Bpwin предназначен для. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin. Материалы подготовлены Отделом менеджмента качества

  • 28.03.2019

Перед инсталляцией программы на компьютер необходимо убедиться в том, что на жёстком диске есть свободное место.

Для установки программы нужно запустить файл BPwin4SP1Web.exe . После запуска данного файла на экране появится окно – приглашение к установке BPwin 4.0 (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Окно "BPwin 4.0 Setup"

Из появившегося окна "BPwin 4.0 Setup" нажать кнопку "Next" для продолжения установки. Затем в окне лицензионного соглашения (рис. 16.2) необходимо нажать кнопку "I Agree".

Рис. 16.2. Лицензионное соглашение

После принятия лицензионного соглашения программа установки предложит прочитать текстовый файл с информацией о данном программном продукте (рис. 16.3). Для продолжения установки необходимо нажать кнопку "Next".

Рис. 16.3. Информация о программном продукте

Далее, на появившейся форме (рис. 16.4) можно выбрать каталог для установки программы. Для этого необходимо нажать кнопку "Browse…". По умолчанию программа автоматически устанавливается в каталог C:Program FilesComputer AssociatesBPwin 4.0.

Рис. 16.4. Выбор каталога для установки BPwin 4.0

После выбора каталога необходимо нажать кнопку "Next". Затем необходимо выбрать один из предложенных типов установки (рис. 16.5).

Рис. 16.5. Окно выбора типа установки

Типичная установка (Tipical) отличается тем, что при таком типе установки программа устанавливает все свои компоненты (приложения). Она рекомендована для большинства пользователей.

Выборочный (Custom) тип установки (рис. 16.6) необходим в том случае, если пользователь чётко знает, что тот или иной компонент программы в процессе работы ему не понадобится.

Выбираемые пользователем компоненты: файлы с примерами (Sample Files), файлы помощи (Help Files), документация (Documentation Files), отчеты (Report Template Builder Samples).

Рис. 16.6. Выбор устанавливаемых компонентов

После того как были сделаны все необходимые настройки, для продолжения установки нужно нажать кнопку "Next".

Далее программа установки предложит выбрать или создать новое имя программной группы (рис. 16.7), которое будет отражено в меню "Пуск". По умолчанию предлагается создать новое имя – "BPwin 4.0". Для продолжения установки необходимо нажать кнопку "Next".

Рис. 16.7. Выбор программной группы

Затем происходит копирование файлов, необходимых для запуска программы, в заданный каталог.

После того как программа была установлена на компьютер, появляется окно "Добро пожаловать в регистрацию" (рис.


16.8), в котором нужно нажать кнопку "Далее".

Рис. 16.8. Окно "Добро пожаловать в регистрацию"

Затем в окне "RegisterIT" (рис. 16.9), которое предлагает зарегистрировать версию BPwin 4.0, нужно выбрать позицию Register Later (Зарегистрировать позже) и нажать кнопку "Далее".

Рис. 16.9. Окно RegisterIT

В появившемся окне (рис. 16.10) нужно нажать кнопку "Отмена", так как пока не известен регистрационный ключ.

Рис. 16.10. Окно регистрации программного продукта

После этого на запрос программы установки: "Вы хотите поместить ярлык программы в меню Пуск?" (рис. 16.11) можно нажать кнопку "Да".

Рис. 16.11. Подтверждение для добавления ярлыка

Затем в окне, сообщающем о завершении установки программы (рис. 16.12.), необходимо нажать кнопку "Finish".

Рис. 16.12. Установка программы завершена

После этого процесс установки завершён. Но запустить программу сразу же после установки не получится. Сначала следует выполнить следующие действия.

После того как программа BPwin установлена на компьютер, необходимо скопировать три файла:

из каталога BPwin в каталог СA_LIC, расположенный в корневом каталоге диска С:.

Из этого каталога запустить Keygen.exe. Затем в появившемся окне "Keygenerator by SlaSk/PFT" (рис. 16.13) в поле Product Name нужно выбрать BPwin 4.0 и нажать кнопку "Generate ID". Это нужно для того, чтобы найти код программы BPwin 4.0.

После того как программа произвела генерацию ключа и высветила его в поле Registration ID, необходимо запомнить этот ключ либо скопировать в буфер обмена. Этот ключ понадобится в дальнейшем. Программу генерации ключа можно закрыть.

Для дальнейшей работы следует запустить программу RegIT.exe из каталога CA_LIC. После запуска программы появляется окно приветствия "RegisterIT Welcome" (см. рис. 16.8). В этом окне для продолжения работы необходимо нажать "Далее". После чего в окне "RegisterIT" выбрать пункт Register Later и нажать кнопку "Далее".

Рис. 16.13. Окно "Keygenerator by SlaSk/PFT"

Далее появляется окно (см. рис.16.10), в котором необходимо в поле Product Name выбрать BPwin 4.0 из выпадающего списка, а в поле Registration ID вставить ранее скопированный ключ (набор цифр) и нажать кнопку "Далее". Дальнейшего участия пользователя не требуется (кроме нажатия кнопки "Далее"), программа всё сделает сама. На последнем шаге нажать кнопку "Готово". После выполнения этих действий программа BPwin 4.0 работоспособна.

