Полярность аккумулятора — что это и как ее определить

  • 24.06.2019

Полярность провода проще каждого определить по обозначениям на источнике напряжения, к которому он подключен. Впрочем такая вероятность не неизменно доступна. Это могут быть провода , выходящие из зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов, итоги динамических громкоговорителей, провода питания в автомагнитоле. Изредка нужно узнать, тот, что из нескольких сетевых проводов фазный, а какой нулевой либо прозвонить кабель, протянутый из одного помещения в другое. В всяком случае существует свое решение этого вопроса.

Вам понадобится

  • мультиметр, батарея питания на 3 вольта, индикаторная отвертка, прозвоночный провод.

Инструкция

1. Для определения полярности проводов, выходящих из зарядного устройства, включите мультиметр в режим измерения непрерывного напряжения до 20 вольт, черный провод (негативный) вставьте в гнездо COM, а алый (позитивный) – в гнездо V?mA. Подсоедините щупы к клеммам зарядного устройства и включите его. Если на дисплее мультиметра возник знак «минус», значит полярность подключения противоположная, то есть алый щуп подключен к негативной клемме, а черный – к позитивной клемме зарядного устройства. В случае отсутствия знака «минус» клеммы соответствуют подключенным к ним щупам.

2. Для проверки полярности динамиков кратковременно коснитесь его итогов провода ми от батарейки на 3 вольта. При движении диффузора динамика наружу полярность клемм динамика соответствует полярности батареи. При движении вовнутрь полярность итогов динамика противоположна полярности батареи.

3. Провода питания в фирменных автомагнитолах легко различить по цвету, тот, что непрерывно соответствует своему проводу. Черный цвет у провода , подключаемого к массе либо всеобщему «минусу» питания, алый провод – «плюс» питания, подключается к замку зажигания, желтый провод тоже относится к «плюсу» питания, только подключается к аккумулятору. В любом случае провод с предохранителем является «силовым плюсом» питания.

4. При замене неисправного выключателя не неизменно есть вероятность обесточить дом либо квартиру. В этом случае поможет определить фазный (небезопасный) провод индикаторная отвертка. Она поможет и в том случае, когда при проведении каких либо ремонтных работ вы наткнулись на неведомый провод.

5. Для прозвонки кабеля с идентичными на вид жилами включите мультиметр в режим измерения мелких сопротивлений. В случае прозвонки сигнального провода в качестве всеобщего прозвоночного провода дозволено применять металлический экран кабеля. С одной стороны кабеля подключите изучаемый провод к экрану, а с иной стороны подсоедините черный щуп к оплетке и касаясь поочередно проводов, обнаружьте замкнутый на экран провод.

Достаточно зачастую появляется надобность проверить полярность источника непрерывного тока – аккумулятора, генератора либо, скажем, выпрямителя – без надобного прибора под рукой.

Вам понадобится

  • – картофель;
  • – банка с водой;
  • – свеча.

Инструкция

1. В любительской практике дозволено поступить дальнейшим образом. Два оголенных конца проводов, подключенных к итогам батареи, опустите в банку с теплой водой, в которой растворена столовая ложка поваренной соли. После этого сближайте их до того момента, пока на конце одного из проводов не начнут возникать пузырьки газа – водорода. Данный провод будет соответствовать негативному полюсу источника.

2. Клубень сырого картофеля разрежьте напополам, в одну из частей со стороны среза воткните оголенные (зачищенные) провода на расстоянии 15-20 мм друг от друга. Рядом с проводом, присоединенным к позитивному полюсу батареи, поверхность картофеля окрасится в зеленый цвет (процесс окисления).

3. 3-й метод. Зажгите обыкновенную бытовую свечу. В пламя свечи погрузите два проводника, подключенных к больше высокому источнику напряжения. Под его воздействием пламя свечи станет низким и широким, а на проводе с негативным зарядом появится тонкая полоска сажи. Помимо этого, дозволено изготовить примитивный индикатор для многократного определения полярности незнакомого источника. Для этого необходимо взять обыкновенную стеклянную трубку с пропущенными электродами внутри (скажем, от перегоревшей электролампы) и закрытую пробками. Вовнутрь трубочки залейте раствор, состоящий из одной части селитры, 4 частей воды, отменнее дистиллированной либо кипяченой, пяти частей глицерина, смешайте с одной десятой части фенолфталеина и частью винного спирта. Имеет толк пользоваться химическими пробирками.

4. Сходственный индикатор может служить дюже длинно, при этом при помещении негативного заряда будет появляться красное окрашивание. Если источник тока переменный, то электроды будут давать розовое окрашивание. Дабы перепроверить полярность , довольно будет легонько встряхнуть индикатор.

В автомагазинах продаются свинцово-кислотные аккумуляторные батареи прямой (ими комплектуются все отечественные автомобили) и обратной полярности (устанавливаются на некоторых машинах зарубежного производства). Перед покупкой батареи, нужно верно определить ее полярность .

