Это полезно знать. Что такое DTS

  • 10.07.2019

В этой статье мы поговорим о том, что это за форматы DTS и Dolby , об их плюсах и минусах, а также об основных отличиях этих форматов. Таким образом, это даст нам определенное видение того, почему многие, как профессионалы, так и любители отчаянно защищают какой-то определенный формат.

Какой же все-таки формат лучше?

Многие утверждают, что DTS Digital способен воспроизводить звук более лучшего качества, нежели Dolby Digital. Является ли это действительностью?

Основные отличия DTS Digital и Dolby Digital

Многие утверждают, что DTS Digital способен воспроизводить звук лучшего качества, с непревзойденным динамическим диапазоном, лучшей детализацией эффектов и соотношением сигнал – шум, нежели форматы Dolby Digital.

Частично это исходит из-за того, что DTS обычно изначально закодирован в более высокой скорости передачи данных, нежели Dolby Digital. Это кажется вполне разумным решением. Нам приходится сталкиваться с потерей качества при компрессии.

Более высокая передача данных в том же формате позволяет добиться более качественного звучания. А также мы знаем, что чем ниже компрессия сигнала, тем более качественно может быть воспроизведен изначально задуманный сигнал звука.

Поклонники DTS Digital утверждают, что они выступают, прежде всего, за совершенствование и качество, а следовательно они выступают за низкую компрессию.

Dolby Digital заявляют, что их кодек более чем способен функционировать при высокой компрессии. И способен выдавать звук высокого качества, даже при низкой скорости передачи данных.

Где же истина?

Идет ли речь о борьбе кодека и звукового качества? Какой же формат лучше?

Все на самом деле обстоит немного по-другому, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего, мы должны четко понимать, что невозможно прийти к какому-то определенному заключению, не имея всей технической информации о форматах звука, электронной начинки, данных о том насколько качественно разработаны кодирующие, а также раскодирующие алгоритмы, в каком качестве сжат сигнал.

Есть существенная разница в изначально запакованных данных, и в уровнях сжатия, когда речь идет о сопоставлении форматов DTS Digital и Dolby Digital.

Также, наверное, наиболее сложным вопросом в этом споре является то, что ключ к разрешению находится в общих точках соприкосновения. И как раз с этого и начинаются сложности, особенно когда трудно определить, что характеризует и представляет собой лучший звук. Добавляет масла в огонь еще и тот факт что есть значительные расхождения в том, каким именно требованиям должны отвечать эти системы. Идет ли речь о системе как о части большого кинотеатра, либо же о встроенной студии дома? Если же речь о последней, то чего хочет от системы сам пользователь и каким инструментом он видит эту систему у себя дома. Все эти пункты чрезвычайно важны и весомы и недооценка каждого из них поведет нас в неверном направлении.

Скорость передачи данных и их предварительная обработка.

Dolby Digital и DTS Digital Surround обе являются системами 5.1 канального объемного звука, который закодирован в шесть дискретных аудио каналов, которые, в свою очередь, запакованы в информационные блоки данных передающихся в определенной скорости в битах.

Компрессия – зло, без которого не обойтись

Что же такое компрессия? Это кодирование и сжатие исходного сигнала как правило с частичной потерей качества сигнала.

Звук на CD использует 16-битные линейные закодированные данные на частоте в 44 kHz для каждого аудио сигнала. Это позволяет получить частоту битов в 700 kbits/s для каждого канала с динамическим уровнем в 96Дб.

Обе системы могут быть использованы для более высокого уровня передачи, достигая более высокого динамического уровня в 120 Дб.

Для воспроизведения качественного звука без компрессии системам понадобился бы очень емкий носитель информации в десятки гигабайт, имеющий огромную скорость передачи данных в реальном времени. Другими словами, есть только один целесообразный метод и это – компрессия, единственный вынужденный путь.

И это как раз и есть тот момент, когда настоящие отличия между этими звуковыми форматами с разницей в компрессии и в скорости передачи данных, которые привели к широким спорам и разногласиям становятся четкими и ясными.

Другие отличия форматов Dolby и DTS.

Компрессия и скорость передачи данных – не единственные отличия этих форматов. В формате Dolby Digital EX расширенного объемного звучания есть матричные, т.е. смешанные каналы. В расширенном объемном звучании формата DTS Digital ES эти же каналы являются дискретными. Это объясняет то, почему, например, в DTS ES звук может обеспечить более точное местоположение эффекта. Именно этот фактор, что DTS использует дискретный, а Dolby Digital матричный объемный звук, и является ключевым в спорах и дебатах.