Ключевые слова: функциональное моделирование,IDEF0,CASE-средства, проверка синтаксиса,дерево узлов Node Tree.

Методические указания к лабораторной работе

Цель работы: знакомство с инструментарием функционального моделированияBPWin40.

Задачи для выполнения:

    Выполнить приведенные ниже примеры в пакете BPWin.

    Ответить на контрольные вопросы.

Время выполнения: 2 часа.

Case-средства для моделирования предметной области

Моделирование предметной области, как правило, выполняется с помощью CASE-средств. К таким средствам относятся BPwin (PLATINUM technology), Silverrun (Silverrun technology), Oracle Designer (Oracle), Rational Rose (Rational Software) и др. Функциональные возможности инструментальных средств структурного моделирования деловых процессов будут рассмотрены на примереCASE-средства BPwin.

BPwin поддерживает три методологии моделирования: функциональное моделирование (IDEF0); описание бизнес-процессов (IDEF3); диаграммы потоков данных (DFD). Чаще всего применяется для создания функциональной модели предметной области на начальных этапах проектирования информационной системы, а также для анализа существующей или проектируемой ИС.

Функциональная модель включает в себя:

    поименованные процессы, функции или задачи, которые должны выполняться в системе;

    взаимодействия этих процессов, функций, задач с внешним миром и между собой.

BPWin с использованием IDEF0 методология позволяет наглядно представить выбранную систему как совокупность взаимо-действующих функций и задач. Функции и задачи системы анали-зируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.

Описание интерфейса программы bpWin

После запуска программы BPWin на экране появится окно программы (Рис. 1).

Рис. 1. Окно программы

Для создания новой модели необходимо вызвать диалог File/New или нажать на соответствующий значок на панели инструментов. После этого возникнет диалоговое окно, в котором следует указать название модели, выбрать методологию моделирова-ния Business Process (IDEF0) и нажать OK (Рис. 2).

Рис.2. Окно создания новой модели

Далее появится окно, где следует указать свойства создаваемой модели (Рис.3). На первой вкладке следует указать Фамилию и имя автора модели, а также его инициалы. Остальные вкладки, определяющие такие свойства модели как: нумерация и положение функциональных блоков, высота и ширина страницы рекомендуется оставить без изменения.

Рис.3. Окно свойств для новой модели

На появившейся странице верхнего уровня модели находится первый функциональный блок модели (Рис.4).

Рис.4. Основное окно BPWin

Основное окно программы содержит следующие части:

1. Рабочая область

2. Панели инструментов

3. Область модели

Рассмотрим подробнее содержимое каждой из частей программы.

Рабочая область – содержит собственно разрабатываемую модель. На каждой странице отображается соответствующий уровень декомпозиции функциональной модели.

Панели инструментов: эти панели содержат практически все используемые при работе элементы. По умолчанию все панели отображаются на экране. При необходимости пользователь может отключить или, наоборот, включить требуемые модели, используя меню «View». Имеются следующие панели инструментов:

    Standard toolbar – содержит кнопки для управления файлами (новый, открыть, сохранить, печать), кнопки отображения области свойств модели, кнопки управления масштабом изображения.

Рис.5. Стандартная панель инструментов

    BPWin Toolbox for Business Process Diagrams (IDEF0) – инструментальные кнопки создания элементов модели: функциональ-ных блоков и связей (стрелок) (Рис.6). Содержит кнопки: стрелка – выбор объекта, создание функционального блока, создание стрелки для связи функциональных блоков с внешним миром и между собой, создание текста, редактор модели, переходы к родительской и дочерней моделям (диаграммам).

Рис.6. Панель BPWin Toolbox for Business Process Diagrams (IDEF0)

    ModelMart – панель кнопок специального инструментального средства, предназначенного для связывания пакета BPWin и пакета ERWin.

Область модели содержит название модели, все уровни де-композиции разрабатываемой функциональной модели, а также на-звания всех функций, выполняемых на каждом уровне декомпози-ции.

Software ) и др. Функциональные возможности инструментальных средств структурного моделирования деловых процессов будут рассмотрены на примере case-средства BPwin.

BPwin поддерживает три методологии моделирования: функциональное моделирование ( IDEF0 ); описание бизнес-процессов (IDEF3); диаграммы потоков данных ( DFD ).

Инструментальная среда BPwin

BPwin имеет достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс пользователя. При запуске BPwin по умолчанию появляется основная панель инструментов , палитра инструментов (вид которой зависит от выбранной нотации) и, в левой части, навигатор модели - Model Explorer (рис. 7.1).

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли создана модель заново или она будет открыта из файла либо из репозитория ModelMart, затем внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель (рис. 7.2).

Как было указано выше, BPwin поддерживает три методологии - IDEF0 , IDEF3 и DFD , каждая из которых решает свои специфические задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей, т. е. модель может содержать одновременно диаграммы как IDEF0 , так и IDEF3 и DFD . Состав палитры инструментов изменяется автоматически, когда происходит переключение с одной нотации на другую.