Вам понадобится

  • Вольтметр

Инструкция

1. Срок службы всякий аккумуляторной батареи лимитирован и составляет, как водится, не больше пяти лет. Отработав положенное время, неукоснительно наступает момент замены энергоблока. И если у обладателей автомобилей отечественного производства загвоздка заключается в том, дабы предпочесть АКБ соответствующей емкости и отдать предпочтение определенной торговой марке, то владельцам привозных машин нужно узнать перед покупкой полярность аккумулятора.

2. Для достижения поставленной задачи батарея извлекается из аккумуляторного гнезда и располагается таким образом, что при визуальном осмотре сверху ее клеммы обязаны быть внизу. Обратите внимание, что одна из них немножко тоньше иной (она минусовая).

3. Если минусовая клемма расположена на аккумуляторе слева (внизу), то батарея обратной полярности.

4. В тех случаях, когда больше тонкая клемма справа – АКБ прямой полярности.

5. Дабы окончательно удостовериться в правильности определения полярности аккумулятора, присоедините к нему вольтметр. При этом алый щуп прибора снимает напряжение с толстой клеммы, а черный – с тонкой. Показание на шкале без знака «минус» подтверждает исследуемые параметры АКБ.

Видео по теме

Обратите внимание!
Установка аккумулятора ненадлежащей полярности в автомобиль грозится тем, что к его клеммам не получиться присоединить кабели.

При подключении силовых трехфазных, однофазных и сигнальных проводов ошибки недопустимы. Они могут привести к нарушению работоспособности оборудования, работы систем заземления и поражению обслуживающего персонала электрическим током. Весомое значение имеет соответствие цветовой маркировки кабеля подключаемым цепям.

Вам понадобится

  • Техническое изложение кабеля

Инструкция

1. Дабы определить провода по цвету в трехфазной проводке, воспользуйтесь дальнейшим правилом.Современная маркировка трехфазных кабелей такая: фазы A, B, C, маркируются соответственно белым, черным и красным цветом. Нейтральный провод обозначен синим цветом, а провод заземления – желто-зеленым. В маркировке проводов однофазной сети применяется три цвета: белый – фазный, синий – нулевой, заземление обозначено проводом желто-зеленого цвета.

2. При случайном обрыве USB-провода, восстановите его, следуя дальнейшей схеме цветовой маркировки: плюсу питания соответствует провод красного, минусу питания – черного цвета, белому проводу соответствует негативный провод данных, а зеленому – правильный.

3. Самые трудные расцветки проводов в многожильных кабелях. Скажем, для стремительного поиска места повреждения коммуникаций кабелей СБЗПУ либо СБПУ понадобится определить целостность жил между соседними отводами магистрального кабеля (как водится, такие типы кабелей применяются на железной дороге). Для уточнения цветовой разводки кабеля определенной марки воспользуйтесь соответствующим техническим изложением.

4. Так, скажем, если случился обрыв в кабеле СБЗПУ либо СБПУ, то определить цвет провода дозволено по дальнейшей схеме: Пара 1. Цвет жилы Б – голубой, жилы А – белый.Пара 2. Цвет жилы Б – желтый, жилы А – белый.Пара 3. Цвет жилы Б – зеленый, жилы А – белый.Пара 4. Цвет жилы Б – каштановый, жилы А – белый.Пара 5. Цвет жилы Б – серый, жилы А – белый.Пара 6. Цвет жилы Б – алый, жилы А – белый.Пара 7. Цвет жилы Б – голубой, жилы А – алый.Пара 8. Цвет жилы Б – желтый, жилы А – алый.Пара 9. Цвет жилы Б – зеленый, жилы А – алый.Пара 10. Цвет жилы Б – каштановый, жилы А – алый.Пара 11. Цвет жилы Б – серый, жилы А – алый.Пара 12. Цвет жилы Б – алый, жилы А – алый.

Видео по теме

Светоизлучающий диод, в различие от лампы, работает только при соблюдении полярности. Но на самом приборе она обыкновенно не указана. Определить расположение итогов светодиода дозволено опытным путем.

Инструкция

1. Изготовьте прибор для проверки полярности светодиодов. Для этого возьмите батарейный отсек на три элемента AA, резистор сопротивлением в 1000 Ом и два щупа: алый и черный. Негативный итог батарейного отсека объедините напрямую с черным щупом, а правильный – через резистор с красным щупом. Разместите прибор в подходящий корпус. Вставьте в отсек батарейки.

2. Дабы проверить светодиод, подключите к нему щупы вначале в одной полярности, а после этого, если он не засветится, в иной. Когда диод светится, черный щуп подключен к его катоду, а алый – к его аноду. Резистор в приборе выбран таким, дабы свечение было неярким, но дозволено было проверять даже самые маломощные светодиоды.

3. При работе со светодиодами изумрудного, синего, фиолетового и белого цветов предохраняйте их от воздействия статического электричества.

