех качественных различий в труде к количественным его различиям. Например, один час труда высококвалифицированного рабочего приравнивается к двум часам труда неквалифицированного рабочего; один час труда в неблагоприятных производственно-технических условиях приравнивается к 1,24 часа труда рабочего такой же квалификации в нормальных условиях.
Редукция труда осуществляется с помощью коэффициентов редукции , показывающих, сколько единиц труда, принимаемого за эталон, содержится в труде, включённом в ту или иную тарифную группу. В практике организации заработной платы наиболее распространёнными видами коэффициентов редукции труда являются тарифные коэффициенты , проценты (коэффициенты) увеличения оплаты за условия труда , отклоняющиеся от нормальных, районные коэффициенты . Редукция труда может осуществляться и путём установления абсолютных различий в оплате единицы труда разного качества или использования разнообразных доплат и надбавок для оплаты труда более высокого качества.
Все инструменты, с помощью которых осуществляется редукция труда, являются элементами тарифной системы и в своей совокупности составляют её содержание (рис. 2).
Рис. 2. Основные элементы тарифной системы
Тарифно-квалификационные справочники являются основой для отнесения работ к различным группам сложности, а рабочих - к различным квалификационным группам. Тарифные сетки и районные коэффициенты устанавливают коэффициенты редуцирования труда по сложности и некоторым другим признакам. Тарифные ставки, доплаты и надбавки устанавливают абсолютные размеры и различия в оплате труда разного качества.
Согласно статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации, тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Тарификация работ и работников
Прежде чем устанавливать количественные соотношения в оплате труда различной сложности, необходимо распределить все работы по группам сложности, а работников по уровню квалификации - тарифным (квалификационным) разрядам. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Количество разрядов зависит от разнообразия номенклатуры работ на предприятии, диапазона их сложности, а также от того, оплата труда каких категорий персонала осуществляется с помощью данной тарифной сетки. Обычно, если тарифная сетка используется только для оплаты труда рабочих, а руководители, специалисты и служащие оплачиваются на основе схемы должностных окладов, число разрядов ограничивается 6 (для отдельных видов работ - 8). В том же случае, если на основе тарифной сетки организована оплата всех категорий персонала (так называемые единые тарифные сетки), число разрядов достигает 18 и более. Первым разрядом тарифицируются рабочие начального (низшего) уровня квалификации и наиболее простые работы, последним - работники высшего уровня квалификации и наиболее сложные работы.
Отнесение работ и работников к тарифным (квалификационным) разрядам называется тарификацией. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится на основе Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
ЕТКС включает в себя 68 выпусков (до 1999 г. - 72). В первом выпуске содержатся «Общие положения ЕТКС» и тарифно-квалификационные характеристики «сквозных» профессий, общих для всех отраслей, в последующих - тарифно-квалификационные характеристики всех прочих профессий, сгруппированных по видам работ и производств.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих даются по разрядам и состоят, как правило, из трёх разделов: «Характеристика работ» (описание основных, наиболее типичных для данных профессии и разряда работ и основных трудовых функций, выполняемых рабочим), «Должен знать» (изложение основных требований к квалификации рабочего, необходимой для качественного выполнения работ, приведённых в первом разделе), «Примеры работ» (перечень наиболее типичных для данной профессии и данного тарифного разряда работ).
В основе проведения тарификации работ при разработке ЕТКС лежит использование аналитического метода оценки сложности труда. Сущность аналитического метода в - расчленении процесса труда на отдельные элементы (функции или факторы сложности), общие для различных видов труда, и последовательной (от элемента к элементу) оценке их сложности с помощью системы баллов. Результат оценки – интегральный показатель сложности – является суммой оценок по отдельным элементам (функциям или факторам).
Большинство разделов ныне действующего ЕТКС построены на основе использования разработанной в 1979 г. Институтом труда методики, предусматривающей оценку сложности каждого вида работы по трём функциям (функции расчёта, функции полготовки рабочего места или работы, функции ведения рабочего процесса) и фактору надёжности (ответственности) в работе.
Наряду с тарификацией работ осуществляется тарификация рабочих - присвоение им тарифных (квалификационных) разрядов. Основной критерий тарификации рабочих - наличие профессиональных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения работ соответствующего разряда, предусмотренных тарифно-квалификационными характеристиками ЕТКС. Вопрос о присвоении или повышении разряда на основе личного заявления рабочего, прошедшего подготовку, или представления руководителя соответствующего полразделения решает квалификационная комиссия цеха или предприятия, включающая представителей администрации и профсоюзных органов, специалистов, мастеров, квалифицированных рабочих. Процесс тарификации включает проверку теоретических знаний по специальности, оценку практического выполнения работ соответствующего разряда. Проверяются знания рабочих инструкций, конструкторской и технологической документации, правил техники безопасности и охраны труда. Решение о присвоении разряда оформляется протоколом квалификационной комиссии, утверждается приказом руководителя организации, на основании которого вносится запись в трудовую книжку.
Квалификационные характеристики руководителей, специалистов и служащих сформулированы в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). ЕКС разработан в соответствии с принятой классификацией должностей работников на три категории: руководители, специалисты и служащие. Отнесение должностей к соответствующей категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).
Квалификационные характеристики, предусмотренные ЕКС, на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учётом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.