Рис. 7.1.


Рис. 7.2.

Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ , каждая из которых оперирует с некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные - в виде стрелок. Если щелкнуть по любому объекту модели левой кнопкой мыши, появляется контекстное меню , каждый пункт которого соответствует редактору какого-либо свойства объекта.

Построение модели IDEF0

На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Рядовой сотрудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но может не знать, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель, которая будет адекватна предметной области и содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.

Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0 , где система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.

Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной диаграммы - диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, определить, что будет в дальнейшем рассматриваться как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. На определение субъекта системы будут существенно влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования - вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ. Другими словами, в начале необходимо определить область моделирования. Описание области как системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели. Хотя предполагается, что в ходе моделирования область может корректироваться, она должна быть в основном сформулирована изначально, поскольку именно область определяет направление моделирования. При формулировании области необходимо учитывать два компонента - широту и глубину. Широта подразумевает определение границ модели - что будет рассматриваться внутри системы, а что снаружи. Глубина определяет, на каком уровне детализации модель является завершенной. При определении глубины системы необходимо помнить об ограничениях времени - трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии с увеличением глубины декомпозиции. После определения границ модели предполагается, что новые объекты не должны вноситься в моделируемую систему.

Цель моделирования

Цель моделирования определяется из ответов на следующие вопросы:

  • Почему этот процесс должен быть смоделирован?
  • Что должна показывать модель?
  • Что может получить клиент?

Точка зрения (Viewpoint).

Под точкой зрения понимается перспектива, с которой наблюдалась система при построении модели. Хотя при построении модели учитываются мнения различных людей, все они должны придерживаться единой точки зрения на модель. Точка зрения должна соответствовать цели и границам моделирования. Как правило, выбирается точка зрения человека, ответственного за моделируемую работу в целом.

IDEF0 -модель предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт меню Model/Model Properties, вызывающий диалог Model Properties (рис. 7.3). В закладке Purpose следует внести цель и точку зрения, а в закладку Definition - определение модели и описание области.


Рис. 7.3.

В закладке Status того же диалога можно описать статус модели (черновой вариант, рабочий, окончательный и т. д.), время создания и последнего редактирования (отслеживается в дальнейшем автоматически по системной дате). В закладке Source описываются источники информации для построения модели (например, "Опрос экспертов предметной области и анализ документации"). Закладка General служит для внесения имени проекта и модели, имени и инициалов автора и временных рамок модели - AS-IS и ТО-ВЕ.

BPwin и Erwin. CASE-средства для разработки информационных систем Маклаков Сергей Владимирович

1. Создание модели процессов в BPwin

1. Создание модели процессов в BPwin

1.1. Инструментальная среда BPwin

BPwin имеет достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс пользователя, дающий возможность аналитику создавать сложные модели при минимальных усилиях. Ниже будет описан интерфейс версии 2.5.

Рис. 1.1. Интегрированная среда разработки модели BPwin 2.5

При запуске BPwin по умолчанию появляется основная панель инструментов, палитра инструментов (вид которой зависит от выбранной нотации) и, в левой части, навигатор модели - Model Explorer (рис. 1.1).

Функциональность панели инструментов доступна из основного меню Bpwin (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Описание элементов управления основной панели инструментов Bpwin2.5

Элемент управления Описание Соответствующий пункт меню
Создать новую модель File/New
Открыть модель File/Open
Сохранить модель File/Save
Напечатать модель File/Print

Выбор масштаба View/Zoom
Масштабирование View/Zoom
Проверка правописания Tools/Spelling
Включение и выключение навигатора модели Model Explorer View/Model Explorer
Включение и выключение дополнительной панели инструментов работы с ModelMart ModelMart

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли создана модель заново, или она будет открыта из файла либо из репозитория ModelMart, внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель (рис. 1.2).

Как было указано выше, BPwin поддерживает три методологии - IDEF0, IDEF3 и DFD, каждая из которых решает свои специфические задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей, т. е. модель может содержать одновременно как диаграммы IDEF0, так и IDEF3 и DFD. Состав палитры инструментов изменяется автоматически, когда происходит переключение с одной нотации на другую, поэтому палитра инструментов будет рассмотрена позже.

Рис. 1.2. Диалог создания модели

Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ, каждая из которых оперирует с некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные - в виде стрелок. Если щелкнуть по любому объекту модели левой кнопкой мыши, появляется всплывающее контекстное меню, каждый пункт которого соответствует редактору какого-либо свойства объекта.