Противостояние также заходит в тупик, когда используя разные форматы и технологии кодирования, мы, в конечном счете, имеем практически тот же самый результат. Это совсем не просто определить какой из двух представляет собой звук более высокого качества.

Передача данных и уровни компрессии.

Dolby Digital сжимает изначальный сигнал, дабы на выходе получить дискретное качество 5.1канального звука с максимальной скоростью передачи данных в 640 kbits/s. В то же время такая скорость может быть поддержана только в формате воспроизведения Blu-ray.

Во всех же остальных форматах скорость в 448kbit/s является максимальной. Таким образом, компрессия будет равна примерно 12:1.

DTS звук с максимальной скоростью передачи данных в 1.5 Mbits/s. В обычных форматах ограничение составляет 768 kbits/s. Таким образом, используя более высокую скорость передачи данных DTS компрессия равна примерно 4:1.

Это значит, что теоретически DTS обладает более высоким качеством звука.

Но мы все еще не учли факт эффективности алгоритмов кодирования и декодирования, потери качества в процессе передачи данных в запакованном виде.

Dolby Digital и DTS в домашних кинотеатрах.

Со скоростью передачи данных в 1.5 Mbits/s DTS обещает непревзойденное качество звука. Тоже самое обещает лаборатория Dolby Digital со своей максимальной скоростью в 640 kbits/s. (Обратите внимание что речь в равной степени здесь идет, о сигналах в обычных дисках DVD Video, DVD Audio).

Но в реальности, все обстоит немного не так. Зачастую форматы не воспроизводятся на высококлассной аппаратуре с качеством, которое было указано обоими лабораториями звука.

DVD Video, DVD Audio форматы просто не позволяют системе достигнуть совершенного звука и порог остается в 448 kbits/s, хотя часто даже эти характеристики урезаются до 384 kbits/s.

Соответственно, то же самое происходит с DTS при воспроизведении DVD Video, DVD Audio. Скорость ограничивается до 768 kbits/s.

Итак, куда же приводит нас эта баталия?

При такой потере скорости передачи данных, сложно говорить о преимуществе или полном совершенстве той или иной системы.

Требуется более глубокая модернизация или же полный переход на Blue ray disc, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio и доработка всех недочетов.

У каждого человека есть свое понимание хорошей музыки. И поэтому я советую вам иметь достойную аппаратуру, способную иметь поддержку декодирования многих форматов. На такой аппаратуре идентичный трек в разных форматах Dolby Digital и DTS будет звучать по-разному.

Таким образом, вы сами, а не я, или кто-то другой, сможете включить ваш любимый фильм и, прослушав его фрагмент в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, сможете понять, что вам больше по душе.

Отрасль Сайт

DTS , Digital Theatre System (Цифровая театральная система) - семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи , созданное компанией «Диджитал Тиэтер Систем» (англ. Digital Theater System ) для демонстрации цифровых фонограмм в кинотеатрах синхронно с прокатными фильмокопиями . DTS конкурирует с аналогичным Dolby Digital , печатаемым непосредственно на межперфорационных перемычках фильмокопий. Кроме сопровождения плёночных фильмокопий, обе системы (DTS и Dolby Digital) используются на оптических видеодисках для домашнего просмотра. DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, но абсолютного превосходства нет ни у одной из систем. Споры о преимуществах DTS или Dolby Digital не прекращаются по сей день . Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround . DTS поддерживает как 5.1-канальный, так и 7.1-канальный варианты звука.

DTS в домашних театрах допускает полный битрейт (1509,75 кбит/с).

История

Одним из первоначальных инвесторов компании был режиссёр Стивен Спилберг , считавший, что вплоть до основания компании форматы звука были несовременными и, в результате, неоптимальными для использования в проектах, где качество звука имеет первостепенное значение . Работа над форматом началась в 1991 году , на 4 года позже начала работ над своим новым кодеком Dolby Digital компании Dolby Labs. Основная и наиболее распространённая версия формата - 5.1-канальная - похожа на Dolby Digital, кодирует звук в 5 первичных каналов (полный диапазон) плюс специальный LFE канал (низкочастотные эффекты) для сабвуфера .

Кодер и декодер поддерживают многочисленные комбинации каналов: стерео, четыре канала, четыре канала и LFE - такие саундтреки выпускаются на коммерческой основе на DVD , и Laserdisc . При использовании DTS в кинотеатрах звук, записанный на -диске, синхронизируется с изображением при помощи временны́х меток, отпечатанных на фильмокопии в пространстве между аналоговой оптической фонограммой и изображением . Кодирование в разновидностях DTS, предназначенных для кинотеатров и для бытовых устройств, сильно отличается и по алгоритмам, и по степени сжатия .

