Встроенная аудиокарта. Почему не работает звуковая карта и как ее отремонтировать

  • 01.08.2019

Для обеспечения работы устройств воспроизведения звука компьютеру или ноутбуку требуется звуковая карта, также называемая аудиокартой. Такие устройства бывают внешними, внутренними.

Различают их еще по типу подключения: USB, PCI, PCI-E, FireWire, ExpressCard, PCMCIA. Купить звуковую карту на компьютер – сложная задача, требующая знания точных характеристик устройства, в которое она будет установлена.

Что такое звуковая карта

Аудиокарта – это звуковая плата, отвечающая за создание, преобразование, усиление, редактирование звука, воспроизводимого персональным компьютером, ноутбуком или любым другим похожим устройством. Карты разделены на несколько классов по характеру их расположения:

  • внешняя;
  • внутренняя;
  • внутренняя с внешним модулем.

Зачем нужна звуковая карта

Звуковая плата нужна для корректного, точного и своевременного воспроизведения звуков, запрашиваемых компьютерными программами и операционной системой устройства через динамики, наушники. Без нее компьютер или ноутбук не сможет послать внешним модулям воспроизведения какой-либо звуковой сигнал, так как иной компонент со схожими функциями в нем отсутствует.

Устройство

Звуковая плата компьютера состоит из нескольких связанных аппаратных систем, отвечающих за сбор, производство, обработку аудиоданных. Предназначение двух главных аудиосистем состоит в «аудиозахвате» и работе с музыкой: ее синтезе, воспроизведении. Доступ к памяти устройства осуществляется напрямую через коаксиальный или оптический кабель. Генерация звука происходит в процессоре цифровых сигналов (DSP): он проигрывает определенные ноты, регулирует их тон, частоту. Мощность DSP и общая сумма доступных нот называется полифонией.

Типы звуковых карт

Можно отыскать на рынке аудиокарты в ударопрочном, влагонепроницаемом корпусе. Такой тип лучше подойдет для подключения продвинутой аудиосистемы, запуска мощнейших игр. Отдельные платы и интегрированные аудиокарты – более стандартное решение, отличающееся усредненными параметрами. Карты делятся на три типа по возможности демонтажа, расположению относительно устройства:

  • интегрированная;
  • внутренняя дискретная;
  • внешняя дискретная.

Лучшие звуковые карты

Выбор звуковой карты сопряжен с трудностями. Такие устройства многофукциональны, поэтому набор характеристик для одной аудиокарты может разительно отличаться от любой другой. Многие дорогие модули стоит приобретать только на распродаже или со скидкой, ведь их цена может быть завышена. Чтобы понять, какие звуковые карты подойдут для конкретной цели, ознакомьтесь с достоинствами, недостатками, функциями и параметрами лучших моделей.

Профессиональная

Эта аудиокарта занимает положение классом выше других внешних устройств на рынке. Она – отличный выбор для студийной записи:

  • название модели: Motu 8A;
  • цена: 60000 р.;
  • характеристики: подключение USB 3.0, дополнительный интерфейс thunderbolt, Ethernet.
  • плюсы: поддержка ASIO 2.0, модуль управления на корпусе;
  • минусы: высокая цена, непрочная оболочка.

В следующей модели стандарты фирмы Motu обеспечивают качественную обработку сигналов, она оснащена внешним блоком, а дизайн радует глаз:

  • название модели: Motu 624;
  • цена: 60000 р.;
  • характеристики: подключение thunderbolt, через usb порты, 2 входа XLR;
  • плюсы: одновременная работа с несколькими многоканальными системами;
  • минусы: необходимость дополнительного питания, сильно греется.

Многоканальная

Плата ST-Lab будет долго радовать качественным звучанием и отсутствием цифровых шумов:

  • название модели: ST-Lab M360;
  • цена: 1600 р.;
  • характеристики: вывод многоканального звука, ЦАП 16 бит/48 кГц, 8 аналоговых аудиовыходов;
  • плюсы: компактная внешняя карта, низкая стоимость;
  • минусы: ASIO 1.0.

Фирма ASUS отличается надежностью, качеством, долговечностью устройств.Убедитесь сами на примере Xonar DGX:

  • название модели: ASUS Xonar DGX;
  • цена: 3000 р.;
  • характеристики: звук 7.1, 8 аудиовыходов, подключение PCI-E отдельным внутренним модулем;
  • плюсы: чистый звук, множество разъемов;
  • минусы: большой размер.

Карты PCI

Внутренние дискретные и интегрированные платы славятся отличным качеством звука, высокими частотами:

  • название модели: ASUS Xonar D1;
  • цена: 5000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI, ЦАП 24 бит/192 кГц, многоканальный звук 7.1;
  • плюсы: оптический выход S/PDIF, поддержка EAX v.2, ASIO 2.0;
  • минусы: периодически выдает громкий цифровой шум.

Платы Creative позволят насладиться качественным звучанием любого формата мультимедиа:

  • название модели: Creative Audigy;
  • цена: 3000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI, коаксиальный выход, 1 разъем mini-Jack;
  • плюсы: альтернативные драйверы расширяют возможности аудиокарты;
  • минусы: издает громкий хлопок при выключении устройства.

USB-аудиокарта

Портативные аудиоплаты смогут обеспечить великолепный аудиосигнал в любом месте:

  • название модели: Zoom UAC-2;
  • цена: 14000 р.;
  • характеристики: внешняя карта, интерфейс USB 3.0, ударопрочный корпус, ЦАП 24 бит/196 кГц;
  • плюсы: качество/стоимость, необходимый минимум для студийной записи;
  • минусы: не очевидны настройки кнопок панели управления, нет обозначений.

Внешние модули компьютера должны быть не только удобными, но и качественными. Line 6 POD даст возможность расположить расширенную аудиосистему, где угодно:

  • название модели: Line 6 POD studio UX2;
  • цена: 16000 р.;
  • характеристики: 24 бит/96 кГц, стерео аудиовыходы, многоканальный звук 7.1;
  • плюсы: возможность подключения множества устройств, отличное шумоподавление;
  • минусы: цена не соответствует функциональности, качеству.

С оптическим выходом

Оптоволоконные кабели дают непревзойденную защиту от помех. Оцените чистое звучание с аудиокартами Universal Audio:

  • название модели: Universal Audio Apollo Twin SOLO Thunderbolt;
  • цена: 40000 р.;
  • характеристики: оптический выход S/PDIF, EAX v.2, ASIO 2.0;
  • плюсы: чистый многоканальный звук, отличная карта для студийной записи;
  • минусы: малое количество выходов.

С фирмой ASUS приобрести качественную аудиоплату стало еще проще. Отличное сочетание стоимость/качество и чистый звук помогут по достоинству оценить любой трек:

  • название модели: ASUS Strix Raid PRO;
  • цена: 7000 р.;
  • характеристики: интерфейс PCI-E, оптический выход S/PDIF, ASIO 2.2, 8 каналов;
  • плюсы: пульт управления, возможность подключения наушников до 600 Ом;
  • минусы: ПО конфликтует с другими звуковыми драйверами.

Звуковая карта 7.1

Если вам сложно найти недорогую хорошую аудиоплату, портативность, надежность, эргономичность и расширенное управление этой модели раскроют все возможности аудиосистемы:

  • название модели: HAMA 7.1 surround USB;
  • цена: 700 р.;
  • характеристики: внешняя аудиокарта, USB 2.0, стерео аналоговые аудиовыходы;
  • плюсы: простота управления, хороший усилитель;
  • минусы: низка частота.

Многоканальные аналоговые аудиовыходы способствуют комфортному прослушиванию любимой музыки с любыми аудиосистемами:

  • название модели: BEHRINGER U-PHORIA UM2;
  • цена: 4000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB, ASIO 1.0, 2 аналоговых выхода;
  • плюсы: отлично подойдет при черновой записи вокальной партии;
  • минусы: нет отдельного регулятора громкости наушников.

Звуковая карта 5.1

Распространенный формат 5.1 подойдет при использовании как простых, так и расширенных аудиосистем:

  • название модели: Creative SB 5.1 VX;
  • цена: 2000 р.;
  • характеристики: интегрированная звуковая плата системы 5.1;
  • плюсы: подойдет любому компьютеру, карта подключается легко, быстро;
  • минусы: звуковые чипы плохо припаяны, что вызывает задержки звука, подключение микрофона нестабильно.

Creative SB Live! 5.1 подходит для подключения профессиональных звуковых систем и студийной записи:

  • название модели: Creative SB Live! 5.1;
  • цена: 4000 р.;
  • характеристики: 6 выводов многоканального звука;
  • плюсы: поддержка звуковых расширений современных компьютеров;
  • минусы: карта не подойдет для меломана в виду низкой разрядности.

