Дб в наушниках сколько лучше. Как выбирать наушники: самый верный способ – прийти в магазин и отслушать «кандидатов

  • 12.02.2019

Открывая свое присутствие на GeekTimes мы решили начать с чего-то технического. А что лучше, чем провести беседу с известным экспертом в области технических измерений, задав разнообразные каверзные вопросы?

Мы задали множество вопросов основателю проекта Reference Audio Analyzer в России, Кузнецову Роману, известного под псевдонимом romanrex, автору множества статей, давно занимающегося измерениями аудиоаппаратуры.

Часть вопросов нам ранее задавали клиенты при консультациях и мы соответственно включили их в интервью.

Алексей: Какие характеристики самые важные у наушников?
Роман: Из тех, что обычно указываются на коробках, только сопротивление наушников (импеданс). Это единственная характеристика, на которую можно ориентироваться.

Алексей: А как же частотный диапазон?
Роман: Для измерений наушников нет единого «правильного» стенда. На сегодняшний день существует множество разных стендов у производителей наушников под разные задачи. Это относится и к разным методикам измерения характеристик со стендов.

Разные стенды дают разные АЧХ (Амплитудно-частотные характеристики). По одной методике граница диапазона должна быть определена:

  • По первой - по спаду в 1 дБ,
  • По второй – 60 дБ,
  • По третьей - что бы провал был не более 30 дБ на октаву.
Ни стенд, ни методика, ни стандарт на коробке обычно не указывается и цифры в виде 20 Гц-20 кГц могут означать что угодно. Довольно часто широкий диапазон можно увидеть либо на очень дорогих высококачественных моделях, либо на дешевых низкокачественных наушниках за 100 руб.


К сожалению, даже в рамках линейки одного производителя наушники измеряются на разных стендах по разным методикам и результаты между наушниками несопоставимы. Обычно цифры попадают на упаковку такие, какие нужны маркетологу. Все технические характеристики являются необязательными и их никто не контролирует. Некоторые производители не приводят никаких характеристик (Beats Audio, Bose), а другие их печатают только потому, что это делают конкуренты.

Алексей: Тогда характеристики совсем бесполезны?
Роман: Характеристики между собой можно сравнивать только в рамках одинаковых условий измерений с одного стенда. Сегодня в интернете существует несколько крупных баз измерений наушников, где можно сравнить характеристики одних наушников с другими. Зная, какой стенд использовался и как проводились измерения, можно оценить разницу между наушниками.

Алексей: А какие стенды самые правильные?
Роман: Нет ни одного 100% правильного стенда. Существуют как универсальные, так и специализированные под высокую точность измерения определенных характеристик. Например, была ситуация, когда надо было проверить разницу между правым и левым каналом у наушников с большими мягкими амбушюрами (Audez"e LCD-2). Амбушюры у наушников всегда влияют на посадку и ухудшают результат, хотя субъективно все эти различия ухо нивелирует.


У Audeze нельзя снять амбушюры - они приклеены. Для того, что бы правый и левый канал наушников оказался в одинаковых условиях для измерений, пришлось сделать отдельную выносную камеру. Линия АЧХ у этого стенда далека от субъективно воспринимаемой человеком, но зато точно показывает, разницу между каналами. В конкретном случае разница в АЧХ была ничтожна мала.


Но не только Audeze необходимо измерять без амбушюр, это правило относится практически ко всем наушникам, амбушюр снимается и производятся измерения через специальную камеру с микрофоном.

Для измерений АЧХ, близкой к воспринимаемой субъективно, необходим стенд максимально схожий с головой человека. Однако в ученом мире нет согласия, где должен располагаться микрофон, сломано много копий, а ответа нет. Теоретически, микрофон, расположенный у барабанной перепонки обязан давать более правильный результат, с резонансом в районе 2-5 кГц из-за слухового канала. Стенд с расположением микрофона у входа в слуховой канал не дает резонанса и теоретически менее правильный. Слушатели же указывают, что полученные АЧХ от стенда с микрофоном у слухового канала более близки к тому, что они слышат, но при этом 100% попадания нет. Это и не удивительно, ведь у каждого форма ушной раковины уникальна.