Тарификация руководителей, специалистов и служащих осуществляется в ходе их аттестации , которая предполагает проверку квалификации работника, его деловых качеств, оценку достигнутых результатов, самостоятельности и качества выполнения должностных обязанностей, ответственности и способности к инновационной деятельности, умения организовать труд подчинённых и др.
МТС и компания «Яндекс», объявляют о старте программы, в рамках которой абоненты МТС смогут пользоваться интегрированными сервисами геолокации от оператора в рамках специальной брендированной версии приложения «Яндекс.Карты» для мобильных телефонов без тарификации Интернет-трафика.
Запуск программы с бесплатным трафиком позволяет абонентам МТС получить доступ ко всем возможностям геолокационных сервисов МТС и приложений «Яндекс-Карты»:
Определению точного адреса своего местоположения на карте с помощью услуги «МТС Поиск»;
Отображению на карте местоположения друзей с помощью услуги «МТС Поиск» (1);
Поиску адресов организаций и объектов инфраструктуры;
Поиску ближайших салонов-магазинов МТС;
Получению актуальной информации об автомобильных пробках. В рамках сервиса «Яндекс-пробки».
Определению с помощью приложения оптимального маршрута следования.
«Мы рады представить нашим абонентам возможность бесплатно использовать мобильное приложение «Яндекс.Карты» от лидера рынка. Мы уверены, что широкая функциональность приложения, интуитивно понятный интерфейс и возможность пользоваться приложением с нетарифицируемым трафиком позволит оценить его преимущества широкому кругу абонентов МТС и убедиться в эффективности и удобстве дополнительных мобильных сервисов для повседневной жизни», - отметил директор МТС по развитию Интернет-сервисов Павел Ройтберг.
Подключение к сервису
Чтобы начать использовать приложение «Яндекс.Карты» абоненту МТС необходимо зайти со своего мобильного телефона на wap.mts.ru или m.yandex.ru, скачать и установить ко-брендированное приложение МТС и «Яндекс.Карты». Для работы с сервисом нужно использовать точку доступа internet.mts.ru.
После загрузки приложения в программном меню устройства появится ярлык «Яндекс.Карты» с логотипом МТС. В зависимости от модели телефона ярлык может появиться на экране или в одном из подменю аппарата: «Приложения» для платформы Symbian, «Программы» для Windows Mobile или «Java» для java-телефонов. После загрузки абонент будет видеть в рамках приложения все доступные услуги от «Яндекс.Карты» и мобильные гео-сервисы МТС.
Дополнительная информация
Подробную информацию о приложении «Яндекс.Карты» для абонентов МТС можно найти на сайте МТС www.mpoisk.ru, в контактном центре МТС по номеру 0890 (для абонентов МТС) или 8-800-333-0890 (для абонентов других операторов) и в любом салоне-магазине МТС.
(1) Услуги по определению местоположения друзей тарифицируются в рамках использования услуги «Локатор», в соответствии с тарифами услуги «Локатор
Ни для кого не секрет, что телекоммуникационный рынок один из самых больших и уступает разве что только сырьевому. И операторы имеют множество способов заработать на абонентах, и они зарабатывают, но (к сожалению) не всегда «чисто». Многие об этом и не подозревают, пока «вдруг» не становятся должниками оператора сотовой связи. Поэтому будьте внимательны при заключении договора и особенно будьте внимательны к звездочкам "****" и к мелкому шрифту. И помните, что при заключении договора вы автоматически соглашаетесь с правилами оказания оператором услуг связи, которые пишутся самим оператором в соответствии с законодательством РФ и обыкновенно представлены отдельным документом, напечатанным мелким шрифтом.
Абонентская плата и второй номер того же оператора
Все началось с того, что от ОАО «МобильныеТелеСистемы» мне пришла смс о задолженности мною 270р по номеру, который я покупал для выхода в интернет. Номер был с абонентской платой, и я был уверен, что если у меня на счету сумма меньшая абонентской платы, то меня просто не подключают на следующий месяц. Но, хотя я не пользовался Sim-картой больше месяца, абонентская плата была вычтена, баланс номера стал отрицательным и ОАО «МТС» номер был заблокирован. Через три месяца после блокирования этого номера на мой основной номер (также от ОАО «МТС») пришло смс-сообщение о долге. Разбираться откуда он возник у меня не было ни времени ни желания. Еще через месяц пришло еще одно смс-сообщение, в котором говорилось о том что если этот долг не будет оплачен, это приведет к ограничению услуг предоставляемых ОАО «МТС». Но т.к. это был другой номер, я волноваться не стал и опять проигнорировал это сообщение. Какое же было мое удивление, когда с моего основного номера (тот же «МТС») вдруг пропала вся сумма, при чем под «ноль», и в один прекрасный день я остался совершенно без связи (только на входящих и на экстренных исходящих). Я тут же заказал детализацию счета и в сумме зачисленных платежей обнаружил списанную сумму в -124р, без указания кем и куда они были переведены. Причем в детализации указан остаток в 213р., а по *100# у меня был «0». Я позвонил в справочную службу с просьбой разъяснить ситуацию. Там ответили, что не знают куда ушли деньги с моего счета и попросили обратиться в финансовый департамент через любой салон связи МТС. В салоне связи мне ответили, что скорее всего деньги были сняты в счет долга по другому номеру. После проверки баланса по номеру, оформленному для выхода в интернет, меня в этом убедили. Но, опять же я был уверен в том, что оператор не может переводить деньги с одного контракта на другой. В салоне ответили: «Может, в соответствии с правилами оказания услуг связи ОАО „МТС“.