Установка цвета и шрифта объектов. Пункты контекстного меню Font Editor и Color Editor вызывают соответствующие диалоги для установки шрифта (в том числе его размера и стиля) и цвета объекта. Кроме того, BPwin позволяет установить шрифт по умолчанию для объектов определенного типа на диаграммах и в отчетах. Для этого следует выбрать меню Tools/Default Fonts, после чего появляется каскадное меню, каждый пункт которого служит для установки шрифтов для определенного типа объектов:

Context Activity - работа на контекстной диаграмме;

Context Arrow - стрелки на контекстной диаграмме;

Decomposition Activity - работы на диаграмме декомпозиции;

Decomposition Arrow - стрелки на диаграмме декомпозиции;

NodeTree Text - текст на диаграмме дерева узлов;

Frame User Text - текст, вносимый пользователем в каркасе диаграмм;

Frame System Text - системный текст в каркасе диаграмм;

Text Blocks - текстовые блоки;

Parent Diagram Text - текст родительской диаграммы;

Parent Diagram Title Text - текст заголовка родительской диаграммы;

Report Text - текст отчетов.

Из книги Модель зрелости процессов разработки программного обеспечения автора Паулк Марк

1.3. Обзор модели зрелости процессов разработки Хотя зачастую инженеры-разработчики и менеджеры хорошо осведомлены о своих проблемах, их взгляды на то, какие усовершенствования являются наиболее важными, могут быть различными. Без организованной стратегии

Из книги Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов автора Всяких Е И

ГЛАВА 3. РАБОЧЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ ПО Модель СММ является структурой, представляющей последовательность усовершенствований, которые рекомендуются для организаций-разработчиков, желающих повысить продуктивность своего

Из книги BPwin и Erwin. CASE-средства для разработки информационных систем автора

Из книги Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 автора Маклаков Сергей Владимирович

Из книги автора

Из книги автора

1.3. Создание отчетов в BPwin BPwin имеет мощный инструмент генерации. Отчеты по модели вызываются из пункта меню Report. Всего имеется семь типов отчетов:Model Report. Этот отчет уже упоминался в 1.2.1. Он включает информацию о контексте модели - имя модели, точку зрения, область, цель, имя

Из книги автора

1.5. Дополнение созданной модели процессов диаграммами DFD и Workflow (IDEF3) 1.5.1. Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming) Диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Подобно IDEF0, DFD представляет модельную систему как

Из книги автора

4.2. Создание модели данных на основе объектной модели с помощью ERwin Translation Wizard Rational Rose позволяет строить объектную модель, но не может построить качественную физическую модель данных. Для решения этой задачи фирмой PLATINUM technology выпущена утилита ERwin Translation Wizard, позволяющая

Из книги автора

1.4. Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами, диаграммами DFD и Workflow (IDEF3) 1.4.1. Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming) Диаграммы потоков данных (Data flow diagramming, DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Подобно IDEF0, DFD

Из книги автора

2.1. Создание отчетов в BPwin 2.1.1. Встроенные шаблоны отчетов Существует три способа создания отчетов в BPwin 4.0:с помощью встроенных шаблонов;с помощью Report Template Builder;с помощью RPTwin.Для создания отчетов по функциональной модели можно также использовать генераторы отчетов

Из книги автора

Глава 3. Связывание модели процессов и модели данных 3.1. Модель данных и ее соответствие модели процессов Функциональная модель BPwin является основой для построения модели данных. Действительно, не имея информации о том, как работает предприятие, бессмысленно строить

Из книги автора

3.1. Модель данных и ее соответствие модели процессов Функциональная модель BPwin является основой для построения модели данных. Действительно, не имея информации о том, как работает предприятие, бессмысленно строить модель данных. Для построения модели данных удобно

Из книги автора

Из книги автора

3.3. Создание сущностей и атрибутов BPwin и их экспорт в ERwin Если в процессе связывания стрелок с объектами модели данных окажется, что каких-либо сущностей или атрибутов не хватает, их можно добавить прямо в BPwin, а затем экспортировать в ERwin.Для редактирования сущностей

Из книги автора

Глава 4. Практикум. Создание функциональной модели с помощью BPwin 4.0 4.1. Упражнение 1. Создание контекстной диаграммы Гл. 4 содержит 16 упражнений, предназначенных для самостоятельной работы. Цель упражнений - дать читателю навык создания и редактирования функциональных

Из книги автора

4.14. Упражнение 14. Создание модели ТО-ВЕ (реинжиниринг бизнес-процессов) Модель ТО-ВЕ создается на основе анализа модели AS-IS. Анализ может проводиться как по формальным признакам (отсутствие выходов или управлений у работ, отсутствие обратных связей и т. д.), так и по

Рабочее место BPwin выполнено в виде рабочего стола, состояще­го из нескольких окон. На рабочем столе размещены:

  • меню;
  • стандартная панель инструментов;
  • панель инструментов «ModelMart»;
  • дерево модели;
  • область для рисования;
  • панель инструментов BPwin ;
  • статусная строка.

Панель меню BPwin соответствует стандартам Windows и обеспе­чивает доступ ко всем функциям BPwin. Приведем некоторые из них:

печать - чтобы открыть окно печати, на панели меню выберите «File», затем «Print»;

масштаб - на панели меню выберите «View», затем измените масштаб изображения для активной диаграммы или для всех диа­грамм в модели на тот, который вам нужен.

Как и любая другая панель инструментов BPwin, стандартная па­нель может быть расположена в любой точке экрана или находиться в любом месте в области диаграммы. Вы можете также показывать или скрывать ее, используя функцию «View» на панели меню.