Сейчас в проекте Reference Audio Analyzer готовы стенды нового поколения, в которых достигнута высокая точность акустического демпфирования. Для настройки новых стендов наушники измерялись на живой голове человека, с закрепленными микрофонами. Результаты нового стенда полностью совпадают с “живыми” результатами.

Была возможность сравнить результаты тестовых наушников от стандартизированного искусственного уха от Brüel & Kjær. В стандартизированном стенде используются внутренние камеры для создания акустического демпфирования эквивалентное живому уху. Результат при этом оказался не таким близким к живому уху, нежели у нового стенда RAA HDM-X.


У стенда с ушными раковинами неизбежно страдает параметр разницы АЧХ между правым и левым каналом.


Алексей: Хорошо, а каких характеристик достаточно, чтобы определить качество?
Роман: К сожалению измерить можем лишь часть параметров. Существуют разные методики определения качества, например есть хороший тест FSQ, который разработан Акустическим центром кафедры Радиовещания и электроакустики московского технического Университета связи и информатики (МТУСИ). Субъективно идет оценка порядка 14 основных параметров, где АЧХ АЧХ прямо или косвенно охватывает 3-4 параметра. Ряд других параметров можно измерить, но нет внятной психоакустической модели. Какие-то параметры измерить можно, но с большим риском повреждения наушников (например перегрузочную способность), а какие-то параметры требуют слишком трудоемких тестов, длительных по времени и сложных в обработке. По этой причине характеристики служат дополнением или дают сделать взвешенный выбор под конкретные условия эксплуатации наушников.

Еще важно распределение приоритетов между характеристиками. Когда-то считалось, что ровная АЧХ - это залог качества. Позже стало ясно, что это ошибочное представление, т.к. в погоне за ровной АЧХ в жертву приносились остальные параметры.

Все характеристики - это вспомогательные данные, к оценке которых надо подходить осторожно.

Алексей: Но чем больше параметров, тем больше можно сказать о том, как наушники звучат?
Роман: Безусловно, хотя часто возникает путаница и подмена понятий. Ведь измерить мы можем не только то, что связано напрямую с субъективным восприятием, но и то, что к звуку прямого отношения не имеет. Например, по виду импульсной характеристики определяется фазировка и наличие/отсутствие высокочастотного резонанса. Но ряд воинственных аудиофилов пытаются увидеть на импульсе “скорость” и “атаку”, что применимо только к усилителям с ровной АЧХ и неприменимо к наушникам с неравномерной АЧХ. Несмотря на название «скорость», это не заменяет определения атаки из психоакустики. Это как характеристика для автомобиля, где расположен двигатель, впереди или сзади. И по аудиофильскому подходу лучшими “быстрыми” автомобилями оказываются гоночный болид формулы 1 наравне с “запорожцем”, а в худших “Жигули”, “Mercedes” и “Bentley”.

Алексей: Если мало какие параметры можно измерить, то стоит ли вообще этим заниматься?
Роман: Та часть параметров, которую можно измерить может существенно помочь в конечном выборе продукта. По АЧХ мы можем делать выбор между «более» басовитыми или «светлыми» наушниками, где для сравнительного анализа достаточно послушать одну из моделей. По чувствительности наушников можно спрогнозировать, достаточно ли мощности у усилителя плеера для конкретных наушников.

Алексей: Т.е. не стоит ожидать простой системы рейтингов по качеству?
Роман: Единственно верной и подходящей для всех без исключения системы рейтинга существовать не может. Но есть свежая наработка рейтинга, где на основе технических данных измерений могут спрогнозировать ряд рекомендаций для условий экплуатации. Будет что-то вроде «рейтинга со звездочками» применения наушников для разных целей. Модель основана на статистических данных более 500 моделей наушников и 100 усилителей и соответственно обладает достаточно высокой точностью.