На следующий день я, вооружившись интернетом, проработал оба вопроса, первый о порядке расчета на номерах с абонентской платой, а второй о возможности перевода денежных средств абонента в счет другого его контракта. Оказалось, что первый вариант действительно для меня проигрышный и действительно, оператор сотовой связи может снимать полную абонентскую плату при положительном балансе на счету абонента. Эх какие они молодцы что продают модемы с включенной абонентской платой в 750р, интернет три месяца бесплатно, потом народ их выкинет, а оператор на четвертый месяц 750р. снимет и жди звонка коллекторной службы. Но вот переводить с одного счета на другой оператор не имеет право, о чем указано в статье 46 Федерального закона о связи. Более того, оказывается в РФ был не один суд по данному поводу, и оператор эти суды проигрывает. Вооружившись этими знаниями я написал электронное письмо в компанию ОАО „МТС“, в котором указал о противозаконности внесения пункта о переводе денежных средств с одного лицевого счета на другой. На что получил ответ, что данный пункт имеет право на существование благодаря Правилам оказания услуг связи, утвержденными постановлениями Правительства РФ, в которых написано, что порядок расчета с абонентом устанавливается оператором связи. И они установили вот такой порядок. При чем „дырой“ в законе это сложно назвать, но вот они нашли такую уловку, которая (как оказалось) в судах не работает. Отсудить некоторую сумму в таком случае реально, но вряд-ли она превысит 10000р., и из-за такой суммы вряд-ли кто будет ввязываться в судебный процесс, который может длиться не один месяц.
Отсюда советы:
- 1) Для тех, кто пользуется номерами зарегистрированными не на себя. По-возможности, все таки сделайте их законно своими (операторы это позволяют даже без участия владельца), иначе долги ваших родственников (или просто знакомых) перед оператором лягут на вас.
- 2) Для тех у кого номер с абонентской платой. Сразу после того, как вы решили прекратить пользоваться этим номером, либо перейдите на тариф без абонентской платы, либо разорвите контракт (к сожалению это можно сделать только в салонах вашего оператора).
Мобильный интернет
Во время хода своего „расследования“ я внимательно изучал детализацию по счету. Обратил внимание на то, как хитро снимаются деньги за интернет-трафик. То что существует некий минимальный порог (обыкновенно это 100кБ для GPRS) я знал, но то что денежные средства за него будут сниматься даже за подключение приложения, заявленного оператором как бесплатное, вот это для меня стало новостью. Сейчас многие операторы предлагают мобильные приложения для которых интернет-трафик бесплатный (например всем известные Яндекс-Карты), и в описании тарифа оказалось (опять же мелким шрифтом), что „При загрузке и использовании приложения «***» возможны служебные DNS-запросы, которые выполняются автоматически для определения соответствия доменного имени и IP-адреса. Такие запросы не превышают 10 Кбайт. Оплата стоимости GPRS-трафика в этом случае осуществляется в соответствии с тарифным планом абонента“. То есть, запросы - 10Кб, а стоят они как минимальный порог, который обыкновенно - 100Кб (это от 0.3р до 0.8р в Московском регионе в зависимости от оператора). Но если у вас интернет с абонентской платой, тогда у вас снимут (или пойдет в счет абонентской платы) действительно за 10Кб, но, опять же, за „бесплатный“ трафик для приложения. Таким образом получается, что на тарифах без абонентской платы оплачивается любое подключение к интернету. Это все равно, что платить за длинные гудки при телефонном разговоре. Отсюда сразу видна выгода в использовании смартфонов. Допустим у вас не смартфон, вы запустили „аську“ и захотели проверить почту. Для этого вы выключаете аську (при этом у вас рвется соединение) и включаете почтовый агент. И сразу после проверки почты с вас снимают минимум за 100Кб, даже если израсходовали вы всего 30Кб. В смартфоне приложение закрывать не нужно, можно просто свернуть, разрыва соединения не будет и второй раз снимать плату за минимальный порог с вас не будут. Более того, если вы находитесь в движении, то соединение может запросто разорваться из-за низкого качества связи, и вы опять подключитесь и опять минимальный порог. Плюс к этому, оказалось что раз в час при открытом соединении также взимается плата за минимальный порог, что следует из подробного описания тарифа: „Суммарный объем переданных и полученных данных округляется в большую сторону с точностью до 100 Кбайт (единица тарификации) для GPRS-трафика через точку доступа internet.mts.ru и 10 Кбайт (единица тарификации) для WAP-трафика через точку доступа wap.mts.ru по факту закрытия Интернет-соединения, а также один раз в час в случае установленного Интернет-соединения“. И вы вроде ни причем, и оператор доволен. Кто-то может сказать, что это копейки, зачем их считать - лучше учитесь зарабатывать. Я и учусь, но для начала хочу разобраться как зарабатывают другие. Итак, число абонентов ОАО „МТС“ 100млн человек, пусть из них половина пользуется интернетом, и половина из них на тарифе без абонентской платы. Каждый из них в среднем один „лишний“ раз в день выходит в интернет. Считаем 25млн*0.8р*30д=600млн.р в месяц. Даже если я ошибся в два раза, сумма получается все равно довольно внушительная. Хотя 100млн контрактов не удовлетворяющих законам РФ тоже цифра пугающая.GPRS или WAP