Дерево модели

Дерево модели BPwin (рис. 6.5) - мощный инструмент, который используется для просмотра структуры модели и изменения любых объектов диаграмм в открытой модели BPwin . Одновременно работая с несколькими моделями, можно рассматривать все диаграммы или только активные при свернутой и развернутой структуре иерархиче­ского дерева . Для любой используемой методологии перечень исследуемых моделей дает полное представление о всей модели. С исполь­зованием дерева можно также выполнять задачи моделирования. Вы можете показывать и скрывать дерево модели, используя кнопки «Model Explorer». Когда дерево модели активно, оно находится в раздвигающемся окне слева, а активная диаграмма - в правом.

Дерево модели используется для:

  • просмотра разных моделей, построенных с использованием раз­личных методологий моделирования;
  • переключения режимов просмотра диаграмм или действий;
  • немедленного перехода к просмотру или работе с соответствующей диаграммой в рабочем пространстве BPwin посредством v щелчка мышью на названии диаграммы или действия;
  • просмотра действий и объектов диаграммы согласно уровням декомпозиции;
  • редактирования имени модели, диаграммы или действия посредством двойного щелчка мышью на соответствующем названии;
  • просмотра соответствующей объекту FEO-диаграммы, Node Tree или родственной диаграммы посредством щелчка мышью на названии объекта диаграммы в иерархическом дереве.

Область для рисования

Область для рисования - это большая площадь справа от главного окна BPwin , в котором расположено дерево модели. Она состоит из трех областей:

  • заголовок;
  • область для рисования ;
  • название.

Когда дерево моделей скрыто, рисунок занимает полную область окна. Вы можете создавать, редактировать и управлять диаграммами BPwin в области для рисования. По вашему желанию диаграмма может быть масштабирована при помощи инструментов настройки масштаба.

Панель инструментов BPwin

Панель инструментов BPwin содержит инструменты для рисова­ния объектов в диаграмме BPwin. Эти инструменты могут быть разме­щены в любой стороне экрана или находиться где-то в области диа­граммы. Вы можете показывать или скрывать панель инструментов, используя функцию «View» на панели меню. В BPwin существует три разных панели инструментов - по числу поддерживаемых програм­мой методологий (рис. 6.6).

IDEF0 IDEF3 DFD

Нужная панель инструментов подбирается программой автомати­чески при выборе одной из предлагаемых при первоначальном созда­нии модели методологий.

Построение контекстных диаграмм

Контекстная диаграмма - это модель, представляющая систему как набор иерархических действий, в которой каждое действие пре­образует некоторый объект или набор объектов. Высшее действие иерархии называется действием контекста - это самый высокий уро­вень, который непосредственно описывает систему. Уровни ниже на­зываются порожденными декомпозициями и представляют подпро­цессы родительского действия.

При создании модели сначала необходимо изобразить самый высокий уровень-действие контекста. Наименование действия опи­сывает систему непосредственно и, как правило, состоит из одного активного глагола в сочетании с обобщающим существительным, ко­торое разъясняет цель деятельности с точки зрения самого общего взгляда на систему.

Каждый блок может иметь различные типы связанных с ним стре­лок. Стрелки обозначают людей, место, вещи, понятия или события. Стрелки связывают границы диаграммы с блоками, а также действия (блоки) на диаграмме между собой. В диаграммах IDEF0 имеется че­тыре основных типа стрелок.

Вход блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком, чтобы произ­вести продукцию (выпуск). Стрелки входа всегда направляются в левую сторону блока. Стрелки входа необязательны, так как не все действия могут преобразовать или изменять (заменять) что-либо.

Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку контро­ля (управления). Управление всегда входит в вершину блока. Управ­ление, как правило, представляется в виде правил, инструкций, поли­тики компании, процедур или стандартов. Оно влияет на деятельность без фактического преобразования чего-либо. Управление может так­же использоваться для описания процедуры начала или окончания вы­полнения действия.

Стрелки выхода (выпуска) - это материал или информация, про­изведенная блоком. Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку выхода (выпуска). Процессы, которые не производят продук­ции (выпуска), лучше не моделировать вообще.

Механизмы исполнения - это те ресурсы, которые обеспечивают выполнение действия. В качестве механизма исполнения могут быть рассмотрены персонал компании, машины или оборудование, кото­рые обеспечивают выполнение деятельности. Стрелка механизма мо­жет отсутствовать, если определено, что это не важно для работы блока.

Контекстная диаграмма изображает деятельность самого верхнего уровня и обозначает границу моделирования относительно цели, воз­можностей и точки зрения. Название контекстной диаграммы нахо­дится в дереве модели непосредственно под общим описанием.

Для создания контекстной диаграммы необходимо сначала соз­дать новую модель, выбрав пункт «New» в меню «File». В появившем­ся диалоге необходимо набрать имя модели и выбрать ее тип. Этот диалог также отображается при запуске BPwin .