Алексей: А что нужно для того, что бы начать измерять наушники, какое оборудование?
Роман: Стандартизированное оборудование под измерения наушников довольно дорогое и если не стоит задача надувать щеки, то можно начать с недорогих измерительных микрофонов и конструкции плоского стенда. Большая часть проблем на раннем этапе будет связана не с оборудованием и ПО, а опытом, где важно отличать, прошел тест корректно, или нет. Из ПО можно порекомендовать RMAA и ARTA.

После того, как приобретен опыт можно определится, идти вперед в развитии стендов или нет. На производстве оборудование строго разделяется на «проборы» и «индикаторы». Приборы попадают под определенный стандарт (у нас в ГОСТ) и результаты имеют юридическую силу. Индикаторы могут быть на несколько классов выше по точности в сравнении с приборами, но не иметь юридической силы. Внесение оборудования в ГОСТ – дорогостоящее удовольствие и при малых тиражах можно наблюдать космические цены. Для того, что бы закреплять результат при моддинге наушников, гонка за стандартизированным оборудованием выглядит неоправданно дорогой.


Из микрофонов можно начать с популярного Behriger ECM8000 и практически любой звуковой карты с поддержкой фантомного питания и ASIO. Позже или сразу можно докупить микрофонных капсюлей, например Panasoinc WM62, каждый из которых стоит по $1-2 и делать измерения с них, калибруя или проверяя их работоспособность через ECM8000.

Конструкция плоского стенда очень проста, и в интернете зачастую можно будет найти результаты аналогичных наушников и соответственно прикинуть, насколько измерения получились корректными. Но определенные расхождения все равно будут, т.к. банально все используют разные усилители, а согласование полного выходного сопротивления усилителя и импеданса наушников меняют АЧХ. В RAA например это влияние компенсируется и результат соответствует измерению от «идеального» усилителя с нулевым сопротивлением. Ни один софт сегодня такую компенсацию делать не умеет.

Алексей: А есть ли учебники или другие материалы по измерениям?
Роман: К сожалению, нет, как и нет кратких инструкций. Иногда приходят вопросы в стиле «у меня есть E-MU1616m, скачал RMAA, как мне измерить качество …». На вопрос, в чем затруднения: в RMAA или настройкой E-MU1616m, приходят потрясающие ответы: «да я еще и не запускал RMAA – слышал только, что ей можно что-то измерить, расскажите мне, что и как…». Тут можно сказать только одно, если нет реального желания в саморазвитии, то забудьте об измерениях сразу. Достаточно хорошее оборудование, годное для измерений есть у многих, но измеряют единицы, т.к. все здесь упирается в опыт. Это как взять в руки скальпель и наивно полагать, что превратился в хирурга и полностью готов для проведения настоящей операции. Освоение требует постепенной практики. Надо делать шаг за шагом. Отдельные ответы на разные вопросы давно есть в сети.

Алексей: В последнее время были ли какие-то прорывы в области измерений наушников?
Роман: Кардинально новых тестов за последнее десятилетие не появилось, но и раньше наушники за пределами производства практически никто не измерял. Сегодня же это делают несколько СМИ, плюс существуют отдельные базы измерений наушников.



Яркий пример, как меняется с усилителем как у Colorfly C4 Pro и с большинством усилителей от звуковых карт с постоянным сопротивлением около 20 Ом.

Отдельным прорывом считаю популяризацию взаимосвязи импедансов наушников и усилителя, где проявляется изменение АЧХ. В мире акустических систем это никак не исследуется, т.к. по умолчанию всегда у усилителей высокий демпинг-фактор. У усилителей же для наушников ситуация совсем иная. На текущий момент показать взаимосвязь не может ни один софт, а RAA - это первый программно-аппаратный комплекс, в котором это есть.

Алексей: Но RAA же недоступна для свободного использования?
Роман: Верно, ПО не имеет «коробочной» версии, и на текущий момент тесно связано с текущими стендами. Планируется открыть On-Line сервис с интерактивной моделью графиков. Развитие как коммерческого проекта на текущий момент целесообразным не выглядит.

Алексей: А можно ли что-то дать на измерения и сколько это стоит?
Роман: Да, со мной всегда можно связаться и если у меня рабочий график не перегружен, то могу провести измерения. Для обычных аудиолюбителей это совершенно бесплатно.

