Наушники (история изобретения). Про наушники – история появления наушников

  • 05.07.2019

Игровые наушники с подсветкой, микрофоном и функцией вибрации

Стереофонические нау́шники (наушники ) - два телефона с оголовьем, предназначенные для подключения к бытовым радиоэлектронным аппаратам . Наушники представляют собой пару небольших по размеру или блока наушника , надеваемых на голову или вставляемых прямо в ушные каналы . Наушники часто применяются в быту и в профессиональной деятельности для речевой связи и прослушивания музыки и речи , когда необходима мобильность или звукоизоляция от окружающего пространства. Наушники с прикреплённым к ним микрофоном образуют головную гарнитуру . Иногда в профессиональной деятельности вместо пары используется один отдельный наушник, он называется монитор .

В технической литературе вместо слова «наушники» традиционно используется термин «головные телефоны». Термин возник, скорее всего, в результате буквального прочтения английского слова headphones (англ. head - голова, phone - телефон) . Ещё в 1899 году в одном из первых радиоприёмников , созданных Александром Поповым , преобразованные из радиосигналов звуковые волны, согласно описанию, прослушивались через «головные телефоны». Название же «телефон » (от др.-греч. τῆλε - «далеко» и φωνή - «голос», «звук») впервые применил Филипп Рейс в 1861 году .

История [ | ]

Первые по-настоящему успешные наушники были разработаны в 1910 году Натаниэлем Болдуином, который сделал их вручную на своей кухне и продал их в ВМС США.

Классификация наушников [ | ]

Накладные наушники

По назначению [ | ]

По способу передачи сигнала [ | ]

По количеству каналов [ | ]

  • монофонические - сигнал на звукоизлучатели (или один звукоизлучатель) передаётся по одному каналу, соответственно звук из обоих звукоизлучателей выходит идентичный;
  • стереофонические (наиболее распространённый тип) - сигнал на каждый из двух звукоизлучателей передаётся по отдельному каналу;
  • многоканальные - имеют более одного звукоизлучателя для каждого уха, с отдельным каналом для каждого излучателя, что позволяет лучше имитировать объёмное звучание или разделять каналы по частотным характеристикам.

По типу конструкции (виду) [ | ]

  • Смешанные поворотные - данный тип объединяет преимущества наушников-вкладышей и внутриканальных наушников без недостатков, присущих обоим видам. Смешанные поворотные наушники надёжно удерживаются в ухе во время ношения, при этом их положение может быть легко изменено простым движением пользователя из внутриканального положения «качество» в положение «комфорт», когда динамик располагается в ушной раковине и не препятствует мониторингу окружающих звуков, и обратно. Такие наушники позволяют, в зависимости от ситуации и желания пользователя, использовать пассивное шумоподавление в режиме «качество» (разговор или активное прослушивание музыки) или контролировать происходящее вокруг пользователя при режиме «комфорт» (при неиспользовании или при фоновом прослушивании голоса/музыки).
  • накладные , околоушные - накладываются на ухо;
  • полноразмерные - накладываются на голову, полностью закрывая ухо. Таковые, в свою очередь, делятся на наушники:
    • открытого типа - наушники пропускают внешние звуки через специальные широкие отверстия. Многие слушатели отмечают звук открытых наушников как более естественный, с широкой звуковой сценой, и менее утомительный по сравнению со звуком закрытых наушников. Однако, в сравнении с наушниками закрытого типа, открытые наушники не обеспечивают хорошей звукоизоляции и, как правило, слабее воспроизводят низкие частоты;
    • закрытого типа - чаши наушников не имеют внешних отверстий. За счёт этого наушники не пропускают внешние шумы и обеспечивают максимальную звукоизоляцию, что позволяет использовать их в шумных условиях, а также в тех случаях, когда необходимо полностью сосредоточиться на прослушивании или прослушать конфиденциальную информацию. При высоком качестве звука, основные недостатки закрытых наушников заключаются в высокой утомляемости слуха и дискомфорте для головы в силу отсутствия циркуляции воздуха из-за плотного прилегания амбушюров (при плохом же прилегании амбушюров ухудшается воспроизведение низких частот) и, как правило, большего давления на голову, чем у открытых наушников;
    • полуоткрытого типа (или полузакрытого типа ) - открытые наушники, но лишь с небольшими по размеру внешними отверстиями, призванные объединить в себе достоинства наушников закрытого и открытого типа.

