Что такое информационный взрыв и как он появился? Информационный взрыв: становление и развитие

  • 13.05.2019

Ускоренное развитие производства естественным образом сопровождалось соответствующим увеличением и обновлением суммы знаний, накопленных человечеством. Д. Мартин, один из крупнейших специалистов в области обработки информации, утверждает, что «...к 1800 году общая сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 10 лет, а к 1970 году - каждые 5 лет». Некоторые аналитики считают, что в настоящее время этот период составляет всего 2-3 года. Лавинообразный рост информационных потоков, начавшийся в XIX веке, к середине XX века привел к тому, что люди потеряли возможность ориентироваться в море информации и эффективно ее обрабатывать, поскольку даже на простой поиск нужной информации приходилось затрачивать весьма значительные усилия. И это несмотря на то, что значительная доля людей уже оказалась вовлеченной в трудовой процесс, непосредственно связанный с обработкой информации. По данным ряда американских исследователей, к середине XX века в информационную сферу труда в США было вовлечено более 30% трудоспособного населения (бухгалтеры, почтовые служащие, банковские работники и т. д.). Возникшая ситуация получила в свое время название «информационный взрыв». К концу XX века основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран стала информация. И тенденция перекачивания трудовых ресурсов из материальной сферы в сферу, так или иначе связанную с обработкой информации, неуклонно укрепляется во всем мире.

Появление эвм

Итак, к середине XX века перед человечеством возникла проблема обуздания «разбушевавшейся» информационной стихии, когда информация становится недоступной только потому, что ее чрезвычайно много и отыскать нужные данные очень и очень непросто. К этому же времени (как по заказу) оказались созданными и технические условия для производства программно-управляемых вычислительных машин, которые были реализованы в упоминавшихся выше электромеханических вычислительных машинах. Однако механические перемещения - неотъемлемая часть реализации вычислительных операций в механических и электромеханических машинах - существенно ограничивали их быстродействие. Так, например, самая быстродействующая релейная машина «РВМ-1», которая была построена в 50-х годах XX века в СССР под руководством Н. И. Бессонова, выполняла операцию умножения за 0,05 с (20 умножений в секунду). То есть «РВМ-1» была только в 14 раз быстрее, чем машина «Марк-2». Такой уровень быстродействия не удовлетворял практическим потребностям даже того времени. Только полностью электронные, то есть исключающие механические перемещения в процессе вычислений и, следовательно, безынерционные устройства могли решить проблему быстродействия вычислительных машин.

Начало последнего на сегодняшний день электронного этапа в развитии средств обработки информации относится к сороковым годам XX века. В 1937-1942 годах в США под руководством Дж. Атанасова и К. Берри была построена первая полностью электронная машина «ABC» (Atanasoff-Berry Computer), содержавшая около 600 электронных ламп накаливания. Но эта машина могла выполнять только операции сложения и вычитания.

Первая в полном смысле этого слова ЭВМ i - универсальная программно-управляемая Электронная Вычислительная Машина (соответствующий термин англоязычного происхождения - компьютер) была разработана в 1943-1945 годах в Пенсильванском университете США под руководством Д. Маучли и П. Эккерта. Эта машина называлась «ENIAC» - Electronic Numerical Integrator And Computer - электронно-цифровой интегратор и вычислитель. Она весила 30 тонн, ее высота была 6 метров, а площадь -120 квадратных метров. Машина состояла из 18 тысяч электронных ламп накаливания и выполняла примерно 5 тысяч арифметических операций в секунду (сравните с 20 операциями в секунду у электромеханической машины «РВМ-1»),

Программа работы машины «ENIAC» задавалась вручную с помощью механических переключателей и гибких кабелей со штекерами, вставляемыми в нужные разъемы. Поэтому любые изменения в программе требовали много сил и времени. Выдающийся математик Джон фон Нейман, анализируя работу первых ЭВМ, пришел к выводу о необходимости хранения выполняющейся программы и обрабатываемых по этой программе данных внутри машины, в ее электронных схемах, а не вне нее - на перфокартах, перфолентах или разъемах со штекерами. Первой машиной с хранимой программой является компьютер «EDSAC» (Electronic Delay Storage Automatic Calculator), построенный М. Уилксом в Великобритании в 1949 году. С этой машины принято вести отсчет первого поколения ЭВМ.