Алексей: Были ли случаи, когда измерения пригодились за пределами профессиональной деятельности?
Роман: Да, конечно. Совсем недавно при попытке купить задешево с рук Sennheiser ie 800, измерения на месте показали, что у продавца была подделка Sennheiser ie800 . Измерения уберегли от напрасной траты денег.

Алексей: Что можете пожелать читателям?
Роман: Желаю не зацикливаться на каких-либо характеристиках, а больше слушать своими ушами. И искать не эталонные наушников, а те, которые отвечают поставленным задачам. Если задача - слушать музыку, то искать те наушники, которые дарят удовольствие от прослушивания, а не правильный, но неприятный звук. Благо, сейчас не проблема послушать наушники до покупки, по крайней мере в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга в Soundpal . А как лучше всего слушать, наверно тема отдельно интервью.

Алексей: Спасибо за ответы, думаю, что со временем у нас появятся новые.
Роман: Буду рад ответить.

Считаете, что какие какие-то темы остались за кадром? Присылайте нам вопросы или пишите в комментариях.

Обращаете ли внимание на технические характеристки

Современную молодежь, да и не только, интересует вопрос, как выбрать наушники, которые бы обладали приятным звучанием, хорошо «сидели», были долговечными и качественными. Для этого надо разобраться в разновидностях этих устройств, понять, какой класс динамиков подходит для поставленных целей и соответствует финансовым возможностям.

Какие наушники лучше выбрать?

Решая, какие наушники лучше, надо определиться с их назначением, от размеров модели зависит удобство их использования в разных жизненных ситуациях. Очевидно, что ди-джей в студии не станет работать в маленьких «капельках», а обыкновенный человек для разговора по телефону или скайпу не купит себе профессиональные массивные устройства. Кроме этого изделия оснащаются гарнитурой – микрофоном, от которого тоже зависит удобство их использования. Он может отстегиваться, располагаться жестко, на поворачивающемся кронштейне или на гибком соединительном шнуре.

Как выбрать наушники для телефона?

На вопрос, как выбрать хорошие наушники для телефона, большинство производителей предлагают небольшие устройства – вкладыши, которые вставляются прямо в ухо. Они крепко держатся, имеют доступную цену и приемлемое качество звука, всегда могут быть под рукой. Выбирая вкладыши, надо обратить внимание на следующее:

  • совместимость с моделью телефона;
  • удобство в использовании;
  • наличие микрофона;


Как выбрать наушники для компьютера?

На вопрос, производители советуют остановиться на полноразмерных мониторных моделях с дугообразным креплением. Качество динамиков подбирают в соответствии с выполняемыми задачами.

Если ПК используется для работы, лучше остановиться на простой модели. Главное в ней:

  • удобство, чтобы забыть о присутствии устройств при длительном их использовании;
  • цена. Можно не искать дорогие варианты с басами, если изделие нужно для работы и разговоров;
  • наличие микрофона.


Как выбрать игровые наушники – на что обратить внимание:

  • шумопоглощение. Широкие мягкие прокладки позволяют мембранам полностью охватывать уши и отключиться от окружающих сигналов;
  • звук. Должен быть ровным и в меру глубоким, важна «сцена» для восприятия окружающих сигналов в разных ситуациях;
  • хороший микрофон. Нужен для командных игр;
  • удобство использования. Зависит от наличия пульта управления, регулировки оголовья, изменения положения микрофона.


Как выбрать наушники для музыки:



Как выбрать наушники для плеера?

Решая, какие наушники лучше выбрать для музыки и прослушивания плеера, можно остановиться на трех популярных вариантах. Это обычные вкладыши со слабой шумоизоляцией, вставные модели, которые входят в ушной канал на некоторую глубину, или полноразмерные, охватывающие весь орган слуха целиком и обладающие высоким качественным звукопоглощением. По качеству динамиков лучше подобрать модели с хорошими басами, с сопротивлением 16-40 Ом, ориентироваться на проверенных известных производителей.







Какие наушники выбрать для телевизора?