По типу крепления [ | ]

По способу подключения кабеля [ | ]

  • двусторонние - соединительный кабель подводится к каждой из чашек наушников;
  • односторонние - соединительный кабель подводится только к одной из чашек наушников, вторая подключается отводом провода от первой, зачастую провод спрятан в дужке.

По конструкции излучателя [ | ]

По сопротивлению [ | ]

По типу соединительных разъемов [ | ]

Технические характеристики [ | ]

Основные технические характеристики наушников: частотный диапазон, чувствительность, импеданс, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении.

Опасности, связанные с наушниками [ | ]

Длительное использование наушников на высокой громкости грозит

Сегодня почти невозможно прогуляться по городу или по территории университета и не встретить, по меньшей мере, несколько десятков человек в . Речь идет как о небольших миниатюрных наушниках-пуговках, так и огромных головных телефонах, в которых слушатель выглядит как пилот Boing 747. Популярность и распространенность современных наушников можно было бы приписать устройству Sony Walkman, которое дебютировало в 1979 году и почти сразу стало символом поп-культуры.

Будучи первым доступным портативным музыкальным плеером, Walkman стал отличительной характеристикой яппи, и это даже было обозначено на обложках их записных книжек. Но, конечно же, свою историю наушники ведут с гораздо более ранних лет, чем 1980-е годы. Как и множество другой коммерческой электроники, современные наушники (и стереозвук) создавались частично в военной сфере.

Тем не менее, не существует определенного человека или одной компании, которая бы «изобрела» . Однако есть несколько ключевых игроков, которые «перенесли» это устройство с военных баз и коммутаторов в домашнюю и уличную обстановку.

В 1890-х британская компания под названием Electrophone создала систему, позволяющую своим потребителям подключаться к «живому» исполнению музыки в театрах и оперных театрах по всему Лондону. Пользователи этого сервиса могли слушать музыку через пару массивных наушников, которые соединялись под подбородком и держались с помощью длинного стержня. Форма и дизайн этих первых наушников превращали их в разновидность удаленного звукового эквивалента театрального . Это было революционным открытием, причем изделие даже предлагало некоторое подобие стереофонического звука. Однако самые первые наушники не имели ничего общего с музыкой, а применялись операторами для радиосвязи и телефонной связи в конце 19-го века.

До появления Electrophone французский инженер Эрнест Меркадье (Ernest Mercadier) запатентовал в 1891 году набор наушников, вставляемых в уши. Меркадье получил патент США No. 454,138 за «совершенствование телефонов-приемников… которые были достаточно легкими, чтобы их носить на голове оператора». После проведения всестороннего тестирования и оптимизации телефонов-приемников Меркадье смог изготовить миниатюрные приемники, которые весили меньше 1¾ унций и были «приспособлены для вставки в ухо». Его конструкция – это невероятно искусная работа по миниатюризации, и она необыкновенно похожа на современные наушники-пуговки, вплоть до использования колпачка «для сокращения трения напротив ушного отверстия… (и) эффективно закрывает ухо от внешних звуков».

В годы перед Первой мировой войной в Военно-морском флоте США не было принято рассматривать письма от маленьких компаний и индивидуальных изобретателей, предлагающих свои уникальные продукты и навыки. В этой связи стоит особо отметить письмо, написанное фиолетовыми чернилами на голубой и розовой бумаге, доставленное в 1910 году от уроженца штата Юта Натаниеля Болдуина. Его послание прибыло с парой прототипов телефонных гарнитур, предложенных для военного испытания. Несмотря на то, что его предложение вначале не было принято всерьез, данные наушники, в конце концов, были испытаны и оценены как радикальное усовершенствование модели, которая использовалась операторами военно-морского флота. Все больше телефонов запрашивались для тестирования, и Болдуин оказывал услуги за счет своих собственных средств.