В нашей стране первые ЭВМ создавались примерно в тот же самый период. В 1947-1951 годах под руководством академика Лебедева была пущена первая советская вычислительная машина - МЭСМ (Малая Электронно-Счетная Машина). Кроме того, выпускались машины «Стрела», «Минск», «Урал», БЭСМ (Большая Электронно-Счетная Машина), М-2, «Мир» и некоторые другие, разработанные под руководством крупных советских конструкторов и теоретиков И. С. Брука, М. А. Карцева, Б. И. Рамеева, В. М. Глушкова, Ю. А. Базилевского.

Сорок пять лет назад футурологи предрекали, что к 2000 году человечество испытает застой в научном развитии, что приведет к краху цивилизации. Причиной столь невеселого прогноза стал назревающий "информационный взрыв".

Муравьи, ежедневно заглатывающие слона

Впервые об угрозе "информационного взрыва” ученые заговорили в 60-х годах XX века. Было подсчитано, что каждые десять лет в науке происходит удвоение новых результатов, в связи с чем поток информации каждые три-четыре года увеличивается вдвое - и в информационном перепроизводстве мы вскоре попросту утонем, будучи не в силах освоить поток новых сведений. А это неизбежно приведет к застою в научном развитии и в итоге - к краху цивилизации.

В научной среде издавна бытует шутка, что "человек есть существо, чьей самой лакомой пищей является информация". С этих позиций нашего современника можно сравнить с муравьем, которому приходится ежедневно заглатывать слона. Но 2000 год давно позади, и, если верить исследованиям, способная взорвать мир "критическая информационная масса" к моменту, когда мы читаем этот материал, уже увеличилась вчетверо. Где же кошмарные последствия "информационного взрыва", в эпицентре которого мы продолжаем жить? Неужели прогнозы оказались ошибочными?

Не будем спешить с выводами. Ведь и среди ученых сегодня нет общего мнения на этот счет. Одни утверждают, что проблемы лишь отодвинулись на некоторое время, а другие - что бедствие как раз в данный момент и происходит, просто мы еще не можем в полной мере оценить его печальных последствий. Кто прав?

Макулатурный фактор

Наша психика при всех ее уникальных возможностях имеет ограничения. Экспериментально доказано, что мозг обычного человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц.
Самым упорным такая скорость когда-то позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно к середине жизни. Сегодня это, увы, уже невозможно. Еще несколько десятилетий назад новое открытие или литературное произведение тут же привлекало внимание общественности. Теперь же только в научной сфере ежегодно появляется несколько миллионов книг. И даже если изучать исключительно свежую литературу, то на каждую прочитанную страницу будет приходиться 10 тысяч других, осилить которые нереально. Специалисты даже ввели определение "макулатурный фактор" - для литературы, пользующейся нулевым спросом (речь идет не только о художественных произведениях). Немецкие исследователи провели в одной из берлинских библиотек изучение спроса на находящиеся в ней 45 тысяч научных и технических изданий. И выяснилось, что "макулатурный фактор" сработал для 90 процентов этих книг! Это означает, что миллионы страниц, хранящих новейшие технические знания, никем так и не были прочитаны.

Словом, мы успеваем изучить лишь малую толику из постоянно накапливающейся информации - и это еще полбеды. Проблема в том, что полученная нами информация имеет свойство быстро устаревать и требует замены.

Период полураспада актуальных знании

Именно этот шутливый, но вполне научный термин обозначает промежуток времени, за который половина усвоенных нами сведений утрачивает ценность. И он становится все короче. Сегодня в области высшего образования этот период составляет примерно семь - десять лет, а в некоторых областях (например, в компьютерных технологиях) сократился до года. Это означает, что если вы в течение 12 месяцев будете учиться на компьютерных курсах, то к их окончанию половина полученной вами информации окажется бесполезной: она устареет. Все это напоминает ситуацию, когда человек карабкается вверх по опускающемуся эскалатору: лишь немногим, да и то ценой неимоверного напряжения, удается поддерживать необходимый "уровень", но стоит чуть сбавить темп - и...