Многих людей интересует вопрос, какие наушники выбрать для музыки, фильмов или передач, просматриваемых по телевизору. В случае использования изделий для TV, они должны быть удобными и иметь очень длинный шнур. Целесообразно купить модели, с которыми можно передвигаться по всей комнате. К качеству передаваемого звука высоких требований предъявлять не стоит – в телевизоре оно намного ниже, чем в медиасистемах. По удобству предпочтение можно отдать моделям с дужкой, крепящейся на ухо или округлым основанием, охватывающим всю голову.



Какие наушники лучше для бега?

Производители советуют любителям бега остановиться на накладных устройствах. Они обладают отменной звукоизоляцией и качеством звука, буквально притягиваются к ушам – вот какие . Крепление лучше подобрать с затылочной дужкой или рассчитанное на оголовье. Оно не позволит устройству упасть во время активного движения.



Как выбрать качественные наушники?

Решая, как выбрать хорошие наушники, главное определиться в их разнообразии. Чтобы удовлетворить все запросы, конструкторы придумали массу вариантов. По каким параметрам выбирать наушники:

  1. Тип крепления. Существуют модели со специальной маленькой дужкой или охватывающие всю голову. Еще есть небольшие изделия, вставляющиеся прямо в ухо.
  2. Конструкция. Все устройства делят на группы, отличающиеся тем, как близко динамик расположен к уху:
  • вкладыши или капельки (вкладываются в орган слуха);
  • вставные, вакуумные (глубокие затычки);
  • накладные (с плотным креплением);
  • мониторные (полный обхват ушей);
  • Проводные или беспроводные. Различаются методом передачи звука в динамик. Устройства со шнурами ограничивают свободу человека, без них – дают мобильность в движениях.
  • Акустическое оформление. Перед тем, как выбрать наушники, надо знать, что они бывают открытого и закрытого типа. В первом случае аксессуар пропускает внешние звуки, человек может находиться в курсе окружающих событий. В закрытых моделях лишнего шума не слышно, используют их в основном меломаны и профессионалы на студиях звукозаписи.
  • Какие беспроводные наушники выбрать?

    Этот вид изделий работает без соединительных кабелей. В моделях используется три способа передачи сигнала – инфракрасный, радио и Bluetooth. Первый вариант устаревший, требует, чтобы датчик-приемник на ушном приспособлении находился в прямой видимости от передатчика. Перед тем, надо знать, что они имеют малый радиус действия, около 10-15 м, поэтому радиоустройства лучше – они могут работать на расстоянии 100 и больше метров. Все беспроводные модели имеют более низкое качество звучания, объясняющееся потерями сигнала при передаче.



    Как выбрать вакуумные наушники?

    Для людей, придающих большие требования к качеству звучания, актуальны вставные приспособления, которые используют для прослушивания музыки, особенно в шумных местах – метро, поезде, на улице. Они имеют насадки, фиксирующие динамик внутри слухового канала, буквально затыкая его. Результатом такой плотной посадки является полная изоляция от посторонних шумов. Вакуумные наушники - какие лучше:

    • выбирая изделие с басами, надо обратить внимание на диапазон частот – чем он больше, тем качественнее звук;
    • лучше приобретать модели с пенными насадками, они обеспечивают большую герметизацию, чем пластик или силикон;
    • при покупке важно подобрать нужный размер мембраны, который обеспечит отличное звучание.


    Как выбрать наушники вкладыши?

    Эти приспособления буквально вкладываются в уши, держатся за счет силы упругости. Они подходят людям, неприхотливым к качеству звука, зачастую продаются вместе с телефонами. Наушники вкладыши - какие лучше выбрать:

    • обратить внимание на передачу басов (к примеру, недорогой бренд Sennheiser), ведь у большинства других дешевых моделей с этим проблема;
    • целесообразно подобрать разновидность со встроенным микрофоном, чтобы отвечать на входящие звонки;
    • остановиться на удобной гарнитуре для управления музыкой и разговоров;
    • любителям пробежек удобнее найти крепления с гибкими заушинами, они компактны и не спадают во время движения.


