Стимулирование продаж. Флешмоб. Флешмоб как инструмент маркетинга. Флэшмоб как художественный метод

  • 30.10.2019

Методов привлечения людей. В общем понимании флешмоб – это проведение акции, при которой множество людей, которые зачастую даже не знакомы друг с другом, одновременно делают какие-то действия с определённой целью. Флешмоб считается одним из самых результативных методов привлечения внимания, а организовать его достаточно просто.

Флэшмобы подразделяются на следующие стили:

1) Танцевальный флэшмоб.

2) Вокальный флэшмоб.

3) Вокально-танцевальный флэшмоб.

4) Акробатический флэшмоб.

5) Спортивный флэшмоб (также с атрибутикой: мячи, ленты, перчатки, ракетки и пр.).

6) Театральный флэшмоб и др. флэшмобы по интересам.

Флэшмобы могут быть абсолютно любой направленности. Понятие флэшмоб несет в себе смысл объединения толпы в каком-то общем деле, чаще всего оно является спонтанным среди "живых" зрителей, вызывающим неоднозначную, но всегда позитивную реакцию.

Схема организации флэшмоба (этапы организации):

Здесь очень важно понимать реальные сроки организации флэшмоба. Существует минимальный промежуток времени, за который стоит начинать подготовку флэшмоба, иначе результат не оправдает ожиданий.

Сроки подготовки флэшмоба зависят, прежде всего, от количества и уровня участников, задействованных в нем.

Этапы организации флэшмоба:

1) Встреча с участниками флешмоба.

2) Начало работы по организации флэшмоба:

а) сценарий;

б) постановка флэшмоба: хореография , вокал, театральное действие, распределение ролей, спортивное действие, схемы из людей и пр.).

в) организация флэшмоба:

ü поиск участников, постоянная связь с ними;

ü сборы на репетиции, подбор музыки, организация схемы репетиций;

ü поиск залов для репетиций (при масштабных флэшмобах открытых мест или закрытых стадионов);

ü поиск, разработка костюмов.

г) составление графика репетиций: кол-во репетиций, встреча с участниками и разделение на группы, просмотр участников и распределение ролей по уровням танцевальной, вокальной, спортивной, театральной и пр. подготовки, возрасту, и др. критериям.

д) совместные репетиции участников, объединение всех групп в одну массовую постановку со всей атрибутикой и пр. усилениями общей картины.

ж) генеральная репетиция флэшмоба на площадке (при такой возможности!).

Некоторые этапы могут варьироваться и обсуждаться индивидуально в каждом конкретном случае.

Из истории возникновения «ФЛЕШМОБА»

Одним из средств современного самовыражения и стал флэшмоб.

Флэшмоб как явление появился в начале лета 2003 года в США и оттуда за считанные дни распространился практически по всему миру. С виду флэшмоб прост. Большое количество незнакомых людей, самоорганизовавшись с помощью современных средств коммуникации (интернет, мобильный телефон), собираются в определённое время в определённом месте и чётко выполняют обговоренное ранее действие. Основная суть в стихийности, одновременности и, главное, абсурдности действий. Ведь когда невольный зритель оказывается в гуще акции флэшмоба, где все окружающие выполняют некое «сумасшедшее» действие, после некоторого удивления человек начинает задумываться о том, кто действительно сумасшедший: мир вокруг или он сам. В этом главная цель флэшмоба - вывести человека хоть на мгновение из собственного уютного, но замкнутого мирка и, заодно, выйти из него самим участникам. Трудно однозначно сказать, что заставляет людей участвовать во флэшмобах. Для некоторых это уход от рутины, просто способ развлечься, для некоторых - способ избавиться от комплексов и страхов, для некоторых - способ сделать вызов окружающему миру, знаковая революция.

Перфоманс, хэппенинг, флэшмоб

Естественно, можно провести параллели между флэшмобом и тем, что было до него. Флэшмоб перекликается культурой перфомансов 60-х и хэппенингов 80-х годов 20-го века. Однако, если перфоманс можно рассматривать как демократизированный театр, а хеппенинг как еще более демократизированный перфоманс, то флэшмоб слишком демократичен по отношению к этим явлениям. А потому, являясь, по сути, воплощением идей смерти автора, самостоятельной жизни текста, пульсирующей эстетики, он оказался мало востребованным художественной элитой. Флэшмоб - это культура для площади. Это воплощение идей Бахтина про «карнавальную культуру», «карнавальную энергию».