Военно-морской флот предложил Болдуину несколько небольших корректировок, которые он сразу воплотил в новой конструкции, все еще тяжеловесной, но достаточно удобной для ежедневного использования. Военно-морской флот подал заказ на наушники Болдуина, и узнал, что Болдуин спроектировал их на своей кухне и способен изготовить только 10 штук за раз. Но по причине того, что они были лучше, чем испытанные когда-либо ранее, военно-морской флот принял ограниченные возможности производства Болдуина.

После изготовления нескольких дюжин наушников оголовье было еще более усовершенствовано, поскольку конструкция была сокращена всего лишь до двух покрытых кожей, регулируемых тонких стержней, прикрепленных с каждой стороны к приемнику, который предположительно содержал милю медной проволоки. Новая гарнитура сразу же обрела успех, и военно-морской флот посоветовал Болдуину запатентовать эту новую модель головных телефонов.

Болдуин, однако, отказался на том основании, что посчитал это незначительной инновацией. Чтобы увеличить объем производства, военно-морской флот захотел переместить Болдуина из его кухни в штате Юта в намного более крупное здание на восточном побережье. Но Натаниель Болдуин был многоженцем и не мог оставить Юту. Тогда другой производитель, компания Wireless Specialty Apparatus Co., пошел навстречу изобретателю и построил завод в штате Юта для выпуска наушников. Соглашение с Wireless Specialty было заключено с одним очень важным условием: компания не имела право поднимать цену на , продаваемые военно-морскому флоту США.

Очередная революция в развитии наушников произошла уже после Второй мировой войны и была связана с возникновением стереофонии и широким промышленным внедрением этой технологии. Студия грамзаписи EMI стала первооткрывателем стереофонических пластинок в 1957 году, а первые коммерческие стереофонические головные телефоны были созданы годом позднее музыкантом и менеджером в области шоу-бизнеса Джоном Коссом, основателем компании Koss Corporation.

Джон Косс услышал о «бинауральной ленте для звукозаписи» от своего друга и с восхищением оценил преимущества стереозвучания через пару наушников военного образца. Он принял решение дать возможность каждому желающему наслаждаться стереозвуком и в результате разработал целую «приватную систему прослушивания музыки» - электропроигрывающее устройство Koss Model 390. Эта система включала фонограф, громкоговоритель и гнездо для подключения головного телефона в одном небольшом корпусе. Единственная проблема состояла в том, что на тот момент в продаже не было наушников, совместимых с его новым электропроигрывающим устройством.

Все наушники тогда применялись либо для коммуникаций, либо для нужд военной авиации. Косс обсудил эту проблему с аудиоинженером и они быстро сделали кустарным способом пару наушников, которые стали прототипом современных устройств. «Эти головные телефоны звучали великолепно», - вспоминает Косс. Конструкция состояла из двух коричневых пластиковых чашек, которые содержали трехдюймовые динамики и были защищены легкими перфорированными колпачками. Обе чашки были соединены согнутым металлическим прутом. Так появились наушники Koss SP-3.

«Это изделие было действительно необыкновенным», - вспоминает Косс. Любители музыки очень быстро оценили его за превосходное стереофоническое звучание, которое приближало качество прослушивания музыки к концертному залу. Конструкция была высоко оценена во время дебюта на Hi-Fi трейд-шоу в Милуоки в 1958 году и была очень быстро скопирована другими производителями, стандартизировавшими дизайн наушников по всему миру в несколько последующих лет.

Интересным дополнением к этой истории стало исследование медиа-теоретика Фридриха Киттлера касательно того, что, хотя именно Джон Косс создал первые настоящие стереонаушники, все же первыми людьми, которые пользовались стереофоническим звуком в головных телефонах, были летчики Люфтваффе в годы Второй мировой войны.

В своей книге «Gramophone, Film, Typewriter» Киттлер описывает инновационную радиолокационную систему, используемую немецкими военно-воздушными силами во время Второй мировой войны, которая позволяла пилотам бомбардировщиков, используя наушники, достигать точки назначения и точно сбрасывать бомбы, даже не наблюдая визуально своих целей:

«Радиолучи, генерируемые со стороны побережья напротив Британии…образовывали стороны невидимого треугольника, вершина которого была расположена точно над городом-целью. Правый передатчик генерировал и посылал непрерывные серии сигналов «тире» кода Морзе в правый наушник пилота, в то время как левый передатчик генерировал сигналы типа «точка», которые летчик слышал в своем левом наушнике. В результате, любое отклонение от курса приводило к весьма мелодичной пинг-понг-телефонии».