Вроде бы здесь не должно быть вопросов, все ясно - WAP в среднем в 30 раз дороже GPRS трафика (хотя „МегаФон“ и „Билайн“ их уравнял по стоимости) и здравомыслящий человек не станет пользоваться WAP. Но зачем ему об этом рассказывать?Конкретная ситуация. Вы переставили на телефоне SIM-карту от МТС и тут же вам придут автоматические настройки для интернета, обыкновенно это три точки доступа: „MTS MMS“, „MTS Internet“, „MTS GPRS“. Вряд-ли кто с первого раза отличит вторую от третьей. Если в договоре у меня прописано 8.45р за 1Мб GPRS трафика, значит, следуя логике, „MTS GPRS“ то что мне нужно? Так думают многие, и эти многие ошибаются. На самом деле тот самый GPRS будет расходоваться при подключении через точку доступа „MTS Internet“, а в случае подключения через „MTS GPRS“ будет расходоваться wap-трафик, который зашит в настройках „MTS GPRS“ и который (напомню на всякий случай) в 30раз дороже. Обращу внимание, что некоторые приложения (например OperaMini), при четком определении точки доступа для подключения, после смены SIM-карты автоматически заменят ее на другую. Приоритет подключения имеет в первую очередь оператор (SIM-карта MTS - Точка начинается на MTS, SIM-карта Beeline - Beeline), а во вторую - алфавитный порядок, в нашем случае порядок будет таким „MTS GPRS“ - »MTS Internet" - «MTS MMS». Таким образом, обозначая точку доступа как «ОПЕРАТОР GPRS» и определяя ее как wap, оператор зарабатывает деньги:
- 1) на ошибках пользователей в выборе точки доступа («мягко» их к этому подталкивая),
- 2) на том, что каждое приложение с назначенной точкой доступа при смене сим-карты будет использовать wap-подключение.
Отсюда советы:
- 1) Удаляйте сразу точку доступа «MTS GPRS»,
- 2) Проконтролируйте, чтобы все мобильные приложения с доступом в интернет всегда запрашивали точку доступа при подключении. Обыкновенно в параметрах всегда есть место для «галочки» - Запрашивать точку доступа к сети.
Другие способы заработка
Опять же в процессе ожидания в очереди на закрытие контракта, подслушал (конечно же случайно) жалобу одной бабушки. Жаловалась она на то, что с ее счета каждый месяц пропадают 50р. Сотрудник салона, проверил ее номер и обнаружил подключенную услугу «Гудок». На что бабушка сказала, что наверное случайно подключила, попросила отключить, отключили, мирно разошлись. Но так ли уж случайно все было? Цитирую выдержку из контракта: «Стоимость первых 30 дней пользования услугой «GOOD"OK» и подарочной мелодией включены в стоимость первоначального пакета услуг. Услуга «GOOD"OK»подключается в течение 3-х дней с момента активации комплекта. Стоимость продления пакета мелодий, установленного в первоначальном пакете услуг, составляет 50,3руб. с НДС и производится каждые 30 дней». На самом деле, мне действительно приходило СМС-сообщение об окончании бесплатного периода использования этой услугой, и был дан номер на отключении данной услуги. Я благополучно отключил и забыл. Но будет ли это делать каждый, да еще и бабушка. Тем более многие могут подумать: «Зачем ее отключать, раз срок истек, значит просто ее больше не будет». А потом удивляемся куда исчезают деньги. А оператор опять доволен.Здесь совет может быть один, это обязательный просмотр раз в месяц детализации счета и проверка на наличие подключенных платных услуг.
Надеюсь, что эта информация поможет кому-нибудь сэкономить несколько десятков рублей в месяц на сотовой связи.
Теги: mts, мтс, тарификация, мобильный интернет, сотовая связь, операторы сотовой связи, секреты тарификации.
по проведению тарификации на новый 2012/2013 учебный год
Особенности процедуры тарификации
Что такое тарификация и сроки её проведения
Это комплекс мероприятий, проводимых работодателем и направленных на установление заработной платы работников в зависимости от уровня их образования, стажа работы, квалификации, объёма, сложности видов выполняемой работы, типа, вида и места расположения (город, село) образовательного учреждения.
Начинается подготовка к процедуре тарификации в последней декаде августа и завершается, как правило, до 20 сентября, то есть в начале нового учебного года, хотя финансирование учреждения, в том числе выделение ассигнований на оплату труда, определяется учредителем на календарный год.
Это связано с тем, что производственный процесс обучения и воспитания в учреждениях образования начинается с 1 сентября и завершается, в основном, согласно учебным планам и программам 31 мая. Кроме того, в летний период работники уходят в ежегодный оплачиваемый отпуск, решают вопросы о смене места работы, о длительном отпуске (до 1 года), то есть происходит движение кадров. Перевод, комплектование классов, групп учащимися (воспитанниками) во всех типах и видах образовательных учреждений производится тоже в этот период.