Однако во флэшмобе происходит отстранение коллективного восприятия. Недаром в инструкциях по участию в мобах настоятельно рекомендуется не общаться с другими участниками ни до, ни после проведения флэшмоба, никак себя не проявлять во время его проведения. Просто делать свое дело и расходиться.

Флэшмоб как игра

И всё же, флэшмоб это не в последнюю очередь игра. Ведь недаром в среде мобберов глаголом, который обозначает их занятие, является глагол «играть» («играть моб», «отыгранный сценарий»).

Рассмотрим, в чём же состоит игра.

Флэшмоб возвращает искусству некий элемент игры.

Однако, сами понятия удовлетворения, удовольствия, выгоды, присущие всякой игре, чрезвычайно размыты в флэшмобе. Участники собираются только для того, чтобы поучаствовать в флэшмобе. Такова истинная «мотивация» флэшмобов.

Флэшмоб как средство коммуникации

Флэшмоб это альтернативный способ самоорганизации людей, исключающий официальные каналы.

Флэшмоб на мгновение объединяет десятки и сотни людей, большей частью не знакомых друг с другом, заставляет их появиться в одно и то же время, в одном и том же месте и делать одно и то же действие, а потом быстро разойтись по своим делам. Казалось бы, что в этом необычного? Ежедневно, ежечасно, ежеминутно десятки и тысячи людей так же собираются в одно и то же время в одном и том же месте, чтобы сделать одно и то же действие: в транспорте, на улице, в магазине, в кино. Отличие в том, что в случае флэшмоба люди перестают быть частью серого случайного потока и становятся частью «умной толпы», сохранив свою индивидуальность и обдуманность действий. Создаётся особое моделируемое социо-коммуникативное пространство.

Флэшмоб как художественный метод

Почти сразу же после своего появления, флэшмоб вышел за те жанровые рамки, в которых он был задуман. Та площадная культура карнавала, с которой начинался флэшмоб, оказалась лишь одной из частей флэшмоба как метода художественного сознания. Пусть самой видимой и большой его частью, присвоившей само название «флэшмоб», однако, далеко не единственной.

Собственно, сам «флэшмоб» (площадная культура) разделился на две разновидности: x-mob (моделирование социо-коммуникативных пространств и систем) и social-mob (игра со стереотипами массового сознания). Кроме этого «адепты » флэшмоба «признают» такие разновидности «официального» флэшмоба: mob-art (акции художественной направленности), i-mob (флэшмоб в сети интернет), auto-mob (флэшмоб с участием средств передвижения), bookcrossing (флэшмоб, целью которое является популяризация той или иной книжки или вообще чтения как такового), long-mob (флэшмоб, который рассчитан на длительный процесс реализации влияния на социум). Однако, вполне понятно, что этим флэшмоб как явление культуры не ограничивается.

Так что же характеризует флэшмоб как художественный метод и позволяет его выделить среди других субкультур?

Во-первых, это его стихийность. Для свидетеля флэшмоба его участники появляются из ниоткуда и отправляются в никуда.

Во-вторых, массовость. Невозможно точно определить количество участников для того, чтобы флэшмоб удался. Основной критерий таков - чтобы моб был заметен. Это и десять человек, и несколько тысяч человек в зависимости от ситуации.

В-третьих, деперсонификация. В истории не остаётся ни имена авторов акции, ни имена участников.

В-четвёртых, отказ от документации. Документация флэшмобов носит скорее вынужденный эмпирический характер и уничтожается сразу после проведения акции. Флэшмоб пытается освободить себя от истории, а заодно и от действительности, с которыми так срослось современное искусство.

В-пятых, процесс ради процесса.

Казалось бы, постмодернизм оголил кризис современной культуры, показав её тупиковость и не способность создать что-то принципиально новое. Флэшмоб же оказался вещью куда более глубокой, чем постмодернизм. В нём не может быть иррациональности, которая присуща постмодернизму, потому как в нём вообще ничего не может быть.