4. Изготовьте для хранения изготовленного вами прибора чехол. В нем предусмотрите места для раздельного хранения щупов. Это нужно для того, дабы они при переноске не замкнулись между собой. Замыкание не повредит прибору, но если удерживать щупы замкнутыми длинно, элементы питания помаленьку разрядятся через резистор.

5. Определив полярность светодиода, в будущем не подавайте на него обратное напряжение. Вероятность выхода его из строя при этом невелика, но она имеется.

6. Если вы купили крупное число светодиодов одного типа, определите полярность лишь нескольких из них. Удостоверитесь, что у всех них цоколевка идентична. В будущем для экономии времени определяйте полярность светодиодов перед впайкой по форме и длине итогов. Но так поступайте лишь в том случае, если вы верно уверены, что все диоды относятся к одному типу.

7. Никогда не используйте светодиоды без резисторов. Даже превышение тока через такой прибор каждого в два раза способно сократить его срок службы примерно в сто раз. Десятикратное превышение выведет его из строя мигом.

Видео по теме

На 1-й взор, обозначать на динамике полярность нет смысла, от того что подается на него переменное напряжение. Но когда в акустической системе несколько динамических головок, их нужно включать синфазно. Принято обозначать на итогах головки такую полярность , при которой диффузор перемещается вперед.

Инструкция

1. Изготовьте для проверки динамиков особый пробник. Для этого возьмите обычный карманный фонарь на основе лампы накаливания. Удалите из него выключатель, а взамен последнего подключите два щупа. У них неукоснительно обязаны быть изолированные ручки, от того что в момент отключения напряжения на итогах головки появляется напряжение самоиндукции. Проверьте полярность напряжения на щупах при помощи контрольного вольтметра. Нанесите на них соответствующие обозначения. Удостоверитесь, что если щупы замкнуть, лампа светится.

2. Отключите усилитель и каждый стереокомплекс (в том числе и из розетки). Отключите оба итога динамической головки от остальных цепей акустической системы. Подключите щупы к итогам головки, не касаясь ни последних, ни металлических частей щупов. В данный момент наблюдательно глядите на диффузор. Если при подключении он перемещается наружу, а при отключении – вовнутрь, полярность верная. Если же отслеживается обратная картина, поменяйте полярность подключения щупов, позже чего повторите проверку. После этого обозначьте на каркасе динамической головки несмываемым фломастером полярность , соответствующую полярности подключения щупов.

3. Осуществите аналогичную операцию в отношении остальных динамиков в предела одной акустической системы. Самостоятельно от того, как они подключены (напрямую либо через кроссовер), подключите их синфазно таким образом, дабы красному контакту на задней стенке колонки соответствовали плюсовые итоги головок.

4. Так же проверьте и при необходимости переделайте вторую акустическую систему. Закрыв корпуса обеих колонок, проверьте, верно ли они подключены к усилителю. На кабеле, которым осуществляется такое соединение, имеются особые красные метки. Во всех случаях проводник с меткой подключайте к красной клемме, а проводник без метки – к черной.

5. Включите стереокомплекс. Сравните его звучание с тем, которое имело место до переделки.

Видео по теме

Если динамиков несколько, они отменнее звучат, когда подключены в идентичной полярности. Но соответствующая маркировка на их клеммах есть не неизменно. Тогда определять полярность придется независимо.

Вам понадобится

  • – пальчиковая батарейка;
  • – провода;
  • – карандаш;
  • – отвертка;
  • – фонарь либо настольная лампа;
  • – паяльник.

Инструкция

1. Перед проверкой полярности динамика непременно отсоедините его от усилителя. Для этого вначале отключите сам усилитель. После этого, если между ним и динамиком имеются разъемные соединения, для отключения используйте именно их. Если же таковых нет, громкоговоритель придется временно отпаять, заблаговременно записав, какие провода куда шли.

2. Проверьте, отлично ли просматривается диффузор через решетку либо ткань, закрывающую его. Испробуйте осветить его фонарем либо настольной лампой – внезапно он позже этого станет отличнее виден? Если не получится и это, придется тем либо другим методом открыть доступ к диффузору. Изредка проще снять решетку, а изредка – саму динамическую головку с обратной стороны. Основное – предпочесть тот метод, при котором колонка не будет повреждена, и дозволено будет после этого собрать все обратно.

3. Сейчас дозволено приступать к определению полярности. Кратковременно подключите к динамику проводами пальчиковую батарейку. Диффузор либо втянется, либо выдвинется наружу. Если он втянулся, батарейка была подключена в неправильной полярности, а если выдвинулся – в положительной. Сейчас довольно карандашом обозначить около итогов динамика верную полярность, то есть то расположение «плюса» и «минуса», при котором диффузор выталкивается.

4. Если проверять полярность динамиков вам доводится зачастую, дозволено сделать для этого комфортное адаптация, разместив батарейку в держатель, а к проводам припаяв щупы. В этом случае ступенчато с одним из щупов включите предохранитель на 0,1 А на случай, если щупы внезапно замкнутся при транспортировке. Когда вы не пользуетесь приспособлением, вытягивайте батарейку из держателя и помещайте ее в изолирующий футляр. Провода классно взять разноцветными, скажем, черный – «минус», алый – «плюс».

5. Уберите батарейку и провода, соберите акустическую систему обратно. Все динамики при этом подключите к усилителю в идентичной полярности. Если усилитель стереофонический, то в идентичной полярности нужно присоединить и обе колонки. Проверьте, как они зазвучат сейчас по сопоставлению с тем, что было ранее.

Обратите внимание!
Батарейки с напряжением больше 1,5 В применять невозможно – динамик может сгореть! Учтите, что некоторые трехвольтовые литиевые батарейки дюже схожи на 1,5-вольтовые пальчиковые.Подключать батарейку следует кратковременно.Невозможно проверять полярность, когда динамик подключен к усилителю.

Полезный совет
Если динамик каждого один (монофоническая и однополосная акустическая система), заниматься определением его полярности нет смысла.

Видео по теме

Светодиод – полупроводниковый оптический прибор, пропускающий электрический ток в прямом направлении. При подключении инверсионно тока в цепи не будет, и, естественно, не произойдет свечения. Чтобы этого не случилось, нужно соблюдать полярность светодиода.

Светодиод на схеме обозначается треугольником в кружке с поперечной чертой – это катод, который имеет знак «-» (минус). С противоположной стороны находится анод, имеющий знак «+» (плюс).

В монтажных схемах должна присутствовать цоколевка (или распиновка) выводов для идентификации всех контактов соединения.

Как определить полярность диода, держа в руках крохотную лампочку? Ведь для правильного подключения нужно знать, где у него минус, а где плюс. Если распайка выводов будет попутана, схема не заработает.

Визуальный метод определения полярности

Первый способ определения – визуальный. У диода два вывода. Короткая ножка будет катодом, анод у светодиода всегда длиннее. Запомнить легко, так как присутствует начальная буква «к» и в том и другом слове.

Когда оба вывода согнуты или прибор снят с другой платы, их длину бывает сложно определить. Тогда можно попробовать разглядеть в корпусе небольшой кристалл, который выполнен из прозрачного материала. Он располагается на небольшой подставке. Этот вывод соответствует катоду.

Также катод светодиода можно определить по небольшой засечке. В новых моделях светодиодных лент и ламп применяются полупроводники для поверхностного монтажа. Имеющийся ключ в виде скоса указывает на то, что это отрицательный электрод (катод).

Иногда на светодиодах стоит маркировка «+» и «-». Некоторые производители отмечают катод точкой, иногда линией зеленого цвета. Если нет никакой отметки или ее трудно разглядеть из-за того, что светодиод был снят с другой схемы, нужно произвести тестирование.

Тестирование с применением мультиметра или аккумулятора

Хорошо, если под рукой есть мультиметр. Тогда определение полярности светодиода произойдет за одну минуту. Выбрав режим омметра (измерение сопротивлений), нетрудно произвести следующее действие. Приложив щупы к ножкам светодиода, производится замер сопротивления. Красный провод должен подключаться к плюсу, а черный – к минусу.

При правильном включении прибор выдаст значение, примерно равное 1,7 кОм, и будет наблюдаться свечение. При обратном включении на дисплее мультиметра отобразится бесконечно большая величина. Если проверка показывает, что в обе стороны диод показывает малое сопротивление, то он пробит, и его следует утилизировать.

В некоторые приборах существует специальный режим. Он предназначен для проверки полярности диода. Прямое включение будет сигнализировать подсветкой диода. Этот метод подходит для красных и зеленых полупроводников.

Синие и белые светодиоды выдают индикацию только при напряжении более 3 вольт, поэтому нельзя достигнуть нужного результата. Для их тестирования можно использовать мультиметры типа DT830 или 831, в которых предусмотрен режим определения характеристик транзисторов.

Используя PNP-часть, один вывод светодиода вставляют в коллекторное гнездо, второй – в эмиттерное отверстие. В случае прямого подключения появится индикация, инверсионное включение не даст подобного эффекта.

Как определить полярность светодиода, если под рукой нет мультиметра? Можно прибегнуть к обычной батарейке или аккумулятору. Для этого понадобится еще любой резистор. Это нужно для защиты светодиода от пробоя и выхода из строя. Последовательно соединенный резистор, величина сопротивления которого должна быть примерно 600 Ом, позволит ограничить ток в цепи.