Когда пилот достигал своей цели, два радиосигнала сливались в один непрерывный звук. Как пишет Киттлер, «исторически сложилось так, что именно немецкие пилоты стали первыми пользователями телефонной стереофонии, которая сегодня применяется повсеместно».

Приведенные выше конструкции наушников являются лишь избранными фрагментами в истории развития персонального аудио. Вполне вероятно, что первые устройства были созданы даже раньше, и наверняка мы должны быть благодарны множеству неизвестных доселе изобретателей за их вклад в разработку современных головных телефонов. Именно такие изделия позволяют нам, например, оградить себя от рева реактивных двигателей в и наслаждаться в это время музыкой, играть в групповые компьютерные игры через интернет, координируя совместные действия через головные гарнитуры, или просто гулять по улице, слушая персональные аудио-плейеры.

Запутанная история

По-другому историю создания наушников и не назовешь. Впервые наушники были запатентованы ещё в 1891 году под названием «би-телефон». На самом деле они представляли собой два скрепленных дугой приемника.

Эрнест Меркадье со своими наушниками

Французский изобретатель Эрнест Меркадье создал первые наушники таким образом, что дуга была не над головой, как привычно нам, а скрепляла приемники снизу. Его изобретением незамедлительно воспользовались коммерсанты, создав в Англии специальный сервис по прослушиванию оперы, развлекательных шоу и даже воскресных проповедей.

Наушники продавались с громоздкой ручкой

Современный экземпляр

В том виде, к которому мы вполне привыкли, наушники были изобретены Натаниэлем Болдуином. На самом деле в 1910 году Болдуин лишь усовершенствовал имеющиеся модели наушников, однако надолго закрепил за собой имя «изобретателя» наушников. Наушники Болдуина регулировались по высоте и удобно держались на голове.


Наушники Натаниэля Болдуина

Натаниэль сконструировал свои первые наушники на своей кухне. Первый тест показал, что его наушники в два раза чувствительнее всех существующих аналогов. Буквально сразу же Болдуин сообразил, что его изобретением должны заинтересоваться военные. Так наушники оказались в руках американской армии. Через несколько лет именно предложенная Болдуином модель будет главным средством связи для всех операторов военно-морского флота.

На полках магазинов

Свою популярность в народе наушники приобрели в 1920-х годах, когда они стали использоваться для прослушивания радиоприемников. С некоторыми радиоприемниками наушники выдавались в придачу при покупке. Ещё одним популярным товаром стал набор «сделай сам», в котором находились комплектующие и инструкция по сборке наушников. Брендовый приемник с наушниками можно было получить даже в качестве поощрения за покупку овсяных хлопьев. Для этого достаточно было собрать определенное число упаковок и обменять их на приз.

Музыкальные наушники

Главной проблемой наушников первой полвины XX века было то, что слушать музыка в них было практически невозможно. Наушники тех лет отлично справлялись с голосом, но вот прослушивание музыкальных композиций превращалось в настоящую пытку. Изменить ситуация попытался молодой шведский изобретатель Ойген Байер, который в ещё совсем юном возрасте основал собственную фирму по производству наушников и микрофонов. В 1937 году Байер смог добиться того, чтобы его наушники качественно воспроизводили музыку.

Первая модель наушников фирмы Ойгена Байера

Первая модель наушников «Beyerdynamic DT 48» долгое время оставалась в тени. Только спустя двадцать лет после выпуска первой пары, в конце пятидесятых годов, в продаже появилась модифицированная стереоверсия этой модели, а любители музыки наконец-то обратили на нее внимание. Интересно, что DT 48 продается и поныне. В ней сохранен не только дизайн оригинальных наушников, но и технические характеристики.

Sennheiser и первые открытые наушники

Sennheiser HD 414 — первая модель открытых наушников

Вплоть до 1968 года абсолютно все наушники были закрытыми. То есть обратная от уха сторона драйвера всегда была закрыта. Первый же эксперимент по созданию открытых наушников принес компании «Sennheiser», запатентовавшей эту технологию, огромные деньги. Впрочем, до сих пор каждый производитель открытых наушников платит часть денег фирме «Sennheiser».