Культура - это способ воздействия на личность путём создания обобщений, стереотипов, ментальности. Флэшмоб же, наоборот, разрушает это, смещает привычные культурные координаты. Абсурдность флэшмоба умышленно подчёркивает смерть культуры, смерть знака - как основы культуры. Можно сказать, что флэшмоб - это культура отрицания культуры.

Однако, можно смело предположить, что флэшмоб это не тупик культуры, а новый её виток.

Флэшмоб выводит нас в другую плоскость. Если раньше искусством считалось, когда единицы творят для масс, во флэшмобе массы творят для случайных единиц. Ярким примером этого служит интернет. Ролевые игры, когда знаменитое произведение разлаживается по персонажам среди пользователей интернета, которые пишут свою альтернативную историю. «Народный перевод» «Гарри Поттера», литературные лаборатории, когда незнакомые авторы пишут по главе, по несколько страниц, а то и по абзацу, да и форумы, гостевые, чаты, в конце концов. Всё это рассчитано на массовость, внезапность и временность.

В последнее время становится все сложнее продвигать товары и услуги. Реклама и различные методы стимулирования не дают должную отдачу, на которую надеялся бы производитель и которую рассчитывал рекламодатель (организатор мероприятий по стимулированию сбыта). По данным портала Public.ru, а это одна из крупнейших баз данных русскоязычных СМИ, только за последний год словосочетание «неэффективность рекламы» встретилось в прессе 707 раз . Множество видов креативной рекламы и методов стимулирования сбыта либо рано или поздно копируются и не больше могут заинтересовать потребителя, становясь частью его обыденности, либо слишком дорогостоящи. К тому же считается, что увеличился поток информации, обрушивающийся на современного потребителя. Становится все сложнее заинтересовать потенциального потребителя приобрести товар. Для получения внимания потребителя к своему товару производители наряду с рекламистами используют такие методы рекламы и стимулирования сбыта, которые вовлекали бы потребителя в процесс создания информационного сообщения, создавали бы иллюзию участия в деятельности предприятия.

Одним из таких методов стимулирования сбыта являются флешмобы. Явление относительно новое в сфере маркетинга и стимулирования продаж, но набирающее все большую популярность и все большие масштабы. Флешмобы относят к «партизанскому маркетингу». К подобному виду продвижения прибегают зачастую представители малого и среднего бизнеса в виду дешевизны. Он может использоваться и в крупном бизнесе, но будет отличаться лишь подходом .

Флешмобы сложно назвать «чистым» видом стимулирования сбыта, но он и не является чисто рекламной категорией, хотя часто используется и там, и там. Флешмоб как таковой не предназначен информировать потребителя о каких-либо свойствах товара, хотя способен на это, он лишь вызывает интерес.

Флешмоб или флэшмоб (от англ. flash mob -- flash -- вспышка; миг, мгновение; mob -- толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») -- это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте,

выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. Смартмоб является разновидностью флешмоба (Интернет-флешмоб). Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет) .

Преимуществами флешмбов являются:

Неожиданность. Для большинства людей, не задействованных во флешмобе подобные мероприятия являются полнейшей неожиданностью. Правильно, хорошо продуманный флешмоб способен надолго запомниться и вызвать значительную заинтересованность потенциальных потребителей товаром-предметом флешмоба.

Носит «вирусный» характер. В значительной степени это касается флешмобов проходящих в сети Интернет. Интересный моб-сценарий способен привлечь значительную аудитории. Подобный флешмоб будет подвергаться постоянному «репосту»

Дешевизна. Одним из постулатов флешмоба для участников является отсутствие материальной заинтересованности. Во флешмобах зачастую участвует социально-активная молодежь, для которой участие - это возможность получить эмоции и впечатления.

Благодаря сети Интернет информация как о флешмобе, так и о его предмете распространяется крайне быстро.

Негативные стороны флешмобов в стимулировании сбыта:

Носит кратковременный характер. Как следует из самого понятия «флешмоб», любые подобные организации проводятся быстро и не способны длиться в течении нескольких дней подряд.