И еще несколько советов:

  • если известна полярность светодиода, впредь нельзя подавать на него обратное напряжение. В противном случае есть вероятность пробоя и выхода из строя. При правильной эксплуатации светодиод будет служить исправно, так как он долговечен, а также его корпус хорошо защищен от попадания влаги и пыли;
  • некоторые типы светодиодов чувствительны к воздействию статического электричества (синие, фиолетовые, белые, изумрудные). Поэтому их нужно предохранять от влияния «статики»;
  • при тестировании светодиода мультиметром желательно это действие произвести быстро, касание к выводам должно быть кратковременным, чтобы избежать пробоя диода и вывода его из строя.

Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как ее определить?

При выборе аккумулятора нужно обязательно обращать внимание на ряд параметров. Среди основных стоит отметить номинальную ёмкость, типоразмер корпуса, стартерный ток и полярность. Сегодня мы поговорим о полярности аккумулятора автомобиля и о том, как её определить. Это один из ключевых параметров АКБ. Если выбрать неподходящую полярность Вы просто не сможете подключить батарею на автомобиле и начать её эксплуатацию.

Полярность – это характеристика аккумулятора автомобиля, которая определяет расположение его внешних выводов. Если вы купите аккумулятор для автомобиля не той полярности, то получите проблему с его установкой и подключением.

Дело в том, что посадочная ниша под аккумулятор позволяет установить его в одном положении. Если полярность будет неподходящей, то длины проводов с клеммами просто не хватит, чтобы подключить их к соответствующим выводам батареи. То есть, вы просто не сможете эксплуатировать аккумулятор.


Конечно, можно заняться удлинением соответствующих проводов и «победить» в сложившейся ситуации. Но, подумайте, нужны ли вам ненужные проблемы и изготовление всяких дополнительных «костылей»? В такой ситуации, скорее всего, вы поедете обратно в магазин или обратитесь в интернет-магазин для замены АКБ на модель требуемой полярности. В этих случаях продавцы идут навстречу, и батарею можно будет поменять. Но, чтобы не терять драгоценное время и не тратить понапрасну нервы, выбирать требуемую полярность нужно уметь сразу. Давайте, разберёмся, как это делать.

Виды полярности АКБ

Производители выпускают аккумуляторные батареи с шестью видами полярности. Они отличаются компоновкой и объединением между собой элементов АКБ. Наиболее распространены из них четыре вида полярности. Два вида используются в аккумуляторах для легковых автомобилей и ещё два – для грузовых.

Аккумуляторы для легковых автомобилей

Перед тем, как определить полярность аккумулятора автомобиля, разверните его к себе лицевой частью (с наклейкой). Выводы аккумулятора будут находиться на верхней стороне аккумулятора на ближней к вам стороне. Теперь смотрим расположение положительного (+) и отрицательного (вывода) на АКБ. Возможны два варианта:

1) Положительный токовывод справа, а отрицательный слева. Это обратная полярность или европейская. Она ещё обозначается, как «0». На изображении ниже показан вид аккумулятора автомобиля сверху.



2) Положительный токовывод слева, а отрицательный справа. Это прямая полярность аккумулятора автомобиля или российская. Этот вид полярности ещё обозначается, как «1». Ниже можно посмотреть вид сверху на батарею с прямой полярностью.

Здесь стоит ещё сказать о мифических «азиатской» и «американской» полярностях. Таких в природе не существует. Есть азиатский и американский типоразмер АКБ. Аккумуляторы азиатского типа имеют ширину несколько меньше европейских, а высоту немного больше. Кроме того, у них нет «ступеньки» на верхней крышке. Клеммы азиатских аккумуляторов могут быть тоньше, а в ряде случаев выполнены под другие крепления.

АКБ американского типа отличаются видом токовыводов и их расположением. Выводы находятся не на верхней плоскости, а на боковой. Выполнены они под крепление болтом. Хотя есть модели имеющие выводы и на боковой поверхности, и стандартные на верхней крышке.



Что касается полярности, то у азиатских АКБ она обратная или «0», а у американских – прямая или «1».

Аккумуляторы для грузовых автомобилей

На большинстве аккумуляторов для грузовых автомобилей токовыводы располагаются по одной из коротких сторон АКБ. Чтобы определить полярность автомобильного аккумулятора, поворачиваем батарею к себе стороной с выводами и смотрим их расположение. Здесь также два варианта:

1) Положительный вывод слева, а отрицательный справа. Это полярность автомобильного аккумулятора обратная или европейская. Она обозначается цифрой «3».



2) Положительный вывод справа, а отрицательный слева. Это полярность автомобильного аккумулятора прямая или российская. Она обозначается цифрой «4».

Грузовые аккумуляторы могут встречаться с компоновкой, обозначаемой цифрой «2». В этом случае токовыводы АКБ расположены на верхней стороне по диагонали.

Диагональное расположение выводов

Ошибка при подключении аккумулятора во время присоединения к бортовой сети автомобиля – частая причина отказа электрооборудования авто.