Есть и другие варианты DTS, поддерживающие до 7 первичных каналов плюс LFE канал (DTS-ES). Главными конкурентами DTS в многоканальном аудио остаются Dolby Digital и SDDS, хотя на DVD и в домашних кинотеатрах используются только DTS и Dolby Digital. Формат дебютировал в 1993 году в фильме Стивена Спилберга Парк Юрского периода , чуть раньше официального театрального дебюта Dolby Digital в фильме Бэтмен возвращается год спустя. Кроме того, «Парк юрского периода» стал первым релизом для домашнего просмотра, содержащим DTS, выпущенным в 1997 году на Laserdisc, два года спустя после первого релиза Dolby Digital (Прямая и явная угроза на Laserdisc), дебютировавшего в январе 1995 года .

Разновидности DTS

Сводная таблица форматов DTS, используемых в Blu-ray и HD DVD
Blu-ray Disc HD DVD
Формат Тип

компрессии

Разрешение /

частота дискретизации

Статус Каналы Выходы Скорость потока

(bitrate), макс.

Статус Каналы Выходы Скорость потока

(bitrate), макс.

DTS-HD Master Audio Без потерь 24 бит/96 кГц Доп. 7,1 7,1 24,5 Мбит/с Доп. 7,1 7,1 18 Мбит/с
DTS-HD High Resolution Audio С потерями 24 бит/96 кГц Доп. 7,1 7,1 6,0 Мбит/с Доп. 7,1 7,1 3,0 Мбит/с
DTS Digital Surround С потерями 16 бит/48 кГц Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround ES С потерями 16 бит/48 кГц Доп. 6,1 6,1 1,5 Мбит/с Доп. 6,1 6,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround 96/24 С потерями 24 бит/96 кГц Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с Доп. 5,1 5,1 1,5 Мбит/с
DTS Digital Surround С потерями 16 бит/48 кГц Обязат. 5,1 2,0 1,5 Мбит/с Обязат. 5,1 2,0 1,5 Мбит/с
DTS Express С потерями 16 бит/48 кГц Обязат. 5,1 5,1 256 кбит/с Обязат. 2,0 2,0 256 кбит/с

В дополнение к стандартному 5.1-канальному кодеку DTS Surround, компания имеет ряд других технологий, способных конкурировать с аналогичными системами от Dolby Labs. Основными новыми технологиями являются следующие.

DTS-ES

DTS ES - формат с центральным дополнительным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным - DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом - DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).

DTS Neo:6

DTS Neo:6, как и Dolby’s Pro Logic II system, может принимать стереосодержимое и преобразовывать его в 5.1- или 6.1-канальный звук.

DTS 96/24

DTS 96/24 позволяет доставлять 5.1 каналов глубиной 24 бит, частотой дискретизации 96 кГц и и высококачественное видео в формате DVD Video. До изобретения DTS 96/24 было возможно доставлять только 2 канала 24 бит, 96 кГц на DVD Video. DTS 96/24 также может быть размещён в видеозоне на DVD Audio дисках, делая эти диски проигрываемыми на всех DTS-совместимых DVD плеерах.

DTS-HD High Resolution Audio

DTS-HD High Resolution Audio вместе с DTS-HD Master Audio являются HD-расширением оригинального DTS-формата. Оно обеспечивает до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит. DTS-HD High Resolution Audio выбрано в качестве опционального формата для Blu-ray Disc и HD DVD с постоянными битрейтами до 6,0 Мбит/с и 3,0 Мбит/с, соответственно. Формат может служить альтернативой DTS-HD Master Audio, когда недостаточно места на диске.

DTS-HD Master Audio

DTS-HD Master Audio, ранее известный как DTS++, обеспечивает побитную идентичность звука оригиналу. Формат может доставлять аудио с очень высоким битрейтом - значительно большим, чем на стандартных DVD.

Технические характеристики формата DTS-HD Master Audio :

  • Максимальный битрейт аудио со сжатием без потерь ограничен 24,5 Мбит/с для дисков Blu-ray и 18,0 Мбит/с для HD DVD .
  • Поддержка до 7.1 аудиоканалов с частотой дискретизации 96 кГц и разрядностью 24 бита.
  • Для пяти каналов частота дискретизации может достигать 192 кГц при разрядности 24 бита.
  • Возможность перераспределения каналов для конфигурации громкоговорителей для 7.1 системы.
  • Поток DTS-HD Master Audio так же содержит ядро DTS 5.1 для совместимости со старым оборудованием с поддержкой DTS и может доставлять 6 каналов звука с удвоенным, по сравнению с обычными DVD, разрешением.

