Средства защиты конфиденциальной информации. Обеспечение информационной безопасности

  • 22.07.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные источники правового регулирования конфиденциальной информации. Угрозы и меры по предупреждению ее утечки. Проблема и пути повышения защиты конфиденциальной информации и персональных данных в Администрации МО "Карагайский район" Пермского края.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2014

    Определение конфиденциальной информации и её основные виды. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Понятие коммерческой и государственной тайны. Законодательное обеспечение и инструменты контроля за сохранением тайны.

    эссе , добавлен 21.09.2012

    Основные положения Федерального закона "О коммерческой тайне". Организация допуска и доступа персонала к конфиденциальной информации. Организация внутриобъектового режима на предприятии. Требования к помещениям, в которых хранятся носители информации.

    реферат , добавлен 20.05.2012

    Источники угроз информационной безопасности. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России. Основные проблемы информационной безопасности, пути их решения и организация защиты. Классификация сведений, подлежащих защите.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Сущность и юридическая природа конфиденциальной информации (коммерческой тайны) предприятия, порядок, методы, средства, законодательная база ее защиты. Субъекты права на коммерческую тайну и их правовое положение, защита прав по законодательству Украины.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2009

    Понятие и признаки информации как правовой категории. Характеристика видов информации: государственная, коммерческая, банковская, служебная тайна. Ответственность за нарушение требований к конфиденциальности информации. Режим коммерческой тайны.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2017

    Определение конфиденциальности и законодательные директивы Европейского Союза, её регулирующие. Перечень сведений конфиденциального характера, определённый в Указе Президента РФ. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые её обладателем.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2015

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

На современном этапе развития нашего общества многие традиционные ресурсы человеческого прогресса постепенно утрачивают свое первоначальное значение. На смену им приходит новый ресурс, единственный продукт не убывающий, а растущий со временем, называемый информацией. Информация становится сегодня главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества. Чем больше и быстрее внедряется качественной информации в народное хозяйство и специальные приложения, тем выше жизненный уровень народа, экономический, оборонный и политический потенциал страны.

Целостность современного мира как сообщества обеспечивается, в основном, за счет интенсивного информационного обмена. Приостановка глобальных информационных потоков даже на короткое время способно привести к не меньшему кризису, чем разрыв межгосударственных экономических отношений. Поэтому в новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных не только с обеспечением сохранности коммерческой (предпринимательской) информации как вида интеллектуальной собственности, но и физических и юридических лиц, их имущественной собственности и личной безопасности.

Целью данной работы является рассмотрение информационной безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности, а также выявление степени ее защищенности на современном этапе, анализ внутренних и внешних угроз, рассмотрение проблем и пути их решения.

В связи с этим поставлены определенные задачи:

.Определить место и значение информационной безопасности на современном этапе развития;

2.Рассмотреть нормативно-правовую базу в сфере защиты информации;

.Выявить основные проблемы и угрозы и пути их решения.

Глава 1. Проблемы и угрозы информационной безопасности

1.1 Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России

Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

В современном мире информационная безопасность становится жизненно необходимым условием обеспечения интересов человека, общества и государства и важнейшим, стержневым, звеном всей системы национальной безопасности страны.

Нормативно-правовой основой регулирования защиты информации стала Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом РФ в 2001 г. Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются:

объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности;

возможные последствия угроз информационной безопасности;

методы и средства предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;

особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;

основные положения государственной политики по обеспечению информационной безопасности в РФ.

Доктрина рассматривает всю работу в информационной сфере на основе и в интересах Концепции национальной безопасности РФ.

Она выделяет четыре основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере.

Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и пользования информацией, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для ее реализации необходимо:

повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа страны;

усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала России;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

не допускать пропаганды и агитации, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

конфиденциальная информация защита россия

обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики страны, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Для этого требуется:

укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Третья составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка этой продукцией и выход ее на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Для достижения результата на этом направлении необходимо:

развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства России;

развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

развивать производство в стране конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

обеспечить государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая национальных интересов в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В этих целях требуется:

повысить безопасность информационных систем (включая сети связи), прежде всего, первичных сетей связи и информационных систем органов государственной власти, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности;

обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

расширять международное сотрудничество России в области безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе противоборства в информационной сфере.

1.2 Основные проблемы информационной безопасности и пути их решения

Обеспечение информационной безопасности требует решения целого комплекса задач.

Важнейшая задача в деле обеспечения информационной безопасности России - осуществление комплексного учета интересов личности, общества и государства в данной сфере. Доктрина эти интересы определяет следующим образом:

интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность;

интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов общества в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;

интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, реализации конституционных прав и свобод человека (гражданина) в области получения информации. Одновременно требуется использование этой сферы только в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Общие методы решения ключевых задач в деле обеспечения информационной безопасности Доктрина объединяет в три группы:

правовые;

организационно-технические; экономические.

К правовым методам относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ (они подробно рассматриваются в гл.4 настоящего пособия).

Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности являются:

создание и совершенствование систем обеспечения информационной безопасности;

усиление правоприменительной деятельности органов власти, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере;

создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к информации и воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;

сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;

контроль за действиями персонала в информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности;

формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя:

разработку программ обеспечения информационной безопасности и определение порядка их финансирования;

совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.

Согласно Доктрине, государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности: проводит объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз информационной безопасности, разрабатывает меры по ее обеспечению; организует работу органов власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение, отражение и нейтрализацию угроз информационной безопасности; поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации; осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации; проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов; способствует предоставлению физическим и юридическим лицам доступа к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям; формулирует и реализует государственную информационную политику России; организует разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности, объединяющей усилия государственных и негосударственных организаций в данной области; способствует интернационализации глобальных информационных сетей и систем, а также вхождению России в мировое информационное сообщество на условиях равноправного партнерства.

При решении основных задач и выполнении первоочередных мероприятий государственной политики по обеспечению информационной безопасности в настоящее время доминирует стремление решать главным образом нормативно-правовые и технические проблемы. Чаще всего речь идет о "разработке и внедрении правовых норм", "повышении правовой культуры и компьютерной грамотности граждан", "создании безопасных информационных технологий", "обеспечении технологической независимости" и т.п.

Соответствующим образом планируется и развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности, то есть преобладает подготовка кадров в области средств связи, обработки информации, технических средств ее защиты. В меньшей степени осуществляется подготовка специалистов в области информационно-аналитической деятельности, социальной информации, информационной безопасности личности. К сожалению, многие государственные институты считают наиболее важной техническую сторону проблемы, упуская из виду социально-психологические ее аспекты.