Аудиофильская

Настоящие любители музыки смогут оценить идеальное звучание, доступное с аудиоплатами ASUS Sonar Essence:

  • название модели: ASUS Sonar Essence STX II 7.1;
  • цена: 18000 р.;
  • характеристики: 8 выходов, в т.ч. коаксиальный S/PDIF;
  • плюсы: чистое воспроизведение вокала, инструментальной музыки;
  • минусы: не SSD жесткие диски создают сильные фоновые помехи.

Качественный звук и уникальные решения в настройке драйверов улучшат работу вашей аудиосистемы с ASUS xonar Phoebus:

  • название модели: ASUS xonar Phoebus;
  • цена: 10000 р.;
  • характеристики: 2 аналоговых канала, 2 разъема 3,5 мм;
  • плюсы: все настройки драйвера находятся на специальном окне-баннере;
  • минусы: отсутствие технической поддержки.

Для наушников

Не все наушники могут точно передать звуковой сигнал. Преобразователи MOTU Audio Express решают эту проблему:

  • название модели: MOTU Audio Express;
  • цена: 30000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 2.0, коаксиальный вход/выход, 2 разъема наушников;
  • плюсы: крепкий корпус, чистое воспроизведение через наушники;
  • минусы: близкое расположение внешних элементов управления.

Фирма Tascam предлагает аудиоплаты, помогающие в работе музыкантам за счет отличной передачи сигнала:

  • название модели: Tascam US366;
  • цена: 10000 р.;
  • характеристики: USB 2.0, инструментальный выход, фантомное питание.
  • плюсы: аналоговые выходы и jack дают идеальное звучание;
  • минусы: нестабильные драйвера.

Для ноутбуков

Аудиокарты для ноутбуков набирают популярность. Внешние модули улучшат звучание:

  • название модели: Creative X-FI Surround 5.1 Pro;
  • цена: 5000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 2.0, Asio v.2.0, многоканальный звук 5.1, 6 аналоговых разъемов;
  • плюсы: усилитель для наушников, стильный дизайн;
  • минусы: не поддерживает ОС Linux.

Качество звука на ноутбуках всегда было проблемой. Решите ее с Creative sound blaster:

  • название модели: Creative sound blaster Omni Surround 5.1;
  • цена: 9000 р.;
  • характеристики: 24 бит/96 кГц, 6 аудиовыходов, подключение через USB 2.0, оптический выход S/PDIF;
  • плюсы: расширенные возможности оптимизации микрофона, наушников;
  • минусы: может издавать цифровые шумы при повышении нагрузки на центральный процессор.

Для игр

Плата линейки Sound Blaster гарантирует полное погружение в звуковой мир компьютерной игры:

  • название модели: Creative Sound Blaster X;
  • цена: 5000 р.;
  • характеристики: 24 бит/192 кГц, интерфейс PCI-E, 6 многоканальных аудиовыходов, ASIO 2.0;
  • плюсы: отличное ПО, совместимо со многими программами;
  • минусы: при усилении звука появляется дребезжание, фоновый шум.

Игровой акустический модуль UR22 отличается от аналогов отсутствием отвлекающих шумов:

  • название модели: Steinberg UR22;
  • цена: 12000 р.;
  • характеристики: интерфейс USB 3.0, 24 бит/192 кГц, по 2 многоканальных выхода XLR, Jack, аналоговых;
  • плюсы: наличие всех необходимых разъемов;
  • минусы: регистрация в программе поддержки драйвера может вызвать затруднения у пользователя.

Лучшая бюджетная звуковая карта

В продаже имеются недорогие аудиоплаты, по качеству не уступающие дорогостоящим вариантам:

  • название модели: ASUS Xonar U3
  • цена: 1400 р.;
  • характеристики: внешняя аудиокарта, USB 3.0, 2 аналоговых выхода, 16 бит/42 кГц;
  • плюсы: отлично улучшает качество звука маломощного устройства;
  • минусы: отсутствие поддержки ASIO.

Фирма Creative предлагает карты, не превышающие по стоимости 2000 рублей:

  • название модели: Creative SB Play;
  • цена: 1600 р.;
  • характеристики: USB 1.1, ЦАП 16 бит/48 кГц, 2 аналоговых разъема;
  • плюсы: маленькая, удобна аудиокарта, долговечность;
  • минусы: выходная частота ниже, чем у большинства внутренних интегрированных плат.

Как выбрать звуковую карту

Чтобы найти подходящую аудиокарту для ноутбука или компьютера, обратите внимание при выборе на следующие критерии:

  1. Форм-фактор. Он же – тип расположения. Внешняя карта нужна лишь в определенных случаях, а внутренняя подойдет не к каждому устройству.
  2. Частота дискретизации воспроизведения. Форматы аудиофайлов могут иметь отличающиеся требования к частоте синтезируемой волны. Для стандартного MP3 файла нужно 44,1 кГц, а для DVD-формата уже 192 кГц.
  3. Уровень сигнал/шум. Чем выше значение, тем лучше звучание. Стандартный звук – от 70 до 80 децибел, идеальный – около 100 дб.

Внешнюю

Дискретная звуковая плата предназначена для подключения мощных профессиональных аудиосистем, создающих практически идеальное звучание. Она же подойдет любителям компьютерных игр, в которых большую роль играет звуковая составляющая. Важные параметры:

  1. Корпус. Любой внешний модуль подвержен потенциальной опасности. Оболочка должна быть выполнена из ударопрочного материала.
  2. Разъемы и количество каналов. Чем больше типов, тем лучше. Не все аудиосистемы используют стандартные выходы jack, mini-jack, micro-jack.

Внутреннюю

Выбор внутренней аудиокарты или платы строится в основном вокруг наличия слота под нее или типа крепления к материнской плате, но есть и другие критерии:

  1. Тип подключения. Разъем PCI использовался в старых моделях материнских плат, у большинства производителей он заменен на PCI-Express. Сначала узнайте, какой разъем поддерживается компьютером.
  2. Тип крепления. Внутренние карты могут быть дискретными и интегрированными. Для установки последних может понадобиться помощь компьютерного мастера.

Видео

Эволюция порой меняет предметы до неузнаваемости. Взгляните на тех же обезьян… Конкретно в IT-индустрии это происходит настолько быстро, что зачастую старые названия предметов уже никак не могут соответствовать сути. Разве повернется язык назвать килограммовую махину в железном боксе с кучей ручек «картой»? А ведь иначе никак…

Историческая справка

PC Speaker был первым. И, что удивительно, до сих пор существует во всех современных PC. Включая компьютер вы слышите его немелодичные трели…

PC Speaker реально использовался для воспроизведения музыки в старых DOS’овских игрушках и простейших программах для написания музыки, в основном обучающих - «пищалка» умела и умеет воспроизводить элементарные звуки заданной частоты. В 80-х PC Speaker использовали также для воспроизведения более сложной музыки, но очень недолго.

В 1982 году появилась звуковая плата Tandy. Вернее, платой это чудо назвать трудновато: штуковина имела встроенный динамик и воспроизводила через него звуки заданной частоты и громкости.

Затем был Covox. Это довольно несуразное устройство, которое подключалось к компьютеру через принтерный (!) LPT-порт и воспроизводило звук с помощью первого в истории PC цифроаналогового преобразователя. В Сети до сих пор валяется достаточно много руководств по созданию самодельного Covox’а.

Первой же массовой компьютерной звуковой платой стала Adlib. Секрет успеха состоял в том, что она использовала чип от Yamaha, разработанный для использования в игровых автоматах. Помните PacMan’а? Душераздирающие пищащие звуки были перенесены в первые DOS-игры, что радовало первых PC-геймеров невероятно. Все приличные игры с 1987 начали использовать возможности Adlib-синтезатора. Плата была способна воспроизводить девять видов музыкальных инструментов и шесть ударных, что по тем временам было вершиной инженерной PC-мысли.

Ну а в 1989 появился Sound Blaster. Новая плата была откровенным клоном Adlib, но к музыкальному синтезатору добавила поддержку цифровых записей - Sound Blaster’ы позволяли воспроизводить и записывать любые звуки в формате 8 бит, 22кГц. SB мгновенно стал стандартом де-факто; все игры и музыкальные программы поддерживали Sound Blaster.

Далее пошли SB-модификации: SB 2.0, SB Pro с поддержкой стерео, и венец творения - Sound Blaster 16. Последняя плата стала объектом клонирования самыми различными азиатскими производителями, за счет чего заявление о SoundBlaster-совместимости стало синонимом высококлассной для первой половины 90-х звуковой платы.

Стандартом мультимедиа стал режим 16 бит, 44кГц - так называемое «CD-качество», будучи, впрочем, таковым только формально. На самом же деле качество звучания плат тех лет было настолько отвратительным, что ни о каком CD-качестве и речи не шло.

Одним из самых значительных переворотов в мире звуковых плат стал Sound Blaster Live!. Он ознаменовал переход с устаревшей шины ISA на PCI, что дало море новых возможностей: огромную пропускную способность, использование памяти компьютера для хранения сэмплов и многое другое. Качество звучания Live! было значительно выше всех своих предшественников и остается приемлемым до сих пор.