Поэтому целесообразно именно к 1 сентября завершать комплектование учреждения специалистами и определение им учебной (преподавательской) и иной педагогической нагрузки. Это не только сложившаяся десятилетиями традиция, но и реальная необходимость.
Особенности комплектования кадрами
В связи с внесением изменений в статьи 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» и 351.1. «Ограничения на занятия трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» ТК РФ работодатель при оформлении трудового договора с работником, а также в период продолжения трудовых отношений обязан учитывать следующие факторы:
наличие у педагогического работника образовательного ценза , то есть не только наличие определённого уровня (среднего или высшего) профессионального образования, но и соответствие образования направлению подготовки «Образование и педагогика»;
ограничение на занятие педагогической должности при наличии (в том числе неснятой или непогашенной) судимости за определённые преступления, исчерпывающий перечень которых дан в вышеназванных статьях ТК РФ, а также лиц, признанных недееспособными в установленном федеральным законом порядке, имеющим заболевания, предусмотренные перечнем на федеральном уровне.
Такие требования ТК РФ подкреплены подзаконными нормативно-правовыми актами.
В частности, относительно образовательного ценза это пункт 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196), приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, которым утверждён раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Особые требования к профилю образования предъявляются к педагогу-психологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу дополнительного образования, музыкальному руководителю. Должно быть образование по данной специальности!
Если образование не соответствует требованиям, названным в квалификационных характеристиках должностей работников образования, то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 11 части 1 ст. 77 ТК РФ , так как были нарушены правила заключения трудового договора с работником, определённые частью 1 ст. 84 ТК РФ.
И всё же это требование имеет спасительную оговорку.
Согласно пункту 9 «Общих положений» ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н) лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Исходя из этого, руководитель, довольный работой педагога, может не увольнять уже действующего опытного учителя, тренера-преподавателя. Впрочем, он по-прежнему может взять на работу и нового учителя, не до конца отвечающего требованиям ТКХ.
Однако ряд условий соблюсти при этом придётся: заручиться решением аттестационной комиссии, а для вновь принимаемых на работу дополнительно к решению аттестационной комиссии ещё и установить испытательный срок (не более 3 месяцев) .
По поводу второй поправки в ТК РФ относительно судимости у работника, нет никаких смягчающих оговорок. Данное ограничение связано со спецификой педагогической работы, поэтому все работники обязаны представить справки, подтверждающие отсутствие (наличие) судимости по определённым ст. 331 и 351.1. ТК РФ основаниям. При наличии у работника таких обстоятельств, не зависящих от сторон трудового договора, производится его увольнение по новому пункту 13 части 1 ст. 83 ТК РФ со следующим обоснованием: «возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающим возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определёнными видами деятельности».
Ещё одно новшество . Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2011 года № 1601н в профессиональную квалификационную группу должностей работников образования введена должность «педагог-библиотекарь» , отнесённая к четвёртому квалификационному уровню с окладом 4 100 рублей. О продолжительности рабочего времени и ежегодного оплачиваемого отпуска педагога-библиотекаря пока нет никакой определённости. Можно только предположить, что продолжительность рабочего времени не может быть более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ), а отпуск – не менее 42 календарных дней.
Вводить или не вводить такую должность в образовательном учреждении, решает руководитель учреждения. Перевод работника, занимающего ныне должности библиотекаря или заведующего библиотекой, на новую должность производится с его письменного согласия после уведомления за 2 месяца, так как существенно меняются условия труда, определённые ранее заключённым трудовым договором. Все эти изменения (наименование должности, режим работы, должностные обязанности, оплата труда и т.д.) следует оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору работника.
Итак, мы на пороге нового учебного года. Какова роль профсоюзной организации, её руководителя в распределении учебной нагрузки и определении размера заработной платы работников? И вообще, есть ли такое право у первичек вмешиваться в процесс тарификации?
Содержание комплекса обязательных мероприятий, проводимых работодателем по тарификации
Утверждение штатного расписания по следующим категориям работников: административно-управленческий персонал, педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал и обслуживающий персонал. Учителя в общеобразовательных учреждениях и тренеры-преподаватели в спортивных школах в штатное расписание не включаются, они рассчитываются исходя из количества скомплектованных классов (групп) и учебных планов по всем дисциплинам, в спортшколах – ещё и по годам обучения.
Однако в «бочке мёда» самостоятельности учреждения есть «ложка дёгтя» ограничения. И не одна.
Во-первых, размер ассигнований не даст возможности руководителю расширять штаты. Чем больше штатов, тем меньше средств на стимулирование работников по результатам труда.
Во-вторых, в общеобразовательных учреждениях численность прочего персонала (все работники, включая администрацию) должна составлять к численности учителей 53 % либо 35 % к общей численности работающих. Примерный ориентир при определении численности штатов – приказ Минпроса СССР от 31.12.1986 г. № 264.
В-третьих, снижение средней заработной платы работников по учреждению не приветствуется учредителем: ухудшаются показатели по городу и республике. Есть определённые обязательства перед российским правительством.
В-четвёртых, понижение средней зарплаты по учреждению ухудшает условия оплаты труда руководителя.
И всё-таки некоторые традиции по составлению штатного расписания в учреждениях образования остались.
В дошкольных учреждениях воспитателей на группе – 2. Старший воспитатель на 5-6 групп - 0,5 ставки; 7 и более групп – 1 ставка.
Учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал определяется исходя из количества скомплектованных групп, причём не формально, а фактически. Число воспитанников делится на норматив наполняемости в группе в зависимости от возраста детей (согласно Положению о дошкольном образовательном учреждении). Допустим, групп формально (по количеству групповых комнат) скомплектовано 10, а фактически их получилось 12, так как превышена наполняемость в каждой группе. И штаты определяются исходя из 12 групп.
Количество специалистов (учитель марийского языка, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.) в каждом МДОУ определено приказом управления образования от 16.01.2008 г. № 14. Ориентиром для расчёта численности персонала является постановление Минтруда РФ от 21 апреля 1993 года № 88, в том числе:
учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог на каждую группу для детей с отклонениями в развитии – 1 ставка;
педагог-психолог на каждые 3 группы – 0,25 ставки;
инструктор по физкультуре на каждые 2 группы детей в возрасте от 3 лет – 0,25 ставки;
музыкальный руководитель на каждую группу детей в возрасте старше 1,5 лет установленной наполняемости – 0,25 ставки.
В учреждениях дополнительного образования расчёт численности персонала производится на основе объёмных показателей учреждения исходя из числа воспитанников, групп и объединений, материальной базы и т.д. Ориентиром служит приказ Министерства просвещения РФ от 20 июля 1987 года № 135.
Внесение, при необходимости, корректировок в ЛНА по оплате труда . Инициатива может быть как работодателя, так и представителей работников - профкома.
Обязательны также в положении разделы о порядке, условиях и размерах установления компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок, а также их перечень. Подробно порядок применения всех систем оплаты труда, рекомендации по установлению стимулирующих и компенсационных выплат изложен в отраслевом территориальном Соглашении между городской организацией Профсоюза – от имени работников и управлением образования – от имени работодателей на 2012-2014 годы (раздел 4, приложения 6, 7, 8).
Проверка администрацией персональных данных работников , связанных с трудовыми отношениями и, конкретно, с оплатой труда. На этом этапе желательна инициатива и самого работника. Следует представить руководителю учреждения все документы, полученные в летний период и влияющие на повышение ставки (оклада) работника: аттестационный лист, диплом об окончании ВУЗа или ССУЗа, обратить внимание на трудовую книжку в случае увеличения стажа работы и т. д.
Уточнение объёма работы каждого сотрудника (предварительное распределение уже было в январе-феврале, уведомили о нём работника до ухода в отпуск): производится исходя из количества скомплектованных классов (групп), проверки их наполняемости, а также наличия профильных специалистов, деления классов на подгруппы по определённым дисциплинам (иностранный язык, информатика и вычислительная техника, физкультура, технология). Обязательный момент: работника следует письменно ознакомить с уточнённой нагрузкой, а также согласовать с профкомом проект документа.
Составление сводного тарификационного списка , который включает в себя следующие обязательные сведения: ФИО работника, занимаемая должность, уровень образования, педагогический стаж, наличие квалификационной категории, почётных званий и наград, объём нагрузки (по классам, группам либо годам обучения – в спортшколах) – всего часов в неделю. Работникам по штатному расписанию, а также в дошкольных учреждениях и в некоторых учреждениях дополнительного образования (клубных) указывается количество ставок за норму рабочего времени.
Издание приказов на установление компенсационных выплат (за вредные условия труда – до 12 %, за работу в ночное время – не менее 50 % к ставке, окладу), стимулирующих выплат за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка тетрадей и т.д.). Приказы основываются на действующем в образовательном учреждении Положении об оплате труда. В констатирующей части приказа должна быть ссылка на дату и номер протокола заседания профкома, на котором принималось мотивированное мнение по проектам приказов.
Начисление заработной платы работникам на основании тарификационного списка и приказов.
Имеются ли ограничения учебной нагрузки (педагогической работы)
В статье 333 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), а также в пункте 6 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» допускается возможность ограничения верхним пределом учебной нагрузки педагогических работников в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Однако Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства России от 19.03.2001 г. № 196, какими-либо ограничений не содержит. В части первой ст. 66 вышеназванного документа говорится: «Объём учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном образовательном учреждении».
Из этого следует, что решения органов, осуществляющих управление в сфере образования, иных органов исполнительной власти, предусматривающие какие-либо ограничения учебной нагрузки для учителей, являются неправомерными.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы не является совместительством. При этом каких-либо ограничений такой работы также не установлено.
Вместе с тем, работа по совместительству в другом образовательном учреждении имеет предельный объём педагогической нагрузки. Она не должна превышать половины нормы нагрузки педагога за ставку заработной платы (должностной оклад) по занимаемой должности. То есть, учитель в другом учебном заведении может вести не более 9 часов в неделю, воспитатель в ГПД – не более 15 часов в неделю.
Примечание.
Более подробно о предельной нагрузке педагога вы можете прочесть в разделе 2 настоящего Пособия в Рекомендациях Центрального Совета Профсоюза от 11.05.2012 г. № 113 (часть 3).
Территориальным отраслевым Соглашением на 2012-2014 годы (приложение № 6, пункт 2.9.) установлен предельный объём учебной нагрузки руководителям образовательных учреждений, которую они выполняют помимо основной работы, а именно:
в городских МОУ – 9 часов в неделю;
в сельских МОУ – 12 часов в неделю.