Несмотря на то, что обозначения полярности на АКБ легко читаемы, имеют рельефную структуру, положительная и отрицательная клеммы аккумуляторной батареи отличаются по размеру, переполюсовка часто встречается в практике автолюбителей. В связи с чем у них иногда возникает вопрос: как можно определить полярность аккумулятора, если стерлась маркировка?

Неправильное подключение (когда путают «плюс» и «минус») чаще всего происходит по следующим причинам:

  • человеческий фактор, прежде всего, невнимательность, при замене одной АКБ на другую, особенно в процессе многозадачного ремонта;
  • сильный износ обозначений, повреждения корпуса АКБ;
  • неправильный заряд аккумуляторной батареи от стационарного зарядного устройства (очень редко, но случается при полном разряде аккумулятора);
  • установка разъемов нештатных цветов в автомобиле (обычно проводка минусовой клеммы – черная, плюсовой – красного цвета);
  • нетрадиционная полярность кузовной шины (есть автомобили, где на массу заземляется плюсовой вывод аккумуляторной батареи, то есть сам авто имеет обратную полярность).

Ошибка при подключении клемм АКБ непременно приводит к выходу из строя элементов и узлов электрооборудования автомобиля, иногда очень серьезным. Поэтому при подключении аккумуляторной батареи к бортовой сети автомобиля следует уделять особое значение определению его полярности.

Стандарты прямой и обратной полярности аккумулятора — что это такое?

В современных аккумуляторных батареях для легкового автотранспорта на корпусе АКБ располагаются две клеммы: плюсовая и минусовая. Рядом с этими клеммами располагаются обозначения «минус» и «плюс» в виде арифметических знаков “ –“ и “+”, Согласно международному стандарту эти обозначения выполняются в рельефном исполнении, чтобы облегчить определение полярности в темное время суток.

Прямая либо обратная полярности определяются путем установки АКБ наклейкой или табличкой вперед. При отсутствии табличек АКБ располагается клеммами вперед.

Если плюсовая клемма находится справа, а минусовая клемма – слева, то полярность считается обратной (или европейской). Если плюсовая клемма расположена слева, а минусовая клемма справа, то полярность считается прямая (иногда ее называют — российская полярность). Очевидно, при этом руководствуются принятой полярностью курских аккумуляторов, которые ранее устанавливались на Москвич и Жигули.

При этом клеммы могут располагаться внутри геометрических размеров корпуса аккумулятора (условно классифицируются, как европейское исполнение) или выступать над верхней крышкой (азиатское).

Размеры положительных и отрицательных клемм (диаметр) также отличаются: положительная клемма всегда немного толще относительно отрицательной .

Перед приобретением аккумулятора для своего автомобиля следует изучить следующие параметры установочного штатного места:

  • габаритные размеры, отведенные под АКБ;
  • метод крепежа;
  • полярность подключения (прямая или обратная);
  • размер клемм;
  • расположение газоотвода.

Для облегчения процесса выбора некоторые производители предлагают автоматизированный онлайн-каталог, с помощью которого можно быстро и без ошибок определить необходимую модель АКБ. Как правило, в модельной линейке большинства производителей есть аккумуляторы прямой и обратной полярности.

В некоторых автомобилях размеры выводов клемм позволяют подключить аккумулятор любой полярности. С одной стороны, эта универсальность является плюсом. Однако, вероятность неправильной установки полярности (переполюсовки) в этом случае увеличивается.

Как определить полярность аккумуляторной батареи в случае отсутствия маркировки

По размеру клемм

Если обозначения «плюс» и «минус» на корпусе аккумулятора отсутствуют, можно руководствоваться диаметром клемм: плюсовая клемма всегда немного толще минусовой . При этом можно попробовать последовательно подключать минусовую клемму к клеммам АКБ (положительную в это время не трогать, лучше изолировать!). На минусовой вывод аккумуляторной батареи клемма будет надеваться, на плюсовой – заходить с трудом либо не одеваться вообще. Но следует понимать, что такой метод не обладает стопроцентной точностью.

Мультиметром

Надежнее для определения полярности аккумулятора использовать мультиметр. Для этого его необходимо переключить в режим измерения постоянных напряжений U (предел измерений 20 Вольт). Далее подключить черный щуп мультиметра к предполагаемому минусовому выводу АКБ. Красный щуп мультиметра подключить к другой клемме. Если показания вольтметра будут положительные (на цифровом табло будет просто около 12 вольт), то ваши предположения оправдались: черный щуп подключен к минусу, красный – к плюсу. Если на табло будет величина « — 12 Вольт», значит, красный щуп подключен к минусовой клемме.

По налету на клеммах

Косвенным способом определения полярности «подгулявших» аккумуляторов является повышенное оксидное загрязнение положительной клеммы (зеленоватый или белый налет).

В любом случае, лучше пользоваться всеми доступными методами определения полярности перед тем, как подключить аккумулятор к бортовой сети автомобиля.

Последствия неправильного подключения

В практике автоэлектриков встречаются различные случаи переполюсовки аккумулятора (неправильной установки полярности). В большинстве случаев она является следствием обычной невнимательности, спешки.