Сегодня в лавине обрушивающейся на нас информации может ориентироваться лишь "энциклопедически полуобразованный человек", знающий обо всем, но не слишком глубоко, - и таких очень немного. В основном, желая не оказаться "на нижней ступеньке эскалатора", люди ищут спасение в "узкой специализации" - чем "уже", тем легче поддерживать уровень. В итоге все большее число людей живет все меньшими знаниями о мире...

В мире столько ерунды, что в голове не укладывается

Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы все это учили в школе! Учили, но забыли - то есть вновь не знаем. Ситуацию усугубляет появление техники, рассчитанной "на дураков". Устройства, действующие по принципу "нажми на кнопку - получишь результат", создают иллюзию соответствия требованиям времени. Мы легко пользуемся техническими новинками, но подсознательное нежелание принимать новую информацию проявляется в своеобразном психологическом казусе: выбирая самый "навороченный" агрегат, редко кто пытается изучить все его возможности. В итоге новинка эксплуатируется в лучшем случае вполсилы...
Не знаю, заметили ли вы, что в передовых школах и институтах стала меняться психология преподавания? Раньше учеников и студентов заставляли все заучивать наизусть. Сегодня на это уже не нажимают столь рьяно - прекрасно, если человек помнит формулу или дату, но если он легко оперирует материалом, в котором ее можно найти, - это тоже очень неплохо. В таком подходе видится некое решение проблемы "информационного взрыва" (не говоря уже о спасении здоровья наших перегруженных детей): не обязательно все помнить, достаточно научиться логике мышления в разных областях знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится.

Ученые предлагают решения информационных проблем одно фантастичнее другого. Например, вживлять а мозг компьютерные микрочипы, которые могли бы хранить колоссальные объемы информации. Впрочем, такая ли уж это фантастика? С помощью вживленных микрочипов врачи уже сумели вернуть подвижность нескольким парализованным больным. Так что, не исключено, что и микрочипы с дополнительной памятью - дело не столь уж далекого будущего. Но что бы там ни придумали ученые, резервы нашего мозга все равно не безграничны.

Не исключено, что повальная алкоголизация - одно из последствий информационного стресса, который сегодня испытывает человечество. Об этом говорят результаты исследований, проведенных в НИИ мозга РАМН. Ученые пришли к выводу, что угроза алкоголизма подстерегает прежде всего тех, чей мозг подвергается информационным перезагрузкам.

Эксперименты, проводившиеся на крысах, показали, что зверьки, которым приходилось искать пищу в особо сложном лабиринте, в итоге предпочитали воде алкоголь... Над этим стоит задуматься.

Отбор естественный и... неестественный

Чтобы создать энциклопедию, которая способна охватить все знания человечества на каждый момент времени, ее "необходимо будет переиздавать как минимум ежегодно, каждый раз удваивая объем материала. И даже если "всем миром" решить эту задачу, то кто будет в силах прочитать все, что написано в такой книге?

Специалисты видят выход в жестком отборе и отсеве информации - и это уже происходит во всех областях знаний. Действительно, такой процесс до поры до времени в определенной степени смягчает последствия "информационного взрыва". Но кто сможет подсчитать, сколько бесценных фактов уже забыто и отброшено лишь потому, что они показались кому-то лишними? А главное, кто "заведует истиной"? Не следует забывать, что судьями в данном случае выступают обычные люди – в меру развитые, в меру ограниченные, со своими личными и ведомственными интересами...

Одновременно с таким искусственным отбором информации происходит процесс "естественного отбора". На смену культуре приходит поп-культура. На рынок выбрасываются Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений. На телевидении появляется негласный запрет - не говорить ничего умного, выходящего за пределы знаний "среднего" зрителя. Тонкий юмор сменяется "хохмами", поэзия романсов - дешевыми "джаги-джаги", изысканная речь - сленгом. А радио- и телеведущие очень естественно поддерживают общий низкий уровень, путая падежи и теряя нить разговора...