После создания модели можно задать ее параметры. Список свойств модели - это диалог, в котором можно задать такие парамет­ры, как полное наименование модели, ее словесное описание и состоя­ние, в котором находится модель, например «в работе» или «для публикации» (рис. 6.7)

Декомпозиция

Декомпозиционное разложение модели используется в моделиро­вании бизнес-процессов, для того чтобы дать более подробное описа­ние блоков. Каждое из этих действий может в свою очередь быть де­композировано. При каждой декомпозиции блока создается новая диаграмма. Число декомпозиций не ограничено и полностью зависит от уровня сложности, который необходимо показать в модели. Обра­тите внимание на кружок на рис. 6.8 Если действие не было декомпозирова­но, в верхнем левом углу блока будет по­являться символ «листа». После деком­позиции данного блока символ «листа» исчезнет.

Как декомпозировать блоки с ис­пользованием BPwin ? Это можно сделать двумя способами. В диаграмме нужно выбрать действие, которое необходимо декомпозировать. Для этого выберите необходимый ин­струмент в наборе BPwin или в дереве модели, затем щелкните на дей­ствии, которое нужно декомпозировать. Выбранное меню содержит команду декомпозиции. В появившемся диалоге необходимо задать требуемые тип и число подблоков. При декомпозиции блока BPwin создает новую диаграмму, которая является диаграммой разложения родительской диаграммы. Заметьте, что новые действия не связаны между собой и не поименованы - это ваша следующая задача. Вы должны задать взаимодействие между блоками и «привязать» к но­вым блокам стрелки, которые автоматически унаследованы от роди­тельской диаграммы.

Имя блока и другие его свойства вводятся в закладке «Name» спи­ска свойств блока. Для вывода свойств блока на экран достаточно два­жды щелкнуть мышью на блоке.

Следующим шагом при создании диаграммы должно быть соеди­нение всех использованных на диаграмме блоков с помощью стрелок, представляющих входы, результаты работы, средства управления и механизмы. Для этого достаточно соединить исходящую точку стрел­ки с точкой ее окончания. Окончанием стрелки может быть как одна из сторон функциональных блоков, так и граница диаграммы. BPwin автоматически выделяет допустимые окончания для создаваемых стрелок. Для рисования стрелки необходимо выбрать инструмент «стрелка» из комплекта инструментов.

Задание имени стрелки производится в закладке «Name» диалога свойств стрелок. Для вызова этого диалога достаточно дважды щелк­нуть мышью на нужной стрелке.

Если стрелка заканчивается на границе диаграммы BPwin , она по­мечается туннелем из квадратных скобок. Аналогично помечаются стрелки в родительской диаграмме, если в диаграмме декомпозиции удаляется перенесенная из нее стрелка. Квадратный туннель на начале стрелки указывает, что стрелка «не решена» в пределах иерархии мо­дели (не имеется никакой другой стрелки с таким же именем в любой другой диаграмме модели). Для поддержания целостности модели не­обходимо корректировать стрелки, помеченные «туннелями» из квад­ратных скобок, одним из следующих способов:

  • преобразованием в туннель из круглых скобок;
  • добавлением новой стрелки, соединяющей соответствующий блок с границей диаграммы;
  • созданием внешней ссылки (ссылки на объект, не описанный в данной модели) в соответствии с методологией IDEF0 ;
  • созданием ссылки на блок, расположенный на другой диаграмме.

В любой момент работы с диаграммой существует возможность добавления на нее новых блоков с использованием инструмента «Activity box Tool» панели инструментов. Для добавления блока сле­дует щелкнуть на этом инструменте, а затем - на диаграмме в том месте, где необходимо расположить новый блок. После того как до­полнительный блок создан, вы можете связать его стрелками с други­ми блоками и задать его название и другие свойства.

Нумерация блоков производится автоматически при их создании. Номера могут быть относительными или постоянными, они отражают иерархическое положение блока в пределах модели. Вы можете управлять нумерацией блоков на диаграмме, используя закладку «Presentation» диалога ввода свойств модели.

Перемещение любых объектов на диаграмме осуществляется с по­мощью их «захвата» мышью и перемещения в новое место. При пере­мещении блоков одновременно перемещаются и связанные с ними стрелки. Функциональные блоки могут также быть перемещены меж­ду диаграммами с использованием команд «Cut/Paste» из меню «Edit». Номера блокам диаграммы BPwin присваиваются автоматически. При изменении взаимного расположения блоков могут меняться и их но­мера.

Изменение размеров объектов диаграммы может быть сделано перемещением их границ. Для запрета изменения размеров объектов используют вкладку «Layout» диалога ввода свойств модели.

Если включен просмотр дерева модели, существует возможность просмотра модели как дерева диаграмм или дерева функцио­нальных блоков. Вершина дерева модели имеет кнопку переклю­чения «Diagrams/Activities» для отображения соответственно де­рева диаграмм или дерева действий. Дерево диаграмм открывается по умолчанию при запуске BPwin . Дерево моделей BPwin исполь­зует специальный набор графических символов для представле­ния диаграмм и действий в пределах дерева объектов. Вы можете использовать это дерево, чтобы переключиться на соответствующие модель, диаграмму или действие для выполнения редактиро­вания.