1.3 Источники угроз информационной безопасности

Угрозы информационной безопасности - это использование различных видов информации против того или иного социального (экономического, военного, научно-технического и т.д.) объекта с целью изменения его функциональных возможностей или полного поражения.

С учетом общей направленности Доктрина подразделяет угрозы информационной безопасности на следующие виды:

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;

угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:

принятие органами власти правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;

создание монополий на формирование, получение и распространение информации в РФ, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;

чрезмерное ограничение доступа к необходимой информации;

противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

неисполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами требований законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;

неправомерное ограничение доступа граждан к информационным ресурсам органов государственной власти и местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;

нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;

вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;

манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Угрозами информационному обеспечению государственной политики РФ могут быть:

монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;

блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;

низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.

Угрозы развитию отечественной индустрии информации могут составлять:

противодействие доступу к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, создание условий для усиления технологической зависимости России в области информационных технологий;

закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов;

вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи;

отток за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Все источники угроз информационной безопасности Доктрина подразделяет на внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз Доктрина относит:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур против интересов РФ;

стремление ряда стран к доминированию на мировом информационном пространстве, вытеснению России с информационных рынков;

деятельность международных террористических организаций;

увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран, нарушение функционирования информационных и телекоммуникационных систем, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам угроз, согласно Доктрине, относятся: критическое состояние ряда отечественных отраслей промышленности;

неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

недостаточная координация деятельности органов власти всех уровней по реализации единой государственной политики в области информационной безопасности;

недостатки нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере и правоприменительной практики;

неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка в России;

недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности;

недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

недостаточная активность федеральных органов власти в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации органов власти и местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

Глава 2. Защита конфиденциальной информации

2.1 Классификация сведений, подлежащих защите

В настоящее время в различных нормативных документах указывается значительное количество (более 40) видов информации, требующих дополнительной защиты. Для удобства рассмотрения правового режима информационных ресурсов по признаку доступа их можно условно объединить в четыре группы:

государственная тайна;

коммерческая тайна;

сведения конфиденциального характера;

интеллектуальная собственность.

Государственная тайна. Закон РФ "О государственной тайне" дает следующее определение государственной тайны: это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России (ст.2).

В ст.5 данного Закона определен перечень сведений, отнесенных к государственной тайне:

сведения в военной области - о содержании стратегических и оперативных планов, о планах строительства Вооруженных сил, разработке, технологии, производстве, об объектах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о дислокации ракетных и особо важных объектов и др.;

сведения в области экономики, науки и техники - о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, об объемах производства, о планах государственного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, и др.;

сведения в области внешней политики и экономики - о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства и др.;

силы и средства названной деятельности, ее источники, планы и результаты;

лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими названную деятельность;

системы президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи;

шифры и информационно-аналитические системы специального назначения, методы и средства защиты секретной информации и др.

Коммерческую тайну может составлять любая информация, полезная в бизнесе и дающая преимущество над конкурентами, которые такой информацией не обладают. Во многих случаях коммерческая тайна является формой интеллектуальной собственности.

Согласно ст.139 ч.1 Гражданского кодекса РФ к числу сведений, составляющих коммерческую тайну, относится информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании. Она может включать в себя различные идеи, изобретения и другую деловую информацию.

Постановление Правительства РФ от 5.12.1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". К таким сведениям относятся:

организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, уставные фонды совместных предприятий).

Сведения конфиденциального характера. Конфиденциальность информации - характеристика информации, указывающая на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации. Конфиденциальность предполагает сохранение прав на информацию, ее неразглашение (секретность) и неизменность во всех случаях, кроме правомочного использования.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден перечень сведений конфиденциального характера. В этот перечень вошли:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

сведения о профессиональной деятельности (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки и т.д.);

сведения о сущности изобретения или промышленных образцах до официальной публикации информации о них.

Перечень сведений конфиденциального характера дополняют другие нормативно-правовые акты: Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", законы РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", "О нотариате", "Об адвокатуре", "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", "О банках и банковской деятельности", а также Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.

В итоге можно выделить несколько групп сведений конфиденциального характера, образующих определенные "тайны":

врачебная (медицинская) тайна;

банковская тайна;

налоговая тайна;

нотариальная тайна;

тайна страхования;

адвокатская тайна;

тайна отношения к религии и тайна исповеди; тайна голосования; служебная тайна и др.

К информации, определяемой понятием интеллектуальная собственность, можно отнести большую часть перечисленных выше сведений научного и технологического характера, а также произведения литературы и искусства, продукцию изобретательской и рационализаторской деятельности, других видов творчества. В соответствии с Законом РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных" от 23.09.1992 г. программы для ЭВМ и базы данных также являются объектами авторского права, нарушение которого влечет гражданскую, уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Под определение интеллектуальной собственности попадает и определенная часть сведений, отнесенных к государственной и коммерческой тайне.

2.2 Организация защиты информации

Наиболее разумными усилиями в этом направлении большинство специалистов считает проведение следующих "защитных" мероприятий:

адекватное определение перечня сведений, подлежащих защите;

выявление уровней доступности и прогнозирование возможных уязвимых мест в доступе к информации;

принятие мер по ограничению доступа к информации или объекту;

организация охраны помещения и постоянного контроля за сохранностью информации (в частности, необходимость наличия закрывающихся шкафов, сейфов, кабинетов, телевизионных камер слежения и т.п.);

наличие четких правил обращения с документами и их размножения. Как известно, изобретение множительной техники буквально вызвало всплеск промышленного шпионажа;

наличие на документах надписей "Секретно", "Для служебного пользования", а на дверях - "Посторонним вход воспрещен". Каждый носитель информации (документ, диск и др.) должен иметь соответствующее обозначение и место хранения (помещение, сейф, металлический ящик);

подписание с сотрудниками организации, фирмы договора о неразглашении тайны.

Основным средством защиты информации остаются в настоящее время режимные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Принятие этих мер зависит, прежде всего, от владельцев информации, складывающейся в их сфере деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, других факторов.

В числе мер защиты информации можно выделить внешние и внутренние.

К внешним мероприятиям относятся: изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести коммерческую деятельность, сбор информации об их надежности, платежеспособности и других данных, а также прогнозирование ожидаемых действий конкурентов и преступных элементов. По возможности выясняются лица, проявляющие интерес к деятельности организации (фирмы), к персоналу, работающему в организации.

Внутренние мероприятия по обеспечению безопасности включают вопросы подбора и проверки лиц, поступающих на работу: изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и на прежней работе, личные и деловые качества, психологическая совместимость с сотрудниками; выясняются причины ухода с прежнего места работы, наличие судимостей и пр. В процессе работы продолжается изучение и анализ поступков сотрудника, затрагивающих интересы организации, проводится анализ его внешних связей.

Сотрудники - важнейший элемент системы безопасности. Они могут сыграть значительную роль в защите коммерческой тайны, но в то же время могут быть и основной причиной ее утечки. Часто это случается по причине невнимательности, неграмотности. Поэтому регулярное и доходчивое обучение персонала вопросам секретности является важнейшим условием сохранения тайны. Однако нельзя исключать случаи умышленной передачи (продажи) работником секретов фирмы. Мотивационную основу таких поступков составляют либо корысть, либо месть, например, со стороны уволенного работника. Практика подобных действий уходит своими корнями в глубокую древность.

Защита информации предполагает использование специальных технических средств, электронных устройств, что позволяет не только сдерживать их утечку, но и останавливать такой вид деятельности, как промышленный (коммерческий) шпионаж. Большую их часть составляют технические средства обнаружения и средства противодействия устройствам прослушивания:

телефонный нейтрализатор (для подавления работы мини-передатчика и нейтрализации снятия аудиоинформации);

телефонный подавитель устройств прослушивания;

профессиональный детектор (используется для "грубого" определения местонахождения радиозакладок);

мини-детектор передатчиков (используется для точного определения местонахождения радиозакладок);

генератор шума.

Организации, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных.

Одним из распространенных методов защиты интеллектуальной собственности является патент, то есть свидетельство, выдаваемое изобретателю или его правопреемнику на право исключительного пользования сделанным им изобретением. Патент призван защитить изобретателя (автора) от воспроизводства, продажи и использования его изобретения другими лицами.

Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. С этой целью предприниматель может обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Так как защитные мероприятия требуют значительных затрат, предприниматель сам должен решить, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать специализированные службы для ее защиты.

Заключение

Нынешнее состояние информационной безопасности России - это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления времени государственно-общественного института. Многое на пути его становления уже сделано, но еще больше здесь проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию информационной безопасности, а именно:

Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом и нормативно-правовой основой дальнейшего решения проблем в этой сфере стало утверждение Президентом РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации;

Обеспечению информационной безопасности способствуют созданные:

государственная система защиты информации;

система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;

система сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности показывает, что все еще существует ряд проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства. Доктрина называет следующие основные проблемы данной сферы.

Современные условия политического и социально-экономического развития страны все еще сохраняют острые противоречия между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью действия отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в этой области. Несовершенное нормативное правовое регулирование не позволяет завершить формирование на территории РФ конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Закрепленные в Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, а также организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка, ведет к деформации структуры международного обмена.

Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Не улучшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

Список литературы

1.Доктрина информационной безопасности РФ (утв. Президентом РФ от 09.09.2000 г. № Пр-1895)

.Закон РФ "О безопасности" 2010 г.

.Закон РФ "О государственной тайне", принятый 21 июля 1993 г. (ред. от 08.11.2011)

.Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", вступивший в действие 3 августа 1993 г. (с изменениями),

.Федеральный закон "Об основах государственной службы", принятый 31 июля 1995 г.,

.Уголовный кодекс РФ 2013 г.

  • - коммерческая;
  • - служебная;
  • - личная (персональная) за исключением государственных секретов (статьи 727, 771, 1032 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Таможенного кодекса РФ, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера”).

Легальные признаки конфиденциальной информации - документированность, ограничение доступа к информации в соответствии с законодательством и отсутствие свободного доступа к ней на законном основании.

«Коммерческая тайна - вид тайны, включающий информацию, устанавливаемую и защищаемую ее обладателем в любой сфере его коммерческой деятельности, доступ у которой ограничивается в интересах обладателя информации». Коммерческая тайна - один из главных видов тайн, так как успешность функционирования предприятия по производству продукции или услуг определяется умением вести конкурентную борьбу, а значит, уметь увидеть, за счет чего можно добиться повышения прибыли по сравнению с конкурентами.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, можно отнести любую деловую информацию, кроме ограничений, накладываемых постановлением Правительства РФ “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” от 05.12.91 г. № 35.

В России законодательство в сфере охраны прав на конфиденциальную коммерческую информацию только начинает формироваться. Новым в регулировании отношений в данной сфере стало принятие Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Общее впечатление, которое остается после знакомства с текстом Закона, можно определить как противоречивое. С одной стороны, появился единый нормативный акт, детально определяющий режим и порядок защиты сведений, которые составляют коммерческую тайну. С другой стороны, Закон далеко не безупречен. При его создании законодателем были введены нормы, на взгляд исследователей, затрудняющие защиту коммерческой тайны и восстановление нарушенного права.

Закон не исключает применения общих норм о коммерческой тайне, предусмотренных ст. 139 ГК РФ, а в качестве источников называет ГК РФ и другие федеральные законы. Таким образом, Закон дополняет сложившуюся нормативную базу и лишь частично ее заменяет.

Однако уже при прочтении определения коммерческой тайны мы видим терминологические нестыковки Закона с ГК РФ. Закон определяет понятие коммерческой тайны через свойство информации: коммерческая тайна - это "конфиденциальность информации" (п. 1 ст. 3 Закона) (англ. confidence - секретность). ГК РФ рассматривает коммерческую тайну в первую очередь как разновидность информации, имеющей "коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам", в отношении которой применяются меры по охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). При всей незначительности на первый взгляд несовпадения понятий мы получили два разных, конкурирующих по своей юридической силе определения.

Закон различает форму, в которой существует ценная информация, и содержание самой информации. К ней относится "научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)" (п. 2 ст. 3 Закона.

Список видов информации, которая может иметь коммерческую ценность, открыт.

Закон по-прежнему наделяет собственника (владельца) информации правом самостоятельно определять ее ценность.

Определение коммерческой тайны, содержащееся в Законе, отражает характер самого Закона. Основной акцент в нем сделан на процедурах охраны коммерческой информации. Согласно Закону именно они позволяют обеспечить необходимый минимум условий для защиты нарушенного права в суде, а также проводят разграничение между законным и незаконным доступом как элементом состава правонарушения.

В связи с этим сложно понять определение обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, данное в Законе. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона это лицо, которое владеет такой информацией "на законном основании". Таким образом, доказывая факт нарушения права, придется устанавливать законность владения им. Документально подтвердить права на коммерческую тайну можно, если они, например, подлежат государственной регистрации (патенты, свидетельства). В таком случае интересы собственника защищаются патентным, авторским правом. Если коммерческую тайну составляют договоренности, зафиксированные на аудио-носителе, или это незапатентованные идеи, доказать первичность и законность обладания такой информацией будет довольно сложно.

Очевидно, что нужно будет подтвердить объективную связь информации с ее владельцем. Например, информация об организации-владельце, ее сделках и т. п. должна содержать указание на организацию-владельца и быть защищена специальными ссылками на носителе о конфиденциальности, как это предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона.

В Законе говорится о передаче информации только на материальном носителе (п. 6 ст. 3 Закона) и на условиях специального договора. В этой части Закон ограничивает объем охраняемых в режиме тайны сведений по сравнению с определением, данным в ГК РФ, в ст. 139 которого не упоминаются материальные носители, а речь идет об охране конфиденциальной информации.

Следовательно, руководствуясь Законом, из правовой охраны исключены случаи, например, разглашения информации, не зафиксированной на материальных носителях. В частности, это могут быть сведения о каких-либо решениях, принятых организацией по продвижению своего продукта, и подобная информация.

С одной стороны, такой подход упрощает процесс доказывания, с другой - ограничивает возможности защиты интересов собственника информации.

Закон впервые вводит определение понятия "режим коммерческой тайны". При рассмотрении правовых оснований для защиты коммерческой тайны режиму коммерческой тайны следует уделить особой внимание. Его несоблюдение влечет утрату возможности защитить нарушенное право на коммерческую тайну (ч. 1 ст. 7 и ч. 2 ст. 10 Закона).

Система условий, составляющих режим коммерческой тайны, весьма объемна и требует значительных затрат со стороны владельца или получателя коммерческой тайны.

В частности, ч. 1 ст. 10 Закона предусматривает:

  • - определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • - ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • - учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • - регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • - нанесение на материальные носители (документы), которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и местонахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Владелец коммерческой тайны должен установить определенный порядок оборота конфиденциальной информации, а также предусмотреть дополнительные штатные единицы для контроля над таким оборотом. Кроме того, нужно привести в соответствие или разработать вновь большой пакет внутренней нормативной документации.

Как минимум организации - владельцу коммерческой тайны необходимо:

  • - разработать положения о коммерческой тайне и о документообороте всех носителей информации с грифом "Коммерческая тайна";
  • - выпустить приказ по организации о допуске к коммерческой тайне;
  • - предусмотреть в трудовом контракте дополнительные условия о добровольном обязательстве работника соблюдать режим коммерческой тайны.

Таким образом, с одной стороны, Закон расширил полномочия органов государства по контролю хозяйственной деятельности организаций. С другой стороны, процесс защиты прав владельцев информации существенно усложнился.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Необходимость системного правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в том числе: отсутствие в законодательстве единого подхода к соответствующей категории информации ограниченного доступа; многочисленными примерами незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов; ограничениями на распространение информации, накладываемыми по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на представление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.

Уровень нормативного регулирования порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения, институт которой ныне можно воспринимать в качестве аналога служебной тайны социалистического периода, по целому ряду причин нельзя признать удовлетворительным. Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений - "Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. №1233 (ДСП). Данное Положение распространяется только на деятельность федеральных органов исполнительной власти, хотя аналогичные сведения образуются и поступают в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Многие важные условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении и даны на откуп руководителям федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку ведение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, уровень правового регулирования явно недостаточный, к тому же на уровне постановления Правительства Российской Федерации выстроить долговременную и стабильную систему защиты сведений, имеющих продолжительный срок хранения, невозможно, тем более когда речь идет об установлении ряда норм гражданско-правового характера. Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, их защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40), в том числе: ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ФКЗ "О Правительстве РФ", ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", ФЗ "Об основах муниципальной службы Российской Федерации", ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", ФЗ "О рынке ценных бумаг" и др. При этом отсутствие четко определенного правового института служебной тайны обусловило разнообразие правовых подходов, получивших закрепление в законодательстве. Так, в ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" упоминается служебная тайна кредитной организации (ст. 41), в ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" в органах исполнительной власти циркулирует "конфиденциальная информация" (ст. 18), в ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и ряде других законов используется термин "служебная информация", в ФЗ "О таможенном тарифе" в таможенном органе циркулирует информация, составляющая коммерческую тайну и конфиденциальная информация (ст. 14). Федеральный закон №119-ФЗ от 20.08.2004 "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предусматривает в ряду мер безопасности в отношении защищаемого лица обеспечение конфиденциальности сведений о нем.

Данные сведения по своему содержанию составляют служебную тайну и законодательное закрепление механизмов распоряжения этими сведения поможет реализации указанного Федерального закона. Эти примеры свидетельствуют о том, что не только терминология, но и содержание института защиты служебной информации не имеют в законодательстве однозначного отражения.

По-разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн. В этой связи особую озабоченность вызывает включение категории "служебная тайна" в нормы статьи 139 ГК РФ, где соответствующие сведения по системным признакам практически слиты с коммерческой тайной, хотя, следуя здравой правовой логике, данные системы ограничения в доступе к информации по своей природе должны быть различны. На электронных рынках страны и с помощью рассылки не запрошенных сообщений электронной почты (так называемый "спам") бесконтрольно распространяются CD, содержащие базы данных (БД) с информацией о персоналиях и организациях. Например, БД "Таможня", ГИБДД, БТИ (Бюро технической инвентаризации), "Прописка", "Внешнеэкономическая деятельность", ЕГРП (Единая государственная регистрация предприятий), "Собственники квартир", "Доходы физических лиц", "Картотека МВД" (судимости и др.), ОВИР (зарегистрированные паспорта), "БД "Министерство юстиции", "Сирена" (перевозки частных лиц железнодорожным транспортом России), БД о безналичных расчетах предприятий с поставщиками и потребителями и другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих.

В настоящее время законодателями подготовлен проект закона «О служебной тайне», регулирующего защиту таких сведений.

К личным (персональным) данным относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы физического лица. В состав персональных данных подлежат включению также сведения, связанные с поступлением на работу (службу), ее прохождением и увольнением; данные о супруге, детях и иных членах семьи обладателя, данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи, данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки), образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное), жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения), источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию). Определяя персональные данные в качестве открытого перечня сведений, независимо от формы их представления законодатель тем самым сохраняет возможность их расширения по мере того, как будет меняться социальный статус их обладателя на конкретном этапе его жизненного пути.

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты. Включение персональных данных в разряд конфиденциальных сведений направлено на предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в личную жизнь гражданина.

Правовую основу построения системы защиты персональных данных составляют положения Конституции РФ. В статьях 22 и 23 содержатся нормы, провозглашающие основные права личности, касающиеся частной жизни. В них закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Формируя законодательную основу обработки персональных данных, законодатель принимает за основу и нормы международного права, содержащие основные принципы работы с персональными данными в процессе их обработки. Первоначально указанные принципы нашли свое закрепление в Международной конвенции "Об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных" ETS N 108 (28 января 1981 г.), которая стала объединяющим началом для соответствующего национального законодательства. Затем система защиты персональных данных развивалась в Директиве Европейского Союза и Парламента 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и свободном движении таких данных и Директиве 97/66/ЕС от 15 декабря 1997 г. по обработке персональных данных и защите конфиденциальности в телекоммуникационном секторе. Названные документы содержат перечень основных мер для охраны персональных данных, накопленных в автоматизированных базах данных, от случайного или несанкционированного разрушения или случайной утраты, а равно от несанкционированного доступа, изменения или распространения.

Основным федеральным законом, защищающим конфиденциальность личных данных, является закон «О персональных данных», принятый 27 июля 2006 г.

В Законе определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, Закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется.

Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных (сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни). Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.

Важнейшей гарантией прав субъекта персональных данных является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность (кроме случаев их обезличивания и общедоступных персональных данных), а также право субъекта персональных данных на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке. Контроль и надзор за обработкой персональных данных возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, который наделяется соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный орган вправе осуществлять проверку информационной системы обработки персональных данных, предъявлять требования по блокированию, удалению недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устанавливать постоянный или временный запрет на обработку персональных данных, проводить расследования в порядке административного производства о нарушениях закона. Устанавливаются принципы трансграничной передачи данных, при которой должна обеспечиваться адекватная защита прав субъектов персональных данных.

В систему законодательства в области персональных данных помимо названных актов законодателем включены и иные законы:

Трудовой кодекс РФ, в главе 14 которого закреплены основополагающие требования по защите персональных данных работника. Прием работника по деловым качествам предполагает применение определенных приемов сбора сведений о работнике, с тем, чтобы они достаточно полно выявили заранее установленный круг критериев, необходимых для занятия той или иной должности, т. е. работодатель фактически осуществляет сбор персональных данных работника;

Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, регламентирующий процедуру обработки персональных данных лиц, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дает общее определение персональных данных, закладывает основные принципы правового регулирования деятельности, связанной с персональными данными. Здесь же вводится ответственность за нарушение их конфиденциальности, а также обязательность лицензирования для негосударственных организаций и частных лиц деятельности, связанной с обработкой и предоставлением персональных данных;

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" регламентирует процедуру защиты конфиденциальных сведений в процессе регистрации актов гражданского состояния.

Кроме того, вопросы правового регулирования работы с персональными данными затронуты в Федеральных законах от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Налоговом кодексе РФ, Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Законах РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральных законах от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и ряде иных. В Гражданском кодексе РФ статья 152 защищает честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. В Уголовном кодексе РФ в ст. 137 устанавливается уголовная ответственность "за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну".

Введение

Глава 1. Основы информационной безопасности и защиты информации

1.1 Эволюция термина "информационная безопасность" и понятие конфиденциальности

1.2 Ценность информации

1.3 Каналы распространения и утечки конфиденциальной информации

1.4 Угрозы и система защиты конфиденциальной информации

Глава 2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения

2.1 Нормативно-методическая база конфиденциального делопроизводства

2.2 Организация доступа и порядок работы персонала с конфиденциальными сведениями, документами и базами данных

2.3 Технологические основы обработки конфиденциальных документов

Глава 3. Защита информации ограниченного доступа в ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"

3.1 Характеристика ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"

3.2 Система защиты информации в ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"

3.3 Совершенствование системы безопасности информации ограниченного доступа

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Одной из важнейших составных частей национальной безопасности любой страны в настоящее время единодушно называется ее информационная безопасность. Проблемы обеспечения информационной безопасности становятся все более сложными и концептуально значимыми в связи с массовым переходом информационных технологий в управлении на безбумажную автоматизированную основу.

Выбор темы данной выпускной квалификационной работы обусловлен тем фактом, что современной российской рыночной экономике обязательным условием успеха предпринимателя в бизнесе, получения прибыли и сохранения в целостности созданной им организационной структуры является обеспечение экономической безопасности его деятельности. И одной из главных составных частей экономической безопасности является информационная безопасность.

Объектом исследования в настоящей работе является формирование и функционирование информационных ресурсов в системе управления организацией.

Базой исследования является ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"

Предметом исследования - деятельность по обеспечению безопасности информационных ресурсов в системе управления организацией.

Цель исследования - анализ современных технологий, способов, методов и средств защиты конфиденциальной информации предприятия.

В задачи исследования, в соответствии с поставленной целью, входит:

1. Раскрыть основные составляющие информационной безопасности;

2. Определить состав информации, которую целесообразно отнести к категории конфиденциальной;

3. Выявить наиболее распространенные угрозы, каналы распространения и утечки конфиденциальности;

4. Рассмотреть методы и средства защиты конфиденциальной информации;

5. Проанализировать нормативно-правовую базу конфиденциального делопроизводства;

6. Изучить политику безопасности в организации доступа к сведениям конфиденциального характера и порядок работы персонала с конфиденциальными документами;

7. Рассмотреть технологические системы обработки конфиденциальных документов;

8. Дать оценку системе защиты информации предприятия ОАО "ЧЗПСН - Профнастил" и привести рекомендации по ее совершенствованию.

В работе были использованы следующие методы исследования: методы познания (описание, анализ, наблюдение, опрос); общенаучные методы (анализ публикационного массива по теме), а также такой документоведческий метод как анализ документации предприятия.

Нормативно-правовая основа выпускной квалификационной работы базируется в первую очередь на Конституции как основном законе Российской Федерации) (1). Статья 23 Конституции РФ гарантирует право на личную, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщении. При этом ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Конституцией РФ не допускается (ст.24) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (1).

Нормы регулирования отношений, возникающих при обращении с конфиденциальной информации, содержатся также в Гражданском кодексе РФ. При этом конфиденциальная информация относится в Гражданском кодексе РФ к нематериальным благам (ст.150) (2).

Критерии, по которым сведения относятся к служебной и коммерческой тайне, содержатся в ст.139 Гражданского кодекса РФ. Она гласит, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда:

1. Эта информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2. К этой информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (2).

Кроме того, определение конфиденциальности коммерческой информации содержится в ст.727 Гражданского кодекса РФ (2).

27 июля 2006 года были приняты два важнейших для сферы защиты информации конфиденциального характера федеральных закона: № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (8) и № 152-ФЗ "О персональных данных" (9). В них даны базовые понятия информации и ее защиты. Такие как "информация", "конфиденциальность информации", "персональные данные" и т.д.

10 января 2002 года Президентом РФ был подписан очень важный закон "Об электронной цифровой подписи" (5), развивающий и конкретизирующий положения приведенного выше закона "Об информации…" (8).

Основными в области безопасности конфиденциальной информации также являются законы РФ:

2. "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 (он содержит в себе информацию, составляющую коммерческую тайну, режим коммерческой тайны, разглашение информации, составляющую коммерческую тайну) (6);

3. "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (11);

4. Об утверждении Перечня сведении, которые не могут составлять коммерческую тайну" (13).

Стандарт, закрепляющий основные термины и определения в области защиты информации - ГОСТ Р 50922-96 (29).

Подробно нормативно-методическая база конфиденциального делопроизводства, изложена во второй главе настоящей работы. В выпускной квалификационной работе были использованы труды ведущих специалистов-документоведов: И.В. Кудряева (83), А.И. Алексенцева (31; 32), Т.В. Кузнецовой (45; 67; 102), А.В. Пшенко (98), Л.В. Санкиной (92), Е.А. Степанова (81; 96).

Понятие информационной безопасности, основные ее составляющие, изложены в трудах В.А. Галатенко (82), В.Н. Ярочкина (56), Г. Зотова (66).

К. Ильин (52) в своих работах рассматривает вопросы безопасности информации при электронном документообороте). Аспекты информационной безопасности описаны в статьях В.Я. Ищейнова (76; 77), М.В. Мецатуняна (77), А.А. Малюка (74), В.К. Сенчагова (93), Е.А. Степанова (96).

Система защиты информации описана в работах Е.А. Степанова (81), З. Богатыренко (74), Т.А. Королькова (69), Г.Г. Аралбаевой (100), А.А. Шиверского (103), В.Н. Мартынова и В.М. Мартынова (49).

Правовому регулированию информации ограниченного доступа посвящены работы авторов: А.А. Антопольского (33), Е.А. Степанова (81), И.Л. Бачило (37, 38), О. Гаврилова (41). Последний, в своей статье указывает на несовершенство законодательства в рассматриваемой сфере.

Технологии обработки конфиденциальных документов посвятили свой труды Р.Н. Мосеев (75), М.И. Петров (89), В.И. Андреева (34), В.В. Галахов (44), А.И. Алексенцева (32).

В процессе подготовки работы были использованы научные, учебные, практические, методические рекомендации по организации защиты конфиденциальной информации подготовленные такими ведущими специалистами в этой области как А.И. Алексенцев (31; 32) и Е.А. Степанов (81; 96).

Работы И.Л. Бачило (38), К.Б. Гельман-Виноградова (43), Н.А. Храмцовской (48), В.М. Кравцова (51) посвящены спорным аспектам информационной безопасности.

В целом, можно сказать, что проблема информационной безопасности, в общем, обеспечена источниками, источниковая база позволяет осветить поставленные задачи. Значимость литературы по данному вопросу велика и соответствует его актуальности.

Но в нашей стране не имеется нормативного правового акта, который бы устанавливал единый порядок учета, хранения, использования документов, содержащих конфиденциальные сведения. И по оценкам аналитиков, чьи статьи были использованы в работе, Е.А. Войниканиса (40), Т.А. Партыки (57), В.А. Мазурова (71) и др., вряд ли это целесообразно.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Во введении формулируются актуальность и практическая значимость темы, цель исследования, задачи, степень разработанности исследуемой проблемы, объект, предмет, база исследования, исследовательский инструментарий структура и содержание выпускной квалификационной работы

Первая глава: "Основы информационной безопасности и защиты информации" содержит в себе историю вопроса и основные понятия информационной безопасности. Такие как, ценность информации, конфиденциальность. В параграфе 1.2 указаны каналы распространения, утечки информации, в следующем, рассматривается система угрозы и система защиты конфиденциальных сведении.

Глава "Организация работы с конфиденциальными документами". состоит из нормативно-методических основ конфиденциального делопроизводства, далее даны порядок работы сотрудников и организация их доступа к конфиденциальным сведениям. Технология работы с обозначенными сведениями описана в последнем параграфе второй главы.

В третьей главе на примере предприятия ОАО "ЧЗПСН - Профнастил" рассматривается система защиты информации ограниченного доступа, анализ работы с конфиденциальными документами. даются рекомендации, изменения и дополнения к сформировавшейся на предприятии технологии конфиденциального делопроизводства.

Информационная безопасность. Курс лекций Артемов А. В.

Вопрос 3. Система защиты конфиденциальной информации

Практической реализацией политики (концепции) информационной безопасности фирмы является технологическая система защиты информации. Защита информации представляет собой жестко регламентированный и динамический технологический процесс, предупреждающий нарушение доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности ценных информационных ресурсов и, в конечном счете, обеспечивающий достаточно надежную безопасность информации в процессе управленческой и производственной деятельности фирмы.

Система защиты информации – рациональная совокупность направлений, методов, средств и мероприятий, снижающих уязвимость информации и препятствующих несанкционированному доступу к информации, ее разглашению или утечке. Главными требованиями к организации эффективного функционирования системы являются: персональная ответственность руководителей и сотрудников за сохранность носителя и конфиденциальность информации, регламентация состава конфиденциальных сведений и документов, подлежащих защите, регламентация порядка доступа персонала к конфиденциальным сведениям и документам, наличие специализированной службы безопасности, обеспечивающей практическую реализацию системы защиты и нормативно-методического обеспечения деятельности этой службы.

Собственники информационных ресурсов, в том числе государственные учреждения, организации и предприятия, самостоятельно определяют (за исключением информации, отнесенной к государственной тайне) необходимую степень защищенности ресурсов и тип системы, способы и средства защиты, исходя из ценности информации. Ценность информации и требуемая надежность ее защиты находятся в прямой зависимости. Важно, что структура системы защиты должна охватывать не только электронные информационные системы, а весь управленческий комплекс фирмы в единстве его реальных функциональных и производственных подразделений, традиционных документационных процессов. Отказаться от бумажных документов и часто рутинной, исторически сложившейся управленческой технологии не всегда представляется возможным, особенно если вопрос стоит о безопасности ценной, конфиденциальной информации.

Основной характеристикой системы является ее комплексность, т. е. наличие в ней обязательных элементов, охватывающих все направления защиты информации. Соотношение элементов и их содержания обеспечивают индивидуальность построения системы защиты информации конкретной фирмы и гарантируют неповторимость системы, трудность ее преодоления. Конкретную систему защиты можно представить в виде кирпичной стены, состоящей из множества разнообразных элементов (кирпичиков). Элементами системы являются: правовой, организационный, инженерно-технический, программно-аппаратный и криптографический.

Правовой элемент системы защиты информации основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации, фирмы и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать установленные собственником информации ограничительные и технологические меры защитного характера, а также ответственности персонала за нарушение порядка защиты информации. Этот элемент включает:

Наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, контрактах, заключаемых с сотрудниками, в должностных и рабочих инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации;

Формулирование и доведение до сведения всех сотрудников фирмы (в том числе не связанных с конфиденциальной информацией) положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов;

Разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации.

Организационный элемент системы защиты информации содержит меры управленческого, ограничительного (режимного) и технологического характера, определяющие основы и содержание системы защиты, побуждающие персонал соблюдать правила защиты конфиденциальной информации фирмы. Эти меры связаны с установлением режима конфиденциальности в фирме. Элемент включает в себя регламентацию:

Формирования и организации деятельности службы безопасности и службы конфиденциальной документации (или менеджера по безопасности, или референта первого руководителя), обеспечения деятельности этих служб (сотрудника) нормативно-методическими документами по организации и технологии защиты информации;

Составления и регулярного обновления состава (перечня, списка, матрицы) защищаемой информации фирмы, составления и ведения перечня (описи) защищаемых бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы;

Разрешительной системы (иерархической схемы) разграничения доступа персонала к защищаемой информации;

Методов отбора персонала для работы с защищаемой информацией, методики обучения и инструктирования сотрудников;

Направлений и методов воспитательной работы с персоналом, контроля соблюдения сотрудниками порядка защиты информации;

Технологии защиты, обработки и хранения бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы (делопроизводственной, автоматизированной и смешанной технологий); внемашинной технологии защиты электронных документов;

Порядка защиты ценной информации фирмы от случайных или умышленных несанкционированных действий персонала;

Веления всех видов аналитической работы;

Порядка защиты информации при проведении совещаний, заседаний, переговоров, приеме посетителей, работе с представителями рекламных агентств, средств массовой информации;

Оборудования и аттестации помещений и рабочих зон, выделенных для работы с конфиденциальной информацией, лицензирования технических систем и средств защиты информации и охраны, сертификации информационных систем, предназначенных для обработки защищаемой информации;

Пропускного режима на территории, в здании и помещениях фирмы, идентификации персонала и посетителей;

Системы охраны территории, здания, помещений, оборудования, транспорта и персонала фирмы;

Действий персонала в экстремальных ситуациях;

Организационных вопросов приобретения, установки и эксплуатации технических средств защиты информации и охраны;

Организационных вопросов защиты персональных компьютеров, информационных систем, локальных сетей;

Работы по управлению системой защиты информации;

Критериев и порядка проведения оценочных мероприятий по установлению степени эффективности системы защиты информации.

Элемент организационной защиты является стержнем, основной частью рассматриваемой комплексной системы. По мнению большинства специалистов, меры организационной защиты информации составляют 50–60 % в структуре большинства систем защиты информации. Это связано с рядом факторов и также с тем, что важной составной частью организационной защиты информации является подбор, расстановка и обучение персонала, который будет реализовывать на практике систему защиты информации. Сознательность, обученность и ответственность персонала можно с полным правом назвать краеугольным камнем любой даже самой технически совершенной системы защиты информации. Организационные меры защиты отражаются в нормативно-методических документах службы безопасности, службы конфиденциальной документации учреждения или фирмы. В этой связи часто используется единое название двух рассмотренных выше элементов системы защиты – «элемент организационно-правовой защиты информации».

Инженерно-технический элемент системы защиты информации предназначен для пассивного и активного противодействия средствам технической разведки и формирования рубежей охраны территории, здания, помещений и оборудования с помощью комплексов технических средств. При защите информационных систем этот элемент имеет весьма важное значение, хотя стоимость средств технической защиты и охраны велика. Элемент включает в себя:

Сооружения физической (инженерной) защиты от проникновения посторонних лиц на территорию, в здание и помещения (заборы, решетки, стальные двери, кодовые замки, идентификаторы, сейфы и др.);

Средства защиты технических каналов утечки информации, возникающих при работе ЭВМ, средств связи, копировальных аппаратов, принтеров, факсов и других приборов и офисного оборудования, при проведении совещаний, заседаний, беседах с посетителями и сотрудниками, диктовке документов и т. п.;

Средства защиты помещений от визуальных способов технической разведки;

Средства обеспечения охраны территории, здания и помещений (средства наблюдения, оповещения, сигнализирования, информирования и идентификации);

Средства противопожарной охраны;

Средства обнаружения приборов и устройств технической разведки (подслушивающих и передающих устройств, тайно установленной миниатюрной звукозаписывающей и телевизионной аппаратуры и т. п.);

Технические средства контроля, предотвращающие вынос персоналом из помещения специально маркированных предметов, документов, дискет, книг и т. п. Программно-аппаратный элемент системы защиты информации предназначен для защиты ценной информации, обрабатываемой и хранящейся в компьютерах, серверах и рабочих станциях локальных сетей и различных информационных системах. Однако фрагменты этой защиты могут применяться как сопутствующие средства в инженерно-технической и организационной защите. Элемент включает в себя:

Автономные программы, обеспечивающие защиту информации и контроль степени ее защищенности;

Программы защиты информации, работающие в комплексе с программами обработки информации;

Программы защиты информации, работающие в комплексе с техническими (аппаратными) устройствами защиты информации (прерывающими работу ЭВМ при нарушении системы доступа, стирающие данные при несанкционированном входе в базу данных и др.).

Криптографический элемент системы защиты информации предназначен для защиты конфиденциальной информации методами криптографии. Элемент включает:

Регламентацию использования различных криптографических методов в ЭВМ и локальных сетях;

Определение условий и методов криптографирования текста документа при передаче его по незащищенным каналам почтовой, телеграфной, телетайпной, факсимильной и электронной связи;

Регламентацию использования средств криптографирования переговоров по незащищенным каналам телефонной и радиосвязи;

Регламентацию доступа к базам данных, файлам, электронным документам персональными паролями, идентифицирующими командами и другими методами;

Регламентацию доступа персонала в выделенные помещения с помощью идентифицирующих кодов, шифров.

Составные части криптографической защиты, коды, пароли и другие ее атрибуты разрабатываются и меняются специализированной организацией. Применение пользователями собственных систем шифровки не допускается.

В каждом элементе защиты могут быть реализованы на практике только отдельные составные части в зависимости от поставленных задач защиты в крупных и некрупных фирмах различного профиля, малом бизнесе. Структура системы, состав и содержание элементов, их взаимосвязь зависят от объема и ценности защищаемой информации, характера возникающих угроз безопасности информации, требуемой надежности защиты и стоимости системы. Например, в некрупной фирме с небольшим объемом защищаемой информации можно ограничиться регламентацией технологии обработки и хранения документов, доступа персонала к документам и делам. Можно дополнительно выделить в отдельную группу и маркировать ценные бумажные, машиночитаемые и электронные документы, вести их опись, установить порядок подписания сотрудниками обязательства о неразглашении тайны фирмы, организовывать регулярное обучение и инструктирование сотрудников, вести аналитическую и контрольную работу. Применение простейших методов защиты, как правило, дает значительный эффект.

В крупных производственных и исследовательских фирмах с множеством информационных систем и значительными объемами защищаемых сведений формируется многоуровневая система защиты информации, характеризующаяся иерархическим доступом к информации. Однако эти системы, как и простейшие методы защиты, не должны создавать сотрудникам серьезные неудобства в работе, т. е. они должны быть «прозрачными».

Содержание составных частей элементов, методы и средства защиты информации в рамках любой системы защиты должны регулярно изменяться с целью предотвращения их раскрытия заинтересованным лицом. Конкретная система защиты информации фирмы всегда является строго конфиденциальной, секретной. При практическом использовании системы следует помнить, что лица, проектирующие и модернизирующие систему, контролирующие и анализирующие ее работу не могут быть пользователями этой системы.

Вывод: безопасность информации в современных условиях компьютеризации информационных процессов имеет принципиальное значение для предотвращения незаконного и часто преступного использования ценных сведений. Задачи обеспечения безопасности информации реализуются комплексной системой защиты информации, которая по своему назначению способна решить множество проблем, возникающих в процессе работы с конфиденциальной информацией и документами. Основным условием безопасности информационных ресурсов ограниченного доступа от различных видов угроз является прежде всего организация в фирме аналитических исследований, построенных на современном научном уровне и позволяющих иметь постоянные сведения об эффективности системы защиты и направлениях ее совершенствования в соответствии с возникающими ситуационными проблемами.

Из книги Техническое обеспечение безопасности бизнеса автора Алешин Александр

Глава 5 Технические средства защиты информации 5.1. Защита информации Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение

Из книги Грузовые автомобили. Охрана труда автора Мельников Илья

5.4. Способы защиты информации

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

Система информации об опасности (СИО) Водители и другие работники автотранспортных организаций, непосредственно занятые оформлением, подготовкой и обслуживанием перевозки опасных грузов, должны соблюдать требования правил Министерства по чрезвычайным ситуациям, при

Из книги автора

Вопрос 1. Информационные ресурсы и конфиденциальность информации В соответствии с действующим Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы предприятия, организации, учреждения, банка, компании и других

Из книги автора

Вопрос 2. Угрозы конфиденциальной информации организации Все информационные ресурсы фирмы постоянно подвергаются объективным и субъективным угрозам утраты носителя или ценности информации.Под угрозой или опасностью утраты информации понимается единичное или

Из книги автора

Вопрос 2. Модель и методика корпоративной системы защиты информации В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информации являются в том числе: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки

Из книги автора

Лекция 5 Концептуальные основы защиты информации в автоматизированных системах Учебные вопросы:1. Анализ и типизация организационных и программно-аппаратных структур автоматизированных систем предприятия2. Анализ возможных угроз и их специфика в различных типах

Из книги автора

Вопрос 3. Систематизация видов защиты информации В практической деятельности по применению мер и средств защиты информации выделяются следующие самостоятельные направления, определяемые в соответствии со сложившимися отраслевыми структурами и видами информационной

Из книги автора

Вопрос 3. Принципы защиты банковских автоматизированных систем Каждую систему обработки информации защиты следует разрабатывать индивидуально учитывая следующие особенности:? организационную структуру банка;? объем и характер информационных потоков (внутри банка в

Из книги автора

Вопрос 2. Унифицированная концепция защиты информации Унифицированной концепцией защиты информации (УКЗИ) будем называть инструментально-методическую базу, обеспечивающую практическую реализацию каждой из стратегий защиты (оборонительной, наступательной,

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 2. Формальные модели защиты Рассмотрим так называемую матричную модель защиты, получившую на сегодняшний день наибольшее распространение на практике.В терминах матричной модели, состояние системы защиты описывается тройкой:(S, О, М),где S – множество субъектов

Из книги автора

Вопрос 1. Назначение математических моделей обеспечения безопасности информации в АСУ Функционирование АСУ, обеспечивающее реализацию технологии автоматизированного управления сложными процессами в распределенной системе, должно основываться на плановом начале с

Из книги автора

Вопрос 2. Сравнительный анализ и основные определения математических моделей обеспечения безопасности информации Существующие технологии формального описания процессов обеспечения безопасности информации основываются на понятиях теории конечных автоматов, теории

Из книги автора

Вопрос 1. Юридические и организационные меры защиты Юридические средства защиты сводятся, в основном, к административной и уголовной ответственности за умышленное создание и распространение вируса или «троянских коней» с целью нанесения ущерба Трудность их применения

Из книги автора

Вопрос 2. Программно-аппаратные методы и средства защиты В современных персональных ЭВМ реализован принцип разделения программных и аппаратных средств. Поэтому программные вирусы и «троянские кони» не могут эффективно влиять на аппаратуру, исключением случаев, когда