DTS Connect

DTS Connect - система кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток формата DTS Digital Surround и вывод его через S/PDIF.

DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначается для создания виртуального объемного 6-канального звука из стерео-источников. Используется только в персональных компьютерах.

DTS Interactive - компонент DTS Connect, кодирующий аудиопотоки в реальном времени; используется в аппаратных проигрывателях и кодерах.

Другое

DTS Surround Sensation: Относительно новая разработка, ранее известная как DTS Virtual. Позволяет слышать виртуальный объемный 5.1-звук через стандартные наушники.

См. также

Примечания

Ссылки

  • DTS technologies (англ.) .

Также известен, как:

Стандарт DTS (Digital Theater System) был разработан Стивеном Спилбергом во время выпуска "Парка юрского периода" в 1993 году. DTS сам по себе больше подходит для широкого экрана, а не для квартир. Однако сейчас DTS приобретает все большую популярность, тем более что он может декодироваться и программно. В DTS так же, как и в Dolby Digital, звук раскладывается по шести каналам. Но, несмотря на прекрасное качество звука DTS, поскольку оно даже немножко лучше, чем у Dolby, следует помнить, что фильмы не выпускаются только лишь с одной DTS дорожкой. Dolby признан цифровым стандартом, а DTS - нет.

Главным преимуществом DTS является качество, поскольку при кодировании приоритет отдается именно качеству, а не занимаемому пространству. Поэтому DTS кодирует звук в 24 битах, а не в 18 как в Dolby. Компрессия динамическая, с плавающим коэффициентом сжатия от 1:1 до 1:40. В результате мы получаем лучший звук по сравнению с Dolby Digital при среднем потоке 1,5 Мбит/с. Главным недостатком DTS является большее занимаемое пространство (примерно в три раза больше), чем у Dolby.

DTS - алгоритм кодирования, изначально предназначенный исключительно для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS место для всех шести каналов всегда зарезервировано, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. Т.е. при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же качества, как и 5.1.

Не так давно DTS создавался как модифицированная версия мультиканального звука в музыкальных приложениях (DVD-A, SACD). Затем DTS стал опциональным стандартом для DVD видеофильмов. В настоящий момент DTS является официальной частью спецификации DVD, но в качестве альтернативного варианта.

DTS DVD обычно выпускаются на одном языке и с ограниченным числом бонусов. Сейчас на рынке не так много DVD с DTS, хотя наблюдается тенденция увеличения их числа.

DTS - формат хранения цифрового звука. Основным отличием DTS от CD является поддержка многоканальности. DTS-CD не требуют наличия специального плеера для воспроизведения, нужен только обычный цифровой выход.

Digital Theater Systems (цифровые системы для кинотеатров) - его официальное название DTS Digital Surround обычно сокращают до DTS. Подобно Dolby Digital, система DTS позволяет получить в домашних условиях 5.1-канальный окружающий звук. (DTS может также использовать схему каналов 7.1, которая отличается от предыдущей использованием двух дополнительных тыловых акустических систем.)

В формате DTS используется скорость цифрового потока 1"536"000 бит в секунду, что обеспечивает более высокое качество шестиканального звукового сигнала.

Что собой представляют новые перспективные разработки в области объемного звука?

Даешь новый звук к Рождеству

Давно канули в лету эпохи утверждения стандартов «на века». И если путь стерео в кино занял более полувека - прежде, чем господин Долби взялся за тотальный перевод театров на многоканальную схему, подобное стало лишь прощанием с медленным течением времени. Прогресс и ускорение ритма жизни, а также новые приемы по стимулированию рынка привели к поистине компьютерной гонке в сфере домашних кинотеатров, что вылилось в бурную (и почти ежегодную) смену звуковых форматов для домашнего пользования. Еще не отгремели страсти по доукомплектации хоум-синема двумя дополнительными тыловыми центральными каналами (Dolby Digital EX, DTS ES Discrete/Matrix), еще не вышло должного количества DVD с поддержкой этих звуковых систем, как прошлый год ознаменовался дальнейшим расширением «модельного» ряда - в серию пошли аппараты с DTS 96/24 и Dolby Pro Logic II. Ниже мы постараемся расставить точки над «i» в данном вопросе, подробно рассказав, кому и зачем они могут пригодиться (заметим, что данный обзор не претендует на сравнение двух разных по сути и назначению стандартов, а лишь расшифровывает их положительные и отрицательные стороны).