Иногда в процессе эксплуатации автомобиля устанавливаются провода подключения клемм АКБ другого цвета, что также может привести к ошибке.

Есть случаи неправильной зарядки. Если аккумулятор разряжается практически полностью, то существует вероятность заряда АКБ в обратной полярности с помощью зарядного устройства, если перепутать его выводы.

Разберем последствия неправильной полюсовки в порядке их значимости.

1. Выход из строя генератора

Наступает в 90% случаев, особенно когда АКБ заряжен хорошо. Может привести к возгоранию электропроводки.

Вероятнее всего в генераторе выходит из строя одно из плеч выпрямительного моста (два диода). Иногда могут пробить две-три пары диодов. При переполюсовке получается, что они соединяются в прямом включении, через них протекает большой ток, они пробиваются. Пробитый диод имеет практически нулевое сопротивление. При этом протекает огромный ток, который может вызвать возгорание электропроводки либо вывести из строя аккумуляторную батарею.

Некоторые производители в цепь генератора включают плавкую ставку (предохранитель), чтобы избежать подобных ситуаций. В любом случае, если произошла переполюсовка, необходимо .

2. Поломка электронных блоков управления

Наиболее чувствителен в этом случае . При выходе его из строя двигатель прекращает заводиться. Большинство производителей в блоки управления ставят защиту по питанию на этот случай и на случай неправильной работы генератора.

Обычно она представляет собой мощный стабилитрон, подключенный параллельно питающей шине. Он пробивается при переполюсовке и повышенном напряжении генератора. Ремонт блока заключается в замене этого стабилитрона. В экстренном случае можно просто выкусить стабилитрон, работоспособность блока восстановится.

3. Перегорание предохранителей

Это более безобидная неисправность. Обычно перегорает до 20% всех предохранителей, установленных в автомобиле. Поэтому после переполюсовки следует методично проверить абсолютно все предохранители, начиная от мощных распределительных в подкапотном пространстве и заканчивая салонными. Предохранители следует заменять на аналогичные номиналы, ни в коем случае не большего, иначе они будут неэффективны.

После проверки генератора и следует вновь подключить аккумуляторную батарею, произвести пробный запуск двигателя. Если автомобиль завелся, дать ему поработать минут десять, после чего проверить степень нагрева генератора. Если он сильно повысил свою температуру, значит, пробит диодный мост, генератор обязательно требует ремонта.

Далее проверяют работоспособность всех электрических узлов и систем автомобиля: блока ABS, кондиционера, климат-контроля, управления кузовом, освещение, щетки, автомагнитола и так далее. Если все исправно, во время первых поездок после переполюсовки контролируют наличие посторонних запахов в салоне и подкапотном пространстве.


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Одним из источников питания электроэнергией бортовой сети автомобиля является (он же просто батарея или АКБ). Работа этого элемента основана на химических реакциях, но водителю не обязательно знать все нюансы в его конструкции и принципы функционирования, тем более, что конструкция батареи такова, что или требует минимального вмешательства, либо вообще его не требует.

Для большинства автовладельцев – это всего лишь пластиковая герметичная коробка с ручкой (корпус батареи), с двумя выводами на верхней крышке к которым подключается «плюсовой» и «минусовой» провода. В ряде моделей могут дополнительно иметься пробки, для проведения , а также сигнальное окошко, по которому можно узнать, что требуется вмешательства (долить воды или ).

Всё, что остается водителю -это правильно подключить провода с клеммами к выводам батареи и все. Но часто возникает достаточно интересная проблема – на старом АКБ провода запросто доходили до выводов и накидывание клемм не составляло труда. А после приобретения новой батареи оказывается, что у нее «плюс» и «минус» поменяны местами и проводка не достают до своих выводов.

Все дело оказывается в таком термине, как полярность. Но в отличие от физических понятий полярности в аккумуляторе все значительно проще. Этот термин в аккумуляторе определяет расположение токовыводящих элементов (тех самых выводов, к которым подключаются провода бортовой сети) на крышке корпуса.

Видео: Определение полярности автомобильного аккумулятора

Прямая и обратная полярность аккумулятора

И при подборе нового аккумулятора важно правильно выбрать его полярность, чтобы подключение к бортовой сети авто не создало проблем. Самыми распространенными являются два типа полярности:

  1. Прямая;
  2. Обратная.

У них дополнительно есть еще ряд обозначений, которые будут упомянуты ниже.

Вообще определить, какая полярность у АКБ – очень просто. Но не зная, какая батарея нужна для вашего авто, определение полярности не поможет. Поэтому очень важно перед поездкой на рынок за новым аккумулятором просмотреть расположение проводов с клеммами на автомобиль.