    Как выбрать наушники капельки?

    Приспособления также, как и вкладыши, вставляются в ушной канал, отличаются необычной формой. Они удобные, компактные и легкие. Как выбрать громкие наушники капельки:

    • при покупке желательно сразу вставить аксессуар в ухо. Если капелька выпадает, для лучшей герметизации желательно найти более подходящую модель;
    • желательно найти модель с набором . По обстоятельствам можно применять стандартные, резиновые либо рельефные. Звучание в них объемное и более чистое;
    • стандартным показателем громкости является 100 дБ. Если выбранная модель имеет меньший параметр, то, к примеру, тихую запись можно плохо слышать.


    Как выбрать наушники по характеристикам?

    Все модели имеют определенные параметры, на которые можно ориентироваться для оценки будущего звучания. Технические характеристики наушников – как можно выбрать хорошее качество:

    1. Частотный диапазон. Перед тем, как выбрать наушники, важно проанализировать этот параметр – чем он шире, тем качество звучания лучше. Спектр этой характеристики обусловлен размером мембраны. Для человека хватает, если параметр будет составлять от 15 Гц до 20 000 Гц.
    2. Чувствительность. От этого параметра зависит громкость звука. Для наушников стандартная чувствительность, какая позволяет лучше и четче слышать мелодию в динамике, составляет 100 дБ.
    3. Сопротивление (импеданс). Параметр учитывается относительно того, какая техника будет использоваться. Чем больше сопротивление изделий, тем более мощный источник звука им нужен. Низкоомные устройства могут звучать с искажением, высокоомные – не очень громко. Какое сопротивление для наушников лучше:
    • для плеера или компьютера хватает сопротивления 16-80 Ом;
    • для студийной работы на усилителях импеданс может быть 200-300 Ом и больше.
  • Мощность. Она должна соответствовать силе звукового сигнала передающего прибора. Перед тем, как выбрать для себя наушники, важно проанализировать соответствие их мощности с компьютером, телевизором, плеером, усилителем. Если параметр на передающем приборе превышает указанный на ушных устройствах предел, они выйдут из строя. Стандартный диапазон мощности от 1 мВт до 5000 мВт.
  • Уровень искажения. Параметр измеряется в процентах, чем выше показатель, тем лучше звук.
  • Какие марки наушников лучше?

    Качество изделий сильно зависит от фирмы-производителя. Какие наушники выбрать для прослушивания музыки – лучшие бренды, которые пользуются доверием покупателей:



    Многие из нас привыкли выбирать технику, руководствуясь её техническими характеристиками. Применим ли такой подход к выбору наушников? Давайте разберёмся… Перво-наперво, посмотрим, что вообще собой представляет список технических характеристик наушников. Сразу оговоримся, что рассматривать такие параметры как размеры, вес, форм-фактор, принцип действия и акустическое оформление мы сейчас не будем - просто потому, что за исключением принципа действия, смысл всех этих параметров очевиден. А рассказ о различных принципах действия был бы достаточно долгим, и мог бы вылиться в отдельную статью.

    Текст: Иван МУСИНОВ

    Рассмотрим же мы только те характеристики, которые имеют непосредственное отношение к излучателям наушников. Таких характеристики всего четыре:

    • Диапазон воспроизводимых частот
    • Сопротивление
    • Чувствительность
    • Максимальная входная мощность

    Рассмотрим каждый из этих параметров более подробно.

    Диапазон воспроизводимых частот: размер значения не имеет?

    В обывательских кругах этому параметру зачастую придаётся очень большое значение - иногда даже от продавцов-консультантов приходится слышать, что именно он является основным показателем качества звучания наушников. А за производителями наушников можно заметить следующую практику: для более дорогих и высококлассных своих моделей они, как правило, указывают более широкий частотный диапазон, чем для более простых и бюджетных.

    В действительности диапазон воспроизводимых частот не только не имеет какого-либо отношения к качеству звучания, но и вообще, не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Почему? - сейчас разберёмся.

    До сих пор точно не установлено, какой диапазон звуковых частот способен слышать человек, однако примерные границы этого диапазона определены - от 20 Гц до 20 КГц. Фактически, для человека нет разницы, способны ли наушники воспроизводить что-либо за пределами этого диапазона, однако важно, чтобы всё, что попадает в этот диапазон, воспроизводилось с разбросом по громкости, не превышающим разумных пределов (с равномерным уровнем громкости весь диапазон ни одни наушники не воспроизводят).

    Тут следует сказать, что некоторые производители намеренно увеличивают этот разброс «поднимая», или наоборот «приглушая» определённые участки частотного диапазона, стремясь придать звучанию своих наушников определённый, «фирменный», характер - так, например, с недавних времён стала популярной практика «приподнимать» определённый участок диапазона высоких частот в дорогих наушниках - чтобы их звучание казалось более детальным, разборчивым. В любом случае, никакой информации об этом разбросе по громкости, подъёмах и спадах на разных участках «частотки» диапазон воспроизводимых частот нам не даёт.

    Кроме того, стоит отметить, что очень немногие современные наушники способны без «завалов» воспроизводить высокие частоты - у большинства моделей в области свыше 14 КГц начинается интенсивный спад уровня громкости. Так что не стоит пугаться, если у наушников заявлен диапазон, не дотягивающий по верхней границе до 20 КГц (такое часто бывает у наушников, построенных на базе арматурных излучателей).

    Кстати, насколько бы ни был широк указанный производителем частотный диапазон наушников - наушники способны воспроизводить звуки любой частоты, находящиеся за его пределами, - только с очень большим «завалом» по громкости. А какой же «завал» следует считать достаточно большим для того, чтобы обозначить его как границу заявленного частотного диапазона? 20 децибел, или, может быть, 30, или ещё более того? На самом деле, никакого единого стандарта на этот счёт нет, и каждый производитель волен обозначать границы диапазона буквально там, где сам пожелает. В таких условиях не может идти речи не только о полезности такой характеристики как диапазон воспроизводимых частот у наушников, но и о её корректности или правдивости.

    Сопротивление имеет значение для музыки с планшетов и смартфонов

    Этот показатель означает ничто иное как величину электрического сопротивления наушников. На сопротивление обычно рекомендуют обращать внимание тем, кто собирается использовать наушники с «маломощными» источниками звука - портативными плеерами, ноутбуками, планшетами, смартфонами, а также компьютерными звуковыми картами.

    Считается, что при достаточном уровне чувствительности наушников (о том, какая чувствительность считается «достаточной» мы расскажем далее), оптимальное значение их сопротивления для портативных плееров, смартфонов, и планшетов - не более 50-70 Ом, а для ноутбуков и компьютерных звуковых карт - не более 100 Ом (цифры, естественно, приблизительные и усреднённые). В то же время, не рекомендуется использовать наушники, сопротивление которых ниже выходного сопротивления источника (это касается любых, не только описанных выше «маломощных» устройств) - как минимум, это чревато потерями в качестве звучания, как максимум - повреждением источника. Последнее, правда, возможно лишь в крайне «запущенных» случаях.

    Казалось бы, всё просто - смотрим на сопротивление, и решаем, подходят к нашему источнику наушники, или нет. В действительности же, дела обстоят несколько сложнее.

    Излучатели наушников, на самом деле, обладают двумя похожими друг на друга характеристиками: сопротивлением постоянному току и импедансом (комплексным сопротивлением), отражающим сопротивление наушников переменному току. Так как звуковой сигнал, поступающий с плеера на наушники - это как раз переменный ток- то из этих двух характеристик нас интересует именно импеданс.

    У изодинамических наушников, импеданс линеен - их сопротивление не зависит от частоты переменного тока. А вот у динамических и арматурных наушников импеданс в зависимости от частоты поступающего на них тока (а соответственно, и от чистоты воспроизводимого ими звука) может быть разным.