Наушники сегодня являются одним из самых популярных аксессуаров для мобильных устройств. Если пройтись по городу или проехаться в общественном транспорте, то вы обязательно встретите людей, которые используют наушники для прослушивания музыки или аудиолекций. Причем, встречаются самые разнообразные конструкции наушников. От миниатюрных, вставляющихся в уши, до устройств с большими лепестками и системой активного шумоподавления.

А кто создал первые наушники? В этой статье мы ответим на этот вопрос и расскажем о краткой истории развития этого необходимого аксессуара.

1890-ые годы

История создания наушников начинается в конце XIX века. Компания Electrophone создала технологию, позволяющую своим клиентам, не находящимся в театре, слушать «живое» исполнение оперы и других музыкальных произведений.

Для этого клиентам Electrophone выдавали массивную конструкцию, которую нужно было надеть на голову. Звук транслировался в динамики, располагающиеся напротив ушей. И хоть такая конструкция и была совершенно неудобна, истории создания и развития наушников началась именно с этого дня.

Конечно, нечто подобное применялось и ранее. Например, операторы радиосвязи использовали в своей работе наушник. Правда он был один и в отличии от устройства Electrophone, качество его звука оставляло желать лучшего. Инженеры вышеназванной компании смогли создать прообраз современных наушников обладающего стереозвуком.

Также на поприще создания портативных акустических систем стоит отметить устройство французского инженера Эрнеста Меркадье . Ему удалось усовершенствовать телефоно-приемники и создать компактные ретрансляторы звука, вставляемые в уши (1891 г). Они весили всего 1¾ унции.

1910 год

Эта веха в истории наушников связана с именем Натаниэля Болдуина . Этот житель американского штата Юта создал прототип современной телефонной гарнитуры и послал чертежи своей разработки в военное ведомство своей страны.

Первое время военные скептически отнеслись к разработке Болдуина. И инженеру пришлось создавать рабочие модели устройства из собственных средств. Но, позже, в военном флоте США оценили гарнитуру Болдуина по достоинству. Они внесли в чертежи инженера несколько дополнений и создали заказ на головные телефоны.

Успех модели Натаниэля Болдуина заставил военных пригласить инженера в свою лабораторию. Они считали, что так Натаниэль сможет увеличить скорость выпуска наушников. Но, из-за многоженства (Болдуин был мормоном) он не мог переехать из штата. Тогда компания Wireless Specialty Apparatus Co . построила завод по производству наушников в Юте. Куда и пригласила инженера. Благодаря этому заводу наушники Болдуина стали производиться не только для армии, но и в гражданских целях.

Следующую серьезную дату в истории наушников пришлось ждать достаточно долго. Революция произошла в 1957 году, когда компания EMI разработала технологию выпуска стереофонических пластинок. После чего, стереозвук «перебрался» и в телефонию. Компания Koss Corporation создала стереофонический головной телефон.

Основатель компании Джон Косс , высоко оценил стереозвучание и создал приватную систему прослушивания музыки. Она представляла собой фонограф, громкоговоритель и разъем для подключения головного телефона.

Конечно, головной телефон — это еще не наушники. Поэтому Косс обсудил со своим аудиоинженером как можно усовершенствовать их. Вместе они создали конструкцию, состоящую из двух пластиковых чашек, в которые были вставлены трехдюймовые динамики. Эта конструкция наушников, которая в последствии получила название наушники Koss SP-3 стала очень популярна у любителей музыки.

Год рождения аудиоразъема 3,5 мм. В 1964 году компания Sony выпусти портативное радио EFM-117J . Оно не отличалось революционной технологии передачи звука. Но, именно ему мы обязаны разъему mini-jack.

1979 год

Но, только через 15 лет компания Sony стала массово выпускать устройства в которых присутствовал 3,5-мм аудиоразъем. Этим устройством стал стереоплейер Walkman TPS-L2 .

Компания Sony выпустила наушники с цифровой системой шумоподавления. Устройство MDR-NC500D , по заявлению разработчиков может блокировать до 99% ненужных звуков. Эта система использует искусственный интеллект, может находить, отслеживать и блокировать ненужные звуки.

2014 год

Корпорация Apple купила компанию Beats Electronics . Эта компания, основанная известным рэп-исполнителем Доктором Дре и музыкальным продюсером Джимми Айованом , специализировалась на стильных наушниках, в звуки которых особое место уделялось низким звукам. Басы в наушниках Beats обладают мощным звуком с обволакивающим эффектом.

2016 год

Компания Apple вновь делает революцию на рынке портативной электроники. В этот раз компания из Купертино отказалась от 3,5 мм – разъема. Для подключения наушников к гаджетам Apple пользователи могут воспользоваться lightning-портом и беспроводной технологией.

Кстати о беспроводной технологии. После отказа от разъема mini-jack, компания Apple презентовала уникальные наушники AirPods . Кроме великолепного звука, они обладают уникальным дизайном. Но, самое главное новшество разработчиков этих наушников в интеграции в их конструкцию процессора W1. Он не только «следит» за правильным расходом аккумулятора, но и настраивает звук так, чтобы вам было комфортно слушать музыку.

Конечно, приведенные выше вехи в истории наушников это лишь избранные фрагменты в удивительной истории этого популярного аксессуара. К сожалению, при написании этой небольшой статьи не удалось отметить всех изобретателей, оставивших свой след в создании наушников.

Видео. ИСТОРИЯ НАУШНИКОВ

Наушники - устройство для персонального прослушивания музыки, речи или иных звуковых сигналов. В комплекте с микрофоном могут служить головной гарнитурой — средством для ведения переговоров по телефону или иному средству голосовой связи. Кроме того, наушники используются в звукозаписывающих студиях для точного контроля записываемого трека музыкальной композиции.
Именование наушников как «головные телефоны» возникло, скорее всего, при буквальном прочтении английского термина headphones англ. head — голова, phone - телефон).

Классификация наушников

По способу передачи электрического сигнала:
проводные —
соединены с источником проводом, поэтому могут обеспечить максимальное качество звука (соответственно, имеющие профессиональную направленность наушники относятся исключительно к этому типу);
беспроводные
— соединены с источником посредством беспроводного канала, того или иного типа - радио, инфракрасным, Bluetooth. Мобильны, но имеют привязанность к базе (излучателю) и ограниченный радиус действия, определяемый мощностью излучателя. Обладают более низким качеством звука по сравнению с проводными, в силу процесса модуляции при кодировании-декодировании, необходимых при передаче сигнала от излучателя к приёмнику в наушниках.

По количеству каналов:
стереофонические — сигналы на каждый громкоговоритель передаются по отдельным каналам (наиболее распространенный тип);
монофонические —
имеют два громкоговорителя с общим сигналом, в редких случаях — один громкоговоритель, звук от которого передается как в стетофонендоскопе;
с дополнительными каналами —
имеют более одного громкоговорителя для каждого уха, что позволяет имитировать объемное звучание или разделять каналы по частотным характеристикам.

По типу конструкции (виду)
вставные (обиходное название — «вкладыши») — вставляются в ушную раковину;
внутриканальные (обиходное название — «затычки») -
вставляются в ушной канал;
накладные —
накладываются на ухо;
полноразмерные или мониторные —
полностью обхватывают ухо.

По типу крепления:
оголовье — наушники с вертикальной дужкой, которая соединяет две чашечки наушников;
затылочная дужка
— соединяет две части наушников, но располагается на затылке. Основная механическая нагрузка направлена на уши;
крепления на ушах
— обычно наушники такого типа закрепляются на ушах с помощью заушины или клипс;
без креплений —
они держатся только за счет амбушюров, которые находятся в ушном проходе.

По способу подключения кабеля
двухсторонние — соединительный кабель подводится к каждой из чашек наушников;
односторонние
— соединительный кабель подводится только к одной из чашек наушников, вторая подключается отводом провода от первой, зачастую тот спрятан в дужке.

