Компьютерная мышь. "ЭВМHISTORY": мышь. История появления и развития

  • 02.09.2019

В наше время, когда без компьютера уже сложно представить жизнь, любая техника, имеющая к нему отношение, также стала неотъемлемой частью нашего существования. Современным компьютером и даже ноутбуком достаточно трудно пользоваться без компьютерной мыши. Однако это название устройства, управляющего курсором на экране, появилось чуть позже. Но все по порядку.

История создания компьютерной мыши начинается с идеи Дугласа Энгельбарта сделать подобный манипулятор. Его целью было изобретение устройства, которое могло бы согласовывать действия человека и машины. Прежде всего, манипулятор создавался не для управления персональными компьютерами, а для нужд Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА). Им необходимо было устройство, позволяющее интерактивно взаимодействовать с объектами на экране. Энгельбарту удалось создать такое приспособление, которое первоначально называлось «индикатором позиций X и Y». Вместе с Дугласом над манипулятором работал Билл Инглиш, который и воплотил в жизнь идею своего коллеги. Устройство с подключенным к нему проводом получилось внешне похожим на мышь с хвостом. Отсюда и появилось название «компьютерная мышь». Однако изобретение не вызвало особого интереса в НАСА, поскольку им невозможно было работать в условиях невесомости. Энгельбарт, не найдя другого применения устройству, продал патент и явно продешевил. Его выкупили всего за 10 тысяч долларов.

А вот коллега Энгельбарта Билл Инглиш решил не останавливаться на достигнутом и рассказал о манипуляторе компании «Xerox». Именно там впервые решили попробовать применить мышь для управления персональным компьютером, однако устройство там посчитали бесперспективным. Новый этап в истории компьютерной мыши связан со Стивом Джобсом, главой компании «Apple», именно он увидел потенциал в изобретении Инглиша и сразу же выкупил лицензию у Стэндфордского университета. После этого компьютерная мышь вышла в свет в сочетании с новым компьютером компании «Apple» - «Lisa». Устройство оценили по достоинству все ведущие производители компьютерной техники. Возможно, именно создание компьютерной мыши вдохновило Билла Гейтса на создание Windows.

Любой современный компьютер невозможно представить без компьютерной мыши, хотя сегодня получили распространение и другие устройства ввода – тачпады, сенсорные экраны, графические планшеты и так далее. Тем не менее, история компьютерной мыши не заканчивается, каждый год появляются новые модели этих устройств отличающиеся от своих собратьев отсутствием провода, наличием дополнительных кнопок, более удобной формой и регулировкой веса с помощью грузиков. Кстати, в настоящее время ведется разработка компьютерной мыши, которая будет парить над поверхностью стола, это устройство создатели иронично назвали «Bat».

Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно - на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В разных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором - указателем - манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы: при помощи анализа движений мыши. Такой способ получил название «жесты мышью » (англ. mouse gestures ).

В дополнение к датчику перемещения, мышь имеет одну и более кнопок, а также дополнительные детали управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса).

Составляющие управления мыши во многом являются воплощением замыслов аккордной клавиатуры (то есть, клавиатуры для работы вслепую). Мышь, изначально создаваемая в качестве дополнения к аккордной клавиатуре, фактически её заменила.

В некоторые мыши встраиваются дополнительные независимые устройства - часы, калькуляторы, телефоны.

История

Первым компьютером, в набор которого включалась мышь, был миникомпьютер Xerox 8010 Star Information System (англ. ), представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила 400 долларов США, что соответствует примерно $930 в ценах 2009 года с учётом инфляции . В 1983 году фирма Apple выпустила свою собственную однокнопочную мышь для компьютера Lisa , стоимость которой удалось уменьшить до $25. Широкую известность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

Датчики перемещения

В процессе «эволюции» компьютерной мыши наибольшие изменения претерпели датчики перемещения.

Прямой привод

Первая компьютерная мышь

Изначальная конструкция датчика перемещения мыши, изобретённой Дугласом Энгельбартом в Стенфордском исследовательском институте в 1963 году , состояла из двух перпендикулярных колес, выступающих из корпуса устройства. При перемещении колеса мыши крутились каждое в своем измерении.

Такая конструкция имела много недостатков и довольно скоро была заменена на мышь с шаровым приводом.

Шаровой привод

В шаровом приводе движение мыши передается на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на датчики, преобразующие эти движения в электрические сигналы.

Основной недостаток шарового привода - загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема сглаживалась путём металлизации роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами датчиков. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.

Существовало два варианта датчиков для шарового привода.

Контактные датчики

Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. Такой датчик достался шаровой мыши «в наследство» от прямого привода.

Основными недостатками контактных датчиков является окисление контактов, быстрый износ и невысокая точность. Поэтому со временем все мыши перешли на бесконтактные оптопарные датчики.

Оптронный датчик

Устройство механической компьютерной мыши

Оптронный датчик состоит из двойной оптопары - светодиода и двух фотодиодов (обычно - инфракрасных) и диска с отверстиями или лучевидными прорезями, перекрывающего световой поток по мере вращения. При перемещении мыши диск вращается, и с фотодиодов снимается сигнал с частотой, соответствующей скорости перемещения мыши.

Второй фотодиод, смещённый на некоторый угол или имеющий на диске датчика смещённую систему отверстий/прорезей, служит для определения направления вращения диска (свет на нём появляется/исчезает раньше или позже, чем на первом, в зависимости от направления вращения).

Оптические мыши первого поколения

Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора.

Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок).

Недостатками таких датчиков обычно называют:

  • необходимость использования специального коврика и невозможность его замены другим. Кроме всего прочего, коврики разных оптических мышей часто не были взаимозаменяемыми и не выпускались отдельно;
  • необходимость определённой ориентации мыши относительно коврика, в противном случае мышь работала неправильно;
  • чувствительность мыши к загрязнению коврика (ведь он соприкасается с рукой пользователя) - датчик неуверенно воспринимал штриховку на загрязнённых местах коврика;
  • высокую стоимость устройства.

В СССР оптические мыши первого поколения, как правило, встречались только в зарубежных специализированных вычислительных комплексах.

Оптические светодиодные мыши

Мышь с оптическим датчиком

Микросхема оптического датчика второго поколения

Второе поколение оптических мышей имеет более сложное устройство. В нижней части мыши установлен специальный светодиод, который подсвечивает поверхность, по которой перемещается мышь. Миниатюрная камера «фотографирует» поверхность более тысячи раз в секунду, передавая эти данные процессору, который и делает выводы об изменении координат. Оптические мыши второго поколения имеют огромное преимущество перед первым: они не требуют специального коврика и работают практически на любых поверхностях, кроме зеркальных или прозрачных; даже на фторопласте (включая черный). Они также не нуждаются в чистке.

Предполагалось, что такие мыши будут работать на произвольной поверхности, однако вскоре выяснилось, что многие продаваемые модели (в особенности первые широко продаваемые устройства) не так уж и безразличны к рисункам на коврике. На некоторых участках рисунка графический процессор способен сильно ошибаться, что приводит к хаотичным движениям указателя, не отвечавших реальному перемещению. Для склонных к таким сбоям мышей необходимо подобрать коврик с иным рисунком или вовсе с однотонным покрытием.

Отдельные модели также склонны к детектированию мелких движений при нахождении мыши в состоянии покоя, что проявляется дрожанием указателя на экране, иногда с тенденцией сползания в ту или иную сторону.

Мышь с двойным датчиком

Датчики второго поколения постепенно совершенствуются, и в настоящее время мыши, склонные к сбоям, встречаются гораздо реже. Кроме совершенствования датчиков, некоторые модели оборудуются двумя датчиками перемещения сразу, что позволяет, анализируя изменения сразу на двух участках поверхности, исключать возможные ошибки. Такие мыши иногда способны работать на стеклянных, оргстеклянных и зеркальных поверхностях (на которых не работают другие мыши).

Также выпускаются коврики для мышей, специально ориентированные на оптические мыши. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).

Недостатком данной мыши является сложность её одновременной работы с графическими планшетами, последние ввиду своей аппаратной особенности иногда теряют истинное направление сигнала при движении пера и начинают искажать траекторию движения инструмента при рисовании. При использовании мышей с шаровым приводом подобных отклонений не наблюдается. Для устранения данной проблемы рекомендуется использовать лазерные манипуляторы. Также, к недостаткам оптических мышей некоторые люди относят свечение таких мышей даже при выключенном компьютере. Поскольку большинство недорогих оптических мышей имеют полупрозрачный корпус, он пропускает красный свет светодиодов, который мешает уснуть в случае, если компьютер находится в спальне. Это происходит, если напряжение на порты PS/2 и USB подаётся от линии дежурного напряжения; большинство материнских плат позволяют изменить это перемычкой +5V <-> +5VSB, но в этом случае не будет возможности включать компьютер с клавиатуры.

Оптические лазерные мыши

Лазерный датчик

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер .

О недостатках таких датчиков пока известно мало, но известно об их преимуществах:

  • более высоких надёжности и разрешении
  • отсутствии заметного свечения (сенсору достаточно слабой подсветки лазером видимого или, возможно, инфракрасного диапазона)
  • низком энергопотреблении

Индукционные мыши

Графический планшет с индукционной мышью

Индукционные мыши используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета или собственно входят в комплект графического планшета. Некоторые планшеты имеют в своем составе манипулятор, похожий на мышь со стеклянным перекрестием, работающий по тому же принципу, однако немного отличающийся реализацией, что позволяет достичь повышенной точности позиционирования за счёт увеличения диаметра чувствительной катушки и вынесения её из устройства в зону видимости пользователя.

Индукционные мыши имеют хорошую точность, и их не нужно правильно ориентировать. Индукционная мышь может быть «беспроводной» (к компьютеру подключается планшет, на котором она работает), и иметь индукционное же питание, следовательно, не требовать аккумуляторов, как обычные беспроводные мыши.

Мышь в комплекте графического планшета позволит сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет).

Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке, и т. п.).

Гироскопические мыши

Кроме вертикальной и горизонтальной прокрутки, джойстики мыши могут быть использованы для альтернативного перемещения указателя или регулировок, аналогично колёсам.

Трекболы

Индукционные мыши

Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти - планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.

Дополнительные функции

Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, Genius и Logitech выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.

Известны случаи помещения внутрь корпуса мыши вентилятора для охлаждения во время работы руки пользователя потоком воздуха через специальные отверстия. Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.

Кроме того, существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.

Некоторые беспроводные мыши имеют возможность работы как пульта ДУ (например, Logitech MediaPlay). Они имеют немного изменённую форму для работы не только на столе, но и при удержании в руке.

Достоинства и недостатки

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

  • Очень низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).
  • Мышь пригодна для длительной работы. В первые годы мультимедиа кинорежиссёры любили показывать компьютеры «будущего» с сенсорным интерфейсом, но на поверку такой способ ввода довольно утомителен, так как руки приходится держать на весу.
  • Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана.
  • Мышь позволяет множество разных манипуляций - двойные и тройные щелчки, перетаскивания , жесты , нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой и т. д. Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления - многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.

Недостатками мыши являются:

  • Опасность синдрома запястного канала (не подтверждается клиническими исследованиями).
  • Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (за исключением разве что гироскопических мышей).
  • Неустойчивость к вибрациям. По этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах. Трекбол требует меньше места для работы и не требует перемещать руку, не может потеряться, имеет большую стойкость к внешним воздействиям, более надёжен.

Способы хвата мыши

По данным журнала «Домашний ПК ».

Игроки различают три основных способа хвата мыши.

  • Пальцами. Пальцы лежат плашмя на кнопках, верхняя часть ладони упирается в «пятку» мыши. Нижняя часть ладони - на столе. Преимущество - точные движения мыши.
  • Когтеобразный. Пальцы согнуты и упираются в кнопки только кончиками. «Пятка» мыши в центре ладони. Преимущество - удобство щелчков.
  • Ладонью. Вся ладонь лежит на мыши, «пятка» мыши, как и в когтеобразном хвате, упирается в центр ладони. Хват более приспособлен для размашистых движений шутеров .

Офисные мыши (за исключением маленьких мышей для ноутбуков) обычно одинаково пригодны для всех видов хвата. Геймерские же мыши, как правило, оптимизированы под тот или иной хват - поэтому при покупке дорогой мыши рекомендуется выяснить свой метод хвата.

Программная поддержка

Отличительной особенностью мышей как класса устройств является хорошая стандартизованность аппаратных

Когда-то компьютер управлялся исключительно с помощью текстовых команд, которые вводились в командную строку через клавиатуру. Так продолжалось до 1980-х годов, несмотря на то, что еще в 1963 году инженер Дуглас Энгельбарт начал работу над манипулятором для указания объектов на экране.

В том же году по наработкам Энгельбарта его коллега Билл Инглиш создал первый прототип устройства: деревянную коробку с кнопкой сверху и двумя перпендикулярными металлическими колесиками внутри для индикации на дисплее положения по горизонтали и вертикали.

Наклоняя устройство, можно было управлять колесиками отдельно, чтобы про­­­вести указатель точно по оси X или Y. В 1968 году Энгельбарт публично представил манипулятор, а его презентация получила название «Мать всех демонстраций».

Презентация Дугласа Энгельбарта считается первым показом мыши массовой аудитории.

Только в 1973 году был представлен ПК с графическим пользовательским интерфейсом. Xerox Alto управлялся с помощью клавиатуры и трехкнопочной мыши. Металлические колесики для изменения позиции курсора были заменены на металлический шарик и ролики. До 90-х годов основной принцип работы сущест­венно не менялся.

С первых дней своего существования мышь массово не использовалась. Широкую популярность она стала приобретать только с выходом в 1984 году компьютера Apple Macintosh 128k. Модель M0100 для этого ПК стоила всего $15, а не несколько сотен, как было ранее. Так мышь не только стала доступной людям со средним доходом, но и превратилась в основной манипулятор для графического интерфейса Apple.

В рекламном ролике говорилось: «Если вы можете указывать на что-то, то можете управлять системой» . Стив Джобс, как и в случае со смартфонами и планшетами, не изобрел мышь, но продуманный маркетинг и удобный дизайн стали причиной ее успеха. В 1985 году для Windows 1.0 свои мыши стала выпускать Microsoft.

А потом события стали развиваться с сумасшедшей скоростью. Обрезиненный шарик вытеснили оптические датчики и лазеры, поскольку они более точно позиционируют курсор и не требуют очистки. Беспроводные мыши дали людям большую свободу перемещений во время работы. С другой стороны, появились ноутбуки с тачпадом, представляющим собой альтернативу мыши: на них можно работать, находясь в пути, даже если под рукой не окажется ровной поверхности.

Тем временем офисные работники часто жалуются на типичные профессиональные недуги вроде синдрома компьютерной мыши. Предпринимаются многочисленные попытки изменить дизайн, чтобы улучшить эргономичность (например, с помощью установки трекбола для управления курсором), но пока они не очень удачные.

В настоящее время хорошей альтернативой стали сенсорные дисплеи, поскольку такое управление более интуитивно и не требует дополнительного оборудования. Однако еще не известно, сможет ли такой способ управления полностью заменить мышь в офисах.


1963 год


Появляется первый в мире прототип мыши из дерева.


1973 год


Мышь для первого компьютера с графическим интерфейсом внешне уже больше похожа на современную.


1984 год


Преемник манипулятора Lisa Mouse стал привлекательным по цене, а Apple еще долго продвигает однокнопочный дизайн.

У любого правила бывают исключения. За примером далеко ходить не нужно. Взять хотя бы отношения человека с грызунами. Тех, кто питает тёплые чувства к крысам, суркам, дикобразам и иже с ними, - меньшинство. И наоборот: тех, кто испытывает к этим животным явную неприязнь, - подавляющее большинство. Особенно если речь идёт о прекрасной половине человечества.

В месте с тем такое положение вещей не мешает куче народа ежедневно тесно и даже ласково общаться с одним из этих милых созданий. Догадались, о ком это я?! Конечно же, о компьютерной мышке ! Об истории изобретения, появления и нюансах развития этого незаменимого сегодня «грызуна» читайте далее.


Отцы-создатели

Р аботы над устройством, которое было бы способно преображать движение руки в соответствующий сигнал на мониторе, стартовали ещё в середине прошлого века. Причём эти работы имели две характерные особенности.

В о-первых, они шли в разных местах параллельно друг другу.

В о-вторых, заказывали изобретательскую «музыку» военные.

Т ак, в 1946 году Королевский военно-морской флот Великобритании в лице инженера Ральфа Бенжамина представил первый в мире опытный образец манипулятора. Его создали для замены джойстика управления целями на экране радара. Устройство назвали «roller ball» (с англ. - вращающийся шар). Патент оформили в 1947 году.

Д альше единственного прототипа (представлял собой металлический шар и два, покрытых резиной, колёсика) дело так и не пошло. По слухам, секретная разработка военных так и сгинула в недрах британского флота.

В 1952 году трио изобретателей Кеньйон Тейлор , Том Кренстон и Фред Лонгстафф уже под эгидой Королевского канадского военно-морского флота для схожих целей, что и пятью годами ранее британцы, в рамках проекта DATAR разработали собственный манипулятор. Как и в случае с «roller ball» канадский прародитель компьютерной мыши так и не сумел снискать коммерческой славы.

Н аиболее известным прародителем современной мыши стала работа сотрудников Стэндфордского Исследовательского Института - Дугласа Энгельбарта (на фото срава) и его помощника Билла Инглиша .

В 60-е годы XX века в русле работы над амбициозным проектом по увеличению возможностей человеческого интеллекта эти учёные создали ряд экспериментальных устройств. Среди них была и компьютерная мышка.

С амо слово «мышь» впервые слетело с уст как раз этого дуэта. В 1965 году Билл Инглиш в своей статье «Computer-Aided Display Control» (с англ. - компьютеризированный контроль дисплея) впервые в истории заявил о появлении нового манипулятора. «Мышью» манипулятор стал из-за условного сходства устройства с настоящей мышью: у компьютерной мышки имелся свой «хвост» - соединительный провод. Физическая демонстрация трёхкнопочного манипулятора состоялась в декабре 1968 года на выставке интерактивных приспособлений в Калифорнии.

З а создание устройства и названия к нему учёных из Стэнфорда принято считать изобретателями компьютерной мыши. Любопытно, однако, то, что сами они особых материальных дивидендов от этого не получили. Срок действия патента на изобретение истёк до того, как мышки стали широко использоваться в персональных компьютерах. А ведь при других раскладах стэндфордские учёные могли стать мультимиллионерами.

Союз двоих: компьютера и мыши

Н а новый манипулятор-мышь обратили внимание производители первых персональных компьютеров. Пусть не сразу, но мышь стала частью компьютера. Первооткрывателями в этом плане стали следующие машины:

  • Xerox Alto (1973) - «прадедушка» персональных компьютеров и первый ПК, в котором использовалась компьютерная мышь.

  • Lilith (1978) - персональный компьютер, созданный в Швейцарской высшей технической школе Цюриха группой энтузиастов во главе с Никлаусом Виртом.

  • Xerox 8010 Star Information System (1981) - трёхкнопочная мышь этого известного в прошлом компьютера запомнилась в первую очередь своей стоимостью - 400 долларов США.

  • Lisa (1983) - компьютерный продукт компании , оснащённый собственной однокнопочной мышкой. Последняя ушла в массы чуть позже благодаря применению в компьютерах Apple Macintosh и IBM PC. Цена «яблочного» манипулятора составляла 25 долларов.

  • Atari ST (1985) - ещё один американский компьютер 80-х годов, эксплуатация которого предполагала обязательное наличие мышки, на этот раз - с двумя кнопками.

О бойти стороной создание компьютерной мыши не могла и подающая в то время большие надежды компания . И пусть детище и Пола Аллена не создавало своих компьютеров, однако в 1982 году теперь уже всемирно известная корпорация представила на суд общественности собственную компьютерную мышь. Этим событием компания положила начало диверсификации своего бизнеса, перейдя от «софта» к «харду».

Т аким образом, начиная с конца 80-х - начала 90-х компьютерная мышь всерьёз и надолго вошла в жизнь рядового пользователя компьютера. Дальше мышка совершенствовала форму и обрастала возможностями.

От механики к эргономике

Э волюция компьютерной мыши по-настоящему многогранна. Изменения, которые ей довелось пережить в прошлом, коснулись всего. В первую очередь речь идёт о принципе действия устройства.

П ервоначальный прямой привод (два перпендикулярных колёсика), автором которого был уже упомянутый нами Дуглас Энгельбарт, вскоре сменил шаровой механизм устройства мыши (покрытый резиной металлический шар, зажатый между двумя роликами). До конца 90-х шаровой механизм стал королём. Затем появился оптический детектор.

О тказавшиеся от механики оптические компьютерные мышки первого поколения работали с использованием светодиодов и инфракрасных фотодиодов. Оптические «грызуны» последнего поколения используют оптический датчик на основе полупроводникового лазера.

Д обившись высокой точности и надёжности в работе оптической компьютерной мышки, её создателям можно было и остановиться. Но куда уж там! Метаморфозы компьютерного «грызуна» продолжились.

П оявились индукционные компьютерные мыши. Для работы такого манипулятора используется особый коврик-планшет. Без него мышь недееспособна, но зато с ним отличается высочайшей точностью и не требует правильной ориентации на поверхности.

К роме того, на рынке сегодня продаются гироскопические мышки. Эти удивительные устройства, оснащённые гироскопом, способны различать движения кисти и на поверхности, и в пространстве. Управлять таким манипулятором можно и на столе, и в воздухе.

П оявление беспроводных мышей привело к исчезновению «имяобразующего» фактора - кабеля от мышки к компьютеру. Такие устройства взаимодействуют с ПК посредством оптической или радиосвязи. Правда, беспроводные мышки имеют два недостатка - увеличенный вес и постоянную необходимость подзарядки автономного источника питания.

Ч асто апгрейд компьютерной мыши касается не связанных с её устройством аспектов.

Т аким «системообразующим» аспектом-драйвером развития компьютерной мыши стала индустрия . Заядлые геймеры пользуются мышками, специально разработанными для разного рода игр. Игровая адаптация предполагает главным образом наличие у мышки многочисленных вспомогательных кнопок и «фильдеперсового» дизайна устройства.

«К учерявый» дизайн - ключевой фактор для создания эргономичных мышей. Как предполагает название, такие манипуляторы призваны обеспечить комфорт и удобство для человеческой кисти. Разработчики этих «грызунов» убеждены, что их мышки повторяют естественные очертания руки, а значит - не станут причиной серьёзных неврологических заболеваний. Таких, как синдром запястного канала.

«Война» кнопок

В процессе эволюции компьютерной мыши изменения произошли и с кнопочной структурой устройства. Изначально, на заре массовой эксплуатации «хвостатого» манипулятора, конкурентная борьба велась между двух- и трёхкнопочными мышками. Забавно, но в этой «войне» побеждали мышки с двумя кнопками.

О кончание «боевых действий» приходится на время, когда традиционная двухкнопочная мышь обзавелась обязательным скроллом - маленьким колёсиком прокрутки экрана. Это событие означало, что долгожданную победу одержал извечный конкурент - трёхкнопочный «грызун». Ведь скролл - фактически третья кнопка мыши.

П осле этого созидательный пыл разработчиков компьютерных мышей было уже не унять. Новые кнопки посыпались, словно из рога изобилия. Появились кнопки для:

  • ~ замены двойного щелчка;

  • ~ горизонтальной прокрутки;

  • ~ навигации в ;

  • ~ управления аудио- и видеофайлами;

  • ~ настройки параметров чувствительности;

  • ~ запуска тех или иных ;

  • ~ и много чего другого.

С обственный путь развития кнопочной структуры своих мышек прошла компания уже ставшего легендарным Стива Джобса.

Э ппл долгое время создавала однокнопочные компьютерные мыши, считая вторые, третьи и т. д. кнопки ненужной блажью. Так было до 2005 года, пока ИТ-гигант не представил Mighty Mouse (с англ. - могущественная мышь). У этой компьютерной мышки было две особенности.

В о-первых, «могущественная мышь» оказалась гладкой, как яйцо.

В о-вторых, кнопки у этой мыши оказались сенсорными. Эппловцы наделили компьютерного «грызуна» четырьмя чувствительными к прикосновению зонами. Которые заменили ей механические кнопки.

О будущем компьютерной мышки

Ч то ожидает компьютерную мышь в будущем? Доподлинно знать не может никто. Но в том, что она останется незаменимым атрибутом взаимодействия человека с компьютером на протяжении следующих десятилетий, я не сомневаюсь. Другой вопрос - в какой ипостаси: сенсорной, виртуальной или биомеханической. Время даст ответ, а я, если придётся, непременно расскажу об этом!

С частья вам, здоровья и богатства огроменного.

Первая компьютерная мышь была представлена 5 декабря 1968 года на показе интерактивных устройств в Калифорнии. Хотя есть факты, что разработки и первые результаты были и ранее. В 1970 году Дуглас Энгельбарт получил патент на производство привычного сегодня гаджета. Первый манипулятор имел три кнопки, хотя изначально разработчик хотел оснастить устройство пятью кнопками – по количеству пальцев на руке. Для соединения с компьютером в то время использовали толстый шнур, отсюда и родилось название мышь.

Какой была первая мышь

Первая мышка для управления ПК представляла собой деревянную коробочку со шнуром, торчащим из корпуса в задней части. Принцип действия гаджета был максимально прост.

Внутри корпуса находились два колеса, перпендикулярных относительно друг друга. Благодаря колесикам манипулятор двигался по осям X и Y. Встроенный чип фиксировал перемещения и количество сделанных оборотов. Эти данные передавались в процессор, который обрабатывал информацию и выводил на экран световое пятно – курсор.

На презентации Дуглас Энгельбарт вместе с помощником продемонстрировали публике работу первой компьютерной мыши не только в обычном режиме, но и в процессе совместного редактирования одного документа.

Эволюция компьютерного манипулятора

В начале семидесятых изобретение нашло широкое применение. Его включили в комплектацию компьютера Alto. Общий принцип работы сохранили, но корпус стал пластмассовым, шнур расположился на передней части, а кнопки стали более удобными. Вскоре диски-ролики заменили более удобным и менее громоздким шариком. Появилась возможность разборки и чистки устройства.

Следующим этапом было создание оптической мыши, работающей при помощи оптического датчика. Этот манипулятор вошел в комплектацию Macintosh.

Первая беспроводная мышь появилась в 1991 году, ее представила миру компания Logitech. Однако это новшество еще долго не признавали, так как передача сигнала посредством инфракрасных волн была очень медленной, что существенно замедляло работу на компьютере.

Быстрые и удобные лазерные мыши стали доступны в 2004 году. В наше время самыми популярными являются гаджеты с радиосвязью. Сегодня уже есть гироскопические мыши, которым не нужна твердая поверхность для управления курсором.

Факты об изобретателе

Любопытно, что Дуглас Энгельбарт не стал продавать свое изобретение. В его задачи не входило обогащение. Изобретатель получил за свою разработку всего лишь 10 000 долларов, которые потратил на покупку домика для своей семьи.

В дальнейшем Дуглас практически не участвовал в усовершенствовании гаджета лично. Так сложилось, что ему пришлось бороться с раком и больше думать о своем здоровье, чем о новинках электроники.

Сегодня без этого устройства ввода невозможно представить компьютер. Манипулятор упрощает и ускоряет редактирование текстов и фотографий, обеспечивает комфорт и удобство.