Пятая реинкарнация DTS

С кинотеатрального внедрения детища Стивена Спилберга, DTS-звука для кино, прошло десять лет, а коллекция домашних форматов уже составила: оригинальный DTS 5.1 (с варьируемыми битрейтами 768-1500 кбс), DTS Neo:6 (раскладывающий двухканальные схемы в многоканальные), DTS ES 5.1 Matrix (с подмешанным в тылы сигналом тылового центра) и DTS 6.1 Discrete (с выделенным тыловым центром). И хотя последний, при принятом битрейте даже в 768 кбс обеспечивал лучшее из доступного качество звука дома, студия пошла дальше, утвердив DTS 96/24 - шестиканальный стандарт с параметрами от DVD-audio дисков - выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.

Главными преимуществами DTS 96/24 фирма называет:

  • сохранение исходной разрядности студийного звука - 20-ти и 24-хбитные мастеры теперь доходят до зрителя без потери данных, как и в случае с DVD-audio;
  • превосходство перед обычным CD-звуком (линейный PCM с параметрами 16 бит 44,1 кГц) - данное утверждение спорно, поскольку DTS использует сжатие данных, а PCM управляет оригинальным потоком с битрейтом свыше 3,000 кбс на два канала: при сохранении таких характеристик, многоканальный звук не уместится даже на нескольких DVD-дисках;
  • превосходство перед всеми театральными стандартами (18-20 бит, 48 кГц);
  • равные с DVD-audio характеристики без требования покупки нового совместимого плеера - опять же, достаточно спорное утверждение, поскольку битрейт у DVD-audio выше;
  • полная совместимость с любым источником, имеющим старое DTS-лого;
  • простой цифровой выход через коаксиальный и/или оптический интерфейсы.

И, хотя требования по декодированию включают лого DTS 96/24, то есть возможность процессора распознать новый стандарт, конверсия до обычного DTS возможна на большинстве DTS-совместимых устройств, а те из них, которые имеют 96/24 цифро-аналоговые преобразователи во всех каналах, могут, в большинстве случаев, корректно воспроизвести новый звук. Эта возможность не афишируется, но легко проверяется на практике.

Прием формата в США был не самым радушным, но в последнее время вышло определенное количество наименований музыки разных жанров (много релизов появилось в апреле 2003 г.):

Queen: Greatest Video Hits 1
Queen: The Game
Queen: A Night at the Opera
Rythmedia Tribe
Gorsby/Nash: Another Stoney Evening
Sheila Nicholls: Wake
Megadeth: Peace Sells...But Who"s Buying?
Brazilian Jazz
Brazilian Bossa
The Fabulcus Thunderbirds: This Night in L.A.
Frank Zappa: Halloween

Большая часть из них - совмещенные DVD-A релизы, содержащие 5.1 MLP треки DVD-audio, DTS 96/24 для обычных кинотеатральных систем и 2.0 РСМ для поклонников обычного стерео.

До сих пор выпущен только один фильм в данном формате - это «Tomb Raider» второго региона, сделанный в Италии - звуковая дорожка в DTS 96/24 там только в итальянском дубляже.

Такой подход совершенно неоправдан для пользователя - проигрыватели DVD-A сегодня начинаются по цене от $200 - а звук даже 5.1 96/24 в DVD-A формате без вопросов лучше, чем сжатый DTS той же разрядности. Бедный же список выпущенных наименований и их музыкальная направленность делает DTS 96/24 уделом маньяков узкоспециализированного звука - преимущества такого подхода в театре могли бы серьезно озаботить поклонников «самого лучшего», но, вероятно, камнем преткновения стали возможности студий, ведь переделка оригинальных мастеров - дело трудоемкое и неблагодарное, поэтому звукорежиссеры обычно ограничиваются лишь «быстрой» адаптацией стандартных DTS/DD кино-вариантов для домашнего использования. Довольно «нетрадиционен» и подход DTS Entertainment, специализирующейся на таких релизах - зачастую, все внимание уделяется DTS-мастерингу музыки, а секция DVD-A намеренно ухудшается: разница между ними, в итоге, нивелируется, но стоит поставить качественно записанный диск DVD-A, и все становится на свои места (но об этом чуть ниже).

Последней приятной новостью о формате стала поддержка его на ряде цифровых радиостанций - их вещание в DTS 96/24 кажется весьма выигрышным ходом в продвижении на рынок.