Теперь о самом термине и как его определять. Прямая полярность используется на всех ВАЗах, поскольку АКБ с таким расположением выводов – разработка еще советских конструкторов, поэтому этот тип выводов часто еще называется «российским». Дополнительно в такую полярность еще обозначают цифрой «1». У аккумуляторов с таким типом полярности «плюсовой» вывод располагается слева, а «минусовой» — справа.

Обратная полярность – полная противоположность прямой, то есть, выводы у них поменяны местами («плюсовой» — справа, «минусовой» — слева). Используется такой тип на многих зарубежных авто, но не всех. Поэтому эту полярность еще называют «европейской», также она еще обозначается цифрой «0».

Существуют еще несколько видов полярности, но они особого распространения не получили. К примеру в США используется их собственная полярность – «американская», которая отличается тем, что выводы у них установлены не на верхней крышке корпуса, а на боковой поверхности.

Как определить полярность аккумулятора и чем грозит спутывание полярности

Рассмотрим, как же определить, какой тип полярности имеет аккумуляторная батарея. И здесь все просто, нужно всего лишь повернуть батарею «лицом» к себе. Ориентироваться можно по этикетке на боковой поверхности, поскольку она клеится на лицевой части, или по самим выводам. Батарею нужно повернуть так, чтобы они располагались с ближней стороны, то есть, повернута к вам. А после этого и нужно смотреть, с какой стороны расположены выводы. Если «плюсовой» — слева, то это прямая полярность, если справа – обратная.

А теперь о том, чем грозит неправильный выбор по полярности, и какие проблемы это может создать. Полярность указывается неспроста. Дело в том, что у каждого автомобиля имеется специальное посадочное место для АКБ, где он и закрепляется. При этом провода с бортовой сети подводятся каждый со своей стороны и длина их – определенная. Все это направлено на то, чтобы случайно не перепутать их перед подключением. Но неправильно подключить АКБ все же возможно из-за все той же полярности. Для примера, на ВАЗ установлена батарея прямой полярности, а владелец при покупке нового не обратил внимание и купил «европейский» аккумулятор. При попытках установить его на авто, «плюс» оказывается с другой стороны, поэтому и получатся «переплюсовка», которая может нанести значительный вред.

Неправильное подключение приводит к перегоранию электронных приборов бортовой сети авто и может стать причиной пожара. Интересно, что не все электроприборы сгорят, поскольку ряд из них особо не восприимчивы к изменению полюсов. К примеру, обычной лампе накаливания разницы нет, как сделано подключение, она гореть будет. Что касается электродвигателей, то при смене полюсов они всего лишь начинают крутить в другую сторону. А вот электронные приборы сгорят, поскольку для них «переплюсовка» недопустима.

Сразу скажем, что производители аккумуляторов тоже принимают участие в том, чтобы предотвратить возможное неправильное подключение. И делают они это путем использования разных по размеру выводов. Диаметр «плюсового» вывода больше, чем «минусового». Клеммы, которые подсоединяются к проводам, тоже отличаются по размерам отверстий. Поэтому надеть и закрепить, к примеру, «минусовую» клемму на «плюсовой» вывод не получиться (если не воспользоваться молотком). Дополнительно производители наносят на корпус тиснения, указывающие, какой это вывод.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Какой аккумулятор подходит на Приору.

Что можно предпринять?

Несмотря на все предусмотрительности, проблемы с установкой АКБ из-за его полярности все же возникают достаточно часто. Чтобы их избежать, необходимо не только определить полярность батареи, но еще и посмотреть, как она расположена в посадочном месте. И это очень важно.

Все потому, что достаточно развернуть аккумулятор на 180 градусов, чтобы получить правильное положение выводов на АКБ. К примеру, на автомобиле используется батарея прямой полярности и установлена она «лицом», если смотреть на нее (этикеткой вперед). Если же взять «обратный» аккумулятор и развернуть его на 180 градусов, то выводы окажутся как надо, но при этом АКБ будет обращена тыльной стороной. А поскольку провода имеют определенную длину, то они могут просто не доставать до выводов или им что-то будет мешать.

Напоследок рассмотрим, что же предпринять, если в наличии имеется аккумулятор с неподходящей полярностью, а достать другой не представляется возможным. Здесь важно постараться расположить батарею так, чтобы «плюсовой» провод доставал до своего вывода на аккумуляторе и его можно было закрепить. Для этого можно разворачивать батарею, постараться ее сместить в сторону и т. д.

А вот с «минусовым» проводом разобраться будет значительно легче. Ведь он является массой и подключен к кузову авто. Поэтому его запросто можно нарастить. То есть, берем отрезок провода большого сечения (больше – лучше) необходимой длины. Откручиваем «родной» провод, а на его место закрепляем подготовленный. Затем перекидываем клемму и подключаем его к АКБ.

А вот «плюсовой» провод нарастить или заменить не получится поэтому и важно сделать все, чтобы подключить его к батарее «как есть», без внесения доработок, тем более, что сделать это практически нереально. Ведь обычная скрутка для наращивания длины является небезопасной.