Быть может, все это и назвали концом нашей цивилизации футурологи 60-х годов прошлого столетия?

(Урсул А. Д.). Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в «Summa Technologiae » (1964) , повторяя позже неоднократно (например, сатирически - в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота », 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

Исследования вопроса

Развиваются: методология и статистика измерений в обществе информации и информационных нагрузок , регламентация федеральным законодательством безопасного содержания информации.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический . По Мальтусу , человечество как производитель отстает от себя же как потребителя, то есть речь идет о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества все же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстает от его же материальных потребностей, то еще более отстает информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселенности, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

- М. Н. Эпштейн , "Информационный взрыв и травма постмодерна"

См. также

  • Информационная перегрузка /Информационный шум

Напишите отзыв о статье "Информационный взрыв"

Примечания

Отрывок, характеризующий Информационный взрыв

Она теперь сначала видела его и переживала теперь все то, что она чувствовала тогда. Она вспомнила продолжительный, грустный, строгий взгляд его при этих словах и поняла значение упрека и отчаяния этого продолжительного взгляда.
«Я согласилась, – говорила себе теперь Наташа, – что было бы ужасно, если б он остался всегда страдающим. Я сказала это тогда так только потому, что для него это было бы ужасно, а он понял это иначе. Он подумал, что это для меня ужасно бы было. Он тогда еще хотел жить – боялся смерти. И я так грубо, глупо сказала ему. Я не думала этого. Я думала совсем другое. Если бы я сказала то, что думала, я бы сказала: пускай бы он умирал, все время умирал бы перед моими глазами, я была бы счастлива в сравнении с тем, что я теперь. Теперь… Ничего, никого нет. Знал ли он это? Нет. Не знал и никогда не узнает. И теперь никогда, никогда уже нельзя поправить этого». И опять он говорил ей те же слова, но теперь в воображении своем Наташа отвечала ему иначе. Она останавливала его и говорила: «Ужасно для вас, но не для меня. Вы знайте, что мне без вас нет ничего в жизни, и страдать с вами для меня лучшее счастие». И он брал ее руку и жал ее так, как он жал ее в тот страшный вечер, за четыре дня перед смертью. И в воображении своем она говорила ему еще другие нежные, любовные речи, которые она могла бы сказать тогда, которые она говорила теперь. «Я люблю тебя… тебя… люблю, люблю…» – говорила она, судорожно сжимая руки, стискивая зубы с ожесточенным усилием.
И сладкое горе охватывало ее, и слезы уже выступали в глаза, но вдруг она спрашивала себя: кому она говорит это? Где он и кто он теперь? И опять все застилалось сухим, жестким недоумением, и опять, напряженно сдвинув брови, она вглядывалась туда, где он был. И вот, вот, ей казалось, она проникает тайну… Но в ту минуту, как уж ей открывалось, казалось, непонятное, громкий стук ручки замка двери болезненно поразил ее слух. Быстро и неосторожно, с испуганным, незанятым ею выражением лица, в комнату вошла горничная Дуняша.
– Пожалуйте к папаше, скорее, – сказала Дуняша с особенным и оживленным выражением. – Несчастье, о Петре Ильиче… письмо, – всхлипнув, проговорила она.

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?

Новых функционально-поведенческих отличительных признаков в виде полезных навыков информационного взаимодействия. a - население Земли 7 млрд; b - грамотность; c - чтение-печатание - доступность всем грамотным; d - получение радио-, телевизионной информации (кол-во приёмников); e - информационная связь через телефоны, компьютеры, интернет (кол-во телефонов, компьютеров, пользователей Интернет)

Информационный взрыв - постоянное увеличение скорости и объёмов публикаций (объёма информации) в масштабах планеты . Лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе получило название «информационного взрыва» в 1975 году (Урсул А. Д.) [ ] . Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в книге «Сумма технологии » (1964) , повторяя позже неоднократно (например, сатирически - в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота », 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