Имеет одноразовый характер. Любые флешмобы проводятся в среднем не чаще раза в 3 месяца. Большинство сценариев «отыгрываются» раз в год.

Носит локальный характер. Флешмоб привязан к месту его проведения. Его невозможно растянуть на очень большой регион.

Результат от проведения флешмоба невозможно спрогнозировать

И все же возможности флешмоба, особенно в сети, огромны. Ярким примером является метод продвижения нового браузера Mozilla Firefox 3.0 :

Рис. 1

«Одним из самых известных примеров такого маркетингового хода можно считать выпуск новой версии браузера Mozilla Firefox 3.0. Пока конкуренты тратили бешеные деньги на рекламу своих новых браузеров, рекламная кампания Mozilla Firefox была совсем минимальной. Денег было затрачено только на самую основную рекламу. Но маркетологам пришла в голову отличная идея - они предложили своим клиентам устроить флэшмоб и попасть в Книгу рекордов Гиннеса, как программа, наиболее часто загруженная на протяжение одних суток! Сначала идея была выдвинута на официальном сайте браузера и на основных форумах. А потом компании вообще оставалось только смотеть и наслаждаться. Люди сами начали рекламировать их продукт - постить ссылки в жж и на различных сайтах. И в итоге браузер установило себе более 8 миллионов человек! За одни только сутки! О таком результате браузеры-конкуренты, конечно, не могли и мечтать. И Mozilla Firefox стал

самым популярным браузером. И к слову, в Книгу рекордов Гиннеса он все-таки попал, так что усилия людей не прошли зря.» На рис. 1 предоставлен пример репоста сообщения, опубликованного на официальном сайте браузера с просьбой помочь установить мировой рекорд Гиннеса.

Так же флешмобы часто используются не только как средство стимулирования сбыта, но и в рекламе. Например, реклама телевизоров от компании Samsung, которая транслировалась и на украинских телеканалах (рис. 2 )


Рис. 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Якимова Жанна Что такое флешмоб? Флешмоб - это… [Электронный ресурс] / Ж. Якимова // Форум маркетинг и реклама. Раздел промо-акции. - Режим доступа: http://www.reclama.su - название с экрана. - URL: http://www.reclama.su/viewtopic.php?t=1843

2. Партизанский маркетинг [Электронный ресурс] // Ya2B.ru. Я и бизнес: сообщество деловых людей. - Режим доступа: http://www.ya2b.ru - название с экрана. - URL: http://www.ya2b.ru/ya2b/post/elements/30632/

3. Флешмоб [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org - название с экрана.

5. Флешмоб! О новом Firefox 3 [Электронный ресурс] // Livejournal. Живой Журнал. - Режим доступа: http://shurik-c.livejournal.com - название с экрана. - URL: http://shurik-c.livejournal.com/27769.html

6. Samsung [Электронный ресурс] // Вконтакте. Раздел видеозаписи. - Режим доступа: vk.com - название с экрана.

Флешмоб – это массовая акция, организованная группой людей в широком масштабе для того, чтобы привлечь внимание общественности и удивить всех на небольшой промежуток времени с помощью стихийного представления. Флешмоб-представления включают в себя танцы, песни и даже попытки побить рекорд. Несмотря на то, что сделать это в широком масштабе перед большим скоплением людей может быть непросто, если вы сможете успешно провести флешмоб, то удовольствие получат и выступающие, и зрители.

Шаги

    Определитесь с тем, что вы будете делать во время флешмоба. Успех проведения флешмоба зависит от оригинальности, живости и притягательной силы мероприятия. Избегайте устраивать флешмоб по образцу мероприятия, которое уже было где-то проведено. Всегда вносите изменения во все флешмобные представления, которые вас вдохновили для того, чтобы там присутствовал ваш собственный знак оригинальности и местной значимости. Во всех случаях, представление должно быть отработано заранее и отрепетировано или хорошо объяснено тем или иным способом (к примеру, с помощью инструкций по интернету), чтобы все знали свою роль и взаимодействие с другими выступающими. Большинство типичных флешмобных представлений включают в себя такие действия, как:

    Посмотрите предыдущие флешмобные мероприятия на YouTube. Там находится огромная коллекция для просмотра – она послужит для вас прекрасным источником вдохновения. Там вы также ознакомитесь с идеями касательно того, как управлять людьми в своей группе и сделать так, чтобы они выступали синхронно. Как и в любом выступлении, слаженность и мастерство являются неотъемлемой частью успешного флешмоба.

    Организуйте свой флешмоб. Вам потребуются добровольцы, желающие участвовать во флешмобе, и для этого вы эффективно можете использовать онлайн-ресурсы. Используйте социальные сети, электронные сообщения, СМС и интернет-сайты для того, чтобы найти людей для своего флешмоба. Вы также можете привлечь ресурсы класса, в котором вы учитесь, театральную или танцевальную группу, в которую вы входите или другие группы людей, с которыми вы проводите время. Спросите своих друзей или членов семьи, не хотят ли они также принять в этом участие.

    • Используйте Фейсбук, Твиттер и интернет-сайты для объединения людей. Люди будут искать флешмоб, вводя слова «флешмоб» или «флеш-моб», так что убедитесь в том, что вы указали их во всех постах, созданных вами для нахождения людей.
    • Используйте интернет-пространство для организации флешмоба на Flashmob.com . Как и следовало ожидать, этот сайт также хаотичен, как и сам флешмоб в идеале, так что вам придется искать иголку в стоге сена.
    • Группа Improv Everywhere была основана в Нью-Йорке, и, несмотря на то, что не все ее уличные представления являются флешмобами, они все же есть, и вы также можете принять в них участие, если находитесь в Нью-Йорке. Зайдите на .
    • Существует много местных сайтов флешмобов; просто воспользуйтесь поисковой системой для того, чтобы найти их, используя название вашего местоположения и термин «флешмоб».
  1. Обеспечьте свою группу четкими инструкциями. Для успешного проведения вашего флешмоба потребуется, чтобы участвующие точно знали, что нужно делать. Лучше всего провести репетицию заранее, но если это невозможно, то, по крайней мере, снабдить участников очень четкими инструкциями (онлайн или по электронной почте и т.д.) относительно того, что надеть, когда и где нужно быть, что делать (к примеру: Подготовиться к замораживанию, ходьбе, танцам, открыванию рта наподобие рыбы и т.п., на углу 55 улицы и 3 аллеи в 7 утра), и как долго продлится представление. Если некоторые участники должны действовать вместе, будет лучше, если они отрепетируют это заранее для синхронности и точности.

    • Если инструкции простые, к примеру, каждый стоит на одном месте, читая газету с прорезанными на ней дырками для глаз, тогда, возможно, простота действия означает, что вам не придется репетировать. Тем не менее, будет лучше, если все участники постараются где-нибудь встретиться перед мероприятием, чтобы быстро обговорить детали, чего ожидать от мероприятия и участников и что делать после него. Также было бы полезно объяснить, что делать, если у людей возникнет раздражение или полиция попытается разогнать группу.
    • Если инструкции сложные, особенно там, где нужно срежиссировать и поставить сцены, то стоит задуматься о том, чтобы организовать меньшую группу людей, которых вы точно сможете заставить ходить на репетиции и держать мероприятие в тайне, вместо более большой группы, с которой будет сложнее согласованно работать. Можно довольно успешно организовать группу примерно из 50 человек, но большие цифры могут усложнить положение вещей.
    • Вам будет легче организовать танцевальную группу, в которой вы уже состоите. К примеру, если вы соберете группу исполнителей танца Зумба из местного спортзала, чтобы вместе выступить на улице, это будет отличной возможностью для участников показать все то, чему они уже научились.
  2. Подготовьте нужный реквизит и костюмы. Лучше попросить участников принести свой реквизит или организовать костюмы самим (такие, как вечерние платья, купальники, парики и др.), но иногда вам придется обеспечивать вещами каждого (к примеру, собачьи поводки с ошейниками для прогулки с невидимой собакой).