Оформление моделей

Использование цветовой палитры. В диаграмме BPwin вы мо­жете выбрать цветовую гамму для действий, стрелок и текстовых бло­ков. Использовать цвет на диаграммах не обязательно, но это может быть полезным для:

  • выделения недостаточно проработанных моментов;
  • выделения внесенных изменений;
  • отображения похожих по смыслу объектов.

Изменение цвета блоков диаграммы осуществляется с использо­ванием цветового редактора (рис. 6.9). Чтобы изменить цвет объекта, необходимо:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши на объекте, выбрать в появив­шемся меню пункт «Color editor»;
  • выбрать необходимый цвет объекта из предложенной палитры.

Выбор атрибутов шрифта. Атрибуты шрифта, такие, как тип, размер и стиль, могут использоваться для выделения или группировки функциональных блоков (рис. 6.10). Для изменения шрифта сле­дует:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши на объекте, выбрать в появив­шемся меню пункт «Font editor»;
  • выбрать необходимый шрифт и, при необходимости, задать его атрибуты.

Сделанные изменения можно применить и ко всем аналогичным объектам на диаграмме, включив соответствующие опции в левом нижнем углу окна диалога.

Оформление стрелок . Использование стилей применяемых в диаграмме стрелок важно для целостности и удобочитаемости созда­ваемых диаграмм IDEF0. Вы можете изменять вид стрелок, устанав­ливая их толщину, форму и цвет. Цвет стрелки выбирается с использо­ванием редактора цветов, как описано выше. Толщина стрелок также может быть изменена, что применяется для выделения отдельных процессов на диаграмме. Для изменения толщины стрелки необхо­димо:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши на стрелке и выбрать в меню пункт «Style editor»;
  • выбрать необходимую толщину стрелки в разделе «Thickness».

Следует обратить внимание на форму стрелки, которая определе­на в соответствии с используемой методологией. Стрелки типа «Relational» не описаны в методологии IDEF0, но могут использовать­ся, если строгое следование IDEF0 не обязательно. Диалог выбора ви­да и оформления стрелки приведен на рис. 6.11

.

Ветвление и объединение стрелок

Ветвление и объединение стрелок необходимо для обеспечения связи одной стрелки с несколькими функциональными блоками и на­оборот. Объединенные стрелки используются для создания общего перехода от нескольких функциональных блоков к одному или к гра­нице. Ветви и объединения создаются с использованием инструмента «Стрелка». Для удобства чтения диаграммы желательно именовать каждую ветку разделенной стрелки.

Названия стрелок отображаются автоматически и могут быть пе­ремещены с помощью мыши. Для соединения стрелки с ее названием может быть использован инструмент «Squiggle» с панели инструмен­тов IDEF0 или IDEF3.

Для пояснения содержимого диаграмм можно помещать на них текстовые блоки с произвольными комментариями. Для добавления текстового блока в диаграмму необходимо:

  • выбрать инструмент «Text» и щелкнуть мышью на том месте диа­граммы, где необходимо разместить пояснения;
  • в появившемся текстовом окне следует ввести текст пояснения.

К текстовым блокам применимы все описанные выше инструмен­ты оформления.

Опции отображения

Вы можете отображать или скрывать определенные объекты диаграммы и отдельные элементы оформления. Например, Вы можете переключать тени функциональных блоков на диаграмме. Параметры меню «View» относятся од­новременно ко всем диаграммам разра­батываемой модели.

В этом же меню производится на­стройка рабочего места BPwin. Напри­мер, можно отобразить или скрыть стандартную панель инструментов, па­нель инструментов «ModelMart», па­нель инструментов «BPwin », дерево модели и строку состояния. Также об­ратите внимание на пункт меню «Zoom», позволяющий изменять мас­штаб просматриваемых диаграмм. Этот пункт дублирует инструмент «Zoom» стандартной панели инструментов.

Другие виды диаграмм IDEF0

В дополнение к контекстным диаграммам и диаграммам декомпо­зиции другие типы диаграмм BPwin позволяют упростить представле­ние и разработку модели. Например, может оказаться необходимым разработать сценарий «что-если» для модели.

В этом разделе будет рассмотрено создание двух типов моделей:

  • диаграммы «только для представления» (For Exposition Only - FEO);
  • древовидные диаграммы.

При правильном использовании эти типы диаграмм упрощают до­кументирование моделей.

Создание диаграмм FEO . Диаграмма FEO может быть использо­вана для пояснения какой-либо части процесса, отражения особой точки зрения или выделения функциональных деталей, которые не­возможно показать с использованием синтаксиса IDEF0. Диаграммы FEO могут снабжаться дополнительным поясняющим текстом и не обязательно должны разрабатываться с учетом ограничений стандар­та IDEF0. Диаграммы FEO могут быть ассоциированы с любой суще­ствующей в модели диаграммой, но они не являются иерархической частью модели. Диаграмма FEO - копия любой существующей в мо­дели диаграммы. Диаграмма идентифицируется с помощью:

  • задаваемого разработчиком имени;
  • идентификатора вида AxF, где х - исходная диаграмма, а символ F показывает, что диаграмма имеет тип FEO.

FEO-диаграммы добавляются в модель с использованием пункта «FEO diagram» меню «Insert». В диалоге «Create New FEO Diagram» выберите один из следующих типов диаграммы для копирования:

  • если Вы выбираете «Context», просто напечатайте имя новой диа­граммы в поле «Name»;
  • если Вы выбираете «Decomposition», активизируется выпадаю­щий список «Copy From», показывающий все диаграммы деком­позиции в модели.

После нажатия ОК FEO-диаграмма будет создана и отображена на рабочем столе BPwin.

Так же как и для любой другой диаграммы, вы можете открыть диалог ввода свойств FEO-диаграммы.

Создание древовидных диаграмм (Node Tree Diagrams). Древо­видные диаграммы используются для отображения структуры модели в целом. В них, как правило, вершина (самый верхний узел) соответст­вует диаграмме контекстного уровня. Однако в качестве вершины мо­жет быть использован любой функциональный блок модели, при этом его подблоки будут показаны в качестве ветвей дерева.

Просмотр моделей с использованием древовидных диаграмм поз­воляет акцентировать внимание на функциональной декомпозиции мо­дели безотносительно к существующим внутри и вне модели потокам. При изменении структуры древовидная модель перестраивается автоматически по мере внесения изменений.

Древовидные модели нумеруются по шаблону AxN, аналогично диаграммам FEO.

Древовидные диаграммы добавляются в модель с использованием пункта «Node tree» меню «Insert».

При этом выводится диалог «Node tree definition», в котором зада­ются:

  • функциональный блок вершины;
  • количество отображаемых уровней;
  • параметры форматирования.

После нажатия ОК древовидная диаграмма создается и высвечи­вается на рабочем столе BPwin .

Открытие древовидных и FEO-диаграмм

Древовидные и FEO-диаграммы объединяются под названием «родственные» диаграммы. Они не отражаются непосредственно в де­реве модели, однако последнее может быть использовано для их от­крытия. Для этого нужно, во-первых, переключить дерево модели в режим «Diagram view», а затем щелкнуть правой кнопкой мыши на на­звании диаграммы. При этом BPwin выдаст соответствующий список родственных диаграмм. Для их открытия можно также использовать инструмент «Sibling diagram tool» на панели инструментов BPwin.

Разбиение и объединение моделей

Разбиение моделей в BPwin используется, как правило, для воз­можности коллективной разработки моделей. Единая модель может быть разделена на части, чтобы позволить нескольким разработчикам создавать собственные функциональные блоки модели. По заверше­нии разработки разделенная на части модель может быть объединена в одну для отображения бизнес-процесса в целом. При разбиении мо­делей на две каждая из них поддерживает собственный набор функ­циональных блоков, стрелок и других объектов BPwin .

Разбиение модели . Для его осуществления необходимо придер­живаться следующего алгоритма:

  • определите часть модели, которую необходимо отделить;
  • щелкните правой кнопкой мыши на выбранном функциональном блоке;
  • выберите пункт меню «Split model»;
  • в диалоге «Split options» введите имя, соответствующее имени функционального блока, что позволит впоследствии объединить модель ;
  • включите опцию «Copy entire dictionaries», чтобы скопировать словари объектов в отделяемую часть модели;
  • нажмите ОК.

В дереве модели будет создана и отображена новая модель. Обра­тите внимание на следующие моменты:

  • блок, с которого производилось разбиение, становится диаграм­мой контекстного уровня в новой модели;
  • в исходной связи появляется стрелка связи с именем, соответст­вующим имени новой модели;
  • все дочерние диаграммы функционального блока перенесены в новую модель;
  • разделенный функциональный блок остается в исходной модели.

После создания новой модели можно использовать диалог ввода свойств модели для определения свойств созданной модели.

Объединение моделей . По завершении разработки разделенных моделей BPwin позволяет объединить их в одну. Для объединения мо­делей должны выполняться следующие условия:

  • название стрелки связи должно соответствовать названию импор­тируемой модели;
  • название функционального блока в контекстной диаграмме им­портируемой модели должно соответствовать названию аналогич­ного функционального блока в основной модели.

При слиянии BPwin копирует все функциональные блоки, стрелки и другую информацию (кроме контекстной диаграммы) из импортируемой модели в основную. BPwin пропускает диаграмму контекстного уровня в импортируемой модели, поскольку она уже существует в основной модели. Все декомпозиции в импортируемой модели отно­сятся в основной модели к целевому функциональному блоку, который всегда должен иметь исходящую из него стрелку связи.

После открытия основной и импортируемой модели нужно:

  • щелкнуть правой кнопкой мыши на функциональном блоке основ­ной модели, к которому нужно импортировать данные;
  • выбрать из меню пункт «Merge Model»;
  • диалог «Continue with merge?» подтверждает, что именно вы хоти­те объединить и позволяет задать опции объединения . По завершении объединения дерево модели обновляется для отра­жения изменений в основной модели.