На этом история заканчивается, и начинается «наша эра».

Зачем они нужны

Сегодня звуковые карты – это целый класс устройств, многие из которых служат гораздо более высоким целям, чем простой вывод MP3-файлов в пятидолларовые колонки. Они становятся центрами домашних кинотеатров, Hi-Fi систем, домашних и профессиональных студий…

Кстати, платы называли платами собственно потому что они представляли из себя печатную плату, вставляемую в ISA или PCI-слот. Сегодня же звукокарты подключают и через USB, FireWire, PCMCIA… Короче, пора разобраться.

Классификация звуковых карт

Встроенные звуковые карты

Куда они встроены? В материнские платы. Прямо на «мать» напаивают входы/выходы и кодеки, а всю вычислительную обработку на себя берет центральный процессор. Подобное звуковое решение почти бесплатно, потому и для непритязательных пользователей более чем приемлемо – несмотря на отвратительное качество звучания. Не пытайтесь использовать эти устройства для воспроизведения MP3-файлов с качеством выше 96кб/с! Не почуствуете разницы. Во избежание шока ни при каких условиях не втыкайте в эти платы микрофон – не узнаете свой голос.

В последних материнских платах встроенные карты предусматривают 5.1-выход – то есть, теоретически, даже с помощью такой штуки можно построить «домашний кинотеатр», подключив комплект акустики 5.1. Но этот вариант – для самых ярых ненавистников звука в современном кино.

Ценовой диапазон: $0-4 (в виде доплаты за материнскую плату с аудио).

Мультимедийные звуковые карты

Это наиболее древняя категория плат: именно они появились первыми и сделали компьютер средством воспроизведения и записи музыки. Эти карты, в отличие от встроенных, обладают собственным звуковым процессором, который занимается обработкой звука, расчетом трехмерных звуковых эффектов используемых в играх, микшированием звуковых потоков и т.п., что позволяет разгрузить центральный процессор компьютера для обработки более важных задач.

Как правило, качество звука в отдельных мультимедиа-картах действительно выше оного у встроенных. К ним можно не стесняясь подключать не самые плохие компьютерные колонки и наборы акустики – хотя до уровня Hi-Fi тут еще очень далеко. Домашний кинотеатр будет звучать уже более-менее пристойно в сочетании с комплектами 5.1-акустики, сделанными специально для компьютерного применения.

Более того, записывать звук с помощью мультимедийных карт уже кое-как можно: на уровень караоке вполне потянет. Да и несложные программы для работы со звуком будут нормально функционировать.

Несколько лет назад рынок мультимедийных плат был весьма насыщенным, велись бои производителей и их продуктов… Самыми яркими конкурентами были Aureal и Creative. Карты этих компаний использовали разные алгоритмы работы с 3D-звуком – у каждой были свои поклонники.

С приходом материнских плат со встроенным аудио конфликты разрешились сами собой: все производители дешевых звуковых карт умерли. На плаву осталась только Creative со своей линейкой Sound Blaster Audigy/Audigy2, считающейся топовым уровнем в мультимедиа.

Ценовой диапазон: $15-80.

Полупрофессиональные звуковые карты

Собственно называть эти платы можно по-разному – либо полупрофессиональные, либо топовые мультимедийные… Но скорее это все же полупрофессиональные платы. Как правило их выпускают производители профессионального оборудования, ориентируясь не на музыкантов, а на любителей хорошего звука. Иными словами – карты для аудиофилов.

Они отличаются от мультимедийных в первую очередь профессиональными схемотехническими решениями и высоким качеством воспроизведения звука. При этом в них, как правило, не используются серьезные звуковые процессоры, и опять же всю тяжесть обработки 3D-звука взваливает на себя центральный процессор.

Зато для прослушивания музыки эти карты подходят идеально. При наличии хорошей акустики, лишенной позорного определения «компьютерная», или приличных наушников вы сможете получить звучание, близкое к недорогой Hi-Fi системе. Вы наконец-то сможете отличить MP3-файлы от нормальных записей… И начнете бояться низкокачественных «эмпэтришек» как огня.

В качестве основы для кинотеатрального звука такие карты также вполне сгодятся. Звук будет чистым, не искаженным – вобщем, очень приличным.
Как правило, карты от производителей профессионального оборудования комплектуются драйверами для профессиональных же программ для работы с музыкой и звуком. Так что такая плата станет отличным стартом для начинающего музыканта. Впрочем, многие из этих карт непригодны для профессиональной записи звука и в этом плане ничуть не лучше своих мультимедийных коллег.

Ценовой диапазон: $80-200.

Профессиональные звуковые карты

Эти карты рассчитаны на профессиональных музыкантов, аранжировщиков, музыкальных продюсеров… Всех, кто занимается производством и записью музыки. В соответствии с задачами – и особенности: высочайшее качество воспроизведения и записи звука, минимум искажений, максимум возможностей для работы с профессиональным ПО и подключения профессионального оборудования.

У профессиональных карт как правило нет мультимедийных драйверов и поддержки DirectX, что делает многие из них бесполезными в играх. Они не поддерживают даже стандартные системные регулировки громкости – каждый канал регулируется в специальной контрольной панели, показывающей уровень сигнала в децибеллах.

Входы/выходы вместо стандартного «миниджека» выполнены либо на «тюльпанах» RCA, либо на «больших джеках», либо в виде разъемов XLR, выведенных с помощью специальных интерфейсных кабелей. Многие карты располагают внешним блоками, куда выводятся все разъемы для удобства подключения. Компьютерные колонки здесь просто некуда воткнуть… Эти карты рассчитаны на подключение профессиональных студийных акустических мониторов, микшерных пультов, предусилителей и прочих «серьезных» устройств.

Впрочем, недорогие профессиональные карты могут стать лучшим выбором для настоящего ценителя качественного звука. Карты с разъемами на RCA очень удобны для подключения Hi-Fi аппаратуры и станут хорошим источником звука для приличной аудиосистемы. Карты с выходами «стереоджек» позволят подключать дорогие наушники без переходников и сопутствующих искажений. Впрочем, как основа для домашнего кинотеатра подойдут лишь немногие из профессиональных плат, количество выходов которых позволит подключить все шесть АС. Ведь здесь главное не количество каналов, а качество звучания каждого из них.

Ценовой диапазон: $200-$...

Внешние звуковые карты

Это относительно свежая тенденция в мире звуковых плат, получившая свое развитие лишь за последний год. Внешние звуковые платы подключаются к компьютеру с помощью интерфейсов USB, USB 2.0 или FireWire.

Для чего делают эти устройства?

Во-первых, вынос карты за пределы корпуса PC позволяет легко решить некоторые проблемы, связанные с наводками и помехами, идущими от других компонентов компьютера и влияющих на качество звука. Производители дорогих плат решают эти проблемы с помощью качествнных элементов, специальной изоляции и т.п., что повышает стоимость устройства.

Во-вторых, все большую популярность набирают barebone-системы – небольшие системные блоки с большим количеством интерфейсных разъемов и, как правило, не более чем одним PCI-слотом, занять который, возможно, придется чем-то более нужным для пользователя чем звукокарта.

В-третьих, портативная профессиональная звуковая плата, подключаемая «на лету» к любому компьютеру – это готовая портативная студия!

Но есть и проблемы. Первые выпущенные для USB устройства не обрели должной популярности из-за невысокой пропускной способности этого интерфейса. Вводились ограничения на количество и качество передаваемых сигналов. Тем не менее на рынке еще достаточно мультимедийных USB-карт, предоставляющих пристойное звучание и небольшое количество вводных/выводных каналов.

Сегодня наблюдается настоящий бум на профессиональные карты, подключаемые по шине FireWire: за счет высокой пропускной способности интерфейса не возникает практически никаких проблем с количеством каналов и качеством сигнала.

Ценовой диапазон: $60-$1000-...

Из чего они сделаны

Прежде чем перейти к обзору конкретных устройств, следует разобраться с тем, из чего же собственно сделаны сами звуковые платы. Что влияет на качество звука? В чем принципиальные отличия между картамии за $10, за $100 и за $1000?

Подробное описание устройства звуковой платы вы найдете в отдельной публикации в этом номере журнала -- мы же остановимся на самых основных элементах.

Если устройство правильно и без явных огрехов спроектировано, важнейшим элементом, отвечающим за качество звучания будет ЦАП – цифроаналоговый преобразователь. Это чип, выполняющий единственную задачу: преобразовать входной цифровой поток звука в аналоговый сигнал, который после усиления подается во все звуковоспроизводящие устройства – наушники, акустические системы. ЦАП является неотъемлемым элементом любого устройства, имеющего дела с цифровым звуком: CD-, DVD-плееры, флэш-плееры, MD-плееры…

Дешевые ЦАПы обходятся с сигналом плохо: выходной поток богат на искажения, имеет невысокий динамический диапазон, шумит; впрочем, в шуме часто виноваты другие неудачные схемотехнические решения на плате. Именно поэтому звук получается недетальным, нечетким, неестественным.
Более серьезные преобразователи используют различные системы фильтрации, коррекции, сглаживания сигнала, интерполяции и прочего, что в результате благоприятно сказывается на качестве звука.

Таким образом, лишь увидя преобразователь, установленный на плате, можно вынести предварительный вердикт о уровне звучания устройства. Например, в мультимедийных и встроенных картах очень распространены копеечные преобразователи компании Sigmatel, которые звучат весьма отвратительно. Не радуют звуком и худшие преобразователи Crystal, Philips.

На более дорогих платах можно встретить преобразователи AKM, Wolfson, Burr-Brown – их наличие говорит о хорошем потенциале продукта. Конечно, у каждого производителя есть свои топовые и дешевые чипы – но эти две марки в производстве откровенного ширпотреба замечены пока не были.

Очень широка линейка преобразователей Crystal: кроме упомянутых убогих компания делает ЦАПы для профессиональных и супердорогих устройств, устанавливаемых на картах ценой более $1000.

Таким образом, наш лозунг таков: «скажи мне какой у тебя ЦАП – и я скажу тебе кто ты!». Именно поэтому, например, все заявления о суперзвучании карты Creative Audigy по сравнению с ее предшественником SB Live! опровергались изучением маркировки на DA-чипе. Маркировка говорила о преобразователе Sigmatel отнюдь не топовой серии. Опять пожадничали поставить что-нибудь получше... А вот в Audigy2 красуется достаточно серьезный чип от Crystal – отсюда и гораздо более качественный звук последней карты Creative.

Что касается записи звука – здесь все в точности так же, только вместо ЦАПа работает АЦП – аналого-цифровой преобразователь.

Будет неверным утверждать, что ЦАП – единственное звено, ответственное за качество звука. Условия может испортить дешевая схемотехника на плате, вносящая помехи, шумы и искажения в аналоговый сигнал, а также драйверы и DSP-процессор платы. Например, в большинстве мультимедийных плат существует огрех, связанный со стандартом AC’97, устанавливающим основную частоту дискретизации звука равной 48кГц. При этом большинство звукового материала записано в частоте 44кГц – так как самым популярным аудионосителем звука до сих пор является компакт-диск. Поэтому при прослушивании любой звук конвертируется драйверами или DSP-чипом в формат 48кГц, что вносит достаточно серьезные искажения в звучание.

Думаю, теории уже хватит – пора перейти к конкретным экземплярам.

К делу

Итак, на разделочном столе лежит четыре звуковых карты – четыре ярких представителя различных классов, каждая со уникальными возможностями и особенностями. Наша задача – разобраться наконец, что же творится на рынке современного компьютерного аудио.

M-Audio Revolution 7.1

Выходы: 4 аналоговых стереовыхода (minijack), 1 цифровой выход S/PDIF (RCA, «тюльпан»)
Входы: 1 стерео линейный, 1 моно микрофонный (minijack)


Поддержка технологий 3D-звука: DirectSound 3D, EAX 1.0/2.0, Sensaura, 7.1 surround
Цена: $115

M-Audio – известное имя в сфере профессионального аудио, и Revolution 7.1 – первая мультимедийная звуковая плата этого производителя. В чем же ее отличия от более серьезных продуктов?

По сути, в мелочах. Во-первых, все аналоговые разъемы выполнены на «мини-джеках», что облегчает подключение компьютерных колонок, недорогих гарнитур и наушников. Во-вторых, плата оснащена микрофонным входом, что бывает либо на дешевых, либо на очень дорогих устройствах. В-третьих, драйверы и возможности карты заточены под работу с 3D-звуком в играх: поддерживаются технологии Sensaura и EAX. Что касается спецификации 7.1 – пока это скорее роскошь, и реально записей (фильмов), использующих схему объемного звука 7.1 почти нет. Впрочем, при расчете эффектов в играх используются все 8 каналов.

Гораздо интереснее узнать, что же малютке Revolution досталось в наследство от своих втрое дорогих профессиональных братьев.

Во-первых, карта построена на звуковом чипе VIA Envy24HT, последней модификации процессора Envy24, установленного на огромном количестве профессиональных плат разных производителей. Процессор позволяет работать с цифровым аудио в форматах до 24бит/192кГц и количеством выходных каналов до 8, что и задействовано платой. Еще одним следствием использования столь серьезного чипа становится полноценная работа платы в профессиональных аудиоприложениях – прилагаются драйвера ASIO 2.0 (их использует ПО, построенное на технологии VST – Cubase, Samplitude и т.п.). За счет этого высокие задержки, корторыми славятся все мультимейдиные карты, Revolution не грозят.

Ну и последнее – наличие качественных преобразователей AKM. Карта построена на двух DAC’ах: недорогом 6-канальном AK4355 и продвинутом стереоЦАП AK4381. Первый используется для вывода звука на surround-каналы, второй заведует основным стеревыходом. Таким образом, качество звука основного канала выше остальных; это значит, что Revolution в качестве многоканальной платы вывода непригоден.

Преобразователь АЦП – AKM AK5380, также не топовый, но достаточно приличный. Записывать с помощью Revolution можно – например, оцифровывать аналоговые записи, подключать внешние плееры и т.п.

Резюме: Revolution – прекрасная плата для качественного прослушивания музыки и просмотра DVD, обладающая высоким качеством звука, имеющая бескомпромисные возможности для работы с профессиональным аудиософтом.

Audiotrak Maya44 MKII

Выходы: 2 аналоговых стереовыхода (1/4 Jack), 2 цифровой выхода S/PDIF: RCA, оптический
Входы: 2 стерео линейных (1/4 Jack), микрофонный предусилитель
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГц

Цена: $139

Audiotrak – это подразделение известной в профессиональных кругах компании ESI, выпускающей дорогие аудиоинтерфейсы, профессиональные мониторы и т.п. Audiotrak занимается производством бюджетных профессиональных и мультимедийных звуковых плат. Maya44 MKII – это топовый продукт профессиональной линейки компании. Разница в цене с M-Audio Revolution – минимальная, а вот возможности и предназначение плат совершенно разные.

Итак, Maya44 MKII рассчитана прежде всего на музыкантов. Соответственно, задачи плата решает следующие: качественно воспроизводить и записывать аудио, работать в профессиональном звукозаписывающем ПО.

На карте вместо миниджеков напаяны разъемы стереоTRS – в народе «большие джеки». Обычно на профессиональных устройствах эти разъемы монофонические – то есть по одной «дырке» на каждый канал. Здесь же каждый разъем стереофонический. С одной стороны, удобно – можно напрямую подключать профессиональные наушники без переходников на миниджек, с другой – подключение, например, усилителя или активных АС придется проводить как раз с помощью переходника.

Плата построена на том же процессоре, что и Revolution -- Envy24HT, вернее, специальной «урезанной» версии, обладающей меньшим количеством выходных каналов. Все плюсы на месте: полноценная работа с профессиональным ПО с помощью ASIO 2.0, низкие задержки. Признак профессиональной карты – в системе Maya44 MKII видится как несколько устройств, каждое из которых является одним из входов/выходов карты. Т.е. вы можете посылать звуковые потоки с разных программ напрямую на разные выходы. Еще одна интересная особенность – функция DirectWire, позволяющая соединять любые виртуальные входы и выходы друг с другом на программном уровне – без каких-либо потерь в качестве сигнала.

Например, чтобы записать звук из WinAmp в секвенсор Cubase вы должны соединить выходы WDM (стандартный аудиодрайверы Windows) со входом ASIO. Таким образом можно, например, записать запрещенные к редактированию и копированию файлы WMA, не потеряв ни бита качества исходного файла.

На Maya44 MKII установлены не самые дорогие преобразователи Wolfson, дающие, тем не менее, очень чистый без искажений звук, недоступный мультимедийным звуковым платам. Карта более чем пригодна для начального уровня профессиональной записи и воспроизведения звука.
Резюме: Учитывая цену, Audiotrak Maya44 MKII является лучшим решением для начинающего музыканта.

M-Audio Firewire 410

Выходы: 8 аналоговых моновыходов (1/4 Jack), два выхода на наушники (1/4 Jack), 2 цифровой выхода S/PDIF: RCA, оптический
Входы: 2 моно линейных (1/4 Jack), 2 моно микрофонных, 2 цифровых S/PDIF: RCA, оптический, MIDI 1x1
Воспроизведение: до 24бит/192кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Поддержка технологий 3D-звука: 7.1 surround
Цена: $475

Еще один продукт компании M-Audio – на этот раз из совсем другого сектора и ценовой категории. Firewire 410 – это, как ясно из названия, внешний аудиоинтерфейс, подключающийся к компьютеру с помощью Firewire. О плюсах такого подключения мы уже говорили: отсутствие наводок от начинки системного блока PC, удобство коммутации (не надо каждый раз лезть к задней панели компьютера), а также – мобильность, т.е. возможность использования устройства как портативной студии при наличии рядом любого компьютера: PC, ноутбука, Mac’а.

Интерфейс спроектирован с учетом профессиональных нужд, так как и ориентирован в первую очередь на профи. Здесь уже все по-взрослому: аналоговые разъемы – монофонические, в виде «большого джека» и микрофонных XLR. Наличествуют цифровые входы и выходы разных типов – коаксикальный, оптический, а также MIDI-интерфейс для подключения внешних синтезаторов, MIDI-клавиатур и прочего подобного зверья. Самое главное – наличие двух микрофонных/инструментальных предусилителей, позволяющих подключать любые профессиональные микрофоны, в отличие от подавляющего большинства лишенных этой возможности плат. Очень удобно и наличие двух выходов на наушники: каждый – с собственным регулятором уровня. Одни «уши» берет себе звукорежиссер, вторые – сам исполнитель, и во время записи одновременно слышат что у них получается. Кстати, наличие 8 аналоговых выходов позволяет использовать Firewire 410 для построения 7.1-системы.

Что касается программной части – с дровами Firewire 410 с ходу разберется только профессионал. Контрольная панель предусматривает широкие возможности роутинга (перенаправления) сигналов с любых входов на любые выходы карты, создание шин, в которые собираются аудиопотоки от различного ПО, и т.п. На интерфейсе предусмотрена специальная ручка, на которую можно назначать самые различные параметры: от регулировки общей громкости до управления уровнем звука отдельной программы.

А теперь – внимание. Интерфейс Firewire410 построен на тех же ЦАП/АЦП, что и его почти вчетверо более дешевый друг Revolution 7.1: основной стереовыход – AKM AK4381, остальные выходы – 6-канальный AK4355, вход – АЦП AKM AK5380. О чем это говорит – о «ширпотребности» Firewire 410 или о серьезности Revolution 7.1? Скорее, о втором. Впрочем, звучание плат нельзя назвать одинаковым: при тех же преобразователях измеренные параметры Firewire 410 несколько лучше оных у Revolution: вероятно, за счет лучшей схемотехники, отсутствия помех PC, профессионально-заточенных драйверах и т.п. Разницу почуствует, впрочем, толоько обладатель высококлассной акустики стоимостью сильно за $500.

Резюме: Firewire410 – идеальное, хоть и недешевое, решение для портативной и серьезной домашней студии, обладающее всеми средствами для полноценной профессиональной записи.

Echo Indigo

Выходы: 1 аналоговый стереовыход (миниджек), 1 выход на наушники (миниджек)
Входы: нет
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Воспроизведение: нет
Поддержка технологий 3D-звука: нет
Цена: $135

И напоследок – самый нетривиальный продукт: PCMCIA-звуковая плата, т.е. аудиоинтерфейс исключительно для ноутбуков. Карта создана для тех, кто не желает довольствоваться как правило отвратным встроенным аудио обычного ноутбука. Вообще, Echo Indigo – первое звено целой линейки PCMCIA-плат, среди которых Indigo DJ (имеет два независимых выхода) и Indigo IO (один вход, один выход). Соответственно, «просто» Indigo позволяет только выводить один канал аудио, DJ-версия создана для DJ-ев, использующих ноутбук вместо вертушек/CD-плееров (два выхода позволят подключить ноут к нормальному DJ-пульту), Indigo IO – для тех, кому нужна высококачественная запись.

Серия Indigo создана еще одной известной в профи-кругах компанией Echo на основе своей популярнейшей PCI-платы Echo Mia ($250), служившей эталоном по качеству звучания для своего ценового диапазона. В Indigo установлены те же конвертеры и тот же 24-разрядный DSP Motorola. При этом Indigo значительно, почти вдвое, дешевле своего прародителя.

Одной из фишек карт Echo является наличие 8 виртуальных входов – система видит Echo как 8 устройств, на каждое из которых можно подавать сигнал независимо. Сигналы микшируются аппаратно с помощью DSP-процессора платы, за счет чего можно получать высокое качество звучания – аппаратное микширование зачастую лучше программного.

Резюме: Indigo – самое удобное и недорогое решение, чтобы превратить свой ноутбук в Hi-Fi проигрыватель.

Выводы

Наиболее внимательным читателям все уже ясно. Ценовой диапазон плат с высококачественным звучанием очень широк; приемлемые решения начинаются со $100. Студийные карты стоимостью в районе $500 зачастую используют те же элементы, что и в несколько раз более дешевые бюджетные решения от тех же производителей, даря покупателям недорогих устройств серьезное звучание. По этой же закономерности, топовые продукты производителей ширпотреба мало чем отличаются от их low-end продуктов.

В любом случае, чтобы уловить разницу нужны качественные акустические системы или наушники – рекомендуем обратиться в сторону недорогого Hi-Fi или бюджетных профессиональных мониторных АС, либо просто хорошей пары наушников.

Трудно представить себе современный компьютер или ноутбук без возможности прослушивания музыки или просмотра фильмов. За воспроизведение саунда отвечает звуковая карта для компьютера. Как выбрать (советы будут приведены несколько позже) и на что обратить внимание при покупке такого устройства? Об этом и многом другом читайте далее.

Звуковая карта для компьютера: как выбрать?

Прежде всего, любой пользователь, сталкивающийся с подобной проблемой, в первую очередь, должен отталкиваться от личных соображений и области использования звуковой системы. Сегодня применение таких устройств уже не сводится только к качественному воспроизведению музыки или дорожки в видеоролике или фильме.

С развитием игровой индустрии требования к саундкартам неимоверно возросли, и сами они стали предлагать пользователя намного больше возможностей в плане того же воспроизведения объемного звука или специальных эффектов, которые способны погружать геймера в игровой процесс, создавая совершенно реалистичную атмосферу происходящего.

То же самое касается и направления, предусматривающего создание и запись музыки дома или в профессиональной студии. Здесь требования еще выше, да сами карты намного дороже. Поэтому, решая вопрос, какую звуковую карту выбрать для компьютера, следует исходить именно из таких соображений. Далее будут рассмотрены некоторые аспекты, влияющие на выбор чипа того или иного типа, с разбором основных возможностей и характеристик нескольких наиболее популярных звуковых чипов.

Звуковая карта для компьютера: как выбрать? Характеристики

В любом случае, самым первым параметром является качественное воспроизведение звука без искажений или нежелательных побочных эффектов. Как правило, в большинстве устройств используются либо аналоговые, либо цифровые входы. Первые могут создавать дополнительные помехи при воспроизведении звука через акустическую систему (колонки или динамики), вторые их появление практически полностью исключают.

В большинстве случаев кристально чистого звучания можно добиться только при наличии интерфейса S/PDIF для подключения акустической системы через соответствующий разъем.

Однако, как утверждают многие профессиональные музыканты, цифровые устройства, хоть и выдают четкий звук без искажений, тем не менее, в них отсутствует так называемая аналоговая теплота, которая добавляет любому музыкальному треку реалистичности, добиться которой на цифровых устройствах достаточно сложно.

Второй момент связан с диапазоном частот, который может «выдать на-гора» сама звуковая карта для компьютера. Как выбрать устройство, исходя их этих соображений? Нужно просто обратить внимание на нижний и верхний пределы частоты. Нижний предел обычно составляет 16 Гц (далее следует инфразвук, человеческим ухом не воспринимаемый), а верхний предел составляет 18-22 кГц (выше находится ультразвук, который человек тоже не слышит). Однако сегодня можно встретить устройства, способные воспроизводить 22 и даже 24 кГц, но они в быту практически не применяются.

Наконец, если большинство современных звуковых карт поддерживает стандарты Dolby Digital и DTS Dolby Surround, в картах для игр должна быть заявлена поддержка технологии EAX v.X или того же стандарта в виде Advanced HD, без чего добиться реалистичного звучания в игровом процессе просто не получится. Отдельно стоит сказать, что покупать карты с поддержкой 5+1 (7+1), если у вас дома стоят обычные стереофонические колонки, абсолютно нецелесообразно.

Что касается основных типов саундкарт, предлагаемых на рынке, их можно разделить на интегрированные (встроенные в материнские платы), внутренние (подключаемые через слоты PCI) и внешние.

Все они имеют очень сильно разнящиеся характеристики и достаточно сильно отличающиеся принципы работы и подключения. Но внешние устройства этого типа имеют преимущество в том, что у них может быть предусмотрена встроенная память, а благодаря отсутствию ограничения по размерам у них может присутствовать большее количество разъемов.

Кроме того, внутренние и интегрированные карты могут подвергаться воздействию электромагнитного излучения и создаваемых им помех, а внешние устройства от этого практически полностью застрахованы. Наконец, использование внешних саундкарт является единственным решением по улучшению качества звучания и подключения акустики 5+1 к ноутбукам.

Саундкарты для повседневной работы

Тем не менее в повседневной жизни, когда будет производиться только прослушивание аудиотреков или просмотр видео, а качество звука приоритетным не является, может использоваться интегрированная звуковая карта для компьютера. Как выбрать такое устройство? Собственно, его и выбирать не нужно. Оно уже встроено в материнскую плату. Другое дело - замена чипа.

Самыми распространенными являются устройства WDM-типа (например, Realtek) с драйверами High Definition Audio. Поэтому здесь подойдет любой чип такого рода.

Если же требуется повышенное качество с использование систем объемного звука, придется заняться решением проблемы, как выбрать звуковую карту для компьютера 5.1. Большинство специалистов оптимальным приобретением называют покупку PCI-устройства Audigy Fx (линейка Sound Blaster от Creative), которая обладает достойными характеристиками и достаточно невысокой стоимостью.

Недорогие звуковые чипы для геймеров

С играми все не так просто. Основной упор при выборе устройства делается на наличие поддержки технологий EAX v.X и OpenAL.

Судя по отзывам геймеров, самыми популярными и относительно недорогими моделями звуковых чипов этого ряда считаются следующие:

  • ASUS Xonar HDAV1.3/DG/DGX/DS.
  • Recon3D PCIe от компании Creative.
  • Audigy Fx (опять же от Creative) и др.

Все эти устройства воспроизводят многоканальный звук, оборудованы 24-разрядными ЦАП, а частота дискретизации в режиме стерео составляет 96-192 кГц. Можно, конечно, остановиться и на показателе 192 кГц, но это необязательно, поскольку на слух разница различима не будет.

Что выбрать музыканту?

Музыкантам тоже как воздух необходима звуковая карта для компьютера. Как выбрать чип? Нужно исходить из того, для чего будет использоваться устройство. Для записи музыки с MIDI-клавиатуры подойдет любой простенький чип даже на уровне устаревших карт с поддержкой Wavetable вроде Yamaha WDM.

Для работы с секвенсорами лучше использовать карты вроде Terratec или ту же карту Audigy, но обязательным условием является поддержка ранее применяемого стандарта Full Duplex и современных драйверов ASIO.

А вот для записи живых инструментов в студиях должна применяться внешняя звуковая карта для компьютера. Как выбрать устройство такого типа?

Можно обратиться к списку наиболее популярных и востребованных саундкарт, который составлен исходя из отзывов самих музыкантов и звукорежиссеров:

  • Focusrite Scarlett Solo/2i2/ 2i4/6i6/18i8.
  • M-Audio M-Track II.
  • Tascam US-366.
  • PreSonus AudioBox USB.
  • Roland UA-55 Quad-Capture.
  • BEHRINGER U-PHORIA UMC202 и др.

Цель, данной мини статьи – обозначить основные характеристики, которые действительно важны при выборе звуковой карты, а так же показать в чём можно выиграть, используя дискретную (отдельную) звуковую карту.

Данные советы помогут вам выбрать звуковую карту на долгое время, а с учётомдолговечности данных изделий и достижения ими потолка в качестве звучания — на очень долго.

(кодеки), которые распаяны непосредственно на материнской плате – не дают того уровня звука, как дискретные звуковые карты.

Связано это в первую очередь с тем, что кодек который распаян на материнской плате использует ресурсы процессора (что хоть и на процент, но ухудшает производительность). Иногда, разводка кодека проходит рядом с высоко амперными линиями питания, которые создают электромагнитные помехи, имеют посредственную и до максимума упрощённую архитектуру, что отрицательно сказывается на качестве звука. За не имением отдельного, более или менее качественного ЦАП -а (цифро-аналоговый преобразователь), сигнал обрабатывается самим кодеком, который справляется с этим занятием не всегда хорошо.

Для сомневающихся в приобретении отдельной звуковой карты.

Так какие же основные преимущества внешней звуковой карты?

1. Разгрузка процессора . Процессор не будет отвлекаться на обработку звуков, что соответственно будет увеличивать его свободное процессорное время. Прирост производительности в играх (зависимых от процессора и с поддержкой различных технологий вроде EAX ), может достигать 5%.

2. Более высокое качество звука . С этим спорить бессмысленно. Во встроенных звуковых картах все процессы обработки звука производятся кодеком, себестоимость которого, обычно не превышает 2$. Протяжённость дорожек по мат. плате, качество портов вывода звука, отсутствие отдельного ЦАП-а и DSP-процессора – всё это худшим образом влияет на качество выводимого звука. Так же, встроенные звуковые карты почти всегда не поддерживают ASIO и WDM которые так же важны для работы со звуком.

3. Лучшее программное обеспечение . Позволяет вам настроить ваш звук так, как вам нравится. Так же позволяет использовать море настроек и фирменных функций, которые тем или иным образом влияют на звучание. Без каких-либо проблем можно распараллеливать стерео звук(2.0) на объёмный набор акустики 5.1 , 7.1 и так далее, с помощью фирменных технологий. Возможность настройки звучания согласно расположению вашей акустики вплоть до 10 см и 5 градусов. Между прочим, очень полезно при настройке качественного, объёмного звучания в фильмах (AC 3, DTS ), под нестандартную комнату.

4. Поддержка технологий объёмного звучания, в том числе и аппаратных. В играх, это EAX , EAX Advanced HD (на реализацию которых, уходят драгоценные ресурсы процессора). В звуковых картах Creative – реализована аппаратная обработка данной технологии, вплоть до 5.0 версии.Вфильмах – это Dolby Digital, DD EX, DTS-ES, DTS-ES Surround, DTS Digital Surround, Dolby ProLogic I, II, Dolby Surround имногиедругие. Создают эффект присутствия в фильмах с объёмным звуком. Эффект фантастический (естественно для компьютера и о сравнении с домашним кинотеатром речи конечно не идёт). В большинстве карт применяется аппаратная декодировка дорожек в фильму, к примеру DTS , что существенно улучшает качество воспроизведения и скорость обработки.

5. Разнообразие портов входа/выхода. Которых практически не встретишь на встроенных в мат. плату кодеках. Это S /PDIF (оптический) и цифровой выход, которые не создают искажений и помех от проходящих рядом силовых кабелей, телефонных сетей и т.д, как аналоговые выходы. А также, аналоговые выходы внешних карт, имеют более высокое качество, где применяются более качественные сплавы и они позолоченные.

Если вы меломан, любитель качественного звука и желаете иметь у себя в распоряжении множество звуковых технологий , то выбор очевиден.

Так на какие же характеристики , стоит обращать внимание в первую очередь при выборе дискретной звуковой карты?

ЦАП и АЦП , разрядность и качество.

*цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователь


– служит для преобразования цифрового сигнала (100100100001) в аналоговый (на выходы в виде электрических сигналов).

– имеет обратную функцию, преобразует аналоговый сигнал в понятный для компьютера. Используется, преимущественно для звукозаписи. Если вы не будете этим заниматься, то качество АЦП – не важно и на качестве воспроизводимого звука это не отразится.

Значение и ЦАП , во многих звуковых картах бывает преувеличено.

ЦАП с частотой дискретизации 192кГц , может звучать хуже ЦАП-а с частотой дискретизации 96кГц .

Покупаться на красивые цифры стоит не всегда.

Всё зависит от производителя, насколько он уважаем в мире производителей микросхем и цифрового звука. Хорошие ЦАПы для мультимедиа карт, делают: Wolfson , Ti —Burr Brown , Texas Instruments . Продвинутость ЦАП, можно определить по порядковому номеру (именно он в основном используется). Обычно чем он выше, тем новее и продвинутей чип.Узнать какой чип применяется, можно на сайте производителя в описании или же, на сайте магазина в котором продаётся звуковая карта.

Так же, стоит обратить внимание на тот момент, если используются разные ЦАП-ы для центральных каналов, и окружающих. Это говорит о том, что производитель немного сэкономил на качестве ЦАП -ов окружающего звука, что может немного сказаться на качестве воспроизведения многоканального звука.

*обычно, разница заметна только на дорогой акустике.

Фирма производитель и программное обеспечение.

Самыми главными игроками на рынке мультимедийного звука, являются компании Creative и Asus . Так что именно их, рассмотрим чуть поближе. Если появятся новые крупные игроки, то они обязательно будут включены в список.

Creative.

Звуковые карты фирмы Creative , можно отнести к игровым звуковым картам. Они полностью поддерживают все технологии, связанные с выводом объёмного звука в играх – на аппаратном уровне . Что уж говорить, ведь именно Creative , разработала стандартs EAX . Компания Creative — является пионером в области цифрового звука.

Именно карты этого производителя, в частности начиная с серии X — fi (не ниже X —Fi Extreme Gamer ),больше всего снимают звуковую нагрузку с процессора, взяв всю работу по обработке звука на себя. То есть – это очевидный выбор игроманов . Однако не стоит забывать, что и с обработкой музыки, данные звуковые карты справляются неплохо.

Качество ПО, можно оценить как неплохое. Но всё же немного не хватает гибкости . Да и зачастую, бывают небольшие «глюки» и настройки иногда могут сбиваться. Обычно связано это с конфликтами от другого ПО или с Windows и DirectSound поддержкой .

Asus.

Известная тайваньская компания ASUS , производящая звуковые карты под маркой Xonar – которые специализируются на качественном воспроизведения музыки и делают ставку на качественную элементную базу. Используются качественные ЦАП-ы последних моделей от известных производителей. Звучание музыки , обычно качественней и детализированней чем у карт компании Creative (сравнение очень уместно, это два основных конкурента), да и разнообразие портов коммуникации шире. Из минусов можно отметить то, что практически всё в этих картах обрабатывается «софтово», то есть немного нагружая процессор.

Во многих картах этого производителя имеются защитные колпаки, которые защищают звуковую карту от ЭМ -помех, исходящих от линий питания и других компонентов внутри компьютера. Неплохое решение, если учесть что внутри компьютера таких волн значительное количество. К тому же выглядят карты с этими колпаками солидно и стильно, да ещё и светятся.

Если начистоту, то программное обеспечение звуковых карт ASUS , интересней в плане настроек и возможности расширения.

Чаще обновляемые драйвера и куча прикладных программ. Имеются настройка как для музыки, так и для фильмов в отдельности. В общем, карты прекрасно подойдут меломанам и любителям поэкспериментировать.

Звуковые карты от таких компаний как ECHO , M — audio – являются полу-профессиональными решениями. Имеют отточенное программное обеспечение, качественные ЦАП и АЦП , множество выходов (для создания и записи музыки). Простому пользователю, обычно мало интересны ввиду своей дороговизны и не совсем нужного им ПО и функционала. На таких картах, не всегда находится место даже длятаких технологий как EAX , Dolby Digital и DTS , так как они практически не используются в развлекательных целях.

Компании DigiDesign , Native Instruments – выпускают внешние, профессиональные звуковые карты, которые подключаются через , Fireware выходы. Но целью данной статьи данные звуковые карты не являются, так что опустим их описание.

Влияние звуковой карты на качество объёмного звука (5.1, 7.1).

Дискретная звуковая карта, может помочь вам без особого труда получить хороший эффект погружения в фильм, посредством правильного и грамотного позиционирования звуков в пространстве. Происходит это благодаря технологиям Dolby Pro Logic I ,II ; Dolby Surround и другим. Обычно достаточно иметь лицензионный диск с фильмом и плеер с поддержкой данных стандартов. С некоторыми плеерами, возможно требуется покопаться в настройках для их включения.

Встроенные звуковые карты , к которым подключена система 7.1 или 5.1 – могут в лучшем случае «подмочить» ваше погружение в атмосферу фильма или игры. Невыразительная глубина, «драбадан» из сабвуфера… Даже не все дискретные звуковые карты, способны качественно обрабатывать объёмный звук, не говоря уже о встроенном кодеке.

Дискретная звуковая карта, ЗНАЧИТЕЛЬНО улучшает нижний диапазон воспроизводимых частот звуковой сцены. Да и вообще, если вы имеете акустическую систему с сабвуфером (начиная с 2.1 ), то использование дискретной звуковой карты практически обязательно. Это помогает избежать искажений, неровности и неуверенности басовой составляющей в играх, музыке и фильмах. Бас становится мягче, глубже и уверенней.

Очень кстати бывает поддержка . Если карта проходит данную сертификацию, то она способна обеспечить кинематографическое качество звуковых сцен (при использовании совместно с другим THX сертифицированным оборудованием).

Звуковые выходы.


Если у вас есть домашний кинотеатр или ваша АС подключена через ресивер с оптическим или коаксиальным выходом (S /PDIF ), то вам обязательно нужно иметь данные выходы на звуковой карте. Подключение через данные выходы – не искажает сигнал, что позволяет выводить качественный звук, как он был задуман исполнителем. Оптический выход, передаёт сигнал качественнее, чем коаксиальный. Так же желательно должны быть аналоговые выходы 3.5 — «mini- » или полно-размерный 6.25 «Jack «(на профессиональных звуковых картах — 3.5 обычно отсутствует, либо используется для переносных устройств) для подключения мультимедиа акустики с предустановленными усилителями. Тут нужно смотреть нужны ли они вам или нет.

Способ подключения, слот расширения (USB, Express Card, PCI-E, PCI).

Предпочтительней всего — самый недавний стандарт . Практически все производители, которые производят звуковые карты для компьютеров, переводят свои продукты на этот стандарт. Сразу можно отметить, что разницы в звучании или скорости между PCI-E и PCI нет . Переход осуществляется по причине скорой (возможной) замены порта на более новый стандарт PCI-E . К примеру Intel , обещает что перестанет выпускать наборы системной логики с поддержкой PCI — в 2012 году. Именно поэтому лучше всего приобретать карты с разъёмом PCI-E , чтобы сохранить совместимость с будущими комплектующими. Ведь звуковая карта, возможно переживёт все ваши комплектующие не раз.

«Внешние» звуковые карты с , которые производятся для мультимедийного рынка — не обеспечивают тех же характеристик, как внутренние звуковые карты. Связано это в первую очередь с «не приспособленным» для этого портом USB и строгих стандартов по размерам самих внешних звуковых карт и энергопотреблению. К тому же такие решения, в основном предназначены для владельцев ноутбуков, которым даже такая карта будет очень привлекательна по качеству звучания. То же самое можно сказать и про ExpressCard разъём для звуковых карт.

В силу своего малого размера, такую элементную базу как в полноценных звуковых картах не разместишь. Страдает качество, в силу меньшего размера.

Стоит заметить, что многие профессиональные карты имеют подключение именно по USB шине. В них применяются совсем другие контролёры и принципы, которые невозможно применить в более дешёвых продуктах для массового потребителя. К тому же они предназначены в основном для записи, а не для воспроизведения.

Небольшая ложка дёгтя или просто напутствующий совет.

Если вы имеете недорогую акустику 2.0 (до 3000 рублей), то смена встроенной звуковой карты, пройдёт практически незаметно для вас. АС 2.1 – диапазон цены должен быть >2000 р, 5.1 системы >5000 р, 7.1 системы >6000 р.

Но в любом случае, если у вас система с сабвуфером, качество и детальность нижних частот непременно улучшится.

Выводы.

Для меломанов , игроманов или тех, кто просто любит следовать планке качества во всём – наличие дискретной звуковой карты строго обязательно.

Меломанам больше подойдут звуковые карты производства ASUS (Xonar ).

Игроманам , по душе будут карты производства Creative , которые позволяют разгрузить центральный процессор от обработки звука и привносит поддержку новых стандартов звука в игры.

Для качественного просмотра фильмов с многоканальным звуком — подойдут все звуковые карты от данных производителей.

Из основных факторов, которые влияют на качество воспроизводимого звука нужно взять во внимание: качество ЦАП , частоту дискретизации , THD , качественное ПО , поддержку новых стандартов и технологий .

Полагаясь на эти показатели можно выбрать звуковую карту, которая будет радовать вас своим чистым звучанием много лет.

Правильного выбора!

Прошли времена, когда компьютеры попадали на прилавки магазинов «глухонемыми»: сегодня встроенная звуковая карта есть даже в самых бюджетных моделях. Теперь колонки или наушники можно подключить к любому компьютеру – будь он офисный или игровой, десктопный или мобильный, дорогой или дешевый.
Проблема в том, что качество звука на выходе встроенных карт зачастую оставляет желать лучшего. Любому понятно, что при выборе материнской платы покупатель в последнюю очередь обратит внимание на характеристики встроенной звуковой карты; понимает это и производитель. Поэтому первым (и зачастую единственным) критерием выбора производителем звукового чипа на материнскую карту является его цена.


Дешевые звуковые чипы имеют низкоразрядные ЦАП с малым быстродействием и, зачастую, сильно шумят – в результате звук на выходе оказывается весьма далеким от идеала. И если для офиса такого качества звука может оказаться и достаточно, то для домашнего компьютера возможностей встроенной звуковой карты уже может быть недостаточно - если вы подключаете к компьютеру акустическую систему 5.1 (или 7.1) то для получения действительно объемной звуковой картины вам понадобится соответствующая звуковая карта.
Отдельная звуковая карта потребуется и для игрового компьютера – встроенные карты не поддерживают используемые в играх технологии объемного звука.
Если вы увлекаетесь написанием музыки и/или игрой на музыкальных инструментах, вам потребуется звуковая карта с Midi-интерфейсом и (возможно) высокоомным входом для подключения электрогитары.

Классификация звуковых карт.

Хотя принцип работы всех звуковых карт один, по характеристикам и поддерживаемым форматам их принято делить на два класса: профессиональные и мультимедийные.