Dolby Pro Logic II или свержение Logic 7 с пьедестала лидера

В отличие от очередного изобретения велосипеда в DTS, здоровый консерватизм Dolby не позволил городить новые дискретные стандарты - и в ход пошла тяжелая артиллерия в виде «апгрейда» Pro Logic до версии 2.0. Обещания были заманчивыми - полный перевод стереозвука в 5.1-схему с качеством (внимание!), сравнимым с Dolby Digital 5.1. При условии наличия массы старых записей на видеокассетах, LD (их одних было выпущено более 50,000 наименований), сотен DVD с DD2.0 звуком (аниме, классика, сериалы), а также страстного желания отдельных киноманов воспроизводить CD через все свои колонки, данное решение могло действительно потрясти рынок.

В начале были представлены две вариации - Dolby Pro Logic II Movie для кинопрограмм и Dolby Pro Logic II Music для музыки, затем появились Car-адаптации, а недавно была представлена Virtual Speaker-технология, позволяющая создавать объемное поле всего с двумя колонками. Dolby Headphone также базируется на этом принципе. Есть еще и по-умолчанию включаемая в процессоры Matrix-система, работающая на моно-материале. Заметим, что до выхода Pro Logic II (и DTS Neo: 6, который, впрочем, получился весьма посредственным) пальма первенства в собственных форматах разложения 2.0 в 5.1-схемы принадлежала Logic 7 от Harman, наиболее успешно внедренная в процессорах Lexicon. Однако высочайшая цена на подобные устройства, а также в общем-то не самый совершенный алгоритм не делали чести подобному - аппараты же с Pro Logic II сегодня доступны в продаже по цене от $300.

При работе на кинематографическом материале по особым алгоритмам Dolby 2.0 звук ракладывается в многоканальную 5.1-схему с полноценным задействованием всех колонок, и, как утверждается, достаточно близко стоящем по качеству в DD5.1. При выборе музыки можно нивелировать самый главный дефект прошлого Pro Logic’a - завышенный уровень центрального канала. С помощью параметра Center Width этот показатель калибруется до полного соответствия с фронтальными колонками. Еще две функции - Panorama (регулировка перспективы) и Dimension (баланс) позволяют довольно точно отстроить перевод стереомузыки в объемную сцену. В этом случае Pro Logic шагнул сильно вперед по сравнению с аналогичным по содержанию DTS Neo:6, в котором пагубное влияние центрального канала на музыке еще сильно чувствуется.

Довольно приятно, что никаких требований к источнику и записанному на нем звуку формат не выдвигает, но официальная поддержка флага Pro Logic II (например, на играх для Nintendo Game Cube) может означать оптимизацию и лучшее качество. На сегодня подавляющее большинство выпускаемых ресиверов и процессоров поддерживают Dolby Pro Logic II.

Послушаем…

Сравнение проводилось с использованием следующей системы: ресивер Denon A1SR, акустика B&W CDM, плеер - Pioneer 757Ai.

В качестве материала DTS 96/24 использовались записи Queen: The Game, Queen: A Night at the Opera, а Pro Logic II тестировался на различном CD-материале (от Stray Cats, Metallica до Вагнера и Бетховена) и 2.0 DVD-дисках («Человек, которого не было» R5, Escaflowne Series 1-4 R1 и т. п.).

Мы не могли протестировать DTS 96/24 в кино-варианте, так как даже при наличии нужной версии Tomb Raider, вряд ли можно считать дублированный трек за полноценное звучание - поэтому дождемся появления DVD R1 с кинематографическим материалом в этом формате. Из представленной же музыки DTS 96/24 продемонстрировал неплохие задатки по части объемности и детальности, резко превзойдя обычные DTS-музыкалки. Однако даже не слишком качественный мастер в DVD-A звучал на этих дисках чуть лучше, не говоря уже о новых DVD-A дисках. Треки Queen отличались слышимой компрессией звука - увы, преодолеть недостатки сжатия физически можно только радикальным увеличением битрейта. Но и в таком виде был явно заметен потенциал формата для домашнего кино - вот где была бы почва для построения нового «SuperBit’а 96» или подобных наименований - безукоризненная детальность и мертвая хватка локализации - именно то, чего не хватает слегка расслабленным современным форматам для дома в сравнении с театральным SDDS, например.

Что касается Dolby Pro Logic II, то в музыкальном режиме на обычных CD он показал богатые таланты по превращению стерео в многоканальную схему, тонко и детально выстраивая звуковую панораму - иногда чуть более осторожно, чем хотелось бы, но весьма натурально и впечатляюще: это именно то, чего хотели фанаты Logic 7, только в более грамотном исполнении. Естественно, данный вариант совсем не для пуристов, так как тембральные окраски звука смещаются, а стереопанорама иногда становится нестабильной, но это все равно значительный шаг вперед по сравнению с ранее предложенными алгоритмами иных студий. В своем подавляющем большинстве обладатели многоканальных систем предпочтут Pro Logic II для «надстойки» над обычным компактом. С кинотеатральной стороны, данный формат также впечатляет даже видавших виды, чуть не дотягивая до DD5.1, но здорово оформляя спэцффектную составляющую во всех каналах - единственным нареканием становится слегка гулковатый центральный канал: создавая нужный объем, он, зачастую, приглушает диалоги. Впрочем, это можно легко поправить настройкой баланса системы.