    • Если людям трудно найти или сделать реквизит или костюмы, обдумайте идею с мастерской, где каждый мог бы сделать нужные ему вещи. Однако вы должны стремиться к простой одежде и предметам или вещам, которые уже есть у людей в гардеробе или дома.
  3. Ознакомьтесь с ограничениями, действующими на данной местности. Проведите тщательное исследование территории, на которой вы собираетесь провести флешмоб. На данной местности могут пролегать границы безопасности, правовые или физические ограничения. Чтобы избежать проблем с законом, важно не создавать опасные заграждения, не нарушать технику безопасности и не выставлять людей в таком свете, который может помешать выполнению их обычных служебных заданий, непредназначенных для широкой огласки. Несмотря на то, что очевиден баланс между привлечением людей к просмотру и отвлечением людей от их обычной деятельности, важно убедиться в том, что ваш флешмоб не приведет к авариям или случаям правонарушений. К примеру, если ваш флешмоб может перекрыть аварийные выходы, тогда вам стоит еще раз подумать о том, где провести мероприятие.

    • Как отмечалось выше, скажите участникам, что делать в случае, если полиция или другие уполномоченные органы потребуют, чтобы ваша группа ушла. Лучшим вариантом будет подчиниться им тихо и мирно. Во всяком случае, хорошо организованный и законный флешмоб закончится еще до того, как эти люди вообще появятся.
  4. Организуйте качественные съемки мероприятия. Определенно стоит иметь запись всего мероприятия для того, чтобы вы могли выложить его на YouTube. Кто знает? Оно может даже стать популярным! По крайней мере, оно послужит источником вдохновения для организации других флешмобов в будущем.

    Расслабьтесь. Будьте уверены в том, что флешмоб пройдет по плану! Будучи организатором, вы несете ответственность за обеспечение того, чтобы флешмоб шел согласно плану и не создавал проблем публике во время проведения мероприятия.

    Закончите, сделав вид, что ничего не произошло. Сразу после окончания флешмоба, не позволяйте участникам рассиживаться и говорить или начинать разговоры с толпой. Они должны смешаться с толпой и уйти до заката солнца так, как будто ничего не произошло.

    Танцевальный флешмоб

    Наверно, это является самым распространенным видом флешмоба, который обычно проводится с большим размахом.

    1. Выберите песню. Вы хотите, чтобы она была в быстром темпе или более спокойной? Вы хотите что-то известное или музыку, которая будет выдержана в определенном стиле, вроде оперы?

      Найдите того, что сможет поставить танец. Если вы сможете сделать это сами – прекрасно. Если нет, то найдите того, кто знает, как помочь превратить танцевальную группу в нечто грандиозное.

      Выберите место для своего танца. Парк в крупном городе – отличное место, особенно во время обеда или после работы, когда все направляются домой.

      Соберите группу танцоров. Во флешмобных танцах может участвовать любое количество людей, но постарайтесь набрать как минимум 50-75 человек. Может показаться, что будет тяжело это организовать, но чем больше людей у вас будет, тем большее впечатление произведет флешмобный танец.

      Учите людей танцевать в небольших группах по 4-30 человек. Тогда вам не придется собирать слишком много людей в одном помещении или месте одновременно, и они смогут развлекать толпу с разных ракурсов. Это будет удобно тем, кто не сможет увидеть все место действия полностью.

      • Постарайтесь, чтобы это стало сюрпризом. К сожалению, способ, которым вы привлекаете участников, оповестит людей о предстоящем мероприятии, но вы можете попросить участников не распространять об этом новости и надеяться, что обычный наблюдатель, которому случиться оказаться поблизости, когда вы будете проводить флешмоб, даже не будет подозревать о данном мероприятии! Ознакомьтесь с определенными законами, когда соберетесь проводить флешмоб.
      • Флешмобы не обязательно должны специфицироваться на танцах, представлениях и других приемах. Не ожидайте, что все (кроме лидера) сделают это идеально – смысл заключается в том, что большая группа людей делает это одновременно.
      • Не обязательно, чтобы все люди делали одно и то же. Два или три человека могут делать что-то одно, в то время как остальные будут заняты чем-то другим!
      • Если ваша песня об отношениях – привлеките мальчиков, чтобы зрители поняли, о чем песня и убедитесь в том, что у вас в группе есть одинаковое количество партнеров по танцу.
      • Если вы хотите усложнить флешмоб, попробуйте провести его на улице города, когда не будет движения. Однако будьте осторожны – никто не должен пострадать или препятствовать движению транспорта.