Административно-управленческому и учебно-вспомогательному персоналу, иным внешним и внутренним совместителям учебная нагрузка может распределяться при условии, если основные педагогические работники ею обеспечены не менее нормы часов за ставку заработной платы.
Совместительство и совмещение. Что это такое?
Много вопросов возникает и у руководителя, и у работников по поводу оформления документов (трудовых договоров, приказов, тарификационного списка) при выполнении работы по совместительству либо совмещению (ст. 60.1, 60.2, 284, 350 ТК РФ).
Сходство в этих видах работ в том, что это всегда дополнительная работа за пределами условий трудового договора , заключённого работником с работодателем при приёме на работу по той или иной должности (профессии).
Однако есть и существенные различия , в том числе и в оформлении документов, и в определении продолжительности рабочего времени, и в оплате труда.
Условия работы по совместительству | Условия привлечения к работе в порядке совмещения профессий (должностей) |
Работа выполняется на условиях другого трудового договора (ст. 282 ТК РФ) с неограниченным числом работодателей, в том числе и по основному месту работы с занятием части штатной должности. Приём на работу по совместительству оформляется приказом, основанием которого является другой трудовой договор. В тарификационном списке ФИО совместителя вносится дважды, по каждой должности (профессии). | В трудовой договор по основной работе вносится дополнительное письменное соглашение о выполнении обязанностей по другой профессии (должности) либо о расширении зон обслуживания или увеличении объёма по основной выполняемой работе без занятия штатной должности. Оформляется совмещение приказом на основе дополнительного соглашения к ТД. В тарификационном списке совмещение не отражается. |
Оплата труда, в том числе за время отпуска, осуществляется отдельно от основной работы, исходя из ставки, оклада по должности (профессии), которую занимает работник по совместительству. При этом учитывается объём выполняемой работы (часов, ставок). | Оплата осуществляется по соглашению сторон трудового договора в форме доплаты в процентах к ставке заработной платы (окладу) по основной должности (профессии) в пределах ФОТ по совмещаемой должности (профессии). Учитывается при оплате времени отпуска по основной работе. |
Эта работа выполняется в свободное от основной работы время . Учёт выполнения обеих работ сотрудником – основной и по совместительству – в табеле учёта рабочего времени ведется раздельно. | Дополнительная работа выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с основной работой за дополнительную оплату. Работа по совмещению в табеле не учитывается. |
Если работа выполняется у одного и того же работодателя, это внутреннее совместительство. Если у другого работодателя (одного или нескольких), это внешнее совместительство. | Работа может выполняться только у одного и того же работодателя , потому что она выполняется наряду с основной работой, определённой ТД. При этом законодатель не ограничивает права работника на выполнение и работы по совместительству. |
Продолжительность рабочего времени ограничена (ст. 284 ТК РФ) : не более 4 часов в день и не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для должности (профессии), по которой выполняется дополнительная работа. | Выполнение работы осуществляется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определённой ТД (ст. 60.2 ТК РФ). |
Примечание.
Особые условия (ч. 6 ст. 282 ТК РФ) работы по совместительству прописаны для педагогических, медицинских работников и работников культуры в постановлении Минтруда РФ от 30.06.03 № 41 (приложение 8 настоящего сборника).
Не считается совместительством и не требует заключения другого трудового договора педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объёме не более 300 часов в год; педагогическая работа в одном и том же учреждении с дополнительной оплатой; работа в том же ОУ сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы и т.д.
Участие представителя Профсоюза
Роль и место выборного профсоюзного органа в тарификации
Участие профкома в тарификации – это реализация уставных контрольных и представительских функций Профсоюза по защите социально-трудовых прав работников, возможность самообразования в вопросах экономики и управления, сотрудничество на деле с социальным партнёром.
Основанием для участия в тарификации представителя Профсоюза является ст. 135, 159, 162 Трудового кодекса РФ, территориальное (городское) отраслевое Соглашение (раздел 4 и приложение 6), коллективные договоры, приказы по Управлению образования (Министерству образования) и образовательным учреждениям, ежегодные Рекомендации Российской трёхсторонней комиссии по оплате труда работников бюджетной сферы.
Процедура согласования тарификации на уровне города такова: на комиссию приглашаются с документами руководитель ОУ, председатель профкома, бухгалтер и экономист по этому учреждению (у нас большинство учреждений обслуживаются ЦБ). Каждый занят своим делом: бухгалтер и экономист – расчетами, проверкой соответствия штатного расписания фонду оплаты труда, инспектора – учебным планом, делением классов и т.д. Председатели горкома Профсоюза и профкома разбираются со своими вопросами (смотрите алгоритм участия профкома в тарификации ).
Наличие выписки из протокола заседания профкома гарантирует коллегиальное рассмотрение тарификации, а не единоличное – председателем.
Если нагрузка работника меньше чем за ставку (оклад) заработной платы, даже при наличии письменного согласия работника следует проверить объем учебных часов по данному предмету у внешних и внутренних совместителей. Учитель, давая письменное согласие на неполную нагрузку, зачастую не знает о своем преимущественном праве на полную ставку в сравнении с совместителями.
Нередки случаи «потери» в тарификационных списках педагогов – женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, поэтому следует удостовериться, дана ли им нагрузка и кому она передана на время их отпуска.