Плюсы и минусы

Формат Достоинства Недостатки
DTS 96/24 - высокий потенциал для кинозвука
- хорошее качество музыкального материала, сравнимое (но не равное) некоторым дискам DVD-A
- возможность воспроизведения на несертифицированном DTS-декодере
- малое количество наименований, практически полное отсутствие фильмов в формате
- музыкальный потенциал не дотягивает до лучших образцов дисков DVD-A
- поддержка не всеми современными ресиверами
Dolby Pro Logic II - идеальное поканальное разложение 2.0 звука в 5.1 - как на кино, так и на музыке
- возможность использования на любом 2.0 и 1.0 материале
- широчайшая поддержка производителями «железа»
- качественный DD/DTS 5.1 мастеринг, все равно, лучше
- гулкость центрального канала в театральном режиме

Резюме

Вряд ли DTS 96/24 светит радужное будущее, но свое место под солнцем в комплексах хай-енд, он, конечно, отвоюет. Другое дело Pro Logic II - покупая новый ресивер, вы обречены иметь такую возможность, а послушав старые кассеты с этой «фичей» обречены ее использовать и дальше - штука, действительно, ядерная. В очередной раз Dolby продемонстрировала свой массовый подход, а DTS - камерный. Что ж, каждому свое.

В мире звука и видео есть такое понятие, как звук в DTS-формате. Частенько такой аудиодорожкой снабжают фильмы в HD и Full HD-качестве. Однако мало кто понимает на самом деле, какой смысл кроется в аббревиатуре DTS. Это не только название формата, но и имя фирмы-разработчика. Пора уже разъяснить основные понятия о DTS. Что это за штука и зачем она нужна пользователям? Об этом и поговорим в данном материале. Но сначала немного информации о создании DTS и смысле, который разработчики изначально вкладывали в эту аббревиатуру.

DTS. История создания

В 2004 году одна малоизвестная американская компания представила миру новую разработку. Ребята решили назвать ее DTS. многоканальный аудиотракт высокого качества, который можно было бы успешно использовать для озвучки фильмов вместо привычного Dolby Atmos. Главное отличие от последнего в том, что ДТС совершенно все равно, сколько каналов в акустической системе пользователя. Аудиодорожка основывается не на количестве каналов, а на местоположении предмета в пространстве. Поэтому ДТС вполне может прекрасно работать как с акустикой формата 7.1, так и с обычной АС формата стерео. Это действительно прорыв.

ДТС в современных реалиях

В наше время ДТС полностью вытеснил "Атмос" с пользовательских компьютеров. Произошло это потому, что "Атмос" был жестко привязан к конфигурации акустической системы и расположению ее отдельных компонентов. ДТС же лишен этого недостатка. Поэтому его использование предпочтительнее для обычного юзера. Да и звук DTS в наше время куда качественнее, чем тот же "Долби Атмос". Хоть последний до сих пор и используется в кинотеатрах и других увеселительных заведениях похожего типа.

В наше время расклад выглядит таким образом: ДТС куда популярнее устаревшего и весьма требовательного "Долби Атмос". Поэтому даже владельцы развлекательных центров всерьез задумываются о возможности полного перехода на новый стандарт. Что касается пользователей ПК и ноутбуков, то им стоит учесть, что полную поддержку данного формата обеспечивают только операционные системы от "Майкрософт" (начиная с "Виндовс 7") и ОС от Apple - "МакОс". К сожалению, пользователи "Линукс", "Убунту" и прочих "линуксоподобных" систем остаются не у дел. Эти ОС не умеют даже правильно преобразовывать многоканальный ДТС в стерео.

Стоит ли использовать DTS вместо Atmos?

Это неоднозначный вопрос. Теоретически звуковой тракт в ДТС должен быть намного качественнее, так как используется совсем другая степень сжатия. Также не совсем понятно, как быть, если у вас акустическая система, заточенная под "Атмос". Разработчики ДТС заявляют, что их кодеку совершенно все равно, какие колонки у пользователя. Звук DTS способен конвертировать на столько каналов, на сколько необходимо. Поэтому стоит присмотреться к этому формату и кодеку. Куда удобнее и проще использовать его, а не устаревший и технически очень требовательный "Атмос".