    Причём, в то время как одних наушников разброс импеданса по частоте незначителен, у других он достигает серьёзных величин - и это может нести определённые последствия для качества звука. Если на каком-то из участков частотного диапазона импеданс наушников чересчур низкий (ниже выходного сопротивления источника) - на этом участке возымеет место потеря разрешающей способности и рост уровня искажений. Аналогичным образом дела складываются тогда, когда «маломощный» источник не может справиться с чересчур высоким импедансом наушников.

    Небольшой пример - многие владельцы популярных портативных наушников Koss Porta Pro, использующие их с плеерами, среди их недостатков отмечают медленный, «невнятный», хотя и мощный бас. Да, по скорости и разборчивости баса эти наушники - не рекордсмены, но, вероятно, если бы их владельцы попробовали подключить их к достаточно мощному усилителю, они бы отметили значительное улучшение этого параметра. А всё дело в том, что хотя заявленное сопротивление Koss Porta Pro - всего 60 Ом, что вполне нормально для портативных наушников - в области «мид-баса» оно возрастает до 140 Ом - и большинство портативных плееров «пасует».

    Теперь вопрос - почему у большинства наушников импеданс обозначается лишь одной цифрой, и какой от этой цифры толк? Ответ: эта цифра, в большинстве случаев, отражает значение импеданса на отметке в 1000 Гц - считается, что именно по этой чистоте пользователь определяет и выставляет комфортный для себя громкости. Толк от этой цифры следующий: у большинства наушников «разброс» импеданса в зависимости от частоты всё-таки не очень велик, и поэтому указанная цифра может служить кое-каким ориентиром при выборе наушников.

    Полноценные графики импеданса производители наушников афишируют крайне редко, но если вы хотите узнать всё о сопротивлении той или иной модели наушников - с большой долей вероятности вы сможете найти нужную информацию в сети.

    Чувствительность отражает уровень звукового давления

    Иначе говоря - громкости, который способны развить наушники при подаче на них сигнала определённого уровня. Рассказывая про бесполезность характеристики «диапазон воспроизводимых частот», мы уже упоминали о том, что громкость наушников на протяжении воспроизводимого ими частотного диапазона разнится - какие-то его участки наушники воспроизводят громче, какие-то - тише.

    На основании какого участка частотного диапазона измеряется чувствительность? Как правило это отметка в 1000 Гц - также, как в случае с импедансом.

    Чувствительность наушников указывается либо в децибелах на милливатт (дБ/мВт), либо в децибелах на вольт (дБ/В).Чувствительность, выраженная в дБ/В удобна тем, что с её помощью, не обращая внимание на сопротивление, можно сравнивать между собой рвзличные модели наушников, и в частности, определять насколько та или иная модель подходит для использования с портативными устройствами. Оптимальный уровень чувствительности для таких наушников - не менее 90 дБ/В.

    Зная величину сопротивления наушников, можно перевести чувствительность, выраженную в дБ/мВт, в чувствительность, выраженную в дБ/В. Для этого есть следующая формула:

    Чувствительность (дБ/В) = Чувствительность (дБ/мВт)+20Lg(1/),

    Где R- сопротивление наушников.

    Максимальная мощность - этот параметр в теории...

    Этот параметр, в теории, должен отражать максимальную мощность электрического сигнала, который можно подавать на наушники без риска повредить излучатели. Как правило, очень сильно занижен, и практического смысла в себе не несёт.

    Какие же параметры наушников говорят о том, как наушники звучат? Увы, никакие - поэтому сравнив технические характеристики различных моделей, выбрать из них наиболее подходящий по звучанию вариант не получится.

    Мы уже не раз говорили о том, что самый верный способ выбрать наушники - это прийти в магазин, и отслушав несколько «кандидатов», сделать выбор. Если же такая возможность у вас отсутствует, мы можем порекомендовать вам собрать максимум информации - обзоров, измерений, отзывов - о тех моделях, среди которых вы ищете «свою единственную», и принять на их основе решение.




    Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

    Чувствительность

    Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

    На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.



    Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

    Мощность

    А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас) и получите искажения на громкости выше средней.

    Для наушников используемых дома высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.



    Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

    Сопротивление

    Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

    Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.



    Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

    Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

    Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

    Частотный диапазон

    Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.



    Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

    Уши против цифр

    В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

    При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.