      Предупреждения

      • У некоторых людей нет чувства юмора и впечатления от просмотра флешмоба могут их оскорбить или расстроить. Вероятнее всего, это произойдет в случае, если вы помешаете розничной торговле или вторгнетесь в другое место, где занимаются торговлей, поскольку предприниматели будут рассматривать это как потенциальную угрозу продажам, мнению покупателей и нормальному режиму работы. Как обсуждалось выше, вам придется хорошо постараться заранее, чтобы убедиться в том, что вы не нарушаете порядок и определенно не совершаете ничего незаконного, опасного, компрометирующего и не причините никому материальный ущерб. Выбирайте место проведения мероприятия с умом.
      • Вас могут остановить представители закона. Будьте к этому готовы и не будьте скандальными и дерзкими. Выполняйте указания и уходите, если вас попросят.
      • Ознакомьтесь с местными законами о больших собраниях в определенных местах. Это может быть незаконным. Просеките разницу между общественными местами и местами, куда вход посторонним запрещен, и есть ли вероятность того, что люди могут подать иск за посягательство на их владение. Если вы оставили след в интернете, то обязательно найдется тот, кто подаст жалобу, поэтому убедитесь в том, что вы подстраховались на законных основаниях.

Одни и те же рекламные технологии «замылившемуся глазу» потребителя, конечно, надоедают. Милый ребенок и подгузники, красавица и машины, брутальные мужчины и дорогие часы. Чтобы видеть «полет» творчества, уже не нужно приезжать на какой-нибудь фестиваль, вроде Red Julbars, достаточно проехать по улицам нашего города. Правда, скажем честно, что и другие города мира переполнены самой разнообразной рекламой - красотки, детки, лимузины, новостройки, средства гигиены заполонили все и вся и… стали невидимками!

Еще в 2005 году представители Procter&Gamble заявляли, что сегодня прежняя маркетинговая стратегия уже не работает и использовать старое мышление в новых реалиях, по меньшей мере, глупо.

Профессиональные маркетологи давно осознали, что эффект стандартных рекламных кампаний катастрофически снижается. Сегодня это понимают и заказчики. Очевидно, что рынок требует новшеств.

На помощь пришли люди! Много людей!

Вечер. В одном из вагонов метрополитена появляется девушка, читающая журнал «СамаЯ». Естественно, пассажиры не обращают на нее внимания. Но на каждой следующей станции в вагон входит другая девушка с таким же журналом. Вскоре этих «читательниц» становится едва ли не больше, чем самих пассажиров. Следуя основному условию флэшмоба, они будто не догадываются о присутствии других, с такими же журналами. Пассажиры не понимают, что происходит, волнуются, пытаются через плечо посмотреть на страницы журнала… И вдруг под громогласное «Осторожно, двери закрываются» на одной из станций все девушки выходят из вагона.

Сейчас примеров интересных и ярких флешмобов достаточно много. Этим рекламным инструментом активно пользуются в мире и странах ближнего зарубежья.

Иногда для проведения флэшмоба не нужны большие затраты, а силы распространения в социальных сетях творят чудеса – всего за несколько часов о флешмобе и рекламируемом товаре становится известно за тысячи километров от его непосредственного проведения.

В рамках Узбекистана флешмоб пока явление не слишком частое в силу различных обстоятельств. Но нельзя говорить, что абсолютно новое и неизвестное.

18 октября в холле Дворца Творчества Молодёжи перед началом полуфинальной игры Высшей Лиги КВН Узбекистана был проведен «культурный флешмоб». Все шло как обычно, но вдруг появились два виолончелиста, оперная дива, хор. И в зале полилась музыка. А изумленные и ничего не подозревающие зрители стали с восторгом наблюдать за происходящим. И в течение нескольких минут фото распространились в социальные сети, что позволило охватить большое количество людей.