Конечно, эти утверждения справедливы для индивидуальных пользователей. А что делать владельцам кинотеатров, которые приобретали акустические системы специально для "Атмос"? Им тоже спокойно можно использовать ДТС, так как он адаптируется к АС. Да и качество звука должно вырасти, так как ДТС использует меньшую степень сжатия аудиотракта. Так что владельцы кинотеатров тоже не останутся внакладе при переходе полностью на этот формат.

Режим ДТС в телефонах

Иногда в современных смартфонах можно найти такую опцию, как "Режим DTS". Что это за штука? Оправдано ли ее использование в мобильных девайсах? В смартфонах недавнего производства громким именем ДТС обзывается обычная "улучшалка" звука, которая способна создавать псевдомногоканальный звук. Однако при использовании наушников такой режим никак не улучшает звук, а наоборот, ухудшает его. Добиться качественного звука в обычном мобильном телефоне технически невозможно (если только аппарат не снабжен выделенным ЦАПом). Поэтому не стоит верить громким названиям. Лучше использовать обычный стереорежим. Звук будет куда качественнее.

Аппараты компании "Хуавей" (начиная с "Хонор 2") часто оснащаются такой "улучшалкой". Как правило, звук в наушниках с включенной опцией ДТС становится объемнее. Но при этом полностью теряется детализированность. Поэтому многие пользователи предпочитают не использовать режим DTS. Что это за улучшение, если звук становится только хуже? Можно, конечно, приобрести наушники с выделенным ЦАПом, но звук от этого вряд ли станет лучше. Мобильные девайсы не созданы для качественного воспроизведения музыки.

Ресиверы с поддержкой ДТС

В наше время почти все компании, выпускающие домашние кинотеатры, отдельные ресиверы и даже многоканальные усилители, снабжают свои устройства не только кодеком "Долби Атмос". DTS-декодер в этих гаджетах тоже присутствует. И это обязательное условие. Более того, большинство брендов уже поняли весь потенциал новой технологии и отдают предпочтение поддержке именно ДТС-формата. Такие мэтры, как Denon, Yamaha, Marantz, Panasonic, Sony, Pioneer и другие, уже поняли прелесть этой технологии. Но это вовсе не значит, что их устройства перестали поддерживать "Долби Атмос". Просто ДТС приоритетнее.

Сейчас даже самый плохонький и дешевый ресивер поддерживает DTS Sound. Что это, если не доказательство популярности формата и декодера? Тем не менее, "Атмос" не собирается сдавать позиции. Его поддержку производители еще пока не отменяли. Хотя такое вполне возможно в недалеком будущем.

Эффекты ДТС

Многие пользователи ПК, ноутбуков и мобильных гаджетов часто замечали в каком-нибудь "продвинутом" плеере такую штуку, как "Эффекты DTS". Что же это такое? Это специальные настройки, которые применяются при воспроизведении того или иного файла. Теоретически они должны правильно интерпретировать многоканальный звук в формате ДТС и преобразовывать его для воспроизведения на акустических системах типа 2.0. Однако на деле это просто настройки программного эквалайзера, которые немного добавляют ясности и объема. И более ничего. Использовать их, конечно, можно. Но злоупотребление такими настройками приведет к искажению звукового тракта. И вместо качественной дорожки получится невменяемая каша.

Использование ДТС в домашних условиях

DTS-декодер умеет подстраивать звук под ту акустическую систему, которая используется конкретным пользователем. Поэтому сей формат более подходит для использования в домашних условиях. "Атмос" жестко привязан к каналам. Но в наших квартирах не всегда есть возможность правильно разместить многоканальную акустику. Чаще всего наши соотечественники используют обычную АС-формата стерео. И кодек ДТС прекрасно справляется с преобразованием многоканального звука в два потока. Для полноценного и высококачественного ДТС достаточно иметь современный ресивер и какие-нибудь качественные колонки формата 2.0. Вовсе не обязательно тратиться на многоканальную акустику.

В заключение

Итак, мы только что разобрали формат звука DTS. Что это высококачественный аудиотракт, который может подстраиваться под конкретную акустическую систему, - понятно. Но это также название компании, которая придумала этот формат и ввела его в обиход, название декодера, использующегося в современных ресиверах, и обозначение кодека, который используется в плеерах видео на компьютерах. ДТС пришел в нашу жизнь для того, чтобы заменить устаревший "Долби Атмос". И у него есть все данные для этого. Многие уже поняли всю прелесть нового формата. Да и HD-контент на торрентах представлен уже только с дорожкой в этом формате. Революция свершилась.