Много интересного профсоюзный работник может увидеть в штатном расписании. Вводятся дополнительные ставки административного или обслуживающего персонала с формулировкой «для обеспечения производственного процесса» за счет общего фонда оплаты труда. Насколько необходимо введение этих ставок, какая сумма изымается из фонда стимулирования? Правильно ли (в соответствии с ТКХ) названы должности педагогических работников? Проверить и это нужно, чтобы не было у работника проблем при оформлении досрочной пенсии по старости.
В комплексе рассматриваем вопросы сокращения кадров, прием новых сотрудников и вакансии в разрезе специальностей. Если было сокращение в конце года, а с 1 сентября принимается работник по этой же специальности, то следует проверить законность проведенного сокращения.
Ещё раз анализируем положения о доплатах и надбавках на соответствие их действующим законодательным, в том числе финансовым нормам. Обращаем внимание администрации и профкома в тех случаях, когда размер доплат не соответствует объему и регулярности выполняемой работы либо доплата устанавливается за работу, которую сотрудник обязан выполнять по своей должностной инструкции (трудовой функции). Нам важно, чтобы доплаты за регулярную дополнительную работу носили постоянный характер и тарифицировались.
Изучаем все приказы на компенсационные доплаты, чтобы никого не забыли, указали сроки выплат.
Таким образом, три недели работы в сентябре в плотном графике – и у нас полная информация об обеспеченности кадрами образовательного учреждения, объеме нагрузки каждого работника, условиях, порядке и размере компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок.
Участие представителей Профсоюза в тарификации – это и правозащитная работа в действии. Предупредить или устранить ошибки и нарушения, поступить справедливо с каждым работником и начать учебный год без конфликтов – что может быть важнее для престижа учреждения и профсоюзной организации.
Алгоритм действий профкома в период тарификации
До 31 августа провести консультации с работодателем:
пересмотреть положение о доплатах и надбавках; сравнить должностные обязанности работников с формулировкой в проектах приказов, обосновывающей доплату за работу (регулярную, конкретную, измеряемую), не входящую в круг обязанностей работника;
проверить обоснование распределения неполной нагрузки отдельным работникам (не раздали ли её внешним или внутренним совместителям), а также обоснование введения новых (в сравнении с прошлым годом) штатных единиц;
уточнить сумму ФОТ по итогам 8 месяцев (плюсовой или минусовой баланс).
Принять участие в сверке работодателем персональных данных работников (личных дел, трудовых книжек), влияющих на установление оплаты труда: стаж, образование, квалификационная категория, объём предлагаемой работнику нагрузки, полагающиеся надбавки за специфику работы (обучение на дому, в больнице, коррекционные классы/группы и т.д.), для чего:
договориться с работодателем о сроках проведения этой сверки;
дать объявление в профсоюзном уголке, чтобы работники сами проверили в подготовленном работодателем тарификационном списке правильность внесения записей.
До 5 сентября провести заседание профкома с повесткой дня «О мотивированном мнении профкома по тарификации работников на ___/__ учебный год» , на котором рассмотреть следующие документы, представленные работодателем (или запрошенные у работодателя) и по ним принять решения (согласиться или не согласиться с представленными документами по тарификации):
сведения о распределении работникам учебной (педагогической и иной) нагрузки (сводный тарификационный список);
проекты приказов об установлении всех видов постоянных (на учебный год) доплат и надбавок (стимулирующих и компенсационных).
Уточнить у работодателя (или в горкоме Профсоюза) дату собеседования по тарификации в городской комиссии, на которое должно быть представлено письменное заключение профкома, а также присутствие председателя профкома.
Желательно присутствие председателя профкома на собеседовании по тарификации в городской комиссии. Заранее позаботьтесь об изменении графика (расписания уроков, занятий) вашей работы.
Будьте готовы к участию в собеседовании с председателем горкома или другим членом городской комиссии по следующим вопросам:
содержание и механизм принятия в учреждении положения об оплате труда, распределения постоянных стимулирующих выплат за работу, не входящую в должностные обязанности;
сокращение педагогических кадров в разрезе специальностей;
вакансии в разрезе специальностей;
фамилии работников с неполной нагрузкой, причина данного выбора, их заявления о согласии на такую нагрузку;
гарантии по учебной (педагогической и иной) нагрузке женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (отражение в тарификационных списках);
число молодых специалистов, их нагрузка, рабочее место, наличие (отсутствие) классного руководства; сколько из них встало на учет в организацию;
размер доплат председателю профкома и уполномоченному по охране труда или иная форма компенсации трудозатрат по положению ОУ либо КД.
Этапы участия профкома в обеспечении
№ п/п | Сроки. События | Действия профкома |
1. | Январь - февраль Предварительное комплектование (прогноз изменений объемов нагрузки в разрезе должностей) |
|
2. | Май - июнь Предварительное распределение педагогической и иной нагрузки на новый учебный год конкретным работникам |
|
3. | Август - сентябрь Тарификация на новый учебный год |
|
4. | В течение учебного года Текущая работа |
|
Антивирус Bitdefender: эффективный защитник Без вопросов
Значение слова неудачный
Обзор Samsung Galaxy A7 (2017): не боится воды и экономии Стоит ли покупать samsung a7
Делаем бэкап прошивки на андроиде
Как настроить файл подкачки?