По конструкции излучателя
динамические — используют электродинамический принцип преобразования. Самый распространённый тип наушников. Конструктивно наушник представляет собой излучатель или мембрану, к которой прикреплена катушка с проводом, находящаяся в магнитном поле постоянного магнита. Если через нее пустить переменный ток, то магнитное поле, создаваемое катушкой, будет взаимодействовать с магнитным полем постоянного магнита, в результате чего мембрана будет двигаться, повторяя форму электрического сигнала звуковой частоты (см. статью «Громкоговоритель»). Электродинамический способ преобразования сигнала имеет множество недостатков и ограничений, но постоянно совершенствующаяся конструкция таких наушников и новые материалы позволяют достигнуть очень высокого качества звука;
с уравновешенным якорем — основной деталью является П-образный якорь из ферромагнитного сплава. В разговорной речи их часто называют «арматурными» из-за созвучия английского слова armature (якорь) русским арматура;
электростатические —
используют тончайшую мембрану, расположенную между двумя электродами. Стоимость таких наушников обычно высока, однако они демонстрируют очень высокую чувствительность и высокую верность воспроизводимого звука. Недостаток — их нельзя напрямую подключить к стандартному выходу на наушники, поэтому к ним в комплекте идёт специальная док-станция;
изодинамические
— тонкая плёночная мембрана, с нанесёнными на неё металлическими токопроводящими дорожками, заключена в решетку из стержневых магнитов и колеблется между ними. См. также «Излучатель Хейла»;
ортодинамические
— по принципу аналогичны изодинамическим, но мембрана и магниты имеют круглую форму.

По типу акустического оформления
открытого типа — частично пропускают внешние звуки, что позволяет достичь более естественного звучания. Многие слушатели отмечают звук открытых наушников как более прозрачный и натуральный по сравнению со звуком закрытых наушников. Кроме того, открытое акустическое оформление не делает вас аудиально «отрезанным» от окружающего мира. Однако при высоком уровне внешнего шума звук в открытых наушниках будет плохо слышен. К тому же открытые наушники, работающие на большой громкости, могут помешать окружающим. Не создают давления на внутреннее ухо;
полуоткрытого типа (или полузакрытого типа) —
обладают многими свойствами открытых наушников, но при этом обеспечивают приличную звукоизоляцию;
закрытого типа —
не пропускают внешние шумы и обеспечивают максимальную звукоизоляцию, что позволяет использовать их в шумных средах, а также в тех случаях, когда необходимо полностью сосредоточиться на прослушивании. При плохом прилегании амбушюров (чашечек) у закрытых наушников ухудшается воспроизведение низких частот, поэтому у закрытых наушников с дужкой давление, производимое ими на голову, как правило выше, чем у открытых.

По сопротивлению
низкоомные — с сопротивлением от единиц Ом до нескольких сотен Ом;
высокоомные
— с сопротивлением от единиц кОм до нескольких десятков кОм.

Технические характеристики

Пиктограмма наушников. Ставится для идентификации разъёмов, регуляторов и пр.
Основными техническими характеристиками являются: частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении.
Частотная характеристика
Эта характеристика влияет на качество звука наушников. Наушники с больши́м диаметром мембраны имеют повышенное качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18 Гц — 20 000 Гц. Некоторые профессиональные наушники имеют частотный интервал от 5 Гц до 60000 Гц. Наиболее широкий заявленный частотный диапазон у некоторых моделей достигает 5 Гц - 125 кГц.
Чувствительность
Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Обычно наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 дБ, при меньшей чувствительности звук может быть слишком тихим (особенно при использовании наушников с плеером или подобными устройствами). На чувствительность влияет материал магнитного сердечника, применяемого в наушниках (например, неодимовые магнитные сердечники). Наушники-«вкладыши» с малым диаметром мембраны обладают маломощным магнитом.
Сопротивление (импеданс)
Здесь важно соответствие значения модуля полного электрического сопротивления наушников и выходного сопротивления источника звука. Большинство наушников рассчитано на сопротивление в 32 Ома. Наушники с сопротивлением в 16 Ом имеют повышенную излучаемую акустическую мощность. Для студийной работы используют наушники с максимальным значением импеданса.
Максимальная мощность
Максимальная (паспортная) входная мощность обуславливает громкость звучания.
Уровень искажений
Уровень искажений в наушниках измеряется в процентах. Чем меньше этот процент, тем лучше качество звучания. Привносимые наушниками искажения менее 1 % в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10 %.