Профессиональные звуковые карты используются, как следует из названия, для профессиональной работы со звуком:
- для создания высококачественных записей со студийных микрофонов;
- для записи музыки с подключенных музыкальных инструментов;
- для "озвучки" (в т.ч. многоголосой) и наложения звуковых эффектов на аудиодорожки фильмов;
Такие карты чаще всего внешние, оснащены специализированными разъемами, регуляторами и многоканальными высокопроизводительными АЦП (аналогово-цифровыми преобразователями). ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи) на таких картах тоже имеют высокое быстродействие и разрядность, обеспечивая вывод на динамики качественного звука. Основной недостаток таких карт – они дороги. Кроме того, такие карты обычно не поддерживают игровые форматы объемного звука.


Мультимедийные карты рассчитаны на рядового пользователя и представлены в широком диапазоне, как цен, так и прочих характеристик. Для таких карт характерны отсутствие профессиональных разъемов, минимум регулировок и простой (чаще одноканальный) АЦП. Зато, даже в самых дешевых звуковых картах этого класса объявлена поддержка форматов объемного игрового звука.

Характеристики звуковых карт.


Расположение карт бывает внешним или внутренним. Внутренние карты, как следует из названия, устанавливаются внутрь компьютера в свободный слот расширения. Внешние карты имеют свой корпус и располагаются снаружи компьютера, соединяясь с ним по интерфейсному кабелю (обычно USB). Такие устройства чаще всего используются с мобильными компьютерами – ноутбуками и планшетами. Впрочем, нередко встречается и использование профессиональных внешних звуковых карт с десктопным компьютером – встроенные карты имеют площадку под разъемы ограниченных размеров, и большое количество разъемов на ней просто не уместится.


Формат звуковой карты соответствует количеству каналов воспроизведения и определяет, будет ли полноценно работать подключенная к звуковой карте многоканальная акустическая система. Большинство звуковых карт обеспечивают воспроизведение только стерео звука (формат 2.0, два канала воспроизведения). Для подключения и полноценного использования систем объемного звука 5.1 (6 каналов) и 7.1 (8 каналов) понадобятся соответствующие звуковые карты.
Разрядность ЦАП определяет, насколько достоверно будет озвучиваться аудиофайл высокого качества. Важно понимать, что при воспроизведении аудиофайла, записанного с разрядностью 16 бит (например, треков audio CD) разницы между воспроизведением его через ЦАП разрядностью 16 или 24 не будет. Разрядность 16 бит подразумевает 65536 градаций амплитуды – в большинстве случаев этого достаточно. Но теоретически, в идеальных условиях, человеческое ухо способно обеспечить большее разрешение. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если вы собираетесь использовать звуковую карту для прослушивания качественного аудио (DVD и Blu-ray) и озвучивания Blu-Ray фильмов, следует выбирать модель с разрядностью ЦАП 24.
Максимальная частота ЦАП определяет, с какой частотой цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал. Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования ближе к исходному сигналу. Казалось бы, чем выше этот показатель, тем лучше. Но, согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух – 20 кГц (у большинства людей верхняя граница слышимого звука вообще проходит в районе 15-18 кГц), частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны как раз исходя из этого критерия. Соответственно, ЦАП звуковой карты, проигрывающей аудиотреки и mp3-файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться.
Теоретически, такой частоты дискретизации должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц.
Частота дискретизации ЦАП выше, чем у исходного файла, на качество звука не влияет, поэтому приобретать звуковую карту с частотой ЦАП выше 48 кГц имеет смысл, только если вы собираетесь прослушивать на компьютере помощью blu-ray и DVD-аудио или loseless музыку с частотой дискретизации, большей 48 кГц.
Если вы твердо нацелились на приобретение звуковой карты с частотой дискретизации выше 48 кГц, то экономить на покупке не стоит. ЦАП, как и любое другое аудиоустройство, добавляет в сигнал собственный шум. У недорогих моделей шумность может быть довольно высокой, а с учетом высокой частоты дискретизации, на выходе такого преобразователя может появиться опасный для динамиков ультразвуковой шум. Да и в слышимом диапазоне шумность может оказаться настолько высокой, что это затмит весь выигрыш от повышения частоты дискретизации.

Максимальная частота и разрядность АЦП определяют, насколько точно аналоговый сигнал с микрофонного или линейного входа будет преобразован в цифровой. Эти параметры важны в том случае, если карта предназначается для записи высококачественного звука. Для большинства бытовых потребностей достаточно одноканального АЦП с максимальной частотой в 44.1 кГц и разрядностью в 16 бит.
Для записи стереозвука необходимо наличие минимум 2-х каналов записи .




PCI

PCI-E

USB


Интерфейс подключения определяет, каким образом звуковая карта будет подсоединена к компьютеру. PCI и PCI-E – интерфейсы подключения внутренних звуковых карт, которые должны устанавливаться в соответствующий слот материнской платы. USB – интерфейс подключения внешних звуковых карт.

Соотношение сигнал/шум определяет уровень шума, добавляемого в сигнал самой звуковой картой. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается звук. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.

Поддержка EAX, OpenAL, A3D определяет, поддерживает ли карта игровые форматы объемного звука. С помощью этих форматов (при посредстве многоканальной акустической системы) в пространстве создаются мнимые источники звука, отражения звука от виртуальных стен и прочие звуковые эффекты. Разумеется, для всего этого необходимо, чтобы сама игра тоже поддерживала этот формат.

Поддержка ASIO . ASIO – программный интерфейс непосредственного (в обход операционной системы) обмена данных между драйвером звуковой карты и программой записи/воспроизведения звука. Необходимость этого формата возникла из-за того, что ОС Windows (в которой используется этот формат) при высокой загрузке системы может задерживать передачу звуковых данных. На слух это определяется как "заедания" и "притормаживания" звука. И, если (к примеру) при просмотре фильма на единичные такие случаи можно и не обратить внимания, то при профессиональной обработке звука подобное, разумеется, недопустимо.
В то же время поддержка ASIO не является гарантией того, что аудиодорожки будут звучать без задержек - многое зависит от качества звуковой карты и драйверов к ней. Не стоит ждать большого эффекта от включения этого режима на дешевой карте базового уровня.

Наличие цифрового выхода (S/PDIF, HDMI) позволяет передавать аудиосигнал в цифровом виде на аудиоаппаратуру, которая может принимать такой сигнал - например, на домашний кинотеатр. При таком подключении параметры ЦАП звуковой карты неважны - преобразование цифрового сигнала в аналоговый производит ЦАП домашнего кинотеатра. Такое подключение оправдано в том случае, если ЦАП домашнего кинотеатра качественнее того, что встроен в звуковую карту.

Наличие цифрового входа позволяет получать цифровой сигнал от аудиоаппаратуры (например, цифровых микрофонов и аудиопроигрывателей). При использовании цифрового входа, характеристики АЦП звуковой карты неважны - звук уже попадает в карту в цифровом виде. В этом случае работу по преобразованию аналогового звука в цифровой (если оно производится) берет на себя АЦП устройства, с которого идет цифровой аудиосигнал.

Наличие встроенного усилителя для наушников будет нелишним, если вы часто сидите перед компьютером в наушниках. Если у вас есть качественный высокоомный наушник, наличие усилителя просто необходимо - иначе звучать они будут тихо. Можно купить отдельный усилитель для наушников , а можно - выбрать звуковую карту со встроенным усилителем.

Фантомное питание микрофона используется при подключении конденсаторных студийных микрофонов – считается, что такой микрофон обеспечивает наилучшую запись голоса. Для подключения обычных динамических микрофонов фантомное питание следует отключать, иначе микрофон может выйти из строя.

Высокоомный инструментальный вход (Hi-Z) предназначен для прямого подключения электронных музыкальных инструментов c высоким сопротивлением звукоснимателя (например, электрогитар, электровиолончелей, скрипок и т.д.) При подключении таких инструментов к обычному линейному входу, амплитудно-частотная характеристика сигнала может исказиться.


Балансные входы и выходы необходимы, когда требуется повышенная защита от наводимых на аудиокабели помех. В отличие от обычных (небалансных) входов, в балансных используется три провода на канал вместо двух. В обычном входе один провод - земля, по второму передается аудиосигнал. Наведенные на аудиосигнал помехи беспрепятственно попадают на вход АЦП, портя основной звук. В балансном входе один провод - земля, второй - аудиосигнал, третий - аудиосигнал в противофазе. В карте аудиосигнал в противофазе вычитается из основного, при этом наведенная помеха - поскольку она идет в одной фазе на обоих сигналах - пропадает, а полезный сигнал усиливается.


На балансных входах довольно часто применяется универсальный разъем, который может работать и как балансный и как небалансный.


Поддержка ASIO, фантомное питание микрофона, высокая частота и разрядность АЦП, наличие балансных, инструментальных и Midi входов – отличительные особенности профессиональных звуковых карт, способных производить высококачественную запись звука.