Исследования вопроса

Развиваются: методология и статистика измерений в обществе информации и информационных нагрузок , регламентация федеральным законодательством безопасного содержания информации.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический . По Мальтусу , человечество как производитель отстаёт от себя же как потребителя, то есть речь идёт о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества всё же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстаёт от его же материальных потребностей, то ещё более отстаёт информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселённости, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

Информационным взрывом называют иногда процесс, начавшийся в середине нашего столетия. Научно-технический прогресс - причина этого взрыва, лавинообразно нарастающего потока информации в самых различных областях науки и техники. Укротить эту лавину необходимо. Только в нашей стране трудится около миллиона научных работников; число их на земном шаре гораздо больше. И все эти миллионы людей, несмотря на их старания и желания, не могут работать с полным КПД своего мозга. Ибо не в состоянии прочитать литературу по своей специальности, выходящую в мире.

«Если бы химик, свободно владеющий 30 языками (условие невероятное), начал с 1 января 1964 г. читать все выходящие в этом году публикации, представляющие для него профессиональный интерес, и читал бы их по 40 часов в неделю со скоростью 4 публикации в час, то к 31 декабря 1964 г. он прочитал бы лишь 1/20 часть этих публикаций», - говорил академик А. Н. Несмеянов. А ведь с 1964 года число публикаций по химии из года в год увеличивалось, и сейчас наш химик-полиглот не прочел бы и одной тридцатой всей литературы по специальности.

Поток публикаций возрастает, а вместе с тем ежегодно возрастает и необходимость чтения этих публикаций. Все чаще и чаще обращаются к научным публикациям инженеры и техники. Их в мире не миллионы, а десятки миллионов. Больше века прошло со времени открытия электрического тока Гальвани до создания первой электростанции. Полстолетия потребовалось телефону, чтобы из научного открытия воплотиться в техническое изобретение. Но такие темпы характеризовали XVIII и XIX столетия. В нашем веке с момента открытия деления ядер урана до создания атомного реактора прошло лишь три года, а до запуска первой атомной электростанции - пятнадцать лет. Научные открытия используются сейчас почти моментально, если мерять время темпами прошлых лет. Зато, в отличие от прошлого, поиск нужной информации в океане книг, статей, журналов, патентов отнимает уйму времени.

И не только времени, но и денег. Ежегодно на доку ментальный поиск в США тратится свыше миллиарда долларов. И тем не менее в тех же США - на неоправданное дублирование тратится не менее десяти процентов всех средств, что отпущены на научно-исследовательские и конструкторские работы. Вот два характерных примера. На эксперимент по засеву облаков было израсходовано более четверти миллионов долларов. Результаты этого эксперимента появились в публикации, но затерялись в потоке отчетов и статей. И вскоре эксперимент был повторен, причем дублирование его обошлось уже в три миллиона долларов. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства потратило год и восемнадцать миллионов долларов на разработку ракетной системы «Атлас-Вега». Одновременно столько же времени и средств ушло на разработку аналогичной системы «Атлас-Агена В», которой занималось министерство ВВС Соединенных Штатов.

Вполне понятно, что на службу информации различные фирмы, исследовательские институты, министерства и управления зарубежных стран не жалеют средств - эти средства окупаются сторицей.

В нашей стране информационная служба централизована. О создании единой общегосударственной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления записано в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976–1980 годы», утвержденных XXV съездом КПСС. Совет Министров СССР принял специальное постановление, возложив на Государственный комитет по науке и технике руководство научно-технической информацией в нашей стране, определение дальнейшего развития системы этой информации, координацию исследовательских и технических работ, методическое руководство всей сетью научно-технической информации, разграничение функций между отдельными органами информации и контроль над их деятельностью.

Сеть информационных органов СССР включает такие специальные институты, как ВИНИТИ - Всесоюзный институт научной и технической информации, где работают тысячи штатных сотрудников и десятки тысяч переводчиков, ЦНИИПИ - Центральный научно-исследовательский институт патентной информации, ВНИИКИ-Всесоюзный научно-исследовательский институт научно-технической информации, классификации и кодирования. В каждой отдельной отрасли, как правило, существуют свои институты, а отделы или бюро научно-технической информации есть почти во всех солидных научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтах, на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи.